№11 (103) / 1 июня ‘99

Проповедь

В этой теме:

Проповедь

Прибегая к Царице Небесной

Проповедь

Обычай молиться перед едой

Среди угодников Божиих, в земле Российской просиявших, особое место занимают святые правители Православной Руси — благоверные князья и княгини, нелегкий крест правления государственного сочетавшие с личным благочестием, молитвой, нищелюбием. Из этого лика святых российских всякому известен благоверный князь Александр Невский, победитель немцев и шведов, хранитель святого Православия во всей полноте, мудрый дипломат, подготовивший будущее возвышение Руси, принявший постриг с именем Алексия.

Но задумывались ли вы о том, что в лике святых благоверных князей прославлен и брат Александра Невского — князь Феодор Ярославич Новгородский, чью память мы совершали 18 июня? Благочестивой жизнью, кротостью заслужил он обильные милости у Бога и почитание народа православного.

А младший сын святого Александра Невского, Даниил Московский, также прославленный в лике святых благоверных князей? С успехом укреплял и расширял он свой удел, которому предстояло стать центром будущей великой державы. Здесь, на берегу Москвы-реки, построил князь монастырь в честь небесного покровителя своего — святого Даниила Столпника. Здесь принял он постриг в схиму и был погребен как простой член братии, на общем кладбище. А в царствование Алексея Михайловича были обретены святые чудотворные мощи его и перенесены в храм Свято-Данилова монастыря. Там — в центре Русской Православной Церкви, в официальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси — они и пребывают ныне на радость всем нам. Знаем мы и святого благоверного князя Димитрия Донского, правнука святого Александра Невского, победившего Мамая на поле Куликовом. Слышали мы и о схимниках Троице-Сергиевой лавры — Александре Пересвете и Андрее Ослябе, посланных игуменом земли Русской преподобным Сергием Радонежским в помощь благочестивому князю-воину, и об учреждении Димитровской родительской субботы для всенародного поминовения павших за веру и Отечество воинов. Но мало кто вспомнит, что супруга великого князя Димитрия Евдокия, принявшая затем постриг с именем Евфросиния, также причислена к лику святых. Ее память мы совершали 20 июня. А вот еще одно позабытое теми, кому недороги ни вера отеческая, ни история России, такое дорогое всякому православному человеку имя. 25 июня Русская Православная Церковь празднует обретение святых мощей благоверной великой княгини Анны Кашинской. Уже в юности, точно зная, сколько душевных сил потребует жизнь, укрепляла дух молитвою и постом дочь Ростовского князя Дмитрия Борисовича. В родном Кашине, девочкою, кормила нищих, призревала сирых и убогих. Кротостью, добронравием полюбилась княжна великому князю Владимирскому и Тверскому Михаилу Ярославичу (1271–1318). Юноша был сыном князя Ярослава Ярославича, брата святого благоверного князя Александра Невского. Князем он стал после смерти брата своего Святослава и начал княжение свое с закладки в Твери величественного Спасо-Преображенского собора.

Михаил и Анна сочетались браком в Твери 8 ноября 1294 года. Четверо сыновей родились у них и дочь, и все бы ладно, но в тревогах удельных раздоров неспокойно было княгине за дом свой. Много слез она пролила, молясь о спасении, но настигла беда, от которой уже было не «воспрять в мире сем».

В пределы Тверской земли вторгся князь Георгий Московский, добившийся в Орде ярлыка на великое княжение, так как был он женат на сестре хана — Агафье. Князь Михаил разбил разбойную рать, взял в плен и жену князя Георгия, и брата его — князя Бориса, и ордынского посла. Тверской правитель принял пленников с честью, но Агафья внезапно занемогла и умерла. Тут же хану донесли, что Агафью отравили, и он вызвал князя Михаила в Орду на суд. Это была верная погибель, и все умоляли Михаила не ехать. Но иначе Тверской земле грозило полное разорение от ордынцев, и князь поехал, чтобы душу положить за други своя… Xудшие предположения сбылись. Всяческие издевательства терпел князь Михаил, которому надели на шею колоду и так держали его постоянно. Одно утешение было страдальцу: к нему допустили сына Константина, который жил в Орде заложником. Подросток держал перед отцом Псалтырь, переворачивая страницы, ибо закованный и того сделать не мог. Михаил мог бежать благодаря преданным ему людям, но тогда погибли бы многие. И как перед приездом в Орду, князь выбрал свою мученическую смерть, а не гибель других. Он дал напутствие сыну, исповедовался и причастился Святых Xристовых Тайн. 22 ноября 1318 года — а по новому стилю 5 декабря, когда мы и совершаем память святого благоверного князя Михаила Ярославича Тверского — в Орде принял супруг великой княгини Анны мученическую кончину.

Когда нетленное тело его более чем через год привезли в Тверь, рыдающую княгиню Анну не могли поднять от гроба. Чудеса и исцеления от святых мощей страстотерпца начались сразу же, и в Твери князя начали почитать святым. Анна же после похорон ушла «единому Богу работати». И не было смиренней послушницы в тверском девичьем Софийском монастыре, не было суровей постницы, усерднее молитвенницы, чем инокиня София. Она молилась об отце, умершем в Орде, о муже, о старшем сыне Дмитрии, отмстившем за отца, но тоже погибшем по воле хана (1325), о сыне Александре и внуке Федоре, провидя ужасную казнь их от татар (1329) Она просила Бога умудрить князей, отвести их от усобиц, о ниспослании конца засилию басурман, сталкивающих русских для властвования и дани. И не только по ее молитвам, равно как и по молитвам других угодников Божиих — крепло единение в земле Русской, копились силы для будущей победы над врагом!

К сожалению, и ныне, когда совершаем мы память благоверной великой княгини Анны Кашинской, многострадальное Отечество наше расколото на многие части. Междоусобицы политические, расслоение экономическое, жестокость преступников и непонимание поколений грозят разрушить Россию. Как никогда нуждается наша Родина в тех, кто труды свои будет строить не на сиюминутной выгоде, не на противостоянии кому-либо, а на прочном фундаменте веры Отеческой, веры Православной. Кто бы ни был такой человек — простой труженик или правитель — да будут ему примером благочестивые предки наши — благоверные князья и княгини, «добре подвиг совершившие и веру соблюдшии». Да испросят и нам святые угодники Божии спасение и верное утверждение на путях наших!

Празднование Собора всех святых русских государей было установлено в обители в 2013 году по благословению игумена Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина) в связи с освящением храма в честь всех прославленных Князей и Царей Руси: от князя Владимира до царя Николая Александровича. Это пока единственный в мире храм, посвященный всем святым русским государям.

В Собор святых русских государей входят 160 представителей двух династий, правивших на Руси: Рюриковичей и Романовых. Среди них два царя – Феодор Иоаннович и Николай Александрович; 40 великих князей и 101 удельный; 17 представителей рода Романовых. Каждый из них официально прославлен тем или иным собором Русской Православной Церкви или Русской Православной Церкви Заграницей.
Собор святых русских государей разделяется по ликам: лик равноапостольных, лик великомучеников, мучеников, преподобномучеников, преподобных и благоверных. Память всех святых русских государей впервые собрана воедино под сводами одного храма в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре.
По словам русских святогорцев, почитание Собора святых русских государей особенно важно в наше время, поскольку большинство из них были членами одного, фактически, рода (ведь роды Рюриковечей и Романовых тесно переплетены друг с другом – связующим звеном между ними является благоверный царь Феодор Иоаннович, который по отцу был Рюрикович, а по матери – Романов). Будучи родственниками, все они коллективно правили Русской Землей. И поныне они являются ее блюстителями и предстателями.
В русской святогорской обители считают, что совокупное почитание их является еще одним фактором, не только сближающим, но и духовно сплачивающим Святую Русь. «Издревле существовало в Земле Русской предание, что в лихую годину все святые ее правители вкупе приходят на помощь своему земному Отечеству. Каждый из них по отдельности является молитвенником за Землю Русскую, вместе же – это непобедимая небесная рать, ополчение предстателей и хранителей Святой Руси», — убеждены русские святогорцы.
В новосозданном на Святом Афоне Царском храме также поминаются на проскомидии представители всех княжеских и царских родов, не причисленные к лику святых. В заупокойных ектениях на богослужении возносятся имена Государей, являвшихся ктиторами и благодетелями русской святогорской обители.
И
Tags: Афон

18 июня, в неделю вторую по Пятидесятнице Всех святых в земле Русской просиявших, в Сретенском женском монастыре состоялась Божественная литургия. Вместе с настоятельницей игуменьей Никой и сестрами помолились и причастились Святых Христовых Тайн жители окрестных деревень, гости и паломники обители, приехавшие разделить радость светлого торжества. Праздник Всех святых в земле Русской просиявших был восстановлен Великим Московским Собором 1917-1918.

В проповеди перед причастием иерей Василий Селецкий поздравил собравшихся в храме и отметил, что наши предки, принадлежавшие к разным сословиям: военачальники, иерархи, монахи, простые люди, – сонм святых, которые подтверждают, что достояние нашего народа держалось на христианских основах, их пример способствовал утверждению христианских отношений в обществе, в семье, и в особенности, в воспитании патриотизма нашего народа.

После Божественной литургии по приглашению настоятельницы матушки Ники все собравшиеся посетили уникальную выставку икон «Святые правители Руси». Она действует ежедневно в нашем храме. Данная коллекция канонизированных русских князей написана по благословению Святейшего Патриарха Алексия II и передана в дар обители благодетелем В.П.Антоновым-Дружининым.

Примечательно, что экспозиция открылась в День Собора Всех святых, в земле Русской просиявших. Большинство канонизированных князей относится к огромному потомству Рюрика. Самой первой канонизацией в истории Русской Православной Церкви было прославление двух князей-братьев Бориса и Глеба, они стали первыми русскими святыми (XI век). А самая недавняя канонизация российских государей состоялась на Архиерейском соборе 2000 года: в сонме новомучеников Российских была прославлена семья императора Николая II.

К собравшимся обратилась матушка игуменья Ника: «Это удивительно, какие у нас предки! Ведь даже младенцы погибали за веру Христову. У Господа много святых, которых мы не знаем. И тем не менее, они святые. Каждый православный христианин призван стать святым, у нас для этого есть все предпосылки. Господь призывает: «Приходите, соединяйтесь со Мной». Мы созданы по образу и подобию Божию, идите за Господом, сохраняйте чистоту души. Даже если человек согрешил, он может вернуться к целомудрию и сохранить свою святость».

Все Святые в земле русской просиявшие, молите Бога о нас!

В своем слове в неделю всех святых в Земле Русской просиявших, святитель Иоанн (Максимович) архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский говорил: «Сегодня праздник всех святых, в Земле Российской просиявших – всех святых, которых возрастила русская церковь, русская земля. Ныне праздник духовного неба над Россией. То небо широко простирается, начиная от святого князя Владимира и блаженной княгини Ольги. Они были как бы корни всех святых в земле Российской просиявших. Возрос великий сонм, великое древо святости… Мы прославляем всех тех, которые в разных концах Земли Русской утверждали христианство, проповедовали тем, которые еще христианства не знали. Русь объединяла всех в единственном крове, не столько единством границы, сколько духовным призывом к святости. Многие имена вошли в состав русского народа. И хотя в основе русского народа-народ славянский, в нем есть множество разных имен, но никто не считался чужим, как только принимал православную христианскую веру. Православная вера спасла Русь. Православная вера ее освятила. Православная вера ее укрепила…»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *