Тема старообрядческих церквей дореволюционной Самары оказалась исследована, пожалуй, даже полнее, чем в случае с традиционным православием (конечно, во многом это обусловлено тем, что старообрядческих храмов было просто напросто меньше). Есть даже книга «Старообрядчество Самарского края. История и культура», написанная Половинкиным П.В. и Кожевниковой М.В. и изданная в 2007 году. Выдержки из неё потом разошлись по множеству сайтов. Практически весь материал для этой публикации был взят с сайта sobory.ru, его администраторы и рядовые участники проделали отличную работу, мне осталось лишь объединить отдельные статьи в один материал, расположив храмы в хронологическом порядке, и дополнить текст справочной информацией.

Для начала разберёмся, кто же такие старообрядцы:

Старообрядчество, или Древлеправославие, — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с греческой церковью и прежде всего — с Церковью Константинопольской.
Богослужебная реформа вызвала раскол в Русской церкви. Приверженцы старообрядчества, за исключением единоверцев, до 17 апреля 1905 года в Российской империи официально именовались «раскольниками» и преследовались церковными и светскими властями.

Более подробные сведения: https://ru.wikipedia.org/wiki/Старообрядчество

Спасаясь от преследований властей, раскольники бежали из центра страны на окраины. Многие из них отправились осваивать Урал и Сибирь, а часть осела на Волге. Этому способствовала «амнистия» старообрядцев, которую объявила Екатерина II. В манифесте императрицы от 4 декабря 1762 года говорилось: «Ея Импе­раторского Величества указом всем живущим за границей российским раскольникам объ­явить, что им позволяется выходить и селиться особыми слободами не только в Сибири, на Барабинской степи и других порожних и отдаленных местах, но и в Воронежской, Бел­городской и Казанской губерниях на порожних и выгодных землях, где полезнее можно быть».

С этого времени начинается открытое заселение старообрядцами Поволжья. Старообрядческие храмы появляются в Казани, Саратове, Хвалынске и, наконец, в Самаре. Подробно останавливаться на истории старообрядцев в нашем городе я не буду (вы можете почитать об этом, например, здесь: https://sgpress.ru/news/81093), просто перечислю, какие храмы были ими построены в Самаре до Революции.

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Единоверческая)

Под таким названием в Самаре действовало сразу три церкви, причём все они относились к разным ветвям старообрядчества. Две из них сохранились до наших дней, и о них я расскажу далее. Самая же первая же Казанско-Богородицкая церковь, называемая порой Единоверческой или Пятиглавой, увы, не пережила советское время.

Вот что писал об этом храме Пётр Алабин в своей книге «Двадцатипятилетие Самары как губернского города»:

Церковь эта получила свое начало в 1848 году, по усердию прихожан ея, жителей Самары, принявших единоверие, при чем она была построена деревянная, небольших размеров. Ныне это одна из лучших церквей в городе, — большая, каменная, о пяти главах, с отдельною, высоко подниятою колокольнею, окончена постройкою въ 1856 году, частию на доброхотные подаяния, но большею частию на крупные пожертвования Самарских купцов: Емельяна Федоровича Афонасьева (20000 р.) и Семена Ларионовича Аржанова (12000 р.)
Приходомъ к этой церкви в 1850 году было 385 душ об. пола, а в 1875 году у ней в приходе состояло 1015 душ об. п. (в том числе села Колывань и Сырейка). Содержалась и содержится церковь с причтом на сборы кошельковый и свечной и на доброхотные подаяния. В 1850 году она имела приходу 121 р. 11 к. и расходу 31 р. 85 к., а в 1875 году получила 258 р. 90 к. и израсходовала 244 р. Причт как прежде, так и теперь состоит из священника и причетника.
Своею древностью замечательны в этом храме: а) церковный антиминс, освященный в 1641 году Московским патриархом Филаретом, отцом царствовавшаго тогда Михаила Феодоровича Романова и б) напрестольное евангелие, печатанное при патриархе Гермогене, в первый год царствования Василия Ивановича Шуйскаго т. е. в 1606 году (7114 как значится на евангелии).

Строительству первой, деревянной церкви, предшествовало важное событие: самарские старообрядцы «Спасова согласия» решили присоединиться к единоверию. В мае 1847 года Синод издал указ о принятии самарских раскольников в единоверие и о постройке для них церкви на углу улиц Саратовской (ныне ул. Фрунзe) и Предтеченской (ул. Некрасовской).

Единоверие — направление в старообрядчестве, сторонники которого при сохранении древних богослужебных чинов (двоеперстие, служба по старопечатным книгам и др.) и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского Патриархата.

Каменное здание Казанско-Богородицкого единоверческого храма строилось с 1859 по 1865 год. Автором оригинального проекта был Константин Григорьевич Макер. Внешний облик церкви сочетал черты псевдорусского стиля и необарокко. Здание имело основной объем с пятью куполами, трехъярусную колокольню и часовню на углу.

01. Вид с улицы Предтеченской, фото примерно 1910 года

02. Северо-восточный фасад, иллюстрация к книге Православные святыни Самарского края, 2001 год

03. Вид с улицы Саратовской, фото предположительно 1892 года

Величественный храм стал одной из главных городских достопримечательностей своего времени, все гости Самары, независимо от вероисповедания, считали своим долгом заглянуть сюда. Бывал в Пятиглавой церкви и великий композитор Пётр Чайковский во время своего путешествия по Волге в мае 1887 года.

В конце XIX века под руководством Александра Щербачёва была проведена реконструкция церкви, а в конце 20-х — начале 30-х годoв сын знаменитого зодчего, Пётр Щербачёв, сoставил проект перeустройства здания под клуб «Рассвет» и cтоловую швейной фабрики «Красная звезда». За этим последовал снос купола церкви и верхних ярусов звонницы, оставлены были лишь стены для будущего клуба. С улицы Некрасовской к зданию произвели пристрой в манере архитектуры конструктивизма, а на месте притвора устроили вход.

04. Вид церкви в процессе разборки и перестройки, фотография середины 1920-х годов

Ныне в здании бывшей единоверческой церкви (или всё-таки правильнее говорить «на месте здания»?) располагается театр «Камерная сцена», банк и ресторан. К прошлогоднему мундиалю здание отреставрировали, восстановив интересную лепнину советской эпохи, но о религиозном прошлом постройки сегодня ничего не напоминает.

05. Фото 2016 года.

06. Фото 2018 года.

Церковь в доме Саниных.

Про эту церковь очень часто забывают даже специалисты, что вовсе не удивительно: данных о ней крайне мало. Неизвестно, в честь какого святого или праздника был освящен храм, год постройки называют лишь очень приблизительно: между 1870 и 1890. Разброс в два десятилетия! Находилась эта церковь в особняке купцов Саниных на улице Соборной (сегодняшний адрес здания Молодогвардейская, 41-43 / Венцека, 52). Считается вполне вероятным, что церковь находилась в здании с момента его постройки и до прихода Советской власти, в том числе и после возведения на деньги тех же Саниных церкви Казанской иконы Божией Матери, известной как «Австрийская».

07. Бывший дом Саниных, фото 2015 года.

08. Фото 2018 года.

Церковь Воздвижения Креста Господня (Крестовоздвиженский поморский храм)

Поморцы были, наверное, самой мощной старообрядческой общиной дореволюционной Самары (подробнее о них можно почитать здесь: https://samara-history.livejournal.com/73941.html), у них было сразу несколько молитвенных домов. Ещё в 1864 году были открыты два молитвенных дома на улице Николаевской (ныне Чапаевской) и Казанской (ныне А. Толстого), но они вскоре были закрыты, так и не сумев получить официальный статус. Лишь в 1871 году самарским поморцам удалось построить свой первый постоянный храм, прослуживший им до самой Революции и даже какое-то время после неё.

В 1870 году мещанин П.Д. Захаров выкупил у города двухэтажное здание полицейских казарм на ул. Сокольничей. В 1871 году здание было переоборудовано, в нем официально открыт новый молитвенный дом староверов поморского согласия — Крестовоздвиженский храм. Иконы для храма написаны иконописцем поморского согласия Гавриилом Фроловым. Попечителями храма были крупные самарские купцы Годуновы, Крашенинниковы, Карповы, Ушановы. Наставником Крестовоздвиженского храма был Сергей Андреянович Дергунов.
В 1905 году после выхода 17 апреля Манифеста «О свободе вероисповедания» церковная организация поморцев была зарегистрирована официально, и сразу же на здании храма установлена небольшая главка с крестом. При храме была богадельня.
Храм был закрыт в 1929, практически все церковное имущество было реквизировано, удалось спасти только несколько икон и запрестольный крест. В здании церкви было размещено общежитие. В 1970-х годах здание снесено при строительстве мемориала им. В.И. Ленина (ныне — Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина). В конце 2000-х годов на месте храма установлен поклонный крест.

По материалам книги Половинкина П.В. и Кожевниковой М.В. «Старообрядчество Самарского края. История и культура». Самара, 2007.

Сейчас на месте, где когда-то стоял Крестовоздвиженский поморский храм, установлен памятный крест. Он находится за домами 160 и 162 на улице Ленинской. Старых фотографий церкви я, к сожалению, не нашёл.

09. Памятный крест за домом 162 на улице Ленинской

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Поморская)

В 1878 году группа поморцев во главе с Иваном Петровичем Щелкуновым выстроила молитвенный дом на Москательной улице (ныне Л. Толстого, 17). Постоянным попечителем этого молитвенного дома был самарский купец Фёдор Михайлович Любимов, оттого и моленная называлась в народе, а зачастую и в официальных документах, как Любимовская. Ф.М. Любимов происходил из мещан Кинешмы, владел в Самаре и других городах несколькими магазинами, где торговал текстильным товаром.
До 1905 года старообрядцам запрещалось иметь общественную собственность, то есть записывать молитвенные дома на общины. Поэтому все молельные были записаны на частных лиц. Запрещалось также строить храмы с внешними признаками культовых сооружений. Так и получалось, что внутри всё было устроено по церковным канонам, а снаружи моленные имели вид обычных домов. Сразу после выхода 17 апреля 1905 года Манифеста «О свободе вероисповедания», на здании Любимовской моленной надстроили небольшой купол с крестом.
К 1917 году на территории Самары действовали три поморских общины — Крестовоздвиженского храма, Успенской церкви и Любимовской моленной. При всех храмах существовали богадельни.
В 1929 году вышли распоряжения Средне-Волжского крайисполкома о закрытии Крестовоздвиженского храма и Любимовской моленной. Вместе с закрытием храмов были выселены и престарелые люди, призреваемые в богадельнях. Так, из богадельни Любимовской моленной было выселено «пятнадцать душ старух».
Изначально общинам было предложено объединиться с общиной Успенской церкви. Спустя несколько месяцев община Успенской церкви тоже была закрыта. Старообрядцы-поморцы остались без единого храма. После выхода распоряжения о закрытии экономка Любимовской моленной Ефросиния Герасимовна Ракова раздала иконы и храмовую утварь верующим на сохранение.
В советскую эпоху старообрядческие храмы были перестроены или переданы различным учреждениям, в Любимовской моленной расположилась фабрика беловых товаров.
В 1993 году общине было возвращено единственное из уцелевших прежних храмовых — бывшая Любимовская моленная. После реконструкции в 1996 году храм был освящен в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и в нем возобновлены богослужения.

По материалам книги Половинкина П.В. и Кожевниковой М.В. «Старообрядчество Самарского края. История и культура». Самара, 2007.

Казанская поморская церковь до сих пор действует, располагается она по адресу ул. Льва Толстого, 17.

10. Ул. Льва Толстого, 17

Церковь Успения Пресвятой Богородицы (поморская)

В 1912 — 1913 году на углу Соборной (ныне Молодогвардеская) и Торговой (ныне Маяковского) была построена красивая по архитектуре и внутреннему убранству церковь с богадельней, освященная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Предполагается, что проект церкви был составлен архитектором А.А. Волошиновым. Именно он вел наблюдение за строительством. Церковь объединила общины поморцев Власовскую и Шунинскую. В жизни Успенской церкви активное участие принимали известные поморские публицисты и поэты Ксенофонт Болобков и Трофим Тулупов.
В конце 1920-х годов в городе прошел слух о полной реквизиции всего церковного имущества и закрытии храмов и молёных., церковные ценности и дорогие старинные иконы раздавались прихожанам на руки для спасения. К 1930 году все два храма поморцев и молёные были закрыты. В великолепной Успенской церкви была устроена механическая мастерская. В начале 1960-х годов здание церкви было снесено.
Сегодня на месте бывшей церкви стоит 16-этажное здание по проекту М.Г. Мошковой, на первом этаже которого в пристрое в советское время располагался ресторан «Нептун».

По материалам книги Половинкина П.В. и Кожевниковой М.В. «Старообрядчество Самарского края. История и культура». Самара, 2007.

11. Проект Успенской церкви .Фотография из фондов ЦГАСО. Ф. 1. Оп. 12. Д. 5070

12. Молодогвардейская, 203

Церковь Казанской иконы Божией Матери (Белокриницкая, «Австрийская», «церковь с часами»)

Третья Казанская церковь нашего города принадлежала старообрядцам Белокриницкой («Автрийской») иерархии.

Белокриниицкая иерархия (Белокриниицкое согласие) — наименование православной старообрядческой церкви, ведущей начало от митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи), перешедшего в 1846 году из Константинопольского патриархата в старообрядчество и основавшего её иерархию. Получила название по селу Белая Криница на Северной Буковине, бывшей в составе Австрийской империи (ныне Черновицкая область), благодаря чему её также называют Австрийской иерархией.

Эта община была официально зарегистрирована в Самаре 22 декабря 1906 года. 3 июня 1913 года собранием общины был утверждён проект храма, а 30 июля 1913 года поступило разрешение на строительство каменного храма. Газета «Волжское слово» от 23 августа 1913 года писала:

В первых числах сентября предполагается окончить кладку стен. Церковь рассчитана на 700 молящихся. Высота стен до 6 саженей, высота колокольни от уровня земли около 25 саженей. Церковь будет в два этажа, с зимним и летним помещением. Отметим, что храм построили на личном участке купчихи Марии Кондратьевны Саниной.

В декабре 1915 года Храм Казанского образа Пресвятой Богородицы был освящён архиепископом Московским Мелетием (Картушиным). В храме имелось два престола: центральный — в честь Казанского образа Пресвятой Богородицы, второй — в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 8 января 1916 года в храме начались регулярные богослужения.

После установления советской власти, 19 ноября 1918 года церковь с её имуществом были изъяты у верующих, однако общине было разрешено проводить в нём службы. 26 декабря 1929 года храм был окончательно закрыт и, позднее, отдан под размещение в нём Дома Техники. В 1932 году здание церкви было передано Средневолжскому станкостроительному заводу для обустройства в нем клуба. Внешний вид храма после этого сильно изменился: купола и часть колокольни были снесены. Но клуб здесь просуществовал недолго. Однажды во время танцев в помещении провалился пол, многие люди поломали ноги и руки. После этого клуб закрыли и построили в одном из помещений баню. Но через полгода несколько человек, парившихся в этой бане, чуть не угорели, еле выбрались живыми. Все дальнейшие попытки приспособить здание бывшей церкви под мирские нужды также не увенчались успехом.

В 80-х годах были произведены работы по реконструкции здания, к бывшему храму были пристроены дополнительно четыре объема. Но тогда работы по реконструкции так и остались не завершенными. В начале 1990-х годов церковь была приватизирована одним из акционерных обществ, владевших им при советской власти. В 1992 году был разработан очередной проект переоборудования храма в органный концертный зал, который не был реализован.

В результате церковь многие годы пустовала, пока в 2006 году храм не был возвращен старообрядцам. В настоящее время здание принадлежит «Православной старообрядческой общине храма во имя Казанской Пресвятой Богородицы в Самаре» и располагается по адресу ул. Льва Толстого, 14. Уже несколько лет ведётся реконструкция храма, в ходе которой его облик претерпел значительные изменения в сторону упрощения. В частности, церковь потеряла расположенные на колокольне часы, благодаря которым она получила одно из своих неофициальных названий.

20. В таком состоянии церковь находится сейчас. Фото 25 октября 2019 года.

На этом мой обзор дореволюционных старообрядческих церквей Самары завершён, всего я насчитал 6 храмов (плюс упомянул два молельных дома, не имевших официального статуса и просуществовавших очень недолго), два из которых существуют по сей день: один действует, во втором ведётся реставрация.

Помимо них сегодня в Самаре действует Собор Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Чуваши (ул. Стандартная, д. 26) и Церковь Илии Пророка на территории старообрядческого женского монастыря (ул. Промышленности, д. 223), но они были построены относительно недавно, в 1990 и 1998 годах, соответственно, поэтому подробно рассказывать о них я не стал.

Поначалу я хотел добавить в статью старообрядческие храмы, которые были расположены в других населённых пунктах нынешней Самарской области, но оказалось, что до Революции такие были только в Сызрани, а по ним уже есть обзор: https://ruvera.ru/articles/staroobryadcheskie_hramy_syzrani

Первая часть: Правоставные храмы дореволюционной Самары

Связаться с автором.

Полностью реставрация должна завершиться в следующем году. Таллиннский департамент городского планирования профинансировал реставрационные работы, в том числе иконостаса, и консервацию люстры суммой почти в 160 тысяч евро.

Молельня была построена в 1930 году в Кристийне на пожертвованном общине участке. Проект расширения здания и иконостаса принадлежит Николаю Тамму младшему, который также был архитектором памятника «Русалка». В 60-е годы прошлого века здание лишилось своих специфических признаков, в том числе луковицы купола. Около 10 лет назад здание и его иконы были признаны памятником культуры. Решено было восстановить его в том виде, который храм имел в 1931 году — после завершения строительства и внутренней отделки.

Старообрядческая община, несмотря на многовековые преследования, сохранила идентичность, религиозные обряды и традиции, внося весомый вклад в культурное многообразие Эстонии.

14 ноября в 15 часов с выполненными реставрационными работами ознакомится вице-мэр Таллинна Андрей Новиков в сопровождении заведующего отделом охраны памятников старины департамента городского планирования Бориса Дубовика.

Торжественник – 1918 г., Преобр. кладб., 2-е тиснение.

Поморские ответы – 1911 г., Преобр. кладб., 1-е тиснение.
Житие Сергия Радонежского и учеников его Никона и Саввы Сторожевского – 18.07.1786 г., Клинцы, тип. Д. Рукавишникова и Я. Железникова
Беседы старообрядцев Мельникова и Варакина с Пичугиным в мае 1909 г. – 1909 г., Тип. П.П. Рябушинского.

Апостол – 09.10.1910 г., Московская старообрядческая книгопечатня

Сборник о мирщении и брадобритии – 1911 г., Преобр. кладб., 1-е тиснение.

Данный сборник излагает православное учение о недопустимости совместного моления и ядения с еретиками, а также осуждение еретических и душепагубных привычек брадобрития и табакокурения. Используются цитаты из Библии, Кормчей, из богослужебных, канонических, поучительных и исторических книг, из творений святых отец и других авторов.

Стоглав – 1913 г., Преобр. кладб., 1-е тиснение.

Стоглавый Собор Русской Православный Церкви 1551 г. очень важен для старообрядцев. В своих решениях, собор категорически запретил изменить древлеправославные предания и осудил новые еретические обычаи (брадобритие) и беспорядки во время богослужения.

Музей истории и культуры старообрядчества
Комиссия по исследованию старообрядчества
Международный комитет славистов
Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума

18-22 ноября 2019 г.
Москва-Боровск

Музей истории и культуры старообрядчества, Комиссия по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов, Культурно-Паломнический Центр имени протопопа Аввакума объявляет о подготовке к проведению XIII Международной научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», посвященной 400-летию протопопа Аввакума.

Конференция состоится в 18-22 ноября 2019 г. (Возможны уточнения даты проведения конференции).
Место проведение: Москва-Боровск.

Мы приглашаем к сотрудничеству историков, культурологов, философов, теологов, краеведов, а также всех учёных, в круг научных интересов которых входит феномен русского старообрядчества.

Конференция предполагает работу по следующим направлениям:
1. История старообрядчества
2. Государство и церковь
3. История старообрядческих центров
4. Персоналии, биографии
5. Особенности старообрядческого вероучения: богословие, философия
6. Культура, традиции, обычаи
7. Литература, книжность, фольклор
8. Архивные исследования
9. Актуальные проблемы современного староверия: старообрядчество в XXI в.
10. Старообрядцы в зарубежье: язык, культура, история и религиозная проблематика

Представленные выше направления не могут в полной мере охватить диапазон научных исследований в данной области, поэтому Оргкомитет примет авторские работы, посвящённые русскому староверию.

Вся информация о прошедших конференциях «Старообрядчество: история, культура, современность» и о ходе подготовки очередной размещены на сайте «Музей истории и культуры » http://oldbelivers.com в разделе «Конференции» — http://oldbelivers.com/content.php?page=dmbkgllc_rus

Материалы конференции предполагается опубликовать к её началу. Материалы для публикации принимаются до 1 июня 2019 г.

Для участия в конференции просим Вас направлять заявки и материалы с пометкой «Старообрядчество: история, культура и современность» не позднее указанной даты (1 июня 2019 г.).

Текст необходимо прислать в электронном варианте. Общий объём статьи – 0,5 печатного лист, включая текст и иллюстрации (это примерно 8 листов А4, шрифт Times New Roman, кегль 12, в doc, docx и PDF. PDF — особенно если имеется текст, содержащий латинский алфавит) одинарный интервал, поля: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 2,5 см, правое – 2,5 см. Знаков с пробелами до 250000). К статье обязательно прилагается полный список использованных работ, оформленный в соответствии с требованиями. Сноски в конце текста.

В случае несоблюдения вышеуказанных требований к оформлению, Оргкомитет оставляет за собой право отклонить представленную статью.

Сборник «Старообрядчество: история, культура, современность» по итогам конференции будет постатейно размещен на сайте Музея.
Условия участия в Конференции:
1. Необходимо заполнить заявку на сайте Конференции либо направить заполненную заявку по предлагаемой форме по адресу: osipov-borovsk@yandex.ru
2. Оплата проезда – за счет командирующей стороны; оплата гостиницы – за собственный счет; оргкомитет окажет содействие в размещении участников в гостиницах города.
5. Всем участникам будет выдан сертификат или направлен по электронной почте.
Контактные адреса:
Осипов Виктор Иванович – тел: 8-910-518-05-97. E-mail: osipov-borovsk@yandex.ru, viсtory1@kaluga.ru
Аторин Роман Юрьевич – atorin85@yandex.ru, nrpsc@yandex.ru
Осипова Анна Викторовна – ответственный секретарь, тел: 8-910-705-41-19; . E-mail: borovskold@yandex.ru
Соколова Елена Игоревна – ответственный секретарь, тел.: 8-915-048-56-53; . E-mail: cokolovaeu@mail.ru

Сообщите организатору мероприятия, что информация взята с портала www.kon-ferenc.ru

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *