Содержание

Новый учебный год начался с пугающей новости: 13-летний алматинский школьник оказался в реанимации после драки. По словам матери, сын стал жертвой нападения группы сверстников. Они действовали жестоко — били по голове ногами. Это яркое проявление агрессии, которое каждый родитель хотел бы предотвратить на корню.

Корреспондент Tengrinews.kz Ольга Пастухова обратилась к детскому психологу Татьяне Остапенко, чтобы на простых и понятных примерах разобраться, как на ранней стадии родители могут понять, что их ребенок стал участником травли. Специалист объясняет, как помочь школьнику в зависимости от того, на какой из трех сторон треугольника школьного буллинга он оказался.

Что такое буллинг?

Буллинг — это английское слово, которое пришло из охотничьего лексикона. Термин «bull» означает притравливание собаки на дичь, на русский язык так и переводится — «травля». Когда охотничья собака ловит дичь, то у нее нет задачи ее задавить — она ее притравливает и ждет, пока охотник за ней придет. Также и у тех, кто травит, нет задачи уничтожить. Они хотят унизить человека и посмотреть, как он будет пребывать в унижении.

На сегодня практически каждый второй ребенок на мой прием приходит с темой буллинга. На поверхности запрос «Нет друзей», «Не хочет идти в школу» или «Сбегает с уроков», а по факту выходим на травлю. В казахстанском обществе считается, что травля — это когда тебя бьют, откровенно издеваются. На самом деле, это крайняя степень. А начинается все с издевок, когда с тобой не здороваются, не хотят садиться за одну парту, бойкотируют.

Нельзя сказать, что жертвой буллинга могут стать в большей степени мальчики или девочки, толстые или худые. В этом и вся заморочка: у буллинга нет психологического портрета. В одном классе могут травить пухлого ребенка, а в другом упитанный ученик будет лидером. Где-то травят дылду, а в другом месте высокие парни дружно играют в баскетбольной команде.

Тот, кто буллит, может зацепиться все равно за что. Смысл — не задавить кого-то определенного, а в том, чтобы получить удовольствие от унижения. Поэтому ему все равно, кто попадет в эту ловушку. Если жертву из класса убирают, то там обязательно появляется другая.

Как распознать травлю?

Самый первый признак травли — когда ребенка обижают. У современных подростков очень интересный лексикон. Запросто от подружки может прийти сообщение на вотсап: «Привет, дебилка! Как дела?» Сотовый телефон лежит на столе, мама случайно увидела и говорит дочери, что для нее это было бы оскорбительно. А девочка отвечает: «А что здесь такого? Мы часто так говорим. Я на них не обижаюсь. Это же мои друзья». Действительно, подростки ввели в свой сленг эти унизительные слова.

Еще один звоночек для родителей и учителя — когда ребенка игнорируют. Например, он приболел, пропустил занятия и спрашивает домашнее задание, а ему никто не ответил. Он не выполнит, его будут ругать. А как узнать, если никто не дает?

Когда он приглашает на день рождения, а все отказываются. Вроде и по уважительной причине, но это тоже игнор. Когда отказываются сидеть рядом. Когда перевешивают или перекладывают вещи под предлогом, что они грязные или как-то не так пахнут. А если учитель соглашается или даже прибивает отдельный крючок, то он травлю поддерживает. Когда забирают какие-либо вещи с парты или из портфеля, могут что-то спрятать в классе.

А потом говорят: «Ну что ты такой обидчивый! Мы же просто играем». И действительно, вроде бы и на игру похоже. И жертва не может понять, что на самом деле это травля. И педагог не может понять.

Важно знать, чем отличается игра от травли. В игре всегда весело, причем весело всем. Не только тому, чью шапку начали кидать, но и хозяину шапки: он мог сам предложить ее покидать и бегать за ней, потому что ему хочется порезвиться. Здесь важно, что роли меняются: сегодня мы кидаем шапку Васи, завтра Жасулана, а послезавтра Асем.

Также в игре есть важное правило «Стоп». Когда ребенок говорит: «Я больше не хочу так играть», то все останавливаются. Могут спросить: «А как ты хочешь играть?» При буллинге удовольствие не от процесса игры, а от эмоций жертвы: его бессилия, эмоциональной или физической боли. При буллинге «Стоп» только больше раззадоривает.

Кому нужна помощь?

Буллинг — это трехсторонний конфликт. Есть тот, кого травят. Есть те, кто травит. Есть немые наблюдатели. И помощь на самом деле нужна всем.

Предрасположенность к поведению жертвы формируют особенности семейного воспитания. Ребенок впадает в состояние жертвы, когда у него нет тыла за спиной и есть неуверенность в себе, сомнения, что он на самом деле хороший. Когда уверенность есть, то ребенок может прийти домой и сказать: «Странные они какие-то, странными словами обзываются».

У меня на консультации был мальчик, который так говорил. Одноклассники у него списывали, но при этом запрещали с ними садиться. Но ему это и не нужно было, он любил один сидеть. И для него это не травля. Если бы ему хотелось дружить, быть лидером, то он бы сильно переживал. Такие дети соглашаются на роль жертвы лишь бы не быть одним, чтобы их не игнорировали.

С одной девочкой на приеме мы обсуждали кто есть кто в классе: «Она — змея, потому что постоянно шипит. Он — попугай, потому что постоянно разговаривает. А я — мячик». Я обратила ее внимание, что все животные, а она — игрушка. Она отвечает: «Ну, да, я игрушка, меня все пинают». Выяснилось, что ее действительно могут пнуть под попу пацаны из класса, забрать и испортить ранец. А она будет стоять и хохотать вместе со всеми, хотя на самом деле ей в этот момент очень плохо. Логика такая: если я пожалуюсь или буду перечить, то останусь одна. Лучше я соглашусь быть жертвой. Это про внутреннюю самоценность, которая формируется или не формируется в семье.

Как правило, тот, кто травит, раньше сам был жертвой или жертва сейчас. Он может дома или от других старших испытывать травлю. И у ребенка есть запрет на проявление агрессии нормальным путем, он не может сказать родителям: «Мне не нравится, что вы так со мной поступаете». А куда-то слить ее надо: вот они приходят в класс и делают это там.

Как правило, те, кто травит, из достаточно благополучных семей. Про них говорят: «дети, у которых все есть». У них нет контакта с родителями, они не могут поговорить по душам, высказать свое мнение, почувствовать, что их мнение учитывается. Детям и подросткам важно быть значимыми. А когда «я никто и звать меня никак», потребность во власти все равно есть. И они ищут тех, над кем встать выше. Это не обязательно могут быть одноклассники. Агрессия может вылиться в адрес насекомых, птиц, домашних животных.

Психологическая помощь нужна и жертве буллинга, и агрессору. Причем не ребенку, а всей семье. Жертва и агрессор включились в семье, а потом пришли в школу и стали реализовывать семейный сценарий там.

Тем, кто наблюдает, также очень сложно. Есть чувство стадности, когда ребенок не может пойти против вожака, а тот, кто травит, — несомненно лидер. Ребенок не может противостоять всему классу. Получается внутреннее противоречие: мне и жалко жертву буллинга, и не могу сказать «Не трогайте», потому что я могу быть следующим. Все происходит с молчаливого согласия группы.

Что делать родителям, если ребенок стал участником травли?

Родителю можно условно «ничего не делать», если ребенок — из наблюдающих. В этом случае есть смысл разговаривать про нравственные нормы, моделировать поведение, если бы с ним такое произошло.

Идеальный алгоритм действий для жертвы травли таков.

1. Сначала ребенок пытается урегулировать ситуацию с обидчиком сам. Он может подойти и сказать: «Мне не нравится, когда ты делаешь…» Некоторые дети привыкли, что их дома обзывают или больно щиплют. И в классе они могут вести себя так же. Если ему сказать, что так нельзя, то есть вероятность, что он прекратит.

2. Если травля продолжается, то жертва буллинга сообщает агрессору: «Если будешь продолжать, то я расскажу педагогу». Иногда это срабатывает, особенно в начальной школе.

3. Родители идут к педагогу.

4. Родители идут к родителям обидчика.

5. Ребенка переводят в другую школу. Если совсем нет возможности, то хотя бы в другой класс.

Для жертвы буллинга нет никакой пользы оставаться в том же классе. Даже если его перестанут травить, то он будет ощущать беспомощность и небезопасность. Травля — это в принципе отсутствие безопасности для всех. Повышается уровень тревоги и внимания, падает уровень успеваемости. Получается замкнутый круг.

Некоторые родители выбирают другую стратегию поведения: они отдают ребенка в секцию карате или рукопашного боя, чтобы он мог постоять за себя. Но тогда родитель должен понимать, что ребенок будет кого-то бить. Он может поменяться ролями и отыгрывать на ком-то другом злость, обиду. В этом случае важно, чтобы у него был родительский допуск давать сдачу агрессору. Чтобы не получилось двойное послание: обижают — бей, но при этом тебя накажут, когда ты вломишь за обзывание или иное задирание.

Именно поэтому важно, чтобы между родителями и детьми было доверие, важно, чтобы дети могли рассказать все, что происходит с ними в школе. Сегодня некоторые педагоги говорят: «Класс — это наша семья. Все, что происходит в классе, должно остаться в классе». И дети могут искренне верить, что если они расскажут родителям, то они будут ябедами и предателями.

Однако есть момент: травля не всегда со стороны детей, буллинг часто идет со стороны педагога. Учитель может начать травлю фразами типа: «Почему ты такой глупый? Пятый раз домашку сделать не можешь?», «Ты что, глухой? Я тебе повторяю и повторяю» и «Хватит витать в облаках». Со стороны педагога для учеников это как команда «Фас». Если о ком-то саркастически отзываются, то, значит, они тоже имеют право. И дети ополчаются как стая.

Не секрет, что у педагогов есть любимчики и нелюбимчики. И если жертвой буллинга становится нелюбимчик, то он будет как бы ничего не замечать. Часто у педагогов бывает выгорание, когда нет душевных сил правильно реагировать на происходящее в классе. Хотя именно учителю под силу в самом начале за пять секунд на корню все остановить

Как остановить травлю?

Видео с YouTube-канала «Стоп Угроза»

Это старое видео, которое периодически гуляет по Сети. Здесь дается рекомендация, как можно говорить подростку, чтобы его не захотели оскорблять дальше. Тренер и девушка разыгрывают нападения, претензии, придирки к внешности. Это хороший пример, как вести себя, не уходя в агрессию или истерику.

Ольга Пастухова

Кто-то вспоминает школу с ностальгией, кто-то — с ужасом. Последний возникает не из-за плохих условий или скучной программы, а из-за школьной травли.

Травля, или буллинг (англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Не путайте буллинг и отсутствие сотни друзей. Ребёнок может быть интровертом, замкнутым, любящим одиночество или непопулярным. Но он не должен быть жертвой. Разница в регулярной и сознательной агрессии по отношению к ребёнку.

Относительно недавно появился ещё и кибербуллинг — это эмоциональное давление, только в интернете, особенно в социальных сетях.

Как часто это встречается?

Гораздо чаще, чем кажется. 30% человек в возрасте от 5 до 14 лет испытывали на себе насилие. Это 6,5 миллионов человек (по данным за 2011 год) Шеренги, Ф. Э. Насилие в школе над детьми и подростками в возрасте до 14 лет. . Из них пятая часть приходится на насилие в школе. Цифра не просто большая, она огромная.

Чем опасна школьная травля?

Помимо того, что травля может принимать форму физического насилия, то есть приводить к травмам, она может быть и психологической, эмоциональной. Её следы труднее заметить, но она не менее опасна.

Травля уничтожает самооценку человека. У объекта буллинга формируются комплексы. Ребёнок начинает верить, что заслужил плохое отношение к себе.

Травля мешает учиться, потому что ребёнку не до занятий: ему бы в школе выжить. Травля формирует тревожные расстройства, фобии, депрессии National Center for Injury Prevention and Control. Understanding School Violence. .

И ни один человек, который прошёл через неприятие коллектива, никогда этого не забудет. Впоследствии негативное отношение к жизни в классе может перейти вообще на любую общность, а это означает проблемы с коммуникацией во взрослом возрасте.

Кто в группе риска?

На самом деле все. Для травли ищут повод, что-то, чем ребёнок отличается от других (в любую сторону). Это могут быть физические недостатки, проблемы со здоровьем, плохая успеваемость, очки, цвет волос или разрез глаз, отсутствие модной одежды или дорогих гаджетов, даже неполная семья. Часто страдают замкнутые дети, у которых мало друзей, домашние дети, которые не умеют общаться в коллективе, и вообще все, чьё поведение не похоже на поведение обидчика.

Исправлять какие-то особенности, ставшие поводом, бесполезно. Те, кто травит, при желании могут докопаться и до фонарного столба.

А кто, собственно, травит?

Есть два совершенно противоположных типа нападающих.

  • Популярные дети, короли и королевы со своей школьной свитой, лидеры, управляющие другими детьми.
  • Асоциальные, оставшиеся за бортом коллектива ученики, которые пытаются занять позицию королей, собирая собственный двор.

Отдельный тип агрессоров — это взрослые сотрудники школы. Как правило, учителя.

Почему травят?

Потому что могут. Если спросить уже выросших обидчиков, зачем они занимались буллингом, как правило, они отвечают, что не понимали, что делают что-то не так. Кто-то ищет оправдания своему поведению, объясняя, что жертва получала «за дело».

Исследователи приходят к выводу, что источник травли не в личности жертвы или обидчика, а в том принципе, по которому формируются классы Peter Gray. GraySchool Bullying: A Tragic Cost of Undemocratic Schools. .

Детей в школах собирают на основании одного признака — года рождения. Естественным образом такая группа никогда бы не сформировалась. Поэтому неизбежны и конфликты: дети вынуждены общаться с теми, кого им навязывают, без права выбора.

Ситуация в школе напоминает ситуацию в тюрьме: людей насильно загоняют в одно помещение, а следить за ними должны люди, за которыми установлен не менее жёсткий контроль.

Травля — это и возможность установить свою власть в таком неестественном коллективе, и объединение обидчиков в сплочённую группу. А в любой группе ответственность за поступки размывается, то есть дети получают психологическую индульгенцию на любые поступки Руланн, Э. Как остановить травлю в школе. .

Есть только одно обязательное условие, без которого травля невозможна: попустительство со стороны учителей или молчаливое одобрение такого поведения.

Так это учителя во всём виноваты?

Нет. Дело в том, что учителя не видят травли. Нападающие умеют вести себя тихо, притворяться паиньками и издеваться над жертвой, когда этого никто не замечает. А вот жертва такой хитростью, как правило, не отличается. И если даёт ответ, попадается на глаза преподавателям.

Итог: учитель видит, как ученик нарушает порядок, но не видит, что стало поводом для этого.

Хотя нельзя отрицать проблему. Многие взрослые считают, что дети сами разберутся, что лучше не вмешиваться, что объект травли «сам виноват». А иногда педагогу не хватает опыта, квалификации (или совести), чтобы прекратить буллинг.

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Как прекратить травлю?

На самом деле, никто из исследователей не может дать рецепта, как остановить травлю. Нужно учесть, что если в школе началась травля, устранять проблему на уровне «жертва — нападающий» нельзя, потому что это неэффективно. Работать нужно со всем коллективом, потому что в буллинге всегда больше двух участников Петрановская, Л. Травля в детском коллективе. .

Весь класс и учителя — это свидетели, на которых также влияет развернувшаяся драма. Они тоже принимают участие в процессе, пусть и как наблюдатели.

Единственный способ на самом деле остановить травлю — создать нормальный здоровый коллектив в школе.

Этому помогают совместные задания, работы в группе над проектами, внеклассная активность, в которой участвуют все.

Главное, что нужно сделать, — это назвать травлю травлей, насилием, обозначить, что действия агрессоров замечены и что это необходимо прекратить. Так всё, что обидчики считают прикольным, окажется выставлено в другом свете. И сделать это должен либо классный руководитель, либо завуч, либо директор.

Как реагировать на агрессию?

Обсудите с ребёнком все случаи травли, чтобы он мог отвечать на действия обидчиков. Как правило, сценарии повторяются: это обзывания, мелкое вредительство, угрозы, физическое насилие.

В каждом случае жертве нужно действовать так, как не ожидают агрессоры.

На оскорбления всегда отвечать, но спокойно, не скатываясь в ответную ругань. Например, сказать: «А я с вами вежливо разговариваю». Если ребёнок увидел, что кто-то испортил его вещи, нужно об этом сообщить учителю, так, чтобы услышали обидчики: «Мария Александровна, на моём стуле жвачка, кто-то испортил школьную мебель». Если пытаются бить или затащить подальше, если не получается убежать, нужно громко кричать: «Помогите! Пожар!». Непривычно. Но дать себя избить — хуже.

Поскольку способы буллинга разнообразны, то и ответы будут индивидуальными. Не можете придумать, как быть? Спросите у специалистов-психологов, которые должны быть в каждой школе.

Что можно сделать с обидчиками?

Вариантов немного. Если ребёнка бьют, нужно обращаться в травмпункт, проходить медицинское освидетельствование, сообщать в полицию и обращаться в суд за компенсацией вреда. Ответственными за противоправные деяния будут родители и школа. Сами обидчики отвечают только после 16 лет (за тяжкий вред здоровью — после 14) Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. .

Но если буллинг только эмоциональный, доказать что-то и привлечь правоохранительные органы вряд ли получится. Нужно немедленно идти к классному руководителю, а если учитель отрицает проблему — к завучу, директору, в РОНО, Городское управление образования. Задача школы — организовать ту самую психологическую работу внутри класса или нескольких классов, чтобы прекратить насилие.

Если я вмешаюсь, хуже не станет?

Не станет. Травля — это не единичный конфликт. Их может быть множество. Если ребёнок стал объектом буллинга, он уже не может справиться с агрессией своими силами.

Худшая политика — решить, что ребёнок сам разберётся с проблемами.

Некоторым это действительно удаётся. А многие ломаются. Дело может дойти даже до суицида. Вы хотите проверить на своём ребёнке, повезёт ему или нет?

Как поддержать ребёнка?

  • Если травля уже есть, то это повод обратиться к психологу, причём разбираться надо сразу всей семьёй. Если ребёнок занимает в семье позицию жертвы, то и в школе будет то же самое.
  • Покажите, что вы всегда на стороне ребёнка и готовы помогать ему, разбираться с трудностями до самого конца, даже если это будет непросто. Никаких предложений перетерпеть сложный период быть не должно.
  • Постарайтесь уничтожить страх. Ребёнок боится и обидчиков, и учителей, которые могут наказать его за нарушение норм поведения, если он даст отпор или пожалуется. Расскажите, что его самоуважение важнее, чем мнение одноклассников и учителей.
  • Если ребёнку не хватает возможностей для самоутверждения в школе, найдите для него такие возможности. Пусть он покажет себя в хобби, спорте, дополнительных занятиях. Нужно привить ему уверенность. Для этого нужны практические подтверждения своей значимости, то есть достижения.
  • Сделайте вообще всё, что поможет поднять ребёнку самооценку. Это отдельная тема. Переройте весь интернет, перечитайте всю литературу на эту тему, поговорите со специалистами. Всё, чтобы ребёнок поверил в себя и в свои силы.

Что нельзя говорить?

Иногда родители занимают позицию, при которой их помощь становится вредной. Некоторые фразы сделают только хуже.

«Ты сам виноват», «ты так себя ведёшь», «ты их провоцируешь», «тебя травят за что-то». Ни в чём ребёнок не виноват. И у каждого из нас можно найти отличия от других, недостатки. Это не значит, что каждого могут травить. Обвинять жертву и искать причины буллинга — значит оправдывать обидчиков. Так вы встанете на сторону врагов своего ребёнка.

Есть мнение, что существует особое виктимное поведение, то есть шаблон жертвы, на которую невозможно не напасть. Даже если и так, это не повод делать ребёнка козлом отпущения. Так просто нельзя — и точка.

«Не обращай внимания». Травля — это грубейшее вторжение в личное пространство, не реагировать на такое нельзя. В какой-то момент обидчики и правда могут отстать. Не факт, что к этому времени от самооценки и от самоуважения ребёнка хоть что-то останется.

«Дай им сдачи». Рискованный совет, который ставит под угрозу здоровье ребёнка и обостряет конфликт. Если жертва пытается неумело сопротивляться, травля только усиливается.

«Что вы делаете, ему же плохо!». Этими или похожими словами пытаются утихомирить нападающих. Не старайтесь достучаться до тех, кто травит, объясняя, что жертве плохо. Так вы только докажете, что жертва слабая, а обидчики — сильные, то есть подтвердите их позицию.

Надо ли переводить ребёнка в другую школу?

Популярна позиция, что перевод ребёнка в другой класс или школу — это неудачная мера, потому что на новом месте будет то же самое. Лучше научить ребёнка вести себя по-новому, чтобы он закалял характер и мог дать отпор.

На самом деле нет. Как мы уже выяснили, травля начинается там, где у ребёнка нет права выбора коллектива. Потенциальной жертвой может стать любой. И буллинг невозможен, если педагогический состав умеет пресекать травлю в самом начале.

То есть переход в другой коллектив (например, в школу, где углубленно изучают предметы, близкие ребёнку) или к другому учителю может исправить ситуацию.

Если не удаётся решить проблему, если учителя в школе закрывают глаза на травлю, если ребёнок боится идти в школу, то смените её.

А потом уже, на новом месте и с новыми силами, ходите к психологу и учите ребёнка моральной стойкости.

У моего ребёнка всё хорошо, ему травля не грозит?

Будем надеяться, что нет, и что ваш ребёнок не будет ни жертвой, ни агрессором. Но на всякий случай помните:

  • Буллинг — распространённое явление, которое было всегда.
  • Травля растёт там, где её выращивают: в коллективе, где собраны слишком разные дети без общих целей и интересов. Стать жертвой может любой человек, так как все мы чем-то отличаемся от других.
  • Дети не всегда рассказывают родителям о травле, но без вмешательства взрослых проблему решить сложно. Устранять буллинг нужно во всём классе сразу, работать с учителями и психологами.
  • Главное — спасти детскую самооценку, чтобы это не вылилось в серьёзные психологические проблемы во взрослом возрасте.
  • Если сотрудники школы делают вид, что ничего не происходит, ищите другую школу.

Поделитесь опытом: как вы смогли остановить травлю в школе, что именно помогло? Если вы когда-то участвовали в травле, то что вами двигало?

Стрижка, одежда, манера разговора, успехи в учебе, доходы в семье – это все может стать причиной буллинга, говоря по простому, травли в школе.

По данным UNICEF Ukraine, 89% процентов школьников сталкиваются с этой проблемой.

Опросы в украинских школах подтвердили, что 52% детей терпят издевки из-за внешности, 7% поддаются унижениям по половому признаку, 5% поддаются буллингу в связи с ориентацией, еще 5% — из-за этнической принадлежности.

Но самое ужасное, что дети терпят издевательства и стесняются кому-то об этом говорить. 50% жертв не знают, кому рассказать о своей беде или бояться, что сделают только хуже.

После России, Албании и Беларусии, Украина находится на четвертом уровне по уровню юношеской агрессии.

Именно поэтому, 19 января 2019 года вступил в силу Закон Украины о противодействии буллингу. И силами ювенальной полиции постоянно проводятся мероприятия и разъяснительные работы среди детей и подростков, чтобы предупредить насилие.

Так, например, прошлая неделя в Украине полностью посвящена противодействию буллингу среди детей и подростков.

Что такое буллинг и как за него наказывают

Говоря юридическим языком буллинг – это систематическое физическое, психологическое, экономическое и сексуальное насилие, в том числе и с применением современных средств электронных коммуникаций, которое применяется против малолетнего или несовершеннолетнего человека.

С 19 января 2019 года буллинг в Украине считается административным правонарушением. Карается административной ответственностью – статья 173 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Санкция статьи подразумевает наказание в виде штрафа от пятидесяти до ста необлагаемых прожиточных минимумов. Это примерно 850-1700 гривен или же общественные работы на срок от 20 до 40 часов.

Если административный проступок совершен повторно или же группой людей, то придется заплатить штраф от 1700 до 3400 тысяч гривен. Или же отработать на благо общества – от 40 до 60 часов.

Несовершеннолетним также не удастся открутиться от наказания за издевательства. Если в буллинге обличили несовершеннолетнего, до 16 лет, то штраф должны заплатить его родители — 850-1700 гривен или же общественные работы на срок от 20 до 40 часов.

Читайте также: Чиновник Константин Лобойченко: » Ультрас движение — не всегда доброе место, но благодаря ребятам я научился защищать своих близких”

Случаи буллинга в Харькове и области

В ювенальной полиции говорят, что точной статистики по буллингу нет. Очень часто родители жертв буллинга или сами пострадавшие не заявляют в полицию.

Что касается Харькова и области, то за период с января 2019 года, было зарегистрировано четыре протокола об административном нарушении, которые касаются буллинга.

Наказание понесли только в одном из этих случаев.

Случай первый. Город Изюм, Харьковской области. Пятнадцатилетний школьник решил, что унижение одноклассника сделает его популярным. Он систематически оказывал психологическое давление на товарища, пока родители пострадавшего не написали заявление в полицию.

Факты издевательств подтвердили одноклассники, классный руководитель и директор школы.
Дело было передано в суд. Так как обидчик несовершеннолетний, за его поступки будет отвечать мама. На первый раз служители Фемиды решили наказать штрафом. Обвиняемый в буллинге и его мама вину отрицать не стали, заплатили 850 гривен штрафа.

В марте 2019 года в харьковской 60-той школе ученик первого А класса напал на своего одноклассника. Отпора не получил и решил продолжить свои издевательства. На протяжении двух месяцев, малолетний агрессор нападал, бил, толкал и обзывал своего одноклассника. Правоохранители составили административный протокол, но дело в суд передано не было, закрыли в связи с отсутствием состава преступления.

Еще два дела, которые зафиксировали правоохранители, вернули на доработку. В первом случае, несовершеннолетняя 2008 года рождения систематически издевается над учителями и одноклассниками.

В другом случае – к ответственности планируют привлечь не только сына, который унижает своих одногодок, но и его мать. Женщину подозревают в халатном исполнении родительских обязанностей.

У общественности сразу возникает вопрос, как полиция может зарегистрировать только четыре случая, если интернет кишит сообщениями о том, что над детьми издевались, или же избивали? Мало того, выкладывали в сеть видео, на котором подростки жестоко избивают друг друга или толпой набрасываются на одного.

В ювенальной полиции говорят, что очень часто такие сообщения не подпадают под определение «буллинг». Например, нет систематических издевательств. Иногда жертва или родители подростка, которого обидели, не обращаются к правоохранителям. Или же пишут заявление в полицию только тогда, когда не могут решить конфликт со школьной администрацией.

Не хватило куска торта

В Харькове, в школе №151 произошел вопиющий случай, когда «травить» ребенка начали не дети, а учителя.

По окончанию учебного года родители организовали праздник своим детям и заказали порционный торт. Кусочек праздничного пирога достался всем, кроме одного ребенка, ее мама не сдала деньги на лакомство.

Вопиющим был тот факт, что школьница просилась пойти домой, но учитель заставил остаться ее в классе и пристыдил за то, что ее родители не сдали деньги. Мама девочки заявила, что об этом торте знали только «избранные» родители. А она перестала сдавать деньги только после того, как такие поборы стали регулярными. По общим подсчетам мамы за год класс сдает около 14,5 тысяч гривен только на «сладкие столы».

Эту ситуацию решили без участия правоохранительных органов – мама пострадавшей девочки написала жалобу в органы образования и учителя отстранили от учебного процесса, а после уволили.

«Встала и сюда подошла», — избиение подростка в Изюме

13 сентября этого года, сеть облетело видео, на котором девушка – подросток лет 14 – 15 беспощадно избивает свою одногодку, оскорбляет, таскает за волосы и бьет по лицу. Не останавливается даже тогда, когда молодой человек за кадром просит прекратить ужас.

Свое «достижение» обидчица не только сняла на камеру, но и опубликовала в социальной сети.

Психологи в один голос твердят, что проявления агрессии среди девушек стало более частым фактом. В обществе наблюдают такой феномен, как «женщина с закрытым сердцем». Когда представительницы прекрасного пола не только перебирают на себя мужские функции, но и стремительно черствеют душой.

Психологи отмечают, что у детей и подростков это особенно выражено. И если мальчики могут только морально давить на свою жертву, то в случаи с девочками в 60% случаев ненависть выльется в драку.

Читайте также: Спайсы, бошки, шишки: как организована наркочума на улицах Харькова

Кибербуллинг

В UNICEF провели опрос среди детей, которые стали жертвами буллинга. В опросе взяли участие 2117 респондентов. 69% опрошенных ответили, что потерпели издевательства вживую, 20% пострадали в социальных сетях и 1% — по телефону.

То есть, 21% респондентов стали жертвами кибербуллинга. Это еще один вид насилия, которому подвергаются современные дети.

Среди кибербуллинга выделяют – использование личной информации, анонимные угрозы, телефонные звонки с молчанием, преследования, happy slapping – насилие ради развлечения, то есть съемка издевательств на камеру с дальнейшим распространением.

В Ювенальной полиции заявили, что в Харькове и области пока не зафиксировали случаев кибербуллинга среди молодежи. По крайней мере, в полицию с такими заявлениями никто не обращался.

Однако, правоохранители просят запомнить простые правила для родителей, дети которых стали жертвами насилия в интернете.

Важным элементом защиты собственных интересов является фиксация доказательств кибербуллинга. Для этого необходимо:

  • сделать скриншот;
  • сохранить видео;
  • скопировать и сохранить ссылку;
  • записать видео или аудио общения с обидчиком.

Юристы советуют

Юристы уверяют, за буллинг нужно наказывать и требовать моральную компенсацию – это единственная возможность прекратить издевательства.

Если ваш ребенок стал жертвой буллинга, в первую очередь, нужно написать заявление на имя директора, прикрепив все возможные доказательств – видео, тексты переписок, слова свидетелей. Также получить от школьного или внештатного психолога подтверждение, что ребенку была нанесена моральная травма.

Если же моральным оскорблением дело не кончилось, зафиксировать у врача факт и последствия побоев. Это станет доказательной базой на суде.

Если решить проблему на уровне школы не получается – необходимо обратиться с заявлением и доказательствами в полицию. Обязательно проконтролируйте, чтобы на вашей копии документа был номер регистрации.

Через пару дней уточните, кто ведет ваше дело — чтобы не затянули, и виновник не оказался безнаказанным: через месяц заявление об административном правонарушении аннулируется.

В случае, если ваш ребенок или близкий человек, стал жертвой буллинга можно обратиться за помощью по телефонам:

  • Детская линия 116 111 или 0 800 500 225
  • Горячая телефонная линия противодействия буллингу 116 000
  • Уполномоченный Верховной рады по правам человека — 0 800 50 17 20
  • Центр предоставления безоплатной правовой помощи — 0 800 213 103
  • Полиция – 102

Международный опыт борьбы с буллингом

Школа в Норвегии

Одной из первых стран, где о буллинге начали говорить на государственном уровне, стала Швеция.

Здесь не только приняли законы, которые защищают жертву буллинга, но и проводят систематическую профилактическую работу силами государственных предприятий и некоммерческих организаций.

Особым успехом пользуются так называемый «Метод Фарста», когда в учебных заведениях создают специальные анти буллинговые команды. В них ходят ученики и учителя, которые защищают учеников первых-девятых классов.

Но самой эффективной антибуллинговой кампанией называют норвежскую программу Дена Ольвеуса. Она не только снижает случаи травли на 30-50%, но одновременно снижаются показатели антисоциального поведения. Эта программа основывается на создании теплой и положительной школьной среды обитания и акцентирует внимание не на наказании, а на поощрении мирного существования. Эта программа обязательна во всех школах Норвегии.

Во всех школах Швеции и Норвегии подписывают договора со школьниками (даже с первым классом) о том, что они не имеют права наносить психологический или физический вред одноклассникам. В противном случае, директор имеет право поставить виновника на учет в полицию.

Читайте также: «Порядки были суровые»: женские школы Харькова в девятнадцатом веке

В Украине же делами детей, в том числе и проблемами буллинга, занимаются представители Ювенальной полиции. Они отмечают, что основными методами борьбы с детской и подростковой жестокостью остаются профилактические беседы с детьми и родителями, культурные мероприятия совместно с администрацией учебных заведении. Ювенальная полиция рассматривает заявления о случаях буллинга и предоставляет услуги психолога пострадавшей стороне.

Неважно, как называть это явление: «травля в школе» или «буллинг». Если в классе каждый день запирают в кабинке туалета слабого мальчика и не выпускают оттуда — это проблема и учителей, и родителей, и детей. И если травля всё ещё часть школьной жизни, то надо постараться узнать о ней как можно больше.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Травля — системный сбой школьного коллектива

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Травля — системный баг, и разбираться с ней на уровне детей и родителей абсолютно неэффективно. До сведения учителей нужно донести суть происходящего. Нередко учителя начинают сваливать вину на затравленного ребёнка: «он не похож на других», «он неправильно себя ведёт», «он сам подставляется», «его не любят». Или даже: «она такая умная, а умных не любят». Главное, не поддаваться на эти провокации, даже если они имеют вид комплиментов ребёнку.

Жертва — не всегда ребёнок, который чем-то выделяется

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Важное дополнение к первому пункту. Как обычно объясняют травлю? Слишком толстый, слишком худой, рыжий, в очках. И вообще сам нарвался. Но правда в том, что жертвой буллинга может стать любой, а внешность, музыкальные вкусы, успехи в учёбе или проблемы в семье — лишь повод. Красивые и умные дети страдают от нападок одноклассников не реже других. Всех жертв объединяет разве что повышенная чувствительность: они часто показывают свой страх, могут заплакать, то есть реагируют на травлю именно так, как нужно агрессорам.

Роль агрессора или жертвы — это не навсегда

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Конечно, последствия травли сказываются в будущем. Люди, которых травили в детстве, вспоминают о школе как о самом худшем, что было в их жизни. Но это не значит, что жертвы становятся неудачниками, а агрессоры никогда не признают своих ошибок. И всё же поведение в школе — это не те модели поведения, которые человек будет реализовывать всю жизнь. Кристин Аудмайер в книге о школьной травле «Все на одного» приводит истории десятков успешных и уверенных в себе взрослых, которых гнобили одноклассники. И столько же историй обидчиков, которым уже в старшей школе становилось стыдно, и они начинали защищать того, на кого сами недавно нападали.

В школьной травле участвуют не только ученики, но и учителя

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Учитель-буллер — такая же реальность, как и агрессор-одноклассник. Только у учителя гораздо больше ресурсов для масштабной травли. Часто дети молчат о том, что происходит. И здесь речь может идти в том числе о сексуальных домогательствах. Ребёнку может быть стыдно или он просто не знает, как говорить о происходящем. Именно поэтому необходимо дать детям те слова, которыми они могут описывать свои эмоции. А ещё — объяснить, в каких именно ситуациях они сталкиваются с проявлением ненормального отношения со стороны учителя. Ребёнок должен понимать, что между учителем и учеником существует дистанция, которую нельзя нарушать. Учитель не должен унижать ученика, и роман между ними — невозможен.

Родитель может сделать только хуже

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Например, посоветовать дать сдачи или не обращать внимания на происходящее. Первый совет сформирует у ребёнка представление, что все проблемы можно решить силой, и даст индульгенцию на вымещение накопленной обиды и злости на других детях. Второй — запустит две мысли у ребёнка: мне плохо — я не должен обращать на это внимание, мои переживания не важны — я не важен, в том числе и для родителей. И то и другое в решении проблемы не поможет, но скорее приведёт к разрушению доверительных отношений в семье и только усугубит ситуацию с травлей.

Слова действительно могут помочь

Кадр из фильма «Школа выживания» / Paramount Pictures

Главное — правильно их подобрать. Часто, сталкиваясь с буллингом, родители хотят отправиться к обидчику и его родителям/директору/учителю, устроить скандал или просто забрать ребёнка из школы. Но важно понять, что сложившуюся ситуацию надо обязательно обсуждать с ребёнком. Только в этом случае появляется шанс действительно что-то изменить. «Ты ни в чём не виноват», «Давай вместе подумаем, что можно сделать», «Спасибо, что поделился со мной. Я это ценю и понимаю, что ты чувствуешь» — все эти фразы помогут ребёнку понять, что он не остался с проблемой один на один, и дадут возможность почувствовать себя защищённым.

Все о травле в школе читайте по этому тегу.

Российская благотворительная организация «Детские деревни – SOS» запустила на своем сайте акцию #SOS_ПРОТИВ_БУЛЛИНГА в поддержку детей, которые сталкиваются с буллингом. Акция приурочена к 1 сентября – к началу нового учебного года.

Одна из проблем, с которой сталкиваются дети в школе – это буллинг (травля, задирание, унижение), последствия которого могут быть очень серьёзными и даже трагичными. Предотвращение травли детей в школе – одна из важных задач, с которой работают специалисты благотворительной организации «Детские деревни – SOS».

Не всем детям повезло в этом мире. Есть дети, которые познали жестокость, потеряли родителей, столкнулись с насилием, страданиями, бедностью. Они нуждаются в усиленной поддержке. Им необходима помощь, чтобы справиться с душевными травмами, адаптироваться в социуме, не отставать в учёбе от одноклассников. Особенно, если эти дети в школе сталкиваются с буллингом.

В ходе акции «Детские деревни – SOS» собирают средства, которые будут направлены на оплату работы психологов, социальных работников, логопедов и репетиторов с детьми из Детских деревень – SOS и с подопечными нашей программы профилактики социального сиротства. А также на работу специалистов Детских деревень – SOS с учителями, учениками и родителями – на образовательные программы для школ в 8 регионах России в течение всего учебного года.

Несмотря на то, что проблема буллинга распространена и масштабна, не существует точных и официальных статистических данных. В преддверии нового учебного года Детские деревни – SOS провели опрос детей и взрослых о распространении буллинга в школах. В исследовании приняли участники сторонники и подопечные организации, подписчики в социальных сетях, а также дети сторонников и подписчиков: всего 1220 взрослых и 272 ребенка. Исследование показало, что буллинг – это серьезная проблема, которая в той или иной форме касается почти всех детей.

Так, по данным опроса среди взрослых, 87% ответили, что сталкивались в своей жизни с травлей.

Чаще всего это происходило в школе – у 90% сталкивавшихся с буллингом. 45% сталкивавшихся с буллингом отмечают, что это происходило на улице; реже – в профессиональных и высших учебных заведениях, в интернете, в дополнительных кружках и секциях.

В роли жертвы буллинга побывали 47% из тех, кто с ним сталкивался, а вот в том, что сами были зачинщиками, признались лишь 13%. Очень часто люди вообще не реагируют на издевательства над другими и стоят в стороне: 71% сталкивавшихся с буллингом указали, что были в подобных ситуациях наблюдателями, и лишь 42% вступались за других жертв.

При этом участники опроса считают, что жертвой буллинга могут стать не только дети, выделяющиеся из общей массы (34% ответов), но и вообще кто угодно (78%).

42% опрошенных взрослых – родителей детей школьного возраста – сообщили, что их дети сталкивались с буллингом в школе.

Что же думают сами дети?

«У ребёнка, над которым издеваются сверстники, понизится самооценка, он перестанет доверять людям, верить в их доброту и бескорыстие. Именно с этими убеждениями он войдёт во взрослую жизнь, и ему будет очень трудно», – таков один из ответов детей – участников опроса.

Более половины (!) детей сообщили, что их самих, одноклассников или их друзей «донимали с особой настойчивостью» (56%). В отношении себя это указали 21% опрошенных.

Как и во времена детства их родителей, самым распространенным местом травли детей всё так же остается школа: 68% случаев. На втором месте по «популярности» буллинга – интернет (29%).

Многим детям приходится прогуливать школу из-за травли – в этом признались 16%.

Как обстоят дела с доверием и решением проблем в школе?

В 46% случаев дети рассказывают о проблемах с одноклассниками взрослым членам семьи: мамам и папам, бабушкам и дедушкам. При этом учителям жалуются лишь 12%.

В большинстве случаев (66%) учителя, узнав о проблеме, помогали её решить, но в 33% случаев – никак не реагировали…

Радует, что лишь немногие учителя вели себя недостойно, смеясь над жертвами вместе с другими детьми (3%).

В последнем вопросе исследования детям предложили самим написать ответ на вопрос «Что вы посоветуете сделать взрослым, чтобы помочь детям, которым приходится тяжелее всего от насмешек?». Ответы были очень разнообразными, но каждый отметил, что детям нужна помощь взрослых.

Опрос «Детских деревень – SOS» показал, что проблема буллинга была актуальна многие годы назад и остается таковой сейчас. Дети, ставшие жертвами буллинга, и дети-агрессоры могут иметь серьезные, длительные проблемы. Буллинг, будучи одной из форм насилия, вредит не только жертве, но и свидетелям происходящего. Соответственно, проблема намного масштабнее, чем кажется с первого взгляда, и требует участия взрослых.

Благотворительная организация «Детские деревни – SOS» подготовила для родителей и детей различный полезный контент, который будет опубликован в течение всей акции на страницах организации в социальных сетях: Вконтакте, Facebook и Instagram. Вот несколько советов от специалистов организации родителям «Что делать, если ваш ребенок столкнулся с буллингом?»:

Поддержка

Дайте возможность ребенку быть услышанным, проявите внимание и заинтересованность. Лучше не давать советов и не расспрашивать, если он пока не готов все рассказать.

Главное, что ребенок должен услышать от родителя:

«Это не нормально!»,

«Причина не в тебе, ты не плохой человек»,

«Я на твоей стороне и сделаю все, чтобы помочь остановить травлю».

Помощь ребенку

Буллинг травмирует всех участников процесса. Ребенку, столкнувшемуся с травлей, может понадобиться помощь психолога. Родитель в этой ситуации тоже испытывает сложные и противоречивые эмоции. Мы рекомендуем родителю также обратиться за поддержкой.

Изменение ситуации

Остановить буллинг в классе можно, только привлекая классного руководителя, социального педагога и администрацию школы. Это системная и длительная работа по изменению норм и правил взаимодействия в классе, по созданию безопасной среды.

Для начала стоит обратиться к классному руководителю и сообщить о травле. Важно постараться поддержать педагога, не обвинять его. Чтобы остановить травлю родители, педагоги и дети должны объединить усилия и действовать в одной команде. Взаимные обвинения только усугубят ситуацию. Педагогу бывает непросто признать, что в классе есть буллинг. Постарайтесь собрать конкретные факты, которые помогут ему увидеть проблему.

Если классный руководитель не идет на контакт, вы можете обратиться к директору или отделу образования. Можно предложить школе подключать НКО к противодействию буллингу. В данном случае специалисты другой организации смогут стать дополнительным ресурсом для и так чрезмерно загруженных педагогов.

Если ситуация угрожает здоровью ребенка, вы можете забрать ребенка из школы и написать заявление в полицию. Это не самое эффективное решение, но иногда ситуация бывает слишком травматичной. В этом случае важно сначала позаботиться о безопасности, а уже потом думать о долгосрочных мерах. Это решение лучше принимать вместе с ребенком.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *