Сергей Худиев

Единородный сын и усыновленные дети

Один из наших читателей поставил важный вопрос: «Иисус — Сын Божий, а каждый из нас — это разве не сын Божий? Душа не есть частичка Бога? Кто есть человек в христианстве?»

Выражение «сын Божий» в Библии, действительно, может относиться не только к Иисусу — в Ветхом Завете «сыном Божиим» мог быть назван царь или народ Божий в целом. В Новом Завете сынами и дочерями Божиими названы все члены Церкви. Но Иисус является не «одним из» сынов Божиих, Он — «Сын Божий Единородный», в единственном, уникальном смысле, и, чтобы понять это, мы должны подробнее поговорить о том, как Библия описывает соотношение Творца и творения.

Абсолютно Иной

В большинстве религий мира люди поклоняются богам — могущественным, прекрасным, как правило, бессмертным существам, которые во всем превосходят людей. Но эти боги являются частью нашего мира; мироздание язычника населено людьми, богами, духами — все они находятся внутри, входят в список существ этого мира.

Как и окруженные суеверным почитанием языческие цари, они находятся, если можно так сказать, этажом выше — но в той же реальности.

Некоторые религии даже полагают, что люди и боги единосущны, обладают одной и той же природой, и цель духовной практики — осознать нашу внутреннюю божественность.

Про Бога Библии ничего подобного сказать нельзя. Первоначальное значение слова «кадош», «святой» в Ветхом Завете – «отделенный», «совершенно иной». Он — не один из персонажей внутри этого мира, хотя бы и самый великий. Он — снаружи, как художник находится снаружи картины или писатель — снаружи романа. Между Творцом и творением существует принципиальное качественное различие.

Наши души не являются «частичками Бога» и это важно отметить, потому что Бог абсолютно нравственно чист. Как говорит апостол Иоанн, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы (1 Ин 1:5). Про наши души мы никак не можем сказать, что нет в них никакой тьмы.

Все в этом мире: вековые деревья, кажущиеся такими нерушимыми скалы, сама планета земля, Солнце, другие звезды и планеты, наша галактика и все галактики в мироздании, Вселенная как таковая — все это является чем-то временным, преходящим. Только на фоне нашей сверхкраткой земной жизни все эти вещи кажутся почти вечными. Но на самом деле было время, когда их не было; придет время, когда их не будет.

Они обладают, как говорят философы, случайным, зависимым бытием — их могло бы и не быть. Этот мир и все в нем существует не благодаря себе, он получает свою реальность из источника, который находится вне его, как роман или симфония существуют только благодаря гению писателя или композитора. Мироздание и все, что в нем, создано и поддерживается в бытии Богом.

А вот сам Бог вечен, Он не нуждается в том, чтобы получать существование от кого-то еще. Он существует всегда — прежде всех веков, ныне и во все веки.

Библейское откровение говорит, что Бог всегда пребывает как Троица: Отец, Сын и Святой Дух. Сын Божий, как говорили отцы Вселенских Соборов, «единосущен Отцу», то есть находится по Его, а не по нашу сторону той невообразимой пропасти, которая разделяет Творца и творение. Он в полном смысле Бог — совечный Отцу и равный Ему.

Бог становится человеком

В определенный момент человеческой истории, не переставая быть Богом, Сын становится человеком, приняв плоть от Богородицы и Приснодевы Марии. Господь наш Иисус Христос, как свидетельствует Писание и как учит Церковь, обладает двумя природами: он целиком и полностью Бог и целиком и полностью человек.

В Его лице автор мироздания становится одним из его персонажей, Творец входит в сотворенный Им мир, Создатель соединяется со Своим созданием.

Евангелие подчеркивает уникальные отношения Иисуса с Богом, которого Он называет «отец Мой». Разумеется, никто из нас не обладает таким статусом. Мы все: люди, ангелы, и все, кто только есть во вселенной, — творения. Мы не обладаем божественной природой. Только об Иисусе мы можем сказать, что Он «рожденный, не сотворенный».

Члены Церкви усыновлены Богу через Иисуса Христа

Сын Божий становится человеком, как мы говорим в Символе веры, «нас ради человек и нашего ради спасения». Это спасение включает в себя не только избавление от греха, но и нечто несравненно большее — усыновление Богу, включение в Его семью через веру в Иисуса Христа и Святое Крещение. Как говорит апостол Иоанн, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин 1:12–13). О том же говорит и апостол Павел: Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал 3:26).

Более того, мы призваны приобщиться к той подлинной жизни, которой обладает только сам Бог. Как говорит святой апостол Петр, мы должны сделаться причастниками Божеского естества (2 Пет 1:4).

Поэтому через веру и Крещение мы являемся сынами и дочерями Богу; но в отличие от Иисуса Христа, который является Сыном Божиим Единородным, мы — усыновленные дети. Как говорит святой апостол Павел, когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!” Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа (Гал 4:4–7).

В заставке используется фрагмент картины «Дайте детям приходить ко мне (Мк 10:14)», Карл Кристиан Фогель фон Фогельштейн, Галерея современного искусства, Флоренция

Сколько же было сыновей божьих?

Христианская церковь учит, что бог-отец послал некогда на землю своего сына Иисуса, чтобы он спас людей. По учению церкви, Иисус был «единородным», т. е. единственным, сыном бога. Об этом написано и в евангелиях — книгах, по учению церкви, священных. Так, в евангелии Иоанна говорится: «Ибо так, возлюбил бог мир, что отдал сына своего единородного»… (глава 3, стих 16). В евангелии Иоанна четыре раза повторяется, что Христос был единородным, т. е. единственным, сыном бога-отца (глава 1, стихи 14 и 18, глава 3, стихи 16 и 18).

Каждый христианин почитает наряду с евангелиями так называемые книги «Ветхого завета» (иначе они называются «Пятикнижием Моисея»). Они тоже считаются «священными», продиктованными самим богом-отцом Моисею. Откроем первую из них — книгу «Бытие». В главе 4-й рассказывается, что, когда сказочная «праматерь» людей — Ева родила своего первого сына, Каина, она воскликнула: «Приобрела я человека от господа» (глава 4, стих 1).

Значит, если верить Библии (книге «Бытие»), Каин, этот первый убийца (каким его выставляет Библия), братоубийца, был рожден «от господа», т. е. был сыном божьим! Выходит, что евангельский Иисус был не единственным сыном бога-отца, а имел братом своим Каина!

В той же книге «Бытие» рассказывается, что, когда Ева родила другого сына, Сифа, она сказала: «Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин» (глава 4, стих 25). Значит, был еще один сын божий! В шестой главе книги «Бытие» рассказывается о многих «сыновьях божьих», которые «увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены» («Бытие», глава 6, стих 2). От браков сыновей божьих с дочерьми человеческими, рассказывается дальше в Библии, рождались исполины, «сильные, издревле славные люди» (глава 6, стих 4).

Выходит, что сыновей божьих было много. И действительно, в Библии неоднократно говорится о многих сыновьях бога («Вы сыны господа, бога вашего», — «Второзаконие», глава 14, стих 1). Если так, то чему же верить: тому ли, что написано в Библии (где говорится, что сыновей у бога было много), или тому, что написано в евангелиях (где утверждается, что Иисус был единственным сыном бога)?

Христианская религия — не самая древняя на земле. До нее существовало много других религий. Что же там говорится о божьих сыновьях? Оказывается, во многих других религиях тоже была вера в богов-отцов, богинь-матерей и божественных сыновей.

Известный историк древнего мира француз Масперо писал о древнем Египте: «Вообще египетские боги не любили одиночества: подобно простым смертным, они соединялись в семьи, каждый из них имел жену и сына, благодаря чему возникали тройственные божества». Египтяне верили не в одну, а во много троиц. Так, были троицы: бог Птах, его жена — богиня Сохмет, их сын — Нефертули; бог Озирис, его жена — богиня Изида, их сын — Гор; бог Амон, богиня Мут, их сын — Хонсу.

Древние вавилоняне также верили, что их боги имеют сыновей. Так, бог Эа имел сына Адапа. Древние греки верили, что их боги имеют жен, а от них — сыновей и дочерей. В греческих преданиях рассказывается, что бог Зевс (бог неба, грома и молний, главный бог) сам из своей головы («непорочно») родил богиню Афину, от богини Геры имел сына А рея, от богини Лето — сына Аполлона и дочь Артемиду, от Майи — Гермеса. Помимо них он имел много других детей не только от богинь, но и от смертных женщин. Подобные верования существовали и у римлян.

Древние люди верили не только в то, что боги имеют сыновей, они верили, что люди могут быть сыновьями богов. Когда сложились классовые общества с государственной властью, цари объявляли себя сыновьями божьими, чтобы внушить своим подданным страх и трепет, заставить их безропотно переносить гнет и насилия. В одном древнем египетском документе, написанном за 3 500 лет до нашего времени, приводится клятва фараона (царя). Она начинается словами: «Как истинно то, что живет мой отец Ра-Гор-Небосклонный, восходящий на небосклоне под именем Шу, который есть солнце…». Итак, египетские цари учили, что они прямые потомки бога Солнца — бога Ра.

Вавилонский царь Навохудоносор в молитве к богу Мардуку говорил: «Я государь… создание рук твоих, ты сотворил меня».

Древние китайские императоры учили, что и они сыновья богов. В одном документе, относящемся примерно за 4 тысячи лет до нас, говорится: «Император есть сын неба, его физическая личность — олицетворение неба». До нашего времени китайские императоры считали себя «сыновьями неба».

Японские императоры поныне называют себя прямыми потомками богини Аматерасу, и учение о божественном происхождении императора является одним из главных в распространенной в Японии религии шинто; оно воспринято и другой религией, распространенной в Японии, — буддизмом.

Мы могли бы число подобных примеров во много раз увеличить, чтобы показать, что у многих народов задолго до христианства существовала вера в сыновей божьих. Христианство ничего нового своим учением о Христе, как сыне божьем, не сказало. И в других религиях рассказывается, что сын божий чудесно, «непорочно» родился, чудесно спасался от опасностей и гонений, умирал и воскресал вновь, подобно Христу. Христианство, зародившееся позже всех этих религий среди народов, давно придерживавшихся таких учений, заимствовало у них учение о сыне божьем.

Образ евангельского Христа списан с образов умирающих и воскресающих богов древнего мира. Иисуса Христа в действительности не было, как не было и Каина, который, по учению Библии, приходится Христу братом.

Но хотя Христа и не было, сказка о нем вот уже две тысячи лет используется церковью и эксплоататорами для внушения трудящимся самых вредных идей — смирения, непротивления, рабской покорности эксплоататорам.

Худ. В. Перов. «Трапеза»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

О втором члене

В. Как разуметь имена: Иисус Христос, Сын Божий?

О. Сыном Божиим называется второе лице Святой Троицы по Своему Божеству. Сей же Самый Сын Божий назван Иисусом, когда родился на земле как человек. Христом назвали Его пророки, когда еще ожидали пришествия Его на землю.

В. Что значит имя Иисус?

О. Спаситель.

В. Кем наречено имя Иисус?

О. Ангелом Гавриилом.

В. Почему сие имя наречено Сыну Божию при рождении Его на земле?

О. Потому что Он родился спасти человеков.

В. Что значит имя Христос?

О. Помазанник.

В. От чего произошло имя Помазанника?

О. От помазания священным миром, чрез которое подаются дары Духа Святого.

В. Один ли Иисус Сын Божий называется Помазанником?

О. Нет. Помазанниками издревле называли царей, первосвященников и пророков.

В. Почему же Иисус Сын Божий называется Помазанником?

О. Потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Духа Святого, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение Пророка, святость Первосвященника и могущество Царя.

В. В каком разуме Иисус Христос называется Господом?

О. В том разуме, что Он есть истинный Бог. Ибо имя Господь есть одно из имен Божиих.

В. Как говорит Священное Писание о Божестве Иисуса Христа, Сына Божия?

О. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1:1).

В. Для чего Иисус Христос называется Сыном Божиим Единородным?

О. Сим означается то, что Он один токмо есть Сын Божий, рожденный из Существа Бога Отца, и потому есть единаго существа с Богом Отцем; и следственно, без всякого сравнения превосходит всех святых ангелов и святых человеков, которые называются сынами Божиими по благодати (см. Ин. 1:12).

В. Священное Писание называет ли Иисуса Христа Единородным?

О. Называет. Например, в следующих изречениях евангелиста Иоанна: Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Бога никтоже виде нигдеже: Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (18).

В. Для чего в Символе веры о Сыне Божием сказано еще, что Он рожден от Отца?

О. Сим изображается то личное свойство, которым Он отличается от других лиц Святыя Троицы.

В. Для чего сказано, что Он рожден прежде всех век?

О. Дабы кто не подумал, что было время, когда Его не было. Иначе сказать, сим изображается то, что Иисус Христос есть также вечный Сын Божий, как вечен Бог Отец.

В. Что значат в Символе веры слова: Света от Света?

О. Они подобием видимого света несколько изъясняют непостижимое рождение Сына Божия от Отца. Смотря на солнце, мы видим свет; от сего света рождается свет, видимый во всей подсолнечной; но и тот и другой есть один свет, нераздельный, одной природы. Подобно сему, Бог Отец есть вечный Свет (см. 1Ин. 1:5); от Него рождается Сын Божий, Который также есть вечный Свет, но Бог Отец и Сын Божий есть единый вечный Свет, нераздельный, единого Божеского естества.

В. Какая сила в словах Символа веры: Бога истинна от Бога истинна?

О. Та, что Сын Божий называется Богом в том же истинном смысле, как Бог Отец.

В. Не из Священного ли Писания сии слова?

О. Так. Они взяты из следующего изречения Иоанна Богослова: Вемы же, яко Сын Божий прииде, и дал есть нам (свет и) разум, да познаем Бога истиннаго, и да будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и живот вечный (1Ин. 5:20).

В. На что еще в Символе веры о Сыне Божием прибавлено, что Он рожден, не сотворен?

О. Сие прибавлено в обличение Ария, который нечестиво учил, что Сын Божий сотворен.

В. Что значат слова: единосущна Отцу?

О. Иначе сказать, Сын Божий есть единого и того же Божеского существа с Богом Отцем.

В. Как говорит о сем Священное Писание?

О. Сам Иисус Христос о Себе и о Боге Отце говорит так: Аз и Отец едино есма (Ин. 10:30).

В. Что показывают слова Символа веры: Имже вся быша?

О. То, что Бог Отец все сотворил Сыном Своим как вечною премудростию Своею и вечным Словом Своим.

Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть (Ин. 1:3).

Примеры употребления слова морфей в литературе.

Вырванный целой серией громогласных чиханий из объятий Морфея, Смыков сразу заприметил все: и волчий взгляд Зяблика, и голый череп Цыпфа, и спину Верки, не то татуированную, не то покрытую цианозной сыпью.

Пускай любовь Овидии поют, Мне не дает покоя Цитерея, Счастливых дней амуры мне не вьют: Я сон пою, бесценный дар Морфея, И научу, как должно в тишине Покоиться в приятном, крепком сне.

Но попытка, похоже, не удалась, и теперь Джинн спал — плавал в благовесте от Морфея, прыжком забытья преодолевая насыщенный плотной земной суетой отрезок времени.

Я буду носить, — добавил он, опять снимая шляпу и глядя на нее так свирепо, словно только соображения меркантильного порядка мешали ему дать ей пинка ногой, — я буду носить эту эмблему женского вероломства в память о той, кто одарила меня счастьем, увы, мимолетным, за кого я уже не буду поднимать чашу с вином искрометным и по чьей милости мне до конца моих недолгих дней суждена разлука с морфеем благодатным.

Худенькая женщина, до боли напоминающая мне кого-то, отчаянно борется с Морфеем, и ее охладевшая ладошка на ширинке мягко анестезирует неизбежное.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Одна из самых легендарных и загадочных личностей в человеческой истории, Иисус Христос, до сих пор будоражит умы историков, религиозных деятелей и простых граждан. Существовал ли он на самом деле? Был ли сыном Божьим или шарлатаном, который намеренно вводил людей в заблуждение? Почему он начал свой путь только в 33 года? У человечества нет ответов на эти вопросы, поэтому жизнь Христа давно превратилась в легенду. Рожденный непорочным зачатием, под знаком внезапно вспыхнувшей звезды появился на свет Тот, кому суждено было повести за собой народы и своей трагической смертью искупить людские грехи. Драматичный исторический фильм, рассказывающий о жизни, личности и учении Иисуса Христа. Режиссером фильма выступил опытный документалист Кристофер Спенсер, создатель таких картин, как «Древний Рим», «Лузитания», «Разгадка тайны Стоунхенджа». Масштабные качественные съемки, легендарный сюжет и прекрасная актерская игра придутся по душе даже самому взыскательному зрителю. Историю жизни Иисуса Христа можно смотреть онлайн в фильме «Сын Божий».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *