• Терпение Библейская энциклопедия
  • Терпение Библейский словарь
  • Терпение Энциклопедия изречений
  • Терпение исполняет человека Божественной Благодатью * Терпение в боли прп. Паисий Святогорец
  • О терпении архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий)
  • Книга о благе терпения священномученик Киприан Карфагенский
  • О терпении прп. Ефрем Сирин
  • Слово в день памяти преподобнаго Сергия митр. Филарет Московский
  • Терпение схиархим. Иоанн (Маслов)
  • О терпении Тертуллиан
  • Как научиться терпеть недостатки ближних
  • Молитва о даровании терпения
  • Христианская добродетель терпения Г.И. Шиманский

***

Терпе́ние — 1) способность безропотно, стойко переносить страдания и бедствия; 2) способность упорно и продолжительно действовать в направлении поставленной цели для достижения желаемого результата; 3) христианская добродетель, характеризуемая осознанным, смиренным, безропотным, благодушным отношением к скорбям и испытаниям, ниспосылаемым или попускаемым Богом, а также перенесением этих испытаний и скорбей.

Чем христианское терпение отличается от терпения вообще?

Терпение, в той или иной мере, свойственно всем без исключения людям. Без естественной для человека способности терпеть невозможно было бы ни преодолевание длительных трудностей, ни воспитание и самовоспитание личности.

В отличие от естественной способности терпеть христианское терпение является не просто человеческим свойством, но одной из важнейших христианских добродетелей. Терпение как таковое в нравственном отношении не может быть оценено ни как доброе качество, ни как дурное.

Многое зависит от того, на что оно направляется в том или ином конкретном случае. Кто-то терпит по необходимости, кто-то — из чувства страха, кто-то — из угождения, например, ради карьеры. Но ведь встречаются и другие варианты терпения. Например, мать, воспитывая малыша, терпит бессонные ночи; активный общественник — усталость от дополнительной работы, а иногда и упрёки.

Внешне терпение как добродетель имеет много общего с терпением вообще. И это не удивительно, ведь в его основании лежит естественная для человека способность терпеть. Но не только. В отличие от человека неверующего христианин знает: что, почему, ради чего и во имя чего он призывается терпеть.

Как известно, главная цель христианина — богопознание и вечное богообщение в Царстве Небесном. Для того, чтобы унаследовать Царство Небесное, необходимо быть удостоенным этой высокой награды, а удостоиться может лишь тот, кто захочет и, главное, будет способен жить по тем правилам, по которым живут Божьи святые. Эта способность вырабатывается человеком на протяжении его земной жизни, она связана с искоренением личной греховности, обретением и взращиванием личных добродетелей.

Путь этот долгий и трудный. С одной стороны, он подразумевает борьбу с искушениями, в том числе леностью, праздностью, дурными привычками, страстями, пороками. С другой стороны, это связано с активным противодействием христианину как со стороны окружающих его, неверующих людей, так и со стороны падших духов. Здесь-то и необходимо терпение. Без терпения этот путь непреодолим: «терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19); «претерпевший же до конца спасется» (Мф.24:13). Терпение подразумевает здесь и стойкость, и безропотное, доверительное отношение к Богу.

При всей справедливости вышесказанного, необходимо иметь в виду, что наличие в человеке христианского терпения не означает, что он должен сносить и терпеть всё. Скажем, пророки, терпение которых апостол ставил в пример (Иак.5:10-11), не мирились (не готовы были терпеть) с творившимся беззаконием: нравственной распущенностью, идолопоклонством, обманом и притеснением ближних. Однако же самым ярчайшим примером терпения и долготерпения для нас является Господь.

Нередко под маской христианского терпения скрывается банальное угодничество, равнодушие и безразличие, чёрствость сердец. Такое терпение не только не является христианской добродетелью, но и не вписывалось в рамки лучших языческих умов (отсюда — популярность басен Эзопа, языческих философов, поэтов и драматургов, высмеивавших в своих современниках подобные черты) (см. подробнее: Христианское и псевдо-христианское смирение).

***

Архимандрит Пантелеимон (Шатов):

Некоторые терпят со злостью, отчаянием – просто потому, что выбора нет, а другие терпят с надеждой и спокойствием. Это христианское терпение – осмысленное, добровольное, ради чего-то, ради кого-то…

Терпение может быть очень активным действием. Можно терпеть свою работу и делать её, как бы ни было тяжело. Можно терпеливо строить что-то, терпеливо заниматься творчеством. Можно терпеливо подниматься каждый раз после ударов судьбы и снова идти. Терпение не означает проигрыш. В нём не должно быть пассивности. Не нужно терпеть и свой грех, свою привязанность к каким-то греховным удовольствиям, зло в своей душе.

***

Поговорка: «Терпел Моисей, Терпел Елисей, Терпел Илия, потерплю и я».

***

Протоиерей Александр Мень:

Терпение — это вовсе не состояние скота, который всё терпит. Это не унижение человека — совсем нет. Это не компромисс со злом — ни в коем случае. Терпение — это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение — это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение — это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества — вот что такое настоящее терпение.

На прошлой неделе на сцене Гродненского драмтеатра в антрепризном спектакле «Загадочные вариации» играла российская актриса Ольга Ломоносова. Многим она известна по роли Киры в сериале «Не родись красивой», других замечательных фильмах. Актриса на гродненской сцене много танцевала, демонстрируя прекрасную физическую форму, ведь в свое время она занималась художественной гимнастикой и балетом. Но решила поменять свою судьбу – переехать из Украины в Москву и стать актрисой. А затем и мамой троих детей. Кроме того, актриса достаточно приятный собеседник. Она любезно согласилась ответить на вопросы гродненских журналистов буквально за пятнадцать минут до спектакля.

Мама налетами

– Ольга, у вас трое детей. Вы когда-нибудь мечтали быть многодетной мамой?
– Меня не удивляет, что я мама троих детей. Всегда нравились семьи, в которых много ребятишек. Мне с детства не хватало братиков или сестер. Наверное, поэтому было внутреннее стремление к тому, чтобы иметь много детей. Не могу сказать, что я прямо-таки ставила себе цель – трое. Но то, что их будет не один, если мне даст Бог, знала.
– Не сложно быть мамой?
– Сложно то, что приходится их оставлять дома, когда отлучаюсь по работе. Хотелось бы делать всё самой. Чтобы они росли со мной, разговаривали со мной. И если со старшими это еще как-то возможно: они могут позвонить, написать, то с Федей сложнее (ему еще нет трех лет. – Прим. авт.). Сейчас я такая мама налетами.

«Роли в семье за годы меняются: сегодня ты чуть больше любишь, завтра – тебя чуть больше любят. И очень важно находить баланс. Поэтому идеальный партнер – это тот, который его находит, чувствует тебя».

– Какие качества, думаете, стоит формировать у детей?
– Самое главное, чтобы они любили друг друга и были счастливы. А какие качества? Не знаю. Они живут в одной семье, с одними родителями, при этом совершенно разные – как внешне, так и внутренне. И собственным примером воспитываешь детей. Средняя дочь смотрит на старшую, она – на меня. Вот так.

Главное – баланс

– Сегодняшний спектакль – о разной любви. Вам как женщине какая ближе?
– Мне кажется, идеально, когда в мужчине воплощаются разные черты. Потому что в какой-то момент у тебя возникает желание, чтобы пожалели, как ребенка, а в какой-то момент становишься соблазнительницей… Роли в семье за годы меняются: сегодня ты чуть больше любишь, завтра – тебя чуть больше любят. И очень важно находить баланс. Поэтому идеальный партнер – это тот, который его находит, чувствует тебя.
– А сейчас, если не секрет, какие у вас роли в семье?
– Нам сейчас сложно с Павлом (режиссер Павел Сафонов, гражданский муж Ольги. – Прим. авт.). Он работает в другом городе – в Питере, выпускает спектакль. И я вот из Гродно поеду туда, ведь завтра у Павла премьера. Надеюсь успеть и на нее, и на свою съемку. Нам непросто: когда я снималась под Питером, виделись только по ночам, когда он ко мне приезжал. Плюс ко всему дети в Москве…
– В вашей жизни были романтические поступки?
– Мне кажется, все знают, что мой самый романтический поступок – это переезд в Москву из-за любви. А насчет романтических поступков в мой адрес… Машин или колец, как некоторым женщинам, мне никогда не дарили. А вот стихи – да. Приятно было.
– В одном интервью вы признались, что ваш муж называет вас польской шляхтой. Есть польские корни?
– К сожалению, я не составляла генеалогическое древо. Но точно известно, что у меня был поляк какой-то прапрадед, приближенный к царю. Папина линия очень такая непростая, там много всего намешано – были и польские евреи.

Раскопать себя

– Вы создаете впечатление легкой, мягкой и пушистой…
– А на самом деле… (смеется). Конечно же, я мягкая и пушистая. Понятное дело, что во мне, наверное, можно и зверя разбудить. Но вообще, я терпеливый человек. Это во мне заложено. И воспитание повлияло, я же балетная. Балет меня сделал другой девочкой. Он закрыл ту, что пришла в него. Артист балета – это очень жесткая профессия, которая в тебе многое воспитывает. И я, наверное, не тот человек, которому нужна была такая дисциплина. Поэтому теперь пытаюсь раскопать в себе ту, что была до балета. Мне это важно как актрисе и человеку.

«Балет меня сделал другой девочкой. Он закрыл ту, что пришла в него. Артист балета – это очень жесткая профессия, которая в тебе многое воспитывает. И я, наверное, не тот человек, которому нужна была такая дисциплина. Поэтому теперь пытаюсь раскопать в себе ту, что была до балета. Мне это важно как актрисе и человеку».

– У вас в судьбе было немало поворотов, нравятся перемены в жизни? Может быть, еще хотелось бы что-то попробовать, войти в другое русло?
– Конечно же, менять всё мне очень нравится. Просто с рождением детей я не могу резко так бросить и позволить себе, предположим, уехать на Гоа на месяц. Наверное, если бы не было детей, делала такие рывки. К счастью, у меня профессия, которая дает возможность пробовать новое. Вот недавно снялась в хорроре. Никогда ранее не работала в этом жанре, не понимала, как существовать в нем. И мне было дико интересно.

Сериальные картинки

– Каков, на ваш взгляд, секрет успеха сериала «Не родись красивой»?
– Сейчас в кино очень много хорошего продукта: у тебя есть возможность посмотреть разный. В прошлом этого не было. И вот появляется «Не родись красивой» с прекрасной европейской картинкой. Мы, актеры, все прекрасно зачесаны, одеты. Плюс к тому создатели фильма попали в разные телеаудитории. Простые люди, домохозяйки сопереживали Кате Пушкаревой. Тем, кто работает в офисах, тоже было интересно: они видели свою жизнь. Это как сказка про золушку, только для взрослых. Был очень удачный актерский кастинг, блестящие попадания в роли. Каждый нашел для себя, за чем следить. Это тот случай, когда действительно просыпаешься и в один миг чувствуешь себя знаменитым. Мне казалось, что в наше время такое редко бывает. Я ведь и до этого сериала снималась в кино, были хорошие роли у хороших режиссеров. Но именно сериал «Не родись красивой» сделал меня известной.
– Скажите, а в жизни вы бы боролись так за мужчину, как Кира за Андрея Жданова в «Не родись красивой»?
– Вообще-то, я была его невестой и боролась за свою любовь. Не отбивала мужчину. Это на месте персонажа Кати Пушкаревой подумала бы, правильно ли она делает. Конечно же, Кира любила Андрея. Они были парой. И вдруг появляется другая… Мне кажется, тут любая девушка будет так или иначе бороться.
– А у вас есть время на то, чтобы посмотреть фильмы? Какой из них больше всего понравился в последнее время?
– Я просто обожаю фильм «Джокер». Он очень крутой. Это из последнего, что я видела. А из сериалов люблю смотреть продукцию Netflix (американская развлекательная компания, поставщик фильмов и сериалов на основе потокового мультимедиа. – Прим. авт.) или HBO (североамериканская кабельная и спутниковая телевизионная сеть. – Прим. авт.). В основном я смотрю фильмы во время поездок вот по этому телефону. Потому что дома у нас нет телевизора.
– И дети даже не видели маму на экране в фильмах?
– Нет. Ни одного фильма не посмотрели. Старшая Варя видела только отрывки. А зачем телевизор нужен? Это такой мусор.
– Я не замечала, чтобы вы особо мелькали в светской хронике, не замешаны ни в каких скандалах…
– Пора мелькнуть? Выпить в самолете? Но я там не пью (улыбается). Не знаю, может, мне бы и не помешал какой скандал. Подскажите (улыбается).

Agionoros.ru публикует продолжение беседы с игуменом монастыря Каракал, учеником старца Ефрема Филофейского архимандритом Филофеем.

Терпение – одна из основных добродетелей. Терпением и настойчивостью достигается спасение.

***

Рассуждение. Святые отцы ставили очень высоко эту добродетель. Это драгоценный дар Бога человеку. Рассуждение помогает в любви, помогает в посте. Помогает человеку избежать крайностей. Не делать вещей безрассудных, опрометчивых и способных ранить наших ближних. Рассуждение – это руль, которым мы должны управлять нашу жизнь.

***

Запрет для женщин на посещение Афона (Аватон) был установлен Самой Пресвятой Богородицей. Это произошло не из-за якобы женоненавистничества монахов (как утверждают некоторые). Сама Богородица решила закрыть Афон для женщин.

Мария (Маро), мать Мехмеда Завоевателя была христианкой, дочерью царя Сербии. В 1453 году, после покорения Константинополя, она спасла многие Святые мощи и сосуды от осквернения османами. Среди них были и Дары волхвов, которые благочестивая женщина решила отвезти на Святую Гору Афон.

Она вышла на пристань обители Святого Павла и начала подниматься к монастырю. Но едва сделав первые шаги, Маро услышала голос Пресвятой Богородицы: «Я благодарю тебя за то что ты сделала. Но оставь Дары волхвов здесь и возвращайся назад. Здесь я царица».

Расскажу ещё один случай, о котором мне поведал старец Гавриил Диониситатский. Несколько десятилетий назад французская журналистка написала книгу «Месяц с монахами на Афоне». Неприятно даже говорить о том, что там было написано… Не можете себе представить, сколь клеветнической она была.

И что в результате? С этой журналисткой случился тяжёлый нервный срыв. Испытание обрушивалось на неё за испытанием, страдание за страданием, болезнь за болезнью. Однажды в больницу к ней пришёл один известный врач, проживавший в Париже, который услышал об её истории. Он спросил журналистку: «То, что ты написала о Святой Горе, правда?». «Ах», — отвечала она ему голосом полным раскаяния: «всё это я просто придумала. Хотела добиться успеха у читателей. Всё было ложью, поэтому теперь я так страдаю». Врач выслушал её и решительно сказал: «Теперь, когда ты осознала свою ошибку, напиши ещё одну книгу, где опровергнешь утверждения, высказанные в первом издании». И журналистка, действительно, написала такую книгу, где честно призналась в подлоге первого издания.

Видите как всё обернулось? Эта история – урок для всех, кто распространяет небылицы и клевещет на Святую Гору Афон и Православную Церковь.

***

О старце Паисии Святогорце. Мне не довелось тесно общаться со старцем Паисием. Но я расскажу вам один случай. За месяц до блаженной кончины старца, я оказался в городе Салоники. Отец Паисий был очень слаб и истощён вследствие тяжёлой болезни. По этой причине я не решался посетить старца в монастыре Суроти, хотя сопровождавший меня человек на этом настаивал. В конце концов я не устоял перед его просьбами, и мы поехали в обитель. Там мы попросили монахинь разрешить нам повидаться со старцем и взять его благословение. Вежливо, но непреклонно, нам в этом было отказано, так как здоровье старца уже не позволяло допускать к нему посетителей. Наконец, одна из монахинь сжалилась над нами и пошла известить старца о нашем приезде. Я не заслуживал этого, но по милости Божией встретился со старцем. Это была великая, величайшая радость! Только мы вошли в келью, почувствовали благоухание как от мощей Святых угодников1. Аромат ещё больше усилился после того как я взял у него благословение. Он благоухал весь, от ног до головы! С добротой и интересом он расспросил меня о монастыре, о некоторых монахах, которых он сам прислал ко мне в обитель2. Наконец, он заговорил об одном юноше, который незадолго до этого поступил в Каракал послушником: «Он может и не хочет стать монахом». И, действительно, как старец сказал – так и произошло (юноша впоследствии ушёл из монастыря).

Впрочем, что говорить о многочисленных дарованиях старца. Достаточно вспомнить о благоухании, которое я почувствовал. Оно было осязаемым, явным, благодатным. Как от мощей Святых угодников Божиих.

***

Братство старца Иосифа Исихаста

– Расскажите про старца Ефрема Катунакского.

– Я посещал его несколько раз. Впервые в 1971 году. Все его разговоры были так или иначе связаны с темой послушания…

Да что говорить… Для нас общение со старцем Ефремом было настоящим подарком от Бога!

Однажды в 1993 году мы (группа монахов из Каракала) отправились в Катунакья. Старец Ефрем вместе со своими послушниками трудились рядом со своей келью. Они поправляли у неё фундамент. Едва завидев нас старец возликовал и радостно воскликнул: «Добро пожаловать, племянники! Добро пожаловать!». Он называл нас племянниками, потому что мы состояли в духовном родстве: наш старец, Ефрем Филофейский, как и отец Ефрем Катунакский были учениками Иосифа Исихаста. Старец подошёл ко мне, заключил меня в свои огромные объятия и стал непрерывно благословлять!

Мы поговорили на разные темы. Его беседы всегда были настоящим духовным пиром. Рядом с отцом Ефремом я чувствовал такую благодать, что мне казалось, что я нахожусь в Раю! Общение с Катунакским старцем было поистине милостью Божией.

***

Отец Ефрем (Филофейский) был совершенным послушником. Он приносил своему старцу Иосифу беспрекословное слепое послушание. За это он получил от Бога богатые дары Благодати и сам стал старцем и духовником. Отец Ефрем и другие послушники Иосифа Исихаста – образцовые монахи. Они достойны подражания.

Блаженный отец Харалампий Диониситатский, благословенный старец Иосиф Ватопедский, блаженный отец Ефрем Катунакский, мой старец Ефрем Филофейский и другие члены братства Иосифа Исихаста преуспели в послушании. Именно за это Господь даровал им Свою Благодать.

Многих из нас воспитывали на примерах разведчиков, партизан, которые вели себя геройски в фашистском плену, вытерпели все испытания и остались в памяти благодарных потомков. Но когда мы переносим преподанный нам ими урок в повседневную жизнь, иногда получается совсем не геройство, а нечто очень вредное и неправильное.
То, что терпение — это обоюдо­острый меч, родители зачастую забывают объяснить ребенку. Одно дело — потерпеть боль, когда тебе прижигают йодом или зеленкой разбитую коленку. Другое — терпеть боль на протяжении нескольких дней, а то и недель, и таким образом запустить опасную болезнь.
Но если с болью еще можно найти какую-то грань, которая отделяет «немножко потерпи, и все пройдет» от «немедленно обратись к врачу», то как быть с другими ситуациями, когда причиняемая нам боль, как правило, не физическая?
Например, женщина терпит жестокое отношение мужа, его алкоголизм и то, что он не работает и сидит на ее шее, при этом поколачивает. А он распоясывается все сильнее и в конце концов забивает жену до смерти. Такого не бывает? Конечно, бывает, и чаще, чем можно представить.
Или мужчина терпит несправедливое отношение начальника: нужно доработать до пенсии или просто боится не найти другую работу… И он молча выносит придирки, унижения, завышенные требования. А перед выходом на пенсию умирает от сердечного приступа: организм терпел повышенный уровень стресса, терпел… И произошел взрыв.
Специалисты говорят об активном и пассивном терпении. Активное — это когда у нас есть цель, ради достижения которой мы терпим испытания, зная, когда все закончится, и приближая окончание испытаний своими действиями. К примеру, сильно ужимаем свой бюджет, экономим по максимуму, чтобы позволить себе отпуск мечты. Цель — есть, срок достижения — есть. И мы знаем, что потерпеть надо лишь какое-то время.
Не то с пассивным терпением. Оно вещь смертельно опасная, так как, заставляя себя терпеть страдания, которые неизвестно когда закончатся, человек надеется, что все трудности как-нибудь сами собой «рассосутся». Например, муж одумается. Бросит пить, начнет вместо побоев и оскорблений уважительно относиться к жене и делать с детьми уроки. Жить в земном аду, надеясь, что ситуация разрешится сама собой, но ничего не делать, чтобы ее изменить (плач и уговоры — не в счет), — это билет в один конец. Потому что без поисков выхода, поисков спасения надежда на лучшее ничего не значит.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *