Богородице-Табынский женский монастырьСтраница монастыряРусская Православная Церковь, Башкортостанская митрополия, Уфимская епархия, 6-е, Монастырское благочиние
Настоятельница — игумения Иоанна (Смолкина)

Святыни:
Пещерка
Березка
Чудотворная копия иконы Табынской божией матери
Иордань

Храмы монастыря:
Церковь Табынской иконы Божией Матери
Часовня Табынской иконы Божией Матери
Церковь Иоанна Предтечи
Колокольня
Скит с церковью Николая и Александры, царственных страстотерпцев
Подворье монастыря в Стерлитамаке — церковь вмч. Татианы

btm1597@mail.ru (34740) 2-94-00 http://sterlitamak.cerkov.ru Адрес: Республика Башкортостан, Гафурийский район, пос. КурортИдет
История:
Богородице-Табынский женский монастырь был утвержден 9 июня 1998 года Указом Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по ходатайству Преосвященнейшего Никона (ныне архиепископа) Уфимского и Стерлитамакского.
Обитель расположена на Святых, целебных, соленых Ключах, рядом с горой, у подножия которой было первое, второе и третье обретение чудотворной иконы Табынской Божией Матери.
Святые Ключи – жемчужина Башкирской земли и богатейшая духовная сокровищница, где каждый может прикоснуться к Православной святыне.
Чудесное явление Табынская иконы Божией Матери произошло в районе современного поселка Курорт Гафурийского района республики Башкортостан. Впервые икону обрела братия Вознесенской пустыни в конце XVI века на камне, который нависал над двумя источниками, пересекавшими в этом месте Ногайскую дорогу. Один из них был соленый и несколько белесоватого оттенка, а другой, слева, совершенно пресный. С тех пор как икона своим явлением освятила это место, источники – или ключи – стали называться Святыми.
В XVI веке, в царствование Иоанна IV Грозного, здесь уже существовал мужской монастырь – Вознесенская пустынь, основанная игуменом Евфимием.
В 1597 году монастырь был переименован в Пречистенский в честь первого явления – в 18 километрах от с. Табынского
– ориентировочно в 80-90х годах XVI столетия – Казанской иконы Божией Матери. Позже святой образ Царицы Небесной стал именоваться Табынским.
На месте явления чудотворной иконы находились часовня и пещера, из которой истекал соленый источник. Однако, в 1972 году по требованию журнала «Наука и религия» они были взорваны.
После празднования 1000-летия Крещения Руси, положившего начало возрождению в России. На этом месте решено было построить храм. На благое дело откликнулись многие предприятия городов Салавата, Стерлитамака, а также частные лица.
По благословению архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона основание церкви было заложено 7 ноября 1992 года. Строительство храма в честь иконы Божией Матери Табынской, теперь уже на горе, возглавил протоиерей Владимир Сергеев.
В 2006 году в престольный праздник обители – IX-ю пятницу по Пасхе, архиепископ Никон с многочисленным сонмом духовенства совершил чин освящение храма.
Святые Ключи.
Сейчас маленький участок земли (13 соток), на котором расположились насельницы монастыря, со всех сторон окружен обширной территорией курорта. В храме-часовне на горе совершаются богослужения, за которыми молятся сестры и прихожане обители.

Для возрождения монашеского делания в обитель на Святые Ключи были переведены сестры из Уфимского Крестовоздвиженского монастыря во главе с настоятельницей обители монахиней Наталией (Ефремовой). При этом основная часть сестер жила на монастырском подворье в г. Стерлитамаке при Свято-Никольском кафедральном соборе. А в монастыре на Святых Ключах за неимением жилой площади проживало всего 8 насельниц.
С июня 2001 года старшей сестрой на Святых Ключах была назначена монахиня Иоанна (Смолкина), бывшая насельница Пюхтицкого монастыря, что в Эстонии. За два года ее пребывания на этом послушании было сделано очень много: проведена вода в сестринские кельи, территория огорожена железобетонной оградой, дополнительно к бывшей металлической построена бетонная лестница, ведущая на гору в храм; а также баня, гаражи, швейная мастерская, столярная мастерская, трапезная для паломников, кирпичная пристройка с сестринскими и настоятельской кельями и малая трапезная для насельниц. Для служащего священника приобретена квартира. На горе за колокольней, на монастырских огородных и садовых участках отремонтированы домики и жилой вагончик, где летом останавливаются паломники. Здесь же выращиваются овощи.
В конце декабря 2002 года монахиня Иоанна Указом Священного Синода утверждена в должности настоятельницы монастыря.
В ближайшее время на дополнительно выделенном участке в районе Детского санатория планируется масштабное строительство, разрабатываются проекты по устроению и облагораживанию необходимых объектов для удобства паломников и планы дальнейшего развития Богородице-Табынского женского монастыря Республики Башкортостан.

«Здесь у вас кругом любовь», — так сказала американская паломница, посетив святые ключи Табынска.
У нас разные страны, языки, вероисповедания, но этой женщине удалось уловить самую суть: любовь способна вылечить любые раны. А уж тем более, если эта любовь имеет божественное начало.

Каждый год на Девятую пятницу после Пасхи на праздник явления иконы Табынской Божией Матери собираются тысячи людей. И становятся свидетелями обыкновенного чуда, которое случается здесь раз в году: именно на Девятую пятницу в пещерке, где обычно ставят верующие свечки, появляется вода. Проходит праздник — и уходит святой источник. Но самые терпеливые и настойчивые имеют возможность набрать себе целебных капель.
В народе говорят, что когда эти святые места будут благоустроены должным образом, тогда и вода останется с нами навсегда, и икона Табынской Божьей Матери, след которой оборвался в китайском городе Кульджа (по другой версии, её из китайского Харбина перевезли в Австралию, а потом в Сан-Франциско), вернётся на место своего обретения.
А пока к святому источнику, в котором можно искупаться, не зарастает народная тропа… Нескончаемой чередой в любое время года идут люди к месту явления иконы Табынской Божьей Матери и зачастую получают избавление от недугов телесных и душевных.
Разумеется, далеко не все случаи исцелений способны стать широко известными. Люди приезжают издалека, результат воздействия святой воды обнаруживают не сразу…
Зато насельницы Богородице-Табынского монастыря имеют возможность общения со святым источником постоянно: что случись — сразу обращаются за помощью к нему.
Настоятельница монастыря Игуменья Иоанна на собственном опыте убедилась, как табынская вода эффективно и деликатно дробит камушки в почках. Около пяти лет прожила она в этих местах. Поначалу беспокоилась о том, что когда-то крепко ушибленная нога нуждается в регулярном лечении электрофорезом, которое в этих местах организовать весьма проблематично. Однако эту труднодоступную процедуру с несравненным успехом заменила вода из источника, и нога больной быть перестала.
Насельницу монастыря Марианну укусила пчела. Да так, что глаз совершенно заплыл. Все сёстры были свидетелями чудесного исцеления: после компресса глаз тут же открылся.
Конечно, и на территории санатория источники обладают целебными свойствами, но всё же не стоит забывать, что вода стала лечебной после явления иконы Табынской Божьей Матери. Это потом у воды появилась чудодейственная сила для исцеления недугов телесных и душевных.

«Радуйся, Похвало Табынская и всего мира надеждо и утешение…»

В старинном казачьем селе всем миром возрождают обитель знаменитой Чудотворной Иконы Божьей Матери Табынской, а вместе с ней — веру, надежду и любовь в людских душах.
Табынь… Старинное название святых мест, а сегодня в большей степени духовное пространство, объединяющее людей различных национальностей и вероисповедания, благодатная сила, щедро подпитывающая светом добра и веры в чудо каждого, кто откроет для них своё сердце. Об этом и многом другом пишет в своей книге, которая сейчас готовится к изданию, наш земляк А. Сабиров. В беседе, состоявшейся с ним, принял участие и настоятель Свято-Вознесенского храма с. Табынского, а также Покровского храма с. Красноусольского игумен Боголеп.

О табыни.

— Мы живём в удивительных, святых местах, — рассказывает автор книги. — С каждым годом на эту благословенную землю приезжает всё больше людей — поклониться нашей покровительнице — Табынской Иконе Божьей Матери, приобщиться к чуду, попросить исцеления… Само слово, как название этих знаменитых мест, в переводе с башкирского означает «удобное место» (у татар — «оказать почтение, поклоняться Богу»). Географически оно охватывает не только село Табынское, где расположен Свято-Вознесенский храм, но и Красноусольское (бывшее Богоявленское), и Святые ключи — место явления Иконы, и все окрестные земли, избранные Богородицей своим уделом.
— Что интересно, — продолжает Арсений, — Икона почитается не только православными христианами (в том числе и старообрядцами), но и мусульманами. Известно, что многие башкиры поклонялись ей как святыне и во время Крестных ходов сами несли Икону по своим землям. И сейчас в Табынск, в наш знаменитый храм приезжают очень разные люди, и это ещё раз доказывает, что у Бога нет национальности.
Любое паломничество к этим святым местам начинается со Свято-Вознесенского храма, куда люди прибывают, чтобы поклониться мироточивой копии знаменитой Иконы и, наполнив сердца благодатью обители Матери Божией, направиться на Святые ключи, к месту её явления. Тем самым повторяется маршрут старинных Крестных ходов, которые начинались и заканчивались в Табынске. И таких людей всё больше, что свидетельствует не только о возрождении Табыни, но и о стремлении души народной к вере, любви и добру. Об этом и хочется рассказать в будущей книге.
Примечательно, что в год 415-летия со дня первого явления Иконы началось и возрождение её обители — храма в селе Табынском. Вот что рассказал о его истории автор книги на основании сведений из различных источников.

Униженный, но не сломленный.

Первый Вознесенский храм — деревянный — был построен казаками одновременно со строительством Табынского острога в 1698 г. Впоследствии в 1736 г. был построен новый храм, который и выбрала своей обителью Икона Божьей Матери, чудесным образом оказавшись здесь после своего второго явления в середине XVIII века. С тех пор и стала она называться Табынской.
Сам деревянный храм сгорел при пожаре, после чего был отстроен заново и вновь сгорел. К счастью, оба раза Икона не пострадала. В 1848 г. на том же самом месте был построен кирпичный храм с высокой колокольней и двумя приделами. Позже с восточной стороны был пристроен четверик (продолжение храма), над которым воздвигли золочёный купол, а по обеим сторонам колокольни пристроили сторожку и крестильную.
В годы гонений на церковь власти решили закрыть храм, но встретили яростное сопротивление народа. Это противостояние длилось целый год, и всё же в 1930 г. храм был «обезглавлен» — колокол сбросили с колокольни и разбили. Поруганию подверглись и другие церковные святыни — иконами топили печи, уничтожали росписи на стенах, даже кресты на кладбищенских могилах сносили тракторами… В самом помещении храма сельсовет пытался устроить зерносклад, но люди туда не заходили. В годы Великой Отечественной войны сюда ненадолго въехал витаминный завод, эвакуированный из Ленинграда. В 1954 году в храме был устроен консервный завод. Началась основательная переделка помещений, во время которой рухнул купол, лишь случайно обошлось без жертв. Внутри колокольни установили 50-тонную ёмкость для воды, в крестильне разместили цех по пропариванию банок, на месте алтаря — овощной цех. Кроме как варварством, это беспощадное уничтожение храма по-другому назвать нельзя.
Между тем, он имеет ещё и культурную ценность. По некоторым сведениям, описывая события Пугачёвского бунта в «Капитанской дочке», в Табыни побывал А.С. Пушкин, который, как истинно верующий православный человек, не мог не посетить Вознесенский храм — место пребывания знаменитой чудотворной Табынской Иконы.
После празднования 1000-летия крещения Руси началось возвращение храмов верующим. Однако шло оно очень медленно, с большими препятствиями. В 1990 г. архиепископ Никон благословил открытие Табынского прихода. Богослужения проводились прямо у забора храма. Поднялась волна протестов и просьб о его возвращении. Но только в 1999 г., когда консервный завод обанкротился, после многочисленных обращений к Президенту РФ, к патриарху и общественности местные власти наконец-то вернули полуразрушенный храм людям.

Пророчество сбывается.

Однако и после этого здесь долгое время царили запустение и уныние. Местные жители всё чаще вспоминали одно из пророчеств о том, что в Табынь придёт монах и начнётся возрождение храма, необходимое для того, чтобы Табынская икона вернулась в свою обитель…
«И вот наконец-то на наших глазах, — продолжает Арсений, — начинается настоящее возрождение Свято-Вознесенского храма. Молитвами и чаяниями верующих полуразрушенная, но несломленная обитель Матери Божией постепенно обретает своё былое величие. Указом Митрополита Никона (который является духовным чадом святителя Иоанна Снычёва — автора знаменитого Акафиста Пресвятой Богородицы Табынской), настоятелем храма в апреле этого года был назначен монах-игумен Боголеп. Человек сильный духом, удивительно светлый и добрый, он сумел объединить людей, готовых принять участие в этом святом и богоугодном деле».
Первое, с чего начали — освободили храм от «плена» бетонного забора, скрывавшего его от людских глаз. В тот же вечер зашедшие в храм после работы люди были поражены изменением, произошедшим с большой копией Иконы Табынской Богоматери, написанной местным художником И.Г. Пешковым и находящейся в притворе храма, — её лик неожиданно просветлел. Люди восприняли это как благословение свыше. Буквально за три месяца был сделан впечатляющий объём работы: отсыпали площадь перед храмом и облагородили её красивым забором из свежеструганной сосны, в тени чудом уцелевшей берёзы поставили скамейки. Также снесли несколько пристроек — «наследство» бывшего консервного завода, вывезли сотни тонн строительного мусора, благоустроили расположенный здесь колодец. И местные жители, и приезжие набирают из него вкуснейшую освящённую Крестом родниковую воду, поступающую с горы Воскресенки.
Одновременно, продолжает автор, наводили порядок и во внутренних помещениях храма. Они находились в плачевном, запущенном состоянии, кругом — пыль, мусор, на полу — отбитая штукатурка. Всё это отмыли, отчистили, провели сюда электричество, плиточный пол застелили коврами, которые охотно несли люди из своих домов. Кстати, стены в старинном храме почти метровой толщины, и даже в разгар июня внутри было так холодно, что люди стояли на службе в пальто и валенках. Однако, несмотря на это, на сердце у всех было тепло и радостно.

Знак свыше.

В это же время, в июне, произошло ещё одно событие, которое подтвердило духовную значимость возрождения храма и явилось торжеством веры. На праздник 9-й Пятницы в Табынске собралось множество паломников из разных уголков России, чтобы пройти Крестным ходом на Святые ключи. Они стали свидетелями того, как копия Иконы Божией Матери Табынской из нашего Свято-Вознесенского храма на месте своего обретения у источника под горой явила «чудо мироточения, наполнив сердца людей необыкновенной благодатью. Люди нескончаемым потоком шли, чтобы приложиться к Иконе!..»
Получив благословение Богородицы, люди вновь принялись за дело. За короткое время была разобрана и заменена кровля храма — дело не только важнейшее, но и дорогостоящее. Откуда взялись средства на крышу — вопрос отдельный и тоже из разряда чудесных. Дело в том, что помощь здесь появляется сама собой, «волею Матери Божией», как говорит батюшка Боголеп, и именно в тот момент, когда она больше всего необходима. Люди с готовностью помогают, кто чем может: стройматериалами, документами, транспортом, деньгами и, конечно же, своим трудом — храм возрождают всем миром. И всё это по собственной воле, совершенно бескорыстно. Молва о возрождении обители знаменитой Иконы распространяется по стране очень быстро. Помощь, идущая от чистого сердца, — вот что здесь ценится превыше всего!

Всем миром.

Поработать во славу Божию приходят и приезжают люди из разных мест, причём многие — семьями. Очень важно, что наравне со всеми в храме работают и дети. Причём, им батюшка Боголеп даже выплачивает «зарплату» из скромных приходских поступлений.
Здесь всё построено на доверии: стоимость пожертвований в храме чисто символическая — крещение, отпевание, освящение и многое другое совершается бесплатно. Неудивительно, что многие из тех, кто впервые попал в храм, искренне поражаются: «Мы думали, что в наше время таких батюшек уже не осталось…» Вот такой необыкновенный человек, воин-монах, избравший целью жизни служение Пресвятой Богородице, появился в Табынском храме, и с радостью едут сюда — за поддержкой, за благословением — всё новые и новые люди…
«С Божьей помощью все устроится, — говорит батюшка о ремонте храма. — Нам бы до холодов отопление провести и полы настелить…» Техпаспорт храма уже готов, разрабатываются техусловия и проект на подключение газа. Также крайне необходим ремонт и укрепление колокольни, на стенах которой в результате «хозяйничания» консервщиков появились серьёзные трещины. В настоящее время ведутся изыскательские работы с целью подготовки экспертного заключения и разработки проекта реконструкции, после чего специалисты-реставраторы возьмутся за восстановление прежнего облика храма. Под куполом до сих пор сохранилась старинная роспись, фрески, которые со временем обязательно будут воссозданы. Храм — это очень тонкая структура, даже материал здесь должен использоваться особый, иначе эта благодать, эта святость может исчезнуть…
«Самое важное, — подчёркивает игумен Боголеп, — чтобы за всеми этими великими стройками не забывалось главное — душа человека, её пробуждение к любви и состраданию…»
Удивительно, но уже само пребывание в возрождающемся храме и особенно труд на его благо преображают людей: просветляются лица, проясняются глаза, душа наполняется тихой радостью от осознания сопричастности чему-то очень доброму и светлому, настоящему и единственно истинному. Наверное, так и должно быть, когда делаешь одно великое общее дело…

Самая загадочная икона в России. Празднуется в 9-ю пятницу после Пасхи.

Табынская икона Божией Матери

А теперь немного истории.

Первое явление Табынской иконы Божией Матери произошло, скорее всего между 1594 и 1597 годом, как гласит предание:

Иеродиакон Амвросий шел вечером с сенокоса. И проходя мимо соленого источника, услышал голос: «Возьми Мою икону». Но, считая эти слова наваждением, постарался не обратить внимания. На третий день проходя там же он снова услышал неземной глас: «Да потщится правоверная братия, богоспасаемой обители прияти Мя во храм Господа Моего».Он осмотрелся и увидел на большом камне в тени большого дерева икону Божией Матери. Камень был действительно большим, около 3-х метров в высоту и ширину. Этот камень нависал над двумя источниками один из которых был соленый, другой пресный. Диакон поклонился иконе и побежал в монастырь. Братия с честью и пением принесли икону и поставили ее в храме. Но на утро иконы не обнаружили. Стали искать и увидели ее на монастырских вратах. Монахи снова вернули икону в храм, но утром она опять была на прежнем месте. Тогда они решили, построить над вратами часовню там стали молиться ей.

Сразу после явления Святой Иконы стали совершаться многочисленные чудеса. История существования Пречистинской пустыни, где явилась икона была, связана с постоянными набегами восставших башкир и была сожжена.

Дальше произошло новое явление Табынской иконы.

Второе явление Табынской иконы в 1765 году в том же месте, что и первый раз. Предание рассказывает: Три пастуха башкира пасли скотину у соленых ключей и увидели на камне икону Божией Матери. Они бросились рубить ее топором, говоря: «Вот русский Бог» и раскололи икону на две части. За такое святотатство пастухи ослепли. Стали плакать и молиться: «Не уйдем пока нас русский Бог не исцелит» Самый молодой башкир из них 14-15 лет особо сильно молился и прозрел. Он подвел своих товарищей к соленому источнику. И они, каясь в содеянном умывали глаза соленой водой и милостью Богородицы прозрели. С этих пор вода в источнике стала святой. Тем временем жители Богоявленского завода стали волноваться о скотине и побежали к соленым ключам и обрели чудотворную икону, о которой было известно по старинному преданию. Перенесли икону в церковь, но утром икону обнаружили в Табынском храме. Известно, что молодой башкир принял святое крещение и проводя особую подвижническую жизнь, умер в возрасте 130 лет во время крестного хода в г. Челябинске.

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери (начало ХХ века)

Последний крестный ход прекратился около Оренбурга. Во время гражданской войны в период наибольших колебаний казачества атаман А. И. Дутов для поднятия настроения и боевого духа казаков вывозил в войска покровительницу оренбургских казаков – Табынскую Икону Божией Матери. Таким образом, они дошли до города Благовещенска на реке Амур, но дальше святая Икона не пошла. Была построена часовня из камыша над Чудотворной Иконой. Епископ Камчатский Нестор вместе с архиепископом Оренбургским Мефодием, архиепископом Томским Мелентием и многими священниками три дня постились и слезно молились, и вот Святая Табынская Икона двинулась через границу в Китай.

Первый храм Ея за рубежом был в монастыре города Харбина. Там прославилась Табынская Иконам многими чудесами так, что китайцы молились Ей, говоря:Если Табынь поставишь свечку – все будет хорошо, если не поставишь — плохо. В Китае чудотворная Табынская Икона пребывала до 1948 года. Потом русских по настоянию большевиков изгнали из Китая. Затем Табынская Икона попала в Австралию. Далее архимандрит Филарет, будущий предстоятель Русской Церкви за границей, перевез икону в город Сан-Франциско, где она и исчезла. Все попытки митрополита Мануила по возвращению святой иконы не увенчались успехом.

Сейчас местонахождение самой большой святыни и покровительницы Уральского края неизвестно.

С 1997 года на Святых ключах, месте явления иконы, открыт Богородице-Табынский женский монастырь,который действует и поныне.

Мы с отцом Владимиром ездим в Богородице-Табынский женский монастырь на празднование явления Табынской иконы Божией Матери уже 5 лет и приглашаем Вас присоединится к нам в следующем году. А ниже Вы найдете небольшой фото отчет о наших предыдущих поездках.

2012 год

2013 год

Ранее утро. Подготовка к службе Исповедь Хор готовится к службе

2014 год

В ожидании парома Встречаем архиереев Высокие гости

2015 год

DCIM101GOPRO Крестный ход Подготовка встречи митрополита Сестры обители Встреча митрополита Никона Митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН Епископ Салаватский и Кумертауский НИКОЛАЙ Епископ Орский и Гайский ИРИНЕЙ Епископ Нефтекамский и Бирский АМВРОСИЙ

2016 год

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *