Погост Камно церковь Святого Великомученика и Победоносца Георгия

По местному преданию, недалеко от Камно находились владения княгини Ольги. Путешествуя по святым местам, здесь любил молиться преподобный Никандр Псковский. В древности здесь нередко были столкновения псковичей с ливонцами. В 1238 году здесь псковичи «избиша Литву на Камне». В 1407 году здесь произошло трагическое «Каменское побоище» псковичей с ливонцами, когда почти все псковские воины погибли. В 1420 году из Камно в Псков была перенесена чудотворная икона Пресвятой Богородицы по случаю бывшего от нее знамения. В 1601-1602 годах владыка, воевода, псковичи встречали здесь Печерские иконы Божией Матери «Умиление» и «Одигитрия».

Церковь построена в XY веке. В документах начала XIX века отмечалось, что кровля и глава церкви очень ветхие. В 1879 году церковь расширена внутри за счет уничтожения четырех колонн, вместо каменного был сделан деревянный купол. Церковь построена из плиты; колокольня каменная, в связи с церковью, построена в 1844 году. На ней было пять колоколов. Большой колокол весил 52 п. 26 ф., средний — 12 п. 11 ф., малый — 6 п. 1 ф., два небольших подзвонка не имели обозначения веса. На большом колоколе было изображение Святого великомученика Георгия с шестью ангелами и надпись: «Лета 1873 колокол сей устроен усердием прихожан и старанием церковноприходского попечительства в церковь Святого Великомученика Георгия на Камне, лит на заводе почетного гражданина Андрея Самгина». На среднем колоколе было изображение Божией Матери с надписью: «Мастер Самгин в Москве», на других колоколах обозначено имя мастера. Престолов в церкви два, главный — во имя Святого великомученика и Победоносца Георгия, придельный — во имя Преподобного Никандра пустынножителя Псковского чудотворца. К Георгиевской церкви была приписана Казанская домовая церковь села Булаево. Вокруг церкви находится кладбище, на нем сохранилась часовня-усыпальница Святого Николая чудотворца. Возле церкви сохранились могилы владельца имения Камно поэта и переводчика Александра Николаевича Яхонтова (28 июня 1820 — 12 октября 1890) и его жены Анны Николаевны Яхонтовой (Ильман). По семейному преданию Яхонтовых, в имении Камно бывал Александр Сергеевич Пушкин.

В приходе было шесть часовен, из них две каменные. Около каменной часовни в одной версте от села Камно псковичи встречали и провожали Псково-Печерские иконы. Другая каменная часовня была в селе Станки. Деревянные часовни находились в селениях Паники, Подмогилье, Тямша и Подосье. В документах за 1900 год отмечена пятая деревянная часовня — в деревне Логазовичи. В селе Вехино была часовня во имя Казанской иконы Божией Матери, построенная владельцем села. Уничтожена она в 1918 году. В 1908 году был организован церковный хор. В 1908 году, в год 10-летия школы, в местной школе состоялся духовный концерт. Хор исполнил произведения Бортнянского, Чайковского, Архангельского, Григорьева. Репертуар хора был обширен, главное внимание обращалось на художественное исполнение произведений, верную передачу идеи, смысла песнопения.Чаще других исполнялись произведения Архангельского. С 1869 года при церкви существовало церковно-приходское попечительство. По несогласию прихожан оно затем было закрыто и вновь открыто по их просьбе в 1878 году. Богадельни и больницы при церкви не было. Церковно-приходская школа была открыта 16 сентября 1902 года в доме церковно-приходского попечительства. Отопление школе предоставил член попечительства — помещик Николай Александрович Яхонтов. В 1915 году в ней обучались 48 учеников. В приходе были три земские школы: с 1872 года при погосте Камно, в ней в 1915 году обучались 55 учеников. Другие земские школы были в деревнях Тямша и Поддубье. В 1919 году в доме церковно-приходской школы разместили советскую трудовую школу 1 ступени, а церковно-приходскую школу перевели в деревянную сторожку.

В 1804 году прихожан было 2091, в 1910 году — 4688.

Усадьба Яхонтовых в 1918 году пустовала, все помещения были разгромлены, «оставшаяся в небольшом количестве мебель поломана и не представляет в таком виде художественно-исторической ценности». Все же в двух запертых залах «оказались части мебели, картин и книг бывшего владельца». Мебель, вещи, картины, рисунки, книги 30 декабря 1918 года были изъяты «для перевозки под охрану» подотдела по охране памятников старины при Псковском губисполкоме. В 1922 году в имении находился совхоз. Усадебный дом уничтожен еще до Великой Отечественной войны.

В годы Великой Отечественной войны служили священники Петр Васильевич Птицын и Александр Феодорович (Федорович) Федоров, псаломщицей — Татьяна Ястремская. В 1942 году иконописной мастерской Псковской Православной миссии в церкви заново расписан иконостас.

В Георгиевской церкви в 1986-1998 годах служил протоиерей Валентин Мордасов. Он родился 10 марта 1930 года в деревне Хмелевка Оленинского района Тверской области. Детские и юношеские годы будущего пастыря прошли в Ленинграде. Отец, Анатолий Сергеевич Мордасов, работал мастером на Кировском заводе, мама, Надежда Ивановна, была медицинским работником. Родители были чужды религиозности и не могли преподать сыну какие-либо знания о духовной жизни. Возможно, временем его духовного пробуждения стала Великая Отечественная война. После окончания в 1947 году неполной средней школы по настоянию родителей Валентин поступил в Машиностроительный техникум, который окончил в 1950 году, получив специальность киномеханика. Какое-то время после окончания техникума он работал по специальности, потом поступил в Духовную семинарию. В годы учебы Валентин Мордасов встречался со старцем Серафимом Вырицким. В поисках духовного совета и наставления семинарист Валентин приезжал в Псково-Печерский монастырь к старцу Симеону (Желнину). Иеросхимонах Симеон до самой своей кончины оставался духовником отца Валентина. Бывал он и у старца Иоанна Максимова, служившего тогда в Камно. Этот батюшка в 1953 году благословил его брак. «Выбирай себе невесту», — сказал о. Иоанн, указав на певчих. Так отец Валентин познакомился с будущей матушкой Александрой Павловной Васильевой, уроженкой деревни Чернецово Псковского района. Вернувшись в семинарию, Валентин 1 августа 1953 года подал прошение на имя митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) с просьбой благословить его на принятие сана иерея в погосте Лосицы Псковской области с продолжением обучения в семинарии заочно. 7 августа 1953 года настоятель Георгиевской церкви погоста Камно протоиерей Иоанн Максимов совершил венчание Валентина Анатольевича Мордасова и Александры Павловны Васильевой. 28 августа 1953 года в Николо-Богоявленском кафедральном соборе Ленинграда епископ Таллиннский и Эстонский Роман рукоположил Валентина Мордасова в сан дьякона, а на следующий день, 29 августа, в Спасской церкви поселка Парголово Ленинградской области — в сан иерея. С 28 сентября 1953 года отец Валентин приступил к обязанностям настоятеля Митрофаниевской церкви села Лосицы Лядского (ныне Плюсского) района Псковской области. С ноября 1953 года батюшка назначен священником второй церкви — в селе Дубяги, в 20 км от Лосиц. Благочинный округа отзывался о молодом священнике как о скромном, усердном проповеднике слова Божия. 4 августа 1954 года молодой иерей получил еще одно назначение: по совместительству служить в Спасо-Преображенской церкви села Прибуж Гдовского района. 4 июля 1954 года родился сын Мишенька. С 17 сентября 1954 года священника Валентина Мордасова назначили настоятелем церкви села Прибуж с одновременным служением в церкви села Дубяги. Благочинный Гдовского округа отмечал, что до назначения о. Валентина Прибужский и Дубягский приходы находились на низком моральном и материальном уровне. С приходом о. Валентина увеличилась посещаемость верующими приходских церквей, поправилось материальное положение храмов. За примерное поведение и ревностное служение о. Валентин был награжден набедренником, затем последовало награждение камилавкой. Однако пятилетнее хождение по 20 км в оба конца от прихода к приходу стало давать о себе знать. С 25 июля 1959 года по 12 декабря 1960 года отец Валентин служил настоятелем Никольской церкви города Порхова, затем Порховской кладбищенской церкви Иоанна Предтечи. За усердно-ревностное пастырское служение Церкви Христовой указом Патриарха Московского и всея Руси Алексия I о. Валентин награжден золотым наперсным крестом. День 12 июля 1974 года не предвещал никаких неожиданностей. В праздник Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла о. Валентин поехал служить в село Самолва, в храм Архангела Михаила. С ним поехали супруга Александра Павловна и сын Миша. С юных лет Миша на память знал всю церковную службу, Господь наделил его многими талантами. Он хорошо пел, рисовал, шил, разбирался в технике. Он не чуждался своих сверстников. С трех лет прислуживал отцу в алтаре. Как только позволил возраст, Миша был поставлен в иподьяконы. В тот день выдалась жаркая погода, и после службы молодежь поспешила искупаться в озере, покататься на лодках. Как произошла трагедия — никто не видел. Мишино тело обнаружили только вечером того дня. Отпевал сына о. Валентин в Камновском храме, у стен которого Миша похоронен.

До весны 1983 года отец Валентин служил в церкви Иоанна Предтечи в Порхове. Указом митрополита Псковского и Порховского Иоанна от 19 марта 1983 года протоиерей Валентин освобожден от служения в церкви Иоанна Предтечи и по просьбе прихожан назначен настоятелем церкви Рождества Богородицы посёлка Изборск Печорского района. Отца Валентина всегда отличали строгость в выполнении требований Устава, истовое и благоговейное богослужение. Проповеди его были направлены на смирение, исправление жизни. Сам он был удивительно неприхотлив в быту. Спустя годы члены церковного совета обратились к владыке с просьбой наградить отца Валентина Мордасова митрой. Владыка не отказал, и протоиерей Валентин Мордасов получил заслуженную награду. С конца 1984 и до начала 1986 года о. Валентин исполнял обязанности настоятеля церкви Рождества Христова в селе Бельское Порховского района. Постепенно церковь была приведена в порядок, но остаться служить здесь о. Валентину было не суждено. Указом митрополита Иоанна от 3 февраля 1986 года о. Валентин переведен настоятелем храма Святого великомученика и Победоносца Георгия в деревню Камно. Сюда к отцу Валентину за духовным советом, словом утешения и помощью ехали люди из многих городов и сёл России, из республик бывшего СССР. По глубине духовной мудрости, по высоте его благочестия, смирения, любви к людям, по силе молитвы он стал старцем для верующих. Долгое время батюшка духовно окормлял несколько крупных Московских православных издательств. Он был автором книг «Мудрые советы», «Духовная брань», «Что посоветуете, батюшка?», «Как победить грех», «Пища для души», им составлен ряд молитвословов. С ним всегда была матушка Александра Павловна. как и батюшка, она отличалась духовным разумом, добротой, отзывчивостью. В начале лета 1998 года отец Валентин сильно занемог. Исполняя пастырский долг, он не жалел себя. Если приходилось болеть, то всегда без жалоб и стонов превозмогал силой своего духа, молитвой, Святыми Таинствами все болезни и напасти. Теперь же он в своем письме к архиепископу Псковскому и Великолукскому Евсевию от 1 июня 1998 года просил дать ему отпуск для поправки здоровья. Владыка дал ему отпуск, но уже ничего нельзя было поправить… Батюшка угас на глазах, не успев никому стать в тягость. В воскресенье 19 июля 1998 года утром отец Валентин последний раз причастился Святых Христовых Таин. В момент, когда в храме на утренней службе пели: «Иже Херувимы…», душа митрофорного протоиерея Валентина Мордасова неслышно отошла ко Господу. На отпевание отца Валентина собралось много священников из Псковской и других епархий. Возглавил собор духовенства архиепископ Псковский и Порховский Евсевий. У гроба батюшки он произнес прощальное слово. Похоронен о. Валентин Мордасов у алтаря Георгиевской церкви. Матушка Александра Павловна вскоре после смерти о. Валентина под сводами Камновского храма приняла монашеский постриг с именем Мария, последний год жизни провела в Успенско-Казанском монастыре Ивановской епархии. Схимонахиня Мария скончалась 3 августа 1999 года, похоронена на монастырском кладбище. Царство Небесное, вечный покой, вечная память о. Валентину и его матушке схимонахине Марии!

Современная деревня Камно находится рядом с шоссе Псков — Рига, недалеко от Пскова. Церковь действующая. Недалеко от церкви находятся источники преподобного Никандра, Святого великомученика и победоносца Георгия. На церковном кладбище находятся могилы монахинь Снетогорского монастыря. Вечная память всем православным, похороненным на этом и других кладбищах!

Святые места Псковской области

В нашей Псковской области много таинственных святых мест, а так же легенд о них. Святые места посещают паломники и туристы, это всевозможные источники, горы, пещеры, ключи и затерявшиеся в лесах неизвестные часовни.

Ключи и родники могут излечить болезни, придавать силы, помогают обрести долголетие. От воды из родников людям возвращалось зрение, люди исцелялись от укусов змей, и т.д.

Больше всего родников в Старом Изборске, а так же в Стругокрасненском районе.

Трутневская пещера (Гдовский район, Трутнево) — сельская святыня, именуемая местными жителями Пещёркой, расположена в северо-восточном Причудье, в нескольких километрах от берега Чудского озера.

Территория вокруг пещеры ухожена и облагорожена. Спуск к ней оборудован лестницей, поставлены скамеечки, построены мостики.

Рядом с пещерой находится родник и камень с «Божьим следом». По преданию, в этой пещере скрылась ступившая на камень Богородица.

Духова гора (Опочецкий район) — обладает целительной силой и является святым местом ещё со времён Ивана Грозного. Она расположена среди леса, в небольшой деревушке Кирово.

К Духовой горе из далека приезжают люди, потерявшие надежду на выздоровление. А местные жители уверяют, что постояв здесь, можно как зарядиться положительной энергией (если помыслы человека чисты), так и ощутить полнейший упадок сил (если сердце у человека злое).

Тропа здоровья (Старый Изборск)

Данная тропа состоит из маршрута, протяжённостью 3 км. Первым родником на пути является маленький серебристый ручеёк — особое место. Очень давно здесь были установлены каменные символы, которые до сих пор местные жители считают священными.

Далее по тропе находится источник, исцеляющий глаза. По легенде, приходя сюда три дня подряд и ополаскивая глаза, отступят все глазные хвори. Источник освящён батюшкой.

Словенские ключи (Старый Изборск) — одна из главных достопримечательностей Старого Изборска, а о целительной силе ключей ходят легенды. Они расположены недалеко от Изборской крепости.

По рассказам старожилов, даже глоток воды из ключей наполняет человека силой земли. Каждый из двенадцати ключей, обладает определённой силой и носит своё название.

Богородицкий родничок (Старый Изборск). Родник бьёт недалеко от церкви Рождества Богородицы. По воспоминаниям старожилов, он являлся самым сильным в Изборске.

У родника много названий: Святой ключ, Глазной, Тётушкин. Не одна удивительная история исцелений связана с этим родничком.

Никольский родник (Старый Изборск) находится у крепости. В древности к этому роднику из крепости шёл подземный тёмный лаз.

На крещение 19 января к колодцу идут с Крестным ходом, совершается водосвятный молебен.

Ивовая лоза (Старый Изборск) — святой родничок, находящийся на правом берегу Городищенского озера. Сейчас о нём мало кто помнит, но название ещё осталось в памяти старожилов.

Онуфриевский родник (Старый Изборск) вытекает из-под алтарной части Рождественской церкви. Местное предание говорит, что основателя монастыря Онуфрия, как-то укусила змея, омыв ногу в роднике, монах исцелился.

А в ночь на Ивана Купалу в этом роднике омывались женщины сето, веря что это принесёт им здоровье и красоту.

Шурнов ключ (Печорский район, д. Брод) — вода этого родника целительна для глаз.

По легенде, его целебные свойства открыл местный праведного жития человек Матвеюшка Болящий, отправляя умыться водой ключа людей, пришедших к нему за помощью.

Пещеры на берегу реки Чёрная (Плюсский район, д. Посолодино) — одно из несомненных и до конца не изученных чудес Псковской земли. Они известны из-за бывшего здесь в давние времена явления иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии «Тихвинской», на месте которого, прямо в пещере бьёт святой источник.

Подобраться к источнику можно лишь согнувшись.

Ильинский источник (Стругокрасненский район, д. Симанский Лог) находится недалеко от Творожковского Свято-Троицкого женского монастыря, за деревней Симанский Лог.

Небольшой ручеёк сбегает с горы по деревянному жёлобу, рядом установлен металлический поклонный крест. И зимой и летом в источнике купаются паломники.

Родник, святой источник иеромонаха Мардария (Стругокрасненский район, д. Кочерицы).

Это почитаемое людми место находится в глубоком лесу, но несмотря на это уже более 200 лет, люди идут сюда с надеждой. По свидетельствам очевидцев, в водах святого источника Мардария, многие болящие получали и получают исцеление.

Считается, что вода из этого ручья помогает женщинам излечиться от бесплодия и женских болезней, а камешки излечивают от болезней суставов.

Никольский источник (Стругокрасненский район, д. Посадница) — является местом паломничества верующих. Первые упоминаия об источнике относятся к 1862 году. После того, как деревня была расселена, источник пытались засыпать землёй, но сделать это не удавалось.

В 1998 году здесь был установлен сруб купальни.

Родник, святой Ильинский источник (Плюсский район, с. Ляды)

До революции в Ильинскую пятницу от часовни был крестный ход на Ильинский источник. В 2010 году, в Ильинскую пятницу, над святым Ильинским источником был установлен поклонный крест.

Родник, святой источник преподобного Александра Свирского (Порховский район, д. Любовец)

До источника, в честь преподобного Александра Свирского от монастыря нужно пройти вглубь леса примерно 1300 метров. По преданию именно в этом месте преподобному Никандру являлся Александр Свирский во время ночных молитв. Вода в источнике красивого голубого цвета, она обогощена радоном.

Воду из этого источника пьют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта и желчного пузыря, мочекаменной болезни. Купаться принято без одежды в большой открытой купальне, так же есть две отдельные купальни для сестёр и братьев.

Озеро Преподобного Саввы Крыпецкого (Псковская область, Торошинская волость) находится на территории Иоанно-Богословского Савво-Крыпецкого монастыря и является святым источником. Озеро выкопано самим преподобным, имеет два названия: Святое и Копанец. Вода в святом озере монастыря славится в веках своими чудесными свойствами.

Исцеления водой из озера происходят по сей день. Сейчас на Святом озере в монастыре стоит часовня преподобного Саввы Крыпецкого с купелью для крещения и купальней для окунания.

Родник в деревне Вастцы (Печорский район, д. Вастцы) находится в самом центре деревни. Около него стоит каменный крест и Никольская часовенка.

Раньше этот родник освящался батюшкой, чтобы в деревне не было ни хвори, ни болезней. В часовне и около колодца, в местный деревенский праздник — Николу, служит священник, поэтому вода признаётся особенной.

Веретья гора (Палкинский район, д. Веретье) расположилась в чистом поле, её высота 162,8м.

На её северо-восточном склоне находится поклонный камень, представляющий собой гранитный валун. Жители деревни считают, что камень обладает целебными свойствами.

Место явления чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии (Черская волость, д. Ерёмино)

Деревня Ерёмино известна как место явления чудотворной иконы Божьей Матери Одигитрии, иконы, особо чтимой Псковичами. Здесь же стоит часовня на ключах.

Святой целебный источник (Псковская область, п. Усвяты)

В 2005 году православной церковью в Усвятах был освящён Святой целебный источник. Но и до этого к нему тысячелетиями ходили местные жители и паломники за помощью.

Государевый ключок (Опочецкий район, д. Козино) представляет из себя два родника, выбивающиеся из-под земли примерно в метре друг от друга на склоне глубокой котловины. Интересно, что в одном из этих родников вода чистая и приятная на вкус, в другом же напротив: жёсткая с рыжим налётом.

Издревна о светлом роднике ходят легенды, местные жители считают его воду святой.

22.11.2017, Оксана Зильберборд, все статьи автора

Данный маршрут включает в себя посещение городских святынь — Троицкий собор, Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря, Ансамбль Снетогорского монастыря, а также Спасо-Елеазаровский монастырь и Святой источник, расположенный в 25 км от города.

Троицкий собор.

Дом Святой Троицы — Троицкий собор — символ Псковской земли. Современное здание собора является четвертым по счету. Место для храма было избрано самой равноапостольной княгиней Ольгой. Ей, стоящей на берегу реки Великой, было видение трех лучей над мысом, у слияния рек Великой и Псковы. На указанном месте по повелению Ольги был заложен первый деревянный Троицкий собор. Ныне существующий Троицкий собор строился 17 лет и был закончен в 1699 году. Он значительно отличается от предыдущих, прежде всего, своей высотой, достигающей более 70 метров. Собор увенчан пятью главами, символизирующими Христа и четырех Евангелистов. Собор поражает своим богатым убранством. В нем находится уникальный деревянный золоченый семиярусный иконостас. Особенно почитают псковичи чудотворную икону Богоматери Чирской, перенесенную в 1420 году крестным ходом в собор, в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Чтимая святыня храма — рака с мощами святых угодников: святых благоверных князей псковских Всеволода-Гавриила и Довмонта-Тимофея, святого мученика Иоасафа, игумена Снетогорского монастыря, святого блаженного Николая юродивого, Псковского чудотворца.

Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря

Одна из древнейших в России обителей, Ансамбль Спасо-Мирожского монастыря, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Монастырь является одним из важнейших памятников мировой культуры и объектом внимания международной организации ЮНЕСКО.

Спасо-Преображенский собор возведен в 1156 году по инициативе архиепископа Новгородского Нифонта. Древнее предание гласит, что архиепископ сам лично ходил с деревянной чашей, собирая средства на его создание. Эта расписная алая чаша сохранилась до нашего времени и находится в Псковском музее-заповеднике.

Для внутренней отделки храма были приглашены византийские мастера, которые расписали его стены фресковой живописью. Они почти полностью восстановлены в первоначальном виде и представляют собой образец высочайшего качества исполнения, поражая любителей древности сочностью и живостью красок

Ансамбль Снетогорского монастыря

Ансамбль Снетогорского монастыря является одним из самых древних монастырей нашего Отечества. Именно здесь впервые отчетливо проявилось своеобразие художественного языка псковской школы живописи и архитектуры. Исторически сложившийся ансамбль монастыря расположен на Снятной горе, над крутым обрывом к реке Великой. Снетогорский храм становится родоначальником псковской школы: здесь работают свои мастера и впервые в церковном зодчестве используется местный материал — известняковая плита (без плинфы). Это изменило формы храма, сделало их легче, подчеркнуло рукотворность. Лучшее в Снетогорском монастыре — его всемирно известные фрески. Псковские художники в 1313 году создали ансамбль живописи, вырывающийся за пределы мирожских образцов. До нашего времени снетогорские фрески дошли далеко не в такой полноте, как в мирожские. Росписи сохранились фрагментарно, поскольку на протяжении своего существования собор неоднократно горел, перестраивался, а фрески забеливались. Тем не менее, до наших дней дошло более половины всего декора.

Спасо-Елеазаровский монастырь

Монастырь был основан в 1447 г. преподобным Евфросином (крещенным Елизаром), псковским чудотворцем. В 1425 г. он удалился в непроходимое пустынное место, на берег реки Толбы. Здесь ему, в сонном видении, явились три Святителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, они указали место для сооружения храма. Позже, на этом месте была выстроена деревянная церковь во имя трёх Святителей.
Спасо-Елизаровский монастырь занимает особое место в мировой истории. Именно сюда была принесена Цареградская икона Божией Матери. Приняв на русской земле икону Пресвятой Богородицы, преподобный Евфросин получил и откровение о мистической Римской империи, которая есть образ Царства Божия на земле, и о Москве, как Третьем Риме. Но лишь спустя столетие, когда усилилось Московское государство, старец Спасо-Елизаровской обители Филофей пророчествовал всему миру: «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Слова старца Филофея отлиты на уникальном листовом колоколе — биле — в Елиазаровском монастыре.
В 1918 году советская власть закрыла монастырь, и в конце XX века собор начал разрушаться, упала колокольня, четверик храма зашатался.
В 2000 году Спасо-Елизаровский монастырь был передан Русской Православной Церкви.

Псков и Изборск

Ангела-хранителя в дорогу!

Река Великая, Псков

Путь мой лежит в Псковский край, землю древнюю и чудесную, где множество святынь, дорогих сердцу православного человека.

Псково-Печерский монастырь — это старейший монастырь в России, который за свою историю длительностью более 500 лет ни разу не закрывался.

Не пресекалась традиция старчества. Этот великий дар передавался от духоносного наставника к достойному наследнику. Старец открывает волю Божию, помогает людям и утешает их. «Утешайте, утешайте, люди моя», — повторял слова пророка Исаии один из самых известных старцев современности архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И вот мой духовный отец благословил меня побывать в Пскове, в Псково-Печерском монастыре, где сам он был много раз, где подвизался его духовный наставник. «Ангела-хранителя в дорогу!»

Хорошо путешествовать по благословению!

Вокзал встречает неласково. Очередь в кассы. Июльская жара. «Вы хотите уехать сегодня? Это шутка?! Билетов нет на десять дней вперёд! Ну, может, купе и есть. Но плацкарты точно нет!», — говорят мне в длинной очереди. Стою долго.

И вот заветное окошечко — мне повторяют слово в слово только что сказанное. Плацкартных билетов действительно нет. Есть купе, оно дороже ровно в два раза. Может поехать в купе? Но это нанесёт существенный удар по моему скромному бюджету. К тому же батюшка сказал: «Будут тебе билеты, будет тебе и плацкарт». Значит, нужно ждать. По прибытии поезда могут оказаться билеты. Поездов с востока идёт много.

Проходит ещё четыре часа. Билетов нет. Ну, думаю, моя поездка откладывается. Звоню духовному отцу и нетерпеливо спрашиваю: «Батюшка, а с чем связана была твоя уверенность, что будут плацкартные билеты?» Мой духовный отец вздыхает о моей нетерпеливости и ещё раз желает ангела — хранителя в дорогу. Через пару минут чудо — есть для меня билетик, и плацкарт, и место нижнее, и вагон в начале, а не в хвосте, и поезд через 15 минут.

Святая Троица над входом в Псковский Кремль

Через 15 минут сижу себе на нижней полке и еду прямиком в желанные места. Вот только в нашем купе окно не открывается. В некоторых соседних открывается, а в нашем — нет. Как же я выдержу такую духоту? Через пять минут ко мне подходит семейная пара и просит поменяться местами, у них места в разных купе оказались. И вот я сижу на нижней полке в купе, где окно открывается!

Тут мне даже стыдно становится. Вот ведь, удобств ей захотелось! А не хочешь, как в старину, пешком, да с узелком за спиной?

Вспоминаю Льюиса: «Когда вопреки вероятности и надежде исполняются молитвы, таких, как вы и я, не будем гордиться. Стань мы сильнее и взрослее, с нами бы обращались не так бережно и нежно!»

И думаешь, как же Господь снисходит к нам, к нашей современной немощи! Как заботливая мать ублажает несмышлёное дитя, «Господь хранит младенцы»! И я чувствую эту любовь и заботу на протяжении всего моего путешествия. Чувствую, как хранят меня молитвы моего духовного отца. Хорошо ездить по благословению!

Дорога

Еду я с Урала. Сутки до Москвы. Эта дорога мне хорошо известна. А вот от Москвы до Пскова ни разу не ездила. Вечер в Москве, а утро уже в Пскове. Люблю я путешествовать! Стук колёс, за окном незнакомые места, города и сёла! И всё новое! Проезжаем Московское водохранилище, какое же оно огромное! А вот пошли станции с такими русскими, родными названиями — Тверь, Бологое, Валдай, Старая Русса, Порхов.

Вспоминаю что-то такое знакомое, связанное с Порховым. Да там же служил трагически погибший иеромонах Рафаил (Огородников)! Я читала о нём в книге «Монахи — возлюбленные дети Господни». Он был наставником Оптинского иеромонаха Василия (Рослякова), погибшего от рук сатаниста в Оптиной. И ещё отец Рафаил был тесно связан с Печорами. Своих чад всегда отправлял к Печерскому старцу — отцу Иоанну Крестьянкину.

Помню, как чётко в моей голове сложилась эта цепочка: Печоры — отец Иоанн — Отец Рафаил — отец Василий — Оптина. И вот теперь Порхов для меня вполне реален, можно даже сказать, что я была здесь, правда, проездом.

Троицкий собор

Может, получится, как-нибудь, и выйти на этой станции, увидеть места, где служил отец Рафаил, где он похоронен. После прочтения книги я поминаю его за упокой, такое впечатление произвела на меня его история.

За окном поезда — заросли Иван-чая, сосны, только не такие огромные, как в Оптиной, где я прожила в прошлый отпуск два месяца на послушании. Засыпаю под стук колёс. Сплю сладко, как в детстве.

Просыпаюсь от крика добродушной и громкоголосой проводницы: «Доброе утречко! Кому чай, кому кофэ?» От её «кофэ» и от солнышка за окном делается весело, и я легко просыпаюсь. Да я же в Печоры еду! Скорее вставать! Вот уже и Псков!

Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться

Не проехать в Печоры мимо Пскова! Не понять традиций, не узнав Псковского края! Ведь недаром Псково–Печерский монастырь вырос именно на псковской земле. Как же не познакомиться с этим древним городом?!

Псков — очень красивый город! Старинный. Ему 1100 лет. Археологи ещё увеличивают возраст Пскова, как места поселения людей, до 2000 и более лет.

Здесь обилие православных святынь: «Кто раз побывал на Псковской земле, тот становится ее сыном. Где бы он ни родился. Псковская земля, где воевал Александр Невский, где родилась княгиня Ольга, где родился креститель Руси святой Владимир, князь Владимир Красное Солнышко… Псков — это то место, где многократно являлась Пресвятая Богородица… Псков — это место, где покоятся удивительные святые, праведники, старцы, в том числе старец Иоанн Крестьянкин, и отец Николай Гурьянов. Поэтому Псков нельзя не любить, Пскову нельзя не поклоняться». (А.Проханов).

Город весь зелёный. Река Великая и по берегам реки — церкви. Оказывается, храмов в Пскове на душу горожанина приходится больше, чем в других городах нашей страны.

Голубая река, зелень по берегам и белоснежные храмы с золотом куполов — и сейчас встают живо пред моими глазами. Река живая. Когда я сидела на её тёплом песочном берегу, опустив ноги в прохладную воду, то видела, как ко мне подплывали рыбки, маленькие и побольше.

Иоанн Предтеча

Как же это хорошо, когда вода живая и голубая, а не мазутная! И по берегам не чёрные трубы предприятий, а радующие душу храмы!

Побывала в главном соборе города — Троицком. Высокий и белоснежный. Внутри собор поразил меня своим торжественным, уходящим вверх пространством, высотой иконостаса.

Приложилась к чудотворным иконам. Здесь их несколько. Чудотворную икону Чирской Божией Матери перенесли в собор в 1420 году крестным ходом в память об избавлении псковичей от моровой язвы. Можно помолиться у чудотворной мироточивой иконы Святого Целителя Пантелеймона.

В центре собора раки с мощами Святых Угодников Псковского края. Есть и другие святыни. Их много. Про одну из святынь мне рассказывают в свечной лавке: это меч святого Довмонта-Тимофея, который вручался как благословение всем Псковским князьям. Сам святой Довмонт призывал свою дружину: «Братие мужи, потягнем за Святую Троицу!» — так звучал призыв к защите Родины.

Побывала в историческом музее «Поганкины Палаты». Музей назван так по фамилии купца Поганкина, который эти Палаты построил. Можно назвать мою экскурсию «Путешествием в прошлое». Тяжелые каменные своды. Окна, как крепостные бойницы, толстые железные ставни, переплетённые витыми железными решетками. Переходы-лестницы. Читаю о Палатах: «Большое количество ниш и тайников, выходящие на все стороны 105 окон-бойниц». Да, это крепость настоящая!

Исторические документы, латы, оружие, предметы быта — всё это, конечно, интересно. Но было то, что мне пришлось по сердцу больше всего — это старинная икона Иоанна Предтечи. Он на ней очень добрый и родной — родной. Я стояла рядом с Ним долго, и мне не хотелось уходить. Строгие музейные смотрительницы смотрели на меня ласково и даже разрешили сфотографировать эту икону.

Москва. 11 августа. INTERFAX.RU — В Иоанно-Богословском Савво-Крыпецком монастыре в Псковской области зафиксирована вспышка COVID-19.

Как сообщает пресс-служба Псковской епархии, среди монашествующих выявлено 10 инфицированных коронавирусной инфекцией. «Часть из них госпитализирована. По благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона в Савво-Крипецком монастыре введен строгий карантин, прием паломников полностью прекращен до особого распоряжения. Богослужения совершаются только в присутствии братии обители», — объявили в пресс-службе.

Ранее сообщалось, что в Паломническом центре Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, также расположенного в Псковской области, у одной из сотрудниц было выявлено инфицирование COVID-19. В пресс-службе епархии отметили, что все общавшиеся с больной направлены на карантин. В монастырь была приглашена комиссия Роспотребнадзора, согласно предписаниям которой в Паломническом центре проведена дезинфекция и другие санитарные мероприятия.

Псковская епархия призывает паломников, планирующих поездки в обители, учитывать данную информацию до особого извещения о преодолении инфекционной опасности.

Богослужения в Псково-Печерском и других монастырях Псковской епархии проводятся только на прихрамовой территории. Паломникам необходимо строго соблюдать предписания санитарных служб, заключили в пресс-службе епархии.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *