. Предварительные сведения об изменяемых богослужебных молитвословиях и о книгах, содержащих эти молитвословия – 1
Три периода богослужения – 10_______ЧАСТЬ I. О БОГОСЛУЖЕНИИ В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ОКТОИХА_______ОТДЕЛ I. О БОГОСЛУЖЕНИИ НЕДЕЛЬНЫХ ИЛИ ВОСКРЕСНЫХ ДНЕЙ
Глава 1. О богослужении воскресных дней, если не случится никакого праздника – 12
Главы 2, 3 и 4. О богослужении воскресных дней, если случится праздник святого, имущаго или бдение, или полиелей, или поемый на 6 – 48
Глава 5. О богослужении воскресных дней, если случится богородичный двунадесятый праздник – 64
Глава 6. О богослужении воскресных, а равно седмичных и субботних дней, если случится господский двунадесятый праздник – 66
Главы 7 и 8. О богослужении воскресных дней, если случится одно предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника или же будет еще какое-нибудь торжество – 72
Глава 9. О богослужении воскресных дней, если случится отдание господского или богородичного праздника – 82_______ОТДЕЛ II. О БОГОСЛУЖЕНИИ СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ОКТОИХА
Глава 10. О богослужении седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четвертка и пятка при одном святом, не имеющем в Типиконе праздничного знака – 84
Глава 11. О богослужении седмичных дней при двух святых, не имеющих в Типиконе праздничного знака – 105
Глава 12. О богослужении седмичных дней при святом, поемом на 6, именуемом шестеричным и отмеченном в Типиконе знаком черными чернилами – 110
Глава 13. О богослужении седмичных дней при святом, имеющем славословие и отмеченном в Типиконе знаком красными чернилами – 115
Главы 14 и 15. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имеющий полиелей и отмеченный в Типиконе знаком, один или с предпразднством либо попразднством господского или богородичного праздника – 121
Глава 16. О богослужении седмичных дней, если случится святой, имущий бдение и отмеченный в Типиконе знаком – 128
Глава 17. О богослужении седмичных дней, если случится великий праздник святого, отмеченного в Типиконе знаком – 132
Глава 18. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится богородичный двунадесятый праздник – 134
Глава 19. О богослужении седмичных, а равно и субботних дней, если случится отдание господского или богородичного праздника – 136
Глава 20. О постовом богослужении седмичных дней: понедельника, вторника, среды, четверга и пятка – 137_______ОТДЕЛ III. О БОГОСЛУЖЕНИИ СУББОТНИХ ДНЕЙ ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ОКТОИХА
Глава 21. О богослужении субботних дней при святом, имеющем тропарь, но в Типиконе не отмеченном никаким знаком – 143
Главы 22 и 23. а) о богослужении субботних дней, если случатся два святых, б) если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника – 149
Глава 22. О богослужении субботних дней, если случатся два святых – 150
Глава 23. Если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника – 151
Глава 24. О богослужении субботних дней, если случится святой, поемый на 6 – 158
Глава 25. Если при этом случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника – 159
Глава 26. О богослужении субботних дней, если случится святой, имеющий славословие – 168
Глава 27. Если при этом случится предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника – 169
Глава 28. О богослужении субботних дней, если случится святой, имеющий полиелей – 176
Глава 29. Если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника – 176
Глава 30. О богослужении субботних дней, если случится святой, имеющий бдение – 182
Глава 31. Если при этом случится еще предпразднство или попразднство господского или богородичного праздника – 182
Перечень праздников периода времени пения Октоиха, не относящихся к разряду двунадесятых господских и богородичных и святых со знаками (черными и красными чернилами) и замечания о богослужебном уставе сих праздников – 188
О храмовых праздниках в честь святых и о так называемых храмовых главах Типикона – 196_______ОТДЕЛ IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
Глава 32. О вечерних стихирах на Господи, воззвах – 197
Глава 33. О канонах малого повечерия в период времени пения Октоиха – 198
Глава 34. О тропарях и кондаках малого повечерия периода времени пения Октоиха – 199
Глава 35. О чтении кафизм на вечерне, утрени и часах в течение целого года – 205
Глава 36. О назидательных чтениях на утрени и других службах – 210
▪ О величаниях в течение всего года – 212
Глава 37. Об утренних канонах в течение всего года – 214
Глава 38. О катавасиях, в течение всего года поемых в господские, богородичные и нарочитых святых праздники и в недели в течение всего года (Типик., гл. 19 и др.) – 235
Глава 39. Об утренних хвалитных стихирах – 237
Глава 40. О тропарях и кондаках на часах периода времени пения Октоиха – 238
Глава 41. О литургийных антифонах и блаженнах всего года – 246
Глава 42. О литургийных тропарях и кондаках периода времени пения Октоиха – 258
Глава 43. О кондаках в последовании изобразительных периода времени пения Октоиха, отправляемом тогда, когда почему-либо нет литургии, с предварительным изображением его порядка – 269
Глава 44. О литургийных чтениях из Апостола и Евангелия в течение всего года – 274
Глава 45. О литургийных прокимнах пред Апостолом, аллилуиариях после Апостола и причастнах в период времени пения Октоиха – 297
Глава 46 (дополнительная). О литургийных прокимнах. Апостолах, аллилуиариях, Евангелиях и причастнах при заупокойной службе – 319
Глава 47. Об отпустах при окончании различных служб в течение всего года – 320_______ЧАСТЬ II. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ДНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ПОСТНОЙ_______ОТДЕЛ I. О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРИГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ВЕЛИКОМУ ПОСТУ ДНЕЙ
Глава 1. Богослужение недель: 1) Мытаря и Фарисея, 2) Блудного сына, 3) Мясопустной, 4) Сыропустной – 328
Глава 2. С попразднством Богоявления Господня (11-13 января) – 328
Глава 3. С отданием Богоявления Господня (14 янв.) – 328
Глава 4. С праздником Трех святителей (30 января) – 328
Глава 5. С предпразднством Сретения Господня (1 февраля) – 329
Глава 6. С праздником Сретения Господня (2 февраля) – 329
Глава 7. С попразднством Сретения Господня – 329
Глава 8. С отданием Сретения Господня – 329
Глава 9. С праздником Обретении главы Предтечи (24 февраля) – 329
Глава 10. О богослужении в недели Мытаря и Фарисея, Блудного, Мясопустную и Сыропустную, если случится храмовой праздник святого – 366
Глава 11. О богослужении Сырной седмицы – 368
Глава 12. О богослужении Сырной седмицы, если случится память Трех святителей 30 января – 374
Глава 13. О богослужении Сырной седмицы, если случится предпразднство Сретения Господня 1 февраля – 378
Глава 14. О богослужении Сырной седмицы, если случится праздник Сретения Господня – 385
Глава 15. О богослужении Сырной седмицы, если случится попразднство Сретения Господня – 387
Глава 16. О богослужении Сырной седмицы, если случится отдание Сретения Господня – 393
Глава 17. О богослужении Сырной седмицы, если стучится Обретение главы Предтечи 24 февраля – 396_______ОТДЕЛ II. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВО ДНИ СВ. ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦЫ
Глава 18. О богослужении в недели (воскресные дни) св. Четыредесятницы 1, 2, 3, 4 и 5, а также о богослужении недели Ваий – 400
Глава 19. О богослужении воскресных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи – 403
Глава 20. О богослужении седмичных, или, иначе, постных дней св. Четыредесятницы – 409
Глава 21. О богослужении постных дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (11 и 12 мр. гл. 24 фев., Типик., л. 190 на обор. и 192) – 465
Глава 22. О богослужении тех субботних дней св. Четыредесятницы, в которые на утрени положено петь «Бог Господь”, а также о богослужении Лазаревой субботы – 472
Глава 23. О богослужении субботних дней св. Четыредесятницы, если случится Обретение главы Предтечи (9 и 13 мр. гл. 24 февр., Типик., л. 190 и 192 на об.) – 477
Глава 24. О богослужении во дни св. Четыредесятницы, если случится 40 мучеников 9 марта в срок от вторника 1 седмицы до понедельника 6 седмицы включительно (Типик., л. 196 на об. — 197 на об.) – 485_______ОТДЕЛ III.
Глава 25. О богослужении Страстной седмицы – 486_______ОТДЕЛ IV. О БОГОСЛУЖЕНИИ ПРАЗДНИКА БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПР. БОГОРОДИЦЫ В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ПОСТНОЙ
Глава 26. О богослужении в предпразднство Благовещения Пр. Богородицы – 500
Глава 27. О богослужении в самый праздник Благовещения Пр. Богородицы – 510
Глава 28. О богослужении в отдание Благовещения Пр. Богородицы – 533_______ОТДЕЛ V. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ
Глава 29. О молитвословиях: Всесвятая Троице… Буди имя Господне.. 3-ды, Слава, и ныне, Благословлю Господа – 535
Глава 30. О конечном трисвятом – 537
Глава 31. О канонах малого и великого повечерий в период времени пения Триоди Постной – 538_______ЧАСТЬ III. О БОГОСЛУЖЕНИИ В ПЕРИОД ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ_______ОТДЕЛ I. О ПАСХАЛЬНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ
Глава 1. О богослужении первого дня Пасхи – 554
Глава 2. О богослужении седмичных дней Пасхи – 560
Глава 3. О богослужении первого дня Пасхи, если случится праздник Благовещения Пр. Богородицы – 565
Глава 4. О богослужении в понедельник, вторник и среду Пасхальной седмицы, если случится праздник Благовещения – 566
Глава 5. О богослужении в понедельник, вторник, среду, четверток, пяток и субботу Пасхальной седмицы, если случится великомученика Георгия, 23 апреля – 568
Глава 6. О богослужении Пасхальной седмицы, начиная с понедельника, если случится храмовой праздник святого – 569_______ОТДЕЛ II. О БОГОСЛУЖЕНИИ ВОСКРЕСНЫХ ДНЕЙ ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ
Глава 7. О богослужении недели Антипасхи, или 2 по Пасхе, именуемой Новою или Фоминою – 570
Глава 8. О богослужении в неделю Антипасхи, если случится великомуч. Георгия – 570
Глава 9. О богослужении 3 недели по Пасхе, Мироносиц (Тип., л. 364), 4-й, Расслабленного (л. 367), 5-й, Самаряныни (л. 369) и 6-й, Слепого (л. 371) – 578
Глава 10. О богослужении недель Мироносиц, Расслабленного и Самаряныни, если случится великом. Георгия – 582
Глава 11. О богослужении недели Мироносиц, Расслабленного, Самаряныни и Слепого, если случится св. апост. и еванг. Иоанна Богослова, 8 мая (Тип., л. 233) – 583
Глава 12. О богослужении 4, 5 и 6 недель по Пасхе, если случится храмовой праздник святого – 583
Глава 13. О богослужении 7 недели по Пасхе, св. Отцев Никейского собора – 584
Глава 14. О богослужении 7 нед. по Пасхе, если случится Иоанна Богослова – 585
Глава 15. О богослужении 7 нед. по Пасхе, если случится храмовой праздник святого – 585
Глава 16. О богослужении в неделю Пятидесятницы, 8 по Пасхе – 585
Глава 17. О богослужении в праздник Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого – 588
Глава 18. О богослужении в неделю Всех святых, 9 по Пасхе – 588
Глава 19. О богослужении недели Всех святых, если случится великий святой – 590
Глава 20. О богослужении недели Всех святых, если случится храмовой праздник святого – 590_______ОТДЕЛ III. О БОГОСЛУЖЕНИИ СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ ДЛЯ СЕБЯ В СЕЙ КНИГЕ ПРАЗДНИЧНОГО ВОССЛЕДОВАНИЯ
Глава 21. О богослужении седмичных дней при одном неполиелейном святом – 591
Глава 22. О богослужении седмичных дней при двух святых – 592
Глава 23. О богослужении седмичных дней при полиелейном святом – 593
Глава 24. О богослужении седмичных дней при двух святых, из которых один — поемый на 6, а другой великий с полиелеем – 593_______ОТДЕЛ IV. О БОГОСЛУЖЕНИИ СУББОТНИХ ДНЕЙ ПЕРИОДА ВРЕМЕНИ ПЕНИЯ ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ, НЕ ИМЕЮЩИХ ДЛЯ СЕБЯ В СЕЙ КНИГЕ ПРАЗДНИЧНОГО ВОССЛЕДОВАНИЯ
Глава 25. О богослужении субботних дней 2, 3, 4 и 5 седмиц по Пасхе, если не случится полиелейный святой (устав изложен в Типик., л. 362 на об.) – 618
Глава 26. О богослужении субботних дней 2, 3, 4 и 5 седмиц по Пасхе, если случится святой, имеющий полиелей – 618
Глава 27 (дополнительная к 3 и 4 отделам). О богослужении пятка и субботы 6 седмицы по Паси, понедельника, вторника, среды и четверга 7 седмицы, вторника, среды, четверга и пятка седмицы Пятидесятницы – 624
Глава 28 (дополнительная к 3 и 4 отделам). О богослужении седмичных дней Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого – 626_______ОТДЕЛ V. О БОГОСЛУЖЕНИИ СЕДМИЧНЫХ И СУББОТНИХ ДНЕЙ, ЕСЛИ СЛУЧИТСЯ ПРАЗДНИК ТРИОДИ ЦВЕТНОЙ ИЛИ ЕГО ОТДАНИЕ
Глава 29. О богослужении в праздник Преполовения, в среду 4 седмицы по Пасхе – 627
Глава 30. О богослужении в среду Преполовения, если случится Иоанна Богослова, 8 мая – 628
Глава 31. О богослужении в праздник Вознесения Господня, в четверток 6 седмицы по Пасхе – 628
Глава 32. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится Иоанна Богослова – 631
Глава 33. О богослужении в праздник Вознесения Господня, если случится храмовой праздник святого – 631
Глава 34. О богослужении Духова дня – 632
Глава 35. О богослужении Духова дня, если случится храмовой праздник святого – 634
Глава 36. О богослужении в отдание Преполовения, в среду 5 седмицы по Пасхе – 634
Глава 37. О богослужении в отдание Пасхи, в среду 6 седмицы по Пасхе – 635
Глава 38. О богослужении в отдание Пасхи, если случится Иоанна Богослова – 636
Глава 39. О богослужении в отдание Пасхи, если случится храмовой праздник святого – 636
Глава 40. О богослужении в отдание Вознесения, в пяток 7 седмицы по Пасхе – 636
Глава 41. О богослужении в отдание Вознесения, если случится Обретение главы Предтечи – 637
Глава 42. О богослужении в отдание Вознесения, если случится храмовой праздник святого – 637
Глава 43. О богослужении в отдание Пятидесятницы, в субботу пред неделею Всех святых – 637
Глава 44. О богослужении в отдание Пятидесятницы, если случится Обретение главы Предтечи или память Апостола Иуды – 638
Глава 45. О богослужении в отдание Пятидесятницы, если случится храмовой праздник святого – 639_______ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ К 1, 2 И 3 ЧАСТ. ОТДЕЛ О ЗАУПОКОЙНОМ БОГОСЛУЖЕНИИ СУББОТНИХ И СЕДМИЧНЫХ ДНЕЙ В ТЕЧЕНИЕ ВСЕГО ГОДА
Глава 1. О субботнем заупокойном богослужении в период времени пения Октоиха – 640
Глава 2. О заупокойном богослужении Мясопустной субботы и субботы пред Пятидесятницею – 641
Глава 3. О заупокойном богослужении суббот 2, 3 и 4 седмиц Великого поста – 641
Глава 4. О заупокойном богослужении седмичных дней – 663_______Приложение – 668

Человеческая природа склонна к гармонии. Наверное, это качество человека – один из штрихов образа Божия. Ведь Бог – начало всяческого порядка и совершенства, а отсутствие благодати – причина хаоса. Поэтому человеку свойственно искать гармонию в быту, в отношениях с ближними и с Богом. К этому призывает и апостол: «Вся же благообразно и по чину да бывают» (1 Кор. 14: 40). Идеей гармоничного общения с Богом проникнуто все богослужение Православной Церкви. Церковная служба – самое совершенное произведение мысли человека, освященной Духом Божиим. И зафиксирована эта мысль в виде Типикона, или Церковного устава.

Типикон

Типикон – это попытка дать образец не только совершенного богослужения, но и совершенной монастырской жизни. В нем раскрыты всевозможные бытовые особенности жизни монаха, изредка вспоминаются и миряне. История знает несколько «уставов», авторами которых были разные святые отцы. Русская Православная Церковь сейчас использует Иерусалимский устав, составленный в VI веке преподобным Саввой Освященным. Подобного фундаментального труда, направленного исключительно на жизнь мирян, никогда не было, как никогда не продумывался специальный богослужебный устав для приходских храмов. Богослужение в приходских храмах совершается по монастырскому уставу, но сокращается, по понятным причинам. Может быть, и хорошо, что нет особого, «облегченного» устава для приходов. Ведь в том, как мы служим сейчас, нет никаких причин для гордости, основанной на полном выполнении предписаний Устава. Вот так мы потихоньку подобрались к центральной теме статьи.

Любой священнослужитель обязан исполнять предписания Устава, но в то же время исполнить Устав во всей полноте невозможно даже в монастыре (не говоря уже о приходских храмах). Собственно, Устав являет недостижимый идеал богослужебной жизни. С Церковным уставом Православной Церкви сейчас хорошо знакомы многие люди, как клирики, так и миряне. И в основном я встречаюсь с двумя подходами к предписаниям Устава. Первый, особенно модный в наше время, – это свободомыслие, либерализм на церковной ниве. Многим кажется, что по своему усмотрению можно искажать богослужение, лепить из него что угодно, основываясь лишь на формуле «аще предстоятель изволит». Второй подход – полностью противоположен первому – это «типиконщина», консерватизм, возведенный в абсолют. В этом случае уже теряется конечная цель предписаний Устава – гармоничное общение с Богом в рамках богослужения, и исключительной задачей клирика становится только выполнение законоположений Типикона.

Чтобы нащупать золотую середину, нужно попытаться понять дух установлений Типикона, мотивы святых отцов, которые его составляли. Тогда станет понятно, что есть некие главные моменты, которые оговариваются особо, а есть второстепенные, выбор которых предлагает сам Типикон. Например, глава 6 «О всенощных бдениях» говорит, что в год должно совершаться минимум 68 всенощных бдений (тут же замечу, что всенощное бдение Типикона – это далеко не наша двухчасовая вечерняя служба, а пять-шесть часов молитв). Однако иногда возникает искушение сократить бдение (как мы это делаем сейчас). Поэтому уже в следующей, 7-й главе, читаем: «Да будет известно, что в малых обителях и соборных и приходских храмах в дни воскресные, где всенощных не бывает или настоятель не благословляет совершать их, поется великая вечерня, а также утреня в свое время следующим образом» (С. 38), – и приводится упрощенный порядок богослужения. То есть вместо сокращения всенощного бдения можно провести другие, более краткие уставные богослужения.

Однако в этой статье я хочу затронуть другой важный аспект, который касается поста, хотя на первый взгляд эта связь может показаться надуманной. Я хочу поговорить о времени совершения богослужений.

Время Типикона

В обычные дни Литургия должна начинаться в 9 (или около того) часов утра, чтобы закончиться до полудня. Однако в особые дни время Литургии сдвигается. Зачем? Чтобы понять логику Типикона, нужно оговориться, что пост условно можно разделить на аскетический и евхаристический. Аскетический пост – это постоянное воздержание в многодневные посты. Его суть хорошо раскрывает протоиерей Александр Шмеман: «Аскетический пост состоит в сильном сокращении пищи, так, чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами как память о Боге… Этот аскетический пост вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную легкость, собранность, трезвость, радость и чистоту». Евхаристический пост – полный отказ от пищи и питья перед Причащением.

В период Великого поста усиливается не только аскетический пост, но и евхаристический. И в богослужении это проявляется в первую очередь тем, что Причащение совершается далеко за полдень. И главное великопостное богослужение, которое специально для этого создано, – Литургия Преждеосвященных Даров. В отличие от обычной Литургии на этой службе не освящаются Святые Дары, а используются Дары, уже освященные в предыдущее воскресенье.

Литургия Преждеосвященных Даров начинается с вечерни. Уже одно это показывает, в какое время эта служба должна совершаться. По Уставу время вечерни не оговаривается определенно, но привязывается к заходу солнца и длине службы. По Типикону вечерня начинается в основном с 13 до 17 часов. То есть Причащение в будние дни Великого поста совершается вечером для увеличения времени евхаристического воздержания, для усиления великопостного подвига.

Как это может выглядеть для нас? Человек молитвенно готовится накануне и с утра к Причащению, идет на работу, где, не вкушая еды и не испивая воды, держит память, что сегодня приобщится Святым Тайнам, соединится со Христом. Весь рабочий день: в общении с коллегами, в транспорте, на улице – он живет ожиданием Литургии. И наконец наступает благословенный вечер, где он с «верою и любовию» приступает к тому, чего ждал весь день. Когда мы причащаемся с утра в воскресенье, ночь субботы служит как бы неким буфером, который смывает все ощущения и мысли дня предыдущего, и мы приходим в храм «с чистого листа». Когда же причащаешься вечером – сохранить себя незапятнанным от недостойных мыслей, слов и поступков в течение дня становится настоящим подвигом воздержания.

Сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней

К сожалению, почти повсеместно сложилась совершенно не уставная практика служения Преждеосвященной Литургии утром – по образцу непостных дней. Богослужение начинается с утра (часов в 8) и заканчивается около полудня. При этом «вычитываются» одно за другим несколько богослужебных последований, которые по Уставу нужно служить в разное время. Правда, если делать, как рекомендует Устав, то придется приходить в храм четыре-пять раз. Тогда каждое богослужение будет длиться час-два. Это не так утомительно и позволяет человеку внимательно молиться. Однако мирянин не имеет возможности приходить в храм четыре раза в день. Поэтому и сложился не совсем верный подход: сгромоздить все в одну кучу и служить. Выход простой: раз у нас не монастырь, то можно опустить часть последований, не заниматься «вычиткой», от которой в голове прихожан начинает звучать лишь одна молитва: «Когда же это все закончится?» Идти за Типиконом – оставлять вечерню с Литургией Преждеосвященных Даров на законное вечернее время. В этом случае причащаться в будние дни Великого поста смогут не только пенсионеры, но и рабочие после завершения трудового дня. В некоторых храмах так и делают. Я с ходу могу назвать несколько мест в Минске и Москве, где практикуют вечерние Литургии. Уверен, что такие храмы есть и в других городах.

Свет Христов просвещает всех — возглас на Литургии Преждеосвященных Даров Мне обычно возражают, что не все в состоянии до вечера не есть и не пить. На это, во-первых, можно заметить словами протоиерея Андрея Ткачева, что Литургия Преждеосвященных Даров – собственно не для немощных и слабых, для таких есть суббота и воскресенье. Во-вторых, как я уже говорил, время вечерни четко не обозначено, и если на приходе большая часть пожилых людей, не обязательно ее начинать в 17:00. Я начинал службу на своем сельском приходе в 3 часа дня – снисходя к немощи моих бабушек, и причащались все (!) прихожане, хоть я никого и не уговаривал, а скорее наоборот. В этом случае Причастие совершается около 5 часов вечера. Особенно мудро поступают настоятели на больших приходах, когда благословляют раз в неделю служить Преждеосвященную Литургию утром, и раз – вечером. Так действительно учитываются желания всех прихожан.

Вечерняя служба с Причащением – это нечто необычайное! Стоит хоть раз побывать на ней, чтобы понять это. Недаром в торжественные дни Устав предписывает совершение именно такого богослужения. Например, в Рождественский сочельник (если он выпадает на будний день) начало вечерни с Литургией святителя Василия Великого – в 1 час дня (С. 366). Заканчивается такая служба около 16–17 часов, в сумерках. На средину храма выносится икона Рождества Христова, и приближение праздника в тот момент чувствуешь совсем по-другому, нежели когда служишь такую Литургию утром. На несколько часов прихожане расходятся домой – подкрепиться и отдохнуть – и вновь собираются в храм на всенощное бдение, которое по Уставу начинается в 4 часа утра. А сразу после бдения – праздничная Литургия. В Крещенский сочельник начинать вечерню с Литургией положено чуть раньше – в 11:00 – из-за того, что служба затягивается освящением воды. После полудня положено совершать Литургию также в Великий четверток и Великую субботу и еще в некоторые дни.

Вообще исключительная продуманность Устава – дело не человеческое, а Божие. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Например, уставных ограничений в пище.

Трапеза Типикона

Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи (например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу) и сухоядение. Но тут же делает оговорку: «Кто не может выдержать два дня без пищи, да едят хлеб и квас после вечерни во вторник. Так могут поступать и старики» (С. 91). То же и в Великую пятницу: «Следует знать, что мы приняли обычай в Палестине… не есть в этот день распятия. Если же кто сильно ослаблен или стар и не может из-за этого поститься весь день, то после захода солнца такому дается хлеб и вода» (С. 944). Это показывает, что уставные предписания нужно адаптировать для себя. Если у человека сахарный диабет или туберкулез, то два дня без еды могут просто убить его.

Типикон предлагает на трапезу: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов, 8 штук инжира…

Сухоядение полагается во все будние дни Великого поста (С. 91). Но практически никто не может внятно сказать, что это такое. Сухоядение (оно же – сыроядение) – питание пищей, не прошедшей термическую обработку. Однако использовать эту информацию без примеров сложно. Давайте посмотрим, что Типикон предлагает на трапезу монахам. Итак, примерно в день полагается: маслин – «малую питьевую чашечку», изюма – столько же, 6 орехов (возможно, грецких), 8 штук инжира – около 400 г (С. 103), а также хлеб и воду (С. 100), или квас, или сок с медом. Состав овощей и фруктов, свежие они употребляются или засушенные, – варьируется в зависимости от времени года. Как мы видим, вся эта пища довольно питательна и полезна, что очень важно. Я посчитал, насколько калорийна такая пища. Если принять «малую питьевую чашечку» как стограммовую, то получается всего около 1150 калорий, без учета хлеба и питья. Суточная норма потребления человека – 2000–2500 калорий, в зависимости от физической нагрузки. То есть норма Типикона – половина обычного рациона. В наших широтах самая доступная пища в пост – картошка, каша, квашеная капуста, соленые огурцы, грибы. Начнем с того, что почти вся эта пища проходит термическую обработку – и по-другому у нас не получается. Дальше, даже если съесть по полкило вареной картошки, квашеной капусты, соленых или маринованных огурцов и вареных грибов – получится на 4 кг еды всего 725 калорий – энергии в полтора раза меньше монашеской нормы. Причем наша пища совершенно не так питательна и полезна, как палестинская. Еще следует учесть, что в наших более северных широтах организм человека больше энергии расходует на согревание.

Инжир

Какой же выход? Быть рассудительным во всем. Сейчас пользуются популярностью настенные календари, в которых размечено в соответствии с Уставом, в какие дни положено сухоядение, в какие пища без масла, в какие – с маслом. Однако недостаток масла в Палестине с лихвой восполняется употреблением в пищу маслин. Конечно, я не призываю нарушать уставные предписания, а лишь относиться с пониманием к тому, в каких условиях создавался Типикон и в каких условиях мы с вами живем. В пост нужно и испытывать чувство голода, и вставать из-за стола с бодростью, и пережить слова пророка «колени мои изнемогли от поста» (Пс. 108: 24). Без этого пост – не пост. Однако не нужно забывать о том, что «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12), что главный бой мы должны давать не желудку, а своей падшей искривленной воле, и телесное воздержание – только средство в этой борьбе. А поэтому нельзя, чтобы тело изнемогало до бессилия.

Мне кажется, боговдохновенность составителей Устава проявилась и в выборе рациона для периода воздержания. Ведь могли бы быть одни каши да бобовые, которые Устав, кстати, тоже упоминает. Или капуста, которую Типикон не считает даже за овощ, презрительно называя ее «зелием» (С. 103), то есть простой зеленью. Но включено в рацион изрядное количество инжира, про который говорят, что это самый полезный плод на планете. Поэтому и нам можно и нужно включать в свой рацион сухофрукты и орехи, пить квас, сладкий чай, компот – для поддержания сил телесных. Как говорят святые отцы, телу нужно давать ровно столько пищи, чтобы оно было в состоянии нести постовые подвиги – молитвы, поклоны, да и наши повседневные труды. Поэтому нужно знать свою собственную меру – чтобы не насыщаться во время трапезы, вставать из-за стола чуть голодным, но чтобы в то же время не подрывать организм неумеренным пощением. Уклонение в ту или другую сторону одинаково вредно.

Итак, братья и сестры, важно не только иметь знание, но и уметь рассудительно им пользоваться. Этому да научит нас всех Христос Бог через молитву, которая есть матерь всем добродетелям.

(Типик), или Устав — церковно-богослужебная книга, содержащая в себе систематическое указание порядка и образа совершения церковных служб. Т. заключает в себе после полного описания воскресных всенощных бдений сперва краткое и общее, а потом подробное, расположенное по месяцам и дням целого года указание, как соединять с изменяемыми частями богослужения в разные дни года службы святым и праздникам. К этому присоединены правила о пище как для всех христиан, так и в особенности для монахов. В конце T. помещены храмовые главы, Пасхалия и Лунник. В первый раз церковный устав был начертан на письме св. Саввою Освященным в VI в. и получил название палестинского, или иерусалимского. Подлинный устав Саввы был утрачен во время нашествия Хозроя на Палестину. Св. Софроний, патриарх Иерусалимский, восстановил иерусалимский устав, дополненный в VIII в. трудами Иоанна Дамаскина и Козьмы Маюмского. В таком виде устав скоро вошел в употребление в церквах греческих и особенно в Студийской обители в Константинополе. В этой последней он снова был восполнен песнопениями Митрофана, Анатолия, самого Феодора Студита, брата его Иосифа, Феофана Начертанного, Иосифа Песнописца и Григория, митрополита Никомидийского. Из последующих дополнений Устава особенно замечательны сделанные в Χ в. монахом обители св. Саввы, Марком, впоследствии епископом Идрунтским. Он внес в Устав правила о песнопениях греческой церкви, составленных в IX и Χ вв., и определил порядок богослужения в тех случаях, когда на один и тот же день падало несколько праздников. В последующее время над обработкой церковного устава трудились Никон Черногорец (XI в.) и Филофей, патриарх Константинопольский. Некоторые статьи Филофеева Устава перешли и в славянские списки Устава, и в греческие старопечатные типики. Кроме Устава иерусалимского, на развитие и образование богослужебных и дисциплинарных порядков имел влияние другой Устав — Студийский (см.). В XV в. иерусалимский Устав вытеснил окончательно студийский и распространился по всем церквам и монастырям в Греции, в землях южно-славянских и на Руси. Для России Устав иерусалимский был переведен под названием «Ока Церковного» препод. Афанасием, основателем Высотского м-ря, жившим в Константинополе в конце XIV и начале XV в. Списки Уставов в России были видоизменяемы и дополняемы службами русским святым; были составлены храмовые главы на основании греческих статей; греческие обряды были приноровляемы к условиям русской жизни. Первое печатное издание Т. в России, официально исправленное, относится к 1610 г. Из последующих изданий важнейшее значение имеет Устав, изданный в 1682 г. при патриархе Иоакиме. Последнее издание Т. сделано в 1695 г. при патриархе Адриане; оно отличается от издания 1682 г. пересмотром месяцесловной части и соглашением ее с исправленными Минеями. Все, что было сделано позднее, вплоть до последнего издания 1877 г., ограничивается незначительными изменениями в тексте и поправками корректурными; не устранены даже некоторые ошибки и недосмотры, допущенные справщиками 1695 г. Ср. И. Мансветов, «Церковный устав (типик), его образование и судьба в греческой и русской церкви» (М., 1885); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (ч. I, М., 1890, стр. 148—150); Епиф. Нестеровский, «Литургика или наука о богослужения православной церкви» (ч. I, Курск, 1895, стр. 238—246).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *