Вопрос в значительной степени проясняют аргументы известного комментатора Евангелия Б. Гладкова. Он пишет: "Читая Евангелие Иоанна (13:1-30), приходишь к несомненному заключению, что обличение Иуды последовало вслед за наставлением о смирении, сказанным Иисусом по поводу произведенного Им омовения ног, так как это обличение находится в неразрывной связи с тем наставлением, служа как бы продолжением его. Следовательно, если установление таинства не могло последовать между омовением ног и обличением Иуды, то следует прийти к заключению, что оно последовало до омовения ног или после ухода Иуды. Евангелист Иоанн говорит, что омовение совершено "во время вечери" и что для этого Иисус "встал с вечери"… Но что же происходило в самом начале, пока еще Иисус не встал с вечери для омовения ног? Ответ на этот вопрос надо искать в Евангелии Луки; там сказано, что был между .апостолами "спор, кто из них должен считаться большим". Спор этот не мог возникнуть по поводу занятия ими мест за столом, так как они не первый раз возлежали с Иисусом и, вероятно, занимали места по установившемуся между ними обычаю; не могли они спорить и о старшинстве в Царстве Мессии, так как такой спор уже был разрешен Иисусом. Скорее всего, спор этот возник по вопросу о том, кто из них должен, за отсутствием слуги, исполнить в этот вечер "рабские" обязанности — омыть запыленные ноги участников вечери; это доказывается и дальнейшими словами Евангелиста Луки, удостоверяющего, что, обратившись к апостолам по поводу этого спора, Иисус, между прочим, сказал: "кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий ли?

Тайная вечеря, или Не верь глазам своим!

А Я посреди вас, как служащий". Слова: "Я посреди вас, как служащий" — произнесены были, очевидно, после омовения Иисусом ног апостолов, а само омовение произведено после спора апостолов. Но по какой бы причине ни произошел этот спор, во всяком случае следует признать, что апостолы заспорили в самом начале вечери. Он не мог возникнуть после омовения ног, так как после показанного Иисусом примера смирения подобные споры не могли бы иметь места. Этот спор не мог возникнуть и после установления таинства Евхаристии, так как это таинство уравняло всех апостолов. А если само начало вечери было занято спором апостолов, за которым должно было последовать омовение ног; если непосредственно за омовением ног последовало наставление о смирении, а за этим наставлением — обличение предателя и уход его, то очевидно, что установление таинства не могло произойти в самом начале вечери, до омовения ног. Следовательно, таинство установлено после ухода Иуды".
Однако до сих пор вопрос, участвовал ли Иуда в Евхаристии, не решен окончательно.

      Евхаристия — (греч.) благодарение.
     Этим именем называется приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершаюшиееся на божественной литургии, а равно и самая жертва сiя, т.е. так называются:       1) литургiя, на которой приготовляются хлеб и вино (Св. Дары) и пресуществляются в истинные Тело и Кровь Христа, Сына Божия;
     2) сами Тело и Кровь Христовы.
     Св. Евхаристия есть
     1) благодарственная жертва за святых, т.е. через нее мы благодарим Бога за то, что Он благоволил им во Христе, под знамением креста Его, победить врагов спасения и совершить течение веры непорочно, — что восприял их отнас в церковь первородных, и упокоил в свете лица Своего, что даровал нам молитвенников и ходатаев и молитвы их дал нам в предстательство и помощь пред своим престолом. В таком смыле совершается приношение жертвы о святых, по чину литургии св.

"Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Мария Магдалина или апостол Иоанн?

Иоанна Златоуста словами: "еще приносим Ти словестную сию службу о иже в вере почивших, праоцех,  отцех, патриарсех" и пр., а по чину литургии св. Василия Великаго, как и по чину литургии св. апостола Якова, церковь, по освящении даров, воспоминает святых: а) "да обрящем милость и благодать со всеми святыми, от века Тебу благоугодившими, праотцы, отцы, патриархи" и пр. и б) для получения ходатайства святых на небе, чтобы их молитвами и предстательством усилить свои молитвы Богом о живых и умерших, или, как говорит св. Кирилл иерусалимский, "чтобы по их молитвам Бог принял наше моление" и посетил нас своими щедротами;
     2) Умилостивительная жертва об усопших; она приноситься об отпущении грехов усопших в вере и надежде воскресения в жизнь вечную;
     3) Очистительная жертва о живых т.е. о всех живых христианах.

   Полный церковно-славянский словарь, стр. 166

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *