Литургия – это неизмеримая глубина и тайна жизни Святого Духа в человеке. В ней очень много символов, значений, смыслов.

И вот один из них, мне кажется, состоит в том, что на Литургии происходит диалог между Богом и человеком. Во время Евхаристического канона, когда Святой Дух претворяет хлеб, вино и воду в Тело и Кровь Христовы, можно сказать, что Господь говорит с человеком. Это применимо и к причащению верующих, что символизирует собой Воскресение Христово. Спаситель воскрес из мертвых и посредством Святой Евхаристии воскрешает от смерти греха нас.

А после причастия, когда священник заносит Чашу в алтарь, начинается другая часть Литургии, в которой человек (человечество) уже говорит с Богом. И главная тема этого разговора – благодарение Всевышнему за все те блага, которые Он нам посылает, особенно за спасение человечества от рабства греха, смерти и ада посредством Искупительного Подвига Господа нашего Иисуса Христа, в чем, собственно говоря, и состоит суть Божественной литургии. Спасение, обожение, максимально близкое соединение Бога и человека происходит именно на ней, в то время, когда человек со страхом Божиим и верою приступает к Святым Христовым Тайнам.

За что мы и благодарим Господа.

И здесь пение 33-го псалма очень уместно. Его предваряет чтение заамвонной молитвы священником, которая начинается и заканчивается благодарением Богу: «Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия… Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков».

Священник начинает благодарение как ходатай и молитвенный предстатель пред Богом за людей. И далее хор уже от лица всех православных христиан мира входит в молитву священнослужителя, соединяется с ней в едином славословии-благодарении Господу.

После заамвонной молитвы хор говорит «Аминь», т. е. «истинно так», «да будет так», и далее поет трижды во славу Святой Троицы этот прекрасный гимн славословия Богу «Буди Имя Господне благословенно отныне и до века», за которым следует 33-й псалом.

Написание этого псалма имеет свою историю. В Псалтири он надписан следующим образом: «Псалом Давиду, внегда измени лице свое пред Авимелехом и отпусти его, и отыде», в русском переводе «Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился». Эта история рассказана в Первой книге Царств Ветхого Завета (21:10–15). Здесь Авимелех назван Анхусом, царем Гефским. Геф – это один из городов филистимлян, народа, который соседствовал с иудеями в земле обетованной. Евреи часто воевали с язычниками-филистимлянами. О разности имен Псалтири Авимелех и Первой книги Царств Анхус говорит нам святитель Василий Великий. Дело в том, что Авимелех – это не имя, а общий титул царей филистимских, подобно тому, как египетских царей называли фараонами. Филистимские же цари, кроме этого общего титула, имели еще и собственные имена, как это было в случае с Анхусом.

Теперь о том, почему святой пророк и царь Давид написал 33-й псалом в историческом смысле.

Он оказался между молотом и наковальней. С одной стороны, был гоним иудейским царем Саулом и вынужден был оказаться на территории подконтрольной филистимскому царю Анхусу, с другой – Анхус был царем Гефа, а именно из этого города происходил Голиаф, которого Давид победил в честном бою, ставшим решающим в битве евреев и филистимлян. Битва эта закончилась победой евреев. Поэтому святой пророк знал, что Анхус захочет ему отомстить за посрамление филистимского народа и, скорее всего, его убьет. Но Давид все же вынужден был войти в Гефские земли, спасаясь от Саула. Чтобы Авимелех его не тронул, Давид притворился безумным, и Анхус отпустил святого.

После чудесного спасения Давид, усматривая в этом Промысл Божий и помощь Всевышнего, Который избавил его от рук нечестивого царя, написал дивное благодарение Господу, известное нам под названием «33-й псалом». Сейчас данный псалом, особенно на Литургии, имеет для нас пасхальное вселенское значение: Бог посредством Своего Искупительного Подвига избавил человечество от рабства диавола, греха и вечной смерти. А одним из главных Божественных способов спасения человечества является Святая Евхаристия. За что мы и не устанем благодарить Бога!

«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих», – так звучит первый стих данного псалма. Церковнославянское слово «выну» обозначает здесь «непрестанно». Непрестанно благословлю-благодарю Господа. И в этой молитве на Литургии человечество сливается с ангельским непрестанным славословием Богу. Церковь Небесная и Церковь Земная соединяются Духом Святым и любовью Бога к нам и нашей любовью к Богу. Ей мы и живы!

«Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих…»

Иерей Андрей Чиженко

Псалтирь

Псалом 33.

1Псалом Давида, когда он притворился безумным пред Авимелехом и был изгнан от него и удалился.

2Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих.

3Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся.

4Величайте Господа со мною, и превознесем имя Его вместе.

5Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех опасностей моих избавил меня.

6Кто обращал взор к Нему, те просвещались, и лица их не постыдятся.

7Сей нищий воззвал,- и Господь услышал и спас его от всех бед его.

8Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их.

9Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

10Бойтесь Господа, святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его.

11Скимны бедствуют и терпят голод, а ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе.

12Придите, дети, послушайте меня: страху Господню научу вас.

13Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо?

14Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов.

15Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

16Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их.

17Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них.

18Взывают , и Господь слышит, и от всех скорбей их избавляет их.

19Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

20Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

21Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится.

22Убьет грешника зло, и ненавидящие праведного погибнут.

23Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет.

Предыдущая глава

Следующая глава

Окончание Литургии

По окончании заамвонной молитвы певцы поют трижды: Буди имя Господне благословенно отныне и до века и затем читается (в некоторых местах принято петь) — 33–ий псалом: «Благословлю Господа на всякое время…» Во время чтения или пения этого псалма священник выходит из алтаря и раздает верующим Антидор, то есть остатки той просфоры, из которой был вынут на проскомидии Агнец. Слово «Антидор» от греческого ?????????? — значит: «вместодар». По объяснению Симеона Солунского, Антидор и дается вместо причастия тем, которые не удостоились за этой Божественной литургией св. причащения Тела и Крови Христовых. Антидор дается для освящения душ и телес верующих, а потому называется еще «Агиасмой», то есть «Святыней». Вошло в обычай раздавать Антидор с тех пор, как ревность верующих ослабела, и они перестали причащаться за каждой литургией, как это было в первые века христианства. Взамен причащения им и стал даваться Антидор. Антидор вкушается неядшими, то есть натощак.

По раздаче Антидора и по окончании чтения псалма 33–го, иерей благословляет рукой народ, произнося: Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда ныне и присно, и во веки веков. Лик отвечает: Аминь. Иерей, обращаясь лицом к престолу возглашает: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе. Лик продолжает это славословие: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков, Аминь. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, благослови. В ответ на это испрашивание благословения, служащий архиерей или священник, поворачиваясь в царских вратах лицом к народу, произносит отпуст, (печатается наряду в служебнике) на котором всегда поминается на первом месте, после святых апостолов, имя св. Иоанна Златоуста или св. Василия Великого, в зависимости от того, чья литургия служилась, а также храмовой святой и святой дне. На литургии всегда бывает отпуст великий, причем в дни великих Господских праздников на литургии положены особые отпусты, указываемые в конце Служебника. Архиерей при произнесении отпуста осеняет народ дикирием и трикирием. У нас сравнительно недавно вошло в обычай произносить отпуст с крестом в руках, осенять народ этим крестом и затем давать его для целования народу. По уставу это указано делать только в Светлую седмицу и на литургии Отдания Пасхи, когда отпуст предписано произносить с крестом. Обычно по Уставу в конце литургии раздается только антидор при пении или чтении 33–го псалма, как указано выше. В настоящее же время в приходских храмах редко где читается 33–ий псалом, поэтому священник по отпусте раздает сам кусочки порезанных освященных просфор, и дает целовать крест.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Псалом 33: Псалом нового рождения

Историческую основу данного псалма можно найти в 1 Царств 21. Спасаясь от преследования Саула, Давид искал убежища у царя Гефского, Анхуса, или, согласно заголовку данного псалма, Авимелеха (возможно, «авимелех» – это титул, а не имя). Опасаясь, что этот вражеский царь может убить его, Давид притворился безумным; он чертил какие-то знаки на дверях и пускал слюну по бороде. Эта уловка ему помогла. Царю уже надоели сумасшедшие, поэтому он отпустил Давида, который стал скрываться в пещере Одолламской. Этот эпизод, безусловно, нельзя назвать сколько-нибудь героической или яркой главой в богатой событиями биографии псалмопевца, но Давид, тем не менее, вспоминал о нем как волнующем примере спасения, пришедшего от Господа, поэтому написал в честь этого события данный псалом.

На протяжении столетий верующие любят Псалом 33 за то, что он так красноречиво выражает их личное свидетельство о спасении по благодати через веру в Господа. Рассмотрим псалом в этом свете.

33:1, 2 Спасение от греха – это дар такой огромной ценности, что он должен вызывать в наших сердцах нескончаемую благодарность к его Подателю. Даже благословляй мы Господа во всякое время, этого не оказалось бы слишком много. Если бы хвала Ему была непрестанно у нас на устах, мы и тогда не в силах были бы исчерпать эту тему. Человеческий язык за целую вечность так и не сможет должным образом выразить благодарность Богу.

33:3 Обратившийся в веру человек хвалится Господом, а не собственными достоинствами или достижениями. Когда мы понимаем евангелие благодати, мы осознаем, что все грехи – в нас, а все спасение – во Христе. Так что хвалиться мы должны только Им. Если те, кто все еще находится под властью греха, услышат и воспримут наше свидетельство о всеобъемлющем и доступном для всех спасении, они проникнутся радостным пониманием того, что для них тоже существует надежда.

33:4 По настоящему спасенная душа не ограничится уединенным празднованием своего спасения. Эта тема столь величественна, что верующий созовет всех своих собратьев славить Господа вместе с ним и превозносить имя Его соборно. Некоторые супружеские пары гравируют этот стих на своих обручальных кольцах.

33:5 Когда Дух Божий начинает окормлять душу грешника, Он вселяет в нее божественное стремление искать Господа. И лишь позднее спасенный грешник понимает, что это Господь изначально искал его! Как говорится в одном гимне:

Я Господа искал, и понял я –

Господь искать Себя подвиг меня.

Не я Тебя нашел, Спаситель мой,

Нет, я был найден и спасен Тобой.

Автор неизвестен

И в то же время, пока мы взыскуем Его, Он откликается, избавляя нас от всех опасностей и всех наших страхов страха перед неизвестностью будущего, страха умереть, погрязнув в неисповеданных и непрощенных грехах, страха предстоять на суде перед Великим Белым Престолом. Когда мы вверяем себя Христу, как Господу и Спасителю, мы слышим Его слова отпущения нашего: «Грехи твои прощены; иди с миром»!

33:6 Но это не особое личное спасение – оно доступно всем. Все те, кто воззрел на Христа в вере, просвещались. Хмурые лица озаряет радостная улыбка, а уныние и отчаяние сменяются ликованием. Ни один человек, посвятивший свою жизнь Господу, не пожалеет об этом; Он не может обмануть верующее сердце.

33:7 Мы приходим к Нему в нищете своей и лохмотьях, в унижении и беспомощности и торжественно исповедуем свою неспособность самим обрести для себя спасение. Мы полностью уповаем на Него. Мы должны говорить так:

Ничем, чтоб заплатить, не обладая,

К Твоему кресту я припадаю.

Господь слышит наши стоны. Сама наша нищета взывает к Его безграничному изобилию. Он снисходит к нам и спасает нас от всех бед наших – спасает из коварной паутины греха, которую мы соткали собственными руками.

33:8 Верующий не только спасен, но также огражден от бед. Ангел Господень, то есть Сам Господь Иисус Христос, создает охранные посты вокруг боящихся Его, избавляя их от опасностей видимых и невидимых. Ни одна из Его овец вовек не погибнет (Ин. 10:28).

33:9, 10 Те, кто познал Спасителя, жаждут поделиться своими чувствами с другими людьми. Они, как четыре прокаженных из Самарии, могли бы сказать: «не так мы делаем. День сей – день радостной вести, а мы молчим, мы ее не объявили» (4 Цар. 7:9, перевод Amplified Bible). Поэтому звучит Благая Весть: вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!

Это искренний и настойчивый призыв к необращенным. Мы можем рассуждать, что-то доказывать, апеллировать к логике, перечислять христианские свидетельства, но когда все это будет сделано и все высказано, останется человек, которому нужно будет самому попробовать и самому увидеть. Мэрдок Кэмпбелл пишет:

«Мы можем спорить о Боге, доказывать Его существование, указывать на вечные свидетельства, которые дают нам вселенная и провидение. Но лишь тогда, когда Его любовь и близость коснутся нашего сердца, сможем мы действительно познать Его в Его неизъяснимой благости». Затем следует призыв к обращенным. Это призыв жить в вере. Святые Его призваны ходить верой, а не видением, чтобы получать прекрасные, чудесные, изобильные дары Божиего провидения. Об этом говорится в Мф. 6:33:

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

33:11 Хотя скимны иногда бедствуют от недостатка пищи и терпят голод, ищущие Господа не будут испытывать нужды ни в каком благе, ибо Господь Иисус Христос – наш великий и вседостаточный Податель благ!

(33:11) Некоторые ученые полагают, что слово «скимны» следует читать как «отвергающие Бога», однако смысл стиха при этом не меняется.

33:12 Благодать Божия не только спасает, оберегает и питает, но и наставляет нас.

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14). Итак, теперь псалмопевец дает своим детям практическое наставление, чтобы научить их истинному страху Господню.

1. Воздержанность на язык – то есть, чтобы язык был чист от зла и от коварных слов.

2. Особые пути – обособление от зла и обособление для того, чтобы делать добро.

3. Миролюбие – как сказал Павел, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18).

Петр наставляет в 1 Петра 3:9: «благословляйте, зная, что вы к тому призваны , чтобы наследовать благословение». Затем он цитирует стихи 13-17а из этого псалма в подтверждение своему учению о том, что мы не должны воздавать злом за зло и бранью за брань, а должны вместо этого благословлять. Благословение означает благоволение Господа; очи Господни обращены на праведников, и уши Его – к воплю их.

33:17 Цитируя стих 17, Петр ограничивается первой его половиной: лицо Господне против делающих зло.

Он не приводит оставшуюся половину, которая гласит: чтобы истребить с земли память о них.

Первая часть этого стиха верна в любом веке. Вторая половина исполнится тогда, когда Господь Иисус Христос вернется на землю как Царь царей.

33:18 Праведные имеют неоценимую привилегию, заключающуюся в том, что они мгновенно получают доступ к общению с Господом. Он слышит их всякий раз, когда они взывают к Нему, и от всех скорбей их избавляет их. Здесь Барнс комментирует: «никто еще полностью не оценил привилегию, дающую право взывать к Богу, привилегию молиться».

Прежде чем расстаться со стихом 18, мы должны отметить, что Господь не спасает нас от бед; Он спасает нас в бедах. Верующие не застрахованы от бед, но у них есть всемогущий Избавитель! Это различие имеет решающее значение.

33:19 Господь умеет отказывать в милости гордым, но не умеет отказывать кающимся и сокрушенным сердцем. Он всегда остается доступным для сокрушенных сердцем и готов помочь тем, кто смирен духом.

33:20 Как уже говорилось, у праведных действительно много скорбей. Может быть, нам однажды доведется обнаружить, что у нас их больше, чем у безбожных. Но, по крайней мере, все наши скорби ограничены этой жизнью. Кроме того, нам не приходится претерпевать их в одиночестве, ведь наш вечный Друг всегда рядом с нами! У нас есть залог полного и окончательного избавления от скорбей через воскресение Господа Иисуса. Поскольку Он воскрес из мертвых, мы тоже однажды воскреснем, навеки избавленные от греха, болезней, печалей, страданий и смерти!

33:21 Но даже в смерти Господь оберегает тела Своих святых:

Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Этот стих свое буквальное исполнение обрел в смерти нашего Господа:

«Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней… Ибо сие произошло, да сбудется Писание: «кость Его да не сокрушится»» (Ин. 19:33, 36). Разумеется, таким образом наш Господь стал совершенным исполнением прототипа пасхального агнца, о котором написано:

«Костей ее не сокрушайте»

(Исх. 12:46). 33:22, 23 Последние два стиха псалма связаны с понятием «погибели» как осуждения. Что касается грешников, то для них смерть станет катастрофой, и они погибнут. Но у рабов Иеговы есть Тот, Кто искупил их души, и никто из уповающих на Него не погибнет. Слава Богу, нет никакого осуждения тем, кто во Христе Иисусе! (см. Рим. 8:1).

Нам ли теперь ожидать осуждения? После смерти Христа и

Его воскресения, и вознесения Одесную Любви ради нашего искупления,

Нам ли теперь ожидать осуждения?

Гораций Бонар

Итак, верующий обретает спасение, защиту и обильные дары провидения во времени и в вечности. Нет ничего чудесней, чем родиться свыше! Таков смысл этого псалма.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Иерей

(стоя пред амвоном): Благославляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое, исполнение Церкве Твоея сохрани, освяти любящия благолепие дому Твоего; Ты тех возпрослави Божественною Твоею силою, и не остави нас, уповающих на Тя, Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов; и Тебе славу, и благодарение, и поклонение возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.

Хор:

Аминь. Буди Имя Господне благословено отныне и до века.(Трижды)

Молитва перед потреблением Святых Даров

Иерей

(в алтаре): Исполнение закона и пророков, Сам сый, Христе, Боже наш, исполнивый все Отеческое смотрение, исполни радости и веселия сердца наша, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Псалом 33

Хор:

Благословлю Господа на всякое время, / выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, / да услышат кротции, и возвеселятся/ Возвеличите Господа со мною, / и вознесем Имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, / и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, / и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, /и от всех скорбей его спасе и. Ополчится ангел Господень окрест боящихся Его, / и избавит их. Вкусите, и видите, яко благ Господь:/ блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, / яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша:/ взыскающии же Господа не лишатся всякого блага. Приидите, чада, послушайте мене, / страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, / любяй дни видети благи? Удержи язык твой от зла, / и устне твои, еже не глаголати льсти. Уклонися от зла, и сотвори благо, / взыщи мира, и пожени и. Очи Господни на праведныя, / и уши Его в молитву их. Лице же Господне на творящия злая, / еже потребити от земли память их. Воззваша праведнии, и Господь услыша их, / и от всех скорбей их избави их. Близ Господь сокрушенных сердцем, / и смиренныя духом спасет. Многи скорби праведным, / и от всех их избавит я Господь. Хранит Господь вся кости их, / ни едина от них сокрушится. Смерть грешников люта, / и ненавидящии праведнаго прегрешат. Избавит Господь души раб Своих, / и не прегрешат вси уповающии на Него.

Иерей:

Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков.

Хор:

Аминь.

Иерей:

Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.

Хор:

Слава, и ныне. Господи, помилуй (Трижды). Благослави.

Иерей

произносит отпуст (в воскресенье): Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константиня града, Златоустаго (или: св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския), и святаго (храма и святого, которого память в этот день), святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ И Человеколюбец.

Многолетие

послушать
Хор:

Великаго Господина и Отца нашего Алексия, Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имя) митрополита (или: архиепископа, или: епископа) (епархиальный титул его), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.
По обычаю, перед отпустом священник берет крест с престола и после отпуста, осенив крестом народ и сам поцеловав крест, дает его для целования молящимся, а чтец читает благодарственные молитвы; затем священник опять осеняет крестом народ и возвращается в алтарь, причем царские врата и завеса закрываются.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *