Главная→Абитуриенту→Пособие для поступающих→Библейская история Нового Завета→ 19. Тайная вечеря

19. Тайная вечеря

На пятый день после торжественного входа Господа в Иерусалим, в четверг, ученики спросили Иисуса Христа: «Где велишь нам приготовить Тебе Пасху?» (в пятницу вечером надлежало закалывать пасхального агнца).

Иисус Христос сказал им: «Пойдите в Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте». Сказав это, Спаситель послал двух учеников Своих: Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель, и приготовили пасху.

Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: «Очень желал Я есть с вами эту пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: «Знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам».

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, то есть не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.

После вкушения ветхозаветной пасхи еврейской Иисус Христос установил на этой вечери Таинство Святого Причащения.

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: «Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов (то есть за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов)». Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: «Пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов».

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и Кровь, которое на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино становятся Телом и Кровью Господа – это тайна, непостижимая даже для Ангелов, почему причащение и называется Таинством.

Господь дал заповедь всегда совершать это Таинство, сказав: «Сие творите в Мое воспоминание». Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией или Обедней.

Во время Тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, глядя друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: «Не я ли Господи?» Спросил и Иуда: «Не я ли, Равви?» Иисус говорит ему: «Ты сказал». Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: «Господи! Кто это?» Иисус так же тихо ответил: «Тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам». И, обмакнув кусок хлеба, подал его Иуде Искариотскому, сказав: «Что делаешь, делай скорее». Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была же ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: «Дети! Уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.

Интереснейшие факты о картине «Тайная вечеря»

По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы – друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам».

Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, все разбегутся, оставив Его одного. Святой апостол Петр же сказал: «Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Тогда Спаситель сказал ему: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня». Но Петр еще больше стал уверять, говоря: «Хотя бы мне надлежало и умереть с Тобой, не отрекусь от Тебя». То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их.

Утешая их, Господь сказал: «Да не смущается сердце ваше (то есть не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте». Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца другого Утешителя и Учителя, вместо Себя – Святого Духа: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его, а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святой пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа – в Церкви Христовой). Еще немного – и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (Я есть Жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Дух Святой, Дух истины, «Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» (Ин. 15, 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им потерпеть от людей за то, что они веруют в Него: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь): Я победил мир (то есть победил зло в мире)».

Беседу Свою Спаситель окончил молитвой об учениках Своих и о всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве) между собой.

Окончив вечерю, они пошли за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Мф. 26, 17-35; Мк. 14, 12-31; Лк. 22, 7-39; Ин. 13-17; 18, 1.

Тайная вечеря

Святая Вечеря Можем ли мы принимать участие в Вечере с теми, которые не являются членами церкви? Питер Д. Лаусевич
Святая Вечеря, это наиболее священное постановление, которое Иисус оставил Своим последователям для совершения после Его вознесения. Оно более свято чем проповедование, учение, планирование на комитетах, строение церковных зданий, или даже исцеление посредством принципов медико–миссионерской работы. Хотя всё, выше перечисленное очень важно для выполнения Божьих намерений на этой земле, только причастие делает всё это возможным. «Именно здесь, на установленном Им Самим служении, Христос встречается со своим народом и воодушевляет его Своим присутствием, и хотя служение могут совершать люди с нечистым сердцем и руками, Христос присутствует там, чтобы служить Своим детям. И те, кто приходит с верой в Него, получат великие благословения. Те же, кто пренебрегает этим преимуществом, даром Божьим, многое теряют. О них можно сказать: “Не все вы чисты”». (Желание веков. – С.656.).
Прообраз Старого Завета Апостол Павел написал, что Господня вечеря это воспоминание смерти Христа.

Икона «Тайная вечеря», значение, в чем помогает

«Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьёте чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придёт» (1 Кор. 11: 26). Веками в Старом Завете совершалось служение, которое было прообразом этого события. «Когда Христос отдал Свою жизнь на Голгофе, Пасха потеряла своё значение, а служение Господней Вечери было установлено как напоминание о том же событии, прообразом которого была Пасха». (Желание веков. – С.656.). Следовательно, изучая служение Пасхи, мы сможем лучше понять как совершать служение Вечери, так как между ними есть много сходства. Господь описал до мельчайших подробностей, как соблюдать Пасху. Пожалуйста прочтите 12 главу книги Исход, описывающую её соблюдение. Одной из причин соблюдения Пасхи было сохранение в памяти избавления детей Израиля из Египта. Второй – то что они были пощажены ангелом губителем. Но кроме Израильтян, кто ещё собрался в еврейских домах в ту ужасную ночь? «Многие из египтян были обращены евреями к познанию истинного Бога, и теперь эти обращённые египтяне просили принять их к ним, и они, в свою очередь, обещали и впредь служить Богу Иакова и выйти из Египта вместе с Его народом». (Патриархи и пророки. – С.539.). Хотя эти верные египтяне приняли замечательное решение отделиться от, окружающего их, мира и присутствовать на Пасхальной вечере, они не могли принимать участие в Пасхе, не сделав ещё один шаг. Вначали они должны были быть обрезаны (смотри Исх. 12: 43-49). Заметьте, что сейчас они верили также, как евреи: они верили в Иегову как единого истинного Бога, они отделились от своих египетских богов и друзей, соединились с евреями в их домах, и приготовились к выходу из Египта вместе с Израильтянами. Несмотря на все сходства и явные шаги в процессе реформации (некоторые произвели большую реформацию нежели израильтяне в целом) – Божьи предписания были ясны: «Никакой необрезанный не должен есть её». (Исх. 12: 48)
Мы знаем, что обрезание, как описано в книге Бытие 17:1-11, было символом обещания между верующим и Богом. В Новом Завете символом обрезания является крещение. «И вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти. В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:10-12).
Среди первых адвентистов седьмого дня, Дух Пророчества разьяснял это следующим образом: «Христос сделал крещение знамением вхождения в Его духовное царство. Он поставил его определённым условием, с которым должны согласиться все желающие признать авторитет Отца, Сына и Духа Святого. Прежде чем человек обретёт дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, “Господь – оправдание наше!” (Иерем.23: 6)». (Вера которой я живу. – С.145.).
«Крещение – это самое торжественное отречение от мира. Люди, крещающиеся в тройное имя Отца, Сына и Святого Духа в самом начале своей христианской жизни, публично заявляют, что они отказываются служить сатане, и становятся членами царственной семьи, детьми Небесного Царя. Они повинуются повелению: Выйдете из среды их и отделитесь… и не прикасайтесь к нечистому». И для них исполняется обетование: «Я приму вас, и буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит осподь Вседержитель» (2 Кор. 6:17,18)». (Свидетельства для церкви. – Т.6. — С.91.).
Когда человек крещён в истине, он крещён в тело Христа. «Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, – так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» (1Кор.12:12,13).
И что является телом Христа? «И всё покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его, полнота Наполняющего всё во всём» (Ефес.1:22,23). «Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю; чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор.10: 15-17).
Из данных текстов мы видим, что единственное «тело», которым мы должны причащаться, должно быть видимое тело, отделённое от темноты и заблуждения, и нам дано ясное указание: «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою?». Как первые христиане праздновали Господню Вечерю?
Открытый грех.
Сознательно совершающие грех не могут принимать участие в ней. «Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:7-13).
Мы часто слышим заявление, что мы не должны судить. Это значит, что мы не должны лелеять дух осуждения. Но всё же мы призваны, чтобы делать различие. Апостол объясняет: «Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5:12,13).
Кто должен судить находящихся в церкви? В 5 томе Свидетельств для Церкви дано следующее объяснение: «“Но, — спросите вы, — как можно следовать совету братьев, если он идет в разрез с моими чувствами?” На это я отвечу следущим образом: церковь обладает Божьим авторитетом на земле. Христос сказал: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Матф.18:18). Слишком маломы сейчас прислушиваемся к мнению членов своей церкви. А именно пренебрежение мнением церкви и является причиной столь многих проблем среди братьев. Коллективное око церкви, способно различить в каждем из ее членов то, что сам заблуждающийся под час не в состоянии увидеть. Несколько человек также могут совершить ошибку, большенство же церкви – это сила, которой надлежит направлять и исправлять отдельных членов». (Свидетельства для церкви. – Т.5. – С.107,108.).
Так, церковь в целом, имеет право и ответственность судить своих членов. Однако, в данном случае, имеют ли они право принимать участие в Господней Вечере?
Самоисследование и единство
Каждый человек должен проводить торжественную работу исследования своего сердца. «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28,29).
Апостол Павел также дал определённые указания относительно единства среди верующих. «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях» (1Кор.1:10). Члены церкви должны примириться друг с другом перед участия в вечере. Они должны быть соединены в одном духе и одних мыслях. «Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю… Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню» (1Кор.11:18,20). Одно из условий совершения этого служения, есть единство всех участников. Должно быть единство между верующими собранными для вкушения ОДНОГО хлеба, который символизирует ОДНО тело.
Среди первых Адвентистов В 1850 году, Дух Пророчества дал следующее свидетельство: «Мне было показано время, когда Иисус отделил Своих учеников и повёл в горницу. И там вначале омыл им ноги, а затем, преломив, раздал им хлеб, как символ Его Тела, за них предаваемого, и чашу с вином, символ Его Крови, за них проливаемой. Я видела, что всё должно происходить разумно, по примеру Иисуса и проведение этого служения должно быть как можно дальше от неверующих». (Настоящая истина. – Ноябрь, 1850 г.).
В 1900 это свидетельство было подтверждено как позиция, которую мы должны занять: «Обряды крещения и Вечери Господней – это два монументальных столпа, один из которых находится вне, а другой внутри церкви. На этих священнодействиях Христос начертал имя истинного Бога». (Свидетельства для церкви. – Т.6. — С.91.).
Из этих двух монументальных столпов, крещение находится внутри или вне церкви? Ясно, что крещение проводится для не-членов. Это служение, в котором могут принимать участие не-члены. Когда они приготовлены к крещению, когда они торжественно отреклись от мира, тогда они должны быть крещены. Это служение крещения должно быть проведено прежде чем человек обретёт дом в церкви. «Прежде чем человек обретёт дом в церкви, прежде чем он переступит порог Божьего царства, он должен принять печать Божественного имени, «Господь – оправдание наше» (Иерем. 23:6). (Вера которой я живу. – С.145.).
Как крещение проводится для не-членов церкви, так служение Вечери Господней проводится для тех, кто находится внутри церкви. Оно предназначено для членов Божьей церкви на земле. Понимая это, как можем мы участвовать в причастии – наиболее святой привилегии церкви – вместе с людьми, не верящими так как мы, когда нам даже не позволено посещать их собрания, без специального Божьего поручения?
Рассмотрим следующее богодухновённое утверждение: «Существуют различные группы верующих во Второе при­шествие Христа и каждая из них располагает лишь долей ис­тины; всю же истину Бог открыл Своему народу, тем, кто го­товится встретить Его в великий грядущий день. Он открыл Своим детям и такие истины, каких никто, кроме них не зна­ет и не разумеет. То, что сокрыто от других, Он открывает им, потому что они стремятся к познанию истины. Если Бог же­лает возвестить новый свет, то Он дает избранным и возлюб­ленным Своим ключ к уразумению его так, что им нет надобности искать просвещения у тех, кто находится во тьме заблуждения.
Мне было показано, что верующим в последнюю весть бла­годати необходимо отделиться от людей, которые ежедневно погружаются во все новые заблуждения. Я видела, что ни молодые, ни старые не должны присутствовать на их собраниях; ибо грех поддерживать их таким образом, в то время, как они проповедуют заблуждение, являющееся смертоносным ядом для души и учат учениям, которые ничто иное, как запо­веди человеческие. Такие собрания оказывают недоброе влияние. Если Бог вывел нас из такого мрака заблуждения, то мы должны твердо стоять в свободе, к которой Он призвал нас и .постоянно радоваться в истине. Бог недоволен нами, когда мы ходим слушать заблуждения, без того, чтобы мы были туда посланы. Он не желает охранять нас, когда мы идем в собрания, куда Он нас не посылал и где мы слушаем ложь, которая на­сильно преподносится людям. Небесные ангелы отказывают­ся охранять нас и мы, подвергаясь сильным искушениям диавола и его злых ангелов, постепенно ослабеваем и теряем спо­собность различать окружающий нас свет, потому что он омрачается тьмою». (Ранние произведения. — С.124,125.).
Утверждение, которое зачастую используется неправильно. Большинство из нас знакомы с прекрасной главой о служении причастия в книге «Желание веков». Чтобы лучше понять всё нам необходимо сконцентрироваться на странице 656 в целом. Давайте тщательно происследуем её: Нарушители закона исключены «Пример Христа не позволяет нам отстранять кого-либо от участия в Вечере Господней. Да, открытый грех исключает виновного. Этому ясно учит Святой Дух (см. 1 Кор. 5: 11)». (Желание веков. – С.656.).
Часто мы читаем только первое предложение. Исключает ли открытый грех виновного? В ответ на этот вопрос с. Уайт приводит текст из Священного Писания. Что говорится в 1 Кор. 5: 11? «Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остаётся блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе».
После слов «Пример Христа не позволяет нам отстранять кого-либо от участия в Вечере Господней», она была вдохновлена продолжить и не оставить это без ограничений. Условием является то, что исключаются виновные в нарушении закона Божьего. В 1 Кор. 5: 11, как пример, упоминается 2-я, 6-я, 7-я, 8-я, 9-я, 10-я заповеди. Ясно, что это относится и ко всем остальным заповедям.
По этой причине, в январе 1870 года, издательство Ревью энд Геральд написало следующее: «Мы не считаем, что соблюдающий субботу может принимать участие в причастии вместе с теми, кого он считает нарушителями закона Божьего». (Ревью энд геральд. – 24,01,1870 г.). Итак, можем ли мы принимать участие в Вечере Господней вместе с теми, кто нарушает четвёртую заповедь, соблюдая первый день недели? В соответствии с выше данным свидетельством, совершенно ясно, что нет.

Размер файла — 47.5 кб | Скачать

Страница 1 из 8

ВЕЧЕРЯ ТАЙНАЯ – новозаветное библейско-историческое событие из последних дней жизни Иисуса Христа; в христианских представлениях, Его последняя совместная трапеза (ужин) с апостолами в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти. Вечеря совершается в первый день иудейской Пасхи (Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7) – накануне Пасхи (14 нисана, «между двумя вечерами», т.е. между закатом солнца и окончанием вечерней зари), отмечаемая ритуальным закланием и вкушением агнца.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

Весь этот день проходил в Иерусалиме и его окрестностях чрезвычайно шумно и хлопотливо, потому что не только жители, но и все бесчисленные богомольцы, которые к Пасхе стекались отовсюду, хлопотали о закупке и заклании агнца (иногда в этот день закалывалось более двухсот тысяч ягнят). Позаботились о том же и ученики Христа и уже накануне, по указанию Учителя, сделали необходимые приготовления для пасхального торжества в доме одного Его тайного последователя (по предположению некоторых, в доме Иосифа Аримафейского). В древности пасхальный агнец вкушался стоя, но этот обычай впоследствии был оставлен, а под влиянием греков и римлян было введено возлежание, которое считалось наиболее удобным и сообразным с празднеством, тем более что оно признавалось положением свободных людей. Каждый присутствующий возлежал, облокачиваясь на левую руку, чтобы правая могла быть свободной. Было принято омыть ноги гостям, и это было делом рабов, но перед тайной вечерей Христос Сам, в Своём бесконечном смирении, встал из-за стола и исполнил эту рабскую обязанность в отношении Своих учеников, которые от смущения и стыда погрузились в глубокое молчание, нарушенное только апостолом Петром, воскликнувшим: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Продолжая омовение, Христос заявил, что ученики как омытые водой духовного учения из источника жизни теперь чисты, но «не все», прибавил Он с грустью. Затем началась сама вечеря. Христос стал объяснять ученикам значение только что совершённого им действия как наглядного урока смирения, с которым они должны относиться друг к другу. Но Его взор упал на возлежавшего поблизости Иуду Искариота, и дух Его опечалился. Во время праздничной трапезы Он предрекает, что один из них предаст его: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня». Страх объял учеников, и они вопрошали Учителя: «Не я ли, Господи?» Чтобы не обнаружить перед другими своей виновности, Иуда также спросил: «…Не я ли, Равви?» и получил в ответ: «Ты сказал» (обычная утвердительная форма выражения в библейском языке). Остальным Он называет знак, по которому они могут определить предателя: «Опустивший со Мною руку в блюдо, этот предаст Меня…» (Мф. 26:20–25; ср. Мк. 14:18–20; Лк. 22:21). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос. Обмакнув кусок в блюдо и подав ему, Иисус указывает на Иуду Искариота, а затем произносит: «Что делаешь, делай скорее» (Ин. 13:24–27). После чего Иуда встаёт и выходит. Христос же воскликнул: «Ныне прославился Сын человеческий, и Бог прославился в Нём». Ему недолго уже оставалось быть со Своими учениками, и поэтому Он в качестве завещания дал им новую заповедь, исполняя которую они должны были составить общество, совершенно отличное от людей мира сего: «Да любите друг друга» (Ин. 13:3–16 и 34:35). Затем наступил самый важный момент тайной вечери: установление Христом таинства евхаристии (причащения) как благодатного средства единения верующих с Христом – причащения Его Тела и Крови как истинного Агнца, берущего на Себя грехи мира. Преломив хлеб, Иисус даёт вкусить от него ученикам со словами: «Сие есть тело Моё», затем даёт им испить из чаши с вином, говоря: «Сие есть кровь Моя Нового Завета за многих изливаемая» (Мф. 26:26–28; Мк. 14:22–24; Лк. 22:19–20). Причастив их таким образом Своей Плоти и Своей Крови, Иисус повелел им всегда совершать это таинство в память о Нём, что и совершается христианской церковью и поныне. Из-за такого происхождения таинства причащения оно называется Тайной Вечерей и произносится в молитве: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими» и пр. Тайная Вечеря является прообразом совместных трапез древних христиан, именовавшихся «агапы» (от греч. «братская любовь»). Таким образом, на Тайной Вечере произошли три важнейших события: предсказание Христом предательства Иуды, установление обряда причащения и омовение Им ног учеников. Эти события сопровождались определёнными действиями участников Вечери, ход которых исследователи реконструируют, сопоставляя рассказы всех четырёх евангелистов. Как главные моменты этого события, так и ряд их деталей нашли отражение в живописи и получили свою интерпретацию. Исследователи подчёркивают, что если отделить сюжет омовения ног ученикам как самостоятельный, то два других момента евангельского рассказа (предсказание предательства и установление евхаристии) образуют основные типы изображений Тайной Вечери, которые принято именовать историческим и литургическим (или символическим). В разные эпохи господствовал то один, то другой из них, но помимо этих «чистых» иконографических типов в истории искусства известны также и «смешанные», в которых сочетаются элементы обоих. В иконографии мотив Тайной Вечери появляется около V в.

<< Первая < Предыдущая12345678Следующая > Последняя >>

 

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *