Аудио

— Любящие родители, когда у них маленький ребенок, прячут спички, чтобы ребенок случайно не сделал себе что-то плохое, убирают розетки, убирают горячий чайник. Почему тогда Бог, который сотворил Адама и Еву, среди рая оставляет доступным дерево, от которого начались потом такие большие проблемы у человечества и все закончилось трагедией?

— Да, речь идет о Дереве познания добра и зла, многие это понимают. Действительно, в чем дело? Первое. Спички для ребенка – это действительно зло и не только для ребенка. Это зло может принести ребенок всему дому и самим этим родителям. То есть это просто полная трагедия может быть всему. Это то, что мы вынуждены иметь по необходимости, только и всего. Когда же Бог насадил Древо познания добра и зла, то насадил Он его, как необходимое условие для спасения человека. Это только протестанты говорят: «Ах, неудавшийся план Божий. Господь Бог не знал и – на тебе! – вот это Дерево посадил, Ева сорвала (до Преображения!) яблоко и отсюда все началось».

Нет, это Древо прямо с противоположной целью было. Это Древо являлось необходимым условием. Бог знал это, Бог предусмотрел это, и предусмотрел по очень простой причине. Тот, кто не познал горького, никогда не оценит сладкого. Что в данном случае было сладким? Это – общение человека с Богом, бесстрастие, если хотите, отсутствие смерти. Что такое Древо познания добра и зла и вкушение его? Это означало ни что иное, как гордую и горделивую мысль, что мы – человеки, являемся богами. «Мы боги», — а откуда эта мысль пришла – совершенно элементарное наблюдение. Человек был поставлен царем над всем творением, он нарек имена всем тварям земным. Почему этот термин взят — потому что при рабовладельческом строе господин нарекал имя рабу. Это наречение имени означало, что он — раб, я ему давал имя, мне неважно, как его звали, сейчас я его называют вот так. Это — знак власти.

Человек обладал полнотой власти над всем сотворенным. Вот и пришла мысль: «будете, как боги». И вот началась история. Почему это было необходимо, чтобы человек, обладая полнотой свободы, свободно мог обратиться и понять, что жизнь вне Бога и без Бога будет адом. И вся история человечества свидетельствует нам об этом. Вся история наполнена войнами, насилием, кровопролитием. Вся история – даже гуманисты в ХV-XVI веке мечтали, что пройдет еще столетие, может быть, и на земле будет рай. Двадцатый век по своей жестокости и пролитой крови превзошел все предшествующие эпохи. Это – «век гуманизма», и мы видим сейчас, какой этот «гуманизм» и что творится без Бога.

Поэтому в данном случае Древо познания добра и зла было не спичками, а было тем целительным средством, необходимым средством, благодаря которому только началась история и окончится история человечества тем, что человек, как существо не бессмертное, которое со смертью тела не теряет сознания, весь опыт остается у него. Благодаря этому познанию Древа добра и зла (мы все здесь постигаем как раз), убеждается человек, что без Бога — это ад, Бог – это величайшее благо. Благодаря этому и произойдет то окончательное спасение человечества, которое было целью творения человека Богом.

Оказывается, что спички – это не спички совсем, а сильное лекарство, без которого невозможно было человеку достичь богоподобного состояния – такого, как Библия говорит: «Человек, ты — Бог». «Вы боги и сыны Всевышнего – все вы!». Но какой бог? Ты богом становишься, когда будешь с Богом, и ты в аду оказываешься, когда говоришь: «Я сам бог, а ты отойди от меня!» Началось именно с этого, и дальше мы все это испытываем, каждый в отдельности и поколение за поколением, и все человечество в целом.

Для людей Рая нет сна, отдыха, ночи, дня. Для них нет и утомления, скуки и грусти, всего того, что неприятно людям этого мира. Но люди Рая, оказавшись там, и узнав больше о Всевышнем, сожалеют о каждой минуте, прожитой в этом мире бесцельно без Его поминания и вне богослужения.

Также сказано, что люди, совершавшие грехи и оказавшиеся во дворцах Рая по милости Аллаха, увидев Его милость и милосердие, и познав Его величие, вспомнят о своих плохих деяниях и им станет стыдно. Затем, когда люди поселятся в жемчужные веранды Рая, Аллах ниспошлёт к ним гурий, чтобы развлечь их. На этих верандах есть серебряные и золотые нары, на которых постелена шелковая и бархатная постель. На площадях Рая растут деревья, на их ветках висят красивые колокольчики. Аллах повелит гуриям: «Вы сделайте так, чтобы Мои рабы услышали красивые мелодии, в том мире они предостерегали свои уши от звуков барабана и зурны, чтобы услышать их в Раю. Они сегодня рады, потому что слушали Мою речь, Я исполню данное им обещание». Затем гурии восхваляют и приветствуют Аллаха и выполняют Его поручение. Со стороны Арша подует ветерок, от чего зазвенят колокольчики на деревьях. Это развеселит обитателей Рая, и они станут в азарте танцевать. Ангелы скажут им: «Аллах говорит вам, чтобы вы не утомляли свои тела танцами, поскольку вы и так устали в том мире, совершая Ему ‘ибадат (поклонение). Он говорит, что пусть потанцуют лавки, на которых вы сидите». Так оно и будет: лавки начнут пританцовывать, и они смогут ходить туда, куда захотят люди. Затем Аллах раздаст людям халаты каждому по его заслугам, сотканные из золотых ниток, освещённые нуром Аллаха. На каждом халате нуром будет написано «Бисмиллах». Одевшись в эти халаты, люди станут возвеличивать и восхвалять Аллаха. А Аллах через занавес поприветствует каждого из них словами: «Мархаба, поклонявшиеся Мне, Мои рабы. Я доволен вами. Довольны ли вы Мною?». Они ответят: «О, наш Господь, Тебе наша хвала и благодарность. Как же мы не будем довольны Вами, в то время как Вы так возвеличили нас». Аллах скажет: «Я окажу вам ещё большее уважение». Когда они спросят: «Я Рабби, какое может быть ещё большее уважение?», Аллах ответит: «Я выразил Свое довольство вами, больше Я не гневаюсь на вас, вы возвращайтесь в свои Райские дворцы».

Каждому из них в Раю будет уготован дворец из жемчуга и драгоценностей, в каждом дворце будет по семьдесят тысяч ворот, у каждых ворот — по семьдесят тысяч деревьев, на каждой ветке этих деревьев будет по семьдесят тысяч разновидностей плодов. В каждом дворе будет по семьдесят тысяч золотых лавок, каждая лавка — длиной 330 локтей, на каждой лавке — по семьдесят постелей, рядом с каждым двором — по семьдесят детей, в руках у них — золотые бутылки, в каждой бутылке — разные напитки. Каждому обывателю Рая в его дворце будет по семьдесят женщин- гурий, и перед дворцами будут течь медовые, молочные, винные реки.

Когда человек захочет забраться на лавку (вроде кушетки), она станет на одну локоть ниже, а когда он уже сядет на неё, лавка снова поднимется к небу. Когда люди захотят куда-нибудь пойти, лавки отнесут их. Если они захотят взлететь на небо, лавки полетят с ними, словно птицы. К каждому обывателю Рая по пять раз в день будут приходить ангелы от Аллаха с разными угощениями и фруктами на золотых подносах. Это — подарок за совершённые вовремя намазы. В Раю нет ночи и темноты.

Крышей Рая является Арш Аллаха, и свет им будет исходить от него. Признак, по которому обитатели Рая смогут отличить ночь от дня — с наступлением ночи ворота Рая сами закрываются и на них спускаются занавесы. Тогда люди зайдут в свои палатки вместе со своими гуриями, с женами, которые были у них в этом мире. Утром Райские птицы поприветствуют Всевышнего. Если человек захочет увидеть кого-нибудь, его лавка доставит его к нему быстрее молнии. А после встречи отнесёт его обратно, к обитателям Рая. Ангелы временами делают зиярат и скажут: «Ассаламу ‘алайкум, я авлияаллахи, ссаламун алайкум бима сабартум фани’ма укбаддари». В то время, когда обитатели Рая будут есть райские плоды, птицы на деревьях будут делать им тасбих своими красивыми голосами. И есть они будут ради удовольствия, а не для того, чтобы утолить жажду или голод. Они не почувствуют голод, даже если покушают только один раз. Также у них не будет никаких выделений, если даже будут есть беспрерывно. От их тел будет выделяться пот, халаты их впитают этот пот, но они никогда не испачкаются.

Чтобы нам было понятно

Райские плоды и фрукты отличаются от плодов и фруктов этого мира. Всевышний назвал райские угощения виноградом, финиками, медом, молоком, вином, мясом; райскую одежду — шелком, бархатом; райские дома — домами из серебра и золота, жемчуга, яхонта и др., чтобы мы поняли, потому что эти названия знакомы нам. А если бы Всевышний назвал райские плоды, его угощения, одежды, дома своими именами, мы ничего не поняли бы, и у нас не появилось бы никакого желания постичь это.

По материалам книги «Маватинуль инсан».

Мухаммад Хусайнию

Райские деревья и плоды многочисленны, разнообразны и вечны

В раю много прекрасных деревьев, и Аллах поведал нам о том, что там есть виноградники, пальмовые и гранатовые деревья, а также лотосы, бананы, акации: «Поистине, богобоязненных ожидает место спасения, сады и виноградники» (сура 78 «Весть», аяты 31-32);

«В них обоих есть фрукты, финиковые пальмы, гранаты» (сура 55 «Милостивый», аят 68);

«И будут те, кто по правую сторону. Кто же будет по правую сторону? среди лотосов, лишённых шипов, под свисающими гроздями бананами (или акациями камеденосными), в распростёртой тени, среди разлитых вод и многочисленных фруктов» (сура 56 «Свершившееся», аяты 27-32).

Лотос (дикая ююба) — это дерево с шипами, но в раю у него нет шипов. Акация камеденосная растёт в Хиджазе, и у неё тоже есть шипы, но в раю её ветви свисают под тяжестью гроздьев плодов, которые можно легко достать.

В Коране перечислены лишь немногие из райских деревьев. Аллах сказал: «В них обоих есть от всех фруктов по паре» (сура 55 «Милостивый», аят 52). Но, несмотря на их многочисленность, обитатели рая смогут попросить любой фрукт, который они пожелают: «Они будут возлежать там, прислонившись, и просить принести им множество фруктов и питьё» (сура 38 «Сад», аят 51);

«…с фруктами, которые они выбирают» (сура 56 «Свершившееся», аят 20);

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников и плодов, каких только пожелают» (сура 77 «Посылаемые», аяты 41-42).

Одним словом, в раю есть любые фрукты и удовольствия, которые только могут пожелать люди и которые могут принести им радость: «Их будут обносить блюдами из золота и чашами. Там будет то, чего жаждут души и чем услаждаются глаза» (сура 43 «Украшения», аят 71).

По мнению Ибн Касира, упоминание о лотосе и акации — пример указания на нечто большое и многочисленное посредством чего-либо меньшего и малочисленного. В этом он усматривает тонкий намёк на величие райских плодов: «В земном мире дикая ююба плодоносит очень слабо, и у неё много шипов, а акация вообще приносит пользу только как источник тени. И если на таких деревьях в раю вырастает множество прекрасных плодов, каждый из которых имеет семьдесят привкусов и оттенков, напоминающих друг друга, что тогда можно подумать о плодах тех деревьев, которые в этом мире приносят прекрасные плоды: яблонях, финиковых пальмах, виноградниках? Что можно подумать о всевозможных пахучих травах и цветах? Одним словом, там есть то, чего не видели глаза, чего не слышали уши, о чём даже не помышляла человеческая душа, и мы просим Аллаха одарить нас этим по милости Его» (Ибн Касир. Бидайа. Т. 2. С. 262).

Райские деревья плодоносят беспрерывно. Они не похожи на деревья в этом мире, которые приносят плоды только в определённый сезон. Напротив, они всегда усыпаны фруктами и всегда дают тень: «Вот описание рая, обещанного богобоязненным. Там текут реки, не иссякают яства, и не исчезает тень» (сура 13 «Гром», аят 35);

» многочисленных фруктов, которые не кончаются и не запретны» (сура 56 «Свершившееся», аяты 33-34), т. е. они не заканчиваются, и никто не мешает обитателям рая насладиться ими. Прелесть этих плодов в том, что обитатели рая будут усматривать между ними внешнее сходство, хотя они будут отличаться друг от друга по вкусу: «Всякий раз, когда им будут подавать плоды для пропитания, они будут говорить: «Это уже было даровано нам прежде”. Но им будут давать нечто похожее» (сура 2 «Корова», аят 25).

У деревьев в раю множество длинных разросшихся ветвей. В Коране сказано: «Тем же, которые боялись предстать перед своим Господом, уготовано два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? В них обоих есть ветви» (сура 55 «Милостивый», аяты 46-48). Они будут тёмно-зелёного цвета: «А перед теми двумя есть ещё два сада. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они оба — тёмно-зелёные» (сура 55 «Милостивый», аяты 62-64).

Райские сады описаны так, потому что листва деревьев там настолько зелёная, что кажется тёмной, и потому что сами деревья переплетаются друг с другом.

Фрукты на райских деревьях опускаются низко, словно они слушаются жителей садов, и те смогут легко и без труда дотянуться до них. Коран гласит: «Они будут лежать, прислонившись, на подстилках, выстланных снизу парчой, а свежие плоды этих двух садов будут склоняться низко» (сура 55 «Милостивый», аят 54);

«Плоды будут подчинены им полностью» (сура 76 «Человек», аят 14).

Тень деревьев в раю будет такой, какой её описал Всевышний: «Мы введём их в густую тень» (сура 4 «Женщины», аят 57);

«…в распростёртой тени» (сура 56 «Свершившееся», аят 30);

«Богобоязненные же, поистине, пребудут среди сеней и источников» (сура 77 «Посылаемые», аят 41).

Описание некоторых деревьев в раю

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, рассказал удивительные истории о некоторых из райских деревьев, об их больших размерах, надолго поражающих воображение тех, кто пытается представить их себе. Здесь мы приведём некоторых из хадисов посланника, мир ему и благословение Аллаха, на эту тему.

1. Дерево, в тени которого всадник скачет сто лет

Это — огромное дерево, вообразить размеры которого может только его Творец. Описывая его, посланник, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что всадник, скачущий галопом верхом на рысаке, может проскакать его в тени сто лет. В обоих «Сахихах» приводится хадис Абу Са‘ида ал-Худри о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, которое всаднику, скачущему во весь опор на маститом поджаром жеребце, не удастся миновать даже за сто лет».

В «Сахихе» ал-Бухари приводится рассказ Абу Хурайры о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет. Если хотите, прочтите: «…в распростёртой тени” (сура 56 «Свершившееся», аят 30)».

Муслим передал со слов Абу Хурайры и Сахла ибн Са‘да, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Поистине, в раю есть дерево, в тени которого всадник может проскакать сто лет, так и не миновав его».

2. Лотос крайнего предела

Это дерево упоминается в Коране, и возле него наш пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, видел Джибрила в том облике, в котором он был создан Аллахом. Это дерево находится возле сада пристанища, и когда посланник, мир ему и благословение Аллаха, увидел его, оно было покрыто чем-то, о чём доподлинно известно только Аллаху: «Он уже видел его другое нисхождение у лотоса крайнего предела, возле которого находится сад пристанища. Лотос был покрыт тем, что покрыло его. Его же взор не уклонился в сторону и не излишествовал» (сура 53 «Звезда», аяты 13-17).

Посланник, мир ему и благословение Аллаха, описал нам это дерево: «Потом мне показали лотос крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. сказал: «Это лотос крайнего предела”. Там были четыре реки: две из них явные, а две — скрытые. Я спросил: «Джибрил, что это за реки?” Он ответил: «Две скрытые реки — это реки в раю, а две явные — это Нил и Евфрат”». Хадис передали ал-Бухари и Муслим.

В обоих «Сахихах» также приводится следующий хадис: «Потом меня повели дальше, пока мы не добрались до лотоса крайнего предела. Его плоды похожи на хаджарские кувшины, а листья — на слоновые уши. Один его лист может накрыть чуть ли не всю эту общину. Он был покрыт чем-то разноцветным, чего я не разобрал. Потом я вошёл в рай, и там были шатры из жемчугов, а его земля была из мускуса».

3. Туба

Это огромное дерево, из которого получают одежды для обитателей рая. В «Муснаде» Ахмада, «Тафсире» Ибн Джарира и «Сахихе» Ибн Хиббана приводится рассказ Абу Са‘ида ал-Худри о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Туба — это дерево в раю, оно простирается на сто лет пути, а из его чашечек выходят одеяния для обитателей рая».

Райские плоды раскрываются, и оттуда выходят одежды обитателей рая. На это указывает хадис, переданный Ахмадом в «Муснаде» со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра. В нём сообщается, что один человек пришёл к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и спросил: «Посланник Аллаха, расскажи нам об одежде обитателей рая: она будет сотворена готовой или её будут шить?» Кое-кто из людей засмеялся, но посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Над чем вы смеётесь? Над тем, что человек, который не знает, спрашивает того, кто знает?» Потом он опустил голову, а спустя некоторое время сказал: «Где тот, кто задал вопрос?» Мужчина ответил: «Я тут, посланник Аллаха». Он сказал: «Нет, райские плоды будут раскрываться, и она будет выходить оттуда». Он повторил это трижды.

Лучшее из пахучих растений в раю

Аллах поведал о том, что в раю есть пахучие растения: «Если он будет одним из приближённых, то обретёт покой, базилик и сад блаженства» (сура 56 «Свершившееся», аяты 88-89). Посланник же, мир ему и благословение Аллаха, сообщил, что лучшим из пахучих растений в раю будет хенна. Ат-Табарани в «ал-Му‘джам ал-кабире» передал со слов ‘Абдаллаха ибн ‘Амра, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Лучшее из пахучих растений в раю — хенна». Его иснад достоверен согласно требованиям ал-Бухари и Муслима.

Стволы райских деревьев из золота

Среди удивительных рассказов посланника, мир ему и благословение Аллаха, — хадис о том, что стволы райских деревьев из золота. В «Сунанах» ат-Тирмизи и ал-Байхаки, а также «Сахихе» Ибн Хиббана приводится через достоверный иснад хадис Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Стволы всех деревьев в раю из золота».

Как верующий может обрести больше деревьев в раю?

Возлюбленный Милостивого и праотец пророков Ибрахим, встретив нашего пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, в ночь, когда его перенесли в Эль-Кудс, попросил его передать мусульманам приветствие и сообщить нам о том, как мы можем приобрести больше деревьев в раю. Ат-Тирмизи передал через хороший иснад хадис Ибн Мас‘уда о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «В ту ночь, когда я был перенесён , я встретил Ибрахима. Он сказал: «О Мухаммад, передай твоим последователям мои приветствия и сообщи им, что грунт в раю благоухает. Вода в нём вкусная и пресная, земля — ровная и гладкая, а его саженцы — это слова субхана-Ллах, аль-хамду ли-Ллях, ля иляха илля-Ллах и Аллаху акбар”».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *