Праздник Торжества Православия установлен Церковью в память о событии победы над иконоборчеством, которая ознаменовала собой победу над ложными учениями вообще. Последний иконоборческий император, Феофил, скончался 20 января 842 года и этим закончилась эпоха, сотрясавшая империю почти полтора века. Необходимо было избрать нового Константинопольского патриарха вместо иконоборца Иоанна Грамматика и устранить другие нестроения. Наконец, в марте 843 года патриархом был торжественно провозглашен св. Мефодий, пострадавший за святые иконы исповедник. Известие об избрании и поставлении православного патриарха вместо иконоборца очень воодушевило всех верных, которые с радостью собрались в главном храме Константинополя для всеобщей благодарственной молитвы. Это произошло 11 марта 843 года, в первое воскресенье Великого поста.

Перед Божественной Литургией состоялась торжественная процессия со святыми иконами по Константинополю. Предварять Литургию в праздничные дни процессией было в ту эпоху обычной практикой Константинопольской Церкви, но здесь эта процессия имела особый смысл – множество духовенства, монахов и мирян, участвовавших в ней, являло победу Православия над лжеучением, а преднесение участниками процессии святых икон утверждало догмат об иконопочитании.

С той поры в Церкви утвердился обычай ежегодно совершать в первое воскресенье Великого поста торжественную процессию с иконами и читать в этот день Синодик Православия – продолжительное перечисление различных учений, искажающих суть православной веры, с анафематствованием каждого из них, а также торжественные поминовение усопших благочестивых поборников Православия – императоров и патриархов, и многолетствование всех здравствующих православных, во главе с царями и патриархами.

Икона Торжество православия: история праздника для детей

Синодик Православия, в его современной редакции, и сейчас читается в храме за богослужением первой недели Великого поста в составе Молебного пения Торжества Православия, которое начинается с торжественного изнесения духовенством святых икон из алтаря и заканчивается их целованием.

Но память Торжества Православия – не единственная память первой недели Великого поста. Еще до самого события Торжества Православия за этой неделей была закреплена память Всех святых пророков. И хотя в современном названии первой недели поста память святых пророков не обозначена, песнопения и чтения этой памяти доныне сохраняются в богослужебных книгах.

Соединение вместе памяти Всех святых пророков и Торжества Православия не случайно – оно напоминает нам об истинности православной христианской веры, в которой исполняются все ветхозаветные пророчества, и которую не смогли одолеть ни древние ереси, ни тяжелые гонения, – как и восклицает Святая Церковь в Молебном пении Торжества Православия: Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди!

Теги: Торжество ПравославияСедьмой Вселенский собор

Все новости раздела

Проголосовало: За — 4, против: 3. Общий рейтинг: 1

Иконографическая справка

На иконе отображен сюжет восстановления почитания икон (после завершения в 843 г. периода иконоборчества; празднуется в первое воскресенье Великого поста). Из надписания иконы сохраняются только буквы (Православия) в верхней правой части. Разделенное на два регистра изображение содержит все характеристики иконографического типа, представленного во многих поствизантий произведениях. Живописная поверхность и золотой фон сильно повреждены при старом опыте реставрации. В центре верхнего регистра — большого размера икона Богородицы Одигитрии, установленная на постаменте, покрытом красной, вышитой золотом тканью со знамением креста. Икону поддерживают две юношеские фигуры с крыльями, выступающие из-за постамента и облаченные в длинные стихари (красный и темно-кирпичный соответственно). Белая ткань покрывает верхний край рамы и спадает мелкими складками по бокам. Изображенные слева фигуры императрицы Феодоры и василевса Михаила, облачененные в красные императорские одежды, с лором и коронами, и держащие ныне не различаемый крест, отождествляются по надписям. Справа изображаются патриарх Мефодий и святитель Феодор, имена которых опознаются по фрагментам надписей, читаемым при помощи инфракрасной фотосъемки. Имена двух следующих монахов не прочитываются. В нижнем регистре, в центре, два монаха держат икону Христа Пантократора; по всей вероятности, это Феофан Исповедник и Феодор Студит. Надписи имен в этом регистре смыты, и предлагаемое отождествление основывается на данных инфракрасной фотосъемки, а также на приводимых ниже известных вариантах композиции с сохранившимися надписями. Крайней слева изображена святая Феодосия, держащая небольшую икону Христа на красном фоне. Три монашеские фигуры, стоящие рядом с ней, не опознаны. Третий, в коротком хитоне и аналаве, предположительно отождествляется со святым Иоанникием. Рядом с Феодором Студитом, справа, представлен святитель с надписью АРС, предположительно Арсений. Рядом с ним стоят три монаха, и к ним приступает четвертый.

Стилистическая справка

Иконография восходит к сценам крестного хода богородичного образа (например — Влахерна Арты, Decani, московская вышивка), где икона изображается в окружении поклонников. Самым ранним образцом иконографии Торжества Православия является икона Британского музея, датируемая около 1400 г. и относимая к константинопольской мастерской. Сходство с ней настоящей работы, во всех деталях иконографии, поразительно; мелкие расхождения наблюдаются лишь в золотой вышивке ткани, покрывающей постамент, и в крестообразных отделках саккоса патриарха Мефодия и фелони святителя в нижнем регистре. Сходство тем более удивительно, что распространяется и на размеры икон (доска иконы Британского музея: 39×31 см.). Иконографические совпадения указывают на тесную связь двух икон и, если не на прямое копирование, то на использование общего подлинника. Техника письма, однако, различна, и публикуемая икона представляет более простые решения в чертах ликов и в исполнении декоративных деталей одеяний. В то же время общий колорит тождественен и характеризуется доминирующими коричнево-серыми тонами в облачении монахов и светло-красным на императорских одеждах одеяниях ангелов и ткани у иконы Богоматери. На обеих иконах богородичный образ следует типу фронтально представленной Одигитрии с так же фронтально изображенным Младенцем, простирающим правую руку в благословении, — то есть варианту, утвердившемуся в обиходе Критской школы XV в. и известному по таким работам, как находящаяся в Риме "Одигитрия" Андреаса Павиаса. Данный элемент иконографии наряду с декоративными мотивами вьющихся стеблей в полосах по ткани, покрывающей постамент богородичного образа, и в архиерейском облачении на иконе Британского музея, встречаемыми в орнаменте ложа на иконах Успения Богоматери XV в., позволяет, на мой взгляд, атрибуцию этой иконы критской мастерской начала XV в. Расхождения между двумя иконами в стиле исполнения вызваны тем, что они вышли из различных мастерских, и, возможно, разделяющим их временем. Сюжет восстановления иконопочитания распространен в иконописи и стенописи XVI в. Из лучших экземпляров первой половины столетия упомянем икону Музея Бенаки (с фальсицированной подписью Эммануила Тзанфурнариса), где композиция более многолична, равно как и на иконе Эммануила Тзанфурнариса (1570/1575 — ок. 1631 гг.) в собрании Греческого института в Венеции. Та же тема встречается на двух иконах коллекции Тсакироглу, 2-ой половины XVI в., в различном, более простом исполнении. К этим примерам, более народного художественного языка, имеет смысл добавить мелкитскую икону XVIII в. художника Ханна. Сюжет получает распространение и на стенописях Святой Афонской горы, где Феофан, в Великой Лавре (1535 г.) и в монастыре Ставроникита (1545-1546 гг.), меняет местами два регистра, а позднее, в Дохиарском монастыре (1658 г.), изображение сводится к единой полосе. На основе приведенных выше данных очевидно, что единственным близко сходным с публикуемым памятником образцом является икона Британского музея. Столь значительное совпадение иконографии двух работ наводит на мысль о том, что оба мастера находились в едином регионе и, возможно имели в виду единый прототип.

Торжество православия

К сожалению, состояние сохранности публикуемой иконы не позволяет дальнейших наблюдений над техникой письма, ограничивая таким образом возможности датировки. По всем указанным выше соображениям атрибуция настоящей иконы критской мастерской традиционного направления, следующей образцам XV в., и датировка ее концом этого столетия или рубежом веков представляются вполне убедительными.

Происхождение

Нет данных

Библиография

Торжество Православия

Реставрация: Живописная поверхность несет повреждения в высветлениях и деталях облачений, вызванные старым опытом реставрации.

Размер: 36,4 х 31 х 1,9

Автор:Нет данных

Материал: Дерево, левкас, темпера

Персоналии: Патриарх Мефодий, царица Феодора, патриарх Мефодий, святитель Феодор, Феофан Исповедник, Феодор Студит, святая Феодосия, святой Иоанникий, святители, преподобные

Уточняющая датировка: 15 в. Около 1500 г.

Век: 15

Страна: Крит

Место хранения: Собрание Велимезиса

Иконография, категория: Сложные композиции

Тип изображения: Многофигурное

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета . Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Ин. 1, 43–51

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Сегодня, братья и сестры, мы празднуем первое воскресенье святого Великого честного поста, которое называется воскресеньем Православия. В IX веке, в 852 году, когда Православие победило иконоборчество, решено было, что это воскресенье будет днем празднования Торжества Православия.

Вы знаете, что были и цари, и епископы, и другие люди, считавшие, что иконы не приличествуют Православной Церкви. Наверное, те епископы и те цари захотели убрать иконы из церкви, чтобы без особого труда привлечь к христианству мусульман, не имевших никаких икон, и евреев. Между тем, братья и сестры, иконы были в церкви с самого начала.

Торжество Православия

Действительно, в Ветхом Завете Господь между десятью Божиими заповедями повелел: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им (Втор. 5, 8–9). Но Господь сказал также: не делай никаких изображений, ни кумиров, ибо не видел ты Бога явившегося. Что это значит? Святой Иоанн Дамаскин говорит: ясно, что это значит. Когда увидите Бога в теле, тогда сможете делать иконы. Вот почему Церковь Божия после рождения Сына Божиего, Его страстей и воскресения начала писать иконы и поклоняться им. Мы, братья и сестры, по словам святого Василия, не кланяемся ни этому материалу, ни краске, ни золоту, ни серебру или металлу, на котором икона изображена, но личности, которую икона изображает. Так же, как все вы, мы не выбросим изображение, фотографию своего отца или матери, а поставим ее на видное место, потому что на них изображены наши родители (а это для нас важно), — так тем более важно, когда речь идет о лике Божием и о Его святых.

Пусть святые иконы напомнят вам и об этом: прославляя их, нам тоже нужно постараться войти во славу Царствия Божиего, нужно быть и стать Его сыновьями и дочерьми, войти в блаженство этого Царствия и быть святыми. В этом смысл икон и в церквах, и в домах ваших. Они напоминают нам о святых предках наших и всех православных, о временах, когда они были людьми из плоти и крови, как и мы, и трудом своим с Божией помощью смогли сподобить души свои благодати и стать настоящими небесными гражданами. О том, что и мы это можем и должны сделать, если захотим. В другом случае, если мы не хотим этого, если свою душу сделаем недостойной Царствия Божиего, погубим, нужно быть готовыми к вечным мукам, ибо таков наш выбор. Поэтому в Православной Церкви иконы изображают исторические личности, которые смогли стать небесными. И знаете, в современном мире, особенно в Католической Церкви, иконы, в сущности, как портреты людей этого мира, очень красивые — и женщины, и мужчины. Но в них слишком много этого мира, слишком много земного тела. Эти иконы изображают людей, но это скорее люди ада, чем рая. Вот что я хочу сказать: если посмотреть на икону западную, например, икону Эль Греко или какого-нибудь другого великого западного живописца, то вы увидите женщину с чарами этого мира, в то время как на прекрасной иконе Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках (Пелагонитисса) из Дечан, обошедшей весь мир (а для меня — лучшей из всего, что я видел), Пресвятая Богородица с Сыном Своим Господом Иисусом представляет Деву и до рождения (Господа), и в момент рождения, и после рождения. Ту, единственную во всех поколениях этого мира, избранную быть Матерью Сына Божиего из-за Ее добродетелей, из-за Ее душевной чистоты и святости, — именно так, как сказано в Псалтири: Вся слава дщери Царя внутри (Пс. 44, 14). И эта внутренняя красота — в лике и во всем облике Пресвятой Богородицы и всех святых. Нужно уметь отличать икону, перед которой можно молиться, от иконы, которая зовет на этот свет, перед которой нельзя молиться, как говорил один великий русский богослов. В бытность свою атеистом он был в Сикстинской капелле и восхищался красотой Мадонны Рафаэля, творением этого художника. Но, став верующим, а затем и священником, протоиереем, великим богословом, после второго посещения Сикстинской капеллы и встречи с этой иконой, он написал и сказал: «Перед этой картиной я не могу молиться. На ней мы видим красивую женщину, идущую по облакам, как по снегу, и несущую ребенка, которая, возможно, и не невинная девица. Не могу молиться». Вы понимаете, о чем здесь речь? Икона должна представлять историческую личность, Господа Иисуса, Пресвятую Богородицу или святителя, но личность небесную.

По словам Христа: где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12, 26). А где Господь? В Царствии Небесном. Значит, подготовимся к Царствию Небесному, к блаженству этого Царствия сейчас, в этом мире. Это одно только нужно (Лк. 10, 42), говорит Господь Марфе в беседе Его в ее доме. Этого нужно достичь. Конечно, мы не презираем ни тело, ни этот свет, но наше истинное Отечество и наша истинная жизнь — в Царствии Небесном.

Пусть Господь поможет нам пройти через этот пост так, чтобы после него мы были несравнимо лучше, здоровее душой и телом, чем до него. Пусть Бог благословит вас и одарит всеми благами.

Прошу вас, выдержите этот пост хотя бы на постном масле и рыбе, а скоромное оставьте для Пасхи, по словам святого Василия Великого: после жажды насколько вкуснее вода, а после голода насколько вкуснее пища; так, воздерживаясь от скоромной пищи, насколько она будет вкуснее для нас и насколько лучше организм сможет ее употребить.

Благослови вас Бог!

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич)

5 марта 2017 г.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *