Терновый венец Спасителя

Для каждого христианина величайшее счастье оказаться в знаменитом соборе Нотр-Дам-де-Пари в один из тех дней, когда на обозрение верующих выносят одну из величайших святынь. Здесь хранится терновый венец, который христиане всего мира считают тем самым, что надели на голову Иисуса Христа жестокие римские солдаты. Он проделал долгий путь, прежде чем попасть во Францию, где находится уже почти 800 лет.

В три часа пополудни каждую первую пятницу месяца, а также в Страстную пятницу католического Великого поста все пришедшие в знаменитый собор Нотр-Дам-де-Пари имеют возможность увидеть уникальные реликвии, которые в обычные дни сокрыты от посторонних глаз. По церкви проходит торжественная процессия, состоящая из рыцарей Иерусалимского ордена Гроба Господня, облаченных в белые мантии с красными крестами, и дам этого же ордена в черных мантиях и кружевных черных шалях, накинутых на голову. Замыкают ее священники и хранители, которые несут на больших носилках, обитых алым с золотом бархатом, запаянный в стеклянную колбу терновый венец. Католическая церковь официально признает, что это тот самый венец, который водрузили на голову Иисуса Христа римские солдаты. Это описали трое из четырех евангелистов.

Спасенный от мусульман

В Евангелиях о терновом венце можно найти буквально несколько строк. «И, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!» — пишет Матфей (Мф. 27:29). «И одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него» (Мк. 15:17); «И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу» (Ин.19:2), — почти слово в слово повторяют друг друга Марк и Иоанн. Так они описывают издевательства, которые Спаситель претерпевал от римских солдат. При этом нигде не говорится, долго ли оставалось на голове Иисуса это позорное украшение. Однако традиционно многие уверены, что и на кресте Христос висел в терновом венце. Его можно видеть на многих изображениях распятия.

В Средние века люди были истово уверены в том, что терновый венец, во-первых, был на голове Иисуса на протяжении всех его крестных мук, а во-вторых, был затем сохранен апостолами и первыми христианами для потомков. Известно, что еще в IV веке паломники, посетившие Иерусалим, видели венец и поклонялись ему. Упоминания о драгоценной реликвии можно найти в трудах монахов и V, и VI веков. Правда, не совсем ясно, когда он был перевезен из Иерусалима в Константинополь, столицу Византии. Вполне возможно, что перевезти его собирались уже в начале VII века. Святыню спешили уберечь от новой грозной силы — мусульман, которые начали волну своих завоеваний как раз в это время. Уже в 638 году Иерусалим был сдан халифу Ума-ру ибн аль-Хаттабу. Однако существует и другая версия, согласно которой венец находился в Иерусалиме до X века и лишь потом был передан христианам. Это вполне возможно, так как в исламе Иисус почитается как один из пророков, и принадлежащую ему вещь вполне могли сохранить с почетом и аккуратностью. Наконец, третья (и самая близкая к истине) версия гласит, что терновый венец хранился на горе Сион в Иерусалиме до 1063 года и лишь после этого был перевезен в Константинополь.

После того как Иерусалим стал мусульманским городом, на звание столицы христианского мира стал претендовать блистательный Константинополь. Именно здесь скапливались сокровища и христианские реликвии. Среди них, кстати, нередко встречались подделки. Но немало было предметов, которые не изготавливались в подпольных мастерских, а действительно привозились в Константинополь издалека и помещались на хранение в храмы с величайшими почестями. Это, конечно, не гарантирует их подлинности — никаких экспертиз тогда никто не проводил. Но ореол почитания и благоговения, которым окружали эти святыни толпы верующих, сам по себе наполнял их сакральным смыслом. Одной из величайших святынь столицы Византии, наряду с Истинным Крестом, на котором был распят Иисус, стал и терновый венец Спасителя.

Король-коллекционер

В XI веке началась великая эпоха Крестовых походов. И на Восток устремились полчища крестоносцев. Которые, сражаясь за освобождение христианских святынь от «неверных», иногда творили страшные вещи. Этому способствовала большая политика. Византия соперничала с Европой, православная церковь — с католической, Константинополь — с Римом. Итогом этого сложного противостояния стал позорный Четвертый крестовый поход, когда крестоносное воинство «рыцарей Христовых» взяло штурмом столицу православной Византии. Более чем на полвека Константинополь превратился в столицу странного государства под названием Латинская империя, которым правили завоеватели. Уцелевшие правители Византии спасались в другом осколке своей державы — Никейской империи. Пока они готовились отвоевать свои владения, западноевропейские рыцари пытались наладить управление покоренными землями и извлечь из них максимум прибыли.

Получалось это плохо. Правители из грубых завоевателей, которым все равно было кого рубить — мусульманина, еврея, православного или собрата-католика, ставшего поперек пути, — получились аховые.

Портал "Дивное Дивеево"

Поэтому Латинская империя существовала от кризиса до кризиса. Последним «императором» этого странного государства был Балдуин II, который, страдая от постоянного безденежья, скитался по дворам европейских монархов, выпрашивая помощь. Он-то и пошел на безумный шаг — в погоне за деньгами заложил священный терновый венец венецианским банкирам!

Денег на выкуп у него не нашлось. Тогда в дело вступил кузен незадачливого «императора» — король Франции Людовик IX Святой. Будучи глубоко набожным человеком, он не мог допустить, чтобы венец Спасителя оставался в унизительном положении невыкупленного залога. Кроме того, ему, конечно же, страстно хотелось обладать святыней. Поэтому он, не колеблясь, заплатил венецианцам в 1238 году феноменальную по тем временам сумму 135 тысяч ливров. На тот момент это была почти половина годового бюджета Франции!

Доставленную с востока святыню король встречал за 10 лье (около 40 километров) от Парижа. Как описывали современники, монарх снял с себя все регалии и обувь и сам нес терновый венец до Парижа. Вскоре для хранения венца (а также других реликвий, которых набожный король собрал немало) была выстроена часовня Сент-Шапель на острове Сите.

Подарок Наполеона

Король чрезвычайно дорожил и гордился собранными святынями. При этом он довольно активно дарил их частицы. Известно, что около 70 шипов с тернового венца были отправлены им в различные страны Европы. Святыни, собранные Людовиком Святым, мирно пролежали в часовне больше 550 лет. Однако во время Великой французской революции они чуть не погибли — часовня Сент-Шапель серьезно пострадала от пожара. Католики сильно опасались, что атеистически настроенные революционеры устроят что-нибудь вроде показательного уничтожения реликвий. Тогда, чтобы уберечь венец от гибели, священники разрубили его на три части, которые спрятали в разных местах. Затем все реликвии были перенесены в Национальную библиотеку, где хранились до 1801 года.

После прихода к власти Наполеона, церковь обратилась к нему с просьбой о возврате святынь. Наполеон, хотя сам и придерживался атеистических взглядов, пошел навстречу этой просьбе. Более того, от себя лично он подарил католической церкви реликварий для хранения венца. С 1806 года реликварий, в котором покоится запаянный в стекло венец, состоящий из трех частей, соединенных золотыми скобками, занял то место в сокровищнице Нотр-Дам-де-Пари, где находится и сейчас. В обычные дни доступа к этим священным предметам нет. В установленные же дни венец (а также частицу креста и один из гвоздей, которыми был пронзен Иисус) выносят верующим для поклонения.

При этом не делается никаких различий, к какой конфессии принадлежат собравшиеся люди. Церемония демонстрации тернового венца объединяет и католиков, и православных, и все виды протестантов. А в октябре 2007 года православный молебен на русском языке перед терновым венцом в Нотр-Дам-де-Пари отслужил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Виктор БАНЕВ

Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:

Предыдущая &nbsp &nbsp Невероятные артефакты &nbsp &nbsp Следущая

Символ мучения. Он колючий и царапает и колет голову. Так римские солдаты уподобили Христа царю, надев этот венец.

Над Ним глумились перед казнью, и потому солдаты надели терновый венок, как царскую корону, потому что Его называли Царем Иудейским

Выражение «терновый венец» означает страдания, тяжелый мучительный путь; символ страдания. Возникло из евангельского рассказа о колючем терновом венце, надетом воинами на голову Иисуса Христа перед казнью на кресте. «Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на него весь полк и, раздев Его, надели на Него багряницу; и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: Радуйся, Царь Иудейский! и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» . Этот вид истязаний был придуман только для Иисуса. Ни в одном историческом источнике нет упоминаний о применении такого истязания перед распятием. В Евангелии говорится, что палачи возложили венец на голову Иисуса Христа, но о том, что это был не только способ унижения, но и продолжение пыток, мы узнаем от Плащаницы. Четырехсантиметровые шипы тернового венца были столь остры, что прокололи сосуды на голове, и кровь обильно струилась по волосам и лицу. На Плащанице видны многочисленные выделения крови, которая оставила на полотне пятна. Терновый венец имел форму чепца, который охватывал всю голову. Хирурги насчитали 13 ран от шипов терна на челе и 20 сзади, но предполагают, что их могло быть около 50. Поскольку под кожей головы располагается сеть нервных окончаний и кровеносных сосудов, то терновый венец вызывал невыносимую боль, а также обильное кровотечение. Если учесть, что на 1 кв. см кожи головы имеется свыше 140 чувствительных к боли точек, то можно себе представить огромные страдания Христа во время трагической коронации. Исследования подтвердили совпадение мест появления крови с расположением артерий и вен на голове. Это является очередным доказательством истинности Плащаницы, поскольку кровеносная система была описана и изучена только в 1593 г.

Пилат вновь вопрошает: «Какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» .

Терновый Венец Христа

И вслед за тем беснующиеся гонители Господа сами выносят себе страшный приговор: «Кровь Его на нас и на детях наших» (см. Мф. 27. 20, 22–23, 25).По существовавшим тогда обычаям смертная казнь предварялась истязанием. Христос также не избежал этой участи. Римские воины, которые по закону должны были привести приговор в исполнение, глумливо обрядили Его в красную хламиду — багряницу, ибо пурпурная одежда была знаком царского достоинства. Главу Спасителя увенчали терновым венцом — страшной пародией на царский венец, а в руки Иисусу вложили трость, символизирующую скипетр. «И становясь перед Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове» (Мф. 27. 29–30).И когда град палочных ударов обрушился на главу Спасителя, терновые шипы пронзили Его кожу. Затем Спасителя стали бичевать, то есть стегать по обнаженному телу кожаной плетью. К концам ремней этой плети прикреплялись маленькие металлические шарики, до крови рассекавшие тело истязуемого и превращавшие его в кровавое месиво. И только после совершения над Спасителем этого страшного бичевания Его повели на казнь. Вот как свидетельствует об этом Евангелист Марк: «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» (Мк. 15. 21). Святитель Григорий Богослов так пишет об этом: «Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Ради этого дерево вместо дерева и руки вместо руки: вместо дерзко простертой — мужественно распростертые, вместо своевольной — пригвожденные ко кресту, вместо извергшей Адама (из рая) — соединяющие воедино концы света. Ради этого высота за падение, желчь за вкушение, терновый венец за обладание злом, смерть за смерть, тьма ради света, погребение за возвращение в землю и воскресение Христа ради воскресения Адама» . Вольной жертвой Спасителя была искуплена древняя вина Адама и Евы, восстановлено утраченное ими сыновство человека по отношению к Богу и вновь дарована всем людям жизнь вечная. Верхняя, короткая перекладина православного креста символизирует табличку, на которой по приказу Пилата на трех языках: еврейском, греческом и латинском — было обозначено преступление распинаемого Господа: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» . «Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский» . Однако Пилат, досадуя на свое бессилие помешать казни Иисуса Христа и раздраженный постоянным и бесцеремонным давлением, оказываемым на римского прокуратора иудейскими первосвященниками, резко отказал им: «Что я написал, то написал» (см. Ин. 19. 19, 21–22). Крест — орудие мучительной и позорной казни во времена Христа — с момента распятия Спасителя становится символом великой жертвы Господа за весь человеческий род. Не случайно святитель Василий Великий убеждает нас: «Все части мира были приведены к Спасению частями Креста».

а кто такой Иус Христос? Только про Иисуса слышала. И не венок, а венец. Большая разница.

Шип из тернового венца Спасителя и часть Его одежды переданы в Соликамскую епархию

Святой венец над головой святого, 4 буквы, сканворд

Слово из 4 букв, первая буква — «Н», вторая буква — «И», третья буква — «М», четвертая буква — «Б», слово на букву «Н», последняя «Б». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

Кто в дом ни идёт, Меня за руку берёт. Показать ответ>>

Кто всегда идёт, А с места не сойдёт? Показать ответ>>

Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает, И бормочет, и поёт, Убаюкивает? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

  • "Головной убор" святого
  • "Круг" над святым
  • "Облако" вокруг головы святого
  • "Осветитель" святого
  • "Святая иллюминация"
  • В изображениях святых: символ святости- сияние в виде светлого кружка вокруг головы
  • Венец над головой святого
  • Венец над святым
  • Вещдок святости над головой
  • Головной убор, который не греет
  • Зримый символ святости
  • Изображение сияния вокруг головы бога, ангелов, святых в средневековом искусстве
  • Иконное свечение
  • Крещатый над головой святого
  • Круг вокруг головы
  • Круг над святой головой
  • Над головой святого
  • Надголовное свечение
  • Ореол над головой святого
  • Ореол над святым
  • Ореол святости.
  • Ореол, венец
  • Свечение вокруг головы
  • Святой венец над головой святого
  • Сияние
  • Сияние в виде светлого кружка вокруг головы
  • Сияние вокруг головы
  • Сияние вокруг головы Бога, ангелов, святых, изображаемое в христ. и буддийском искусстве
  • Сияние вокруг головы в религиозном изобразительном искусстве
  • Сияние вокруг головы святого
  • Сияние вокруг головы, изображаемое в виде круга (на иконах, на изображениях святых и т.

    Терновый венец Спасителя

    п.)

  • Сияние на иконе
  • Сияние над головой святого
  • Сияние над святым
  • Сияние святости
  • Сияющий венец
  • Сияющий венец над святым
  • Украшение святых голов
  • Украшение святых голов.
  • Шляпа" для святого

Случайный анекдот:

Конферансье торжественно объявляет:
— Дорогие зрители! Начинаем эстрадный концерт! Перед вами выступят именитые певцы, знаменитые скрипачи, замечательные танцоры, лучшие юмористы…
Голос из зала:
— А можно сегодня без евреев?
— Можно. Концерт окончен!

Ещё анекдоты>>

Терновый венец

Терновый венец — мученичество, страдание, пытка, терзание, боль. Происхождением словосочетание обязано Библии, точнее Новому завету. Считается. что лавровый венец, венок из терна, возложили на голову Христа римские солдаты перед казнью, чтобы добавить ему мучений. Об этом рассказано в трех Евангелие: от Матфея, от Марка, от Иоанна

Евангелие от Матфея, 27

27 Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию, собрали на Него весь полк
28 и, раздев Его, надели на Него багряницу;
29 и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский!
30 и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове.
31 И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие

Евангелие от Марка, 15

16 А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк,
17 и одели Его в багряницу, и, сплетши терновый венец, возложили на Него;
18 и начали приветствовать Его: радуйся, Царь Иудейский!
19 И били Его по голове тростью, и плевали на Него, и, становясь на колени, кланялись Ему.
20 Когда же насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, одели Его в собственные одежды Его и повели Его, чтобы распять Его

Евангелие от Иоанна, 19

1 Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.
2 И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу,
3 и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам

    Тёрн, или Терновник, или Слива колючая — кустарник высотой 3,5—4,5 метра. Ветви покрыты колючками. Разрастаясь образует густые колючие и труднопроходимые заросли. На Ближнем Востоке терновник высаживают в качестве ограды. Ветхозаветные предания гласят, что Моисею, бежавшему из Египта, явился из горящего тернового куста сам Бог

    Матфей, Марк, Иоанн, а так же Лука — ближайшие ученики Иисуса Христа, апостолы. Их ещё называют евангелистами, потому что они — авторы четырёх канонических Евангелий (благих вестей)

Кто есть апостолы?

В деле своего общественного служения Иисус избрал учеников. Они называются святыми апостолами. Христос объяснял апостолам учение о Боге, расскрывал истины христианства. Апостолы были с Христом во время его чудес, а также в главные и важнейшие моменты его жизни. Иногда Христос брал с собой трех учеников в качестве свидетелей его великих чудес.

ТЕРНОВЫЙ ВЕНЕЦ ХРИСТА

Так, например, Петр, Иаков и Иоанн стали свидетелями преображения Иисуса Христа, воскресения дочери Иаира.
Среди апостолов выделяют 12 и 70 человек. Первыми на апостольство были призваны Андрей Первозванный, Петр, Иоанн, Иаков Зеведеев, Матфей, Филипп, Варфоломей, Симон Зилот, Фома, Иаков Алфеев, Фаддей, Матфий. Они именуются апостолами от 12-ти. Позднее Христом было избрано еще 70 апостолов. Апостолы, то есть «посланники, послы»; их задачей было разрешать человека от грехов, крестить народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Что такое канонические Евангелие?

Это те евангелие, которые признает христианская церковь. Они признаны таковыми и внесены в Новый Завет в 325 году первым Никейским собором, созванным при поддержке римского императора Константина Великого. Кроме канонических Евангелие существуют ещё Апокрифические Евангелия

Что такое апокрифические евангелие?

Это раннехристианские тексты (различные евангелия, послания, откровения), не признанные «богодухновенными» христианской церковью и не вошедшие в библейский канон, например Евангелие от египтян, Евангелие от ессеев, Евангелие от евреев, Евангелие от Петра, Евангелие от Марии, Евангелие от Никодима, Евангелие от Филиппа, Евангелие Иуды, Евангелие от Фомы

Что такое библейский канон?

Это совокупность книг Библии, признаваемых церковью боговдохновенными. Книги, входящие в библейский канон, составляют в христианстве Священное Писание и служат первоисточниками и нормами веры. В библейский канон входят книги Ветхого завета и Нового завета. Книг Ветхого завета 41, книг Нового завета 27

Что значит для христианской церкви Первый Никейский собор?

Никея (сегодня город Изник в Турции). Первый Вселенский собор в истории христианства. Провозглашено окончательное отделение от иудаизма, приняты символы веры, выходным днём назначено воскресенье вместо иудейской субботы, определено время празднования Пасхи, осуждены ереси, в том числе арианская

    Символ веры — формула вероисповедания: Веруем во Единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого….

Ещё статьи

Что означает выражение «белая ворона»
Звезда Давида
Символ Единорог

Спаситель в терновом венце

иконографический образ

Изображение «Спасителя в терновом венце» пришло в православную культуру из католичества.

В Европе оно было известно с XIII века, а в России этот образ встречается только в начале XVIII века. Анализируя сохранившиеся произведения, можно сказать, что распространение изображения Спаса в терновом венце в России получает во второй половине XIX века.

Большой интерес приставляет развитие иконографии этого сюжета от реалистических, почти эмоциональных портретов, до натуралистичных наивных изображений. Доподлинно известно, что в конце XIX столетия русская иконописная традиция была вытеснена западноевропейской живописью.

Евангельские сцены страстей Христовых наряду с библейскими сюжетами, например, становятся программными в Императорской академии художеств, ученики которой постоянно делали копии с работ европейских мастеров. История увенчания Спасителя терновым венцом становится необычайно популярной как в живописи, так и в иконописи. Христос изображался со следами мучительной боли во взоре, в приподнятой и чуть вскинутой голове. В более ранних православных иконах на первый план выходит торжество духа, побеждающего страх, а в западных произведениях акцент сделан на физической боли и телесных страданиях Спасителя.

Если лавровый венок символизирует победу и славу, то терновый венок воспринимается нашим сознанием как боль и терзание Христа. История этого сюжета основана на тексте Евангелиста Матвея. Он описывает сцену истязаний и насмешек над плененным Христом римскими воинами, когда они раздели его, дали в руку скипетр и возложили ему на голову терновый венец, провозгласив царем иудейским.

Глава пятая. Терновый венец Иисуса Христа и другие реликвии короля Людовика IX Святого

Как оказалось, это была знаменитая шутовская игра римских солдат, своего рода забава.

Этот факт нашел свое исследовательское и научное подтверждение. Археологи нашли в Иерусалиме плиты с изображением этого представления, когда побежденного венчали на царство, а потом казнили. Терновый венец на голове Христа был насмешкой и тяжелой пыткой. Острые шипы терна бередили сосуды и раны, вызывая болезненное кровотечение, усиливая мучения.

В иконографии этого сюжета натурализм сводился к изображению Христа с подчеркнуто страдальческим ликом и каплями крови, струящимися из-под венка. Примером для русских мастеров служили западноевропейские образцы. В творчестве П. Рубенса тема Христа занимает важное место. Его знаменитый "Христос в темнице"- яркое свидетельство плодотворной работы над этой темой. Свой выразительный неповторимый образ создал итальянский живописец Гвидо Рени в XVII веке.

Одним из самых известных изображений «Спаса в терновом в венце» в России был образ, написанный архимандритом Антонием, русским миссионером в Палестине, в 1880-х годах. Русские художники-академисты нередко обращались к этой теме, пытаясь создать новую иконографию этого сюжета, среди них А. Иванов, Васнецов, М. Нестеров и многие другие.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *