Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Предисловие

Сила Духа Святаго, как написано (2Кор. 12, 9) и как веруем, совершается в немощи, в немощи не тела только, но и разума, и красноречия. Это видно как из многого другого, так особенно из того, что благодать показала на великом богослове и брате Христовом. Отец у него был рыболов; сам Иоанн занимался тем же промыслом, каким и отец; он не только не получил греческого и иудейского образования, но и вовсе не был учен, как замечает о нем божественный Лука в Деяниях (Деян.4:13). Да и отечество его самое бедное и незнатное, как местечко, в котором занимались рыбною ловлею, а не науками. Его произвела на свет Вифсаида. Однако же, смотри, какого Духа получил этот неученый, незнатный, ни в каком отношении незамечательный. Он возгремел о том, чему не учил нас никто из прочих евангелистов. Так как они благовествуют о воплощении Христовом, а о предвечном Его бытии не сказали ничего довольно ясного и наглядного, то угрожала опасность, что люди, привязанные к земному и немогущие помыслить ни о чем высоком, подумают, что Христос тогда лишь начал Свое бытие, когда родился от Марии, а не родился от Отца прежде веков. В такое заблуждение, как известно, впал Самосатский Павел. Посему великий Иоанн возвещает о горнем рождении, не преминув, впрочем, упомянуть и о воплощении Слова. Ибо говорит: «И Слово стало плотию» (Ин.1:14).

Иные говорят, что Православные и просили его написать о горнем рождении, так как в то время появились еретики, учившие, что Иисус был простой человек. Говорят также, что святой Иоанн, прочитав писания прочих евангелистов, подивился истинности их повествования обо всем и признал их здравомысленными и не сказавшими ничего в угоду апостолов. Впрочем, о чем они не ясно сказали или совершенно умолчали, то он распространил, уяснил и прибавил в своем Евангелии, которое и написал в то время, как находился в заточении на острове Патмосе, спустя тридцать два года по Вознесении Христовом.

Иоанн был любим Господом более всех учеников за его простоту, кротость, добродушие и чистоту сердца или девство. Вследствие такого дарования ему вверено и богословие, наслаждение таинствами, для многих незримыми. Ибо «блаженны, – сказано, – чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Иоанн был и сродник Господа. А как? Слушай. Иосиф, обручник пречистой Богородицы, имел от первой жены семерых детей, четырех мужского пола и трех женского пола, Марфу, Есфирь и Саломию; сей-то Саломии Иоанн был сын. Таким образом, оказывается, что Господь был ему дядя. Так как Иосиф отец Господу, а Саломия дочь этого Иосифа, то Саломия приходится сестрою Господу, а посему и сын ее Иоанн – племянником Господу.

Быть может, не неуместно разобрать и имена матери Иоанна и самого евангелиста. Мать, называемая Саломиею, означает мирную, а Иоанн – благодать ее. Итак, пусть всякая душа знает, что мир с человеками и мир от страстей в душе становится матерью божественной благодати и порождает ее в нас. Ибо душе, возмущаемой и ведущей борьбу с прочими людьми и с самой собою, неестественно удостоиться божественной благодати.

Нам представляется и еще одно дивное обстоятельство в этом евангелисте Иоанне. Именно: он один только, а матерей оказывается у него три: родная Саломия, гром, ибо за великий глас в Евангелии он – «сын громов» (Мк. 3, 17), и Богородица, ибо сказано: «се, Матерь твоя!» (Ин. 19, 27).

Сказав это прежде изъяснения, мы должны теперь начать разбор и самих речей Иоанновых.

I. Пролог (1:1-18)

Все четыре Евангелия начинаются с представления Иисуса Христа в определенном историческом «контексте», однако, начало Евангелия от Иоанна — совершенно своеобразно.

Матфей начинает свое повествование с родословной Иисуса, прослеживая ее до Давида и Авраама. Марк — с проповеди Иоанна Крестителя. Лука начинает с посвящения своего труда некоему Теофилу, а затем переходит к предсказанию о рождении Иоанна Крестителя. Но Пролог, предваряющий Евангелие от Иоанна, носит богословский характер. Иоанн как бы говорит: Я хочу, чтобы вы увидели Иисуса Христа в свете Его учения и дел. Ибо только так вы сумеете постигнуть до конца смысл и значение Его благовестия. Потому что Иисус Христос — это Бог, явившийся во плоти, и Его слова и дела — это слова и дела Богочеловека.

В Прологе затронуты многие важные темы этого Евангелия, к которым автор возвращается позднее и рассматривает их более подробно. Ключевыми являются тут следующие слова: жизнь (стих 4), свет (стих 4), тьма (стих 5), свидетельство (стих 7), истинный (стих 9), мир (стих 9), Отец (стих 14) и подразумеваемое в этом же стихе «Сын»; наконец, слово истина (стих 14). Другими важными богословскими терминами являются Слово (стих 1) и благодать (стих 14), однако, в этом Евангелии они встречаются только в Прологе. Что касается «слова» (греческое слово «логос»), то оно встречается и в тексте повествования Иоанна, но не в значении титула Христа.

А. Слово (Логос) в вечности и во времени (1:1-5)

Иоан. 1:1. Как далеко ни сумела бы проникнуть в глубины вечности человеческая мысль, там, в начале, уже было Слово; по-гречески тут логос, что значит не только «слово», но и «понятие», «мысль». Этот термин широко употреблялся как в древнегреческих философских учениях, так и в писаниях древнееврейских мудрецов. Иоанн прибегает к нему как к хорошо знакомому его читателям, но вкладывает в него особый смысл, что явствует из Пролога.

Затем Иоанн добавляет: …и Слово было Бог. «Свидетели Иеговы» в США, переводя эту фразу на англ. язык, пишут слово «Бог» с маленькой буквы и ставят перед ним неопределенный артикль; получается, что «Слово было одним из богов», т. е., фразе придается политеистический смысл. Такой перевод, конечно, неверен.

Встречается и такой перевод этой фразы: «Слово было Божественным», однако, и это — неверно, ибо звучит неопределенно и может увести от правильного понимания Иисуса Христа. Переданная же правильно (как, в частности, в русской синодальной Библии), фраза эта помогает в постижении учения о Троице. Слово — вечно. Оно пребывает в вечном единении и непрестанном общении с Богом (Отцом); и Оно Само есть Бог.

Иоан. 1:2. В этом единении и общении с Отцом Слово находилось всегда (Оно было от начала у Бога). Другими словами, существованию Иисуса Христа, как и Его отношениям с Отцом, не было положено начало в какой-то момент времени. Но в вечности, уходящей в неисследимое прошлое, Отец (Бог) и Сын (Слово) всегда пребывали в общении любви. И Отец и Сын являются одним Богом; одним, а не двумя Богами.

Иоан. 1:3. Откуда взялось все, что существует? В чем источник сущего? На этот извечный вопрос философии христиане отвечают: источник сущего в Боге. Он вечен, и Он создал все. А действующей силой Его в творении было Слово (сравните 1-Кор. 8:6; Кол. 1:16; Евр. 1:2). Таким образом, все, что начало быть, было сотворено Словом в Его взаимодействии с Отцом и Духом Святым. Иоанн подчеркивает действие и действенность Слова. Оно пришло в мир для того, чтобы открыть миру Отца (Иоан. 1:14,18), и процесс откровения начинается с творения, потому что творение являет Бога (Пс. 18:1-6; Рим. 1:19-20).

Иоан. 1:5. Природа света такова, что он светит, разгоняя тьму. В этом стихе «тьма» воспринимается почти как личность, которая не способна одолеть свет. Тут Иоанн излагает сущность своего Евангелия: а) Свет хлынет в царство тьмы и заполнит его собою, б) Сатана, властелин мира сего, и его сторонники будут сопротивляться свету, но не смогут победить его. в) Слово, несмотря на это сопротивление, победит.

Б. Свидетельство Иоанна Крестителя (1:6-8)

Иоан. 1:6. И вот на исторической сцене появляется человек по имени Иоанн. Речь идет не об авторе этого Евангелия, а о знаменитом предтече Иисуса Христа — Иоанне Крестителе. Тайна его значимости состояла в том, что он был посланный от Бога. Подобно ветхозаветным пророкам, Бог его послал для исполнения особого служения.

Иоан. 1:8. Креститель был великим пророком, но он не был светом. Существуют доказательства того, что движение, начатое им, продолжалось не только после его смерти, но и после смерти и воскресения Иисуса Христа (4:1; сравните Мар. 6:29; Лук. 5:33). Через 20 лет после воскресения Иисуса Павел обнаружил около

12 учеников Иоанна Крестителя в Ефесе (Деян. 18:25; 19:1-7). Даже и сегодня, на юге от Багдада, в Ираке, существует секта мандаинов, которая, будучи враждебно настроена по отношению к христианству, утверждает, что ведет свое происхождение от Иоанна Крестителя.

В. Пришествие Света (1:9-13)

Иоан. 1:9. Иоанну противопоставляется Христос как Свет истинный, который просвещает всякого человека. Фраза «всякого человека» не означает, что речь тут идет о всеобщем спасении или об откровении в масштабах всего мира, либо о массовом «внутреннем озарении». Смысл здесь тот, что Христос просвещает сознание каждого приходящего в мир, делая его способным к восприятию идеи спасения, так же, как к осознанию своей греховности и грядущего суда (3:18-21; 9:39-41 сравните 16:8-11).

Иоан. 1:10. Слово мир (космос) означает человеческое сообщество, которое, отпав в непослушании от Бога, подпало под власть сатаны (сравните с 14:30). Когда Логос, воплотившись, явился среди людей, то этот человеческий мир… не познал (в значении «не узнал») в Нем своего Творца (сравните с Ис. 1:2-3). Произошло это не потому, что Божественная природа Логоса была как-то утаена от людей, как полагают некоторые, но скорее — из-за невежества и слепоты человечества, причина которых в его греховном состоянии (Иоан. 12:37).

Иоан. 1:11. В каком-то смысле этот стих — самый печальный во всей Библии. Логос пришел в Свой собственный дом, но свои Его не приняли. Его народ, Израиль, в массе своей отверг Его. И тем самым отказался принять откровение, посланное ему Отцом, отказался принять Его повеления. Пророк Исаия за много лет до того предсказал это грядущее неверие «Кто поверил слышанному от нас?» (Ис. 53:1).

Иоан. 1:12. Однако и всеобщим неверие не было. Некоторые приняли зов Иисуса Христа, обращенный ко всем. Им, тем, которые приняли Его как открывающего волю Отца и как Жертву за грехи мира, Он дал власть (в значении не только «права», но и способности, силы) становиться (в греческом тексте — именно «становиться», а не «быть») чадами Божиими. По своей природе люди чадами Божиими не являются, однако, получая дар рождения свыше, они могут становиться ими.

Иоан. 1:13. Новое рождение не происходит естественным образом: не от крови, ни от хотения плоти (в значении естественного, «плотского» желания, или инстинкта, человека продолжить свой род), ни от хотения мужа… Оно есть следствие сверхъестественной работы Бога, это новое или свыше «рождение» человека. Сам человек лишь откликается верою и послушанием на призыв Иисуса Христа, после чего Святой Дух начинает совершать в нем таинственную работу по возрождению его (3:5-8).

Г. Воплощение и откровение (1:14-18)

Иоан. 1:14. И Слово (Логос) стало плотию… Христос, вечный Логос и Бог, пришел на землю в образе человека. Он, однако, не просто принял на Себя человеческий образ — Он стал Человеком (сравните Фил. 2:5-9). Другими словами: к Его Божественной природе была «добавлена» природа человеческая, не умалившая, однако, и не изменившая Его Божественной сущности; в свете этого начало стих 14, может быть, надо было бы прочитать как: «И Слово взяло на Себя плоть».

Итак, под «плотью» понимается в этом стихе человеческая природа, но не в значении ее греховности и слабости. В греческом звучании фраза и обитало с нами… -напоминает об «обитании» Бога среди израильтян Ветхого Завета. Дело в том, что слово ескеносен, переведенное как «обитало», происходит от слова скене («скиния»). Подобно тому, как Бог некогда пребывал в скинии (Исх. 40:34), так и Христос находился некоторое время среди людей.

Фраза и мы видели (по-гречески скорее «созерцали», «смотрели с удивлением, благоговением») свидетельствует о том, что автор был очевидцем того, о чем пишет. Под славой Его подразумеваются те исключительные величие, сила и власть, которые проявились в жизни Иисуса, в сотворенных Им чудесах, а также в смерти Его и воскресении.

Эту славу Он получил от Отца как Его единственный (здесь моногеноус; сравните Иоан. 1:18; 3:16,18; 1-Иоан. 4:9) Сын; тут выражена и та мысль, что сыновство Иисуса — принципиально иного рода, чем «сыновство», получаемое людьми, которые приходят к Богу по вере в Него. Иисус как Божий Сын — вечен, и природа Его идентична природе Отца.

В греческом тексте фраза полное благодати и истины стоит в конце стиха. Ею выражена та мысль, что Логос полон Божественной любви и милосердия к людям, и что истина проявилась в учении Его и жизни, в которой не было ничего «кажущегося», но все — истинное, в которой слово всегда соответствовало делу.

Иоан. 1:15. Следует свидетельство Иоанна Крестителя о Иисусе. Иисус был моложе Иоанна и начал свое служение позже него. Но Иоанн громогласно заявляет, что Идущий за ним стал впереди него, потому что существовал прежде него.

Иоан. 1:16. Сказанное здесь надо понимать в том смысле, что Слово, ставшее плотью, является источником благодати, которая в полноте своей слагается из всех духовных благ, какие даются людям Богом. Слова все мы относятся к христианам, включая и Иоанна, автора этого Евангелия. Фраза благодать на благодать может быть прочитана как «благодать за благодатью»; подобно тому, как одна волна набегает на берег моря за другой, изливаются на верующих одно свидетельство Божией милости за другим.

Иоан. 1:17. Величайшим событием древнего периода человеческой истории было получение Божиего закона… чрез Моисея. Особой привилегии получить его непосредственно был удостоин лишь израильский народ. Но в новые времена — чрез Иисуса Христа — ко всем людям пришли благодать… и истина (сравните стих 14).

Иоан. 1:18. Заявление Бога не видел никто никогда (сравните с 1-Иоан. 4:12) может, на первый взгляд, вызвать недоумение. Разве не сказал Исаия: «глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Ис. 6:5)? И все-таки в сущности Его и полноте Бог недоступен человеческому зрению (1-Тим. 1:17). Его «никто из человеков не видел и видеть не может», читаем в 1-Тим. 6:16. Да, на самом деле, ни Исаия ни даже Моисей Бога не видели. То, что иногда удостаивались созерцать люди, было славой Его; они порой бывали свидетелями явления Бога («теофании») в том или ином виде, в ангельском или человеческом образе. Именно это и имеет в виду Иоанн в 1:18. Внутренняя суть или природа Бога были явлены людям только в Иисусе Христе.

Выражение единородный сын соответствует греческому «единородный Бог» (точнее — «единственный рожденный Бог»). Возможно, Иоанн возвращается тут к мысли, выраженной в Прологе (стих 1), что Слово есть Бог. Так или иначе, в стихе 18 Иоанн вновь заявляет о Божественности Христа. Образ Сына сущего в недре Отчем говорит об особой близости между Отцом и Сыном (сравните с стихом 16: «и Слово было у Бога»). Сын явил (в греческом тексте — «истолковал») Отца — в значении «раскрыл Его людям как любящего их Отца, намеренного спасти их.»

П. Явление Иисуса народу (1:19 — 12:50)

В этой основной части Евангелия от Иоанна описано служение Иисуса Христа израильскому народу. Отсюда начинается «книга знамений», в которой рассказывается о семи чудесах, совершенных Иисусом во свидетельство о Себе как о Мессии. Кроме того, «книга знамений» содержит речи Христа перед народом, в которых объясняется значение совершенных Им чудес, и две Его личные беседы с людьми (главы 3-4).

А. Ранний период служения Иисуса (1:19 — 4:54)

1. РАННИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА ОБ ИИСУСЕ (1:19-34)

а. Первое свидетельство Иоанна (1:19-28)

Иоан. 1:19. Как и в синоптических Евангелиях, служение Иоанна Крестителя представлено тут как оказавшее сильное воздействие на общество; недаром иерусалимские власти решили подвергнуть его особому расследованию. Здесь Иудеи употреблено автором в значении официального «титула» городского «начальства». Священники и левиты были посланы им, чтобы расспросить Иоанна о том, кто он такой, и что означает его крещение.

Иоан. 1:20-21. Первую часть стих 20 надо читать как «прямо заявил». Иоанн объявил… я не Христос (т. е. не Мессия). (О значении слова «Мессия» в комментарии на стихи 40-41.) Дважды повторенным в греческом тексте «объявил» подчеркнута решительность этого заявления Крестителя.

Интересно отметить, что ответы Иоанна на задаваемые ему вопросы звучали все кратче: «я не Христос» (стих 20) и нет, нет (стих 21). Он не хотел говорить о себе, потому что его задача состояла в том, чтобы указать на Другого. Служение Иоанна было подобно служению Илии. Как и Илия, он появился внезапно и даже одевался, как он. Подобно Илии в свое время, Иоанн стремился вновь обратить людей к Богу. Вспомним о предсказании пророка Малахии, что Илия снова придет перед явлением Мессии (Мал. 4:5). Поэтому многие и принимали Иоанна за Илию. Пророка иудеи ожидали, помня о сказанном во Втор. 18:15 (в стихе 21 подразумевается под «пророком» Христос; Евангелие от Иоанна 1:45). Некоторые, однако, неверно полагали, что грядущий «пророк» должен отличаться от Мессии (стих 25; 7:40-41).

Иоан. 1:22-23. Иоанн ясно ответил вопрошавшим его, что не является ни одной из вышеупомянутых личностей. В то же время он дал им понять, что о его служении предсказано в Ветхом Завете. Он был гласом (фоно), тогда как Иисус есть Слово (Логос). На Иоанна была возложена подготовительная функция, осуществить которую он должен был в пустыне. (О значении цитируемого Иоанном места из Ис. 40:3 в комментарии на Матф. 3:3.)

Иоан. 1:24-25. Фарисеи были одной из влиятельных сект в иудаизме. Они насчитывали около 6000 человек. Отличались строгим следованием закону и толкованием его «близко к букве»; держались, однако, и многих устных преданий. Лишь небольшая группа фарисеев пережила Иудейскую войну 66-70 гг. по Р. Х., и впоследствии на основании их учения развился талмудистский иудаизм. Последний вопрос фарисеев к Иоанну следует понимать так: «Если ты не имеешь никакого официального титула, почему же ты крестишь?»

Иоан. 1:26-27. Иоанн знал, что его крещение является лишь предварительным. Он ответил, что уже теперь, неведомо для них, находится среди них (в среде израильского народа) Некто столь великий, что он, Иоанн, не считает себя достойным стать и последним прислужником Его (к примеру, развязать ремень у обуви Его).

Иоан. 1:28. В большинстве древних списков стоит не «Вифавара», а «Вифания». Но где именно находилось упоминаемое тут место, не установлено. Его уже не смог обнаружить Ориген, посетивший Палестину в 200 году по Р. Х. Предполагают, что оно находилось напротив Иерихона. (Не следует путать с Вифанией близ Иерусалима, где жили Мария, Марфа и Лазарь.)

б. Второе свидетельство Иоанна (1:29-34)

Иоан. 1:29. Вторым свидетельством Крестителя начинается в этом Евангелии чреда дней («на другой день» в стихе 29, 35, 43 и «на третий день» в 2:1), в которые первые призванные Иисусом ученики проникаются верой в Него. Иоанн определил Иисуса как Агнца Божиего (сравните 1:36, 1-Пет. 1:19). Здесь, вероятно, образ ветхозаветной жертвы в общем смысле.

Дело в том, что в День искупления грехи израильского народа возлагались не на «агнца», а на козла («козел отпущения» в Лев. 16). Ягнята же («агнцы») приносились в жертву ежедневно, однако, не во искупление греха. Возможно, в данном случае образ Агнца был навеян Иоанну Крестителю мыслью о пасхальном агнце (Исх. 12) и сравнением Мессии с Агнцем в книге пророка Исаии. По внушению Святого Духа Иисус «предстал» перед Иоанном как Жертва за грех всего мира (сравните Ис. 53:12).

Иоан. 1:30-31. Иоанн повторяет сказанное им об Иисусе ранее (стих 15, 27). Известность Иоанна будет превзойдена известностью Иисуса — в силу Его существования от вечности: …потому что Он был прежде меня. Но почему сказал Иоанн: Я не знал Его? Ведь он и Иисус были родственниками (по Марии и Елисавете — Лук. 1:36). Да, это так, но ничего не известно о том, знали ли они друг друга в детстве и в юности.

Возможно, нет. Так что Иоанн мог и не знать, что Иисус и есть Идущий за ним — до тех пор, пока Отец Небесный не открыл ему этого. Все, что он знал до той минуты, это то, что ему надлежит приготовить путь для «Идущего за ним», крестя людей в покаяние в воде. И что в свое время Бог пошлет Своего Избранника Израилю.

Иоан. 1:32. В Евангелии от Иоанна не описано само крещение Иисуса, о котором рассказывается в Евангелиях синоптических (во Вступлении «Отличие четвертого Евангелия от Евангелий синоптических»). Не говорит автор его и о том, что схождение на Иисуса Духа… как голубя имело место в момент Его крещения Иоанном. Но он отмечает (и это важно), что невидимый Дух сошел с Неба и явил Себя в телесной, видимой, форме (как голубь). Креститель видел Духа в виде голубя, пребывающего на Иисусе (сравните с Ис. 11:2; Мар. 1:10).

Иоан. 1:34. Иоанн засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий. Предсказанный пророками Царь из дома Давидова есть Божий Сын (2-Цар. 7:13), Он идентичен Царю-Мессии (Пс. 2:7). Титул «Сын Божий» подразумевает, однако, нечто большее, чем послушание носящего его Отцу Небесному, чем даже Царь-Мессия; он скорее отражает истинную природу Иисуса Христа. В четвертом Евангелии этим титулом никогда не именуются верующие. Они называются тут «чадами Божиими» (например, Иоан. 1:12), и только Иисус назван в нем «Сыном Божиим».

2. УЧЕНИКИ ИИСУСА (1:35-51)

а. Первые ученики Иисуса (1:35-42)

Иоан. 1:35-36. На другой день относится тут ко второму дню в вышеупомянутой чреде дней (толкование на 1:29; сравните стих 29, 35, 43; 2:1). Наиболее вероятным объяснением такого отсчета дней Иоанном является его желание показать, как быстро некоторые последователи Иоанна уверовали в Иисуса Христа. Иоанн сам указал своим ученикам на Иисуса как на Агнца Божия.

Иоан. 1:37. Двое из его учеников, услышав это его свидетельство, пошли за Иисусом. Слово «пошли» употреблено тут как в буквальном смысле, так и в том, что они стали Его учениками.

Иоан. 1:38. Первыми словами, которые они услышали от Иисуса, были: Что вам надобно? Обычный как будто бы в такой ситуации вопрос, на который ученики ответили, что хотели бы знать, где Он живет. Но представляется, что автор вложил в этот вопрос некий более глубокий смысл. Может быть, «подтекстом» его в устах Иисуса было: «Чего вы ищите в жизни?» Греч, слово мене, переведенное тут как «живешь», одно из любимых слов апостола Иоанна. Здесь оно встречается у него впервые.

Но из 112 случаев употребления его в Новом Завете 66 раз употреблено оно в писаниях Иоанна (40 раз встречается в этом Евангелии, 23 раза — в Первом Послании Иоанна и 3 раза — во Втором и Третьем Посланиях его). В некоторых случаях, как тут, оно означает «жить», «обитать»; в нескольких — «продолжаться», но чаще его употребляют в богословском значении — «пребывать» (как, например, в Иоан. 15:4-7).

Иоан. 1:39. В ответ Иисус пригласил их: пойдите, и увидите. Человек должен сначала прийти к Нему, и только тогда обретет он способность видеть. И дальнейшее в этом стихе может иметь более глубокое значение, чем это кажется при первом прочтении. Два ученика пробыли у Него день тот, начиная с десятого часа.

То есть с 4-х часов пополудни или с 10 часов утра — в зависимости от того, какой системы отсчета времени придерживался Иоанн (от 6 часов утра, как авторы синоптических Евангелий, или от полуночи либо полудня). Предпочтительнее думать, что Иоанн держался последней, т. е. римской системы отсчета, и тогда речь идет о 10 часах утра (толкование на 4:6; 19:14), а, значит, ученики действительно оставались с Иисусом весь «тот день».

Иоан. 1:40-41. Одним из этих двоих был Андрей, брат Симона Петра, и он первым назвал Иисуса Мессией. На иврите «Мессия» означает «Помазанный», слово, которое по-гречески звучит как Христос (хо Христос). Само понятие «помазанный» возникает из ветхозаветной практики «помазания» оливковым маслом священников и царей. Это служило символом сошествия на них Духа Святого, а также указанием на грядущего Царя Иудейского (Ис. 61:1).

Именно этот Царь Иудейский из дома Давидова и должен был получить титул «Мессии» (Матф. 1:1; Иоан. 6:15). Никто из людей не сделал большего для Церкви, чем Андрей, приведший к Иисусу своего брата Симона. В Евангелии от Иоанна об Андрее упоминается еще два раза (6:4-9; 12:20-22), и оба раза в связи с тем, что он кого-то приводит к Иисусу. Что касается второго ученика, не названного тут по имени, то им обычно считают самого автора (Иоанна, сына Зеведея и брата Иакова). В Мар. 1:16-20 перед читателем предстают две пары братьев (Симон и Андрей, Иаков и Иоанн), которые были рыбаками, призванными Иисусом.

б. Иисус призывает Филиппа и Нафанаила (1:43-51)

Иоан. 1:43-44. Хотя первые ученики Иисуса были галилеяне, призвал Он их в Иудее, где они тогда находились с Иоанном Крестителем. По пути в Галилею Иисус призвал Филиппа, который был родом из Вифсаиды, расположенной на северо-восточном побережьи Галилейского моря (в 12:21 этот город назван «Вифсаидой Галилейской»). Из этого же города были Андрей и Петр. Территорией, на которой находилась Вифсаида, управлял Ирод Филипп.

Из того, что третий ученик, призванный Христом, носил греческое имя Филипп, едва ли можно сделать вывод о его национальной принадлежности.

Иоан. 1:46. В первый момент Нафанаил поразился незначительности места, из которого пришел Мессия: из Назарета может ли быть что доброе? Ему известно было, какой незавидной репутацией пользовался Назарет. Мессии, по его мнению, следовало быть родом из Иерусалима, Хеврона или из другого славного города. Назарет же унижал Мессию в его глазах. И по сей день фактор «приниженности» Иисуса смущает многих. Как мог Он снизойти до людей? Как мог Логос стать человеком? Филиппу хватило мудрости не вступать с Нафанаилом в спор, он лишь вежливо предложил ему: Пойди и посмотри. Он знал, что после этого вопросы у Нафанаила отпадут сами собой.

Иоан. 1:47. Иисус обладал сверхъестественным знанием (сравните стих 42), а потому и сказал о Нафанаиле: вот, подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

Иоан. 1:48. Нафанаил крайне удивился тому, что Иисус знает о нем. Отвечая на его вопрос, Иисус не скрыл от него, что обладает сверхчеловеческим видением: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Выражение «быть под смоковницей» часто означает в Библии пребывание в безопасности и неге (3-Цар. 4:25; Мих. 4:4; Зах. 3:10). В данном случае возможно, однако, что Филипп размышлял под смоковницей (толкование на 1:50-51). Заметим, что один из псалмов, а именно Псалом 138, написан на тему о знании Богом каждой частности в человеческой жизни.

Иоан. 1:49. Поразившись откровению Иисуса, Нафанаил воскликнул: …Ты — Сын Божий, Ты — Царь Израилев! Это не означает, конечно, что Нафанаил в ту же минуту полностью осознал сущность Троицы или воплощения. Скорее всего, он назвал Иисуса Сыном Божиим в мессианском смысле слова (Пс. 2:6-7). То есть он увидел в Нем обещанного Израилю Царя из дома Давидова, на Котором почиет Дух Божий (Ис. 11:1-2), и Который благодаря этому будет обладать сверхъестественным знанием.

Иоан. 1:50-51. Слова Иисуса Нафанаилу: …увидишь больше сего — могут быть поняты как обещание ему еще больших оснований для веры в Него; вероятно, Господь имел в виду чудеса, которые собирался совершить (описаны в главах 2-13). Из 1:48,51 можно сделать вывод, что Нафанаил размышлял о жизни праотца Иакова и, в частности, об эпизоде, описанном в Быт. 28:12. Иаков видел тогда ангелов, восходящих и нисходящих по лестнице, связующей землю с небом.

Возможно, зная о мыслях Нафанаила, и сказал ему Христос, что ему предстоит увидеть Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому. Подобно тому, как Иаков видел ангелов, осуществлявших связь между небом и землей, так Нафанаил и другие ученики «увидят» Иисуса в роли Божественного Посредника между землей и небом. Лестницу, виденную некогда Иаковом во сне, заменит Собою Сын Человеческий, ибо Он есть «звено», связующее Бога с человечеством (Дан. 7:13; Матф. 26:64). Может быть, Иисус имел в виду и то, что Он — новый «Вефиль», место Божиего обитания (сравните Быт. 28:17; Иоан. 1:14).

ЧУДЕСА, СОТВОРЕННЫЕ ИИСУСОМ

Чудо Место Матфей Марк Лука Иоанн 1. Превращение воды в вино Кана Иоан. 2:1-11 2. Исцеление сына царедворца Капернаум Иоан. 4:46-54 3. Изгнание духа нечистого из одержимого в синагоге Капернаум Мар. 1:21-28 Лук. 4:33-37 4. Исцеление тещи Петра Капернаум Матф. 8:14-15 Мар. 1:29-31 Лук. 4:38-39 5. Первый чудесный улов рыбы Галилейское море Лук. 5:1-11 6. Очищение прокаженного Галилея Матф. 8:2-4 Мар. 1:40-45 Лук. 5:12-15 7. Исцеление расслабленного Капернаум Матф. 9:1-8 Мар. 2:1-12 Лук. 5:17-26 8. Исцеление парализованного при купальне в Вифезде Иерусалим Иоан. 5:1-15 9. Исцеление сухорукого Галилея Матф. 12:9-13 Мар. 3:1-5 Лук. 6:6-11 10. Исцеление слуги сотника Капернаум Матф. 8:5-13 Лук. 7:1-10 11. Воскрешение сына вдовы Наин Лук. 7:11-17 12. Изгнание «духа слепого и немого» Галилея Матф. 12:22-32 Лук. 11:14-23 13. Усмирение бури Галил. море Матф. 8:18-27 Мар. 4:35-41 Лук. 8:22-25 14. Освобождение одержимого в стране Гадаринской Гадара Матф. 8:28-34 Мар. 5:1-20 Лук. 8:26-39 15. Исцеление «кровоточивой» женщины Капернаум Матф. 9:20-22 Мар. 5:25-34 Лук. 8:43-48 16. Воскрешение дочери Иаира Капернаум Матф. 9:18-26 Мар. 5:22-43 Лук. 8:41-56 17. Исцеление двух слепых Капернаум Матф. 9:27-31 18. Изгнание беса из немого и бесноватого Капернаум Матф. 9:32-34 19. Насыщение 5000 человек около Вифсаиды Матф. 14:13-21 Мар. 6:32-44 Лук. 9:10-17 Иоан. 6:1-14 20. Хождение но воде Галилейское море Матф. 14:22-33 Мар. 6:45-52 Иоан. 6:15-21 21. Изгнание демона из дочери сирофиникиянки Финикия Матф. 15:21-28 Мар. 7:24-30 22. Исцеление глухого и косноязычного Десятиградие Мар. 7:31-37 23. Насыщение 4000 человек Десятиградие Матф. 15:32-38 Мар. 8:1-9 24. Исцеление слепого в Вифсаиде Вифсаида Мар. 8:22-26 25. Изгнание демона из подростка-эпилептика У горы Ермон Матф. 17:14-21 Мар. 9:14-29 Лук. 9:37-42 26. Обнаружение денег во рту у рыбы Капернаум Матф. 17:24-27 27. Исцеление слепорожденного Иерусалим Иоан. 9:1-7 28. Исцеление женщины, 18 лет имевшей духа немощи Перея (?) Лук. 13:10-17 29. Исцеление больного водянкой Перея Мар. 14:1-6 30. Воскрешение Лазаря Вифания Иоан. 11:1-44 31. Очищение 10 прокаженных Самария Лук. 17:11-19 32. Исцеление слепого Вартимея Иерихон Матф. 20:29-34 Мар. 10:46-52 Лук. 18:35-43 33. Произнесение проклятия на смоковницу Иерусалим Матф. 21:18-19 Мар. 11:12-14 34. Исцеление раба по имени Малх Иерусалим Лук. 22:49-51 35. Второй чудесный удов рыбы Галилейское море Иоан. 21:1-13

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *