Содержание к диссертации

Введение 3

Об актуальности темы диссертации (3); об исторических рамках исследования (3);

об изучении греческого ориентализирующего искусства (5);

о проблеме символического содержания ориентализирующих мотивов (8);

о цели и задачах исследования (13); о методе исследования (13);

о структуре и объеме диссертации (16); о материалах исследования (16)

Глава 1. ИЗ ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ ИКОНОГРАФИИ

ГРЕЧЕСКОГО ИСКУССТВА ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО СТИЛЯ 20

Глава2. Архаические греческие мифы о смерти и возрождении …. 32 О письменных источниках (32); мифы о смерти и возрождении (33)

Глава 3. Мотивы, ИМЕВШИЕ ПРОТОТИПЫ 43

В ИКОНОГРАФИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

Водяные птицы (44): микенская и геометрическая предыстория мотива (44);

изображения субгеометрического и ориентализирующего стиля (48); миф о водяной

птице (53)

Лошадь и колесница (55): микенская и геометрическая предыстория мотива (56

изображения субгеометрического и ориентализирующего стиля (58);

кратер из коллекции Боткина (61)

Глава 4. ЗВЕРИНЫЕ МОТИВЫ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ 69

ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО СТИЛЯ

Глава 5. АНТРОПОМОРФНЫЕ МОТИВЫ В ИЗОБРАЖЕНИЯХ 97

ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО СТИЛЯ

Борьба героя со зверем (97): диадема из коллекции Нелидова (98); о композиции и мифологическом сюжете (100); изображение борьбы героя со львом, погребальный культ и героический миф(103)

«Владычица», «Владыка» и «Жертва зверей» (105): «Жертва зверей» (107); миф о «Владычице» и умирающем «Владыке зверей» (109)

Заключение ] ] 5

примечания ]]9

библиография и сокращения 140

список иллюстраций 158

Приложение 1. ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦБІ 162

Приложение 2. АЛФАВИТНО-ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ] 54

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Введение к работе

Ов актуальности темы диссертации

Современная наука об античности становится все более строгой дисциплиной: классификации и хронологии — все более точными,

отдельные направления — все более специализированными и опреде-

ленными с точки зрения исследуемого предмета. Однако, кроме того, постоянно возрастает интерес к интерпретации известных фак-

тов и памятников. В некоторых областях, а в истории искусства —

в первую очередь, интерпретация, соответствующая новому уровню исторического знания, может иногда совершенно изменить понимание

той или иной проблемы.

Это непосредственно относится к проблеме иконографии греческого ориентализирующего искусства и ее символического содержания, в настоящей работе она рассматривается в связи с комплексом мотивов, отражающих греческие мифы о смерти и возрождении.

ОБ ИСТОРИЧЕСКИХ РАМКАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мы будем называть «ориентализирующим» тот этап в развитии греческого искусства, который продолжался приблизительно

B.A. SPARKES. Greek Art. Oxford: Oxford University press, 1991. (Greece and Rome: New Surveys in the Classics 22) P. 3.

с середины 8 до середины 6 в. до нашей эры . Хотя многие

исследователи говорят об условности термина «ориентализирующее

искусство», мы примем его. Ведь с точки зрения иконографии этот

период характеризуется именно подражанием восточным изобразительным моделям. Хотя, конечно, не только мотивы из искусства Древнего Востока, но и характерные приемы изображения фигур служат признаками, определяющими греческий ориентализирующий

стиль.

О непосредственном подражании восточным образцам и о самой

богатой ориентализирующей иконографии можно говорить в связи с

7 » памятниками греческого художественного ремесла. Расписные вазы

имеют при этом особое значение: их сохранилось больше, чем всех других видов памятников, и представленные на них мотивы очень разнообразны. В наше время выделено несколько локальных стилей вазописи. Система, в которую они складываются, отражает связи и различия основных центров ориентализирующего искусства — единство в разнообразии, которое исследователи всегда подчеркивают в греческой архаике.

Далее везде, кроме цитати библиографических ссылок, указание «до нашей эры (до н.э.)» опущено. Все даты, за исключением очевидных случаев, относятся ко времени до нашей эры.

6 N. COLDSTREAM. Geometric Greece. L.: Methuen, (1977)1979. (University Paperbacks 680). P. 358.

Далее везде термины «ориентализирующее искусство» и «(художественное) ремесло ориентализирующего стиля» используются как синонимы.

Ср. : Н. М. Никулина. Культурно-исторические контакты Средиземноморья и Передней Азии в 1 тысячелетии до н. э. Древний Восток и Греческая цивилизация. / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. : Ин-т востоковедения РАН, 1998. С. 15 («это и произведения монументальной живописи»).

Ориентализирующее искусство было закономерным явлением архаической культуры. Многие мотивы, характерные для его иконо-

графии, навсегда сохранились в репертуаре греческих художников.

На этом этапе развития был подготовлен расцвет изобразительного

10 _ искусства зрелой архаики. Эта эпоха — первая в истории греческого искусства, к которой «фактически применим нормальный исто-рико-художественный подход: ведь художники традиционно формируют свои изобразительные концепции не наблюдая натуру, но копируя

произведения других художников».

ОБ ИЗУЧЕНИИ ГРЕЧЕСКОГО ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕГО ИСКУССТВА Явление ориентализации греческой культуры и художественное ремесло ориентализирующего стиля привлекает к себе внимание спе-

циалистов уже более двухсот лет.

Во второй половине 19 и в 20 в. археологические исследования были предприняты на большей части той территории, где в рассматриваемое время располагались греческие города со святилищами и некрополями, и куда были выведены колонии и фактории. Среди них особое значение имели раскопки в таких центрах как: Афины, Фивы, Коринф, Аргос, Спарта, Олимпия, Дельфы; на островах Эгейского моря (Эгине, Родосе, Хиосе, Самосе, Фере, Косе, Фасосе); на Кипре и Крите; в Малой Азии (в Милете, Эфесе, Клазоменах, Фокее, Питанах, Ларисе, Старой

8 ~

Ср., напротив: В. М. ПОЛЕВОЙ. Искусство Греции. Древний мир. Средние века. Новое время.

М. : Советский художник, 1984. С. 110-112 (раздел «Истории движенье непрямое».)

См., например: I. EDLUND. «Meaningful or Meaningless? Animal Symbolism in Greek Vase Painting». II MededRom 42 (1980). P. 31-35.

J. D. BEAZLEY. II САН. Vol. IV. Ch. XVI, Ш. P. 582-583. 11 Benson 1970. P. 4ff, 78.

См. обзоры литературы, например: R. D. BARNETT. «Ancient Oriental Influences on Archaic

Одновременно развивались исследовательские подходы к этому материалу; особое значение имело здесь распространение методов стилистического анализа, разработанных X. Пэйном и Дж. Бизли (с 1940-х гг. — в применении к расписной керамике, а с 1960-х гг. -к самым разным группам памятников).

В результате, усилиями многих исследователей удалось наметить общую картину ориентализации греческой культуры и получить определенное представление о важнейших этапах развития, хронологии, об основных группах памятников и центрах ориентализирующего искусства.

О современном состоянии исследований в этой области в первую очередь свидетельствуют труды таких авторов как Дж. Борд-

^о 14 1S 1fi 17

ман, Р. М. Кук, Э. Акургал, Дж. Коль стрим, Э. Эмикс. Самым значительным влиянием пользуются сейчас также концепции

ID. Pre-Classical Style and Civilisation. Harmondsworth-Baltimor: Penguin Books, 1967.

Прежде всего: R. M. COOK. Greek Painted Pottery. L. : Methuen, 1960.

R. M. Cook, P. Dupont. East Greek Pottery. L. -N. Y.: Routlege Press, 1998.

Прежде всего: E. AKURGAL. Orient undOkzident. Baden-Baden: 1966.

Id. Alt-Smyrna. Ankara: Turk Tarih Kurumu Basimevi, 1983. Band 1.

1 fi

Прежде всего: COLDSTREAM 1979.

X. Пэйна, Э. Кунце, Р. Барнета, П. Демарня, Дж. Кука. В современной отечественной историографии фундаментальное значение

оо *}А ОС

имеют работы С. П. Борисковской, Л. В. Копейкиной, В. П. Яйленко,

Н. М. Никулиной. Важные вопросы истории ориентализирующего

искусства исследовали Ю. А. Савельев, Н. А. Сидорова, М. Ю.

Трейстер.

Набор сюжетов, характерный облик фигур, их соответствие определенным прототипам — это важнейшие признаки, которые позволяют датировать памятники и определить центр их производства. Поэтому вопрос об иконографии всегда рассматривается при исследовании той или иной группы изделий греческого ремесла ориентализирующего стиля. Свод иконографии коринфской

Прежде всего: Н. PAYNE. Necrocorinthia. A Study of Corinthian Art in the Archaic Period. Oxford:

Clarendon Press, 1931. 19

Прежде всего: E. KUNZE. Kretische Bronzereliefs. Stuttgart: 1931. ID. Archaische Schildbander.

Berlin: DAI, 1950. (OF П) 20

Прежде всего: Barnett 1956. 21

Прежде всего: P. DEMARGNE. Die Geburt der griechischen Kunst. Munchen:, 1965 (1975).

Прежде всего: J. M. COOK. The Greeks in Ionia and the East. N. Y. : Prager Press, 1963. (Ancient Peoples and Places 31)

Прежде всего: С. П. БОРИСКОВСКАЯ. Расписная керамика архаического Коринфа, ее художественное и историческое значение. / Диссертации на соискание звания кандидата исторических наук. Л.: ИИМК, 1966.

Прежде всего: Копейкина 1971. 25

Прежде всего: ЯЙЛЕНКО 1990.

Прежде всего: Н. М. НИКУЛИНА. Искусство Ионии и Ахеменидского Ирана. По материалам глиптики 5 — 6 вв. до н. э. М. : Искусство, 1994. (Из истории мирового искусства). ID. Культурно-исторические контакты Средиземноморья и Передней Азии в 1 тысячелетии до н. э. Древний Восток и Греческая цивилизация. / Диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. М. : Ин-т востоковедения РАН, 1998. 1998. 27

Прежде всего: Н. А. СИДОРОВА. «Архаическая керамика из Пантикапея». // МИА 103 (1962). С.

94-148. 29

Прежде всего: М. Yu. TREISTER. «North Syrian Metalworkers in Archaic Greek Settlements?» II

OJA 14:2 (1995). P. 159-178. M. Ю. ТРЕЙСТЕР. «Ионийские ремесленники — скифам». IIВДИ

1998:4. С. 130-141.

вазописи, в том числе ее ориентализирующих мотивов, который мож-

но найти у X. Пэйна (1931), дополнен Э. Эмиксом (1988). В отношении ионийской вазописи ориентализирующего стиля сохраняет

свое значение обзор иконографии у В. Ширинга (1957). Отметим

ос ос

Е. Шпартц (1962), Дж. Бенсона (1970) , Э. Вермёль и В. Карагеор-

гиса (1982), в которых раскрыты микенские источники некоторых

изображений такого рода.

О ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ІЗ ОРИЕНТАЛИЗИРУЮЩЕМ ИСКУССТВЕ

Существует также ряд исследований, специально посвященных содержанию изображений ориентализирующего стиля: работы У.-М.

ЧЯ ЭД 4Л

Люкс (1962), К. Кристу (1968), Ф. Хёльшера (1972) ,

Payne 1931. Amyx 1987. Vol. П. P. 617-674.

W. SCHIERING. Werkstatten orientalisierenden Keramik auf Rhodos. / DAI. Berlin: Mann Verlag,

32 D. OHLY. Griechische Goldbleche des 8. Jhd. v. Chr. / DAI. Berlin: Mann Verlag, 1953. 33

B. SCHWEITZER. Die geometrische Kunst Griechenlands. Friihe Formenwelt im Zeitalter Homers.

Koln: DuMont Verlag, 1969. 34

R. M. COOK. Clasomenian Sarcohpagi. Mainz: Zabern Verlag, 1981. (non vidi) 35

E. SPARTZ. Das Wappenbild des Herrn und Herrin der Tiere in der minoisch-mykenischen Kunst. I

Inaugural Dissertation. Munich: 1962.

36 BENSON 1970. 37

E. VERMEULE, V. KaRAGEORGHIS. Mycenaean Pictorial Vase-Painting. Cambridge-L.: Harvard

University Press, 1982.

F. HOLSCHER. Die Bedeutung archaischer Tierkampfbilder. Wiirzburg: Triltsch Verlag, 1972. (Bei
trage zur Archaologie 5)

А. Фермума (1977), П. Мюллера (1978), П. Ислера (1978), П. Бломе

44 45 4R

(1980), Е. Кирхнер (1987) , Г. Марко (1987) , Е. Хофштеттер

(1990), Дж. Бенсона (1995). Эти сочинения показывают, что понятие символического и мифологического содержания применимо к ориентализирующим мотивам, хотя это, в основном, изображения животных.

К ориентализирующему искусству часто применяют понятие «звериный стиль», «стиль звериных фризов». При этом зверей, изображения которых встречаются в ориентализирующих памятниках, можно найти и в греческих мифах. Несомненно, в архаическое время продолжали жить элементы самой древней мифологической картины мира, в которой звери и их иерархия отражали «модель жизни чело-

веческого общества и природы».

Очевидно, эта мифология сохранялась, прежде всего, в устных преданиях, в древнем фольклоре. В то же время, именно из этого источника черпали свои образы мастера всех видов архаического

A. FERMUM. Der Panther in der friihen griechischen Vasenmalerei, seine Herkunfit und Entwicklung.

I Inaugural Dissertation. Freiburg: 1977.

4 P. ISLER. «The Meaning of the Animal Frieze in Archaic Greek Art». II Num. Ant. CI., 1978. 44

P. BLOME. Die figtirliche Bildwelt Kretas in der geometrischen und friiharchaischen Periode. Mainz

amRhein: Zabern Verlag, 1982.

4 E. KlRCHNER. «Zum Bildprogramm Klasomenischer Sarkophage». II Jdl 102 (1987). P.

G. MARKOE. «The Lion Attack’ in Archaic Greek Art: Heroic Triumph». II CA 8 (1987). P. 85-115.

E. HOFSTETTER. Sirenen im archaischen und klassischen Griechenland. Wurzburg: Triltsch Verlag,

1990. (Beitrage zur Archaologie 19) 48

J. L. BENSON. «Human Figures, the Ajax Painter and Narrative Scenes in Earlier Corinthian Vase

Painting» II AH. P. 335-362.
Римскими цифрами обозначены ссылки на примечания, расположенные по
сле «Заключения».
ач

B. Н. Топоров. // МНМ. Т. I. С. 440,448.

профессионального искусства. Чтобы передать характеры и сюжеты мифов, ремесленники и поэты того времени использовали традиционные, общепринятые,’ а потому всем понятные формы выражения.

При этом в архаической поэзии сохранялись обороты и образы

еще микенской эпохи; некоторые из них, очевидно, были восточного

52 гл

происхождения. Также и некоторые мифы о животных и чудовищах в раннем греческом эпосе и лирике сходны с малоазийскими, финикийскими и вавилонскими; мифы этих народов греки заимствовали и

~ 53

во 2 тысячелетии, и позже.

См., например: PH. BRIZE. Die Gerioneis des Stesichoros und die frtihe griechische Kunst. Wiir-

zburg: Triltsch Verlag, 1980 (Beitrage zur Archaeologie 12). VERMEULE, KARAGEORGHIS 1982.

ЗАЙЦЕВ 1990 . С. 401-403. SPARKES 1991. P. 63 (до последней трети 6 в. греческие художники не

заимствовали свои сюжеты из эпоса, а предпочитали знакомые, вероятно, с детства народные

сказки). BENSON 1995. ЗАЙЦЕВ 2000. С. 205. 51

Об отборе мотивов и общепринятых условностях в мифологических изображениях: С.

52 М. L. WEST. «The Rise of the Greek Epic». IIJHS 58 (1988). P. 151-172.

Cp. : ИВАНОВ 1977. С. 23 (греческий эпос — «эпилог всей предшествующей древневосточной литературы»).

Литературные памятники архаики, как и произведения ориента-лизирующего изобразительного искусства, представляют восточные звериные образы в греческом мифологическом контексте. Это позволяет, по крайней мере в отдельных случаях, положительно ответить на «неразрешимый вопрос, который все же не может остаться незаданным: сознавали ли греки содержание и значение восточных. . .

фигур, богов и священных животных», когда использовали их изо-

бражения для своих религиозных нужд? Можно не сомневаться, что

со многими звериными мотивами, входящими в ориентализирующую

иконографию, у греков в 8 — 6 вв. были связаны определенные ми-

фологические характеры и культовые легенды.

Известно, что невозможно дать такого определения понятия «миф», которое удовлетворяло бы потребностям всех научных дисциплин, которые его изучают. Однако, более чем столетний опыт современных теоретических исследований классической античной мифологии позволяет утверждать, что миф

1) отражает определенные, исторически сложившиеся формы

значимых для общества представлений о том или ином явлении при-

роды и о человеке.

2) представляет собой неотъемлемую часть (источник,

U. JANTZEN. // Samos УШ. S. 92. 55

А. Ф. ЛОСЕВ. Античная мифология в ее историческом развитии. М. : Учпедгиз, 1957. В.

GOLDMAN. «The Development of the Lion-Griffin». IIAJA 64 (1960). P. 320.

Тахо-Годи 1989. С 28-30.

Никулина 1994. С. 18-19. Никулина 1998. С. 15.

Ф. X. КЕССИДИ. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М. : Мысль, 1972. С.39.

Из истории символических теорий мифа, см. прежде всего:

KIRK. F. GRAF. «Die Entstehung des Mythosbegriffs bei Christian Gottlob Heyne». II Mythos in

mythenloser Gesselschaft./ Hrsg. von F. Graff. Munchen: 1984. S.284-294.

ЛОСЕВ 1957. E. В. МЕЛЕТИНСКИЙ. Поэтика мифа. M., 1976.

модель, продукт) всех видов духовной деятельности древних.

Иными словами, можно сказать, что каждый отдельный миф —

» 58

это особая, ясная и важная содержательная структура, представление о которой передается от человека к человеку (и хранится в памяти общества) посредством образов, создаваемых всеми видами творчества — ритуального, словесного (цовос; — «слово») и изобразительного.

Такой подход к определению слова «миф» позволяет изучать иконографию ориентализирующего искусства как систему, а также делает ее доступным и важным источником представлений о мифологии архаической Греции. Мифология смерти и возрождения, мифы о

смерти и бессмертии — это неотъемлемая часть всякой древней ми-

фологии, в том числе греческой мифологии эпохи архаики. (См.

Главу 2).

Из истории теоретических исследований функций мифа: J. Е. HARRISON. Prolegomena to the Study of Greek Religion. Cambridge: 1903.

Ср.: ЛЕВИ-СТРОС 59

Э. КАССИРЕР. Эссе о человеке. Введение в философию человеческой культуры. Глава «Миф и

религия». // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. / Пер. с

англ., нем., фр. Сост. и общ. ред. А. Н. Красникова. М. : Канон+, 1998. (История философии в

памятниках). С. 396-405.

См. также: В. Я. Петрухин. // МНМ. Т. I. С. 452-456.

Ю. В. АНДРЕЕВ. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (Ш

— начало I тысячелетия до н. э.). СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. С. 401.

О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы выявить характерную для греческого изобразительного искусства ориентализирующего стиля иконографию мифов о смерти и возрождении.

Для этого следует решить следующие задачи:

  1. рассмотреть исторические предпосылки и источники формирования иконографии изобразительного искусства ориентализирующего стиля;

  2. представить основные мифы о смерти и возрождении, которые были характерны для архаической культуры;

  3. выделить мотивы изобразительного искусства ориентализирующего стиля, которые связаны с этими мифами.

О МЕТОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Мифы о смерти людей и богов, о загробном мире, о существовании части человеческого существа после смерти составляли центральное звено многих античных культов. В первую очередь — культов, связанных с почитанием хтонических богов и погребением мертвых. Среди предметов, предназначенных для них, прежде всего следует искать интересующие нас символические изображения.

«От Темных веков, и геометрического периода, а также 7в. имеется больше свидетельств о том, как хоронили, чем о любом

другом виде человеческой деятельности . А это было как раз то время, когда складывался ориентализирующий художественный репертуар. Значительная часть произведений раннего греческого ремес-

R. OSBORN. «A Crisis in Archaeologycal History? The 7th Century В. C. in Attica. » IIBSA 84 (1989). P. 299.

ла, которые дошли до нас, это — похоронные принадлежности.

Некоторые из них так и были созданы. Например, украшения из хрупкой золотой фольги, или орнаментированные стелы и саркофаги, или большие погребальные вазы. Изобразительные мотивы на

таких предметах, безусловно, должны были отражать образы мифов о смерти и потустороннем мире.

Трудно бывает оценить, насколько связаны с мифами о смерти и возрождении изображения на предметах ориентализирующего стиля, имевших бытовое назначение (сосудах, применявшихся в жизни украшениях и т.п.), которые тоже помещали в могилы. Однако, нужно

помнить, что, по-видимому, и в греческой культуре в целом, и в

«63

греческом восприятии ремесленных изделии отсутствовало разделение на профанную (бытовую) и сакральную (культовую, погребальную) сферы. Кроме того, набор мотивов в раннем греческом искусст-

ве был ограничен. Каждая «иконографическая формула приобретала

определенное значение в определенном контексте». Погребальный или культовый контекст

J. N. BREMMER. Greek religion. Oxford: Oxford University Press, 1994. (Greece and Rome. New surveys in the classics 24) P. 2 («религия была так интегрирована в жизнь греков, что у них не было даже специального наименования для нее… понятие «атеистический» не известно до 5 в. до н. э., но даже тогда оно означает только отсутствие у человека определенного отношения к божеству»).

I. SCHEIBLER. Griechische Topferkunst: Herstellung, Handel und Gebrauch der antiken Tongefasse. Munchen: Beck, 1983. (Beck’s Archaologische Bibliothek) S. 558,178. AHLBERG 1992. P. 21 (изделия геометрических художников оставались в жилищах, пока, в большинстве случаев их не использовали в качестве погребальных даров). См. также: ST. R. HAUSER. IIDNP. Bd. 13. S. 214 (о проблеме подобной интерпретации археологических памятников).

64 AHLBERG 1971. J. D. BEAZLEY. The Development of Attic Black-Figure. I Ed. by D. von Bothmer

and M. B. Moore. Berkley-Los Angeles-L. : University of California Press, 1986. 65

AHLBERG 1971. P. 261.1. MENNENGA. Unteisuchungzm-Kc^wsitkmuiidDeu^

kanpfszenenindergriechischen Vasenmalerei I In. Diss. Berlin: Freie Universitat Berlin, 1976. S. 129-130.

придавал формулам ориентализирующего искусства соответствующий смысл. Разные типы изображений (борьба или охота зверей, фигура водяной птицы или фриз с миксантропическими существами) находили особые точки соприкосновения с мифами о смерти и возрождении че-

ловека или божества.

Письменных и эпиграфических источников от эпохи ориентали-

зирующего стиля осталось очень немного. Поэтому для понимания изучаемых мотивов особое значение имеет анализ их собственных выразительных возможностей — символики художественных форм, условных приемов изображения (атрибутов, значимого сопоставления персонажей, характера композиций и т. п.).

Решающее значение для развития этого метода имели труды К.

Роберта и его концепция «иероглифической формы» как основы выра-

68 »

зительнои системы архаического искусства. Кроме того, крупнейший вклад в исследование символики художественной формы в античном искусстве внес К. Шефолд. В трудах, посвященных этим проблемам, Шефолд последовательно раскрыл, насколько духовная культура древнегреческого общества, его верования и мифы, были отра-

» 69

жены в памятниках изобразительного искусства.

Безусловно, интерпретируя символическое содержание художественных форм, мы сможем назвать только весьма общие «смысловые

К. KOBLER. // Kerameikos VI,. S. 152. См. также Главу 2.

Ср.: COLDSTREAM 1979. Р. 17,18 (до 5 в. греки не вели систематических записей, многое ю важнейших событий 7 и 6 вв. стало известно благодаря Геродоту и более поздним историкам, особенно -Страбону, Плутарху и Павсанию). BOARDMAN 1988. Р. 11. OSBORN 1989. Р. 313 (даже в истории Аттики 7 в. мы имеем дело в целом «с предположениями — как античными, так и современными»). Р. Е. BLOMBERG. On Corinthian Iconography. The Bridled Winged Horse and the Helmeted Female Head in the 6th Century ВС. Uppsala: 1996. (Acta Universitatis Upsaliensis. Boreas 25) P. 13 (культура Коринфа и в 6 в. плохо освещена тогдашними эпиграфическими и иными письменными источниками).

Прежде всего: ROBERT 1919.

Прежде всего: К. SCHEFOLD. Griechische Kunst als religioses Phenomen. Reinbek bei Hamburg:

Rowohlt Verlag, 1961. ID. Der religiose Gehalt der antiken Kunst und die Offenbarung. I Unter Mitar-

beit von M. T. Jenny. Mainz am Rhein: Zabern Verlag, 1998. (Kulturgeschichte der antiken Welt 78)

категории». В нашем исследовании это будут основные типы образов и сюжетов, в которых отражены мифы о смерти и возрождении. Однако, это очень важно, потому что речь идет о мифологическом содержании художественных памятников очень

раннего времени, не имеющего достаточного количества письменных источников.

О СТРУКТУРЕ И ОБЪЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

За «Введением» следует основная часть диссертации. Она состоит из пяти глав. Первая глава посвящена истории формирования греческой ориентализирующей иконографии. Вторая — основным мифам о смерти и возрождении, распространенным у архаических греков. В третьей главе рассматриваются связанные с этими мифами мотивы, происходящие из геометрической иконографии. Четвертая и пятая главы посвящены звериным и антропоморфным мотивам ориентализи-рующего стиля такого же рода. Затем следуют Заключение, Примечания, список «Библиография и сокращения» и список иллюстраций, а также два приложения (хронологические таблицы и алфавитно-предметный указатель). Объем диссертации — 169 страниц; альбом иллюстраций — 53 таблицы.

О МАТЕРИАЛАХ ИССЛЕДОВАНИЯ

Основную часть исследованных в диссертации материалов составляют изображения на памятниках ориентализирующего стиля из собрания Государственного Эрмитажа. Эти памятники в большинстве своем сейчас опубликованы. Благодаря трудам, прежде

BLOME 1982. S. 108.

всего, таких авторов как В. М. Скуднова, Л. И. Копейкина, С. П. Борисковская, Ю. И. Ильина в основном рассмотрены вопросы их атрибуции и датировки. Многие исследователи обращались к этим предметам как к свидетельствам по истории Северного Причерноморья и шире — по истории торгово-экономических, политических, культурных контактов народов Восточного Средиземноморья в архаический период. Теперь, когда уже многие культурно-исторические аспекты, связанные с памятниками ориентализирующего стиля, принадлежащими Эрмитажу, ясны, это дает возможность обратиться к ним как к источнику по мифологии архаической эпохи.

Изделия греческого художественного ремесла ориентализирующего стиля поступали в музей из разных коллекций и из исследованных античных центров Северного Причерноморья. Среди найденного в Северном Причерноморье преобладают расписные вазы и фрагменты ваз. Для нас важно, что многие из них происходят из некрополей. В бе-

резанской коллекции есть произведения ионийской вазописи (по-

следней четверти 7 — начала б в. ) . Там же найдены клазомен-

ские вазы групп Тюбинген, Книпович и Энманн (второй половины 6

в. ) . Из архаического некрополя Березани происходит группа коринфских ваз с росписями ориентализирующего стиля (в том числе,

второй — третьей четверти б в. ) . В архаическом некрополе Ольвии

найден ряд интересных для нас (в силу характерной иконографии) расписных ваз и фрагментов клазоменского

стиля и стиля Фикеллюра (третьей четверти б в. ). Из других центров Северного Причерноморья также поступило большое число расписных ваз и вазовых фрагментов, в том числе и такие значи-

тельные памятники как, например, ойнохоя из кургана Темир-гора.

Существенную часть собрания составляют предметы из частных коллекций. Таковы протокоринфские и большая часть коринфских ваз; они дают представление о развитии ориентализирующей иконографии Коринфа — важнейшего художественного центра ориентализи-

рующего искусства. Так же были приобретены ионийские фрагменты ваз с острова Калюмнос; это редкие ранние образцы, которые расширяют современные представления о процессе развития вазописи

ориентализирующего стиля в Ионии в середине 7 в. Отметим и такие памятники, как золотая тисненая диадема из коллекции А. И. Нелидова или коринфский кратер из коллекции М.П. Боткина. Это -изделия высокого художественного качества; они отличаются развернутой иконографией, непосредственно связанной с погребальными мифами; эти памятники показывают, какой характер носила изучаемая иконография на разных этапах истории ориентализирующего искусства .

Важной частью исследуемого здесь материала являются изделия художественного ремесла ориентализирующего стиля, опубликованные в обзорах и каталогах разных коллекций, в отчетах

В. М. СКУДНОВА. Архаический некрополь Ольвии. Публикация одной коллекции. / Под ред. С.

П. Борисковской. Л.: Искусство, 1988. С. 11-14.

Л. В. КОПЕЙКИНА. «Расписная родосско-ионийская ойнохоя из кургана Темир-Гора». // ВДИ

1972:1. С. 147-158.

76 БОРИСКОВСКАЯ 19661. С. 14-15. 77

Л. В. КОПЕЙКИНА. «Фрагменты родосско-ионийской керамики с острова Колюмнос». // СГЭ 37

(1973). С. 36-39. 8 COOK, DUPONT. Р.

о раскопках. Среди специальных исследований по иконографии особое место принадлежит соответствующим статьям из «Иконографиче-

ского словаря классической мифологии». Аналогии и аналитические сопоставления с представленным в этих изданиях материалом позволяет вернее оценить иконографические типы, которые встречаются в произведениях художественного ремесла ориентализирующего стиля из собрания Эрмитажа.

Lexicon iconographicum mythologiae classicae. Zurich-Munchen: Artemis, 1988 —

Автор хотел бы выразить самую глубокую признательность — за внимание и снисхожление, за многие доброжелательные советы и за саму возможность познакомиться с коллекциями Отдела Античного мира — его заведующим Софии Павловне Борисковской и Юрию Прокофьевичу Калашнику, а также всем хранителям и сотрудникам отдела.

В качестве первого научного руководителя, кандидат исторических наук СП. Борисковская помогла начать это исследование и выбрать его тему, поддерживала и опекала в течение двух с половиной лет. А затем работа была завершена во многом благодаря руководству, содействию и сочувствию кандидата искусствоведения Людмилы Ивановны Давыдовой. Такой же искренней и нежной благодарностью автор навсегда обязан своему постоянному научному руководителю в годы обучения в Санкт-Петербургском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина доктору искусствоведения В и р к о Борисов и е Б л э к. а также заведующему аспирантурой Государственного Эрмитажа доктору исторических наук Борису Викторовичу Сапунову, и всем тем, чье внимание, заботы и неоценимая помощь сделали возможной подготовку этой диссертации.

Am F Dm E Am Не убивай, а если все-таки убил, F Dm E Am Тогда давай построим храм среди могил, F Dm E Am Почем слова и ритуал для мертвых тел, F Dm G F Не воровал, я просто брал чего хотел! E Хотеееел Припев: Am Dm E Am Светлую весть разнесите пошире — Am Dm E Am С вырванным сердцем, холодный, как лед, F C E F В золоте по обреченному миру, Dm E Am Русский христос идет! F E Am Русский христос идет! Am F Dm E Am До тридцати я гипермаркет охранял, F Dm E Am Теперь в груди звереет гордость у меня, F Dm E Am Благослови — взорвется русская весна, F Dm G F Мы все в крови, нам оправдание — война! E Войнаааа Припев: Am Dm E Am Всем командирам по новой квартире, Am Dm E Am Плачущей матери цинковый гроб, F C E F В золоте, по неспасенному миру, Dm E Am Русский христос идет! F E Am Русский христос идет! Am F Dm E Am Люд справедлив — за то, что в храме танцевал F Dm E Am Дрова пилить поедешь на лесоповал, F Dm E Am Такой хуйни здесь не прощают никогда, F Dm G F Репост нажми — и по этапу в Магадан! E Припев: Am Dm E Am Шьет телогрейки Фемида в Сибири, Am Dm E Am Глупый, но, впрочем, смешной анекдот, F C E F В золоте по непрощенному миру, Dm E Am Русский христос идет! ДА!!! Dm E Am Русский христос идет! F E Am Русский христос идет!

Знаете ли вы Москву? Какая улица в столице самая длинная, где растут самые старые деревья, кто изображен на памятнике сырку «Дружба», откуда взялось название Девичье поле и в какой стране находится село Москва? Ученье — свет Приближается 1 сентября, день, дети снова пойдут в школу. Знаем ли мы, как и чему учились наши предки, какие у них были школы, какие учителя? Крещение Руси День Крещения Руси пока что не объявлен государственным праздником. Однако этот поворотный момент в истории России изменил русскую государственность, культуру, искусство, ментальность и многое другое. Счастливые годы последней императорской семьи Мы больше знаем о мученическом подвиге и последних днях жизни этой семьи, чем о том, что предшествовало этому подвигу. Как и чем жила августейшая семья тогда, когда над ней не тяготела тень ипатьевского дома, когда еще живы были традиции и порядки аристократической императорской России? Русские святые Кто стал прототипом героя «Братьев Карамазовых»? В честь кого из русских святых назвали улицу на острове Корфу? Кто из наших преподобных не кормил медведя? Проверьте, знаете ли вы мир русской святости, ответив на вопросы нашей викторины Апостолы Петр и Павел: рыбак и фарисей Почему их память празднуется в один день, где был раскопан дом Петра, какие слова из послания к Солунянам стали советским лозунгом и кто был Павел по профессии. 400-летие дома Романовых: памятные места Ко дню России предлагаем викторину о царской династии Романовых. Династия Романовых и благотворительность В год 400-летия воцарения в России династии Романовых вспоминаем служение царей и цариц делам милосердия. Пасха Зачем идет крестный ход — знаете? А откуда пошел обычай красить яйца? А когда отменяются земные поклоны? Кто написал канон «Воскресения день»? Великий пост Проверьте себя, хорошо ли вы знаете постное богослужение. Сретение Рождественская викторина

Перевод слова «CRISTA, AE F » с латинского языка на русский в режиме онлайн.
Выражение может использоваться для татуировок на латыни как на мужских, так и женских руках, а также на других частях тела.
Бесплатный латинско-русский переводчик выдает, что слово «CRISTA, AE F » на русском будет:

CRISTA, AE F — 1) хохол, гребень (у птиц); 2) перья на шлеме, султан; 3) анат. гребень, гребешок (c. ampullaris ампулярный гребешок; c. arcuata дугообразный гребешок; c. basilaris базилярный гребешок; c. buccinatoria щечный гребешок; c. capitis costae гребешок головки ребра; c. colli costae гребень шейки ребра; c. conchalis раковинный гребень; c. ethmoidalis решетчатый гребень; c. fenestrae cochleae гребешок окна улитки; c. frontalis лобный гребень; c. galli петушиный гребень; c. iliaca подвздошный гребень; c. infratemporalis подвисочный гребень; c. intertrochanterica межвертельный гребень; c. lacrimalis слезный гребень; c. marginalis краевой гребень; c. medialis медиальный гребень; c. musculi supinatoris гребень мышцы-супинатора; c. nasalis носовой гребень; c. obturatoria запирательный гребень; c. occipitalis затылочный гребень; c. palatina нёбный гребень; c. pubica лобковый гребень; c. sacralis крестцовый гребень; c. sphenoidalis клиновидный гребень; c. supracondylaris надмыщелковый гребень; c. supramastoidea надсоецевидный гребень; c. supraventricularis наджелудочковый гребень; c. terminalis пограничный гребень; c. transversa поперечный гребень; c. triangularis треугольный гребень; c. tuberculi majoris гребень большого бугорка; c. tuberculi minoris гребень малого бугорка; c. urethralis гребень мочеиспускательного канала; c. vestibuli гребень преддверия).

Совсем скоро придёт великий праздник Воскресения Христова, состоятся торжественные богослужения, на которых с радостью в сердце православные будут много-много раз повторять слова «Христос Воскресе».

С этих слов начинается и тропарь Пасхи – ноты его обиходного варианта (на пятый глас), а также и иных напевов («Придворный», «Колокольчик»), можно посмотреть и скачать себе прямо с этой странички.

Напоминаю, что тропарь – это краткое песнопение, прославляющее одно из евангельских событий или какого-либо святого. Из текста, который содержат в себе ноты тропаря Пасхи, понятно, о чём именно идёт речь. Тропарь Пасхи по тексту разделён на три фразы. Первая – «Христос воскресе из мертвых», этими словами провозглашается радостная весть о воскресении Спасителя. Вторая фраза – «смертию смерть поправ», эти слова означают, что своими страданиями он победил смерть. Последняя, третья, фраза в тропаре – «и сущим во гробех живот даровав» говорит о том, что все праведники после смерти удостоены вечной жизни.

Итак, тропарь Пасхи – ноты в его обиходном варианте распева на пятый глас можно открыть, сохранить и распечатать, кликнув сюда – Тропарь Пасхи глас 5

Если первая ссылка не работает, не отчаивайтесь, вот вам запасная, с помощью которой вы сможете скачать ноты тропаря Пасхи с сервиса Яндекс-диск – http://yadi.sk/d/DAm5Zrxx4Nc4A

Кстати, если у вас не открываются файлы в формате pdf, советую вам скачать и установить на свой «родненький компик» малюсенькую программу для просмотра таких файлов. Программа называется Adobe Reader, она бесплатная. Скачивать нужно только с официального сайта, который легко найти, если ввести прямой запрос с названием программы в поисковике.

Посмотрите, как торжественно звучит пасхальный тропарь в исполнении большого хора участников праздничного фестиваля:

Тропарь Пасхи на праздничных службах поётся многократно, поэтому, как правило, хор разучивает его сразу на несколько разных напевов. Например, давно уже полюбились регентам и клирошанам и стали широко распространёнными такие напевы, как Придворный или так называемый Колокольчик.

Тропарь Пасхи Придворного напева – ноты смотрим здесь – Тропарь Пасхи Придворного распева или скачиваем с Яндекс-диска – .

Тропарь Пасхи Колокольчик – ноты открываем и сохраняем с этой странички – Тропарь Пасхи Колокольчик или снова делаем всё при помощи нашего любимого Яндекса – http://yadi.sk/d/Dbf9tWs94O2ML

Тропарь Пасхи на разных языках – ноты

Если вы служите в архиерейском соборе, то в праздник нужно петь тропари Пасхи на разных языках. Есть ноты с текстом тропаря на греческом, латинском, английском и французской языках. Всё объединено в один pdf-файл.

Ноты Тропарь Пасхи на разных языках – Тропарь Пасхи на разных языках ссылка на скачивание с Яндекса

Вот нашёл на ютубе видео, в котором поют тропарь Пасхи на греческом языке. Звучит очень празднично:

P.S. На нашем сайте вы также можете скачать и много других нот для церковного хора – например, рождественские колядки или ноты тропаря и кондака Рождеству Христову.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *