Почему теология не является наукой

Сообщения: 1
#14 Апр 2017 23:53:55
SE
Возобновилась дискуссия на тему богословия, и количество текстов в защиту этой дисциплины выросло. Однако доводы сторонников теологии не изменились. Перечислю их главные аргументы:

  1. Теология – гуманитарная наука. Физикам лириков не понять;
  2. Никто не доказал, что Бога нет;
  3. Теологию столетиями преподают в некоторых зарубежных университетах;
  4. Нужен плюрализм мнений;
  5. Теология – прививка от религиозного фундаментализма и мракобесия.

А теперь давайте разбираться.

1.

Что такое теология и что она изучает?

Теология – гуманитарная наука. Физикам лириков не понять

Цель науки – выработать и систематизировать объективные знания об окружающем мире. Эти знания не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют понять причинно-следственные связи и делать прогнозы. Получается, в самых разных дисциплинах возможны как наука, так и ее имитация. Поэтому спор «физиков и лириков» – ложная дихотомия, с помощью которой недобросовестные представители гуманитарных дисциплин прикрываются заслугами добросовестных.

Я легко приведу примеры исследований, выполненных на высоком научном уровне в рамках социологии, психологии, лингвистики, филологии, религиоведения и истории. В том числе опубликованные в PNAS, Nature и Science, с сотнями цитирований, экспериментами и наблюдениями, проверяемыми гипотезами и критическим рассмотрением фактов. Эти работы помогают понять, как устроены наши мышление и общество, как меняется культура.

Никто в здравом уме не назовет лженаукой какую-либо из перечисленных областей целиком. Богословие – другое дело.

Да, отдельные работы или школы мысли в рамках признанных гуманитарных дисциплин подвергаются критике, иногда справедливой. Однако это верно и для естественных наук. Печально, но в МГУ есть группа биологов, которая разрабатывает передачу «лекарственного излучения» на компакт-диски. А в академию наук проникли гомеопаты.

Мы видим, что знание естественных наук не дает полной защиты от поехавшей крыши. Значит, дело не в физиках и лириках, а в том, что есть люди интеллектуально честные и не очень.

По-хорошему, термин «лженаука» вообще надо применять к отдельным работам, а не дисциплинам. Но что делать, когда некоторая область целиком и полностью бесплодна, как гомеопатия или теология? Не стоит ли называть вещи своими именами? Теология – такая же гуманитарная наука, как гомеопатия – естественная.

2. Никто не доказал, что Бога нет

Комиссия по борьбе с лженаукой объявила гомеопатию лженаукой. Существуют ли стопроцентные доказательства того, что гомеопатия никогда и ни при каких условиях не работает? Увы, у нас не было божественного откровения, чтобы такое утверждать.

Речь идет о простом факте: заявления гомеопатов о том, что их сахарные шарики лечат, не имеют под собой оснований. Если кто-то утверждает обратное, то он врет или заблуждается. Научное исследование не может начинаться с тезиса, что гомеопатия работает.

Если кто-то хочет провести исследование в поисках недостающих доказательств эффективности гомеопатии – флаг ему в руки. Только просьба быть честным и готовым признать отрицательные результаты испытаний.


Положение Бога еще хуже, чем у гомеопатии. В пользу его существования нет даже плохих работ. Не говоря о том, что никто толком не может сформулировать, чем мир, в котором есть Бог, отличается от мира, где его нет. Научное исследование не может начинаться с тезиса, что Творец существует.

Пока не появится научных доказательств существования Бога, заявления о его деяниях должны помещаться в одну кучу с неподтвержденными заявлениями экстрасенсов, астрологов, гадалок и гомеопатов.

Если кто-то хочет изучать не Бога, а религию, то существуют области, не требующие от человека веры – светское религиоведение, история, антропология. Феномен слепой веры изучают психологи и нейробиологи.

3. Теологию столетиями преподают в некоторых зарубежных университетах

Как говорится, «британские ученые доказали». Апелляция к традиции и «авторитету» некорректна в рамках научной дискуссии. Но и здесь теология проигрывает гомеопатии. Последнюю изучают в гораздо большем количестве мест. Может быть, не так давно, но дольше, чем многие признанные науки вроде генетики.

Но вы можете себе представить, чтобы историк, лингвист, генетик, ботаник или религиовед, обосновывая право своей дисциплины на существование, вместо приведения примеров исследований коллег, говорил: «Ну, у нас же есть кафедра в Кембридже…»?

Я неоднократно просил теологов показать мне научные открытия в области богословия, но безрезультатно. О науке судят не по медалям и орденам, не по формальным признакам и указам чиновников, а по тому, насколько те или иные идеи обоснованы.

4. Нужен плюрализм мнений

Разнообразие взглядов – это прекрасно. Кто-то хочет верить в Бога, кто-то – в летающего макаронного монстра, а кто-то – в гомеопатию и астрологию. Так и верьте на здоровье. Только в науку не лезьте. И не пытайтесь прикрываться ее честно заслуженным авторитетом для того, чтобы вешать людям лапшу на уши. Наука строится не на вере и мнениях, а на знании и фактах. Как говорил Иисус, «Кесарево кесарю, а Божие Богу». Науке – объективное, проверенное.

5. Теология – прививка от религиозного фундаментализма и мракобесия

Такая же как гомеопатия – прививка от уринотерапии. Ни разу не видел ссылки на какое-либо исследование, подтверждающее этот тезис. Неужели и здесь защитники теологии выдают желаемое за действительное?

Имеющиеся скудные данные социологических исследований, проведенных в России, свидетельствуют скорее в противоположную сторону: среди православных намного чаще встречаются люди, верящие в астрологию, летательные аппараты внеземного происхождения и экстрасенсов, чем среди неверующих (Воронцова, Филатов, Фурман 1995 г.). Причем наиболее выражены подобные убеждения среди воцерковленных православных (Синелина, 2005 г.).

Религия – учение о Боге, существование которого не доказано. Астрология – учение о влиянии планет на судьбы людей, существование которого не доказано. С точки зрения аргументации разницы нет. Вот они и дружат в умах людей.

Теология не тождественна религии, но в их основе – одно и то же необоснованное предположение.

Интересно задать риторический вопрос тем, кто приводит подобный аргумент. Если появится надежное исследование о том, что изучение теологии способствует и религиозному фундаментализму, и другим формам мракобесия – они выступят за закрытие кафедр богословия? Хотел бы я на это посмотреть.

Зачем доктору становиться кандидатом

Протоиерей Павел Хондзинский планирует стать первым обладателем кандидатской степени по богословию, одобренной государством (он уже доктор теологии, но эту степень ВАК не признает). Зачем ему эта степень, если в узком церковном кругу он и без того признан?

В России по закону религия отделена от государства. Но если ты богослов, а теология – признанная государством наука, то ты можешь получать государственные гранты, открывать теологические институты. Иными словами, вести проповедь за счет налогоплательщиков – и атеистов, и верующих. И будет у нас святая вода и правильная молитва вместо инноваций и фундаментальных исследований. Так что не удивляйтесь увеличению «бюджета на науку» в будущем – будем знать, куда пойдут деньги.

Что же такое теология?

Профессор кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС) Фридрих Овсиенко пояснил разницу между теологией и религиоведением.

«Теология – учение о Боге, о его атрибутах, и о мире, сотворенном Господом Богом, а религиоведение – это знание о религии. Задача теологии – утвердить человека в вере, задача религиоведения – дать знания о религии. Религиовед может быть человеком и светским, и духовным. Но религиовед не доказывает существование Бога, он анализирует религию. Научное знание о религии не является «ни религиозным, ни антирелигиозным». Оно объективно. Мировоззренческие выводы могут быть разными».

В своей диссертации Павел Хондзинский пишет, что «научно-теологический метод определяется: 1) специфическими (уникальными) предметом и источником теологического знания; 2) подразумеваемым ими же личностным опытом веры и жизни теолога; 3) свойственным всем гуманитарным наукам набором рациональных операций».

Написать, что ли, рецензию?

А вот примеры теологических идей, на которые ссылается автор (и с которыми, судя по контексту, соглашается):

«Главный аргумент, из которого вытекают все остальные, следующий: никто сам собой не может познать вещи Божественные, если их ему не откроет сам Бог, следовательно, только слово Божие может быть началом теологии».

«По установлении «объективной» божественности Писания (что есть главная предпосылка для существования «научного богословия») устанавливаются и научные методы работы с ним, т. е. правила его толкования. Последнее должно основываться на четырех предварительных условиях, из которых «два — как бы земных» — естественность и научность, и «два — небом данных… катехизические основы христианской веры, и основанное на страхе Божием глубокое представление о Божественности Священного Писания»».

«… существуют два богословия: Божественное — данное в Писании, — и человеческое — изучающее Писание. Между ними пролегает резкая грань. Первое есть слово Божие, «преподанное иногда сверхъестественным, иногда естественным образом». Под сверхъестественным образом в данном случае понимаются различные чрезвычайные откровения (например, сновидения и голоса); естественным же образом Бог говорит в Писании».

А теперь представьте, если физики начнут проектировать ядерные реакторы, основываясь на голосах в голове, снах и книге, которую неизвестно кто написал.

Статья по теме: Доказательства того, что инопланетяне воруют носки.

Наконец, не могу не процитировать один очень точный комментарий.

«К вопросу о том, почему теология НЕ является гуманитарной наукой.

Ближайшая параллель к «теологии» — это как если бы фольклорист пропитался ценностями записываемой мифологии и начал доказывать, что мир возник из плаценты, которая вышла последом, когда Первоженщина родила Солнце от Койота. Что, мол, ничто не доказывает обратного; что, в принципе, эту Первоплаценту можно сопоставить с Большим Взрывом; что все остальные заражены естественнонаучным высокомерием; что Фейрабенд доказал (доказал, Карл!), что наука ничуть не лучше мифологии.

Но полнее всего аналогия с богословием/теологией будет, если этот фольклорист примет сторону одного информатора против другого. Мол, пророк Сидящая Черепаха правильно говорил, что сперва Койот победил Ворона, и лишь потом соединился с Первоженщиной, а еретик Лежащий Вепрь ложно утверждал, что сперва соединился, и лишь потом победил».

scinquisitor

Сообщения: 1

Только зарегистрированные пользователи могут создавать сообщения.
Вход, Регистрация.

В Европе теология появилась сразу вместе с образованием высших учебных заведений – университетов. Там теология находилась в центре высшего образования. Это высшая наука, как сформулировал крупный авторитет средневековой философии святой Фома Аквинский, — все остальные науки предназначены служить теологии. В России университеты появились в средневековье – первые попытки построения высшей школы относятся у нас ко второй половине XVII века. Это произошло не из-за отсталости, а потому что Россия принадлежит к иному типу культуры, чем Европа, и до XVII века не было потребности в высшей школе.

Первым высшим учебным заведением стала славяно-греко-латинская академия, открытая в 1687 (фактически в 1685) году. В XVII и XVIII веках (при Петре I) в России появляются учебные заведения, в которых испытывает нужду правительство. Народное образование работало непосредственно на нужды государства. Так, в 1665 году в Москве открыто училище, обучающее латинскому языку, — готовили чиновников Посольского приказа. В 1680 году возникла школа с изучением славянского и греческого языка при Печатном дворе — переводили православную литературу.

Задачи академии были гораздо шире — она должна была давать общее гуманитарное образование, изучались "семена мудрости" — науки духовные и гражданские, "начиная от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии разумительной, естественной, нравной даже до богословия" — т.е. весь цикл средневековой школы от низших классов до высших.

Предполагалось, что училище будет открыто для всех, независимо от социального положения. Учились от детей бояр Одоевских до детей холопов. По уставу в будущем только выпускники школы могли занимать государственные должности (за исключением знати). Академия должна была получить широкую автономию – профессора и учащиеся подчинялись собственной юрисдикции.

По уставу заведение называлось Гуманитарной академией Российского православного царства, во главе стояли греки братья Иоанникий и Софроний Лихуды — выпускники Падуанского университета. В 1687г. училось 28, в 1688 г.

Теология — что такое в философии?

— 32 ученика.

Но политическая борьба 80-х гг. XVII в. скорректировала эти широкие планы. Академия находилась под покровительством Милославских, сторонников сближения с католическими европейскими странами.

В 1689 г. побеждают Нарышкины, затем начинаются реформы Петра, который ориентируется на союз с протестантскими странами. В стране возникают школы, которые готовят военных и гражданских специалистов. В 1694 году Лихуды были отстранены от преподавания в академии — по предложению патриарха Досифея Иерусалимского, православное духовенство опасалось, как бы латынь не стала проводником ересей. Позднее академия была преобразована в Московскую духовную академию.

В 1755 году возникает Московский университет — первый в России, в нем было 3 факультета — юридический, медицинский и философский. Ломоносов писал Шувалову: "Богословский оставляю синодальным училищам". Причина: профессора прибыли из Европы (Вена, Геттинген и т. п.). Из 10 профессоров университета только двое были русскими.

Неизбежно вставал вопрос: какое богословие они могли читать – протестантское, католическое? В результате в России происходит отделение богословия от высшей школы.

Тому две главные причины:

1. Русская культура становится все более мирской, секулярной, ориентированной на посюсторонний мир. Этот долгий процесс начинается в России в XVII веке и аналогичен процессам в Европе.

2. Проблемы отношений христианских церквей Европы. Православное духовенство опасается католического и протестантского прозелитизма — тогда теология как наука в университетах могла быть только европейской, на протяжении столетий она разрабатывалась католическими мыслителями средневековья.

Византийская православная традиция была в значительной степени забыта.

Тем не менее, в России XVIII-го века были высшие учебные заведения с преподаванием теологии — в ходе завоеваний XVIII века в состав России вошли Прибалтика и восточные провинции Речи Посполитой , где находились Дерптский (немецкий) и Виленский (польский) университеты.

В открывающихся в XIX веке русских университетах теологии нет. Это приводит к постепенному вытеснению религии из интеллектуальной жизни высшего общества — дворянства, а позднее интеллигенции. Одновременно происходит разрыв между интеллектуальной элитой и средней массой русской интеллигенции.

Большинство русских великих писателей, ученых, философов — это люди с глубокой верой в Бога, а большинство русской молодой интеллигенции начала века воспринимает религию как нечто отжившее. Именно эта группа формирует идеологию большинства радикальных российских партий, в результате победы одной из которых в стране началось насильственное искоренение религии.

В этой связи диакон Андрей Кураев справедливо сказал, что не случайно Октябрьская революция произошла в единственной из европейских стран, где в университетах не преподавалась теология.

Теология в российских университетах начинает преподаваться в 1990-е гг. В 1992 г. Министерство образования приняло решение о возможности преподавания теологии в России. Однако процесс введения новой специальности затянулся на несколько лет.

В декабре 1993 г. приказом зам. министра образования был утвержден государственный стандарт по направлению бакалавриата "теология". 21 января 1999 г. в Министерство образования было послано письмо, подписанное Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, президентом РАН Осиповым, президентом Академии образования Никандровым и ректором МГУ Садовничим с просьбой принять государственный стандарт специальности "теология". В августе 1999 г. был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования и Московской Патриархией. 17 февраля 2000 г. на заседании Межведомственного совета специальность "теология" была внесена в Перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования. Внесение в перечень специальностей "теологии" стало одним из проявлений этого сотрудничества.

Тот факт, что принятие стандарта по специальности затянулось на 7 лет и для этого принятия потребовалось специальное послание, подписанное Патриархом, не было случайностью. Против введения теологии в вузы выступили религиоведы — в большинстве своем ранее преподававшие научный атеизм. Основными аргументами оппонентов было то, что новая специальность противоречит светскому характеру государства в России, усилит рознь между религиозными общинами страны.

В дискуссии, которая состоялась по данной проблеме, была показана неверность этих построений. Россия — действительно многоконфессиональная и многонациональная страна, но это не значит, что из-за подобного положения надо запретить русскому и другим народам изучение своих национальных и религиозных традиций, из опасения "как бы чего не вышло". Подобный подход доминировал в советское время, когда пытались на обломках национальных традиций создать новую общность – советский народ.

Всем известно, что из этого вышло. Не надо думать, что представители религиозных конфессий относятся друг к другу, как игроки на футбольном поле.

В 1990 г., когда в Верховном Совете обсуждался вопрос о том, допустить или нет священнослужителей в школы, представителей Православной Церкви поддержал главный раввин Москвы Шаевич: «Мы заинтересованы, чтобы православные священники пошли в школы, поскольку мы убеждены, что это приведет к снижению антисемитизма в России».

Подготовка бакалавров по теологии возможна по трем профилям: христианская теология, исламская, иудейская; специально уточнено, что этот список может быть дополнен по представлениям других конфессий в УМО. К сожалению, нет единства по данной проблеме у российских мусульман. Часть поддерживает введение теологии (Муртазин — ректор Исламского университета), часть выступает против (президент Татарстана Шаймиев).

Игумен Иоанн Экономцев – председатель отдела катехизации и религиозного образования Московской Патриархии – заявил: «Необходимо создавать максимальное количество исламских школ здесь в стране, чтобы они не ездили получать образование в Эмираты, Саудовскую Аравию, чтобы они становились гражданами России».

До 1917 г. Россия была страной, где Православие было официальной религией. Однако в стране было место и для мусульманской, протестантской, католической и иных религиозных общин, представители которых играли важную роль в жизни страны. В европейских странах, которые, также как и современная Россия, имеют светский характер, теология преподается во многих университетах, хотя и там имеется не одна, а несколько конфессиональных общин.

В Боннском университете существуют сразу два теологических факультета — протестантский и католический, которые сотрудничают, обмениваются преподавателями. Межконфессиональные проблемы возникают, как правило, при условии отсутствия подлинного знания своей или иной религиозных традиций, когда религиозные различия воспринимаются по линии разграничения "свой — чужой". Поэтому общество, государство и заинтересованы в том, чтобы эти проблемы исследовались, изучались.

На Рождественских чтениях, состоявшихся в январе 2003 г. (г.Москва), прошло заседание секции "Духовно-православные вопросы в содержании современного высшего образования". Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского Богословского института, рассказал, как на одном из совещаний к нему подошел чиновник из одной автономии Северного Кавказа: «Все знают, что Россия православная страна. Какие законы вам, русским, нужны, чтобы изучать Библию? Мы давно у себя на Кавказе изучаем в школах мусульманскую литературу».

По опросу 75% населения Москвы считают себя православными. В областях Центрального округа в целом этот процент еще выше – 95-98%.

У большинства людей есть интерес, но очень мало знаний о православной традиции. У многих очень отрывочные представления о религии. Специальное религиозное образование не в состоянии этот интерес удовлетворить — невозможно за 10 лет выполнить работу, на которую в обычных условиях уходила жизнь поколения. Преподавание теологии в вузах и имеет целью в какой-то мере закрыть этот громадный пробел, образовавшийся за 70 лет.

Теперь не XVIII век — преподаванию теологии в российских вузах есть на что опереться.

Во-первых, это фактически новооткрытая в ХХ в. византийская традиция. Наше время стало периодом все большего углубления интереса к наследию святых Православной Церкви — св. Макария Великого, св. Иоанна Златоуста, св. Григория Богослова, св. Василия Великого, преп. Максима Исповедника, св. Симеона Нового Богослова, св. Григория Паламы.

Во-вторых, это отечественная философская традиция. В XIX-XX вв. появилась целая плеяда русских религиозных философов — Владимир Соловьев, Николай Бердяев, Сергий Булгаков, Павел Флоренский. В ХХ в. появились и русские богословы мирового уровня — Александр Шмеман, Иоанн Мейендорф, Владимир Лосский.

В-третьих, в Европе ХХ век стал веком возрождения теологии католической и протестантской. Невозможно представить интеллектуальную жизнь Европы ХХ в. без неотомизма или диалектической теологии.

В настоящий момент в 40 учебных заведениях России изучается теология. Из них 10 вузов — государственные (вузы Москвы, Омска, Владивостока и др.). Сейчас открывают отделение теологии еще 5 вузов: Сургут, Ростов-на-Дону, Воронеж, Нижний Новгород, Тула. Во многих вузах преподаватели сами добиваются открытия курсов по изучению православия на межвузовских факультетах. Во Владивостоке теологию получают в качестве дополнительного образования.

У нас в Сургуте впервые в Ханты-Мансийском автономном округе открывается бакалавриат по теологии с очным обучением в продолжение четырех лет.

По государственному стандарту теология — это комплекс наук, которые изучают историю вероучений, культурное наследие (искусство, право, археологию, научно-исследовательскую деятельность), современное состояние взаимоотношений между учениями и организациями. Изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит светский характер. По окончании обучения бакалавр теологии может быть задействован в трех сферах: научно-исследовательской; учебно-воспитательной; экспертно-консультативной.

По плану учебный процесс состоит из 4 блоков:

    • *ГСЭ: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин с 4 обязательными (история отечества, физическая культура, философия, иностранный язык) – всего 1800 часов;
    • *ЕН: общие математические и естественно-научные дисциплины – 550 часов;
    • *Общепрофессиональные дисциплины – 1850 часов (введение в специальность, религиозная философия, наука о религии, этика и аксиология в религии, государственное законодательство о религии, история древнехристианской церкви, основы источниковедения);
    • *Специальные дисциплины – 2262 часа, которые включают в себя конфессиональное вероучение, библиистику, вероучительную литературу, каноническое право, литургику; изучаются три языка – церковнославянский, греческий, латынь.

    Весь этот комплекс предметов позволяет подготовить действительно квалифицированного специалиста по религиозным проблемам.

    В.Д.Пузанов, зав. кафедрой теологии Сургутского госуниверситета

    Многие христиане слышали слово теология, но не до конца понимали его смысл, а также важность этой науки, которую преподают в университетах и духовных семинариях. рассмотрим, что такое теология, что она изучает и почему так важно христианину хотя бы поверхностно знать ее.

    Что это за наука

    Сначала следует разобраться с самим термином «теология» (с латинского «theologia») — он состоит из двух частей:

    • «theos» — Бог;
    • «logia» — высказывания или изречения.

    На основе этих слов и выводят значение термина — наука о божественных вещах или критическое исследование природы божественного.

    Наука теология: что это такое

    Как наука теология или богословие существовала издревле, еще в Древней Греции было такое понятие — «наука о богах», но вот официально в значении «учении о Боге» богословие утвердилось лишь в XIII веке, после публикации основных ее тезисов в книге Абеляра «Христианская теология» и открытие одноименного факультета в университете Парижа.

    Сегодня ее преподают в светских университетах и духовных учебных учреждениях. Что же изучает эта наука?

    Для начала следует понимать, что теология основывается на предположении существования божественного начала в мире, т.е. Бог присутствует во Вселенной в той или иной форме (физически, сверхъестественно и в прочих формах). Основываясь на данном факте, можно предположить, что доказательства Его существования могут быть обнаружены путем личных переживаний или изучением исторических записей о таком опыте.

    Данные предположения не являются частью науки как таковой, но содержатся в философии религии. Целью теологии является структурирование и понимание личного или исторического опыта и использование его для формирования научных предписаний о жизни.

    В богословии используются различные методы анализа:

    • эмпирические;
    • философские;
    • этнографические.

    Каждый из них направлен на изучение данных, проверки их, осознания и критики. Таким образом, богословие берет некий известный факт и изучает его, насколько он верен, в каком контексте был создан, критикуют его, чтобы подтвердить его верность и принять как истину позже. При этом, как и в философии и науке о праве, аргументы предполагают существование вопросов, которые были разрешены ранее для того, чтобы формировать новые выводы в новых ситуациях.

    Кроме того, богословы способны исследовать природу божественности без того, чтобы ссылаться на чью-либо религиозную традицию.

    Зачем изучать теологию

    Теология сегодня присутствует как отдельный факультет во многих учебных заведениях, а также преподается как отдельная дисциплина на смежных специальностях и курсах. Она позволяет студенту осознать множественность мировоззренческих подходов, которые формируют вселенское пространство.

    Кроме того, изучение традиции Церкви сегодня принципиально важно, поскольку имеет место очевидная культурно-историческая значимость как Русской православной церкви, так и русской культуры в целом.

    Важнейшая задача богословия — это формирования культурно-религиозного сознания у населения. Помимо этого, теология сегодня может выступать инструментом распространения и реформирования, а также оправдания религиозной традиции.

    Знание истоков Церкви и ее традиции позволяет не только лучше понимать всю организационную ее структуру, но и разбираться в предпосылках и последствиях тех или иных религиозных процессов. Это не просто некая философская дисциплина, богословие имеет сегодня практическое применение и позволяет богословам решать современные проблемы, а также изучать возможные способы толкования и понимания мира.

    Место и роль теологии в православии

    Как уже было сказано выше, главной задачей теологии является формирование культурно-религиозного сознания у населения. И именно поэтому важно иметь в лоне Церкви образованных богословов, которые могли бы помочь православному христианину лучше понять церковную организацию и прочие важные процессы.

    Как известно, священник не может занимать сан, если не получит хотя бы минимального духовного образования, в которое обязательно входит изучение теологии. Именно эти знания помогают правильно подходить к совершению таинств, осознавать и разъяснять важные догматы Церкви прихожанам. Необразованность влечет за собой страшные последствия — сомнения, критику Бога и ересь.

    У людей множество вопросов как к Господу, так и к церкви. Ежегодно происходят тысячи катастроф и стихийных бедствий, и вопросов у людей становиться все больше. И сегодня они уже не удовлетворяться объяснением «Это воля Божья» или подобными поверхностными ответами, которые созданы лишь для того, чтобы отделаться от человека. Сегодня необходимо давать четкие научно обоснованные ответы, и теология для этого отлично подходит, поскольку в процессе ее изучения все эти вопросы неоднократно поднимаются.

    Администратор

    Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *