Танковая колонна «Дмитрий Донской» — танковая колонна, созданная по инициативе Русской православной церкви на пожертвования верующих и переданная в 1944 году танковым войскам СССР. В ее состав входили 19 танков Т-34-85 и 21 огнеметный танк ОТ-34.

30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился с призывом к архиереям, священникам и приходским общинам Русской Церкви:
«Повторим от лица всей нашей Православной Церкви пример Преподобного Сергия Радонежского и пошлем нашей армии вместе с нашими молитвами и благословением вещественное показание нашего участия в общем подвиге: соорудим на наши пожертвования колонну танков имени Димитрия Донского»
На строительство 40 танков было собрано свыше 8 миллионов рублей. В короткий срок они были построены на Нижне-Тагильском танковом заводе, и 7 марта 1944 года в 5 километрах северо-западнее Тулы, у деревни Горелки состоялась торжественная передача их армии.

70-летие со дня передачи Красной Армии танковой колонны "Дмитрий Донской"

На церемонии со словом выступил митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (это была первая в годы войны официальная встреча церковного иерарха с бойцами Красной Армии):
«Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведет нас на битву за священную русскую землю. Вперед, к победе, братья-воины!»
Танки поступили в 38-й танковый (19 Т-34-85) и 516-й (21 ОТ-34) огнеметный отдельные полки.
Боевое применение
Танки с надписью «Дмитрий Донской» из 38-го отдельного танкового полка по официальным данным уничтожили более 1400 гитлеровцев, 40 орудий, более 100 пулеметов, 38 танков (часть из них захватили целыми), 17 бронетранспортеров и более 100 автомобилей.
Современное состояние
После окончания Великой Отечественной войны уцелевшие танки колонны «Дмитрий Донской» были установлены на экспозиции в музеях вооружённых сил Москвы, Ленинграда и Тулы. В 2005 году, по благословению патриарха Алексия II, в московском Донском монастыре один из уцелевших танков колонны был установлен в память о прихожанах и священнослужителях, на чьи пожертвованные средства она была создана.

Митрополит Николай (в миру Борис Дорофеевич Ярушевич) родился 31 декабря 1891 года (по новому стилю 13 января 1892 года) в городе Ковне, в семье настоятеля Александро-Невского собора протоиерея Дорофея Ярушевича.

Окончил петербургскую гимназию с золотой медалью. Прошел первый курс физико-математического факультета в Санкт-Петербургском университете и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1914 году со степенью кандидата богословия.

23 октября того же года пострижен в монашество; 24 октября рукоположен во иеродиакона, 25 октября — во иеромонаха. Вскоре после своего рукоположения в священный сан он выехал на фронт — сначала сопровождающим санитарный поезд, затем священником лейб-гвардии Финляндского полка.

С 1915 года преподавал Литургику, Гомилетику, Практическое руководство для пастырей, Церковную археологию и немецкий язык в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

В 1917 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Церковный суд в России до издания Соборного уложения Алексея Михайловича 1649 года» (этот труд был его кандидатским сочинением).

В 1918 году — настоятель Петергофского собора.

Весной 1919 года был возведен в сан архимандрита.

Димитрий Донской (танковая колонна)

В том же году стал наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.

25 марта 1922 года хиротонисан во епископа Петергофского, викария Петроградской епархии.

С 17 сентября 1927 года по февраль 1928 года временно управлял Ленинградской епархией.

В 1935 году возведен в сан архиепископа и поставлен архиепископом Петергофским с предоставлением прав епархиального архиерея.

С 1936 по 1940 год, оставаясь архиепископом Петергофским, по поручению митрополита Алексия управлял Новгородской и Псковской епархиями.

В 1940 году — архиепископ Волынский и Луцкий, экзарх Украины и Белоруссии.

9 марта 1941 года возведен в сан митрополита.

С 15 июля 1941 года — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины.

С февраля 1942 года по сентябрь 1943 года — заместитель Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) по управлению Московской епархией и управляющий делами Московской Патриархии на время эвакуации митрополита Сергия в Ульяновск. После его возвращения в Москву продолжал оставаться управляющим Московской епархией, одновременно занимаясь и церковными делами Украины. За патриотическую деятельность в столице награжден медалью «За оборону Москвы».

2 ноября 1942 года указом Президиума Верховного Совета СССР назначен членом Чрезвычайной Государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и его сообщников.

С 1943 года — член редакционной комиссии «Журнала Московской Патриархии». В 1946-1960 годах возглавлял Издательский отдел при Священном Синоде, являлся главным редактором «Журнала Московской Патриархии».

С 8 сентября 1943 года — постоянный член Священного Синода.

28 января 1944 года назначен митрополитом Крутицким, управляющим Московской епархией.

В апреле 1946 года был назначен председателем вновь созданного при Священном Синоде Отдела внешних церковных сношений.

25 марта 1947 года в ознаменование 25-летнего служения в епископском сане митрополиту Николаю присвоен титул Крутицкого и Коломенского.

11 апреля 1949 года удостоен ученой степени доктора богословия за совокупность богословских трудов.

4 февраля 1950 года Богословским Евангелическим факультетом имени Яна Гуса в Праге ему присвоена степень доктора богословия honoris causa.

В 1952 году избран доктором богословских наук Софийской духовной академии.

12 мая 1952 года награжден панагией с украшениями за труды по организации и проведению конференции всех Церквей и религиозных объединений в СССР.

19 июня 1952 года избран почетным членом Ленинградской духовной академии.

31 октября 1953 года стал почетным доктором богословских наук Венгерской Реформатской Церкви.

В 1954 году избран доктором богословия Румынской Православной Церкви.

6 августа 1955 года награжден орденом Трудового Красного знамени.

Святейшим Патриархом Алексием I на него были возлагаемы многие ответственные церковные поручения. Кроме того, как представитель Русской Православной Церкви, он состоял членом Советского комитета защиты мира, членом Палестинского общества при Академии наук СССР и членом Славянского комитета СССР. Автор многих богословских трудов и выдающийся проповедник.

21 июня 1960 года освобожден от должности председателя Отдела внешних церковных сношений.

19 сентября 1960 года освобожден от должности митрополита Крутицкого и Коломенского, согласно прошению.

Митрополит Николай (Ярушевич) почил в Бозе 13 декабря 1961 года. Погребен в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.

ТАНКИ СВЯТОГО ДИМИТРИЯ

Когда говорят о роли Церкви в Победе, возникает много недоразумений.

Некоторым кажется, что наши солдаты, за малым исключением, были ревностными христианами. Рисуется такая радужная картина: Сталин встречается с митрополитом Сергием и православные красноармейцы вдвое охотнее начинают бросаться на дзоты. Что-то в этом духе. Но, конечно, не было ничего такого.

Просто борьба с верой раздирала страну по живому. Вспоминаю рассказ моей старой доброй знакомой, Людмилы Дмитриевны Петровой, отец которой был, что называется, пламенным чекистом. Однажды она услышала, как он громко произнёс: «Не знаю, кто всем правит – Бог, Всевышний, но верю, что над нами и над всем миром Кто-то есть». Так думали многие.

И когда началась война, кто-то сразу, а кто-то к осени, после гибели лучших наших армий, нутром понял, что и верующим, и неверующим надо теперь держаться вместе. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В тот же день закончилась война гражданская. Хотелось этого властям и воинствам или нет, только пришлось признать очевидное: Кто-то есть. Не с митрополитом Сергием (Страгородским), а с Богом заключил мир бывший семинарист Иосиф Сталин.

Он сделал это одним из последних. В блокадном Ленинграде ещё в голодную зиму 1941-1942-го православные приходы регулярно снабжались вином и мукой, необходимыми для причастия. Правда, вино сильно разводили, иногда заменяя свекольным соком, а просфоры выпекались размером с пятикопеечную монету. Но понимание, как много значат уцелевшие храмы для Победы, в городе было.

* * *

Окончательный перелом в отношениях Церкви и государства произошёл в 43-м. Сегодня мы расскажем о символе этого примирения – танковой колонне «Дмитрий Донской», построенной на деньги православных. Собрано было 8 миллионов рублей, не считая драгоценностей – обручальных колец, серёжек. Собирали по копейке.


Митрополит Николай (Ярушевич) вместе с офицерами
Советской армии

Как вспоминал протоиерей церкви села Троицкого Днепропетровской области И. В. Ивлев, «в церковной кассе денег не было, а их надо было достать… Я благословил двух 75-летних старушек на это великое дело. Пусть имена их будут известны людям: Ковригина Мария Максимовна и Горбенко Матрёна Максимовна. И они пошли, пошли уже после того, как весь народ внёс свою посильную лепту через сельсовет. Пошли две Максимовны просить Христовым именем на защиту дорогой Родины от насильников. Обошли весь приход – деревни, хутора и посёлки, отстоящие в 5-20 километрах от села, и в результате – 10 тысяч рублей, сумма по нашим разорённым немецкими извергами местам значительная».

Важная деталь. Для сбора средств по личному указанию Сталина был открыт специальный счёт в Государственном банке СССР. Это было первое утверждение юридического статуса Русской Православной Церкви за годы советской власти.

Так появились на свет сорок лучших в мире танков Т-34-85. Это были не те «тридцатьчетвёрки», с которыми мы встретили войну, а совершенно новые машины, способные на равных биться с немецкими «тиграми». Новые танки имели более мощную пушку, их броня была куда сильнее прежней. Это не говоря о том, что больше половины машин в колонне – 21 из 40 – были огнемётными. Это было страшное оружие. Заряд огнесмеси объёмом до 10 литров выстреливался на расстояние 70–130 метров. Причём скорострельность достигала 30 огневыстрелов в минуту, что позволяло буквально поливать струёй огня вражеские укрепления.


Танковая колонна перед отправкой на фронт

Из огнемётных танков был сформирован 516-й отдельный танковый полк, 19 других машин передали 38-му отдельному танковому полку. Это произошло у деревни Горелки, что в пяти километрах северо-западнее Тулы. 8 марта 1944-го состоялся торжественный митинг, на котором перед танкистами выступил митрополит Крутицкий Николай (Ярушевич). Это была первая официальная встреча представителя духовенства Русской Православной Церкви с бойцами и командирами Красной армии. На заснеженном поле стояли боевые машины с надписями: «Дмитрий Донской». Перед ними выстроились экипажи.

«Я чувствую себя глубоко счастливым быть среди вас», – сказал владыка и поведал, что Церковь в первый же день войны благословила всех православных на защиту Отечества. Вскоре с танкистами в Москве встретился и Патриарх Сергий, пожелав им вернуться живыми из огненной печи войны: «Чтобы вы здоровыми и невредимыми возвратились домой и радовались бы и с нами со всеми, и с вашими близкими людьми. Дай Бог вам… чтобы слава Димитрия Донского коснулась и вас, и всех представителей танковых войск».

* * *

Господь так устроил, что танки из колонны «Дмитрий Донской» продержались дольше других, несколько из них встретили Победу в Германии. Это при том что среднее время жизни танкового взвода в сражении на войне – минут десять.

Первым в бой вступил 38-й полк. Это случилось через две недели после того, как владыка Николай благословил танкистов честно драться за Родину.

Близ города Балта, что в Одесской области, завязался жестокий бой. Против полка были брошены «тигры», самоходки, авиация. Но танкисты освобождали одно село за другим. Вечером 27 марта танки колонны «Дмитрий Донской» с десантом на броне ворвались в город. Двое суток продолжались уличные бои. К исходу 29 марта противник полностью был выбит из Балты.

Развивая наступление, полк с флангов обошёл город Котовск, создав угрозу окружения для засевших в нём немцев. Те побежали, но танкисты настигли врага и полностью уничтожили его группировку.

К апрелю уцелело лишь девять машин. За форсирование Днестра полку было присвоено имя Днестровский, хотя полком это было назвать уже трудно. Скорее, это была теперь рота.

К концу апреля лишь четыре танка Днестровского полка продолжали драться с фашистами. У высоты 111,1 в районе молдавской деревни Устя оставшиеся боевые машины с десантом атаковали немцев, уничтожая их огнём и гусеницами. Но атака пехоты захлебнулась. Высота казалась ей неприступной. И тогда танкисты пошли на прорыв. Первым был экипаж под командованием младшего лейтенанта Румянцева.

О танковой колонне «Димитрий Донской»

Танк сумел преодолеть две полосы траншей, прежде чем вспыхнули бензобаки. Как писал один из историков, «продолжать движение дальше было невозможно, но танкисты понимали истинную цену их каждого выстрела. Так и не покинул экипаж пылавшую боевую машину, до последнего дыхания посылая в цель снаряд за снарядом. Посмертно герои были награждены орденами Отечественной войны первой степени. В числе отважных – неразлучные земляки-ленинградцы: младший лейтенант Николай Михайлович Румянцев, проживавший до войны по улице Седова, 20, и его друг – старшина Константин Фёдорович Морозов из Парголово. Нет на земле их могил…»

Благодаря этому танку два других, увлекая за собой пехоту, взяли высоту, следом освободили деревню Жервень и форсировали реку Реут. Это был последний бой Днестровского полка. За месяц он уничтожил полторы тысячи фашистов, было подбито и захвачено 38 танков.

* * *

Другой полк, получивший боевые машины из колонны имени Дмитрия Донского, – 516-й отдельный огнемётный танковый – должен был выполнять специальные задачи. Вместе со Второй штурмовой инженерно-сапёрной бригадой он вскрывал, как ножом, наиболее укреплённые места обороны гитлеровцев.

Сохранилось письмо коммунистов и комсомольцев полка митрополиту Николаю. Они писали: «Вы говорили: “Гоните ненавистного врага из нашей Великой Руси. Пусть славное имя Дмитрия Донского ведёт нас на битву за священную Русскую землю. Вперёд, к победе, братья-воины!” Выполняя этот наказ, рядовые, сержанты и офицеры нашей части на вручённых вами танках, полные любви к своей Матери-Родине, к своему народу, успешно громят заклятого врага, изгоняя его из нашей земли. На этих грозных боевых машинах танкисты прорвали сильно укреплённую долговременную оборону немцев и продолжают преследовать врага, освобождая от фашистской нечисти родную землю… Мы будем громить и преследовать немецких захватчиков, пока видят глаза, пока бьётся сердце в груди, не зная пощады к злейшим врагам человечества. Имя великого русского полководца Дмитрия Донского, как немеркнущую славу оружия, мы пронесём на броне наших танков вперёд на Запад, к полной и окончательной победе».

Из этого текста видно, что слова владыки произвели на танкистов очень сильное впечатление. Танки «Дмитрия Донского» дошли до Берлина. Не все. Девятнадцать человек сгорели в боевых машинах заживо.

* * *

Нужно понимать, что богоборцев в этих полках не было. Может, и имелись, пока не сели они в танки, на бортах которых было начертано имя князя Димитрия. А после этого как рукой сняло. И если мы, православные, хотим, чтобы нас уважали, к нам тянулись, мы должны не просить, а давать. Без этого не будет услышана никакая, даже самая хорошая, проповедь. Жертвовать на самое важное, самое нужное людям. Во время войны это были танки, самолёты – кроме танковой колонны, на средства верующих была создана эскадрилья имени св. Александра Невского. Церковь помогала детям-сиротам и раненым красноармейцам, собрав 300 миллионов рублей. Чтобы было понятней, этого хватило бы на две танковые армии. Так был прорван фронт безбожия.

Г. ДОНАРОВ

Родился 22 мая 1927 г. в с. Кизя Каменец-Подольского р-на Хмельницкой обл. в семье крестьянина. По окончании школы прислуживал в Вознесенском храме в родном селе.

22 марта 1948 г., направляясь в церковь на богослужение, был арестован за религиозные убеждения и как сын репрессированных родителей и сослан на 8 лет в Карело-Финскую ССР. Отбывая этот срок, работал в леспромхозах (ст. Энозеро, Печная Губа, ст. Амбарная) и на слюдяных разработках (ст. Чупа, рудник Вуат-Варовка). Освобожден досрочно в 1953 г. Последний год перед освобождением работал слесарем на строительстве МВД г. Петрозаводска.

В 1953 г. исполнял послушания чтеца, певца и иподиакона в Крестовоздвиженском кафедральном соборе г. Петрозаводска (Олонецкая епархия). В этом же году поступил в Ленинградскую духовную семинарию.

13 ноября 1954 г.

Митрополит Николай (Ярушевич). Передача на фронт танковой колонны имени Дмитрия Донского

пострижен в монашество с наречением имени Николай в честь блаженного Николая Новгородского (Кочанова).

21 ноября 1954 г. митрополитом Ленинградским и Новгородским Григорием (Чуковым; †1955) рукоположен во иеродиакона к Петропавловскому храму г. Валдая (Новгородская епархия).

В 1956-1960 гг. служил на приходах Калининской епархии, в 1960-1968 гг. — в Преображенском кафедральном соборе г. Иваново, с 1968 г. — в Тульской епархии. В 1966-1968 гг. исполнял обязанности секретаря Ивановского епархиального управления.

11 мая 1969 г. епископом Тульским и Белевским Ювеналием рукоположен во иеромонаха с назначением во Всехсвятский кафедральный собор в Туле.

В 1971 г. в составе паломнической группы Русской Православной Церкви посетил Святую Гору Афон.

В 1970 г. заочно окончил Московскую духовную семинарию, в 1973 г. — Московскую духовную академию с присуждением ученой степени кандидата богословия за сочинение по кафедре церковного права «Профессор В.Н. Бенешевич и его труды по церковному праву».

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 13 февраля 1973 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

26 декабря 1974 г. назначен заместителем начальника Миссии и возведен в сан игумена, в 1977 г. — начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме с возведением в сан архимандрита.

Постановлением Священного Синода от 16 июля 1982 г. освобожден от обязанностей начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме в связи с истечением срока командировки.

Указом митрополита Львовского и Тернопольского Николая (Юрика; †1984) от 31 июля 1982 г. назначен наместником Успенской Почаевской лавры.

Постановлением Священного Синода от 26 июня 1985 г. избран епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Антиохийском и всего Востока в Дамаске.

20 июля 1985 г. в Белом зале Московской Патриархии наречение архимандрита Николая совершили: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен; митрополиты: Таллинский и Эстонский Алексий, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Ростовский и Новочеркасский Владимир, Патриарший экзарх Западной Европы; архиепископы: Волоколамский Питирим, Зарайский Иов, Воронежский и Липецкий Мефодий и епископ Солнечногорский Сергий.

21 июля 1985 г., в неделю 7-ю по Пятидесятнице, празднование в честь Казанской иконы Божией Матери, за Божественной литургией в Богоявленском кафедральном соборе в Москве Святейший Патриарх Пимен и Преосвященные архиереи, участвовавшие в наречении, а также митрополит Калининский и Кашинский Алексий (Коноплев; †1988) совершили хиротонию архимандрита Николая во епископа Звенигородского.

В июле 1987 г. назначен епископом Орехово-Зуевским, викарием Московской епархии, управляющим приходами в Канаде; в этом же году возведен в сан архиепископа.

В феврале 1991 г. назначен архиепископом Владивостокским и Приморским, 25 марта 1993 г. — Ижевским и Удмуртским.

25 февраля 2007 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II возведен в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 138) назначен главой Удмуртской митрополии.

Синод на заседании 5 мая 2015 г. (журнал № 12) удовлетворил повторное прошение о почислении на покой по состоянию здоровья в связи с достижением возраста превышающего 75 лет. Местом пребывания Синод определил г. Ижевск.

Скончался 3 июня 2015 г. Погребен на территории Александро-Невского кафедрального собора в Ижевске.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *