Автор: Синельникова Людмила Николаевна

Статья на тему «Толерантность»

     Человечество тысячелетиями проходит испытание на человечность. Люди понимают значение слова «род», но забывают о слове «родство». Возможно, оникогда – нибудьосвоят формулу жизни, связывающую всё живое на планете: «Мы с вами одной крови, вы и я». Тогда они станут собратьями не только по крови, но и по духу. Сможет ли Земля, разделённая этническими, религиозными, мировоззренческими «территориями» стать общим тёплым домом? Как много вопросов совместного бытия!? Нет понимания, солидарности, нарастают разнообразия, «живёт» террор. Думая о толерантности, невольно  возникает  вопрос:  быть  или не быть человечеству как единству разнообразия? Быть или не быть? Историческая память говорит нам, что человечество во все времена пыталось быть человечным, однако наталкивалось, наоборот, на человекофобию: агрессию, фанатизм, национализм, экстремизм.

Понятие и значение толерантности в современном мире

Люди привыкли навязывать друг другу свою веру, виденья тех или иных «святых» дел. Этим разрушают мир  до основания, разделяя на верящих и не верящих, верных и неверных, наших и не наших, своих и чужих, местных и не местных, капиталистов и пролетариев.
     Хотелось бы думать, что это в прошлом. Однако это наивность. Фанатики живут сегодня. Они среди нас. Это демоны ксенофобии. Идеология толерантности – универсальная норма поддержки разнообразия в сложных формах симбиоза, сосуществования различных видов, рас, национальностей, народов, религий, мировоззрений.
     Человечество должно понимать, что в развитии сложных вопросов и систем, толерантность отражает стратегию взаимопомощи, а ксенофобия же  связана в первую очередь с пониманием конфликта как монопольной движущей силы  классовой или социальной борьбы.

Многие писатели, мыслители времен и эпох отстаивали идеи взаимопомощи и примирения: Махатма Ганди, Антуан де Сент – Экзюпери, Анатолий Приставкин, Михаил Шолохов, Пётр Кропоткин, В.И. Вернадский,Л.Н. Толстой – великий гуманист мира писал: «Если бы люди понимали, что они живут не одной своей жизнью, а жизнью всех, то они знали бы, что делая добро другим, они делают его себе».
      Слова апостола Павла  многими преданы забвению. Смысл их в том, что нет для Христа ни эллина,  ни иудея, ни скифа, ни самарянина, ни раба,  ни свободного,  ибо все они едины.
     Так что же такое толерантность? Это — прежде всего школа, которая учит людей жизни с непохожими  людьми, школа  человечности и великодушия.

Прикрепленные файлы:
статья на тему толерантностьcomments powered by HyperComments

Новое в блогах

ТОЛЕРАНТНОСТЬ В РОССИИ: СВОИ И ЧУЖИЕ

Понятие "толерантность" по смысловой насыщенности значительно шире, нежели просто "терпимое отношение". Это своеобразная этическая доктрина современности, претендующая на центральное место в "оси координат" XXI века. Людям, живущим в эпоху космополитизма, стирания экономических и иных границ, нужна новая философия, открытое и понимающее сообщество…

Однако сегодня для россиян, и не только россиян, толерантность – понятие далекое. Превалируют иные умонастроения: озлобление против "неумелого руководства страной", ненависть к приезжим, презрение к инвалидам, желание "очистить Россию от иностранной скверны", искоренить "нетрадиционные религии" и фундаменталистов…

"Самая опасная из нетерпимостей – это именно та, которая рождается в отсутствие какой бы то ни было идеологии как результат элементарных импульсов, – пишет Умберто Эко в своем эссе на тему этики. – Поэтому она не может ни критиковаться, ни сдерживаться рациональными аргументами". И такой нетерпимости в России много – как на уровне государственном, так и на персональном… К сожалению, мы склонны забывать, что "терпимость", в отличие от перемирия, нельзя объявить.

ГОСУДАРСТВО И ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Носители разных взглядов на природу толерантности выводят различные формулы материализации ее принципов. Государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе" на 2001–2005 годы. Государственным заказчиком, по поручению тогда еще председателя Правительства В.В.Путина, стало Министерство образования. В федеральной программе понятие "толерантность" применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами–членами ЮНЕСКО в 1995 году.

Что такое толерантность

Задачи документа – разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социальнополитической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования. На первом этапе – в течение 2001 года – совершается разработка научнометодических основ. Полномасштабное внедрение созданных механизмов планируется на третьем этапе (2004–2005 годы) на четырех уровнях: личность, семья, общество и государство.

С точки зрения правозащитников, необходимые шаги для преодоления нетерпимости в обществе – соответствующая политика государства, законодательная база и правильное применение законов. В стране имеется достаточная правовая основа в виде международных договоров и федерального законодательства для эффективной борьбы с проявлениями расизма и расовой дискриминации. И нужно использовать эти возможности, ратифицировать международные документы, внести изменения в некоторые законы (статьи 136 и 282 УК, ФЗ "О свободе совести и религиозных объединениях" и "Об основах государственной службы РФ", в котором не предусмотрена дисциплинарная ответственность за проявление расизма, и др.).

Государство обязано обеспечить равный доступ к охране здоровья, образованию, социальному обеспечению, реализации права на жилище для всех без какой–либо дискриминации, в том числе по признаку наличия регистрации по месту жительства; регулировать проблемы миграции, приводящие к различным формам этнической дискриминации представителей меньшинств и мигрантов.

СМИ должны освещать события так, чтобы репортажи отражали, помимо прочего, точку зрения и мнение групп, которые являются или могут стать объектом национальной дискриминации и расизма. Эти и другие требования содержались в резолюции Всероссийской конференции НПО. Ключевую роль в борьбе с расизмом и расовой дискриминацией правозащитники отводят межправительственным организациям: ООН, ОБСЕ, Совету Европы.

К ИСТОКАМ ТОЛЕРАНТНОСТИ

Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Накапливая разносторонние значения, термин "толерантность" стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют новых средств преодоления. Так что "копилка" толерантности постоянно пополняется.

Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами–членами ЮНЕСКО, включая и Россию), толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности". Это определение, наиболее масштабное, подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности и пр.

На русский язык с английского Декларация была переведена как "Декларация принципов терпимости". Но понятие "терпимость" не только не отражает полноты "толерантности", но и может быть прямо противоположно ему. Русский глагол "терпеть" имеет негативную окраску: терпение всегда пассивно и означает лишь внешнее сдерживание своего отношения ("я его еле терплю"), никак не меняющее самой позиции нетерпимости. Напротив, "толерантность" толкуется в Декларации как "активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека".

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе – в расовой дискриминации, преследовании по национальному, религиозному признаку, в нарушении важнейших демократических свобод.

Сама идея толерантности восходит к истории философской мысли. О толерантности в условиях сильной церковной цензуры писал Дж.Локк в "Очерках о терпимости" и "Письмах о терпимости", П.Бейль в нескольких своих философских сочинениях. Как философская категория толерантность была сформулирована в связи с проблемой нетерпимости и первоначально воспринята как осмысление итогов Тридцатилетней войны, в ходе которой представители враждующих религиозных конфессий почти поголовно истребили друг друга.

Представитель философского крыла рассмотрения понятия толерантности Владислав Лекторский предлагает четыре возможных способа понимания толерантности. Первый, "толерантность как безразличие", предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур, особенные этнические верования и убеждения и т.д.). Второй, "толерантность как невозможность взаимопонимания", ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать. "Толерантность как снисхождение" подразумевает привилегированное в сознании человека положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать. И наконец, "терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог" позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в результате критического диалога. На этот подход к толерантности и указывает автор в качестве желаемого для современной ситуации.

НОВЫЕ ПОДХОДЫ

В 90–х годах нетерпимость имеет прямое отношение к политике и рассматривается как угроза миру и безопасности. Поэтому правозащитники выступают с позиции трактовки толерантности, прежде всего, как преодоления всех форм расизма и расовой дискриминации. Юрий Джибладзе, президент Центра развития демократии и прав человека, считает, что такой подход к толерантности вовсе не означает игнорирования других форм нетерпимости. Просто в дискриминации, основанной на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, нетерпимость в современном обществе выражается наиболее ярко.

Одновременно признание толерантности в более широком смысле является условием эффективной борьбы с расизмом, так как гражданские, политические и экономические права человека тесно связаны с социальными и культурными правами. Например, толерантное отношение к видимым различиям (в мировой практике употребляется термин "визуальное меньшинство") означает невозможность нарушения прав по внешнему признаку, как это происходит в России применительно к выходцам с Кавказа ("фейс контроль" в метро и т.д.).

В более широком смысле – как терпимость и уважение ко всему "инакому" – понимают толерантность приверженцы социокультурного подхода. Они связывают толерантность с необходимостью просвещать общество, воспитывать терпимость и уважение, уничтожать психологические барьеры, способствующие возникновению фобий. Педагог Всеволод Луховицкий, председатель правления Молодежного центра прав человека и правовой культуры (МЦПЧиПК), выводит обоснование толерантности из естественных прав человека, понятия человеческого достоинства. Елена Русакова, психолог, руководитель проектов центра, в статье "Методические аспекты работы по теме "Образ врага", обусловливает возникновение нетерпимости психическими особенностями человека.

Смутное ощущение угрозы внешнего мира заставляет психику вырабатывать правдоподобное "рациональное" толкование, результатом чего чаще становятся предрассудки и ксенофобия (неприязнь к чужакам – иным этносам, религиозным меньшинствам, к специфическим, заметно отличающимся от большинства общества по целям и интересам социальным группам и т.д.). Постоянный поиск "врага" рождает потребность защиты, выражающейся в приобщении к некой общности "своих", которые всегда сильнее "чужих". Терпимость, толерантность в этом аспекте означают отказ от догматизма, признание многообразия истины, что требует внутренней силы, уверенности в своей способности найти истину в диалоге. Нетерпимый человек, напротив, требует однозначности: "Кто не с нами – тот против нас".

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И ОБЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

Принципы толерантности как основные права и свободы закреплены в законных актах и провозглашены в международных декларациях. Базовый документ здесь – Всеобщая декларация прав человека, а также Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В рамках Совета Европы (СЕ) действует Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Недавно вступил в силу 12–й протокол конвенции, который обязывает ратифицировавшие его государства гарантировать любые права без какой–либо дискриминации и предусматривает механизм наказания в случае невыполнения обязательств. Россия подписала протокол в ноябре 2000 года, но не ратифицировала его и, по мнению правозащитников, вряд ли сделает это в ближайшее время.

Недопущение расизма и расовой дискриминации закреплены, прежде всего, в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам.

В Российской Федерации главный документ для широкого определения толерантности – Конституция. В области расизма и расовой дискриминации основными признаются ст. 136 Уголовного кодекса (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина) и 282 (Ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной и расовой вражды, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их национальной или расовой принадлежности).

Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости потенциально опасной для всего мира. Осознание этой угрозы политиками и всемирной общественностью сделало одной из важных целей развития мирового сообщества достижение всеобщей толерантности. Декларируя ее принципы, различные правовые и культурные организации демонстрируют обозначившийся кризис терпимости в современном обществе. ООН по инициативе ЮНЕСКО объявила 1995 год (год 50–летия обеих организаций) Международным годом толерантности. На протяжении всего года вопросы терпимости, разнообразия культур, различия между людьми стали предметом обсуждения более чем на 50 региональных и международных конференциях. Итог года – принятие Декларации принципов толерантности. В 2001 году началось объявленное ЮНЕСКО Международное десятилетие культуры мира и ненасилия.

(Материал предоставлен Агентством Социальной Информации, e–mail: maria@asi.org.ru)

В СМИ, публицистике, различных гуманитарных науках распространено применение таких терминов, как «толерантность» и «терпимость». Они считаются очень близкими. Но разница между ними вместе с тем существенна. В чем она заключается?

Что такое толерантность?

Под толерантностью принято понимать отсутствие у людей — отдельных граждан или общества в целом — неприятия к людям других национальностей, рас, имеющих особые взгляды, культурные и этнические предпочтения. Толерантность не обязательно означает проявление лояльности и поддержки по отношению к другим людям, но во многих современных сообществах принято отождествлять рассматриваемый термин с указанными категориями.

Толерантность — явление, как правило, характеризующее взаимоотношения людей, очень непохожих друг на друга. Если это не так, то острой необходимости в проявлении толерантности одного человека к другому обычно не возникает.

Современные общества, если говорить о развитых странах, представлены большим количеством разных социальных групп. Население многих современных государств представлено также большим количеством национальностей, является мультикультурным. Поэтому толерантность в таких обществах необходима.

Примечательно, что толерантность может сформироваться даже при том условии, что к взаимному позитивному отношению людей друг к другу нет объективных предпосылок. Два народа могут иметь совершенно разные культуру и традиции, но дружить.

Но стоит отметить, что рассматриваемое явление не может быть кем-либо насаждено — например, государством. Толерантность должна формироваться естественным путем, по мере культурного созревания общества.

Проблема толерантности в современном обществе

Если это не так, то мирное сосуществование людей тем не менее возможно, но за счет другого явления — терпимости.

Рассмотрим его специфику.

Что представляет собой терпимость?

Под терпимостью принято понимать сознательный отказ людей — отдельных граждан или общества в целом — от проявления открытого неприятия к другим людям, непохожим на них по тем или иным признакам. Внутренне человек, в свою очередь, может испытывать весьма ощутимый дискомфорт при общении с непохожими на него людьми. Но в то же время он в силу внутренних убеждений способен быть терпимым к ним, сотрудничать с ними, совместно решать значимые задачи.

Терпимость может быть навязана человеку — посредством убеждения, воздействия через СМИ, применения различных социальных технологий. Данный механизм позволяет заинтересованным субъектам — прежде всего, государству — в довольно короткие сроки наладить взаимопонимание в обществе, которое состоит из людей, непохожих по тем или иным признакам друг на друга.

Можно отметить, что проявлять взаимную терпимость иногда требуется от народов, которые, казалось бы, в силу близости их культуры и традиций не должны испытывать неприязни друг к другу.

Сравнение

Главное отличие толерантности от терпимости заключается в том, что первое общественное явление предполагает отсутствие неприязни человека к другим людям, непохожим на него по тем или иным признакам. Терпимость, в свою очередь, характеризуется возможным внутренним дискомфортом гражданина во взаимодействии с людьми, непохожими на него, но сознательным его отказом от проявления открытой неприязни к ним.

Толерантность — явление, которое, как правило, формируется в рамках длительного периода времени. Оно не может быть навязано человеку заинтересованными лицами. Терпимость может появиться в гражданском обществе в довольно краткие сроки. Вполне возможно, что и при содействии заинтересованных лиц, например представителей власти. Значительную роль при этом могут играть СМИ, публичные лица.

Не исключено, что в обществе одновременно будет присутствовать определенный процент как толерантных, так и терпимых людей. В зависимости от различных факторов — социально-политических, экономических, культурных — может преобладать первая или вторая категория граждан. Но в ряде случаев воздействие тех или иных факторов непросто объяснить. Как мы отметили выше, бывает, что не вполне близкие друг к другу народы взаимно толерантны, а тем, которые характеризуются близостью, приходится проявлять взаимную терпимость.

Определив, в чем разница между толерантностью и терпимостью, отразим выводы в небольшой таблице.

Таблица

Толерантность Терпимость
Предполагает отсутствие у граждан неприязни к другим людям, непохожим на них по тем или иным признакам Предполагает осознанный отказ граждан от проявления открытой неприязни к другим людям, непохожим на них
Формируется в течение длительного времени Может сформироваться в течение короткого времени
Не может быть навязана человеку другими лицами Может быть навязана человеку другими лицами

Толерантность как основа стабильности межрелигиозных отношений.

Толерантность – социологический термин, означающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное осознание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не осознается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает проявление терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих взглядов или уступки чужим мировоззрениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

В истории человечества нетерпимость присутствовала всегда, порождая войны, религиозные преследования и дискриминации, и идеологические противостояния. В повседневной жизни она выражалась и выражается в фанатизме, стереотипах, оскорблениях, а в государственном масштабе — в расовой дискриминации, преследованию по национальному и религиозному признаку.

Сегодня религия остается фактором, который интегрирует и раскалывает гражданское общество. Ненависть и религиозная нетерпимость к религиозным чувствам и ценностям других приводили к кровопролитным войнам. Религиозная нетерпимость является главным ресурсом в руках враждующих государств. Вопрос религиозной толерантности очень важен для обеспечения государства, нации и обществ. Религиозная толерантность является основой обеспечения внутренней стабильности и интеграции обществ. Отсутствие религиозной толерантности может привести к расколу государства или исчезновению целой нации.

Религиозная толерантность – это толерантное отношение адептов одной религиозно-конфессиональной общности к адептам других религиозно-конфессиональных общностей. Каждая религиозно-конфессиональная общность следует своим религиозным убеждениям и признает право других.

Один из известных западных теологов Г. Кюнг отмечал, что “мира между нациями не может быть без мира между религиями, а мира между религиями не может быть без диалога между ними”.

Тем не менее, религиозная толерантность — явление многоаспектное и содержательное. Поэтому не случайно, что это понятие имеет различные интерпретации и восприятия. Отметим, что их можно разделить на два основных вида: 1) позитивный вид (в этом восприятии религиозная толерантность предполагает знание, принятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей и идей иноверцев); 2) негативный вид (в этом восприятии религиозная толерантность предполагает безразличие к религиозно-конфессиональным взглядам и системе ценностей других). В результате чего обеспечивается отсутствие неприязни и столкновений на религиозной почве.

В обоих эпизодах, независимо от того, на чем базируется религиозная толерантность в отношении иноверцев – на уважении или безразличии, она обеспечивает общественную стабильность и сосуществование различных религиозно-конфессиональных групп. Тем не менее, из двух вышеотмеченных видов религиозной терпимости предпочтителен первый – принятие и уважение религиозно-конфессиональных ценностей других, поскольку безразличие, зачастую обусловленное незнанием, рано или поздно может привести к проявлениям нетерпимости. Не зная ценностей и идей других, человек может относиться к ним с пренебрежением и безразличием, что может привести к нетерпимости и к конфликтам между конфессиями. Тогда как знание ценностей и взглядов других создает ощутимую позитивную настроенность по отношению к ним. Религиозная толерантность бывает нескольких видов, в зависимости от объекта (в данном случае, человеческое общество), в отношении которого оно проявляется:

1)толерантность в отношении к иноверцам (христианин-мусульманин, мусульманин-буддист, христианин-буддист и т.д.);

2)толерантность в отношении к представителям других конфессий (католик-протестант, протестант-адепт православной церкви (в христианстве), суннит-шиит (в исламе) и т.д.);

3)толерантность к сектантским движениям (а также толерантность сектантских движений друг к другу);

4)толерантность между верующими в Бога и неверующими (верующий-атеист).

Устройства обеспечения религиозной терпимости, в зависимости от двух вышеупомянутых подходов к восприятию ее содержания (негативный и положительный), также можно разделить на две группы: 1) негативные механизмы, предполагающие безразличие к религиозно-конфессиональным идеям и системе ценностей иноверцев; 2) позитивные механизмы, предполагающие знание, принятие и уважение религиозно-конфессиональных идей и системы ценностей иноверцев.

Из негативных механизмов можно выделить два – атеизм и секуляризацию: атеизм, хоть и полагает нетерпимость ко всем религиозным течениям и конфессиям, в то же время предполагает взаимную толерантность между адептами различных религий и конфессий, созданную на принципе отрицания религии вообще.

Роль секуляризации как фактора, содействующего росту уровня религиозной толерантности, ярко сформулирована в современных западных обществах. Здесь, несомненно, меньше вражды и столкновений, случающихся на почве религиозных различий. Это, по всей видимости, определено не только демократической культурой, но и секуляризированностью общества, отодвинувшей на второй план религиозно-конфессиональные вопросы и отдающей приоритетное значение отношениям и сферам светского характера. В этом контексте между людьми с разнообразными религиозно-конфессиональными воззрениями и ценностями стерты имевшиеся некогда психологические барьеры. Четкое отделение государства от церкви, взаимное невмешательство в дела друг друга, становление гражданского общества, нацеленные на решение общих проблем, совместные усилия в светских обществах, отодвинули на второй план религиозно-конфессиональные различия между отдельными людьми и группами.

Позитивные механизмы направлены на внедрение и обеспечение в обществах религиозной толерантности линией взаимного познания различных религиозно-конфессиональных групп, восприятия и взаимоуважения систем ценностей. В этом контексте значительный смысл имеет подчеркивание общностей между различными религиозно-конфессиональными группами, структурами, формирующими общественное сознание и культуру (школа, СМИ), что становится основой не только для религиозной толерантности, но и для общественной солидарности и консолидации. Как справедливо считает П. Гуревич, религии давно перестали быть герметически закрытыми: в мире существует миграция населения, кросскультурные контакты, межнациональные браки, экуменические движения.

В буддизме, например, Будда указывал, что по отношению к другим религиям необходима веротерпимость. Исследователи М.С. Уланов, В.Н. Бадмаев считают, что это стало практически первым в истории провозглашения данного принципа. Также Будда призывал не навязывать собственное учение тем, кто еще не достиг духовной зрелости и не пришел к учителю самостоятельно.

Толерантность – тоталерантность

Будда считал, что каждый искатель имеет право на самостоятельный поиск духовности.

Следует так же отметить, что среди индийских буддистов толерантность являлась “религиозным идеалом”. Правитель Ашока, известный своим распространением буддизма, в своем указе заявил: “Следует почитать чужую веру. Поступая так, человек способствует успеху своей веры и оказывает поддержку чужой. Поступая иначе, он подрывает корни своей веры и вредит чужой”. В буддизме также имеется терпимое отношения к раскольникам, что разрешила образовать большое количество школ буддизма. Последователь буддизма может быть также и одновременно последователем синтоизма, даосизма и любой другой религии.

Так же следует отметить, что христианам или иудеям желательно брать из буддизма только те медитативные и философские части учения, которые не противоречат их религиям, потому что отказ от иудаизма или христианства не является необходимым условием для практики буддизма. Многие критики оценивают этот феномен как “слабость” буддизма, в свою очередь ученые свидетельствуют, что именно такая толерантность привлекает в буддизм множество последователей, особенно на Западе. Рассматривая буддийскую толерантность, часто имеется в виду то, что буддизм не приемлет насильственного распространения учения. Распространение буддизма в другую культуру совершается ненасильственно и постепенно. Насильственное же навязывание учения, буддизм считает “преступлением и насилием перед личностью”.

В заключении хотелось бы отметить то, что воспитание толерантности имеет огромное значение для стабильности межрелигиозных отношений. Также она служит защитой от негативных проявлений в религиозной сфере и является эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, то есть с обеспечения этих прав и свобод. Необходимо учить людей не только помнить свои права, но и обязанности перед другими членами социума.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Религиозные конфликты происходили на протяжении всей истории человечества. Ключевым элементом данной проблемы является религия. Именно религия оказывает огромное влияние на формирование личности и общества, конечно же, стоит отметить и то, что позитивно с точки зрения отдельной личности или группы, может представляться деструктивным для общества в целом.

Изучены различные характеры возникновения религиозных конфликтов. Они объясняются действием четырех факторов: архетипического (наличием структурных и антиструктурных тенденций в развитии любой системы), культурно-исторического (мерой совпадения границ государства, этноса и вероисповедания), социетального (влиянием процессов, происходящих в обществе на религиозную подсистему), конфессионального (спецификой самих религиозных отношений). Религиозные конфликты – это конфликты абсолютных ценностей, часто имеют хронический характер, легко провоцируемы и почти не поддаются урегулированию.

Показаны проявления религиозных конфликтов в современном мире, на примере Арабо-израильского конфликта и конфликта в Северной Ирландии и конфликта в Сирии. Конфликты на религиозной почве в современном мире несут насильственный характер, и часто сопровождается стычками, митингами, терактами, военными действиями, в которых, как правило, гибнет тысячи невинных людей. Сформулированы деструктивные последствия религиозных конфликтов: дестабилизация общества; экономический, социальный и политический кризисы; религиозные войны; неудовлетворенность решением конфликта, тем самым возможность его повторения; сепаратизм на религиозной почве; раскол внутри конкретной конфессии; религиозный фанатизм; нарушение суверенитета страны.

Исследованы различные способы преодоления конфликта. Выявлен наиболее эффективный метод урегулирования конфликта, а именно посредничество, так как при этом методе в конфликт вмешивается третья сторона, которая пытается разрешить сложившийся конфликт на принципах беспристрастности и гуманизме.

На основе написанной дипломной работы можно сделать вывод о том, что религиозные конфликты являются следствием столкновения абсолютных ценностей, которые не поддаются описанию, они основаны на истории формировании религий, событий, которые переживали общества государств в определенный период истории. Главным фактором будут выступать чувства людей по отношению к своей религии, так как именно чувства людей являются спонтанным проявлением, которое невозможно предугадать и предотвратить.

Государство должно способствовать развитию всех религий в нем, иначе это может привести к недовольствам со стороны ущемленных религий, что, в свою очередь, может привести к насильственным методам разрешения конфликта. Ведь благодаря взаимодействию государства и религиозных организаций, достигается взаимопонимание внутри социума, что способствует ускоренному развитию общества.

Основываясь на всем вышеизложенном материале, можно предположить, что введение такой дисциплины, как Религиоведение в учреждениях образования, включающей в себя не только ту религию, которая преобладает в определенном государстве, а все религии мира. Изучение их культуры, позволит нам с уважением относиться к представителям всех религий, что, в свою очередь сократит вероятность возникновения конфликта на религиозной почве. Воспитание толерантности в обществе должно стать приоритетным курсом развития любого государства и формирования любой религии.

Чтобы разрешать религиозные конфликты в современном мире, необходимо сплочение всех народов мира, разработка четких и последовательных действий при их возникновении, чтобы разрешать их на ранней стадии. Люди должны осознавать всю невыносимость данной проблемы. Они не должны поддаваться эмоциям, провокациям со стороны злоумышленников. Общество должно осознавать, что в любом конфликте, как правило, участвуют две стороны и участниками любой из сторон являются такие же люди, со своими убеждениями, духовными ценностями. Каждый индивид общества всегда должен задумываться, что он говорит, не в зависимости от того кому. Для возникновения конфликта в некоторых случаях достаточно и одного неправильного слова. Никогда не стоит навязывать кому-либо свои убеждения, каждый человек наделен разумом и свободой выбора, это должен осознавать каждый индивид общества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Паслестинская проблема. Документы ООН международных организаций и конференций. Международные отношения / Ред. Тимофеев И. В. — М., 1984. –27 с., 53-54с., 121-123с.

2. Аксененко. С.Е. Осознание конфликтной ситуации и общения. Теоретические и прикладные проблемы психологии по знанию людьми друг друга./ С.Е. Алексенко – Краснодар,1975. – 9-11с.

3. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов / В.П. Андросов – М: Издательская фирма “ Восточная литература” РАН, 2001. – 29с., 194с.

4. Анупцев А.Я., Шиповалов А.И. Конфликтология: учебник для вузов/ А.Я. Анупцев; А.И. Шиповалов – М: Юнити, 2000. – 13-14с.

5. Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления/ В.М. Афонькова – М., 1975 – 201с.

6. Государственно-церковные отношения в России. – М.,1996.- 108с.

7. Гришина Н.В. Давайте договоримся / Н.В. Гришина. – Л: Сова, 1993. – 48с.

8. Гришина Н.В. Обучение психологическому посредничеству в разрешении конфликта / Н.В. Гришина // Московский психотерапевтический журнал. – 1992. -№2. – 150с.

9. Гуревич П. Как обеспечить диалог конфессий /П. Гуревич// Мир нравственности. – М., 2004.- №8. – 20-22с.

10. Данькова Г.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Г.М. Данькова // Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. – Тбилиси, 1971. – 165-166с.

11. Дмитриев А.В. Конфликтология / А.В. Дмитриев – М., 2002.

12. Дмитриев А. В. Социальный конфликт: общее и особенно. / А. В. Дмитриев. – М.: Аспект Пресс, 1996.

13. Донцов А.И. Проблема конфликта в западной социальной психологии / А.И. Донцов; Т.А. Полозова // Психологический журнал. – 1980. – Т.1,6 – 119-133с.

14. Донцов В.Е. Современные исламские движения и организации на Ближнем Востоке в системе международных отношений / В.Е. Донцов – М.: Международные отношения, 2001. – 61с

15. Ермакова Т.В., Островская Е. П. Классический буддизм / Т.В. Ермакова; Е. П. Островская – СПб: Азбука-классика, 2004. – 248с.

16. Зеленков М. Ю. Конфликтология: учебник / М. Ю. Зеленков – М.: Издательско- торговая корпорация “Дашков и К”, 2013.- 207-208.

17. Зеленков М. Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 13-14с.

18. Козер Л. Функции социального конфликта / Л. Козер. — М., 2000.

19. Корнелиус Х. Выиграть может каждый / Х. Корнелиус; Ш. Фэйр, — М.: Стингер, 1992. – 86с.

20. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие / В.Г. Лысенко – М.:ИФ РАН, 2003. – 25с.

21. Петровская Л. А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии /Л.А. Петровская – М., 1977. – 126-143c.

22. Полякова Е.Ю. Ольстер / Е.Ю. Полякова. – М.: Наука, 1982. – 167с.

23. Сультыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии. Новая и новейшая история / А.Х. Сультыгов — М., 2006. — №2. – 168с.

24. Уланов М.С., Бадмаев В.Н. Буддийские ценности и проблема толерантности в современном мире. Научная мысль Кавказа./ М. С. Уланов; В.Н. Бадмаев — Ростов-на-Дону: Серево-Кавказский научный центр высшей школы федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Южный федеральный университет, 2013. — №3(75) – 43-45с.

25. Цыбульская М.В. Конфликтология. Учебное пособие. Руководство по изучению дисциплины. Практикум по курсу. Учебная программа. / М.В. Цыбульская – М.,2007. – 8-9с.,9-10c., 10-11c., 11-12с.

26. Черчилль У. Шестидневная война. Перевод с английского. / У. Черчилль – репринт с издания 1975 года. – Иерусалим: “БИБЛИОТЕКА-АЛИЯ”, 1989. — 168с., 356с.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *