«О ДУШЕ» (Περὶ ψυχῆς, лат. De anima) – трактат Аристотеля, впервые систематически излагающий учение о душе (психологию); датируется ок. 334 до н.э. (т.н. 2-й афинский период – время преподавания в Ликее). Наука о душе, по Аристотелю, относится к теоретическим наукам и примыкает к физике и биологии (отсюда – предпочтение вопросам психофизиологии и характерное отсутствие этической проблематики); в трактате «О возникновении животных» имеются упоминания об «О душе» как уже написанном сочинении (736а 37, 779b 23, 786b 25, 788b 2). Однако если исходить из намеченной в 12 кн. «Метафизики» иерархии сущностей (от неживых тел к телам природным, растениям, животным, людям и богам), то психология в системе философии Аристотеля оказывается связующим звеном между физикой и первой философией (основа для позднейшей неоплатонической интерпретации).

Трактат состоит из трех книг, в первой из которых дается критический обзор мнений предшественников Аристотеля на природу души (псюхе), а в остальных двух излагается его собственное учение. Как и все сохранившиеся произведения, «О душе» относится к эзотерическим (внутришкольным) сочинениям Аристотеля; четкая структура произведения позволяет считать дошедший до нас текст в основном подготовленным самим Аристотелем, однако не до конца, о чем говорит фрагментарный характер кн. III. В соответствии с заявленным планом (De an. I 1, 402а) Аристотель предполагает рассмотреть природу души (этому посвящена критическая кн. I и первые главы кн. II), затем – все ее привходящие свойства, из которых одни свойственны только душе (таков ум; см. отдельные главы кн. III), а другие – душе вместе с телом, таковы все душевные свойства (о них – кн. II и почти вся кн. III), отчего сама душа получает определение как энтелехия тела.

Кн. I: общее введение с обоснованием темы исследования и указанием одновременно важности и сложности предмета (гл. 1); Аристотель указывает на связь научной (описательной) психологии (τῆς ψυχῆς ἱστορία) с физикой (402а 5), а также на специфику души как одновременно предмета и орудия познания; в отличие от математика и философа (представителей двух других теоретических наук) физик-психолог не может изучать свой предмет абстрактно: изучаемые им состояния души (πάθη) «неотделимы от природной материи живых существ», они есть «смыслы, связанные с материей» (λόγοι ἔνυλοι). Основное содержание книги – критика ранних теорий души, от досократиков до Платона. Главные возражения Аристотеля: душа не может быть ни тонкой телесной субстанцией (против древних натурфилософов), ни бестелесной субстанцией (против Платона), ибо она вообще не есть самостоятельная субстанция, ни гармонией (против пифагорейцев). Будучи источником движения (жизни) и познания, душа не должна мыслиться отдельно от движимого ею тела, без которого она не может быть ни реальным принципом жизни, ни познания.

Кн. II. Аристотель дает собственное определение души как «первой энтелехии естественного тела» (в отличие от искусственного), «обладающего органами» (органы ощущающей души – пять органов чувств, органы растительной души – внутренние органы тела, благодаря которым возможны рост, питание и порождение) (412а 27 – b 6). Начиная со 2-й главы следует подробное обсуждение душевных способностей, соответствующих трем типам жизни: растительной (питательной, θρεπτική), ощущающей и разумной (ср. три части души в учении Платона: вожделеющая, пылкая и разумная). Сначала описывается простейшая «питательная» способность (гл. 4), которой обладают все живые существа, в т. ч. растения, а в заключение – «разумная», которой обладают только люди. Чувственному восприятию (αἴσθησις), которое обще людям и животным, посвящены De an. II 5 – III 2; анализу пяти отдельных чувств (осязанию, обонянию, зрению, слуху, вкусу) и действию соответствующих органов – II 7–11.

Кн. III. После отдельных чувств Аристотель обсуждает т.н. «общее чувство» (κοινὴ αἴσθησις), у которого нет особого телесного органа, – понятие, с помощью которого он описывает организующую роль души в чувственном опыте (ср.: Plat. Theaet. 185b 4 – 186а 1). Хотя пять чувств и соответствующие органы строго отделены друг от друга (ухо слышит звуки, но не видит цвета и т.д.) и ни одно из них не сообщает ничего о сущности, но только о качествах, – наше чувственное познание предметно. Это возможно благодаря действию «общего чувства». Можно выделить четыре функции, связанные с ним: 1) восприятие общих свойств (движение, фигура, величина, единство, число; в «О памяти» 451а 17 и 452b 7–9 к ним добавляется также время) – отдельные чувства воспринимают их «привходящим образом», а не сами по себе (De an. 425a 27); 2) сведение воедино чувственных данных (ср. 425b 1–2: «не дело отдельного чувства судить о том, что эти два свойства составляют одно», напр., что «белое» и «сладкое» относятся к одному куску сахара); 3) различение разных чувств (426b 16: «невозможно различить посредством обособленных друг от друга чувств, что сладкое есть нечто отличное от белого, но и то и другое должно быть ясным чему-то одному») и 4) самовосприятие (425b 12: «мы воспринимаем, что мы видим и слышим»).

Кн. III, гл. 3 – обсуждение близко связанной с «общим чувством» способности образного представления-фантасии (φαντασία), промежуточного звена между чувствами и разумом. Основное внимание Аристотель уделяет нашей способности удерживать образы предметов после того, как их непосредственное восприятие прекратилось. III 4–6 – учение о разуме (νου̑ς), отмечается неаффицируемость ума объектом мышления, в отличие от аффицируемости органа чувства объектом чувственного восприятия. Гл. 5: знаменитое различение между умом активным (νου̑ς ποιητικός) и пассивным (παθητικός). Только активный ум «существует отдельно и не подвержен ничему (ἀπαθής), он ни с чем не смешан, будучи по своей сущности деятельностью (ἐνέργεια)»; «существуя отдельно, он есть то, что он есть, и только это бессмертно и вечно»; «ум страдательный смертен и без деятельного ума ничего не может мыслить» (430а 16–18, 22–23). По существу активный ум – отдельная по отношению к душе сущность; у комментаторов традиционно отождествлялся с «внешним умом» (ὁ θύραθεν νου̑ς), упомянутым в «О возникновении животных» 736b 27 (ср. 744b 22). Гл. 7 – коллекция отдельных фрагментов, сохраненная издателями Аристотеля; большинство фрагментов посвящены чувственному восприятию, но заканчивается глава рассуждением о соотношении фантасии и мышления.

К «О душе» примыкает ряд т.н. малых психологических сочинений (лат. Parva naturalia): «О чувственном восприятии», «О памяти», «О сне и бодрствовании», «О сновидениях», «О предчувствии во сне», «О долголетии», «О юности и старости», «О жизни и смерти», «О дыхании».

Издания греческого текста:

1. W.D.Ross, 1956, англ. пер. и комм. W.D.Ross, 1961;

2. Hamlyn D.W. Aristotleʼs De Anima II and III. Oxf., 1968.

Литература:

1. Spicer E.E. Aristotleʼs conception of the Soul. L., 1934;

2. Nuyens F. Lʼévolution de la psychologie dʼAristote. Louvain, 1948;

3. Hamelin O. La théorie de lʼintellect dʼaprès Aristote et ses commentateurs. P., 1953;

4. Wedin M. Mind and Imagination in Aristotle. New Haven, 1988;

5. Nussbaum M.G., Rorty A.O. (eds.). Essays on Aristotleʼs De Anima. Oxf., 1992;

6. Blumenthal H.J. Aristotle and Neoplatonism in Late Antiquity: Interpretations of the De anima. Ν. Υ., 1996;

7. Lloyd G.Ε., Owen G. (eds.). Aristotle on Mind and the Senses. Proceedings of the 7th Symposium Aristotelicum. Cambr., 1978;

8. Barnes J., Schofield M., Sorabji R. (eds.). Articles on Aristotle. Vol. 4: Psychology and Aesthetics. L., 1979;

В этой книге читателю предстоит увлекательное расследование четырех мифов, хорошо ему знакомых: 1. Всеобщее воровство – неотъемлемая черта русского мира, отмеченная еще Карамзиным в его знаменитом: «Воруют-с…» И нечего ждать от государства, которое само исторически погрязло во взяточничестве. 2. Власть держится на исконном долготерпении русского народа и слепом уповании: «Вот приедет барин, барин нас рассудит…» 3. Воровское раболепие в корне отличает нас и от Запада, и от Востока. Отовсюду мы берем худшее – такова загадочная русская душа. 4. С нашей созерцательной православной духовностью, наложенной на исконную русскую лень и разгильдяйство, ничего путного своими руками создать мы не можем. Если только по привычке своруем что: чертежи самолета братьев Райт или атомной бомбы… Блоху подковать – это бывает на нетрезвую голову, но к эффективному организованному труду мы не годимся в принципе. Так что все потуги властей развивать науку, технологии, промышленность – просто пиар и распиливание бюджета. Словом, есть что обсудить. Автор не будет доказывать вам, что всё изреченное есть сплошная ложь, однако поможет распознать некое лукавство, отделяющее полуправду от правды. Итак, поищем детали, в которых скрывается Лукавый? Читайте, думайте, спорьте!

Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан Тертуллиан и Карфаген Тертуллиан и митраизм Тертуллиан и стоицизм Тертуллиан и монтанизм Тертуллиан и его читатели «О душе» Проблемы Источники О душе Глава I. Не от философов, но от Бога следует узнавать о душе. Глава II. В том, что пишут о душе философы, много спорного и недостоверного. Глава III. Происхождение души – из дыхания Бога. Глава IV. Душа рождена и сотворена. Глава V. Душа – это тело. Глава VI. Опровержение платоников, отрицающих телесность души. Глава VII. Телесность души очевидна из слов Евангелия. Глава VIII. Душа является телом, несмотря на свое отличие от других тел. Глава IX. Душа наделена определенным обликом, формой и размерами. Глава X. Душа является простой и однородной. Глава XI. Душа названа духом, потому что она дышит, а не потому, что она собственно есть дух. Глава XII. О душе и уме. Глава XIII. Ум – орудие души. Глава XIV. Душа является несоставной и неделимой. Глава XV. У души есть ведущее начало, пребывающее в сердце. Глава XVI. Две части души: природное разумное начало и возникшее позже неразумное. Глава XVII. Об истинности пяти чувств. Глава XVIII. Интеллект нельзя предпочитать чувству и отделять от него. Глава XIX. Опровержение тех, кто утверждает, что человек получает интеллект позже души. Глава XX. Душа однородна по семени, разные судьбы обусловливаются внешними воздействиями. Глава XXI. О свободе воли и изменчивости природы всех рожденных и сотворенных. Глава XXII. Определение души. Глава XXIII. Мнения различных еретиков, заимствующих учение Платона. Глава XXIV. Опровержение учения Платона о воспоминании души. Глава XXV. Опровержение мнения, что душа появляется после рождения. Глава XXVI. Писание подтверждает то, что душа есть у еще неродившихся младенцев. Глава XXVII. Душа и тело зачинаются одновременно. Глава XXVIII. Разоблачение обмана Пифагора. Глава XXIX. Опровержение учения о переселении душ. Глава XXX. Опровержение учения о переселении душ (продолжение). Глава XXXI. Нелепость учения о переселении душ. Глава XXXII. Опровержение учения о вселении человеческой души в животных. Глава XXXIII. Бессмысленность и неадекватность воздаяния, осуществляемого посредством вселения человеческой души в различных животных. Глава XXXIV. Опровержение учения Симона Самаритянина. Глава XXXV. Опровержение учения Карпократа. Глава XXXVI. О мужском и женском полах. Глава XXXVII. О вынашивании младенца, его рождении и дальнейшем росте. Глава XXXVIII. Плоть – дом души, а душа – жилец плоти. Глава XXXIX. О суевериях, связанных с родами. Глава XL. Плоть – служанка души. Глава XLI. Как нет души без греха, так нет и души без семени добра. Глава XLII. Опровержение учения Эпикура о смерти. Глава XLIII. О естественности сна. Глава XLIV. О случае с Гермотимом. Глава XLV. О сне и экстазе. Глава XLVI. О достоверности сновидений. Глава XLVII. Четыре вида сновидений. Глава XLVIII. О влиянии времени, положения человека и поста на сновидения. Глава XLIX. Не существует душ, свободных от сновидений. Глава L. Опровержение Менандра, учившего, что смерть к его последователям не относится. Глава LI. Смерть сразу и полностью отделяет душу от тела. Глава LII. Человек не был создан для смерти, любая смерть является насилием над природой. Глава LIII. Видимость угасания души при болезнях возникает благодаря процессам, происходящим в теле больного. Глава LIV. О прибежище души после смерти согласно различным философам. Глава LV. Преисподняя согласно учению христиан; рай сразу после смерти – привилегия мучеников. Глава LVI. Опровержение мнения, что души непогребенных и погибших преждевременно находятся среди живых. Глава LVII. Под именем душ, вызываемых магами, действуют демоны. Глава LVIII. О посмертной участи душ. De anima Библиография
[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *