Особое внимание христиан всегда привлекали события последних земных дней Спасителя. Каждый из них специальным богослужением вспоминается в Церкви перед наступлением Пасхи. Особо торжественным днем является Страстная Пятница, а накануне, в Великий Четверг большинство православных стремится исповедаться и причаститься. Ведь Таинство Причастия установлено было именно в этот день. Это одно из событий, отраженных на иконе «Тайная вечеря».
 

Почему трапеза была тайной? Потому что Иисуса уже разыскивали, чтобы ложно обвинить и подвергнуть жестокой казни. Это была последняя совместная трапеза Христа с учениками, Он об этом прекрасно знал. Поэтому в этот вечер установил самое главное церковное таинство.

О чем повествует икона

События того вечера интересовали не только иконописцев, но и мастеров живописи. Всем известна фреска Да Винчи, по поводу нее ведутся споры до сих пор. Но церковная живопись имеет другие цели, она глубоко символична, даже цвета имеют определенное значение. О чем же должна говорить икона «Тайная вечеря» верующему?
 

  • Сначала надо понять, почему трапеза именно вечерняя?

    Икона Тайная Вечеря

    Евреи отмечали Пасху — ветхозаветный праздник, исход их предков из Египта. Решающие события его произошли именно ночью. Заколов ягненка, надо было пометить двери кровью ягнят, чтобы их обошел гнев Господень, направленный на египтян. А сами евреи должны были оставаться в домах до утра. В ту ночь умерли в Египте все первенцы, а фараон сдался и отпустил рабов во главе с Моисеем.
     

В перспективе становится более понятным установление Христом нового обряда. Больше не нужны кровавые жертвы, ведь Агнцем теперь является Сын Божий. Поэтому икона «Тайная вечеря» означает начало новой эры для человечества, нового этапа в отношениях Бога со своим народом. Поэтому изображение той трапезы находится в каждом православном храме над входом в алтарь. И сегодня, как в ту ночь, в жертву приносится хлеб и вино, потому что кровь больше не проливается, она искуплена Христом.
 

События, произошедшие в Страстной четверг:

  • Омовение ног ученикам.
  • Установление Евхаристии.
  • Моление о чаше (в Гефсиманском саду).
  • Предательство Иуды.
  • Взятие под стражу.

Богословское значение святого образа
 

Но не только это свершилось в тот вечер. Один из учеников оказывается потерян — он решает предать своих соратников, уже существует договоренность, измена оплачена. Число монет даже входит в пословицу. И здесь тоже речь идет не о конкретном человеке — предать Бога может любой, но не любой находит в себе силы для раскаяния. А Господь его ждет, до последнего вздоха. Значение для каждого участника «Тайной вечери» икона передает красками, расположением персонажей, жестами.
 

Фигура Иуды на некоторых образах выделяется особо — он тянется к центру стола, выдавая себя, как предателя. Его поза выглядит нелепо и даже вызывающе. Так иконописцы подчеркивают всю дерзость и глубину падения Иуды. Даже имя его стало нарицательным.
 

Место секретной трапезы евангелисты в деталях не описывают. Но вряд ли там были стулья и привычный нам широкий длинный стол. В те времена стульев не было даже у римлян, иудеи если и имели их, то в ограниченном количестве. Использовались они редко, в других случаях. Тогда во время еды лежали на лавках или прямо на полу, подстелив подушку.
 

Стол же на иконах символизирует совсем другое. Богословское значение иконы «Тайная вечеря» — напоминание о Евхаристии, которая тогда была совершена впервые. Поэтому стол — тут вовсе не обеденный, это прообраз Престола в алтаре. Конкретный момент превращается здесь в момент церковной истории, который сегодня повторяется в каждом храме. Участие в Евхаристии — главная цель христианской жизни, поскольку так происходит соединение с Богом.
 

Однако на иконах греческого происхождения, как и на русских, можно увидеть очень описательные изображения трапезы: здесь и большая чаша с мясом, рыба, куски хлеба, даже травы. Разной может быть сама форма стола, обстановка горницы. Но всегда фигура Христа выделяется — либо размером, либо одеждой, либо позой.
 

Место в квартире
 

Церковные правила оставляют довольно большую свободу для формирования домашнего иконостаса. Основными должны быть образы Христа и Богородицы, другие подбираются исключительно по воле верующего. Икону «Тайная вечеря» можно вешать над другими, как это делается в храме. Но это исключение — в других случаях так поступать не стоит.
 

Отличным местом будет кухня или столовая — молитва перед приемом пищи обязательна, хотя бы краткая («Господи, благослови!»). Но лучше прочесть «Отче наш». Уместно и достойно. Ничто не мешает разместить данный образ и в других комнатах, если в столовой нет места. Главное, чтобы он не соседствовал с мирскими картинами, фотографиями, вырезками из газет, прочими неуместными вещами.
 

  • Иконы необходимо содержать в чистоте, протирать на них пыль, следить за сохранностью.
  • Обветшалые, поврежденные образа не стоит выкидывать — их надо отнести в храм и отдать на сжигание. Либо самостоятельно сжечь в печи, если такая возможность имеется.
  • Также следует поступать с остатками освященной еды, огарками церковных свечей, бумагой, в которую были завернуты иконы.
     

Смысл данного обычая в том, чтобы освященные предметы не попадали в обычный бытовой мусор.
 

О чем молиться иконе Святая Вечеря
 

Основным действующим лицом в композиции образа является, конечно, Христос. Он центр всего евангельского повествования. Поэтому любые молитвы Господу могут читаться перед иконой «Тайная вечеря», она помогает сосредоточиться во время утреннего и вечернего правила.
 

  • Если образ в кухне, хозяйка должна помолиться перед тем, как начинать приготовление пищи. Освященная добрым словом еда будет полезной.
     
  • Ежедневно вечером следует исповедовать Христу свои грехи, совершенные за день. Попросить прощения, поблагодарить за милость и терпение Господа, который не наказывает грешников так, как они того заслуживают.
     
  • Перед причастием в храме, глядя на этот образ, следует с сердечным вниманием помолиться о том, чтобы достойно приступить к таинству.
     
  • Можно перед иконой читать покаянный канон, акафисты Христу.
     

Молитвы необязательно должны быть продолжительными, важней регулярность. Прибавлять их количество следует постепенно. При этом наблюдать за тем, чтобы в сердце не появилась гордость («вот какой молитвенный подвиг совершил!»). Общение с Богом — святая обязанность каждого христианина.
 

История о художнике
 

Интересная притча связана с созданием фрески «Тайная вечеря». Когда художник уже составил композицию, оставалось лишь найти моделей, но эта часть оказалась очень трудной. Как среди людей отыскать кого-то, похожего на Христа? Но однажды Леонардо Да Винчи увидел прекрасного юношу, который пел псалмы в церковном хоре. Его лицо сияло добротой. Полдела было сделано.
 

Только поиски воплощения зла в лице Иуды оказались тщетными. Заказчик уже терял терпение, завершить работу надо было любой ценой. И вот в канаве мастер увидел бродягу. Сильное ожесточение, греховные страсти, злоба — все это так исказило лицо бедняги, что он постарел раньше времени. Бродягу притащили прямо в мастерскую. Немного протрезвев он заявил, что уже видел эту картину.

Оказалось, что всего несколько лет назад именно с него Леонардо писал Христа. Вот как быстро грех может уничтожить человека. Поучительная история, которая, тем не менее, не имеет ничего общего с православными иконами Иисуса. Их стиль весьма далек от европейской духовной живописи, хотя под ее влиянием возникло несколько образов Богородицы.
 

Разнообразие форм
 

В древней церкви существовали особые традиции в Великий Четверг.
 

  • В этот день освящали миро, готовясь ко крещению, которое тогда проводилось по субботам и воскресеньям.
     
  • Проводился чин омовения ног — этот урок смирения преподал Сам Христос.
     
  • В византийских церквях также омывали престол, вспоминая, как апостолы готовили трапезу.
     
  • Существовали особые чины покаяния, которые помогали верующим приготовиться к Пасхе.
     
  • Некоторые церкви разрешали послабление поста в этот день.
     

В России существуют свои народные обряды, которые соблюдаются до сих пор.
 

  • Четверг перед Пасхой называется «чистым» — в этот день надо было не только помыться, но и подготовиться к светлому празднику. Хозяйки пекут куличи, другую праздничную снедь, делают уборку в доме. В деревнях в этот день старались омыться водой из источника — считалось, что она смывает грехи.
     

Великая жертвенность
 

На иконе «Тайная вечеря» изображен поистине переломный момент в Евангельском повествовании. Скоро Учитель явит апостолам Божественную природу. А затем и многие из них примут такую же мучительную смерть. И хотя Церковь будет основана в день Пятидесятницы, здесь, в этой горнице, совершилась главная жертва — Господь сначала моет ноги ученикам, потом и тело свое отдает, и кровь, пусть пока в символическом виде, но скоро Он взойдет на Голгофу. Пусть же память об этом событии помогает терпеть трудности временной жизни.
 

Молитва иконе Тайная Вечеря
 

«Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими: не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя Господи во Царствии Твоем»
 

Тропать Великого четверга

Егда славнии ученицы на умовении Вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся, и беззаконным судиям Тебе праведнаго Судию предает. Виждь имений рачителю, сих ради удавление употребивша! Бежи несытыя души, Учителю таковая дерзнувшия: Иже о всех благий, Господи слава Тебе.
 

Псалом 50, покаянный

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих; яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом Владычним утверди мя. Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на олтарь Твой тельцы.

Одна из самых загадочных картин в истории.

Леонардо да Винчи – самая загадочная и не изученная личность прошлых лет. Кто-то приписывает ему божий дар и причисляет к лику святых, кто-то, напротив, считает его безбожником, продавшим душу дьяволу.

Но гений великого итальянца неоспорим, поскольку все, к чему когда-либо прикасалась рука великого живописца и инженера, моментально наполнялось скрытым смыслом.

Сегодня — о знаменитом произведении «Тайная вечеря» и множествах секретов, которые оно скрывает.

Местоположение и история создания

Знаменитая фреска находится в церкви Санта-Мария-делле-Грацие, расположенной на одноименной площади Милана.

А точнее, на одной из стен трапезной. Как утверждают историки, художник специально изобразил на картине точно такие же стол и посуду, какие были на тот момент в церкви.

Этим он пытался показать, что Иисус и Иуда (добро и зло) гораздо ближе к людям, чем кажется.

Заказ на написание произведения живописец получил от своего патрона — миланского герцога Людовико Сфорца в 1495 году.

Правитель славился распутной жизнью и с юных лет был окружен юными вакханками. Ситуацию нисколько не меняло наличие у герцога прекрасной и скромной жены Беатриче д’Эсте, которая искренне любила супруга и в силу своего кроткого нрава не могла перечить его образу жизни.

Надо признать, что Людовико Сфорца искренне почитал свою жену и был по-своему к ней привязан.

Но истинную силу любви распутный герцог ощутил только в момент скоропостижной кончины своей супруги.

Скорбь мужчины была столь велика, что он на 15 дней не покидал своей комнаты. А когда вышел, то первым делом заказал Леонардо да Винчи фреску, о которой некогда просила его покойная супруга, и навсегда прекратил все развлечения при дворе.

Тайная вечеря в трапезной

Произведение было выполнено в 1498 году. Его размеры составили 880 на 460 см. Многие ценители творчества художника сошлись во мнении, что лучше всего «Тайную вечерю» можно рассмотреть, если отойти на 9 метров в сторону и приподняться 3,5 метров вверх.

Тем более, что посмотреть есть на что.

Икона «Тайная Вечеря»

Уже при жизни автора фреска считалась его лучшим произведением. Хотя, назвать картину фреской было бы неправильным. Дело в том, что Леонардо да Винчи писал произведение не на мокрой штукатурке, а на сухой, чтобы иметь возможность редактировать ее несколько раз.

Для этого художник нанес на стену толстый слой яичной темпры, которая впоследствии сослужила дурную службу, начав разрушаться всего через 20 лет после написания картины. Но об этом — чуть позже.

Идея произведения

«Тайная вечеря» изображает последний пасхальный ужин Иисуса Христа с учениками-апостолами, состоявшийся в Иерусалиме накануне его ареста римлянами.

Согласно писанию, Иисус сказал во время трапезы, что один из апостолов предаст его.

Леонардо да Винчи постарался изобразить реакцию каждого из учеников на пророческую фразу Учителя.

Для этого он ходил по городу, говорил с простыми людьми, смешил их, расстраивал, обнадеживал. А сам при этом наблюдал за эмоциями на лицах.

Целью автора было отображение знаменитого ужина с чисто человеческой точки зрения. Именно поэтому он изобразил всех присутствующих в ряд и никому не пририсовал нимба над головой (как это любили делать другие художники).

Интересные факты

Вот мы и дошли до самой интересной части статьи: секретов и особенностей, скрытых в произведении великого автора.

1. Как утверждают историки, сложнее всего Леонардо да Винчи далосьнаписание двух персонажей: Иисуса и Иуды.

Художник старался сделать их воплощением добра и зла, поэтому долго не мог найти подходящих моделей.

Однажды итальянец увидел в церковном хоре юного певчего – настолько одухотворенного и чистого, что сомнений не осталось: вот он – прототип Иисуса для его «Тайной вечери».

Но, несмотря на то, что образ Учителя был написан, Леонардо да Винчи еще долго корректировал его, считая недостаточно совершенным.

Последним ненаписанным персонажем на картине оставался Иуда. Художник часами бродил по самым злачным местам, выискивая среди опустившихся людей модель для написания.

И вот, почти через 3 года ему повезло. В канаве валялся абсолютно опустившийся тип в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Художник приказал привести его в мастерскую. Мужчина почти не держался на ногах и не соображал, куда он попал.

Однако, уже после того, как образ Иуды был написан, пьяница подошел к картине и признался, что уже видел ее раньше.

На недоумение автора человек ответил, что три года назад он был совсем другим, вел правильный образ жизни и пел в церковном хоре.

Именно тогда к нему подошел какой-то художник с предложением написать с него Христа.

Так, согласно мнению историков, Иисус и Иуда были списаны с одного и того же человека в разные периоды его жизни.

Это еще раз подчеркивает тот факт, что добро и зло идут так близко, что иногда грань между ними неощутима.

Кстати, во время работы Леонардо да Винчи отвлекал настоятель монастыря, который постоянно торопил художника и утверждал, что тот должен сутками писать картину, а не стоять перед ней в раздумьях.

Однажды живописец не выдержал и пообещал настоятелю списать с него Иуду, если тот не перестанет вмешиваться в творческий процесс.

2. Самым обсуждаемым секретом фрески является фигура ученика, расположившегося по правую руку от Христа.

Считается, что это не кто иной, как Мария Магдалина и ее месторасположение указывает на тот факт, что она была не любовницей Иисуса, как это принято считать, а его законной женой.

Этот факт подтверждает буква «М», которую образуют контуры тел пары. Якобы она означает слово «Matrimonio», которое в переводе означает «брак».

Некоторые историки спорят с этим утверждением и настаивают, что на картине проглядывается подпись Леонардо да Винчи — буква «V».

В пользу первого утверждения выступает упоминание о том, что Мария Магдалина омывала ноги Христу и вытирала их своими волосами.

Согласно традициям, сделать это могла только законная жена. Более того, считается, что женщина на момент казни мужа была беременной и родила впоследствии дочь Сару, которая положила начало династии Меровингов.

3. Некоторые ученые утверждают, что необычное расположение учеников на картине неслучайно.

Дескать, Леонардо да Винчи разместил людей по… знакам зодиака. Согласно этой легенде, Иисус был козерогом, а его возлюбленная Мария Магдалина – девой.

4. Во время бомбежки во время Второй мировой войны снаряд, попавший в здание церкви, разрушил почти все, кроме стены, на которой была изображена фреска.

Хотя, сами люди не только не берегли произведение, но и поступали с ним поистине варварски.

В 1500 году потоп в церкви нанес картине непоправимый ущерб. Но вместо того, чтобы отреставрировать шедевр, монахи в 1566 году проделали в стене с изображением «Тайной вечери» дверь, которая «отрезала» ноги персонажам.

Чуть позже над головой Спасителя повесили миланский герб. А в конце 17 века из трапезной и вовсе сделали конюшню. И без того полуразрушенная фреска покрылась навозом, а французы соревновались друг с другом: кто попадет кирпичом в голову одного из апостолов.

Однако были у «Тайной вечери» и поклонники. Французский король Франциск I настолько был впечатлен произведением, что всерьез задумывался над тем, как перевезти его к себе домой.

5. Размышления историков о еде, изображенной на столе.

К примеру, возле Иуды Леонардо да Винчи изобразил опрокинутую солонку (которая во все времена считалась плохой приметой), а также пустую тарелку.

Но самым большим предметом для споров до сих пор является рыба на картине. Современники до сих пор не могут сойтись во мнении, что нарисовано на фреске — сельдь или угорь.

Ученые считают, что эта неоднозначность неслучайна. Художник специально зашифровал в картине скрытый смысл.

Дело в том, что по-итальянски «угорь» произносится как «аринга». Добавляем еще одну букву, получаем совсем другое слово – «арринга» (наставление).

В то же время слово «сельдь» произносится в северной Италии как «ренга», что означает в переводе «тот, кто отрицает религию». Для атеиста ближе второе толкование.

Как видите, в одной единственной картине скрыто множество тайн и недосказанности, над раскрытием которых борется не одно поколение.

Многие из них так и останутся неразгаданными. А современникам останется лишь строить догадки и повторять шедевр великого итальянца в красках, мраморе, песке, стараясь продлить жизнь фрески.

Поделитесь этим постом с друзьями

Источник

Джотто — Поцелуй Иуды
АЛПАТОВ
М. В.

В Падуе, где на фундаменте римского театра в 1305 году богатым купцом была построена капелла дель Арена, которую по имени заказчика называют еще и капеллой Скровеньи, великий флорентинец Джотто ди Бондоне создал фрески, определившие пути дальнейшего развития живописи в Европе. Здесь был создан тип стенного панно, которое с этого времени становится главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи, названной позднее историками эпохой Возрождения. Джотто, родившийся около 1266 года, происходил, как утверждает легенда, из крестьянской или ремесленной среды. Вероятно, поэтому зрители впервые увидели в росписях, созданных на сюжеты из жизни Христа и Марии, лица и приземистые фигуры простолюдинов. Его герои решительно отличались от условных и рафинированных персонажей византийского и готического искусства.

Сегодня эти росписи с их плотными, коренастыми фигурами и скупыми пейзажными фонами Могут показаться архаичными в своей наивной повествовательности, но тогда, на рубеже средневековья и нового времени, это было смелым новаторством. Джотто разрушил иконописную застылость фигур, он заставил их двигаться, жестикулировать, выражать свою страсть, горечь, гнев и восторг. В его композициях впервые появилась пространственная глубина, а объемы фигур были энергично моделированы при помощи светотени. Словом, Джотто был художником, который пробудил интерес мастеров искусства Италии к построению реального объема и пространства — некой сценической площадки, на которую он выводил своих очеловеченных героев.

В «Поцелуе Иуды» Джотто выступает подлинным режиссером трагического сюжета евангельской истории: измены ученика своему учителю. Так же, как на театральных подмостках, где существует вторая самостоятельная жизнь, на фреске Джотто, в замкнутом пространстве композиции, вершится магия искусства, которая заставляет зрителя поверить в этот второй мир, столь же убедительный, как и сама жизнь. Иуда, лицемерно обнимающий своего учителя, привел стражников, чтобы схватить Христа. В синем небе полыхает огонь факелов, мелькающий ритм вознесенных пик и дубинок придает сцене тревожную эмоциональную окраску. Волнение толпы только подчеркивает затаенную силу драматического напряжения центральной группы. Иуда уже предал, Христос знает, что предан! Иуда приближает свои губы к губам учителя, и контраст их лиц поражает. Спокойно и просто смотрит Христос в глаза того, чье имя станет символом вероломства и человеческой низости. Напряжение возрастает. Кажется, что пространство между ясным, почти античным профилем Христа и обезьяноподобным лицом Иуды заряжено электричеством. Столкнулись противоположности — высокое и низкое, нравственное и безнравственное, черное и белое. Джотто средствами живописи сумел в безмолвном диалоге Христа и Иуды передать целое море человеческих чувств — самый путь зарождения и развития мысли: неверие, сменившееся прозрением, а затем спокойным осознанием своей правоты. Джотто сумел показать, как собеседники открываются друг другу в одних только взглядах, жестах, помыслах, еще не облеченных в слово. В этом остром диалоге, просто и безыскусно запечатленном на фреске, передан человеческий смысл легенды, так как для Джотто история: Христа является нравственным подвигом, победой личности над собой и своей судьбой. Джотто заставляет зрителя волноваться, негодовать, верить.

Икона Тайная Вечеря — значение, история, в чем помогает

Он всеми средствами стремится оживить сцену; художник поворачивает фигуры в профиль и спиной, приближает и уводит их в глубину, как бы приглашая зрителя войти в мир фрески, занять место справа или слева от Христа и определить свою нравственную позицию.
В образах Джотто земной человек, исполненный сознания собственного достоинства, вновь стал славной темой изобразительного искусства. Таким образом, создавая типические, подлинно народные образы, Джотто, подобно его великому современнику Данте Алигьери, перестраивал взаимоотношения между художником, церковью, обществом и отдельной личностью. В его светлых, легких фресках, поражающих гармонией синих, розовых и охристых цветов, старинное предание обретало новое бытие и по­двиги божественные становились человеческими.
Автор — М. В. АЛПАТОВ
smirnova.net

Икона тайная вечеря молитва

Тайная вечеря (фреска Росселли)

Статья на основе материалов из Википедии
Есть другие значения: Тайная вечеря (значения)

«Тайная вечеря» (итал. Ultima Cena) — фреска работы Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио, написанная в период 1480—1482 гг. Расположена в Сикстинской капелле, Ватикан.

История

27 октября1480 года Росселли, вместе с другими флорентийскими художниками, в том числе Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли, приехал в Рим, куда они были приглашены для участия в проекте по примирению между Лоренцо де Медичи, фактическим правителем Флорентийской республики и папой Сикстом IV. Весной 1481 года флорентийцы приступили к работе в Сикстинской капелле, вместе с Пьетро Перуджино, который начал работу ранее.

Темой росписи стала параллель между историями Моисея и Иисуса Христа, как символ преемственности между Ветхим и Новым заветом, а так же преемственности между законом, данным Моисею и посланием Иисуса, который, в свою очередь, избрал Святого Петра (первого епископа Рима) своим преемником: это должно было послужить провозглашению законности наследников Святого Петра — римских пап.

Из-за большого объема работ художники привезли множество помощников. Росселли взял с собой своего ученика Пьеро ди Козимо. По мнению историка искусств Дж. Вазари, Росселли считался менее одарённым, чем его коллеги, и его работы становились объектом их иронии. Однако, его работа с цветом была высоко оценена папой, который, очевидно, не был экспертом в живописи.

Описание

Фреска является частью Истории Иисуса и на ней, как и на других фресках капеллы, изображено сразу несколько эпизодов из Евангелия. На фризе, увенчивающем фреску, есть надпись — REPLICATIO • LEGIS • EVANGELICAE • A • CHRISTO. Вечеря происходит в полукруглой апсиде, за подковообразным столом, Иисус в центре, по бокам апостолы, Иуда, как обычно, изображён отделённым от группы, спиной к зрителю. Дерущиеся рядом собака и кошка призваны подчеркнуть негативную коннотацию его образа. На фреске запечатлён момент, когда Иисус объявил о том, что один из учеников предаст его. Окружающие прижимают руки к груди или перешептываются друг с другом.

Деталь фрески — автопортрет художников у левого края

Стол пуст, за исключением чаши перед Иисусом; несколько предметов посуды расположено на полу на переднем плане; элемент-натюрморт, вдохновлённый фламандской живописью, широко распространённый в работах флорентийцев того времени. По бокам фрески изображены две пары фигур в богатых одеждах, фигуры слева — сами авторы Козимо Росселли и Бьяджо д’Антонио.

В трёх окнах за спинами собравшихся изображены ещё три сцены из Страстей Христовых: Гефсиманское моление о чаше, Арест Иисуса Христа и Распятие. Эти три сцены принадлежат кисти Бьяджо д’Антонио, подобный приём «картина-в-картине» позднее применил Перуджино в своей фреске «»

Примечания

Литература

Вряд ли вы встретите хотя бы одного человека, который не узнал бы икону «Тайная Вечеря». Благодаря ее необычайности она сразу же привлекает внимание верующих. Об истории и значении иконы, а также о том, какие молитвы лучше читать перед ней, вы сможете узнать из данной статьи.

Во все времена христиан интересовали последние дни жизни Иисуса Христа. В преддверии Пасхи на богослужениях вспоминаются все события, произошедшие с Сыном Божьим до момента его смерти и воскресения. Тайная Вечеря — одна из самых почитаемых икон в православном мире. Многие знакомы с данным образом благодаря знаменитой фреске художника Леонардо да Винчи. Многих людей интересует, в чем заключается смысл этой удивительной иконы. Об этом вам расскажут эксперты сайта dailyhoro.ru.

История иконы «Тайная Вечеря»

На иконе «Тайная Вечеря» мы можем увидеть изображение одного из библейских сюжетов, который рассказывает о последних днях земной жизни Иисуса Христа. В этот день Сын Божий созвал в дом апостолов, где угощал их хлебом, символом своего тела, и вином, которое символизирует кровь Спасителя. Впоследствии эти атрибуты стали основными для проведения таинства Причастия.

Тайная Вечеря — это символ христианской веры. Во время тайного ужина Сын Божий провел древнейший обряд, благодаря которому смог усовершенствовать старые традиции. Стоит вспомнить, что именно в этот вечер раскрылось предательство Иуды, когда верующие не просто приняли жертву своего Спасителя, но и воссоединились с ним.

Описание образа

Взглянув на икону «Тайная Вечеря», вы можете буквально прочувствовать атмосферу таинства и спокойствия, которая царила в этот вечер. Во главе стола находится Сын Божий, а апостолы разбиты на группы. Взгляды присутствующих устремлены на Иисуса Христа. Никто не догадывается, что среди гостей присутствует предатель, из-за которого вскоре Спаситель подвергнется страшным мучениям. Автор изобразил Иуду, сидящего в нелепой позе и сжимающего в руке мешок с серебром. Одним из элементов, бросающихся в глаза, является локоть, которым предатель опирается на стол, чего не сделал ни один апостол. Апостол Петр сжимает в руке нож, направленный на Иисуса Христа.

Икона «Тайная Вечеря» имеет несколько вариаций. Это сказывается лишь на некоторых элементах образа, но его смысл и значение остаются неизменными.

В чем помогает икона «Тайная Вечеря»

Пополнив свой домашний иконостас этой иконой, вы заметите, как гармонизируется атмосфера в вашем доме. Конфликты между домочадцами станут редкой неприятностью, а враги не смогут легко переступить порог вашего жилища.

«Тайная Вечеря» помогает верующим пообщаться с Господом и поделиться с ним самым сокровенным. Обратиться к Спасителю можно почти с любой просьбой. Самое главное, чтобы ваши слова были искренними и исходили из самой глубины души.

Икону рекомендуется вешать на кухне или в трапезной, чтобы перед приемом пищи у вас всегда была возможность обратиться к Господу с благодарственными молитвами.

Если злодеяния, совершенные раннее, не дают вам покоя, помолитесь перед иконой с просьбой об отпущении грехов. В этот момент вы должны искреннее раскаяться в содеянном, только в этом случае Господь Бог услышит ваши молитвы.

Где находится божественный образ

Икона «Тайная Вечеря» украшает многочисленные храмы нашей страны. Чаще всего ее можно увидеть у входа в церковь, где верующие сразу же могут вознести молитвы перед святым образом.

Знаменитая фреска «Тайная Вечеря», автором которой стал известнейший художник Леонардо да Винчи, также изображает все события, произошедшие во время тайного ужина. На данный момент увидеть ее можно в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Молитва перед иконой «Тайная Вечеря»

«Сын Божий, прими же меня, раба(у) Божьего(ую) (имя), сейчас в свою Тайную Вечерю. Да не буду же я предателем и врагом Твоим, как Иуда, дабы помнил меня Ты в Царствии Твоем. Пускай не судом будет мне причащение Святых Твоих Таинств, а во исцеление души моей грешной. Аминь».

Дата празднования иконы

Ежегодно дата празднования иконы приходится на 7 апреля.

Об иконе "Тайная Вечеря"

В этот день верующие могут посетить храм и помолиться перед удивительным образом. Также он станет прекрасным дополнением к вашему домашнему иконостасу и создаст в вашем доме спокойствие и гармонию.

Иногда жизнь преподносит нам неприятные сюрпризы в виде проблем и дополнительных трудностей, и в такие моменты нам просто необходимы помощь и поддержка небесных защитников. Благодаря простым способам вы сможете призвать вашего Ангела-Хранителя в трудную минуту. Пусть в вашей жизни царит гармония,и не забывайте нажимать на кнопки и

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *