Содержание

№7 (119) / 5 •октября• ‘15

Статью подготовила Юлия Комлева, кандидат исторических наук Угодники Божии

В сонме святых угодников Божиих, которыми прославилась русская земля, есть те, чей духовный подвиг особенно удивителен, потому что это дети: и близкие к совершеннолетию подростки, и только-только входящие в сознательный возраст ребятишки, и совсем ещё малыши.

Сведения, содержащиеся в житиях, как правило, скудны — событий в их простых и очень коротких жизнях было совсем немного, но они стали свидетельством силы слов Христа о детях: «Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него» (Мк. 10, 14—16). Как и взрослых подвижников, Церковь прославила маленьких и юных святых в самых разных ликах — мучеников и страстотерпцев, благоверных и праведных, блаженных и преподобных, юродивых и чудотворцев. Своей ревностью в служении Господу и чистотой жизни они удостоились той же славы, что и зрелые мужчины и женщины, ставшие «похвалой и утверждением всей Российской земли».

Очевидно, русских святых, скончавшихся в детском возрасте, много — однако очень немногие из них явлены Господом миру. Ещё меньше имён таких детей-святых на слуху у широких слоёв населения. Скольких из них можно вспомнить с ходу, за исключением двух царевичей — благоверного Димитрия Угличского, прожившего всего восемь лет, и страстотерпца Алексия Романова, принявшего мученическую смерь в 13-летнем возрасте? Однако примеры духовной силы детских сердец и стойкой приверженности заповедям Божиим настолько поучительны, что, без сомнения, заслуживают, чтобы о них знали и помнили. Всего несколько историй приоткрывают нам тайну приобщения на первый взгляд слабых и немощных детей к числу великих святых подвижников.

Угличский мученик Иоанн-младенец — святой середины XVII века — прожил всего только шесть лет. Прославлен он был как страстотерпец, то есть как пострадавший за исполнение заповедей Божиих, а именно — заповеди о почитании родителей. По дороге в школу Ваня Чеполосов был похищен приказчиком своего отца, по какой-то причине затаившим злобу на хозяина. Мучитель истязал мальчика 16 дней голодом и жаждой, держа его у себя дома в сундуке «с острыми колючками». Днём он делал вид, что ищет мальчика вместе с обезумевшими от горя родителями, а ночью жестоко избивал его конской плетью и вырывал по зубику, требуя отречься от отца с матерью и назвать отцом его. «Но это был младенец мужественный, — сообщает житие, — и закон христианский желал исполнить не словом, но делом; благодатию Всесвятого и Животворящего Духа укреплённый, врага и убийцу своего посрамлял, отвечая ему: «Печалюсь о моих родителях и тебя отцом своим назвать не могу». Предчувствуя близкую смерть, ребёнок сознательно отказывался от воды и хлебных крошек, которые из жалости стали просовывать ему в щели домашние приказчика, а когда так ослабел от пыток, что не смог говорить, «младенец показывал своему мучителю два пальца, обозначая ими дорогих его сердцу отца и мать, и осенял себя крестным знамением». Под конец злодей нанёс ребенку 25 ножевых ранений. Тело убийца спрятал на болоте, но через восемь дней его нашли пастухи — нетронутым тлением и благоухающим. Более того, блаженный мальчик явился во сне своим родителям и попросил их заступиться за убийцу, которого вскоре вычислили и хотели судить. Гроб с невредимым телом мальчика в нижней рубашечке, обагрённой страстотерпческой кровью, простоял больше года открытым в церкви, «и многие, одержимые разными недугами, приходили с верою и получали исцеление неоскудевающее». «За малую скорбь, — резюмирует автор жития, — он получил достойную святых радость, за малую печаль — Царство Небесное».

Жизнь и молитвы маленьких и юных русских святых всегда могут помочь в воспитании современной молодежи и послужить хорошим примером нравственности и стойкости в православной вере

Жители Астраханской области и в особенности села Чёрный Яр, расположенного на берегу Волги и прежде имевшего статус города, на протяжении нескольких столетий считают своим защитником и молитвенным заступником преподобного отрока Боголепа Черноярского. Согласно преданию, он принял монашеский постриг и схиму в семилетнем возрасте; основные же моменты его биографии подтверждаются историческими фактами. В 1651 году четырёхлетний Борис Ушаков, единственный ребёнок в семье московского дворянина, отправился вместе с родителями к южной границе Русского государства, в крепость Чёрный Яр, куда его отец был назначен воеводой. Разразившаяся там спустя три года эпидемия чумы не пощадила ребёнка. Одним из следствий болезни стала хромота, что, однако, не воспрепятствовало частым посещениям храма, куда мальчик так любил ходить с самого раннего детства. Родители и окружающие люди замечали, что во время службы он словно получает облегчение от недуга, может самостоятельно передвигаться по храму и, молясь, радуется и забывает о своей немощи.

Болезнь не оставила мальчика — на губах появилась опухоль, а вскоре всё лицо покрылось язвами. Однажды, когда он лежал в беспамятстве из-за сильной лихорадки, к нему впустили незнакомого монаха-схимника, одеяние которого показалось ребёнку таким прекрасным, блистающим и благоуханным, что он стал умолять родителей благословить его принять монашеский постриг как можно скорее и облечь в точно такие же «ангельские одежды». Родители возражали, поскольку мальчик был единственным чадом и наследником, однако, видя приближение смерти сына, в конце концов, согласились. Постриг Борис принял в храме при большом стечении народа. По преданию, лицо его совершенно очистилось от язв и стало похожим на ангельское, отчего в схиме ему было дано имя Боголеп (в переводе с греческого — «украшенный Богом»). Три дня после пострига семилетний схимонах провёл на коленях в алтаре храма. Выйдя оттуда, он уклонился от родительских ласк, пояснив: «Я теперь не ваш, а Божий». Он перекрестил мать с отцом и сказал: «Господь укрепит вас, и вы не будете сильно скорбеть, у вас ещё будут дети, и вы утешитесь». Покинув стены храма, маленький схимонах также перекрестил город на все четыре стороны и обратился к жителям: «Господь меня поставил вашим заступником, всё, что ни попросите у Господа через меня, вам будет. Я отныне хранитель вашего града». После этого мальчик упал на землю без сознания в сильном приступе лихорадки и через день скончался.

В XVII-XIX веках местное почитание черноярского отрока-схимонаха было чрезвычайно обширным, иконами с его образом благословляли при вступлении в губернские должности, широко известны были многочисленные чудеса и факты помощи по молитвам этого святого. Однако к середине XIX века люди охладели к почитанию памяти преподобного отрока. Об этом свидетельствует тот факт, что могилу св. Боголепа медлили перенести в безопасное место, когда Волга, постоянно подмывающая берег, начала разрушать участок, где была расположена церковь с его захоронением. В итоге могила святого обрушилась в реку, и черноярцы остались без своей святыни; некоторым из них было видение, как мальчик в светлых одеждах уходит из города. Многие усмотрели в этом пророчество о наступлении времен, когда отеческая вера станет всё более охладевать. Сегодня почитание преп. отрока Боголепа восстановлено, его помощь верующим продолжает являться и по сей день, о чём свидетельствуют рассказы о совершённых им чудесах, чаще всего — помощи детям в болезнях.

Два вышеуказанных детальных жизнеописания — своеобразное исключение, поскольку другие русские дети-святые известны только чудесами, совершенными уже после обретения их мощей. Так, на иконе Собора Новгородских святых есть изображение совсем юной девушки с округлым лицом, непокрытой головой и спускающимися на плечи волнистыми волосами с прямым пробором. Это Гликерия Новгородская — святая, прославленная как праведная дева. О её прижизненном подвиге сведений не сохранилось; известно только, что скончалась она около 1522 года и была дочерью старосты улицы Легощей (Людогощей) в Великом Новгороде. Основанием для канонизации святой стали исцеления у гроба с её телом, найденным нетленным спустя 50 лет после кончины. В Новгородской 2-ой (Архивской) летописи (2-я пол. XVI в.) под 1572 годом содержится запись о том, что за церковью святых Флора и Лавра на Людогощей улице (очевидно, на церковном кладбище) был найден выступивший из-под земли гроб с практически неповрежденными мощами святой Гликерии, руки которой были сложены крестообразно на груди: «обретоша гроб верх земли и обретоша в гробе тело цало, а не все». Архиепископ Новгородский приказал устроить в честь праведницы крестный ход с пением молебнов и поместить мощи внутри той церкви, возле которой они были обретены. В тот же день при гробе св. Гликерии получил исцеление от болезни четырехлетний мальчик, и по этому случаю в Новгородском кремле весь день звонили в колокола. По прошествии чуть меньше месяца у гроба св. девы произошло второе чудо — исцеление от заболевания глаз: она «простила человека очима»; после этого были и другие исцеления.

Хотя жизнь и делание святой остались за завесой потаённости, считается, что само имя праведной девы несколько приоткрывает тайну её подвига. Гликерия переводится с греческого как «сладкая», а на языке духовном сладость — это состояние приобщённости к Горнему миру. Вероятно, эту юную девушку отличали редкие благочестие и набожность, что позволяет причислить её к тем мудрым девам из Евангельской притчи, которые собрали елей для светильников, чтобы достойно встретить Жениха Христа. В таком свете образ св. Гликерии раскрывается как горящий пред Богом светильник.

Среди почитаемых русских святых есть и безымянные дети. Например, в числе 72-х мучеников, утопленных в 1472 году в Юрьеве (нынешний Тарту в Эстонии), почитается трёхлетний малыш, имя которого не сохранилось в народной памяти. Город Юрьев, исконными жителями которого были эсты, в определённые периоды своей истории переходил под власть разных народов, в результате чего имел несколько названий и многоэтничный состав населения. Какое-то время он находился под властью русского государства, затем был захвачен немецкими рыцарями-меченосцами и сделан центром немецкого Дорпатского епископства. Русское население, тем не менее, продолжало там проживать и имело на своем конце города две православные церкви. После того, как на Флорентийском соборе было принято решение об объединении католической и греческой церквей, в Дорпате усилились гонения на православных. В праздник Богоявления Господня все они — мужчины, женщины и дети — вместе со своим священником, пресвитером Исидором, были схвачены и заключены в темницу, где св. Исидор в последний раз причастил их запасными Святыми Дарами и призвал хранить каноническую верность Московскому митрополиту. На следующий день их, отвергнувших предложение Дорпатского епископа перейти в католичество и сохранить тем самым свои жизни, утопили в реке. В Древнем сказании о св. Исидоре и сомучениках, написанном иеромонахом Крыпецкой обители Варлаамом (ок. 1560 г.), содержится следующий эпизод:
«Было же при страдании их и таковое дивное зрелище. В числе православных ведена была юная мать с трёхлетним младенцем на руках, который был прекрасен лицом. Нечестивые немцы взяли младенца из рук матери, её же бросили в реку. Видя свою мать потопляемую с блаженными мучениками, младенец начал плакать на руках мучителей, и, сколько ни старались они успокоить его, рвался из рук их, терзая их лица. Тогда жестокие мучители бросили и его подле проруби. Младенец же, подползши к самой проруби, трижды перекрестился и, воззрев на предстоящий народ, сказал: «И я христианин, верую в Господа и хочу умереть, как и учитель наш Исидор и моя мать». Сказав это, он бросился под лёд». Весной разлившаяся река вынесла неповреждённые тела всех мучеников — так прославил Господь святых Своих угодников.

Ввиду того, что многие угодники Божии остаются неявленными, составить сколько-нибудь полный список или указать точное число русских детей, ставших святыми, невозможно. В описаниях подвигов прославленных мучеников часто встречаются краткие указания о том, что в их числе были жёны и дети, или что подвижник пострадал вместе со своими домочадцами. В полной мере это относится и к сонму новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа в ХХ веке. В иконе, написанной к их прославлению в 2000 году, среди взрослых духовных и мирских лиц присутствуют также безымянные дети, в том числе маленькие мальчики, девочка и малыш, сидящий на ручках у матери — таким способом был создан собирательный образ детей, отдавших свои жизни или подвергшихся гонениям ради веры во Христа Спасителя после революции 1917 года. Их много пострадало вместе с матерями, стремившимися в среде безбожного мировоззрения воспитать своих чад по-христиански и запечатлеть в их сердцах светлый образ Христа.

В годы гонений на Православную Церковь такие дети зачастую терпели нужду в самом необходимом вместе со своими семьями, проявляя при этом удивительные стойкость и мужество, не унывая и не озлобляясь. Например, из семьи подмосковного священника Александра Парусникова, где было десять детей, представители новой власти увели единственную корову. Шестеро детей тверского священномученика Николая Морковкина были оставлены совсем одни, когда их родителей отправили в ссылку за то, что они не позволили властям изъять последнее, что ещё оставалось — зимнюю ватную рясу батюшки, которую матушка собиралась перекроить дочерям на пальто.

В семье священника Сергия Сидорова родители спали на полу, вся их одежда висела на гвоздях, а вещи четверых детей хранились в ящиках из-под посылок. После ареста священника и рождения пятого ребенка, который так и не увидел своего отца, матушка с детьми впали в крайнюю нужду; но Господь по их смирению не оставил их. Старшая дочь вспоминала: «Мама сидела на кровати и кормила грудью трёхмесячного Сережу, а я занималась чем-то. Вдруг мама говорит мне: «Вера, поищи в сундуке под бельем: может быть, там случайно остался хоть один свёрток (мелочь, закрученная в бумажку)». Но я знала, что в нашем единственном сундуке… давно уже ничего не осталось. Я сказала об этом маме, но она возразила мне: «Ты помолись Николаю Угоднику… Ты — ребенок, он лучше тебя услышит…». Я тихонечко помолилась, открыла сундук и стала рыться среди невероятно старых и рваных наших рубашек и простыней. И вдруг — до сих пор у меня сжимается сердце — кричу маме: «Свёрток!» Разворачиваю. В нем 20-копеечные монеты! Начинаю дальше искать и вижу: один, второй, третий свёртки лежат в уголках сундука, и в каждом не медные, а серебряные монеты! Мама не верила мне, когда я кричала ей об этом: ведь не один раз перерывался сундук за последние месяцы, всё давным-давно было истрачено». Этот рассказ — очередное свидетельство о том, как чистая молитва целомудренных детских сердец привлекает к ним благодать Божию и творит чудеса.

«Будьте как дети», — говорит заповедь Евангелия. Ряд природных качеств, свойственных детскому возрасту, позволяет им обрести такую искреннюю любовь и веру в Бога, какие с трудом сохраняются в зрелые годы и достигаются только при великом усердии. Поэтому именно детский подвиг, как бы ни был он мал и незаметен для окружающих, оказывается великим для Бога. Жизнь и молитвы маленьких и юных русских святых всегда могут помочь в воспитании современной молодёжи и послужить хорошим примером нравственности и стойкости в православной вере.

Литература

Аксенова Ю. Скорбный путь жен новомучеников и исповедников Российских // Портал «Православие.Ru» , 30 мая 2011. URL: http://www.pravoslavie.ru/put/46720.htm.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. СПб., 1882.
Воскресенский Н. Блаженный младенец-мученик Иоанн Никифорович Чеполосов. Углич, 1911.
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих-миней св. Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. М., 1916.
О жизни и чудесах семилетняго отрока схимонаха Боголепа, сына Черноярскаго воеводы / Собрание рукописных книг свт.Филарета (Дроздова), митр. Московского и Коломенскогою на сайте Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. URL: http://old.stsl.ru/manuscripts/f-317/22-1?fnum=6.
Полное собрание русских летописей. Т.30: Владимирский летописец. Новгородская вторая (Архивская) летопись. М., 2009.
Рогозянский А. Маленький схимник // Русская народная линия . 08.08.2005 URL: http://ruskline.ru/analitika/2005/08/08/malen_kij_shimnik.
Трофимов А. Святые Жены Руси. М, 1994.

•В других номерах:•

> №3 (115) / 15 •декабря• ‘14 Угодники Божии

Святой праведный Симеон Верхотурский: Как стать другом Господа?

Статью подготовила Елена Сетник

№2 (114) / 12 •декабря• ‘14

Угодники Божии

Ходатай земли нашей

Священник Борис Бароев, настоятель храма Рождества Христова п. Алтынай Сухоложского района Каменской епархии

Новости и объявления

2 и 4 апреля 2019 года в Москве мы торжественно отпраздновали Светлую седмицу! В Большом детском вокально-хоровом концерте приняли участие юные художники, писатели и артисты из Московской области, Москвы и других регионов РФ. Дети пели, танцевали, общались, выступали, обменивались новостями и, конечно, обсуждали новый мультфильм «Заглянем в историю вместе! Святые заступники Руси», в основу художественных образов которого легли творческие работы участников конкурса. Каждый участник мероприятия получил памятные подарки, а самые активные станут вестниками фестиваля-конкурса в родных школах. Ребята проведут в своих классах презентации книг и мультфильма, чтобы в следующем году, по их примеру, одноклассники приобщились к участию в наших творческих проектах.

Дорогие друзья, участники и преподаватели! Рассылка Грамот участникам конкурса 2018 года продолжается. В случае обнаружения неточностей в наградных документах обязательно обращайтесь в Оргкомитет: звоните или пишите на электронный адрес (смотрите раздел «Контакты»).
Напоминаем, что по условиям конкурса каждый участник и преподаватель награждается именной памятной Грамотой. Некоторые разделы нашего сайта частично или полностью недоступны, и находятся на переоформлении. Оргкомитет приступил к подготовке темы следующего конкурса. Следите за обновлением информации.
Оргкомитет конкурса.

>Небесные заступники. Мужские и женские святые

Святые мужчины

Святой священномученик Ермоген, патриарх московский и всея Руси

Святой Ермоген был священником в городе Kазани. С его именем связано обретение одной из самых известных и почитаемых на Руси икон Божией Матери — «Казанской». Спустя годы он стал казанским митрополитом, а затем и Патриархом Московским. Его правление совпало с тяжёлыми для Руси временами — нашествием поляков. Святой Ермоген призывал твёрдо держаться Православной веры, быть верными царю и Отечеству. За это поляки заточили святого в монастырь. Но он не испугался врагов и даже в неволе призывал народ бороться с захватчиками. Твёрдая вера, мужество и стойкость помогли святителю перенести тяжёлые испытания. «Что вы меня пугаете, боюсь лишь одного Бога», — говорил он своим врагам. «Спаси, Господи, люди Твоя», — горячо молились святой Ермоген со своей паствой об изгнании врага с Русской земли.

Святой равноапостольный царь Константин

Царь Kонстантин правил Византийской империей. Сначала он был язычником, но одно, казалось бы, невероятное событие перевернуло его жизнь. Однажды перед решающей битвой, когда силы противника многократно превосходили армию Kонстантина, он увидел на небе светящийся крест с надписью «Этим победишь!». Kонстантин нанёс такой же крест на воинские знамёна и одержал победу. Убедившись в силе Kреста Господня, он принял христиан под своё покровительство и объявил веру Христову государственной религией. С той поры по всей империи строились храмы, монастыри, создавались школы. Гонения на христиан прекратились. В конце жизни Kонстантин принял крещение и был признан святым за свою милость к христианам и за распространениеверы в Византийской империи. Одна из величайших заслуг Константина — созыв Первого Вселенского Собора в городе Никее в 325 г.

Святой равноапостольный князь Владимир

Святой Владимир был внуком княгини Ольги, одной из первых на Руси принявшей христианство. Он исповедовал язычество, но стал сомневаться в истинности своей веры и разослал гонцов во все страны, чтобы больше узнать о вере разных народов. Kогда русские послы прибыли в Kонстантинополь, то великолепие храмов, торжественность и красота богослужений тронули их до глубины души. Вернувшись, они рассказали о том, что увидели, князю Владимиру. В 988 году князь крестился сам(с именем Василий)и крестил Русь. С этого времени начали строиться храмы и монастыри, открывались школы, где учили закону Божьему. Русь стала православной страной. С тех пор русские люди исповедают Православную веру, в основе которой — любовь к Богу и ближнему. Она учит добру и милосердию. Обращение князем Владимиром русских людей в веру Православную.

Святой преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий с ранних лет служил Богу. Он родился в благочестивой боярской семье. Сергию (до принятия монашества Варфоломею) трудно давалась грамота, но чудесное посещение Ангела помогло ему. После смерти родителей Сергий ушёл в лес и жил там в труде и молитве ради Господа. Скоро к нему стали приходить ученики. Так была основана известная на весь мир Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Старец был не только духовным учителем, но и служил примером в повседневном труде. Он сам колол дрова, носил воду, пёк хлеб. За такое усердие и смирение святой был удостоен от Гос пода дара чудотворения. Он мог исцелять и даже воскрешать людей. Несколько раз его посещала Сама Богородица. Память о нём и вера в его заступничество останутся навсегда. Господь по молитвам прпеподобного Сергия воскрешает мальчика.

Святой преподобный Серафим, саровский чудотворец

Преподобный Серафим родился 19 июля 1759 года в благочестивой семье. В 17 лет он решил уйти в монастырь. Мать благословила его на этот подвиг, и он ушел в Саровскую пустынь. Святой принял постриг с именем Серафим, что означает «пламенный», и ушёл в затвор. Он жил в построенной им келье в лесу и молился Господу. Видя его святость, лесные звери приходили к Серафиму и служили ему. После 15-летнего затвора старец вернулся в монастырь. К нему за советом и утешением приходило множество людей. По его молитвам совершались знамения и чудеса. Воины, получившие благословение старца, оставались невредимы на поле боя. И по сей день преподобный Серафим почитаем народом, и его ласково называют «батюшка Серафим». Кротость и святость батюшки Серафима делали добрыми даже лесных зверей.

Святой преподобный Илия Муромец, печерский, в Ближних пещерах

Преподобный Илия родом из города Мурома. В детстве он сильно болел и не мог ходить, однако чудесным образом исцелился и обрёл небывалую силу. Учёные считают, что знаменитый былинный герой — богатырь и святой преподобный Илия один и тот же человек. Обладая невероятной силой, он воевал с врагами, храбро и бесстрашно защищая русские земли. В одном из боёв он был тяжело ранен и, вероятно, предчувствуя близкую кончину, ушёл в монастырь и стал иноком. Святому Илие Муромцу на его родине, в городе Муроме, установлен памятник. Нетленные мощи святого покоятся в Kиево-Печерской Лавре. Решив посвятить свою жизнь Господу, святой Илия удалился в монастырь и проводил дни в уединении и молитвах.

Святой преподобный Андрей Рублев

Святой Андрей родился около 1360 года. Отличался образованностью и мудростью. Он учился иконописи в Византии и Болгарии. Но дар его раскрылся только на Руси. Любовь к Богу и желание служить Ему стали смыслом его жизни, и он принял монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре. Более 20 лет вёл он жизнь подвижника-иконописца. Kисти святого Андрея Рублёва принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы — величайшая святыня и непревзойдённый шедевр иконописи. Святой Андрей расписал Благовещенский собор в Московском Kремле, Успенский собор во Владимире и множество других храмов и монастырей на Руси. И сейчас, спустя много веков, мы удивляемся красоте и совершенству икон, написанных великим Андреем Рублёвым. Преподобный Андрей Рублёв пишет икону Пресвятой Троицы.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

Святой Иоанн происходил из простой семьи. Он с отличием окончил духовное училище, а затем семинарию. Иоанн мечтал уехать на Аляску и проповедовать среди язычников. Однако судьба распорядилась иначе, и он стал священником в Андреевском соборе города Кронштадта. Среди людей этого города, нуждающихся в участии и утверждении в вере, он и начал подвиг своего самоотверженного пастырского служения. Ежедневно бывал в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально. Особен но заботился о детях и старался сделать всё, что бы они ни в чем не нуждались. Милосердием своим он выражал любовь к Родине. Святой Иоанн говорил так: «Научись веровать в Бога и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству». Святой Иоанн Кронштадтский приводит сирот в приют для детей.

Святой праведный воин Федор Санаксарский Ушаков

Святой воин Феодор родился в 1745 году в благочестивой семье. С детства его отличали усердие и добрый нрав. При этом он был отважным, любознательным ребёнком, прилежно учился. За тем посту пил на службу во флот, что принесло России множество побед. «Благодаря Богу», — как любил говорить праведник, не только не потерпел он ни одного поражения в морских сражениях, но не потерял при этом ни единого корабля и ни один из его служителей не был взят в плен. Сила его христианского духа проявилась не только славными победами в боях за Отечество, но и в великом милосердии. Годы свои праведный воин окончил в деревне возле Санаксарского монастыря, которому постоянно оказывал благотворительную помощь, и там же был погребён. Благодаря Богу святой Феодор Ушаков одержал ряд великих побед над врагом.

Святой благоверный князь Даниил Московский

Святой Даниил Московский был сыном князя Александра Невского. В управление он получил Москву, в которой поставил храм и монастырь, названные в честь его святого покровителя Даниила Столпника. Данилов монастырь действует и в наше время. Москва в то время была маленьким городом. Князь Даниил не стремился его расширять, ведь для этого пришлось бы вести войны. Он всегда шёл путём милосердия и миролюбия. После смерти своего дяди, князя Переяславского, Даниил получил в наследство его княжество. И вскоре Москва стала большим и знатным городом. Так было положено начало объединению Русской земли в единую мощную державу. За любовь к Богу и ближнему князь Даниил был причислен к лику святых. Святой Даниил, образец милосердия и миролюбия, — покровитель Москвы.

Святой благоверный князь Александр Невский

Александр Невский правил Великим Новгородом, одним из княжеств Руси, в тяжёлое для страны время. С востока надвигались полчища ордынцев, с запада — рыцари-крестоносцы. Будучи храбрым воином, он давал решительный отпор врагам. Князь одержал победу в битве со шведами на реке Неве, за что его называют Невским. Позже разгромил рыцарей на Чудском озере. Эта битва известна как Ледовое побоище. Западные рубежи Отечества были защищены, но с востока угрожали вторжением татаро-монголы. Нужно было избежать сражения. И здесь Александр проявил себя как мудрый политик. Он приезжал в Орду и вёл переговоры. В конце жизни князь принял монашество и даже высший монашеский постриг — схиму. Александр Невский: «Кто на нас с мечом придёт, тот от меча и погибнет». Битва на Чудском озере (Ледовое побоище).

Святой благоверный великий князь Дмитрий Донской

Святой Дмитрий Донской родился в 1350 году. Христианское благочестие сочеталось в нём с мудростью правителя. Жизнь свою он посвятил объединению русских земель и спасению их от татаро-монгольского ига. Перед решающей битвой с ордынцами князь просил благословения у святого Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя и послал с ним двух иноков-воинов: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Они погибли на поле брани и были причислены к лику святых. За победу в Kуликовской битве, произошедшей 21 сентября 1380 года, князь Дмитрий был назван Донским. На месте сражения он построил монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и в память всех воинов, погибших в битве. Ратный подвиг Дмитрия Донского. Победа русского войска в Куликовской битве положила начало освобождению нашего Отечества от татаро-монгольского ига.

Святитель Николай, архиепископ мир ликийских, чудотворец

Святой Николай с детства любил молиться в храме и читать книги. Когда он повзрослел, то стал епископом города Миры Ликийской области Римской империи. Он был очень добрым, заботился о людях, утешая их в бедах, и помогал совсем незнакомым. До глубокой старости дожил святой Николай, и за его праведную жизнь Господь наградил его даром чудотворения. Однажды корабль, плывший из Египта в Ликию, был застигнут сильнейшей бурей. Люди были обречены на гибель. Одна надежда — просить помощи у святителя Николая. Погибающие стали горячо молиться — икорабль благополучно вернулся в гавань. После смерти святого множество чудес происходило и от его мощей, которые находятся в храме итальянского города Бари. Чудесное заступничество святителя Николая и спасение людей на корабле, попавшем в шторм.

Святитель Алексий, митрополит московский и всея Руси, чудотворец

Святой Алексий с детства решил посвятить себя Богу и в 15 лет ушёл в монастырь. Он много учился, был благочестив и являлся примером для многих людей. Поэтому ему доверили воспитание малолетнего князя Димитрия (будущего Донского). В 1356 году Алексий был избран митрополитом Московским и всея Руси. Много потрудился святой в деле устроения новых обителей. Его отличали забота о своей пастве, а любовь к ближним была так велика, что он своим даром чудотворения исцелял всех, кто бы ни попросил. Однажды он исцелил даже супругу ордынского хана, слепую Тайдулу. Святитель Алексий дожил до глубокой старости, управляя Русской Церковью 24 года. Его святые мощи покоятся в Патриаршем Богоявленском соборе. По молитве святого Алексия, супруга хана, окропленная святой водой, исцелилась.

Равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители словенские

Братья Kирилл и Мефодий родились в греческом городе Салоники. Они получили хорошее образование и могли занять высокую должность при дворе византийского императора. Однако сердца их стремились к Богу. Братья стали монахами и отправились проповедовать слово Божие в славянские земли. Они неустанно трудились над распространением Христовой веры: создали славянскую азбуку, открыли школы для обучения людей чтению и письму, перевели на славянский язык Библию, богослужебные книги и сочинения святых отцов. В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая торжественно празднуется День славянской письменности и культуры. Все славянские народы любят этих святых и чтут их память. Святые братья Кирилл и Мефодий проповедуют слово Божие в славянских землях и рассказывают людям о вере Христовой.

Святые женщины

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии

Святая Нина родилась в знатной семье. Когда девочке было 12 лет, они переселились в Иерусалим. Отец Нины стал пустын­ником, мать — диаконисой, а сама она стала жить при храме. Однажды девочка узнала, что где-то в Иверии (ныне Грузии) сокрыт хитон Господень, стала молиться Пресвятой Богородице о помощи, и Та явилась к ней во сне. Нина отправилась в Грузию, где проповедовала христианство. Вскоре девушке было открыто, что хитон находится под огромным кедром в царском саду. Кедр спи­лили, из шести сучьев сделали столбы для будущего храма, а столб из ствола никак не могли поднять. Нина молилась всю ночь, и явил­ся Ангел, и поднял столб, который засиял, осветив весь город. На этом месте и выстроили первый в Грузии храм. Святая равноапостольная Нина скончалась в 335 году, после 35 лет апостольского служения. Святая Нина обратила в христианство грузинских царя и царицу.

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина

Святая Мария до встречи с Иисусом жила неправедно. Последовав же за Ним, она стала Его верной ученицей. После казни Спасителя Мария рано утром пришла к пещере, где положили тело Иисуса, чтобы по обычаю тех времён ума­стить его миром и ароматами. Но тела там не оказалось. Мария горько заплакала и вдруг увидела двух Ангелов. «Почему ты плачешь?» — спросили они. «Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его», — ответила Мария. Тут её окликнул знако­мый голос, и явился Сам Господь, сказав: «Иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему». «Христос Воскрес!» — такую весть принесла Мария Магдалина апостолам. Святая мироносица ещё долгое время служила Церкви, разделяя с апостолами труды проповедничества. Благодаря святой Марии Магдалине мы дарим друг другу пасхальные яйца.

Святая равноапостольная великая княгиня российская Ольга

Святая Ольга была женой киевского князя Игоря. Великая княгиня устраивала жизнь страны: провела первую налого­вую реформу, установила государственные границы, повелела возводить надёжные городские стены и основывать новые горо­да. Кроме того, княгиня заботилась об убогих и малоимущих. Великая княгиня приняла Святое Крещение в Константинополе в честь равноапостольной царицы Елены. Следуя примеру своей святой, Ольга проповедовала христианскую веру, строила на Руси храмы, по её распоряжению переводились богослужебные книги. При внуке княгини, равноапостольном князе Владимире, произошло крещение Руси. Святая Ольга стала духовной мате­рью русского народа, её называют «начальницей веры» и «корнем Православия», почитают за искреннюю веру, апостольские труды и мудрое управление государством. Святая Ольга положила начало почитания на Руси Пресвятой Троицы.

Святая преподобномученица великая княгиня Елисавета Феодоровна

Святая Елисавета родилась в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского. В 20 лет она стала женой великого князя Сергея Александровича, брата императора Российского Александра III. Великая княгиня всем сердцем полюбила Россию и приняла православие. В Москве она много помогала больницам, приютам, домам инвалидов, а во время русско-японской и Первой мировой войн занималась организацией помощи фронту и семьям фронтовиков, лично ухаживала за ранеными в лазаретах. Когда был убит её супруг, Елисавета Феодоровна продала свои драгоценности и построила Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Там были бесплатные аптека, больница, приют, библиотека, столовая для бедных. В 1918 году, после октябрьского переворота, великую княгиню арестовали и вместе с другими членами императорского дома бросили в старую шахту. Святая Елисавета всегда особенно заботилась о детях.

Святая праведная Иулиания Лазаревская, муромская

Святая Иулиания рано осталась сиротой и росла у родственни­ков. В 16 лет девушку отдали замуж. Она стала вести боль­шое хозяйство и растить детей, но всегда находила время для молитв и помощи неимущим: шила им одежду, ухаживала за больными. Во время страшного голода Иулиания продала всё своё имущество, чтобы купить хлеб для бедных, а затем стала выпекать его из лебеды и древесной коры, и этот хлеб оказывал­ся слаще мёда. Вслед за голодом пришла эпидемия, и святая при­нялась ухаживать за больными. После смерти мужа Иулиания раздала бедным всё своё наследство. Живя в крайней нищете, она, тем не менее, всегда была приветлива и жизнерадостна. Последними словами Иулиании перед кончиной были: «Слава Богу за всё! В руки Твои, Господи, предаю дух мой», а вокруг головы её появилось золотое сияние. Во время сильного голода, сама оставаясь без пищи, святая Иулиания отдавала последний кусок просящему.

Святая первомученица равноапостольная Фёкла

Святая Фёкла родилась в Иконии, в семье богатых язычни­ков. Однажды в город пришёл апостол Павел, и девушка, слушая его, всей душою возлюбила Иисуса Христа. Когда апо­стола Павла бросили в тюрьму, Фёкла подкупила охранников и тайно посещала своего учителя. Вскоре апостола изгнали из города, а Фёклу приговорили к сожжению на костре, однако пламя даже не опалило её одежд. Святая Фёкла покинула Иконию, отыскала своего учителя и, проповедуя Евангелие, дошла с ним до Антиохии. Там Фёклу вновь схватили и подвергли истязаниям, но девушка сохраня­лась невредимой, и правитель города устрашился и повелел отпустить её. По благословению апостола Павла святая Фёкла поселилась в пустыне и прожила там долгие годы, проповедуя Слово Божие, исцеляя больных молитвой и обращая в христи­анство язычников. Святая Фёкла привела ко Святому Крещению даже языческого жреца.

Святая мученица Татиана

Святая Татиана родилась в Риме, в знатной христианской семье. Девочка выросла благочестивой, трудолюбивой и стала диаконисой: ухаживала за больными, помогала бедным, посещала темницы, готовила верующих к обряду крещения. Имя «Татиана» означает «устроительница», и у неё действи­тельно всё волшебным образом устраивалось. На благодарно­сти Татиана отвечала: «Не меня благодарите — Господа!» Вскоре в Риме сменилась власть и начались гонения на христиан. Татиану схватили, подвергли пыткам, но все раны чудесным образом исцелялись. Тогда девушку бросили на съедение львам, однако свирепые хищники лишь приласкались к ней и смирно легли к её ногам. Львов хотели загнать обратно в клетку, и тут они растерзали одного из мучителей. Татиану не взял даже огонь, и ей вынесли смертный приговор: девушка была казнена мечом. Восемь палачей уверовали во Христа и пали к ногам святой Татианы, прося отпустить им их грех против неё.

Святая мученица Людмила, княгиня чешская

Святая Людмила была замужем за чешским князем Боривоем. Супруги приняли Крещение от святителя Мефодия и стали распространять веру Христову на своей земле — строить церкви, приглашать в них священников. Когда князь умер, Людмила продолжала вести благочестивую жизнь и неустанно заботиться о Церкви. Княжить стал сын Боривоя и Людмилы, Вратислав, который вскоре женился на язычнице Драгомире. Их сыну Вацлаву было 18 лет, когда Вратислав умер, и юноша стал пра­вить княжеством с помощью матери. Пользуясь молодостью и неопытностью сына, Драгомира стала насаждать языческие обы­чаи. Святая Людмила воспротивилась этому и была убита по приказу Драгомиры. Когда от гроба святой мученицы стали совершаться многочисленные исцеления, князь Вацлав перенёс тело в Прагу и положил его в церкви Святого Георгия. Святая Людмила почитается как святая покровительница Чехии.

Святая мученица Екатерина

Святая Екатерина родилась в Александрии, в богатой знат­ной семье. Девушка изучила несколько языков, творения всех знаменитых древних писателей и философов, а однажды познакомилась со старцем, который поведал ей о Христе. Когда император Максимилиан устроил праздник в честь языческих богов, в числе прочих гостей он пригласил и Екатерину. Она стала проповедовать христианство, и никто не смог переубедить её. Тогда император приказал подверг­нуть Екатерину пыткам на деревянных колёсах с железными остриями. Но Ангелы освободили святую от уз и сокрушили колёса. Мужеством и мудростью девушка обратила в христианство жену императора, которая навещала её в темнице. Максимилиан не смог стерпеть этого и казнил обеих. Святая Екатерина взяла верх над 50 учёнейшими мужами империи, так что они сами уверовали во Христа.

Святая великомученица Варвара

Отец святой Варвары был богатым и знатным язычником. Девушка жила в башне, где её посещали только учителя­язычники. Она любовалась видом из окна и вскоре поняла, что идолы, творения рук человеческих, не смогли бы создать такого прекрасного мира. Когда отец захотел выдать Варвару замуж, она воспротивилась. Решив, что дочь просто устала от заточения, отец дал ей полную свободу. Вскоре Варвара познакомилась с христианами и приня­ла Святое Крещение. В то время христиан подвергали преследо­ваниям и пыткам, и когда Варвара рассказала о своей вере отцу, тот отдал её на суд правителя города. Правитель повелел девуш­ку обезглавить. Возмездие Божие не замедлило постичь мучите­лей святой Варвары: они были сожжены молнией. По молитвам святой Варвары Ангел прикрыл её наготу светозарной одеждой.

Святая великомученица Анастасия Узорешительница

Святая Анастасия родилась в семье римского сенатора. Мать её была христианкой и воспитала дочь в вере, несмотря на то что христиан жестоко преследовали. Когда девочка выросла, отец выдал её замуж, но супруг вскоре умер, и Анастасия получила огромное наследство, которое раз­дала бедным. Она посещала христиан, томящихся в темницах (узах), — ухаживала за больными, утешала страждущих. Когда её учителя, святого Хризогона, казнили, Анастасия отправилась странствовать, чтобы помогать христианам везде, где возможно. Она облегчала заключение многих людей, заботясь не только о телах, но и о душах, и поэтому её называли Узорешительницей. Узнав о том, что Анастасия христианка, римский император заключил её под стражу. Святая отказалась поклоняться языче­ским богам и мужественно приняла муки и последующую казнь. Святая Анастасия была отрадой для всех изнемогающих телом и духом людей, часто выкупала узников из темниц.

Святая блаженная матрона Московская

Святая Матрона родилась в семье бедных крестьян. Девочка росла слабой и слепой, но отзывчивой и ласковой. С семи лет она исцеляла больных и оберегала людей, предсказывая собы­тия и давая мудрые советы. В 16 лет у неё внезапно отнялись ноги. Девушка приняла болезнь со смирением, продолжая помо­гать людям. Некоторое время спустя она переехала в Москву, где ютилась по разным углам, не имея своего жилья. Однако, как и прежде, Матрона лечила больных и утешала отчаявших­ся, проводила долгие часы в молитвах. Когда началась война, Матроне открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, и она сама часто говорила, что хранит бойцов, невидимо присутствуя на фронтах. До самой своей кончины блаженная неустанно помогала просящим. Святая Матрона принимала в день до сорока человек.

Святая блаженная Ксения Петербургская

Святая Ксения выросла в семье благочестивых родителей. Она вышла замуж за придворного певчего, но спустя некоторое время тот внезапно скончался, не успев принести покаяния. Ксения решила вымолить у Бога прощение мужу, приняв тяже­лейший подвиг юродства. Она раздала всё имущество, днём бро­дила по городу, а ночью молилась. Блаженная отказывалась от денег, а одежду принимала только красных и зелёных цветов — в память о форменной одежде мужа. На Смоленском кладбище тогда строилась новая церковь. Рабочие заметили, что кто-то им помогает: ночью носит кирпичи на леса. И однажды они увидели, как пришла блаженная Ксения, набрала тяжёлых кирпичей и легко понесла вверх по лестнице. Святая несла подвиг добровольного безумия 45 лет. Милость Божия так осеняла святую Ксению, что те, к кому она просто заходила в дом, были успешны и счастливы.

Святая благоверная княгиня преподобная Анна Новгородская

Святая Анна была дочерью шведского короля, тогда её звали Ингигерда. Девушка получила прекрасное образование, много путешествовала, участвовала в общественной жизни, хорошо владела оружием. Повзрослев, Ингигерда приняла пра­вославие с именем Ирина и стала женой русского князя Ярослава Мудрого. Она помогала мужу во всех государственных делах, строила храмы и монастыри, заботилась об образовании народа. Кроме того, она стала матерью десятерых детей и дала им истин­ное христианское воспитание. В 1045 году Ирина отправилась в Новгород к сыну Владимиру на закладку собора во имя Святой Софии Премудрости Божией. Там великая княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна, соединив в себе два пути святости — духовного и земного материнства. Со святой Анны началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния, в миру Предислава, с малых лет полюбила книги и усердные молитвы. Узнав, что родители хотят обручить её со знатным князем, она ушла из дома в оби­тель. Юная монахиня изучала и переписывала книги, а выру­ченные от их продажи деньги тайно раздавала нищим. Однажды ей явился Ангел и сказал основать недалеко от Полоцка обитель. Спасо-Преображенский монастырь быстро расширялся: насельниц привлекала школа при монастыре. Преподобная Евфросиния учила послушниц закону Божьему, грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремёслам. Также она заботилась о мире между соседями, а всем желавшим жить благочестиво давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Отправляясь к месту будущей обители, святая Евфросиния взяла с собой только святые книги — «всё своё имение».

Материал создан: 12.01.2016

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *