Одна из вечных проблем человеческого общества – искажение коммуникации, то есть нарушение связи друг с другом, трудности в понимании. То, что может быть простым и ясным для одного, для другого вполне возможно окажется не столь очевидным. Именно эта проблема зачастую приводит людей к конфликтам: семьи – к разводам, а целые страны – к войнам. В церкви это приводит к ущербу в постижении Божьего послания, Его откровения человечеству. Именно по этой причине апостол Павел, которому Бог доверил донести значительную часть Своего нового откровения, касающегося церкви, старался придать этому откровению такой вид, чтобы оно было максимально доступно, наиболее понятно. В своих письмах Павел рассуждения о важнейших догматических вопросах облекает в формы и понятия, ясные его читателям: спортивные состязания, военная служба и даже анатомия человека. Казалось бы, что проще, чем посмотреть на свое собственное тело. Ведь оно-то уж точно известно читателю! Поэтому обсуждая сущность того нового общества, которое создал Господь на земле из Своих последователей, апостол использует образ человеческого тела. Причем, похоже, что Павлу этот пример очень нравится, и он, углубляясь в обсуждение, не отходит от этого образа, напротив, предлагает читателю все новые и новые детали. Другими словами, Павел не задирает планку дискуссии на такой уровень, что простому смертному остается только утонуть в терминологии, но делает все от него зависящее, чтобы важные истины о сущности церкви достигли сердца каждого из Божьих детей. Причина, по которой он это делает, состоит в том, что от осознания экклесиологической доктрины зависит внутренняя жизнь христианина, его покорность Божьему замыслу.

Церковь – это особое сообщество людей. Бог создал человека как существо социальное, то есть по своей природе нуждающееся в общении. Поэтому люди всегда имеют склонность к созданию разных объединений. Мотивы могут быть очень разными: политическими, национальными, профессиональными и т.д. Иногда и церковь общество рассматривает как разновидность подобных «клубов по интересам». Но Павел раскрывает совсем иную сущность церкви. Новый Завет содержит десятки словесных портретов Церкви (невеста, храм, дом Божий). Похоже, любимое слово апостола Павла именно «тело». Используя образ человеческого тела, он учит тому, что церковь – это нечто большее, чем организация, это живой организм. Организм состоит из ряда необходимых частей, живущих общей жизнью, определенным образом взаимодействующих друг с другом. И как организм церковь обладает несколькими характерными чертами. В 1 Кор. 12:12-27 приведены три существенных составляющих церкви: единство, разнообразие и взаимозависимость. Чтобы разобраться с тем как апостол представлял себе церковь, необходимо изучить каждую из этих характеристик.

Прежде всего, Павел пишет о единстве как о важнейшей характеристике церкви (12:12-13). Кажется, нет необходимости обстоятельно доказывать, насколько важно это качество для полноценной жизни церкви. Как человеческое тело не в состоянии существовать по отдельности (разве только в качестве медицинских экспонатов), так и церковь, разделяясь, погибает. Сам Господь создавал ее не как политическую организацию, но как живой и единый организм. Когда то английский писатель Теренс Уайт заметил, что Христос не объединял своих учеников в штурмовые отряды для захвата Иерусалимского Храма, но стремился сделать откровение о Творце доступным. То есть хотя во Христе часто искали только политического вождя, Он создавал из Своих последователей совсем иной союз.

Церковь – духовное тело Христа. Оно создается исключительно из верующих людей, и единство – это невидимое качество, которое нельзя выразить в виде членских удостоверений. Однако его можно ощутить, обнаружить, почувствовать. Отсюда появляется наше ощущение родства, близости, связи (даже через нации и культуры).

Все мы порознь – лишь нежизнеспособные части тела, вместе – единый живой организм. Для Павла единство церкви – важнейшее качество. Практически во всех своих письмах он указывает на его ценность. Причина в том, что без этого качества Тело Христа перестает существовать. Части не могут жить по отдельности. Это ущербность. В таком случае церковь прекращает служить Богу, поскольку не способна выполнять возложенные на нее обязанности. Она становится пустой и бесполезной, мертвой организацией. Единство – источник жизни и роста церкви. Святой Дух сотворил единство, наш долг – сохранять его, мы должны работать над этим.

Следующее качество, о котором пишет апостол Павел, это разнообразие (12:14-20). Единство не означает единообразие, то есть, что все мы должны быть одинаковы. Мы все разные, и это не недостаток, наоборот, для церкви это благословение. Бог образовал всех нас с разными способностями, знаниями, опытом, ресурсами, воспитанием и т.д. И, несмотря на все наше разнообразие, а лучше сказать, даже благодаря нашей индивидуальной уникальности, все мы чрезвычайно важны в церкви для Бога. Более того, мы все не только можем быть разными, мы должны быть разными. В теле человека очень много составляющих. Части тела различны по форме и своим функциям. И все же каждая из частей важна. Никто в здравом уме не согласится без серьезной причины лишиться даже самой крохотной из частей своего тела.

Бог собрал нас в живой организм. Кроме того, Он каждого из нас определил в этом организме на свое место. И здесь важно помнить, что церковь – это Его творение, Он в нем Глава. Поэтому не мы назначаем себе место, это прерогатива Святого Духа, который распределяет дары «как Ему угодно». Каждому из Своих детей Бог дал дар для служения, но так, чтобы этот дар, создавая разнообразие, не разрушал единство. Наша ответственность заключается в исполнении своего предназначения в Божьей церкви. Это вопрос смирения, послушания и нашей посвященности.

И последнее качество, определяющее сущность церкви как тела, это взаимозависимость. Хотим мы того или нет, но мы все нуждаемся друг в друге. Хотя иногда кажется, что без кого-то можно и обойтись, но это заблуждение. У Бога есть важная цель для каждого из нас. Эта цель – преобразить нас в образ Своего Сына (Рим. 8:29). И этой цели нельзя достигнуть в одиночку. Без помощи других верующих мы не сможем стать зрелыми христианами. Бог создал церковь и для того, чтобы воспитывать нас, изменять нас. Это важное предостережение против гордости и превозношения. Каждый из нас ценен для домостроительства Божьего. И далеко не совсем очевидно, что наши оценки важности/неважности какого-либо служения во всем совпадут с Божьими оценками. Бог часто предъявляет другие критерии оценок, чем люди. Все мы предстанем некогда перед Главой церкви и дадим Ему отчет не только в том, что мы делали, но и почему. Мотивы служения могут оказаться приоритетнее, чем само служение, о чём Павел и пишет далее в своем письме коринфянам (1 Кор. 13).

Говоря о нашей зависимости друг от друга Павел отмечает важную мысль: не все виды труда в церкви видны, но все важны. Посмотрите, пишет апостол, ведь в теле человека есть органы, которые не видны на первый взгляд, но ценность их от этого никак не умаляется, даже наоборот. Человеку трудно будет жить без руки, но жизнь показывает, что это возможно, с другой стороны, сможет ли он прожить хоть день без печени? В повседневной действительности мы привыкли к тому, что люди могут хвалиться фигурой, формами своего тела, развитой мускулатурой, но где видано, чтобы кто-то хвалился своей печенью или поджелудочной железой (ну, разве что в очереди в поликлинике). А ведь внутренние органы гораздо важнее видимых частей тела! Каждый из нас важен в церкви как тот, кто дополняет другого, без кого остальные не смогут достигнуть совершенства, как пишет Павел в Еф. 4:7, 11-16. И показателем любви в церкви, как ее понимает апостол, является вовсе не то, как послужили мне, а то, как послужил другим я. Осознание взаимной ценности друг друга должно приводить нас к сопереживанию, к участию в жизни друг друга. В свое время Платон, используя для своих рассуждений тот же образ человеческого тела, писал, что мы не говорим «мой палец болеет», мы говорил «мы болеем». Мы нуждаемся друг в друге. Мы должны верить в то, что без других мы не сможем быть зрелыми верующими.

Таким образом, говоря о церкви как о Теле Иисуса Христа, апостол Павел желает убедить нас в исключительности этого сообщества, в его уникальности. Это живой организм, в котором должны происходить процессы, служащие к выполнению Божьих планов в этом мире. И распространение Божьего Царства в этом мире, и наше уподобление Божьему Сыну происходит именно в церкви и через церковь. И для того, чтобы жизнь в этом Теле не замирала, в церкви должны проявляться три характерные особенности: единство, разнообразие и взаимозависимость. От каждого из нас зависит, насколько наши церкви будут обладать этими особенностями и значит, насколько успешно мы сможем выполнить Божье предназначение.

Шайфулин Игорь, Новосибирск

И вы — тело Христово, а порознь — члены

«Сие есть Тело Мое… τοΰτό μού έστιν τό σώμα» (1Кор. 11: 24). Здесь это совпадение в употреблении слова σώμα особенно значимо. Я вовсе не склонен строить теории исходя из употреблении того или другого слова – попытки этого рода всегда были слишком ненадежны. Однако в некоторых случаях употребление одного и того же слова может служить указателем на его содержание, особенно когда это слово употребляется одним и тем же автором в одном и том же труде. Основываясь на этом совпадении, не имеем ли мы право сделать вывод, что Церковь для апостола Павла есть σώμα, о котором Христос сказал: «сие есть Тело Мое»? Эти слова Христа были произнесены во время Тайной Вечери в момент раздачи хлеба. Тело Христово есть Тело евхаристическое, и тогда Церковь есть Тело Христа в его евхаристическом аспекте.

«И вы – тело Христово, а порознь – члены (μέλη έκ μέρους)». В первой части этого стиха мысль апостола Павла направлена к Евхаристии, во второй – ко крещению. Для него крещение и Евхаристия неразрывно связаны: одно не может быть без другого. Следовательно, крещение может быть понято только в свете учения о Теле Христовом. В Евхаристии верующие становятся Телом Христовым благодаря приобщению евхаристическому хлебу и вину, потому что в крещении они уже стали «новой тварью». Оставаясь в старом эоне, Церковь принадлежит новому эону. Все, что было старого, исчезло, и родился новый мир (2Кор. 5, 17). Это новое есть новая тварь Божия, первенец Которого – Христос в Духе и через Дух. Вот почему присоединение к Церкви есть творческий акт Бога. «Итак, кто во Христе, тот новая тварь» (2Кор. 5, 17). Творческим актом крещеный присоединяется к Телу Христову и становится членом этого Тела. Все те, кто введены в одно Тело, напоены одним Духом. «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор. 12, 13). Крещение одним Духом в одно Тело Христово создает онтологическое единство всех членов Церкви через единство с Телом Христа. Члены Тела Христова едины между собой, потому что онтологически они одно с Христом в Его Теле. Апостол Павел утверждает и энергично настаивает на этом онтологическом единстве членов Тела Христова, единстве, которое уничтожает различие между иудеем и эллином, между свободным и рабом. Апостол Павел повторяет это в различных посланиях. «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе – πάντες γάρ ύμεΐς εΤς έστε ένΧριστφ Ίησοΰ» (Гал. 3: 28). «Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его» (Рим. 10: 12). «…Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3: 11; ср.: Еф. 3: 6). Во всех этих отрывках о единстве всех в Теле Христовом апостол Павел исходит из крещения, но его мысль немедленно обращается к Евхаристии, где это единство актуализуется. Онтологическое единство членов Церкви, на котором настаивает апостол Павел (что доказывает, насколько он считал его важным для понимания природы Церкви), вытекает из онтологического единства Тела Христова, но с другой стороны, онтологическое единство членов Церкви есть начало того, что они в Теле Христовом.

Принадлежала ли самому апостолу Павлу мысль о единстве членов Церкви? Настойчивость апостола, о которой я только что говорил, скорее предполагает, что он излагал не свое собственное учение, но «предание», полученное от Господа. «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино (Svώσιν), как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, – да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино (Sv), как Мы едино (Sv). Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино (ΐνα ώσιν τετελειωμένοι εις Sv), и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Ин. 17: 20–23). Говорит ли евангелист Иоанн о мистическом единстве верующих с Христом? При данном параллелизме «да будут все едино, как Мы едино» мистическое единство верующих с Христом предполагало бы мистическое единство Сына с Отцом. Из того, что второе предположение неприемлемо, неприемлемо и первое. Единство Христа с верующими не мистическое, но онтологическое: они суть одно с Отцом и Сыном через Сына, как Сын – одно с Отцом. Мы сталкиваемся здесь не с совпадением учения апостола Павла с учением апостола Иоанна. Одно и другое восходит к аутентичной традиции, которая свою очередь происходит от Христа. Таким образом, евангелист Иоанн дает нам ключ для понимания мысли апостола Павла.

Полное и совершенное единство членов Церкви вытекает из их единства с Христом. Так же как у апостола Иоанна, у апостола Павла речь идет не о единстве мистическом, но о единстве природы. Это сверхэмпирическое единство, не упраздняющее эмпирических различий, которые апостол и не предполагал упразднять, особенно, разумеется, различий в поле. Это единство принадлежит будущему веку, но оно начинается здесь и реализуется каждый раз в Евхаристии. В Теле Христовом нет различий ни национальных, ни социальных, ни даже различий в поле, поскольку онтологическая природа всех членов та же для всех. Быть «одно во Христе Иисусе» благодаря единству хлеба (είς άρτος) значит быть в Его Теле. Церковь есть Христос в Своем Теле; те, кто в Церкви, суть один Христос, потому что нет другого Христа и нет другого Тела Христова, и тогда Христос – все и во всем. Употребляя в послании к Галатам (3: 28) слово «одно» – είς, апостол Павел хотел подчеркнуть онтологическую целостность Церкви, которая следует из онтологической целостности Тела Христова. Один Христос, и одно Его Тело, члены которого напоены одним Духом. Вот почему эмпирическое различие между членами Церкви продолжает существовать в нынешнем эоне, но оно уничтожено в сверхэмпирическом единстве природы Тела Христова, которое принадлежит уже новому эону. Один лишь творческий акт Бога, вводящего крещеного в Церковь, снимает эмпирические различия, поскольку он создает «новую тварь во Христе».

Церковь Божия во Христе.

Тела богов

Метки: Божества

Имея четкие очертания и состоя из материи, тела богов проявляют свое присутствие перед богами и перед людьми по-разному. Для людей божество вездесуще: оно видит и слышит всё и везде. Общим местом стали слова о том, что у бога семьдесят семь глаз и семьдесят семь ушей: разумеется, это всего лишь гипербола, описывающая некую физическую особенность божества. Кроме того, еще одно описание представляет солнечного бога в образе человека в миллион локтей ростом. Считается, что тело демиурга способно объять все мироздание, коль скоро оно вышло из него. Когда бог предстает непосредственно перед глазами людей, он принимает обличье, подходящее для этого случая, но не раскрывающее его подлинное естество, ибо последнее может быть недоступно человеческому восприятию. Так, Имхотеп принимает обличье скарабея, а божество острова, на котором оказывается потерпевший кораблекрушение герой известной сказки, принимает обличье змея. В момент, когда происходит столь непосредственный контакт с божеством, люди закрывают лицо, чтобы не ослепнуть при этом; однако благорасположение бога приводит к тому, что эта встреча с ним происходит без вреда. Напротив, если кто-либо бросает взгляд на бога без его разрешения, его охватывает пламя, он гибнет и сердце его сгорает. Порой божество принимает чисто человеческий облик, специально для того, чтобы затеряться среди людей, оставшись неузнанным.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *