Эта статья об историке и авторе » Тайной истории» . Для использования в других целях, см Прокопий (значения) .

Прокопий Кесарийский

Родился

c. 500 г. н.э.
Кесария , Палестина Прима ( Восточная Римская империя )

Умер

c. 570 г. н.э.

профессия

Барристер и юрисконсульт

Тема

Светская история

Известные работы

  • История войн
  • Здания
  • Тайная история

Прокопий Кесарийский ( греч . : Προκόπιος ὁ αισαρεύς Prokópios ho Kaisareús ; латынь : Procopius Caesariensis ; ок.  500 — ок.  После 565 ) был выдающимся позднеантичным византийским греческим ученым из Палестины Прима . Сопровождая византийского полководца Велизария в войнах императора Юстиниана , Прокопий стал главным византийским историком VI века, написав » Историю войн» , » Здания» и » Тайную историю» . Его обычно называют последним крупным историком древнего западного мира.

Жизнь

Помимо его собственных сочинений, основным источником информации о жизни Прокопия была запись в Суда , византийской греческой энциклопедии, написанной где-то после 975 года, в которой обсуждается его ранняя жизнь. Он был родом из Кесарии в провинции из Palaestina Prima . Он получил бы обычное элитное образование по греческой классике и риторике , возможно, в известной школе в Газе. Он мог учиться в юридической школе, возможно, в Беритусе (современный Бейрут ) или Константинополе (ныне Стамбул ), и стал юристом ( ритором ). Он, очевидно, знал латынь , что было естественно для человека с юридическим образованием. В 527 году, в первый год правления императора Юстиниана I , он стал юридическим советником ( адсессором ) Велизария , генерала, которого Юстиниан сделал своим главным военачальником в великой попытке восстановить контроль над утраченными западными провинциями империи. .

Прокопий был с Велизарием на восточном фронте, пока последний не потерпел поражение в битве при Каллинике в 531 году и не был отозван в Константинополь. Прокопий стал свидетелем беспорядков в Нике в январе 532 года, которые Велизарий и его товарищ генерал Мундус подавили резней на Ипподроме . В 533 году он сопровождал Велизария в его победоносном походе против королевства вандалов в Северной Африке , участвовал в захвате Карфагена и остался в Африке с преемником Велизария Соломоном Евнухом, когда Велизарий вернулся на восток в столицу. Прокопий записал несколько экстремальных погодных явлений 535–536 годов , хотя они были представлены как фон для византийских военных действий, таких как мятеж в Карфагене и его окрестностях . Он присоединился к Велизарию в его кампании против остготского королевства в Италии и пережил готскую осаду Рима, которая длилась год и девять дней и закончилась в середине марта 538 года. Он стал свидетелем вступления Велизария в готскую столицу Равенну в 540 году. Войны и Тайная история предполагают, что его отношения с Велисарием после этого охладились. Когда Велизарий был отправлен обратно в Италию в 544 году, чтобы справиться с возобновлением войны с готами , теперь во главе с способным королем Тотилой , Прокопий, похоже, больше не был в штате Велизария.

Как magister militum Велизарий был «прославленным человеком» ( латинское : vir illustris ; греческое : ἰλλούστριος , illoústrios ); будучи его адептом , Прокопий, следовательно, должен был иметь по крайней мере ранг «видимого человека» ( vir spectabilis ). Таким образом, он принадлежал к группе среднего звена сенаторского ордена ( ordo senatorius ). Однако Суда , который обычно хорошо осведомлен в таких вопросах, также описывает самого Прокопия как одного из иллюстраторов . Если бы эта информация была верной, Прокопий имел бы место в сенате Константинополя , который был ограничен иллюстраторами под Юстинианом. Он также писал, что при Юстиниане в 560 году на месте Храмовой горы была построена главная христианская церковь, посвященная Деве Марии .

Неизвестно, когда умер Прокопий. Многие историки, включая Говард-Джонсон , Кэмерон и Greatrex -date его смерть до 554, но там было городской префект Константинополя ( префекта город Constantinopolitanae ) называется Прокопием в 562. В том же году, Велизарий был замешан в заговоре и был доставлен перед этим городским префектом.

Фактически, некоторые ученые утверждали, что Прокопий умер, по крайней мере, через несколько лет после 565 года, поскольку он недвусмысленно заявляет в начале своей Тайной истории, что планировал опубликовать ее после смерти Юстиниана, опасаясь, что он будет подвергнут пыткам и убит императором. (или даже генералом Велизарием), если император (или генерал) узнал о том, что написал Прокопий (его резкая критика императора, его жены, Велизария, жены генерала Антонии: призыв бывших «демонов в человеческом обличье» «а последний некомпетентен и коварен) в этой более поздней истории. Однако большинство ученых считают, что » Тайная история» была написана в 550 году и оставалась неопубликованной при жизни Прокопия.

Сочинения

Император Юстиниан

Сочинения Прокопия являются основным источником информации для правления императора Юстиниана I . Прокопий был автором истории в восьми книгах о войнах, которые вел Юстиниан, панегирика, посвященного проектам общественных работ императора по всей империи, и книги, известной как Тайная история, в которой утверждается, что сообщается о скандалах, которые Прокопий не мог включить в свою книгу. официально санкционировал историю из-за страха рассердить императора, его жену Велисария и жену генерала и должен был ждать, пока все они не умрут, чтобы избежать возмездия.

История войн

Войны Прокопия или История войн ( греч . Ὑπὲρ τῶν Πολέμων Λόγοι , Hypèr tōn Polémon Lógoi , «Слова о войнах»; латынь : De Bellis , «О войнах») — его самая важная работа, хотя и менее известная, чем Тайная история . Первые семь книг, похоже, были в основном завершены к 545 году и, возможно, были изданы как единое целое. Тем не менее, они были обновлены до середины века перед публикацией, причем последнее упомянутое событие произошло в начале 551 года. В восьмой и последней книге история доведена до 553 года.

Первые две книги, часто известные как Персидская война ( лат . De Bello Persico ), посвящены конфликту между римлянами и Сасанидской Персией в Месопотамии , Сирии , Армении , Лазике и Иберии (современная Грузия ). В нем подробно описаны кампании сасанидского шаха Кавада I , восстание «Ника» 532 года , война преемника Кавада Хосрова I в 540 году, его разрушение Антиохии и депортация ее жителей в Месопотамию, а также великая чума , опустошившая империю с 542 года. . персидская война также охватывает раннюю карьеру Прокопия покровителя Велизария в некоторых деталях.

Следующие две книги » Войны «, известные как «Война вандалов» или » Война вандалов» ( лат . De Bello Vandalico ), посвящены успешной кампании Велизария против королевства вандалов, которое в прошлом веке занимало провинции Рима на северо-западе Африки .

Последние четыре книги, известные как «Готская война» ( лат . De Bello Gothico ), посвящены итальянским кампаниям Велизария и других против остготов . Прокопий включает в себя отчеты о 1-й и 2-й осадах Неаполя и 1-й , 2-й и 3-й осадах Рима . Он также включает отчет о возвышении франков (см. Арборыхой ). Последняя книга описывает успешное завершение евнуха Нарсеса итальянской кампании, а также включает некоторое освещение кампаний вдоль восточных границ империи.

В войнах оказались влиятельными позже византийской историография. В 570- х годах Агафий написал » Истории» , продолжение работы Прокопия в аналогичном стиле.

Тайная история

Велизарий может быть этой бородатой фигурой справа от императора Юстиниана I на мозаике в церкви Сан-Витале , Равенна , которая празднует завоевание Италии римской армией под умелым руководством Велизария.

Теперь известный Прокопа в Anecdota также известный как Тайная история ( греч : Ἀπόκρυφη Ἱστορία , Apókryphe Historia , Latin : Historia Arcana ) был обнаружен спустя столетия в Библиотеке Ватикана в Риме и опубликованы в Лионе по Никколо алеманнов в 1623 году его существование уже было известно из Суда , который назвал его «неопубликованными произведениями» Прокопия, содержащими «комедию» и «инвективу» Юстиниана, Феодоры, Велизария и Антонины. » Тайная история» охватывает примерно те же годы, что и первые семь книг «Истории войн», и, похоже, была написана после того, как были опубликованы. Текущий консенсус обычно датирует его 550 или, реже, 558.

В глазах многих ученых » Тайная история» раскрывает автора, который глубоко разочаровался в императоре Юстиниане, его жене Феодоре , генерале Велисарии и его жене Антонине . Работа утверждает, что раскрывает тайные причины их публичных действий, а также частную жизнь императора и его окружения. Юстиниан изображается жестоким, продажным, расточительным и некомпетентным. В одном отрывке даже утверждается, что он был одержим демоническими духами или сам был демоном:

И некоторые из тех, кто был с Юстинианом во дворце поздно ночью, люди чистые духом, думали, что видели странную демоническую форму, занявшую его место. Один человек сказал, что император внезапно встал со своего трона и стал ходить, и действительно, он никогда не оставался сидеть надолго, и сразу же голова Юстиниана исчезла, в то время как остальная часть его тела, казалось, приливала и текла; при этом смотрящий стоял ошеломленный и испуганный, гадая, не обманывают ли его глаза. Но вскоре он заметил, что исчезнувшая голова наполняется и снова присоединяется к телу так же странно, как и покинула его.

Точно так же Теодора из » Тайной истории» представляет собой яркий портрет пошлости и ненасытной похоти в сочетании с хладнокровным корыстолюбием, сварливостью и завистливым и пугающим подлым духом. Среди наиболее щекотливых (и сомнительных) открытий в » Тайной истории» — рассказ Прокопия о театральных достижениях Феодоры:

Часто даже в театре на глазах у всех она снимала свой костюм и стояла обнаженной посреди них, за исключением пояса в паху: не то чтобы она стеснялась раскрыть это аудитории, но потому что существовал закон, запрещающий появляться на сцене полностью обнаженным, хотя бы без фигового листа. Прикрытая таким образом лентой, она опускалась на пол сцены и полулежала на спине. Рабы, на которых была возложена эта обязанность, затем кидали зерна ячменя сверху в чашечку этого цветка пассифлоры, откуда гуси, обученные для этой цели, собирали зерна одно за другим со своими счетами и ели.

Кроме того, » Тайная история» изображает Велизария как слабого человека, полностью выхолощенного его женой Антониной, которую изображают в очень похожих терминах на Феодору. Говорят, что они обе бывшие актрисы и близкие друзья. Прокопий утверждал, что Антонина работала агентом Феодоры против Велизария и имела постоянный роман с крестником Велизария, Феодосием.

С другой стороны, утверждалось, что Прокопий подготовил » Тайную историю» как преувеличенный документ из опасения, что заговор может свергнуть режим Юстиниана, который, как своего рода придворный историк, может включать и его самого. Тогда неопубликованная рукопись стала бы своего рода страховкой, которую можно было бы предложить новому правителю как способ избежать казни или ссылки после переворота. Если бы эта гипотеза была верна, » Тайная история» не была бы доказательством того, что Прокопий ненавидел Юстиниана или Феодору.

Здания

Триумфальная арка у входа на Сангарийский мост

Здания ( греч . Περὶ Κτισμάτων , Perì Ktismáton ; лат . De Aedificiis , «О зданиях») — панегирик общественных работ Юстиниана по всей империи. Первая книга может датироваться до обрушения первого купола Святой Софии в 557 году, но некоторые ученые считают, что возможно, что работа датируется постройкой моста через Сангариус в конце 550-х годов. Историки считают » Здания» незавершенной работой из-за свидетельств того, что сохранившаяся версия является черновиком с двумя возможными редакциями.

Скорее всего, » Здания» были написаны по приказу Юстиниана, и сомнительно, что выраженные в нем чувства искренни. Он больше ничего не говорит нам о Велизарии и выражает совершенно иное отношение к Юстиниану. Он представлен как идеализированный христианский император, построивший церкви во славу Божью и защищавший безопасность своих подданных. Он изображен проявляющим особую заботу о водоснабжении, строительстве новых акведуков и восстановлении тех, которые вышли из употребления. Феодора, которая была мертва, когда был написан этот панегирик, упоминается лишь кратко, но похвалы Прокопия ее красоте неуместны.

Из-за панегиричности построек Прокопия историки обнаружили несколько несоответствий между утверждениями Прокопия и записями из других первоисточников. Ярким примером является Прокопий, начиная с царствования Юстиниана в 518 году , который был на самом деле начало царствования своего дяди и предшественника Джастин I . Считая правление дяди частью правления своего племянника, Прокопий мог приписать Юстиниану здания, построенные или начатые при администрации Юстина. К таким работам относится восстановление стен Эдессы после наводнения 525 г. и освящение нескольких церквей в регионе. Точно так же Прокопий ложно приписывает Юстиниану обширную реконструкцию городов Томис и Хистрию в Малой Скифии . На самом деле это было сделано при Анастасии I , который правил до Иустина.

Стиль

Прокопий принадлежит к школе позднеантичных историков, продолживших традиции второго софизма . Они писали на аттическом греческом ; их моделями были Геродот , Полибий и — особенно — Фукидид ; и их предметом была светская история. Они избегали словарного запаса, неизвестного аттическому греческому, и вставляли объяснение, когда им приходилось использовать современные слова. Таким образом, Прокопий включает в себя глоссы монахов («самый умеренный из христиан») и церквей (как эквивалент «храма» или «святыни»), поскольку монашество было неизвестно древним афинянам, а их экклесия была народным собранием .

Светские историки сторонились истории христианской церкви; церковная история была выделена в отдельный жанр после Евсевия . Однако Кэмерон убедительно доказал, что работы Прокопия отражают противоречия между классической и христианской моделями истории в Константинополе VI века. Это подтверждается проведенным Уитби анализом изображения столицы и собора Прокопием в сравнении с современными языческими панегириками. Прокопий можно рассматривать как изображающая Юстиниана , как по существу Бога наместника , аргументы в пользу зданий будучи в первую очередь религиозный панегирик. Прокопий указывает, что он планировал сам написать церковную историю, и, если бы он это сделал, он, вероятно, следовал бы правилам этого жанра. Насколько известно, однако, такая церковная история никогда не писалась.

Наследие

Написан ряд исторических романов по произведениям Прокопия (наряду с другими источниками). Граф Велизарий был написан поэтом и писателем Робертом Грейвсом в 1938 году. Сам Прокопий появляется в качестве второстепенного персонажа в » Борьбе за Рим» Феликса Дана и в альтернативном историческом романе Л. Спраге де Камп «Не падет тьма» . Главный герой романа, археолог Мартин Падуэй, большую часть своих знаний об исторических событиях черпает из » Тайной истории» .

Рассказчик в романе Германа Мелвилла » Моби Дик» цитирует описание Прокопиуса захваченного морского чудовища в качестве доказательства возможности повествования.

Список избранных работ

  • Procopii Caesariensis opera omnia . Под редакцией Дж. Хаури; редакция Г. Вирта. 3 тт. Лейпциг: Teubner , 1962–64. Греческий текст.
  • Прокопий . Под редакцией HB Dewing. 7 томов. Классическая библиотека Леба. Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета и Лондон, Хатчинсон, 1914–40. Греческий текст и английский перевод.
  • Прокопий, Тайная история , перевод Г. А. Вильямсона . Хармондсворт: Penguin Books, 1966. Читаемый и доступный английский перевод Анекдоты . Недавно переиздан изданием Penguin (2007) с обновленным и более живым переводом Питера Сарриса, который также предоставил новые комментарии и примечания.
  • Прокопиос, Тайная история , перевод Энтони Калделлиса. Indianapolis: Hackett Publishing, 2010. Это издание включает в себя связанные тексты, вводное эссе, заметки, карты, временную шкалу, руководство по основным источникам того периода и руководство по стипендиям на английском языке. Переводчик использует грубую и точную английскую прозу, чтобы выдержать стилистику исходного текста.

Ссылки

Эта статья основана на более ранней версии Джеймса Аллана Эванса, первоначально размещенной на Nupedia .

дальнейшее чтение

  • Adshead, Katherine: Procopius ‘Poliorcetica: непрерывность и разрывы , в: G. Clarke et al. (ред.): Читая прошлое в поздней античности , Австралийский национальный университет, Рашкаттерс-Бэй, 1990, стр. 93–119.
  • Алонсо-Нуньес, JM: Иордан и Прокопий в Северной Европе , в: Nottingham Medieval Studies 31 (1987), 1–16.
  • Амитай, Ори: Прокопий Кесарийский и Гиргашитская диаспора , в: Журнал по изучению псевдоэпиграфов 20 (2011), 257–276.
  • Анагностакис, Илиас: мечта Прокопия перед кампанией против Ливии: чтение Войн 3.12.1-5 , в: К. Ангелиди и Г. Калофонос (ред.), Мечты в Византии и за ее пределами , Фарнхэм: Ashgate Publishing 2014, 79– 94.
  • Бахрах, Бернард С .: Прокопий, Агафий и франкские военные , в: Speculum 45 (1970), 435–441.
  • Бахрах, Бернард С .: Прокопий и хронология правления Хлодвига , в: Viator 1 (1970), 21–32.
  • Болдуин, Барри: Афоризм Прокопия , в: Рейнский музей филологии 125 (1982), 309–311.
  • Болдуин, Барри: сексуальная риторика у Прокопия , в: Мнемозина 40 (1987), стр. 150–152.
  • Бельке, Клаус: Prokops De aedificiis, Buch V, zu Kleinasien , в: Antiquité Tardive 8 (2000), 115–125.
  • Бёрм, Хеннинг: Prokop und die Perser . Штутгарт: Franz Steiner Verlag, 2007. ( Обзор на английском языке Г. Грейтрекса и обзор на английском языке А. Калделлиса )
  • Бёрм, Хеннинг: Прокопий Кесарийский , в Encyclopaedia Iranica Online , Нью-Йорк, 2013.
  • Бёрм, Хеннинг: Прокопий, его предшественники и генезис Анекдоты: антимонархический дискурс в поздней античной историографии , в: Х. Бёрм (ред.): Антимонархический дискурс в античности . Штутгарт: Franz Steiner Verlag 2015, 305–346.
  • Браунд, Дэвид: Прокопий об экономике Лазики , в: The Classical Quarterly 41 (1991), 221–225.
  • Бродка, Дариуш: Die Geschichtsphilosophie in der spätantiken Historiographie. Studien zu Prokopios von Kaisareia, Agathias von Myrina und Theophylaktos Simokattes . Франкфурт-на-Майне: Питер Ланг, 2004.
  • Берн, АР: Прокопий и остров призраков , в: English Historical Review 70 (1955), 258–261.
  • Камерон, Аверил: Прокопий и шестой век . Беркли: Калифорнийский университет Press, 1985.
  • Камерон, Аверил: скептицизм Прокопия , в: Historia 15 (1966), 466–482.
  • Колвин, Ян: Репортаж о битвах и кампаниях по пониманию в Прокопии и Агафии: Классификация использования историками архивных документов в качестве источников , в: А. Сарантис (ред.): Войны и войны в поздней античности. Текущие перспективы , Лейден: Brill 2013, 571–598.
  • Креши, Лия Рафаэлла: Procopio al confine tra due tradizioni storiografiche , in: Rivista di Filologia e di Istruzione Classica 129 (2001), 61–77.
  • Cristini, Marco: Il seguito ostrogoto di Amalafrida: confutazione di Procopio, Bellum Vandalicum 1.8.12 , in: Klio 99 (2017), 278–289.
  • Крок, Брайан и Джеймс Кроу: Прокопий и Дара , в: Журнал римских исследований 73 (1983), 143–159.
  • Дауни, Гланвилл: Состав Прокопия, De Aedificiis , в: Транзакции и материалы Американской филологической ассоциации 78 (1947), 171–183.
  • Эванс, Джеймс А.С.: Юстиниан и историк Прокопий , в: Греция и Рим 17 (1970), 218–223.
  • Эванс, Джеймс AS: Прокопий . Нью-Йорк: Twayne Publishers, 1972.
  • Гордон, CD: Финансовая политика Прокопия и Юстиниана , в: Phoenix 13 (1959), 23–30.
  • Грейтрекс, Джеффри: Прокопий и персидские войны , Д. Фил. диссертация, Оксфорд, 1994.
  • Грейтрекс, Джеффри: даты работ Прокопия , в: BMGS 18 (1994), 101–114.
  • Грейтрекс, Джеффри: Состав Персидских войн Прокопия и Иоанна Каппадокийского , в: Prudentia 27 (1995), 1–13.
  • Грейтрекс, Джеффри: Рим и Персия в войне, 502–532 . Лондон: Фрэнсис Кэрнс, 1998.
  • Грейтрекс, Джеффри: Последние работы о Прокопии и композиции Wars VIII , в: BMGS 27 (2003), 45–67.
  • Greatrex, Джеффри: Восприятие Прокопия в последнее время исследований , в: Histos 8 (2014), 76-121 и 121а-е ( добавлений ).
  • Ховард-Джонсон, Джеймс: образование и опыт Прокопия , в: Antiquité Tardive 10 (2002), 19–30.
  • Каэги, Вальтер: Прокопий, военный историк, в: Byzantinische Forschungen. 15, 1990, ISSN 0167-5346 , 53–85 ( онлайн (PDF; 989 КБ) ).
  • Калделлис, Энтони: классицизм, варварство и война: Прокопий и реакция консерваторов на более позднюю римскую военную политику , Американский журнал древней истории , ns 3-4 (2004-2005 ), 189–218.
  • Калделлис, Энтони: Выявление диссидентских кругов в Византии шестого века: дружба Прокопия и Иоанна Лидоса , Florilegium , Vol. 21 (2004), 1-17.
  • Калделлис, Антоний: Прокопий Кесарийский: тирания, история и философия в конце античности . Филадельфия: Пенсильванский университет Press, 2004.
  • Калделлис, Энтони: Персидская война Прокопия : тематический и литературный анализ , в: Р. Макридес, изд., История как литература в Византии , Aldershot: Ashgate, 2010, 253–273.
  • Калделлис, Энтони: Война вандалов Прокопия : Тематические траектории и скрытые записи , в: ST Stevens & J. Conant, ред., Северная Африка под Византией и ранним исламом , Вашингтон, округ Колумбия: Думбартон-Окс, 2016, 13–21.
  • Калделлис, Энтони: Дата и структура тайной истории Прокопия и его предполагаемая работа по истории церкви , в: Греческие, римские и византийские исследования , Vol. 49 (2009), 585–616.
  • Круз, Марион: Речь армян в Прокопии: Внешняя политика Юстиниана и переход между книгами 1 и 2 войн , в: The Classical Quarterly 63 (2013), 866–881.
  • Ковач, Тамаш: «Сивилла Прокопия — падение Витигиса и остготов» , Graeco-Latina Brunensia 24.2 (2019), 113–124.
  • Лиллингтон-Мартин, Кристофер, 2007–2017 годы:
    • 2007, «Археологические и древние литературные свидетельства битвы при Дара Гапе, Турция, 530 год нашей эры: топография, тексты и траншеи» в BAR –S1717, 2007 Позднеримская армия на Ближнем Востоке от Диоклетиана до арабского завоевания Труды коллоквиума проходивший в Потенце, Асеренце и Матере, Италия, под редакцией Ариэля С. Левина и Пьетрины Пеллегрини, стр. 299–311;
    • 2009, «Прокопий, Велизарий и готы» в журнале Общества истории Оксфордского университета, (2009) Odd Alliances под редакцией Хизер Эллис и Грасиелы Иглесиас Роджерс. ISSN 1742-917X , страницы 1–17 , ;
    • 2011, «Тайные истории», http://classicsconfidential.co.uk/2011/11/19/secret-histories/ ;
    • 2012, «Жесткая и мягкая сила на восточной границе: римская крепость между Дарой и Нисибисом, Месопотамия, Турция: Миндуос Прокопия?» в The Byzantinist, под редакцией Дугласа Уэлина, выпуск 2 (2012), стр. 4–5, http://oxfordbyzantinesociety.files.wordpress.com/2012/06/obsnews2012final.pdf ;
    • 2013 г., Прокопий о борьбе за Дару и Рим , в А. Сарантисе, Н. Кристи (ред.): Война и война в поздней античности: современные перспективы (поздняя античная археология 8.1–8.2 2010–11), Лейден: Brill 2013, стр. 599–630, ISBN 978-90-04-25257-8 ;
    • 2013 «La defensa de Roma por Belisario» в: Justiniano I el Grande (Desperta Ferro) под редакцией Альберто Переса Рубио, нет. 18 (июль 2013 г.), страницы 40–45, ISSN 2171-9276;
    • 2017, Прокопий Кесарийский: литературные и исторические интерпретации (редактор), Routledge (июль 2017 г.), www.routledge.com/9781472466044 ;
    • 2017, «Введение» и глава 10, «Прокопий, πάρεδρος / quaestor, Codex Justinianus , I.27 и стратегия Велизария в Средиземноморье» в Прокопии Кесарийском: литературные и исторические интерпретации выше.
  • Маас, Майкл Роберт: Страбон и Прокопий: классическая география для христианской империи , в H. Amirav et al. (ред.): От Рима до Константинополя. Исследования в честь Аверила Камерона , Лёвен: Peeters, 2007, 67–84.
  • Мартиндейл, Джон: Просопография Поздней Римской империи III , Кембридж 1992, 1060–1066.
  • Мейер, Миша: Прокоп, Агафий, die Pest und das ‘Ende’ der antiken Historiographie , в Historische Zeitschrift 278 (2004), 281–310.
  • Паздерник, Чарльз Ф .: Hellenica Ксенофонта в войнах Прокопия: Фарнабаз и Велизарий , в: Греческие, римские и византийские исследования 46 (2006) 175–206.
  • Ранс, Филипп: Нарсес и битва при Тагинах (552 г. н.э.): Прокопий и война шестого века , в: Historia. Zeitschrift für alte Geschichte 30,4 (2005) 424–472.
  • Рубин, Бертольд: Прокопиос , в Realencyclopädie der Classischen Altertumswissenschaft 23/1 (1957), 273–599. Ранее опубликовано (с указателем) как Prokopios von Kaisareia , Stuttgart: Druckenmüller, 1954.
  • Стюарт, Майкл, Состязания Андреи в готических войнах Прокопия , αρεκβολαι 4 (2014), стр. 21–54.
  • Стюарт, Майкл, Евнух-командующий Андрея Нарсес: признак разделения воинских добродетелей и гегемонистской мужественности в ранней Византийской империи? , Cerae 2 (2015), стр. 1–25.
  • Стюарт, Майкл, Мужественность, идентичность и политика власти в эпоху Юстиниана: исследование Прокопия, Амстердам: Amsterdam University Press, 2020: https://www.aup.nl/en/book/9789462988231/masculinity-identity- и политика власти в эпоху Юстиниана
  • Тредголд, Уоррен: Ранние византийские историки , Бейзингсток: Macmillan 2007, 176–226.
  • Тайная история искусства Ноя Чарни о библиотеке Ватикана и Прокопии . Статья историка искусства Ноа Чарни о библиотеке Ватикана и ее знаменитой рукописи » Historia Arcana » Прокопия.
  • Уэйтли, Конор, сражения и генералы: бой, культура и дидактика в войнах Прокопия . Лейден, 2016.
  • Уитби, Л. М. «Прокопий и развитие римской обороны в Верхней Месопотамии», в П. Фримане и Д. Кеннеди (ред.), Защита римского и византийского Востока , Оксфорд, 1986, 717–35.

внешние ссылки

В Wikisource есть оригинальные работы, написанные Прокопием или о нем.

Тексты Прокопия

  • Полное собрание сочинений , греческий текст (Migne Patrologia Graeca ) с аналитическими указателями
  • Тайная история , английский перевод (Этуотер, 1927) в Интернет-средневековом справочнике
  • Тайная история , английский перевод (Dewing, 1935) в LacusCurtius
  • The Buildings , английский перевод (Dewing, 1935) в LacusCurtius
  • The Buildings, Book IV Греческий текст с комментариями, указатель nominum и т. Д. В проекте LTDM Сорина Олтяну
  • Работы Прокопия в Project Gutenberg
  • Работает Прокопиусом или о нем в Internet Archive
  • Прокопий на LibriVox
  • Издание HB Dewing’s Loeb произведений Прокопия: тт. I – VI в Интернет-архиве ( История войн , Тайная история )
  • Общество текстов палестинских паломников (1888 г.): Из построек Юстиниана Прокопием (около 560 г. н.э.)
  • Полное собрание сочинений 1 , Греческое изд. от KW Диндорф , Латинской транс. от Клода Maltret в Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae Pars II Vol. 1 , 1833 г. ( Персидские войны I – II , Войны вандалов I – II )
  • Полное собрание сочинений 2 , Греческое изд. К. В. Диндорф, лат. пер. Клод Мальтре в Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae Pars II Vol. 2 , 1833 г. ( Готические войны I – IV )
  • Полное собрание сочинений 3 , греческое изд. К. В. Диндорф, лат. пер. Клод Мальтре в Corpus Scriptorum Historiae Byzantinae Pars II Vol. 3 , 1838 г. ( Тайная история , Здания Юстиниана )

Вторичный материал

Донна Тартт — американская писательница, получившая признание критиков за свои первые два романа «Тайная история» и «Маленький друг», которые были переведены на тридцать языков. Роман «Маленький друг» принёс Тартт звание лауреата литературной премии имени Смита в 2003 году.

«Тайная история» — это перевернутая детективная история, рассказанная одним из студентов, Ричардом Папеном, который несколько лет спустя размышляет над ситуацией, что привела к убийству. Об этом убийстве рассказывается в самом начале повествования, но все остальные события раскрываются последовательно. Автор исследует обстоятельства и дальнейшее влияние смерти Банни на академически и социально изолированную группу студентов, частью которой он был.

В романе Тартт есть чем восхищаться, но особенно похвально то, как убедительно она ведет хронику шагов от изучения классики до совершения убийства. Это трудный переход, чтобы правдоподобно рассказать о нем, и тем более сложно, учитывая решение Тартт передать историю с точки зрения одного из заговорщиков. Тем не менее убедительность и достоверность, с которой Тартт приводит своих читателей к психологической развязке разворачивающегося сюжета, являются одними из самых неотразимых черт «Тайной истории».

Биография Прокопия

Прокопий Кесарийский – самый крупный историк ранневизантийского времени. О биографии его известно сравнительно мало. Прокопий родился в конце V в. на Востоке, в Кесарии Палестинской. Получив прекрасное образование, Прокопий переселился в Константинополь, где в 527 году стал секретарём и юрисконсультом знаменитого полководца Велизария. Прокопий сопровождал Велизария во время Вандальской войны 533–534, войны с остготами (с 535) и походов на персов. Прокопий умер, вероятнее всего, в 560-х годах, хотя точное время его кончины неизвестно.

Главные сочинения Прокопия

Ценность исторических произведений Прокопия Кесарийского создаётся прежде всего тем, что он всегда находился в самой гуще политических событий, был знаком со многими выдающимися государями и полководцами своего времени. Одним из важнейших сочинений Прокопия является «История» в 8 книгах (другое название – «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»). Она излагает события войн эпохи Юстиниана I. Отдельные части этого произведения часть издаются под названиями «Война с вандалами» и «Война с остготами» и т. д. «История» Прокопия выстроена не по хронологическому порядку, а по странам, по военным театрам. Первые две её книги повествуют о войнах с персами, в 3 и 4 – о войнах с вандалами, в 5, 6 и 7 – с готами. Эти семь частей были опубликованы около 550–551 гг., а после 554 года автор издал и 8-ю книгу, которая является как бы приложением к первым семи, давая общий обзор событий 554 г. Прокопий далеко выходит за рамки военной истории. Он вложил в эту работу свои широчайшие жизненные наблюдения. Перед читателем проходят Северная Африка и Италия, Испания и Балканы, Иран и даже отдаленные страны Юго-Восточной Азии.

Император Юстиниан со свитой

Плодом глубоких раздумий, борьбы политических и личных страстей стало второе важнейшее произведение Прокопия Кесарийского – «Тайная история» – труд единственный в своем роде во всей византийской историографии. Написанная в глубокой тайне, он с полной откровенностью (а, по мнению многих, и с преувеличениями) обнажает пороки империи и ее правителей, обойденные молчанием в официальных работах Прокопия, где Юстиниан I изображается добрым гением империи и великодушным правителем. В «Тайной истории» Юстиниан, наоборот, выведен злодеем на троне, неумолимым тираном, злобным демоном, разрушителем Византии. Едко-сатирическая «Тайная история» появилась уже после смерти Прокопия. Её настоящее название – «Анекдоты». Прокопий в крайне мрачных красках изображает здесь деспотизм Юстиниана и развращенность его жены Феодоры. Язвительные стрелы выпускаются им и по адресу Велизария с его супругой Антониной. Эти яростные нападки сильно контрастируют со сдержанным тоном «Историй войн», поэтому в учёной литературе уже несколько веков идёт спор о том, действительно ли Прокопий был автором «Тайной истории». В XVI-XVIII веках этот спор осложнялся враждой католических и протестантских историографов. Первые из вражды к православному Востоку и к Юстиниану как одной из крупнейших его государственных фигур тенденциозно отстаивали достоверность «Тайной истории». Протестанты отрицали её лишь по причине религиозного соперничества с католиками. Прославленные Монтескье и Гиббон стояли за подлинность «Анекдотов» и достоверность содержащихся в них сведений. Ту же точку зрения занял и лучший исследователь Прокопия Кесарийского, Дан. В обширной монографии о Прокопии, основанной на сравнительной критике всех его сочинений, Дан показал, что ни главные факты, ни язык в «Тайной истории» и «Истории войн» не расходятся. Дан, правда, допускал, что «Тайная история» может содержать отдельные преувеличения, объясняемые страстным характером историка. Не исключено, что «Тайная история» – это неизданные при жизни личные мемуары Прокопия, в которых он дал выход негодованию, долго скрывавшемуся от двора под маской лести. Ещё один знаменитый историк, Леопольд Ранке считал «Тайную историю» компиляцией, где некоторые части принадлежали самому Прокопию, а другие заимствованы из памфлета, написанного после смерти Юстиниана I в духе оппозиции против закончившегося царствования. К Ранке примкнул крупный английский историк Бьюри (Bury), но их трактовка подверглась критике многих других учёных.

Третье сочинение Прокопия Кесарийского – «О постройках Юстиниана» – написано в совершенно ином тоне, чем «Тайная история». Оно отличается льстивым тоном и преувеличенными похвалами в адрес императора. Полагают, что Прокопий хотел смягчить этой книгой неудовольствие двора на его «Историю войн», где сдержанные выражения фразой часто едва маскируют тонкую иронию. При всем своём натянутом славословии трактат «О постройках» – весьма важный опус благодаря обилию материала по географии, этнографии и государственному хозяйству Византии VI века.

Мировоззрение Прокопия

Несмотря ни на что, громадный литературный талант, обширная эрудиция, знакомство с военным бытом, географией и этнографией, близость ко двору и к театру изображаемых событий ставят Прокопия Кесарийского на одно из высших мест в средневековой историографии. Высокопоставленному придворному Прокопию мир виделся сквозь призму острых конфликтов государств и народов, правителей Византии и варварских королей. На нем, как на писателе, лежит печать перехода от языческой древности к христианскому средневековью. По языку, исторической технике, критическим приемам, литературным вкусам и мировоззрению Прокопий, подобно большинству современных ему византийских писателей, стоит еще на почве античной классики. Он подражает Геродоту и особенно Фукидиду, даже переписывая у последнего слова и фразы. Прокопий заимствует у своих античных предшественников и идеи – например идею судьбы (тюхе). Она далеко не совсем совпадает с христианской телеологией, но этот духовный конфликт не вызывает у Прокопия особых коллизий. В его лице старый античный эллин как бы сочетается с христианином Средних веков.

Резко критическое отношение к современности и несколько рассудочное восхваление древнего, угасшего величия Рима роднит Прокопия с его известным старшим современником, Аммианом Марцеллином. И Аммиан, и Прокопий выражали взгляды знатной сенаторской аристократии: первый – старого Рима, второй – нового Рима, на Босфоре. Прокопий – сановный честолюбец – презирает народ и превозносит аристократию. Печать избранности для него всегда связана со знатностью происхождения, древностью рода. Он мечтает о власти и богатстве. Прокопий – больше политик, чем писатель. В его сочинениях политик всегда на первом месте, а моралист – лишь на втором.

Императрица Феодора, героиня «Тайной истории»

Государственный идеал Прокопия Кесарийского – монархия, ограниченная волей сената, составленного из высшей аристократии. Могучий, но скептический ум Прокопия бичует врождённые пороки человека. Он с наслаждением спускается в самые бездны человеческой души, показывает низменные страсти, разврат, прелюбодеяния, ревность, корысть, зависть, моральное растление своих героев.

Особенности литературного стиля

Рассказ Прокопия динамичен, красочен. Повествование течет свободно и раскованно. Прокопий свободно меняет время и место действия, вводит вставные новеллы, экскурсы, трагедийные сцены, героику, гиперболизацию, ядовитую насмешку и гротеск. Он ищет в истории не пепел ее, а огонь. Морализаторство чуждо его скептическому уму и желчному темпераменту. Его философия проникнута глубоким пессимизмом, а мировоззрение сумрачно и скептично. Фаталист Прокопий верит в безусловную и грозную силу слепого рока, который действует по непредсказуемому для людей капризу и произволу. Ядовитый, проницательный, изощренный ум Прокопия Кесарийского тонко подмечает не добрые качества, а пороки людей. Прокопий – личность сильная, но раздираемая мощными страстями. Под маской холодного царедворца в нём жил крайний честолюбец, обуреваемый жаждой власти. Прокопий не склонен к рефлексии и бездеятельности. Он всегда дело, порыв, борьба. Прокопий не прощает обид и беспощаден к врагам. Но, обличая лицемерие, он сам лицемер.

Литература о Прокопии Кесарийском

В. С. Тейффель «Исследования и характеристики» (Лейпциг, 1871)

Ф. Дан «Прокопий Кесарийский»

Л. фон Ранке «Всемирная история» (том 4)

Дебидур «Императрица Феодора», 1885

Бьюри «История поздней Римской империи» (Лондон, 1889)

О «Тайной истории» см. также статьи А. Димитриу (в «Летописи Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете» за 1892) и Б. Панченко («Византийский Временник», 2, 1895).

Русские переводы Прокопия

Прокопий Кесарийский. «История войн римлян с персами, вандалами и готами». Перевод С. Дестуниса. Кн. 1, 2. СПб., 1876-80.

Прокопий. «Тайная история». Перевод С. П. Кондратьева. Вестник древней истории, 1938. № 4.

Прокопий. «О постройках». Перевод С. П. Кондратьева. Вестник древней истории, 1939. № 4.

Прокопий. «Война с готами». Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950.

«Тайная история» принадлежит перу выдающегося византийского историка VI века Прокопия Кесарийского. Изданное впервые лишь в 1623 г. (написано Прокопием в 550 г.), это единственное в своем роде произведение мировой литературы является по сути скандальной хроникой константинопольского двора, в которой император Юстиниан показан садистом, демоном во плоти, окружившим себя негодяями и взявшим в жены развратнейшую из женщин. Настолько невероятно и фантастично выглядят постыдные деяния императора, его жены и полководца Велизария, что автор даже опасается, как бы труд его не показался недостоверным и неправдоподобным. Повествование написано как бы на одном дыхании, сжато, точно, зримо. Не обременяя читателя длинными речами героев и скучными нравоучительными отступлениями, Прокопий ведет действие стремительно и динамично. «Тайная история», написанная им ради правды, как бы собрала воедино все наблюдения автора, весь его трудный жизненный опыт и с предельной откровенностью обнажила его жизненные взгляды.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *