Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешные растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем…
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье…
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует…
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.

Дата создания: 1829 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Монолог»

Вопросы общественной морали очень волновали юного Лермонтова. Начав бывать на званых приемах, 15-летний поэт, обладающий хорошей наблюдательностью, очень скоро разочаровался. Его книжные идеалы совершенно не соответствовали поведению и мыслям людей, с которыми ему довелось столкнуться. Больше всего Лермонтова поражало то, что представители благородных фамилий, так увлеченно рассуждающие о высоких материях, не обладают и малой долей тех благодетелей, которые декларируют. Именно поэтому в 1829 году поэт написал стихотворение «Монолог», которое перекликается с его более поздним произведением «Дума» и обличает представителей нового поколения, которым чужды такие понятия, как честь, справедливость и верность.

Свои рассуждения Лермонтов начинает с утверждения о то, что «ничтожество есть благо в высшем свете», и это действительно так. К людям, лишенным всяких принципов, что, по мнению поэта, является отличительной чертой его современников, общество относится снисходительно и даже покровительственно. Именно по этой причине автор задается вопросом: «К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем?».

Поэт подчеркивает, что молодость его сверстников, являющихся детьми севера, весьма кратковременна – «цветем недолго, быстро умираем». Однако тот небольшой срок, отпущенный судьбой, люди тратят не на благородные цели, а на развлечения и низменные страсти. В итоге жизнь таких людей «пасмурна» и «однообразна», хотя многие этого даже не осознают. Лермонтов не причисляет себя к тем, кто праздно проводит время, однако вынужден признать, что в обществе таких людей он не видит возможности реализовать свои высокие мечты, отчего «и сердцу тяжко, и душа тоскует». Автор с грустью отмечает, что ему уготована та же участь, что ждет и все его поколение, юность которого, лишенная пламенной любви и верной дружбы, проносится, словно мгновение, не оставляя следа. В итоге из восторженных юношей получаются отпетые циники, для которых сама ценность земного существования является весьма сомнительной. «И нам горька остылой жизни чаша; и уж ничто души не веселит», – резюмирует поэт, отмечая при этом, что таков удел всей российской молодежи первой половины 19 века, которая лишена моральных принципов и благородных целей, поэтому вынуждена принимать правила игры, навязанные обществом, лицемерить, лгать и развлекаться.

Материал из Vladimir

Перейти к: навигация, поиск

Творчество Лермонтова во второй половине 30-х годов образует, как и прежде, четыре жанровых потока: лирика, драмы, поэмы, проза. Очень интенсивной и разнообразной по своим направлениям, иногда почти экспериментальной, была работа Лермонтова над поэмами. В большей части этих поэм, так же как и в поэмах предшествующего периода, художественно объективировались отдельные черты лирического героя Лермонтова. Выбором персонажей и обстановки, подходом к ним, характером поэтических средств новые поэмы Лермонтова резко отличаются друг от друга и, в сущности, образуют целый ряд обособленных жанровых разновидностей. И, тем не менее, многообразие лирико-эпического творчества Лермонтова второй половины 30-х годов может быть сведено к двум господствующим, параллельно развивающимся формам. К ним относятся поэмы героического содержания, с одной стороны, и повести в стихах из современной жизни – с другой. Поэмы первой группы, объединенные образами высоких героев, имеют романтический характер. К этой группе непосредственно принадлежат » Боярин Орша» (1835-1836), «Беглец» (1838), «Демон» (1838), «Мцыри» (1839). Во второй группе поэм намечается пересмотр романтических позиций, а в отдельных случаях – отход от романтизма. Герои их снижены или психологизированы, смыкаются с бытом или даже растворяются в нем. К этой группе принадлежат «Монго» (1836), «Сашка» (1835-1836), «Тамбовская казначейша» (1837-1838) и «Сказка для детей» (1839 или 1840).

Звеном, соединяющим лермонтовские поэмы первого и второго периода, является «Боярин Орша». В эту поэму, тесно связанную с тематикой и стилем раннего лирического эпоса Лермонтова, входит материал двух юношеских произведений поэта – «Литвинки» и особенно «Исповеди». Однако, в отличие от них, в «Орше» выдвигается социальная сторона. Сюжет «Боярина Орши» приурочен к русской жизни XVI в., которая в преломлении Лермонтова напоминает скорее испанское средневековье. В поэме господствуют сумрачные «готические» краски и романтические ужасы. Описывая грозные покои боярского терема, угрюмый нрав боярина, его дикую месть и мрачную процедуру монастырского суда, Лермонтов приближается к поэтике Метьюрена, к так называемому «черному роману». И вместе с тем в «Боярине Орше» уже начинает ощущаться влияние новых тенденций лермонтовского творчества. Не случайно злобному произволу действующего лица поэмы, боярина Орши, противопоставляются в ней возвышенные речи безродного бунтаря Арсения, «положительного героя» произведения. Новые творческие устремления Лермонтова значительно сильнее, чем в «Боярине Орше», сказались в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Как и в «Боярине Орше», в «Песне» два центральных героя. Один из них – опричник и царский любимец Кирибеевич – отдаленно напоминает демонических персонажей Лермонтова. Это человек пламенной души, широкого размаха и необузданного своеволия, готовый принести в жертву своим страстям честь и спокойствие окружающих его людей. В поэме дважды подчеркивается знатность Кирибеевича, происходящего из «славной» семьи кровавого Малюты Скуратова (генеалогия, очевидно, не случайная!). Главный герой произведения – Степан Парамонович Калашников – простой человек, верный устоям народной жизни и вместе с тем наделенный высшим качеством основных лермонтовских персонажей – способностью к бесстрашному протесту и бунту. В своей песне – поэме Лермонтов приблизился к исторически правдивому, расцвеченному всеми красками и оттенками эпохи Грозного изображению эпических характеров и окружающего их быта. «Песню про купца Калашникова» нужно признать важным продвижением Лермонтова на его пути к объективному миру и к объективной поэзии. Работа над «Демоном» велась Лермонтовым в продолжение всей его сознательной жизни – с 1829 по 1841 г. В тексте «Мцыри» широко использованы две предшествующие поэмы Лермонтова: «Исповедь» и «Боярин Орша». Эти факты показывают, что «Демон» и «Мцыри» в их исходных моментах являются своего рода отражением центральных поэмам Лермонтова и вместе с тем поразительным достижением русского романтизма являются «Демон» и «Мцыри того, что было найдено Лермонтовым еще в юности. Прежде всего, это относится к главным героям поэм. В образах Демона и Мцыри представлены самые яркие стороны личности «лермонтовского человека»: его гордая независимость и стихийная сила его духа, его смутные и высокие идеалы, его романтическая независимость к несправедливому и прозаическому порядку жизни, его страдания и тоска, его страстные мечты и мятежные порывы. В едином сознании «лермонтовского человека», как показывают ранние и поздние произведения поэта, большое значение имеют два аспекта, соответствующие двум типам героев. Нам известны у Лермонтова образы свободолюбивых, мятежных страдающих индивидуалистов, которые смутно верят в высокие идеалы, но не считают их соизмеримыми с жизнью. Они трагически презирают мир и разрешают себе любые действия, направленные против окружающих. Это Александр Радин (из пьесы «Два брата») и Евгений Арбенин. В смягченной форме и уже совсем другими художественными средствами этот тип индивидуалистического сознания реализован в личности Печорина. Центральное место в этом ряду занимает образ Демона. Вместе с тем мы имеем у Лермонтова таких героев, которые тоже страдают и бунтуют, но отрицают лишь конкретное зло борются с ним, соблюдая, в большей или меньшей степени, пределы общенародной морали. К ним принадлежат три главных персонажа юношеских драм Лермонтова, герой «Исповеди», отчасти Измаил – Бей, Арсений из «Боярина Орши». Последнее завершающее звено в этой группе – образ Мцыри.

В творчестве Лермонтова прослеживается четкая симметрия в развитии сюжетного замысла. Одинокий борец, человек эпохи Лермонтова, какие бы подвиги он ни совершил, должен был с большими или меньшими потерями для себя прийти на исходную точку: препятствия с которыми он боролся, для его индивидуальных сил были неодолимы. К пониманию этого Лермонтов приблизился еще в юношеский период:

Никто не получал, чего хотел

И что любил…

(«1831-го июня 11 дня»)

В творчестве Лермонтова этот действующий в реакционные эпохи закон кругового движения проиллюстрирован на судьбах Мцыри, Печорина, Демона и других героев. Они не могли изменить ни существующей обстановки, ни общего характера своей жизни. В этом и заключался их рок, о котором Лермонтов так много писал в своих лирических стихотворениях.

Симметрия в поэме «Мцыри»

Существует довольно много видов симметрии. Простейший вид симметрии – зеркальная. Такая симметрия присуща, например, человеческому телу, телам животных и многому другому. Предмет или фигура, которую можно разделить плоскостью на две половины так, чтобы эти половины при наложении друг на друга совпали между собой, имеет зеркальную симметрию.

Так и в поэме «Мцыри»: образная ткань данного произведения поэтически конкретна, и она непосредственно отражает – в деталях и в целом – реальную действительность. Давайте докажем это утверждение. Поэма «Мцыри» была написана в 1839 году. Что же происходило в это время в России? Тогда в России правил Николай I. Он начал принимать меры для укрепления своей империи: в 1832 году был принят 15-томный свод законов, в 1837 году было создано Министерство государственных имуществ. Все эти преобразования позволили Николаю I стабилизировать и укрепить Россию. Но, несмотря на все старания, ему не удалось взять под контроль вольномыслие в России. Центрами общественного движения становятся университеты, литературные салоны. Конечно, все эти волнения были подавлены, но проблема свободы мысли оставалась открытой. Как же эти факты соотносятся с сюжетной линией «Мцыри»? Сначала юноша попадает в монастырь, под опеку монаха, который старается улучшить жизнь Мцыри. Этот монах и есть Николай I, пытающийся укрепить Россию. Но эти старания ни к чему не приводят. Монах не может удержать Мцыри, а Николай I не может успокоить народные волнения. Так же, как и народ, герой лермонтовской поэмы бунтует и рвется на волю. Но эти попытки не дают результата. Судьба приводит Мцыри обратно в монастырь, а русский народ возвращается к той жизни, от которой пытался уйти.

Давайте проследим, может быть, мы найдем в произведении «Мцыри» еще какие-либо виды симметрии. Не трудно заметить, что действие поэмы начинается и заканчивается в монастыре. Здесь мы видим прием движения по кругу, который довольно часто можно встретить у Лермонтова. Такой вид симметрии называется поворотной. Она присутствует в фигурах, которые совмещаются сами собой без помощи зеркального отражения, а посредством поворота вокруг своей оси. Фигур с поворотной симметрией бесконечно много, но все они четко организованы и равномерно распределены вокруг единого для них центра. Изображения, обладающие поворотной симметрией, производят впечатление движения, вращения вокруг своего центра. Значит раз поэма «Мцыри» обладает поворотной симметрией, то у нее должен быть свой центр, вокруг которого и происходят все события. Но что же является этим центром? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проанализируем сюжет этого произведения. Мцыри стремится попасть к себе на родину, на «святую землю». Сначала судьба его заводит в монастырь, где он никогда не был счастлив, где он только мечтал о родине. Следующее звено поэмы – встреча Мцыри с грузинской девушкой у горного потока. Любовь, готовая пробудится в Мцыри в те минуты, — это начало особой сферы, особого жизненного пути, которым пробовали идти многие герои Лермонтова. На этот путь влекло и Мцыри не только жгучее воспоминание о девушке, но и предвкушение покоя, веющего от нее самой и ее сакли с голубым дымком. Следующая картина – сцена борьбы Мцыри с барсом и победы над ним. Она занимает в поэме четыре строфы и является апогеем ее героического пафоса. Мцыри заявляет себя здесь бойцом в полном смысле слова – отважным, дерзким, до бешенства страстным, который способен оправиться от минутной слабости, готов на подвиг и умеет этот подвиг совершить. А дальше Мцыри возвращается туда, откуда бежал – в монастырь. Теперь мы можем ответить на поставленный вопрос. Центром сюжетного круга данной поэмы является то место, куда стремится Мцыри – его родина.

Вернуться с странице Симметрия в литературе

Категория: V10.0[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *