Таинства и чинопоследования, совершаемые в православных храмах.

1. Таинство Крещения.
2. Таинство Миропомазания.
3. Таинство Евхаристии.
4. Таинство Исповеди.
5. Таинство Елеосвящения.
6. Таинство Венчания.
7. Таинство Рукоположения.
8. Чинопоследование водоосвящения.
9. Чинопоследование освящения дома, автомобиля.
10. Молебные пения.
11. Заупокойные богослужения.

Таинство Крещения.

«Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа.» (Мф. 28.19).

Разговор о том, зачем человек приходит ко Крещению, нужно начать с повествования о том времени, когда Бог сотворил весь мир и людей, поставив их господствовать в новом мире.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Он наделил людей сознанием и свободой, чтобы они имели счастье любить, ибо любовь невозможна ни без сознания, ни без свободы. Любовь есть наивысшее благо, и этим наивысшим благом Господь Бог наделил людей, потому что Сам безмерно возлюбил их. С того времени жизнь Адама и Евы приобрела свой Смысл: любить все творение Божие, любить друг друга и больше всего любить Бога, как Источника этой любви.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Любовь сближает тех, кто любит. И поэтому Смыслом человеческой жизни стало также то, чтобы быть рядом с Богом.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ГРЕХОПАДЕНИЕ было предательством любви. которое было совершено первыми людьми. Они разменяли любовь к Богу на желание быть самостоятельными, автономными. Утратив любовь, они отдалились от Бога. Между ними и Богом была воздвигнута некая стена, которая препятствовала им общаться с Ним и быть с Ним в единстве.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Удалившись от Источника жизни – Бога, – люди получили смерть. Смерть была двоякой. Во-первых, духовной, от которой каменеет сердце, утрачивается способность любить, сострадать, иметь искренние и чистые отношения с другими людьми. Человек в своей духовной смерти разлагается на гордость, ненависть, зависть, лукавство и т.д., которые являются для него малым адом.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Во-вторых, это смерть физическая, то есть смерть тела. Ей предшествуют ее предтечи: телесные немощи, болезни, старость.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Удаленность людей от Бога повлияла на все человеческое общество, введя разложение в самые его основы. Это выразилось в возникновении социальной несправедливости, вражды, войн, геноцидов, фашизма и т.д.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ОДНАКО, хотя люди утратили и предали свою любовь к Богу, Бог продолжал безмерно любить людей. С самого момента грехопадения Он начал готовить спасение людей от греха и от отсутствия любви. Эта подготовка больше всего проявилась в истории ветхозаветного израильского народа, как она описана в книгах Ветхого Завета, составляющих первую часть Священного Писания или Библии.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЦЕНТРОМ истории спасения человечества стало событие Боговоплощения, когда Сам Бог принял человеческое естество и родился от Девы Марии как человек.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Это был Богочеловек (то есть Бог и человек) Иисус Христос.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Он принял на Себя падшее, в клочья изодранное грехом человеческое естество, чтобы исцелить Его Собой, заживить его раны и соединить со Святой Троицей.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Через Боговоплощение совершилось великое Таинство Воссоединения человека с Богом, Таинство Спасения.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Господь и Бог наш Иисус Христос проповедал Свое учение, записанное позже Его учениками в Евангелиях, был схвачен по зависти иудеями, принял самые унизительные и жестокие муки: насмеяния, оплеухи, бичевание, был осужден на смерть и распят на кресте. Он больно предал Себя на эти страдания. В нем, в этом предании Себя на смерть, проявилась Его великая любовь к падшему человеческому роду.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Будучи Жизнью и Источником Жизни, Он не мог быть объятым смертью и адом, но разрушил их. Он победил смерть: духовную и физическую, – воскреснув на третий день после Своего распятия.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp С тех пор разрушилось господство смерти над миром и человеком, ад был побежден. Это торжество Жизни и Любви Церковь особенно празднует в день Пасхи.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЧЕРЕЗ сорок дней после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос вознесся на Небеса, а еще через десять дней – в праздник Пятидесятницы – ниспослал Духа Святого Своим ученикам. С тех пор все уверовавшие в Иисуса Христа как своего Господа и Спасителя составили Церковь Христову.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЦЕРКОВЬ Христова есть Богочеловеческий организм, в котором люди соединяются с Богом и освящаются благодатью Божией Здесь они силой Христовой избавляются от смерти и получают Жизнь Вечную. В Церкви они ускользают из рук ада и вступают в Царство Божие, становясь детьми Божиими. Церковь сама есть Царство Божие на земле. Она объединяет в себе всех, кто имеет одинаковую – православную – веру в Господа нашего Иисуса Христа, кто живет одной церковной жизнью, участвуя в Таинствах Церкви, и кто принял Крещение во имя Святой Троицы.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Таким образом, вступление в Церковь и приобщение всех ее благ, каковыми являются Жизнь Вечная, воссоединение с Богом, воскрешение способности любить, радоваться чистой радостью, иметь духовное здравие и т.д., осуществляется через Крещение.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Крещение не принимают, чтобы не болеть, чтобы иметь жизненный успех, избавиться от неприятностей, но чтобы иметь Жизнь Вечную и жить в единении с Богом.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Что происходит во время Крещения?
&nbsp&nbsp

&nbsp&nbsp СЛОВО «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение».
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЕСЛИ крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp РАССМОТРИМ более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp СОВЕРШЕНИЮ Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце…».
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Отрекся.

Таинство крещения в православии

Священник говорит:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – И дунь, и плюнь на него.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ОДНАКО сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Сочетался.

Священник спрашивает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – И веруешь ли Ему?

Крещаемый отвечает:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ПОСЛЕ ЭТОГО начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp «Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы».
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЗАТЕМ, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp – Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ПОСЛЕ Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Печать дара Духа Святаго. Аминь.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, и чин Крещения можно считать завершенным.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь…
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp КРЕЩЕНИЕ есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp КРЕЩЕНИЕ ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЕВХАРИСТИЯ является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp КАЖДЫЙ истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЕЩЕ ОДНИМ важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp МОЛИТВА есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»:
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp ЧЕЛОВЕК, принявший Крещение, должен всегда помнить, что он отрекся от сатаны и пообещал не участвовать в его делах. Поэтому преступает эту клятву, данную Богу, тот, кто после Крещения начинает ходить ко всякого рода «экстрасенсам», «заклинателям», «народным целителям» и т.д. Таким образом он опять вступает в союз с сатаной и отказывается от союза с Христом, отрицаясь своего Крещения.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Человек должен оставаться верным Православной Церкви и не участвовать в собраниях баптистов, иеговистов и прочих сектантов. Смертельный грех совершают те, которые повторно принимают «крещение» у баптистов.
&nbsp&nbsp
&nbsp&nbsp Христианин не может быть последователем Рерихов, оккультизма, различных восточных культов.

По материалам сайта "Тропинка к храму"

Научно материалистическое мировоззрение не может примириться с крещением не только потому, что оно основано на вере в существование всего сверхъестественного: бога и дьявола, царствия небесного, магической силы воды и креста.

Крещение отражает давно исчезнувшие социальные отношения, возникшие в Римской империи в эпоху рабовладения. Первоначальное христианство возникло среди рабов и вольноотпущенников, покоренных и угнетенных народов, а поэтому в своих верованиях и культе выразило идеи рабства. Видный итальянский религиовед Амброджио Донини доказал, что вера, лежащая в основе таинства крещения, в «спасение», «искупление», «воздаяние», создана рабами. Термины «искупление», «воздаяние» первоначально означали «выкуп раба на волю». Стоимость его могла быть оплачена самим рабом или внесена за него кем-нибудь. Грешник, неспособный освободиться, уплатив божеству сумму своего выкупа, нуждается во вмешательстве «искупителя», который платит за него своими муками и самой смертью. «Выкупную плату» люди вносили сатане, во власти которого будто бы находился человек. В евангелиях говорится, что «сын человеческий не для того пришел, чтобы ему служили, но чтобы послужить и отдать душу свою для искупления многих» (Матф., гл. 20, ст. 28; Марк, гл. 10, ст. 45).

Одной из самых распространенных причин рабства была задолженность. Рабами становились из-за невозможности уплатить долги. Молитва ранних христиан имела весьма ясный смысл: «…прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Матф., гл. 6, ст. 12).

Православная формула крещения гласит: «Крещается раб божий во имя отца, аминь. И сына, аминь. И святого духа, аминь». Крещаемому постригают волосы в знак послушания и подчинения, как стригли в древности рабов. Видный византийский богослов Симеон Солунский объяснял пострижение при крещении как знак рабства перед богом и послушания ему.

К. Маркс указывал, что христианство оправдывало рабство, проповедовало необходимость существования классов — господствующего и порабощаемого, провозглашало все гнусности угнетателей против угнетаемых либо справедливым наказанием за первородный и другие грехи, либо испытанием, которое господь в своей премудрости ниспосылает искупленным им людям. Христианство учило подчинению и смирению, презрению к самому себе, самоунижению, обещая за все перенесенные на земле муки блаженство в раю.

В Новом завете множество текстов, освящающих рабство: «Раб, который знал волю господина своего … и не делал по воле его, бит будет много» (Лука, гл. 13, ст.

Таинство обряда Крещения в православной церкви: как проходит, правила, нюансы

47), «рабы, во всем повинуйтесь господам вашим, не в глазах только служа им, но в простоте сердца, боясь бога» (Колосс., гл. 3, ст. 22), «повинуйтесь господам своим со страхом и трепетом… как Христу» (Ефес., гл. 6, ст. 5), «повинуйтесь господам не только добрым, но и суровым» (1-е Петра, гл. 2, ст. 18) и т. д. Все эти поучения рабства глубоко чужды нам, советским людям.

При социализме человек не может быть ничьим «рабом». Христианин же, считающий бога «царем небесным», а себя самого «рабом божиим», должен воздавать богу знаки почтения, как подданный царю. Духовенство учит, что коленопреклонение есть выражение повинности перед богом, а падение ниц — глубочайшего смирения. Анализируя «Краткий православный молитвослов», изданный Московской патриархией в 1955 году, социолог В. С. Кулик подсчитал, что там из 314 упоминаний бога он 275 раз называется «господом», 20 раз «владыкой» и 19 раз «царем». В этом сборнике молитв человек 91 раз призывается говорить «помилуй», 88 — «спаси душу», 67 — «избавь от зла», 42 — «исцели», 31 — «научи», 23 — «не оставь», 21 — «уповаем на тебя» и т. д. Человек должен 99 раз назвать себя «грешником», 41 — «рабом», 10 — «немощным» и т. д.1 Все эти просительные, благодарственные и хвалебные молитвы, стихи, стихиры, кондаки, тропари, ирмосы, акафисты, антифоны содержат просьбы, вопли, воздыхания, стенания, слезы глубоко несчастных людей, удрученных бедами и горем.

Сознательному, просвещенному человеку чуждо ожидание помощи от «святого крещения». Для него возгласы о «рабе божием» глубоко унизительны. М. Горький писал: «Таинственное выгодно только для тех, кто хочет обманывать, для того, чтобы властвовать. Пролетариат Союза Социалистических Советов строит новое общество на строго научных данных. Ему не нужно никакой таинственности, кроме той, которую показывают на эстрадах и на аренах цирков профессиональные фокусники и которая служит для того, чтобы забавлять. Пролетариат все более быстро овладевает оружием науки, которая, смело исследуя «тайны», не верит в существование «непознаваемого», неутомимо проникая в область непознанного. Знание пауки, расширение техники — вот основная сила пролетариата, вернейшее оружие его самозащиты и залог победы в борьбе, которую он первый так успешно начал и так неутомимо продолжает»2.

1 См.: «Вестник ЛГУ». Философия, 1967, № 23, с. 120.
2 М.

Горький. О религии. М., ГАИЗ, 1941, с. 254—255.

>  

Пояснения к таинству крещения

Крещение есть Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду и при призывании крестящим его имени Пресвятой Троицы, Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную и святую. Тем самым крещаемый вводится в Церковь и становится ее членом.

Таинство Крещения совершается только один раз в жизни православного христианина. Если не известно точно, был ли крещен человек, он крещается условно со словами: «Аще не крещен». Если крестил не священник, а мирянин, что также допускается в исключительных случаях, то впоследствии священником должно быть произведено восполнение крещения, когда читаются все полагающиеся молитвы и совершается миропомазание.

Уже самое определение Таинства Крещения говорит о том, что оно связано с коренным переломом в жизни человека. Стать христианином — это не значит переменить убеждения или даже образ жизни, это значит решительно переродиться, стать новым человеком. Слова Господа, что зерно не оживет, если не умрет (Ин. 12, 24); или: «Кто не несет креста своего…, не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 27); или сказанное Никодиму: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5) не остаются без свершения. Священная история, как и история христианства, знает множество примеров, начиная с апостола Павла, когда уверовавшие во Христа, а потом крестившиеся, становились действительно новыми людьми.

Духовное рождение означает, что человек перестает жить для себя, а начинает жить для Христа и других людей, обретая в этом полноту жизни. Обращение ко Христу совершенно меняет центр интересов человека.

Такое обращение бывает иногда крутым или же постепенным. Крещение взрослых является результатом свершившегося в них духовного переворота, и благодать Таинства его освящает и закрепляет, а при крещении детей, хотя они еще и не имеют сознательной веры, в них тоже закладывается семя благодатной жизни, приводящее впоследствии к полному перерождению крещеного, при условии надлежащего христианского воспитания.

Для достойного принятия Крещения нужны вера и полное покаяние, отказ от прежней своекорыстной жизни с осознанием связанности ее с действием злых духов и отречения от них. Крещение младенцев началось с древних времен. От них, конечно, нельзя ожидать веры и покаяния, но их крестят в силу веры их родителей и восприемников, на которых лежит святая обязанность научить крещаемых истинам веры и помочь им возродиться для новой жизни. Мы молимся за детей и верим, что по нашим молитвам Господь может даровать им различные блага. Можно ли поэтому сомневаться, что подаваемая детям по молитвам всей Церкви в Таинстве Крещения благодать принесет должные плоды?

Как провести крещение ребёнка в церкви в соответствии с православными канонами

Знаем мы, что и Сам Господь пустил детей приходить к Себе (Лк. 18, 15-16), и что святой Иоанн Креститель прославил Господа во чреве матери. Благодать действует и на подсознание человека.

В то же время все христиане должны помнить, что данный в Таинстве Крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при Крещении обеты. Тем не менее уже при самом принятии Святого Крещения в крестившемся человеке совершаются неизгладимые перемены: он освобождается от власти первородного греха, и сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за диаволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещеный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещеный, хотя и может грешить, но властен и не грешить.

Совершение таинства крещения

Крещение есть Таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, Крещение есть общее дело и торжество Церкви. В древности оно приурочивалось чаще всего к величайшему христианскому празднику — Святой Пасхе и совершалось торжественно в собрании верующих в храме. Приготовление ко Крещению, научение вере или оглашение происходило тоже в храме.

В настоящее время эта общецерковная забота о готовящихся ко Крещению сохранилась в молитвах о них на литургии оглашенных; теперь же лишь чтение паремий и еще некоторые особенности службы Великой Субботы напоминают о прежнем обычае крестить в день Пасхи. Постепенно Таинство Крещения (крестины) приобрело характер частной семейной требы, но его общецерковное и пасхальное значение, разумеется, остается, и священникам следовало бы постоянно напоминать об этом, так же, как и о великой, но часто забываемой ответственности восприемников.

Оглашение, как заключительный акт приготовления ко Крещению, бывшее прежде отдельным обрядом, ныне непосредственно предшествует Крещению. Все символические священнодействия этого обряда имеют глубокое действенное значение. Самые существенные из них: заклинание сатаны, отречение от него, последующий обет сочетаться Христу и, наконец, исповедание православной веры. Христиане по личному духовному опыту знают, какова сила носителя зла — диавола, активно борющегося с добром. Заклинание сатаны по слову Господню: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16, 17) открывает крещаемому возможность вступить в брань с удаленным из него врагом, а последующее отречение от сатаны есть вызов, бросаемый ему. С этого момента крещаемый становится уже воином Христовым и до самой смерти будет вести борьбу с духом зла, который, в свою очередь, не забудет брошенного ему вызова и будет жестоко бороться с христианином до последнего его вздоха. Эту борьбу вел уже за нас всех Богочеловек Иисус Христос, и она увенчалась Его полной победой. Поэтому, хотя Господь и сказал: «Бойтесь… того, кто может и душу и тело погубить в геене» (Мф. 10, 28), имея помощником Самого Господа Победителя, христианин никогда не должен унывать в своей духовной борьбе.

Символ веры содержит все христианские истины, которые в древности люди знали до Крещения, а в наши дни обычно изучаются после Крещения в курсе Закона Божия. Ответственность за это обучение берут на себя восприемники, и они совершают тягчайший грех, если забывают об этом.

Самое Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего самого главного священнодействия — троекратного погружения крещаемого в воду со словами:

«Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Сойдя во Иордан, Господь Иисус Христос освятил воды и с ними все стихии и всю материю мира. С этого события вся природа стала вновь способной получать благодатные дары и быть в некоторой мере хранилищем благодати. В этом — основание для освящения воды и других стихий и предметов. Вода была издревле символом очищения, а погружение в нее — символом покаяния. Наряду с этим, как необходимая для жизни, была она и символом жизни. Избрав воду для совершения Таинства Крещения, Господь придает символам, с нею связанным, действенную силу.

По словам святого Кирилла Иерусалимского, вода по освящении становится для крещаемого «гробом и матерью». Гробом потому, что, войдя в купель, человек в подобии соединяется со смертью Христовой; матерью, потому, что через крещальную смерть совершается его новое рождение.

Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сперва вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры, кадило — благоухание Святого Духа, белые одежды новокрещеного — освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной, наконец, нательный крест — крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления) при произнесении крещальных слов каждый православный христианин в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви.

Святая Церковь знает также Крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученическою смертью.

Конец и Богу слава!

Тринита́рная фо́рмула или формула Троицы — богословская фраза «во имя (Господа) Отца и Сына и Святого Духа» (греч.εἰς τὸ ὄνομα τοῦ Πατρὸς καὶ τοῦ Υἱοῦ καὶ τοῦ Ἁγίου Πνεύματος, eis to onoma tou Patros kai tou Huiou kai tou Hagiou Pneumatos; лат. in nomine (Domini) Patris et Filii et Spiritus Sancti) или слова подобного характера, называющие вместе три ипостасиСвятой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Святой Дух.

Этот символ веры также называется крещальной формулой, — используемой при обряде крещения[1][2]. А. В.

Фоторепортаж: как проходит Таинство Крещения?

Мень отмечает, что «она, по-видимому, употреблялась в первохристианский период при совершении таинства крещения».[3]

Полная тринитарная формула встречается в Новом завете лишь один раз[3][4], — в Евангелии от Матфея:[3] «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (XXVIII, 19). В то же время А. В. Мень отмечает: «Апостол Павел свидетельствует о существовании тринитарного учения в раннехристианских общинах формулой своего благословения: „Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами“ (2 Кор 13:13). Эта формула, при сохранении изначального монотеизма („Господь один“, 1 Кор 12:5) указывает на антиномический характер тринитарного учения. Важнейшим указанием на это учение являются слова в 1 Ин 5:7—8: „Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле: дух, вода и кровь; и сии три об одном“. Хотя приведённые слова находятся только в поздних рукописях (древнейшая из них — 9 в., а наиболее ранняя цитация текста относится к 4 в.), они приняты в церковный канон как боговдохновенные. Толкования их неоднозначны; но поскольку „дух, вода и кровь“, по-видимому, обозначают тварный мир (быть может, человека, неживую природу и жизнь), то слова послания учат об отражении в земном, тварном бытии Бытия Божественного, Триипостасного.»

Примечания

Литература

См. также

Произношение тринитарной формулы на латыни, завершаемое словом «аминь».

  1. Пархоменко К. Таинство вхождения в церковь. — СПб.: Изд. дом Нева, 2002. — С. 116.
  2. ↑Тринитарная формула // Мак-Ким Дональд К. Вестминстерский словарь теологических терминов. — М.: «Республика», 2004.
  3. 123Мень, 2002.
  4. ↑Крывелёв, 1966, с. 90.

CC© wikiredia.ru  

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Баптистерий (от латинской формы "baptisterium" греческого слова гр. "βαπτιστήριον"). Слово это имело разные значения: а) у древних греков оно обозначало теплое отделение бани, б) у римлян — бассейн для плавания в термах (общественных банях), в) у древних христиан — крещальню: здание или помещение, или его часть, с водоемом для совершения таинства крещения . Обычно баптистерий состоит из одного или нескольких помещений.

В I — IV вв. крещение совершалось под открытым небом, поэтому баптистериев не строили, христиане крестили оглашенных в реках и источниках, словом, всюду, где находили воду (см. "Деяния св. Апостолов", глава VIII, ст. 36, 37 и 38). Затем, во время гонений — в катакомбах (см. "Древнехристианское зодчество"), где мы видим первые следы устройства крещален. Наконец, после торжества веры — в особо устроенных для этого зданиях, или баптистериях .

Древнейший христианский баптистерий найден в Доме собраний Церкви в Дура-Европос ( III в.). Он представлял из себя купель, перекрытую сверху балдахином. Первое известное отдельно стоящее здание баптистерия входило в состав латеранской базилики , было сооружено при Константине Великом . С этого момента баптистерии круглой, октогональной и тетраконхиальной формы начинают строить по всей Римской империи.

Баптистерии обычно представляют собою круглые или восьмиугольные, большею частью покрытые сводами здания, посреди которых расположены бассейны для воды; они ставились обыкновенно вблизи базилик или церквей .

Потребность в этих зданиях обусловливалась громадным количеством крещаемых в первые века христианства.

С конца V века в Византии и Западной Европе вошло в практику крестить детей, и большие отдельно стоящие баптистерии строить перестали, но существовали они, по-видимому, довольно долго; строились даже в "романскую" эпоху, следовательно, в X — XI в. Купели располагались прямо в нартексе . На Руси в домонгольское время баптистерии сооружали как в виде отдельных строений так и в виде отдельных помещений в нартексе храма.

Из сохранившихся особенно замечательны баптистерии в Риме ( Латеранский ), Флоренции , Пизе , Ночере и Равенне .

Литература

Byzantium (Oxford Dictionary of Byzantium). A. Kazhdan et al. (eds.), 1 v. NY — Oxford, 1991. Р. 252.

Krautheimer R. Early Christian and Bizantine Arhitecture. 1986.

Mango C. Bizantine Architecture. Milano, N.Y., 1985.

Беляев Л.А. Христианские древности.

Крещение ребенка — проведение таинства, подготовка, правила для родителей и крестных

М. 2000.

Беляев Л.А., Квливидзе Н.В. Баптистерий // Православная Энциклопедия. Т. IV. М., 2001. С. 308-310.

Беляев Л.А. Чернецов А.В. Русские церковные древности. М. 1996.

Хрушкова Л.Г. Крещальни древнерусских храмов. К вопросу об истоках // Russia Mediatvalis. T. VII. Munchen, 1992. С. 23-38.

Источники

http://www.patriarchia.ru/db/text/140977.html

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Крещение младенца

Согласно канонам православной церкви, крещение – это начало духовной жизни маленького человечка. С этого момента младенец становится на путь истинный, очищается от наследственных грехов и получает Божью благодать.

В чем смысл крещения младенца?

Прощение грехов и дарование новой жизни не единственные причины, по которым таинство крещения младенца в православии наделяется особым значением и смыслом. После крещения младенцу приставляется ангел хранитель, который будет оберегать его от бед и болезней всю его жизнь. С этого события ребенок способен испытать радость бытия, служить Господу Богу верой и правдой.

Как проходит обряд крещения младенца?

Церемония крещения заключается в трехкратном погружении младенца в воду и прочтении специальной молитвы. Потому как, именно вода считается символом очищения, покаяния и новой жизни. Молитва в свою очередь направлена на изгнание из сердца ребенка всякого нечистого духа.

Священнодействия принято проводить на 40-й день после рождения. Само таинство не занимает много времени, но требует определенной подготовки. Служители церкви расскажут родителям, что нужно для крещения младенца. Обычно в комплект для крещения младенца входят: нательный крестик, крыжма, свечи, полотенце, платьице и чепчик для девочек и рубашка для мальчиков.

Само собой разумеется, что крещение невозможно без крестных родителей. К выбору будущих крестных нужно подходить очень ответственно, ведь, это те люди, которые должны стать духовными наставниками вашего ребенка, его опорой и поддержкой в сложных жизненных ситуациях.

После свершившегося таинства, новорожденному дается «священное имя», оно может совпадать с данным при рождении, если таковое имеется в Святцах. В противном случае выбирается созвучное или имя одного из угодников Божьих.

С благословения священника, можно снять на камеру или сделать несколько памятных снимков, как проходит обряд крещения младенца.

Таинства в Православной церкви

Не забудьте сделать какой-нибудь подарок на крещение младенцу, который будет напоминать ему о столь значимом дне в будущем.

Причастие младенца

Не менее важным таинством для христианина является причастие. Причастие младенца – это второе по значимости таинство после крещения. Оно необходимо для приобщения души ребенка к высшей природе и вечной жизни. Причастить малыша можно уже на следующий день после крещения.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *