Хамовнический суд Москвы рассмотрел иск Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) к религиозной организации «Подворье патриарха Московского и всея Руси кафедральный соборный храм Христа Спасителя РПЦ». Истцы заявляли, что в храме идет торговля с нарушениями. Посетив главный кафедральный собор страны 31 мая, члены ОЗПП пришли к выводу, что в церковных лавках отсутствовали ценники, информация о продавце и товаре, книги отзывов и предложений, кассовый аппарат и чеки.

На заседании суда представитель ОЗПП Роза Баршина пояснила, что к проверке их подтолкнули жалобы граждан, которые не смогли обменять или вернуть товар, купленный в ХХС.

Реклама

На вопрос судьи Игоря Канановича о том, каким образом поступили жалобы и от кого, Баршина сообщила, что «это были телефонные обращения». Запись переговоров не велась; кроме того, в ОЗПП не записали координаты звонивших. Таким образом, потерпевших не удалось найти — иск представлял интересы «неопределенной группы граждан». Тогда судья поинтересовался, пытались ли сотрудники ОЗПП, проводившие проверку, выяснить, кто юридически является продавцом в храме. Представитель ОЗПП пояснила, что они не получили ответа.

«В лавке нам заявили, что на территории храма мирские законы не действуют», — ответила Баршина.

Реплика вызвала смешки, однако представитель ответчика в суде подтвердил, что закон о защите прав потребителей в храме не действует. Руководитель юридической службы Московского патриархата матушка Ксения заявила, что ответчик не признает иск, поскольку заявитель спутал квалификацию правоотношений договора купли-продажи с распространением предметов религиозного значения НКО. Сославшись на ст. 28 Конституции России (о свободе совести и вероисповедания) и ст. 17 федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» юрист напомнила, что религиозные организации вправе производить и распространять продукцию. При этом они освобождаются от уплаты НДС. «Распространение не является предпринимательской деятельностью. Подворье осуществляет благотворительную деятельность.

Работники храма помогают прихожанам с выбором и отдают предмет безвозмездно», — заявила матушка-юрист.

Как оказалось, ценники возле религиозной продукции вовсе не являются ценниками. По словам юриста, «указывается рекомендуемая сумма пожертвования, которая ни в коем случае не является обязательной». Поэтому на подворье патриарха не должен распространяться закон «О защите прав потребителей», в нарушении которого его обвинили, подытожила выступающая.

То есть в ХХС не торгуют, а раздают предметы культа, при этом указывая сумму пожертвований за каждый из них.

Позже на вопрос «Газеты.Ru», знают ли прихожане, что совершают акт благотворительности, а не купли-продажи, представитель ответчика заявила, что большинство знают. По ее словам, где-то в храме даже имеется вывеска с соответствующим сообщением. От вопроса, можно ли пожертвовать меньше или больше рекомендованной суммы, она уклонилась, сообщив, что большинство прихожан понимают, что храм живет на пожертвования. А если денег все-таки нет, «то надо отдельно обсуждать».

Судье представитель ответчика предъявила штатное расписание храма. В нем отсутствовали продавцы, зато была должность сборщика пожертвований.

Услышав позицию ответчика, Баршина просила судью перенести слушание, поскольку дело ей передали от другого адвоката и она не успела подготовиться. Судья просьбу отклонил. Тогда адвокат попросила заслушать свидетелей — двух юристов ОЗПП и двух сотрудников портала «Потребители.Ru», которые проводили проверку. Но их не оказалось на месте, к тому же судья посчитал свидетелей заинтересованными лицами: юристы связаны трудовым соглашением с ОЗПП, а портал создан при участии ОЗПП.

Тогда Баршина предложила ознакомиться с продукцией, купленной в храме, по ее мнению, с нарушением закона. Это были две шкатулки — берестяная и фарфоровая — для хранения ладана. На обеих были зеленые бумажки с цифрами (видимо, размерами пожертвований) — 540 и 560. Кроме того, суду были продемонстрированы белый платок, два крестика, цепочка, а также два пластиковых пакета с изображением ХХС и надписью «просьба не использовать для хозяйственных нужд». По словам адвоката, их купили в храме по пять рублей каждый. Матушка Ксения заявила, что пакеты тоже являются предметами религиозного назначения, а значит, пять рублей были пожертвованием.

Позже юрист РПЦ пояснила, что все освященное святой водой можно отнести к предметам религиозного назначения.

Пока судья знакомился с продукцией, в зал вернулись свидетели, и Кананович согласился заслушать их. Судье не понравилось, что свидетели не смогли точно произнести название организаций истца и ответчика. «Что ж, поясните нам, что вы знаете о рассматриваемом вопросе, не зная наименование истца и ответчика», — негодующе предложил Кананович.

Выступавшие юристы ОЗПП Дмитрий Ульянов и Игорь Зверев рассказали, что получили задание от председателя общества провести проверку. Они зашли в лавку в так называемом нижнем храме и заметили, что там отсутствовали правильно оформленные ценники, кассовые аппараты и чеки. Оба охарактеризовали происходивший процесс как куплю-продажу. Ульянов сообщил, что в церковной лавке продавались «картины», «букинистическая продукция» и «яйца, украшенные стразами». На книгах, по словам свидетеля, цены были написаны карандашом. Судья насторожился, поскольку под букинисткой понимают обычно старые книги, изданные ранее1851 года, к тому же было необходимо установить, являлась ли распространяемая продукция религиозной. Оказалось, что «букинистикой» свидетель называл всю печатную продукцию, под «картинами» имелись ввиду «иконы», а под «яйцами со стразами» — пасхальный яйца.

Свидетель от сайта «Потребители.Ru» Вячеслав Лыков в свою очередь сообщил, что купил шкатулку, но не смог обменять ее впоследствии, так как ему «не подошел размер».

Процесс проверки был снят на видео, но оригинал адвокат предоставить не смог, а судья отказался знакомиться с копией.

В суде выступил также представитель Роспотребнадзора: он поддержал позицию ответчика.

В итоге судья отклонил иск с формулировкой «ввиду отсутствия у ответчика действий, регулируемых законом «О защите прав потребителей». У ОЗПП есть месяц на обжалование, и, как заявила Баршина, они обратятся в вышестоящую инстанцию.

Матушка Ксения заявила после суда, что иск ангажирован и его целью был подрыв репутации церкви. Истцов она назвала «людьми, далекими от церкви» и предположила, что ОЗПП использовало суд в целях самопиара.

Можно ли быть православным христианином и не иметь дома икон? Вполне возможно, не удастся создать полноценный иконостас. Но вот лик хотя бы Спасителя обязательно должен быть. В настоящее время любая церковная лавка может предложить разные иконы. Может, выбора и не будет очень большого, все зависит от того, насколько большим является храм и как много туда ходит прихожан. Чем больше посетителей в храме, тем больше должна быть и церковная лавка. Но в любом случае в ней обязательно найдется лик Иисуса Христа.

Такая икона является самой важной. Ведь, смотря на нее, сразу начинаешь думать, что сделал Спаситель как для всего человечества, так и лично для меня. Перед таким ликом намного проще совершать молитвы, можно забыть всю земную суету и думать про духовные вещи. Даже если одолевают проблемы или здоровье подвело, необходимо обратиться за помощью к Сыну Божьему. Недаром ведь в Слове Божьем написано, что сейчас Спаситель является Ходатаем за людей перед Отцом Небесным. Поэтому к нему можно обращаться с любыми нуждами.

Но не только иконы предлагаются в церковной лавке, там есть много чего, что потребуется не только в храме, но и у себя дома. Например, каждый христианин должен обязательно читать Библию. И в первую очередь это касается второй части этой священной книги — Нового Завета. Там дается описание жизни Иисуса Христа на Земле, его чудес и наставлений. Но и в Ветхом Завете есть книги, которые полезно читать почаще. Например, это Псалтырь, который часто выпускается в одной книге с Новым Заветом. Полезно читать и книгу Притчи, в которой собрано очень много поучений и наставлений царя Соломона.

Духовная литература не должна пылиться в шкафу, она предназначается для чтения. В церковной лавке предлагаются разные книги, и в том числе для детей. Родители должны подумать о том, чтобы купить Детскую Библию с красочными картинками. Ее можно читать ребенку перед сном вместо сказок. Также в лавке предлагаются и нательные кресты. Этот атрибут, являющийся символом принадлежности к православной церкви, должен висеть на шее любого христианина. В домашних условиях используется также ладан, свечи, лампадное масло, распятия. Все это можно приобрести в церковной лавке.

Дата публикации: 29/11/2017

Оглавление Библия торговли

Предисловие
Если вы никогда не читаете предисловий
Любите ли вы деньги?
Боюсь, что эту книгу не получит тот, кому она действительно нужна
Клиентов (деньги) получат те, кто будет готов
Для кого полезна эта книга
Популярный контраргумент
Если вы все еще сомневаетесь
P. S. И все-таки, почему «библия»?
Об авторе
Что говорят о «Библии торговли» настоящие продавцы?
Еще 49,5 причин в пользу приобретения этой книги
Часть 1. Правила, секреты, удовольствие
1.1. Книга Бытия
1.2. Книга правил
1.3. Книга секретов
1.4. Книга БОЛЬШИХ секретов
1.5. Книга юмора (самый большой секрет)
Часть 2. Подготовка к КЛАССному обслуживанию покупателя
2.1. Книга КЛАССа
2.2. Книга вопросов
2.3. Книга эффекта
Часть 3. Позвольте представиться!
3.1. Книга знакомств
3.2. Книга «холодных звонков»
Часть 4. Как провести отличную презентацию
4.1. Книга презентаций
Часть 5. Возражения, заключение сделок, сопровождение: и согласие клиента
5.1. Книга возражений
5.2. Книга заключения сделок
5.3. Книга настойчивости
Часть 6. Свои и чужие
6.1. Книга плача
6.2. Книга конкуренции
Часть 7. Да здравствует король: Покупатель!
7.1. Книга обслуживания покупателей
Часть 8. Проповедование своего учения
8.1. Книга коммуникаций
8.2. Книга выставок
Часть 9. Связи: Успех через ассоциации
9.1. Книга связей
Часть 10. Пророки и прибыли
10.1. Книга лидерства
10.2. Книга тенденций
10.3. Книга пророков
Часть 11. Увеличьте свой доход!
11.1. Книга чисел
Часть 12. Вы со мной согласны? Аминь
12.1. Книга исхода
Послесловие: Как я рос
Благодарности Немедленное увеличение объема продаж!

Активы Русской православной церкви

Оригинал этого материала
© «РБК», август 2012, Фото: «Коммерсант», k-artemiev, Иллюстрация: «РБК»

Бизнес, на котором поставлен крест

Наталия Телегина

Роскошная гостиница, банки, здания, поставки автомобилей BMW, крупные и малые заводы — вот лишь примерный перечень бизнес-интересов Русской православной церкви (РПЦ). Организация получает 100–150 млн долларов наличными в год в виде пожертвований и иных доходов, и часть денег необходимо инвестировать, говорят защитники церкви. Они кивают на Ватикан, чья наличность, акции, земли и недвижимость стоят больше 1 млрд евро. Какие активы принадлежат РПЦ? И отличаются ли ее предпочтения от вкусов зарубежных «коллег»?

Торговый центр Христа Спасителя

Привести в порядок пиджак в этой химчистке стоит, в общем, недорого — 385 рублей. Необычно само ее расположение — на территории храма Христа Спасителя (ХХС). Попасть туда можно с набережной Москвы-реки, минуя Трапезную. «Здесь собственная мини-химчистка, 15 храмов обслуживает, — пожимает плечами приемщица. — Почему бы заодно и обычным людям не воспользоваться?» Впрочем, это копейки. А вот корпоративы в залах ХХС являются настоящей золотой жилой. Так, аренда Трапезной палаты на 200 персон обходится в 70 тыс. рублей, еще 3–4 тыс. на человека — еда, алкоголь и банкетное обслуживание. Гулянки клерков в крупнейшем кафедральном соборе РПЦ продолжаются уже несколько лет. Например, в журнале блогера Максима Дементьева легко найти фотографии с празднования 125-летия Deutsche Bank, проходившего в Зале церковных соборов в 2006 году…
Бурной коммерческой деятельностью храма недавно заинтересовались в Обществе защиты прав потребителей (ОЗПП). В ходе проверки здесь, помимо химчистки и «банкетных» залов, были обнаружены автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная парковка, множество торговых ларьков. «Фактически на территории храма действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений (…). Имеющаяся вывеска «Храм Христа Спасителя» не соответствует требованиям закона к торговым предприятиям», — категоричны в ОЗПП. Однако тяжбу против структур РПЦ организация проиграла: суд признал, что товары не продаются, а дарятся, ценники на самом деле вовсе не ценники и указана на них не цена, а рекомендуемый размер пожертвования.
Большинство людей все-таки волнует не отсутствие контрольно-кассовой техники, а моральная сторона вопроса. Представители церкви пытаются доказать: коммерцией занимаются не они, а Фонд храма Христа Спасителя, юридически с РПЦ не связанный. Аргумент неубедительный. Бизнес не может забыть, как в свое время приходили факсы из управ районов, в частности «Коньково», с требованием перечислить минимум 20 тыс. рублей в этот самый Фонд ХХС. Многие предприниматели соглашались, не желая ссориться с московскими чиновниками. Теперь же, когда работы завершены, кафедральный собор, построенный буквально всем миром, стремительно превращается в увеселительный, торговый и деловой центр. Не добавляет красоты и история с девушками из группы Pussy Riot, якобы оскорбившими православную святыню.
Но «банкетные» залы и автомойки — лишь вершина айсберга. Годовой оборот Фонда ХХС вместе с тремя «дочками» (ЧОП «Колокол», ООО «Венец-Ф» и ООО «Врата-4») не превышает 40 млн рублей. Правда, еще 372 млн фонд, по информации газеты «РБК daily», должен получить в текущем году из столичного бюджета. Коммерческие же доходы всех подконтрольных РПЦ предприятий, по самым скромным подсчетам, тянут на 600 млн рублей, а стоимость их активов приближается к 2,3 млрд.

Владельцы заводов, церквей, бутербродов

В тяге к коммерции церковь обвиняли не раз. В 90-е ее дочерние структуры были уличены в беспошлинном импорте сигарет и торговле водкой, а заодно и экспорте нефти при посредстве АО «Международное экономическое сотрудничество». По данным ЕГРЮЛ, в период с 2003 по 2010 год РПЦ через ЗАО «АО Витал» владела четвертью «БМВ Русланд» (остальными 75% — австрийский «БМВ Остеррайх холдинг»), ввозившей в Россию престижные иномарки. Сейчас компания ликвидирована, а на ее месте (по адресу город Химки, улица Панфилова, владение 19, строение 1) расположилось ООО «БМВ Русланд Трейдинг», также на три четверти находящееся в собственности австрийцев. Его годовой оборот в 2010-м перевалил за 46 млрд рублей.
В целом инвестиционные предпочтения священнослужителей не отличаются оригинальностью: строительство, ресторанное и гостиничное дело, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство и производство продуктов питания. В столичном регионе «жемчужинами» бизнеса являются четырехзвездочная гостиница «Даниловская» и ОАО «Ритуальная православная служба» (на него вместе с аффилированными компаниями приходится не менее десятой части московского рынка ритуальных услуг), на Урале — камнеобрабатывающий и фарфоровый заводы, домостроительный комбинат, а Новосибирская епархия долгое время владела долей бутербродной сети «Подорожник». Особой рачительностью отличается Данилов ставропигиальный мужской монастырь в столице. Совокупный оборот принадлежащих ему предприятий в 2010 году достиг почти 180 млн рублей.
Не оставляет РПЦ равнодушной и финансовый сектор. Евгений Пархаев, генеральный директор художественно-производственного предприятия «Софрино» (ХПП «Софрино»), много лет поставляющего свечи, кресты, иконы и другую церковную утварь, одновременно является председателем совета директоров банка «Софрино». Последний знаменит церковным куполом на эмблеме и тесными связями с Московской патриархией. Не исключено, что деньги, зарабатываемые одноименным предприятием, и сформировали капитал кредитного учреждения. Другой околоцерковный банк — АКБ «Пересвет». Различные религиозные организации владеют 3,29% его акций, ровно столько же у другого крупнейшего собственника — ЗАО «Экспоцентр». Наконец, РПЦ принадлежит 0,23% ЗАО «Банкхаус Эрбе». Кстати, порицание роскоши и аскетизм — явно не маркетинговая политика «мошны» РПЦ. «Банкхаус Эрбе» специализируется на private banking для состоятельных клиентов, а «Софрино» первым стал выдавать кредиты на покупку яхт и оказывает спонсорскую поддержку яхтингу.
Какой процент в совокупном доходе церкви составляет деятельность коммерческих «дочек»? РПЦ не любит разговоров о своих финансах. Последнее масштабное исследование на этот счет было проведено еще в начале нулевых социологом Николаем Митрохиным (в настоящее время сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете). Тогда он оценил пожертвования, выручку от продажи свечей, иконок, крестиков, оказания услуг и чисто коммерческой деятельности в 500 млн долларов. Туда попал и так называемый безнал: подарки в виде строительных и иных материалов, безвозмездная помощь бизнеса, бесплатная работа прихожан. Годовой наличный оборот небольшой городской церкви начинается с 3 тыс. долларов, храма в райцентре — с 10 тыс., на кафедральный собор приходится не менее 80 тыс. В целом наличные доходы составляют 100–150 млн долларов, остальное — безнал.
Выручка коммерческих «дочек» РПЦ (тех, что раскрывают такую информацию, и без учета семинарий, гимназий и других образовательных учреждений) в 2010-м была оценена в 600 млн рублей, или 20 млн долларов, то есть 15–20% от оценки наличного оборота, проведенной г-ном Митрохиным. В пресс-службе Святейшего Патриарха Московского и всея Руси на запрос журнала «РБК» об экономической деятельности и доходах организации не ответили. Но если верить этим цифрам, РПЦ не слишком отличается от зарубежных «коллег». Центр изучения глобального христианства при Духовной семинарии Гордона — Конвелла (GCTS), занятый статистическими исследованиями, оценивает оборот всех христианских церквей в 2012-м в 569 млрд долларов. «Откуда эта цифра? По нашим расчетам, основанным на данных ООН и Всемирного банка, совокупный годовой доход всех христиан мира приблизительно равен 32 трлн долларов, — поясняет научный сотрудник центра Альберт Хикман. — Наш анализ показал: на религию приходится 1,78% этой суммы, что и есть 569 млрд». Доходы религиозных организаций эксперты делят на прямые и косвенные. Их соотношение — примерно 70:30. «Первые — это прямые пожертвования в пользу церквей. Вторые — выручка различных околорелигиозных фондов, поддержка со стороны государства, а также доходы от инвестиционных проектов церкви», — продолжает г-н Хикман.
Таким образом, каменоломни или бутербродные, подконтрольные епархии, не уникальная российская ситуация. Христианские организации всего мира, стремясь приумножить свои капиталы, делают инвестиции в реальный сектор. И зарубежные священнослужители в погоне за прибылью часто оказываются в центре скандалов.

Немецкое порно и «прачечная» Ватикан

Где граница между порнографией и эротикой? Этот нескромный вопрос очень занимает Католическую церковь Германии. Недавно выяснилось, что «дочка» издательства Weltbild, полностью принадлежащего духовенству, выпускает книги вроде «Возьми меня здесь и сейчас» или «Грязные рассказы». Католическая организация купила Weltbild более 30 лет назад и с тех пор вложила в компанию 182 млн евро. Средства были получены главным образом за счет так называемого церковного налога, в обязательном порядке взимаемого с прихожан. Ставка его составляет 8–9% от суммы, уплачиваемой немцами в качестве подоходного налога. В 1998 году Weltbild, желая расширить присутствие на рынке, приобрело пять издательских домов, в том числе 50% Droemer Knaur, известного своей порнографической продукцией. Если говорить о чисто финансовой стороне, стратегия оказалась успешной. Сейчас Weltbild имеет 1,7 млрд евро годового оборота и является крупнейшим игроком в секторе офлайн-продаж (20% германского рынка), а в интернет-торговле книгами уступает только Amazon.

Как церковь реагирует на обвинения в свой адрес? В 2009-м она предприняла осторожную попытку продать Weltbild, но купить его по заявленной цене желающих не нашлось. Тогда священнослужители перешли в агрессивное наступление, разместив на официальном сайте издательства пресс-релиз, где обвинили СМИ в целенаправленной атаке на них. Суть же защиты сводилась к тому, что данные книги относятся к эротике, а вовсе не порнографии, а кроме того, на них приходится менее 1% оборота издательского дома. Однако Папу Римского это не убедило: вскоре после опубликования пресс-релиза он раскритиковал инвестиционную политику немецких епископов. В результате некоторые епархии, в том числе Кельнское архиепископство, продали акции злосчастного издательства. «Мы не можем зарабатывать в будни на том, против чего проповедуем по воскресеньям», — объяснил это решение глава архиепископства кардинал Йоахим Мейснер. Впрочем, далеко не все последовали его примеру. Как минимум 70% акций по-прежнему находится в руках Католической церкви Германии, а Droemer Knaur радует читателей книжными новинками вроде «Грешных игр» или «Секса для экспертов».
Конечно, основную часть инвестиций служители Господа направляют все же не в сомнительные, а во вполне респектабельные виды бизнеса — недвижимость и государственные облигации. Как утверждают некоторые аналитики, Католической церкви принадлежит больше недвижимости, чем любой другой организации на планете. В 2006 году — а именно тогда Святой престол в Ватикане в последний раз подробно раскрывал финансовые показатели — девелоперская деятельность принесла 32,3 млн евро, или 25% всей прибыли. Еще около 14 млн (порядка 10% прибыли) дали дивиденды и купонные выплаты по принадлежащим церкви ценным бумагам. В 2008-м в прессу просочился секретный баланс Ватикана. Из документа следовало, что тот владеет 340 млн евро наличными, 540 млн в виде акций и облигаций, а также землей и недвижимостью во Франции, Англии и Швейцарии стоимостью 420 млн.
Финансовые дела Папы Римского тоже едва ли можно назвать безупречными. Недавно с большим скандалом был уволен глава Банка Ватикана Готти Тедески. При заключении контрактов он выбирал определенные строительные компании, несмотря на то что их расценки примерно в 2 раза превышали средние по Италии. Но одной лишь коррупцией дело не ограничивается. Глухая без окон башня средневековой постройки, финансовое сердце всей Католической церкви, Банк Ватикана пользуется неоднозначной репутацией в банковских кругах. Он отказывается соблюдать многие международные требования по раскрытию информации, и контролерам уже приходилось ловить учреждение на отмывании денег. В 2006 году предприимчивый итальянец по фамилии Бонаккорси получил от Евросоюза 250 тыс. евро субсидии на создание рыбной фермы, которую вовсе не собирался строить. Его сын священник положил эти деньги на депозит в Банке Ватикана, оформив как пожертвование. Никаких дополнительных бумаг от священнослужителей не требуется. После нескольких транзакций средства попали на счет родственника семьи Бонаккорси, члена сицилийской мафиозной группировки — это и привлекло внимание финансовой полиции.
Этот копеечный, в общем-то, случай иллюстрирует общую тенденцию. Недавно JP Morgan Chase закрыл у себя счета Банка Ватикана. Как пишут итальянские газеты, за 18 месяцев через них прошло 1,5 млрд евро, причем, несмотря на значительные обороты в течение дня, они всегда становились пустыми к закрытию, что и заставило банкиров заподозрить финансовые махинации. Ранее полиция Италии изъяла 23 млн евро, принадлежавшие Банку Ватикана, со счетов Credito Artigiano. Банк-посредник сам обратился к контролерам, когда представители Ватикана отказались сообщить причину перевода средств и имена получателей. Эта история также в числе причин отставки Готти Тедески.

Веру в дело

Обсуждая не всегда красивый, а порой и просто незаконный бизнес церкви, нужно отметить важный момент — влияние религии на экономику и экономический рост той или иной страны. Экономисты Роберт Барро и Рейчел Макклири в период с 1981 по 1998 год провели шесть международных исследований, которые легли в основу их работы Religion and Economic Growth. С одной стороны, получилось, что набожность людей позитивно влияет на динамику ВВП. Вера заставляет человека придерживаться высоких моральных принципов, положительно сказывающихся на производительности труда. По мнению авторов, речь идет о бережливости, этике в работе, честности и дружелюбном отношении к незнакомым людям, готовности оказать им поддержку. Другим следствием влияния религии на общество является стремление верующих получить образование, а также завести семью и детей.
С другой стороны, привычка граждан часто посещать церковь может, наоборот, иметь негативные последствия. Проведение религиозных обрядов требует ресурсов, которые отвлекаются из других секторов. Из исследования легко сделать вывод: если регулярные визиты в церковь одних прихожан способствуют тому, что туда начинают ходить и другие, а вера первых становится более интенсивной (и они проявляют еще больше трудолюбия, этики в работе и т.д.), то все неплохо.
Если же воскресные службы мало влияют на умы, то никакой пользы для экономики нет, а есть только ущерб, связанный с перераспределением ресурсов. Впрочем, такая логика едва ли понравится хоть кому-то из представителей официальных конфессий. Ведь если следовать ей, получится, что и имущество церкви можно использовать с большей, чем сейчас, пользой.
***
*** Оригинал этого материала
© «Русская служба BBC», 30.08.2011

Несчитаные богатства Русской православной церкви

Юрий Маловерьян
Оценить бюджет церкви сейчас крайне сложно, признается Николай Митрохин, научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы Бременского университета.
Митрохин — один из очень немногих российских исследователей, кто, не принадлежа к Русской православной церкви, пристально ее изучает. По его словам, в конце 90-х и начале 2000-х в РПЦ шла информационная борьба между двумя группировками, и в ходе этой борьбы в прессу просачивались документы, на основании которых можно было оценивать финансовые дела церкви.
«А теперь информация в гораздо большей степени закрылась: люди научились скрывать даже те куцые данные, которые можно было найти ранее», — говорит Митрохин.
Оценить бюджет РПЦ мешает и то, что его фактически нет: каждый из более 30 тысяч ее приходов — самостоятельное юридическое лицо, каждая из 160 епархий тоже имеет свой бюджет, а Московская патриархия — свой.
10 лет назад Митрохин оценил доходы РПЦ в целом примерно в 500 миллионов долларов. Теперь, полагает он, вместе с общим ростом экономики России, Украины и других стран русского православия «в долларах или евро цифры выросли чуть ли не на порядок».
Для участия в коммерческих проектах церковь несколько лет назад создала Центр инвестиционных программ РПЦ. В 2007 году ЦИП, по сообщениям российской прессы, провел в Берлине, Брюсселе и Лондоне презентации своих проектов, которые включали инвестиции в строительство жилых и офисных зданий в Москве и других городах, а также создание агропромышленных предприятий при монастырях.
В РПЦ, как рассказал в феврале на архиерейском соборе Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сейчас действует почти 800 монастырей.
в последний год разгорелись споры о возвращении церковной собственности. Государство все постсоветские годы возвращало и православной церкви, и другим конфессиям храмы и монастыри — но, как правило, в бессрочное и безвозмездное пользование. В конце же 2010 года был принят закон, по которому все религиозные организации могут требовать — и получать назад — свое «имущество религиозного назначения», отнятое советской властью. Воспользовавшись этим законом, РПЦ может снова, как до революции 1917 года, стать крупнейшим или одним из крупнейших собственников в стране.
В начале 2010 года премьер-министр Владимир Путин на встрече с патриархом Кириллом сказал, что передаче церкви подлежат 12 тысяч памятников истории и архитектуры. Оценить их стоимость, по мнению редактора рубрики «Религия» научно-просветительского журнала «Скепсис», кандидата философских наук Александра Аверюшкина, крайне трудно.
По словам Аверюшкина, среди уже переданных и подлежащих передаче объектов — такие обладающие туристическим потенциалом объекты, как кремли некоторых древних городов, монастыри на Соловецких островах, на Валааме, в Верхотурье на Урале.
«Я этим летом был на Валааме, там идет достаточно серьезное строительство, его ведут монахи. И там плотным потоком идут экскурсионные группы — прежде всего паломнические», — рассказывает Аверюшкин.
Критики закона о возвращении имущества церкви, к которым принадлежит и философ Аверюшкин, жалуются, что по этому документу церковь может претендовать на любое здание, к которому когда-либо имела отношение — или даже не имела. В Калининградской области России — бывшей северной части Восточной Пруссии — РПЦ отдали бывшие немецкие кирхи и прочее имущество, исторически не имевшее ничего общего с православием.
Кроме того, в ходе подготовки закона, как и во время и после его принятия, его критиковали музейные работники и деятели искусства, которые опасаются, что передача РПЦ древних монастырей и крепостей ограничит доступ к ним обычных граждан, а передача древних икон или летописей просто подвергнет их опасности, потому что церковь, в отличие от музеев, не умеет как следует хранить такие экспонаты.

Музейщиков власти отчасти услышали: в закон была включена норма о том, что предметы и объекты из государственных музейного, архивного и библиотечного фондов передаче церкви не подлежат.

Доброго вам времени суток, дорогие читатели! Воистину, хорошая бизнес-идея может посетить человека в самых неожиданных местах! В моём случае это место – церковь. Так вышло, что недавно я посещал один из храмов своего города и удивился, насколько сейчас много стало по-настоящему воцерковленных людей. И это люди не только старшего возраста, духовно изголодавшиеся по православию в советские годы, но и огромное количество детей и молодежи.

В последние годы роль православия в жизни граждан нашей страны становится всё более значимой и религия, зачастую, единственное утешение в трудных жизненных ситуациях.

Соответственно, существует определенный спрос на различную церковную утварь – свечи, лампадки, крестики, оклады для икон и т.д. Я пришел к выводу, что организация даже небольшой церковной лавки станет доходным и, что немаловажно, богоугодным бизнесом. В данной статье я постарался максимально доступно и подробно ответить на вопрос: как открыть церковную лавку, приносящую стабильный доход.

С ЧЕГО НАЧАТЬ НАШ БИЗНЕС?

Лично я думаю, что абсолютно любой бизнес следует начинать с благословения батюшки, которому вы доверяете. Что ни говори, а «поддержка сверху» даёт некоторую психологическую уверенность даже тому предпринимателю, который не считает себя особо верующим.

Если для любого другого вида бизнеса благословение — это сугубо личное желание предпринимателя, то открытие церковной лавки требует его в обязательном порядке.

Итак, первым делом шагаем в местную епархию и получаем официальное благословение на открытие церковной лавки. Главное — убедить представителей церкви в благочестии вашего начинания! Заручившись поддержкой небесной канцелярии, необходимо спуститься на бренную землю и заручиться поддержкой канцелярии земной, а точнее зарегистрировать ИП в соответствующих инстанциях. Надеюсь, что чиновники не учинят вам никаких препонов (среди народа бытует мнение, что некоторые из представителей власти служат самому Сатане) и вы благополучно завершите регистрацию индивидуального предпринимательства.

Ах да, чуть не забыл — прежде чем выполнять вышеперечисленные действия вам стоит проанализировать рынок убедиться в том, что в вашем населенном пункте церковная утварь будет пользоваться спросом. Я уверен, что мои читатели люди неглупые и сами понимают, что на хуторе из трёх домов открывать церковный магазин, мягко говоря, не рентабельно.

Особое внимание следует уделить выбору места для торговли. Идеальный вариант – аренда помещения в крупном торговом центре. Также неплохими вариантами станут любые места с большим количеством проходящих людей – рынки, места возле станций метро и т. д. Разместить церковную лавку около храма вряд ли получится, так как, скорее всего, епархия это сделала задолго до вас. Для торговли религиозными товарами совершенно не нужны большие площади, поэтому нескольких квадратных метров будет вполне достаточно. Ну что ж, допустим, место для торговли вы нашли, ИП зарегистрировали, благословение получили – осталось лишь несколько нерешенных вопросов, один из которых…

ГДЕ ВЗЯТЬ ТОВАР ДЛЯ ВАШЕГО БИЗНЕСА?

Выбор хорошего поставщика – дело не менее ответственное, чем выбор места для торговли. Лично я считаю, что работать только с одним производителем церковной продукции нецелесообразно и предлагаю подойти к этому вопросу комплексно. Естественно, главный поставщик должен быть один и я порекомендовал бы вам обратить внимание на художественно-производственное предприятие «Софрино».

Данная организация, на сегодняшний день, является крупнейшим производителем церковной утвари в нашей стране, имеет отличную репутацию и поистине грандиозный ассортимент товаров. Так что, советую вам большую часть продукции закупать именно там.

Также неплохим решением станет заключение договоров с частными лицами – иконописцами, резчиками по дереву, художниками по металлу, которые бы предоставляли творения своих рук на реализацию в вашу лавку. Естественно, что все товары от дешевой свечки до громоздкого оклада для иконы должны быть одобрены представителями местной церкви. Что ж перейдем к заключительному вопросу, который я бы хотел осветить в своей статье…

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ТОРГОВЛЮ ЦЕРКОВНОЙ УТВАРЬЮ?

Рассмотрим три главных аспекта организации успешной торговли в церковном магазине.

а) оформление торговой точки. Запомните: никаких вызывающих цветов и яркого освещения! Оформление должно быть скромным с использованием традиционных для православия цветов и оттенков – коричневого, золотого, неяркого желтого, а также небольших вкраплений белого и черного.

Освещение – приглушенное, желательно не использовать современные энергосберегающие лампы, а ограничиться обычными лампочками, помещенными под абажур или плафон. Данные лампы дают теплый желтоватый свет, который очень напоминает свет от свечки. Несомненным плюсом в оформлении станет мебель, сделанная исключительно из дерева. Если у вас есть возможность найти и приобрести мебель «в возрасте», то смело используйте её в оформлении торговой точки. Задекорировать помещение или место для торговли лучше всего кружевными скатертями, салфетками, лампадками и свечами.

Легкий аромат ладана станет завершающим штрихом, который окончательно настроит клиента на умиротворяющий лад и позволит ему обрести душевное равновесие.

б) грамотный выбор продавца. Рискну предположить, что в данном виде бизнеса от личности продавца зависит половина успеха. Клиент должен видеть компетентного, вызывающего доверие человека, с которым приятно пообщаться не только по поводу приобретения товара, но и просто поговорить о жизни.

Логично, что брать на работу продавцом в церковную лавку не следует людей далеких от церкви, а также людей, которые в силу своего малого возраста не имеют достаточного жизненного опыта. Постараюсь описать оптимальный образ продавца церковной лавки: женщина от 40 до 60 лет, одетая по канонам православия, добрая, вежливая, уравновешенная, глубоко и искренне верующая, способная поддержать разговор на любую тему и дать пару добрых советов.

Кстати говоря, её личные внешние данные не имеют никакого значения, ибо добрый человек всегда прекрасен. Естественно, продавец должен прекрасно разбираться во всех видах товаров, которыми торгует.

в) ненавязчивая реклама. Никаких огромных баннеров и неоновых вывесок, предваряющих вход в церковный магазин, быть не должно. В конце концов вы же не театр-кабаре рекламируете. Реклама должна соответствовать одному из главных постулатов православия – скромности.

Небольшую стилизованную вывеску, выполненную из дерева или металла, заметят все, кому это нужно. Парочка объявлений в местной газете немного помогут вам расширить круг клиентов, но, как и в случае с баннерами, давать яркую рекламу на первую полосу категорически не стоит. Даже если поначалу вы будете обеспокоены небольшим количеством клиентов, то поверьте – если они все будут довольны обслуживанием и продукцией, то непременно сами сделают вам прекрасную и бесплатную рекламу!

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ ОТКРЫТИЯ ЦЕРКОВНОЙ ЛАВКИ

Открыть церковную лавку по идее может практически любой человек, имеющий небольшой начальный капитал. Но далеко не каждый понимает значение данного начинания для окружающих людей. Вас заинтересовала эта бизнес-идея? Тогда прежде всего загляните к себе в душу, и задайте самому себе вопрос – для чего вы хотите это сделать? Если исключительно ради получения денег, то сразу говорю – этот бизнес не для вас. Если для чего-то большего, неуловимого и необъяснимого – дерзайте и у вас всё получится!

Главное никогда не забывать старинную русскую поговорку: на Бога надейся, а сам не плошай!

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *