В каждом уголке России есть исторические места, через которые не проложены популярные паломнические маршруты, но где находятся древнейшие святыни, уникальные памятники архитектуры и красивейшая природа. «Фома» публикует лишь 9 из таких малоизвестных и иногда труднодоступных мест, которые стоит посетить во время летнего отдыха.

Троице-Лыково, г. Москва

Фото Андрея Бархатова

Троице-Лыково — место с уникальным для Москвы пейзажем. Окруженные многоэтажными кварталами мегаполиса, у берега Москвы-реки сохранились сельские домики (и это в пределах МКАД!), а выше, среди деревьев — старинный храм. Отсюда открывается удивительный вид: речной изгиб и за ним — лесной массив острова Серебряный Бор, популярного места отдыха москвичей.

В Троице-Лыкове сошлись красота природы и многовековая история. Главным украшением села еще с петровских времен служит храм во имя Живоначальной Троицы. Он был возведен в 1690–1695 годах родственниками Петра I по материнской линии Нарышкиными и является выдающимся произведением в стиле московского, или «нарышкинского», барокко, одним из немногих сохранившихся до наших дней. Приезжие называли церковь «белым лебедем» или «невестой», одетой в кружевной наряд с золотым кокошником и любующейся на свое отражение в водах реки.
В 1812 году, а затем и в советское время усадьба Троице-Лыково, Троицкая и Успенская церкви переживали нелегкие времена. Храмы неоднократно грабили, рушили, закрывали. В наши дни храмы отреставрированы, однако богослужение в Троицком храме совершается всего лишь один раз в год — в День Святой Троицы.

Особенности путешествия:

Добраться можно от ст. метро «Щукинская» на автобу­­се № 640 до ост. «Ул. Твардовского», далее пешком 7 мин. или на автобусе № 137 до ост. «Одинцовская ул.»;
от ст. метро «Строгино» на автобусе №652 до ост. «Ул. Твардовского», далее пешком 7 мин.;
на автомобиле — поворот на Троице-Лыково на 63-м километре МКАД.

Село Дунилово, Ивановская область

Патриарх Алексий II, посетивший Дунилово в 1993 году, назвал село «жемчужиной России». В селе, которое в начале XIX века по населению не уступало городу Кинешме и в котором сегодня осталось не более 600 человек, располагаются десяток старинных храмов и сияют 33 креста.
Это живописное место на берегу реки Тезы, приблизительно в 40 км от города Иваново. Когда-то Дунилово было крупной торговой точкой, где соединялись дороги из Суздаля, Шуи, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы, проводились крупные ярмарки. В селе находятся два женских монастыря — Благовещенский и Свято-Успенский, а наиболее древний из сохранившихся храмов в Дунилове — возведенный в 1675 году Благовещенский собор.

Из городов Шуя и Иваново до Дунилова можно добраться на автобусе. На автомобиле до Дунилова можно доехать по Горьковскому шоссе через Владимир, Иваново, Шую.

Палех, Ивановская область

Фото Владимира Ештокина

На холме среди лесов и полей расположился всемирно известный центр народного промысла — Палех.
Палехские иконописцы прославились еще в допетровские времена. Но после революции 1917 года перед мастерами возникла необходимость сохранить традицию иконописи и в то же время найти новые формы реализации своего творческого потенциала. Тогда, используя прежние иконописные стилистику и технологии, мастера начали изготавливать всем известные сегодня миниатюры с изображением сцен труда, пахарей, крестьян, женщин с серпами и т. п.

Как и раньше, в Палехе открыто множество иконописных и художественных мастерских и организаций. А увидеть многотысячную коллекцию палехских произведений можно в Государственном музее палехского искусства. Здесь хранится 1,5 тысячи икон XIV–XX веков, произведения западноевропейской живописи XVI–XVIII веков, более трех тысяч произведений лаковой миниатюры, скульптура, графика, старопечатные книги, строчевышитые изделия, предметы быта и этнографии. В состав музея входят и четыре мемориальных музея, посвященных выдающимся художникам и иконописцам Палеха: Дом-музей Павла Корина, Музей-мастерская Николая Дыдыкина, Дом-музей Ивана Голикова и Музей-усадьба Николая Зиновьева.
В традициях палехской школы выполнены и настенные росписи храмов Палеха — Крестовоздвиженской и Ильинской церквей конца XVIII века. Также недалеко от поселка, в селе Красном, находится Свято-Знаменская церковь — единственный храм в окрестностях Палеха, который не был закрыт в советские годы.

До Палеха можно доехать на автобусе от автовокзала г. Иваново через Шую, а также на автомобиле по Горьковскому шоссе через Владимир, Иваново, Шую.
В Палехе есть гостевые дома и кафе, поэтому задержаться в поселке можно и на несколько дней. Кроме того, в относительной близости от Палеха расположены еще два важных иконописных центра — Холуй и Мстёра, в которых тоже интересно побывать.

Село Сить-Покровское, Ярославская область


На живописном берегу реки Сить возвышается церковь Покрова Пресвятой Богородицы начала XVIII века — главная достопримечательность села Сить-Покровское. Это классический образец архитектуры Ярославской области. В настоящее время в церкви регулярно проводятся богослужения и ведутся восстановительные работы.
А в 20 км от Сить-Покровского в начале лета из года в год проходят торжества, посвященные Битве на Сити — одному из центральных событий монгольского нашествия на Русь. Битва закончилась поражением русских войск, но в то же время значительно ослабила войско врага и стала одной из причин отказа Батыя идти на Новгород.
Центром торжеств становится высокий холм близ деревни Лопатино в 20 км от Сить-Покровского: здесь в память о погибших воинах установлена 12-метровая белокаменная стела и здесь, по расчетам историков, произошло ключевое событие битвы.

До села можно добраться разными путями. Например, от Рыбинска можно доехать на поезде до станции Шестихино, затем на автобусе до села Брейтово, затем на другом автобусе до с. Сить-Покровское.
На автомобиле нужно ехать через Углич, с. Новый Некоуз, Шестихино и Брейтово.
Село находится недалеко от Рыбинского водо­хранилища, по берегу которого расположено множество баз отдыха. В 10 км от Сить-Покровского — село Прозорово, желающие могут остаться на несколько дней в гостевом домике при храме Архангела Михаила.

Пять древнейших на территории России храмов и наскальный Лик Спасителя, Карачаево-Черкесия

Горы Северного Кавказа таят в себе не только красоту природы, чистоту горных рек и уникальные богатства флоры и фауны: в раннем Средневековье здесь существовали мощные государственные образования, народы которых приняли христианство задолго до крещения Киевской Руси.
На территории Карачаево-Черкесской республики находятся пять христианских храмов, построенных в первом тысячелетии по Рождестве Христовом. Три храма, известных как Северный, Средний и Южный, сохранились в Нижнем Архызе: в Средневековье в ущелье реки Большой Зеленчук располагалось Нижне-Архызское городище. Кроме того, здесь находятся руины 11 храмов-часовен. Из трех Зеленчукских храмов только в Южном проводятся регулярные богослужения. Скорее всего, он входил в состав усадьбы богатой аланской семьи и был домовой церковью.
На другом берегу реки находится написанный прямо на поверхности скалы Лик Спасителя. У подножия хребта Мицешта построен храм в честь Христа Спасителя, в нем проводятся регулярные службы.
В полутора часах езды от Нижне-Архыз­с­кого городища, на расстоянии около 18 км друг от друга находятся еще два храма того же периода. На горе Шоана возвышается Шоанинский храм (построенный предположительно во 2-й половине Х — начале XI века).
На скальном уступе над долиной Тебердинского ущелья стоит Сентинский храм, построенный в 965 году. Фрагменты настенной живописи храма являются самым обширным сохранившимся фресковым комплексом на территории Алании.

Ближайший аэропорт: Минеральные Воды. Из аэропорта нужно добраться городской маршруткой до автовокзала, далее на автобусе до станицы Зеленчукской. Ближайшие железнодорожные станции: Невинномысск, Минеральные Воды, Кисловодск, далее также можно добраться до станицы на автобусе.
Помощь паломникам оказывает благочинный приходов Южного Карачаево-Черкесского церковного округа протоиерей Евгений Субтельный. Связаться с ним можно по электронной почте: agnidx@rambler.ru

Храм-часовня святого мученика воина Виктора Дамасского, Большой Уссурийский остров

На самой границе с Китаем возвышается 32-метровая часовня, построенная в память о воинах, погибших при защите дальне­восточных рубежей России и ставшая символом неприкосновенности российских границ на Дальнем Востоке. Сюда регулярно совершаются крестные ходы, в часовне служатся молебны. В 2005 году, при проведении новой линии границы, часовня чуть не оказалась «разрублена» надвое. Однако ее удалось спасти от сноса: китайская сторона уступила России несколько десятков метров.
Кроме того, Большой Уссурийский остров — хорошее место для отдыха, кемпингов и рыбалки. На острове множество озер, и в летнюю пору люди прибывают сюда на выходные с палатками, моторными лодками и водными лыжами.

Остров Большой Уссурийский находится недалеко от Хабаровска. Попасть туда можно через автомобильный мост или теплоходом. Чтобы добраться до храма-часовни, нужно двигаться вглубь острова.

Талабские острова, Псковская область

Фото Юрия Курбатова

Большинство туристов, паломников и тех, кто помогает возрождению Талабских островов на Псковском озере, чаще всего посещают лишь ближайший из трех островов, Талабск (советское наименование — остров им. Залита). На этом острове служил известный старец — протоиерей Николай Гурьянов. Талабск всегда был самым населенным островом. Правда, сегодня здесь постоянно проживает всего полторы сотни жителей, хотя в течение веков население островов насчитывало не менее четырех, а то и шести тысяч человек.
До дальнего острова Верхний (советское наименование — остров им. Белова) сегодня добираются немногие. А между тем у него очень интересная история! В XV веке Верхний был островом озерных пиратов из талабского племени. Именно сюда направился Досифей, ученик святого Евфросина Псковского. В таежной полосе острова он построил келью (сейчас на ее месте стоит памятный крест) и начал общение со своими опасными соседями-пиратами. Праведность Досифея изменила жителей острова: они покаялись и перестали пиратствовать. Большинство талабов стали ремесленниками, купцами и рыболовами, наиболее могучие и сильные — воинами, а несколько человек стали монахами и вместе с Досифеем основали монастырь в честь апостолов Петра и Павла.
Храм Петра и Павла, изначально построенный преподобным Досифеем и его учениками и затем неоднократно перестраивавшийся, — главное достояние острова. Древнейшая его постройка находится под землей: в пещерном храме бывшие разбойники, стоя вокруг преподобного, принимали участие в богослужении.
Во все времена посетители Верхнего острова восхищались видом на Псковское озеро, которое также называли морем (отсюда не видно противоположного берега), с высокого берега острова. А на верхушках елей можно увидеть гнезда серых цапель.

Настоятель храма Петра и Павла иерей Сергий Демидов создает все условия, чтобы паломники и путешественники могли провести на Верхнем острове несколько дней: для приезжающих отведен двор с гостевыми домиками и трапезной.
Два раза в день из Пскова до деревни Большая Толба ходит автобус. Оттуда до островов добираются водным путем (на лодке или катере), по предварительной договоренности с отцом Сергием по электронной почте: denmikbox@mail.ru.

Село Сура, Архангельская область

«Родина дорогая, родина святая, Сура благословенная», — говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский о своей малой родине. Отец Иоанн многое сделал для своего села, где существовали лишь две обветшалые деревянные церкви: основал каменный Свято-Никольский собор и Иоанно-Богословский Сурский монастырь, а также учредил сельскую школу и различные производства. Еще при жизни отца Иоанна в село со всей страны начали стекаться паломники.
Сегодня немногие знают о родине святого, однако в июне этого года в Суре пройдут юби­лейные торжества, связанные с 25-летием ка­но­низации Иоанна Кронштадтского. В селе соберется около 250 священнослужителей из Иоанновских приходов, а также представители детских приютов, гимназий, братств, реабилитационных центров и иных православных организаций, носящих имя св. прав. Иоанна Крон­штадтского в России и 19 зарубежных странах.

Во время торжеств паломники смогут поселиться в палаточном городке (зарегистрироваться нужно заранее), а в другое время при Сурском Иоанновском женском монастыре для паломников работают гостевые домики.
Общая протяженность маршрута Архангельск — Карпогоры — Сура по автомобильной дороге составляет 369 км. Дорожное покрытие большей частью песчано-гравийное, на пути будут три переправы.
Из Архангельска нужно проехать в п. Светлый (142 км). Переправа паромная (или понтонная) через р. Пинега (ж/д ст. Паленьга). Далее из п. Светлый в п. Ясный (101 км, односторонний режим движения с разъездными карманами). Далее из п. Ясный в с. Сура (126 км). Переправы паромные через р. Пинега (п. Ясный, п. Шуйга и п. Новолавела).

Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь, Кировский район Приморского края


Это старейший на Дальнем Востоке мужской монастырь. А недалеко от монастыря находится малоизвестное и экологически чистое озеро, на котором растет лотос Комарова — цветок-жемчужина Дальнего Востока, занесенный в Красную Книгу. Специально для туристов берега озера не обустроены, поэтому здесь можно наблюдать лотосы в естественной природной среде.
В монастыре хранится икона Святой Троицы, написанная на срезе ветви Мамврийского дуба и пожертвованная в монастырь со святой горы Афон. В советские годы монастырь был закрыт, а его территория стала собственностью Шмаковского военного санатория: храм Иверской Божией Матери был превращен в клуб и лечебный корпус, храм-часовня Преображения Господня, расположенный на вершине сопки, стал смотровой площадкой, домик настоятеля — административным корпусом, а келейная часть — спортивным залом.
В 1995 году обитель начала возрождаться, однако большая часть исторической территории обители возвращена не была (вернули лишь полуразрушенный храм-часовню Преображения Господня), и монастырь расположился в здании бывшего скотного двора. Сегодня в монастыре действуют 2 храма, а монастырскую братию составляют порядка 20 человек.

Монастырь находится недалеко от села Шмаковка по дороге на поселок городского типа Горные Ключи. В любом санатории Горных Ключей можно заказать экскурсионный тур на озеро.
Из Владивостока можно добраться на электричке или поезде до станции Ружино или Шмаковка, далее на автобусе или маршрутном такси до курорта «Шмаковка» пгт Горные Ключи. Также из Владивостока или Уссурийска можно доехать до Горных Ключей на автобусе.

На завершающем этапе предоставления автокефалии мы решили рассказать о Вселенской церкви, точнее – о церквах Диптиха (общего списка). Это необходимо также для того, чтобы понять дальнейший процесс. После получения Томоса идет следующий этап – принятие или непринятие новой церкви. Даже во втором случае, если какая-то церковь не будет спешить нас признавать, это не повлияет на наш канонический статус. Кто есть кто на украинской церковной карте, как сегодня распределяются симпатии и антипатии наших православных сестер?

Православная церковь насчитывает 300 миллионов верующих. У нее нет централизованной власти или руководства, это созвездие независимых и равных национальных церквей, где Вселенский патриарх почитается, как «первый среди равных». Ему принадлежит первенство чести и служения.

Церковь состоит из нескольких самоуправляемых патриархатов и является своеобразной межнациональной федерацией, внутри которой каждая поместная церковь сохраняет свою независимость.

Титулом «патриарх» называют предстоятелей Православных церквей. В давние времена он распространялся только на руководителей пяти древних Церквей, так называемую пентархию, список которых был кодифицирован при царствовании Юстиниана. Позже это именование было распространено и на митрополита Московского (XVI в.), на архиепископов Сербского и Болгарского (нач. XX вв.) и на предстоятеля Румынской Церкви (сер. XX в.). Грузинская церковь называет своего предстоятеля термином «Католикос».

После раскола с Католической церковью, первое место занял Константинополь.

ДАРИТ ШАНС И ЖДЕТ С ЛЮБОВЬЮ

Константинопольская православная церковь.

Кафедра (в светской лексике – столица) находится в Стамбуле.

Фото: Елена Турченюк, Укринформ

Юрисдикция распространяется на Восточную и центральную Турцию, Крит, Патмос, все греческие церкви в Европе, Южной Америке, Австралии и Азии и в областях Греции, освобожденных от турецкой оккупации после войны на Балканах, включая Крит и Македоню, на Украинскую, Карпаторусскую и Албанскую православные церкви в США и Канаде.

Она насчитывает 3200 приходов и более 5 млн верующих.

Миссия Константинополя, по утверждению его иерархов, – председательство, инициатива и координация. Это Церковь, которая исполняет обязанность созыва в согласии и постоянных консультациях с другими Поместными церквами.

Константинополь является матерью-церковью, апелляционной инстанцией и источником автокефалии для всех новейших церквей, и в 2018 году он откликнулся на просьбу Украины предоставить автокефалию.

ОГРАНИЧИТСЯ ПРОТЕСТНЫМИ ЗАЯВЛЕНИЯМИ

Александрийская Церковь.

Ее кафедра находится в Александрии (Египте).

Юрисдикция – страны Северной, Центральной и Южной Африки.

Благовещенский собор в Александрии. Фото: wikipedia

По некоторым данным, она насчитывает 65 епархий и 1000 приходов. Интернет-источники пишут о 250-300 тысяч верующих в Египте и свыше шести миллионов населения Африки.

Юрисдикция патриархата распространяется на 57 африканских стран. Но как именно считали африканских православных – не известно.

Отношение к автокефалии – более-менее прогнозируемое. Александрийский патриарх Феодор – давний друг РПЦ, в течение семи лет он был представителем Александрийского престола при РПЦ, что дало свой отпечаток. Он заявлял, что считает Украину неотделимой частью РПЦ. Он побывал в Одессе в конце сентября, отслужил с местным архиереем – главным представителем кремлевского лобби УПЦ МП – литургию и произнес проповедь о необходимости держаться в лоне УПЦ МП. Обычно такие поездки связывают с финансовыми мотивами, но патриарх Феодор имеет тесные и дружеские связи с патриархом Кириллом. Аналитики не считают, что патриарх пойдет на разрыв с Константинополем, как призывает Москва. Скорее, все ограничится лишь протестными заявлениями.

НА РАЗРЫВ НЕ ПОЙДЕТ

Антиохийская православная церковь.

Центр Антиохийской Церкви расположен в Дамаске.

Собор в Хаме, Сирия. Фото: wikipedia

Его юрисдикция: Сирия, Ливан, Ирак, Кувейт; ряд епархий в Европе, в Северной и Южной Америках, Австралии.

Особенности положения: Антиохийский патриархат – церковь с ощутимым русским влиянием, церковь воюющей Сирии, которая определилась со своей поддержкой Башара Асада, еще серьезнее привязав себя к России.

Отношение к автокефалии Украинской Церкви прогнозируемое, она не поддерживает автокефалию в Украине. Но на раскол с Константинополем не пойдет.

ПОДДЕРЖИВАЕТ ВСЕЛЕНСКУЮ ЦЕРКОВЬ

Иерусалимская православная церковь.

Имеет в юрисдикции: Израиль, Иорданию и Палестину. Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе.

Фото: wikipedia

Ее кафедра – в Иерусалиме.

Особенности положения: Иерусалим принимает миллионы паломников из России, а это мощный финансовый поток. Иерусалимские монастыри и святыни также получают финансовую помощь из РФ.

Впрочем, когда произошел конфликт РПЦ с Константинополем, Иерусалимская патриархия обратилась с просьбой про святое миро (специальное масло – необходимая составляющая богослужений) к Константинополю. Это просьба сопровождалось заявлением о нерушимости связи Иерусалима и Константинополя.

ОБЪЯВИЛА КАНОНИЧЕСКУЮ ВОЙНУ ВСЕЛЕНСКОЙ

Русская Церковь с центром в Москве. Ее юрисдикция – Россия, Беларусь, частично Эстония и Молдова, претендует на юрисдикцию над Украиной, страны Средней Азии, Южная Америка, Юго-Восточная Азия, Япония, Корея, Новая Зеландия.

Фото: wikipedia

РПЦ не ведет учета количества своих членов или посещаемости богослужений, но заявляет о 34 700 приходах.

Московский Патриархат полагает своей «канонической территорией» (термин был введен в оборот в 1989 году) территорию множество суверенных и независимых государств. Как следствие, ее административно-канонические подразделения, находясь в разных странах, функционируют в различных государственно-правовых, общественно-политических и конфессионально-культурных условиях.

РПЦ сейчас фактически объявила каноническую войну Матери-Церкви и запретила сослужения с ней своим клирикам и причастие – своим верным.

СЧИТАЕТ «НЕКАНОНИЧЕСКИМ» РЕШЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ

Сербская Церковь с кафедрой в Белграде.

Юрисдикция: Сербия, Босния и Герцеговина, Словения и Хорватия, считает своей канонической территорией Македонию и Черногорию (которые это отрицают).

Фото: Роман Сущенко, Укринформ

Она насчитывает 3 500 приходов.

Имеет свои особенности. Сербская церковь – церковь с некогда имперской идентичностью – тяжело переживает утрату последней.

Ее объединяют тесные связи с РПЦ. Следовательно, и в своей позиции относительно украинской автокефалии Сербская Церковь устойчиво показывает свое неприятие.

НЕ ПРЕРЫВАЕТ ОБЩЕНИЕ С КОНСТАНТИНОПОЛЕМ

Румынская Церковь. Ее кафедра – в Бухаресте.

Юрисдикция распространяется на Румынию и Молдову.

Фото: wikipedia

Она насчитывает 11 700 приходов.

Позиция по автокефалии – сдержанная. Румынская церковь дважды повторила нейтральную формулу, призвав Константинополь и Москву к диалогу. Такая позиция «над дракой» является фактической поддержкой Вселенского патриархата. Интересно, что в конце ноября в Бухаресте состоится большое событие для Румынской Церкви – освящение нового национального собора в честь Вознесения Господня и св. апостола Андрея. На торжества приглашен Вселенский патриарх Варфоломей, который уже вроде бы подтвердил, что приедет в Бухарест. Это означает, что Румыния не прерывает свое общение с Матерью-Церковью.

СОЗДАЛА СПЕЦИАЛЬНУЮ КОМИССИЮ, ЧТОБЫ ЗАТЯНУТЬ?

Болгарская Церковь имеет кафедру в Софии. Насчитывает 2600 приходов.

Ее юрисдикция – это Болгария, болгарская диаспора в Западной Европе, Северной и Южной Америке и Австралии.

Собор Александра Невского в Софии. Фото: wikipedia

Болгарская православная церковь считалась церковью в орбите Москвы. Впрочем, для выражения позиции по украинской автокефалии она создала специальную комиссию, что само по себе служит знаком, что она не будет в срочном порядке солидаризироваться с Москвой. К тому же, появилось расследование, что Болгарская православная церковь вывела из страны и аккумулировала в российских банках несколько миллионов долларов. Такие расследования свидетельствуют, что журналисты и болгарские органы власти следят, что именно влияет на позицию их церкви.

ВЗЯЛА ПАУЗУ И ДЕРЖИТ НЕЙТРАЛИТЕТ

Грузинская Церковь (Грузинская апостольская автокефальная православная церковь) имеет кафедру в Тбилиси и насчитывает 550 приходов.

Ее юрисдикция распространяется на Грузию, грузинскую диаспору в Европе, в Северной и Южной Америке, Австралии.

Троицкий кафедральный собор в Тбилиси. Фото: wikipedia

В 1989 году автокефалию Грузинской Церкви подтвердил Константинопольский Патриархат.

Грузинская церковь ведет себя очень осторожно. Она не высказала официальной позиции по украинской автокефалии. Хотя в июне один из видных иерархов поддержал автокефалию. С одной стороны, часть грузинской церкви (Абхазия и Осетия) находится под оккупацией. С другой, с РФ ее связывают давние отношения. Рассчитываем на нейтралитет и постепенное признание украинской автокефалии.

ПРИЗЫВАЕТ К ДИАЛОГУ С ЛЮБОВЬЮ

Кипрская Церковь имеет кафедру в Никосии. Юрисдикция церкви – Кипр, где насчитывается 630 приходов.

Кипрская церковь избегает конфликта и поддержки РПЦ. Она говорит с позиций любви и, очевидно, не будет уходить в раскол по приглашению РПЦ.

Фото: wikipedia

На днях сайт Кипрской Церкви распространил заявление, в котором говорится, что Кипрская Церковь поддерживает добрые отношения со всеми поместными православными Церквами, от Вселенского патриархата и до младшей Церкви Чешских земель и Словакии, а также, со Святой Русской Церковью. Также Архиепископия призывает всех избегать публичных заявлений с резкими заголовками, которые только ухудшают ситуацию. Кипрская Церковь надеется, что все проблемы будут решены в откровенном диалоге с любовью. Кроме того, она выражает готовность каким-либо образом содействовать в этом направлении.

ПОДДЕРЖИВАЕТ УКРАИНУ И ВСЕЛЕНСКУЮ ЦЕРКОВЬ

Элладская Церковь имеет кафедру в Афинах.

Она насчитывает 8 тыс. приходов и некоторые источники говорят о 8 миллионах верующих.

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы в Афинах. Фото: wikipedia

Юрисдикция: Греция, кроме горы Афон и северных территорий.

Элладская церковь представлена в стране, где из 9,6 млн 8 млн жителей – православными, а клир в статусе госчиновников.

Греция считалась страной, которая благосклонно относилась к России. Скандал с высылкой российских дипломатов за попытку подкупа Россией греческого священника вызвал резонанс, но хватит ли надолго греческому правительству стойкости – сказать трудно. Человек, которого считают драйвером очищения церкви – Никос Котзиас, министр иностранных дел – несколько недель назад подал в отставку. Но как бы ни относились греческие власти к украинскому вопросу, безусловно, Греческая церковь будет поддерживать Константинополь.

НЕ ОТКАЖЕТСЯ ОТ ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКВИ

Албанская Церковь имеет кафедру в Тиране, насчитывает 900 приходов.

Юрисдикция распространена лишь на Албанию. Она считается церковью греческого влияния и греческого круга. Она, скорее всего, довольно быстро признает украинскую автокефалию.

НА КОНФРОНТАЦИЮ СО ВСЕЛЕНСКОЙ ЦЕРКОВЬЮ НЕ ПОЙДЕТ

Польская Церковь имеет кафедру в Варшаве, насчитывает, по данным разных источников, от 240 до 437 приходов.

Юрисдикция: Польша и диаспора в Южной Америке.

Кафедральный собор Святой Марии Магдалины в Варшаве. Фото: wikipedia

Польская православная церковь поддерживает Россию. С начала автокефального процесса польский митрополит Савва отправил Вселенскому патриарху письмо, в котором предлагал провести Всеправославный собор. Сначала такая косвенная поддержка Москвы не имела публичного подтверждения. Что позволяет предполагать, что Польша займет нейтральную позицию. А накануне объединительного Собора в Украине собор епископов Польской православной церкви поддержал ранее высказанную позицию о том, что «церковная жизнь канонической Православной Церкви должно основываться на канонах, заявил, что не признает восстановление епископского сана УПЦ КП и УАПЦ и призвал к созыву всеправославного собора. При этом не допускаем возможности, что поляки пойдут на разрыв с Константинополем.

ОСТОРОЖНОЕ ОЖИДАНИЕ

Церковь Чешских земель и Словакии имеет кафедру в Пряшеве, насчитывает 249 приходов.

Глава этой церкви выразил свою умеренную поддержку «канонической УПЦ МП», но, в целом, ее позиция аморфна и до сих пор формируется.

Церковь Чешских земель и Словакии. Фото: wikipedia

* * *

Вот такие расклады. История предоставления украинской автокефалии – полна приятных сюрпризов, неожиданных интриг, интересных разворотов. Она лишь частично подчиняется принятой в политических, общественных и международных отношениях логике. Здесь имеет значение все: мысль митрополита или предстоятеля определенной церкви, пришедшая ему после последней вечерней молитвы, настроение крупного монастыря, впечатление от рассказа украинского паломника, и лишь во вторую очередь – давняя дружба с патриархом Кириллом, спонсорская помощь Москвы (помилуйте – она СССР не сохранила, а церковный мир – отдельная тема, это не Варшавский договор), соображения правительств, геополитика. Все эти факторы второй группы – лишь дополнительные и отнюдь не определяющие. Поэтому, берем этот шанс и… создаем новую церковь. И если у нас все получится, то к нам просто невозможно будет не прийти. Потому что приглашать в гости будут все святые Киевского Неба.

Лана Самохвалова

Главная| Внеучебная деятельность| Студенческая жизнь| Культурно-просветительский центр| Святые места России

Подробности Категория: Культурно-просветительский центр Опубликовано: 21.09.2016 13:30 Орлов Сергей Просмотров: 2523

Иосифо-Волоцкий монастырь

3 октября 2015 года преподаватели – члены профсоюза и студенты совершили экскурсию в Иосифо-Волоцкий монастырь, став на один день паломниками. Выбор этого святого места был не случаен. Иосифо-Волоцкому монастырю (или, как его еще называют, Волоколамский), безусловно, принадлежит исключительное место в истории Русской православной церкви, а также в истории русской государственности и русской культуры в целом. Считается, что его духовная мощь сравнима только с Троице-Сергиевой Лаврой. Посещение Иосифо-Волоцкого монастыря для нас актуально еще и потому что так уж случилось, что мы с вами живем и работаем в том месте, где также находится Иосифо-Волоцкий храм, построенный в XIX веке генералом Иосифом Гурко в честь небесного покровителя семьи, святого Иосифа Волоцкого.

ФОТООТЧЕТ

Иверский монастырь (Валдай)

Проект «Святыни России» продолжает завоевывать зрительскую аудиторию, очередной выпуск передачи посвящен Московской области, говорится в сообщении пресс-службы Ростуризма.

На телеканале «Спас» вышло уже четыре выпуска телепроекта, посвященные Псковской, Тверской, Ленинградской и Московской областям, их посмотрели порядка двух миллионов человек, из которых четверть приходится на москвичей и три четверти на жителей регионов России.

«Выход в эфир телепрограммы «Святыни России. Московская область» продолжительностью 52 минуты состоялся 28 октября на телеканале «Спас». С 1 ноября видеоматериалы размещаются на площадке russiantourism.ru, YouTube и социальных сетях», – говорится в сообщении.

В серии о святынях Московской области для телезрителей был презентован маршрут «Святыни неразделенного христианства», автором которого является Мигель Паласио.

Идея данного маршрута состоит в том, чтобы представить значимые храмы, часовни и монастыри, названные в честь общехристианских святых, то есть, живших до разделения христианства на православную и католическую ветви в 1054 году, и места хранения мощей и чтимых икон этих святых.

Проект «Святыни России» направлен на привлечение внимания российских и зарубежных туристов к расположенным на территории России памятникам религиозной культуры и объектам духовного наследия.

Сюжет построен в формате паломнического тура актера театра и кино Антона Макарского и его супруги Виктории на автомобиле по регионам России. Ведущие проекта рассказывают телезрителям о православных святых местах, туристических особенностях территорий, на которых они расположены, транспортной логистике и возможностях размещения, монастырской и традиционной местной кухне.

По мнению Руководителя Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, продвижение турпродуктов, основанных на посещении мест, связанных с общехристианскими святыми, особенно среди иностранных граждан, будет способствовать росту популярности паломнических и познавательных поездок в Россию и увеличению въездного турпотока.

Михаил Токарев: «Статус духовного центра России мог бы полностью преобразить Сергиев Посад» >>

Верующие считают, что Дивеево находится под особым покровительством Богородицы, поэтому молитвы в монастыре имеют особенную силу, а святые источники вблизи храма давно обрели славу целебных.

Явление Богородицы

Дивеевский монастырь возник в 1758 году. Тогда в село Дивеево приехала богатая рязанская помещица Агафья Мельгунова. В молодости Агафья овдовела и приняла монашеский постриг с именем матушки Александры. Однажды матушке Александре, которая в ту пору жила в Киеве, после ночной молитвы явилась Богородица и наказала отправиться на север Руси, чтобы основать великую обитель. Монахиня начала странствие. По пути из Мурома в Саровскую пустынь, где в ту пору был мужской монастырь, матушка Александра остановилась на ночлег. И тогда ей снова было видение Матери Божьей, которая обратилась к монахине со словами: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это. Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете».

Так началось строительство монастыря. Сначала это была всего лишь деревянная церквушка, а позже заложили фундамент каменного собора.

Под покровительством Серафима

После смерти матушки Александры покровителем обители стал преподобный Серафим Саровский. Серафим родился 19 июля 1754 года в семье зажиточного купца. Отец Серафима брал подряды на строительство зданий и незадолго до смерти занялся возведением собора в Курске. Как-то раз мать Серафима взяла сына с собой на стройку. Мальчик оступился и упал с колокольни. Высота была огромной, однако, когда испуганная мать спустилась вниз, она обнаружила сына целым и невредимым.

Родители увидели в этом особенный божий промысел и решили, что их сын должен посвятить себя монашеской жизни.

Позже юный Серафим тяжело заболел, врачи говорили, что мальчику остались считанные дни. Однако во сне Серафиму явилась Богородица, которая исцелила его.

Позже Серафим принял монашеский постриг и обосновался в Саровской обители в 12 верстах от Дивеева.

Чтобы никто не мешал молитве, Серафим уединился в келье в лесу в пяти километрах от монастыря. Зимой и летом он носил одну и ту же одежду, сам добывал себе пропитание. Чтобы усмирить плоть, в течение нескольких лет Серафим питался лишь травой и снытью, а после провёл тысячу дней в молитве, не сходя с камня в лесу.

В это время к диковинному старцу стали стекаться паломники. Люди верили, что молитва Серафима Саровского может исцелить любую болезнь и помочь даже в самом тяжёлом горе. Кроме способности исцелять больных Серафим обладал ещё и пророческим даром – есть свидетельства, что старец предсказал Октябрьскую революцию и расстрел царской семьи. Неслучайно за советом к Серафиму нередко обращались даже члены императорской семьи.

Когда Серафим закончил свой молитвенный подвиг и вернулся в келью, на него напали разбойники. Лихие люди знали, что среди паломников встречаются и богачи, и решили ограбить обитель святого старца. Серафима жестоко избили, проломили ему голову обухом топора, но старец чудом вернулся к жизни, хоть и на всю жизнь остался сгорбленным. Разбойников поймали, но Серафим простил их и попросил отпустить.

Отец Серафим нередко наведывался в Дивеевский монастырь, заботился о процветании обители. После смерти 2 января 1833 года Серафим Саровский был канонизирован.

Главные святыни

Сегодня одной из главных святынь Дивеевского монастыря считается икона Божьей Матери «Умиление». Это любимая икона Серафима Саровского. Он проводил перед ней долгие часы в молитве, а елеем из горящей перед иконой лампадки помазывал больных. Сейчас перед этим образом молятся об исцелении от различных хворей, икона помогает зачать дитя и облегчить роды, у Богородицы просят семейного счастья и усмирения злых сердец.

Здесь же, в Дивеевском монастыре, хранятся и мощи преподобного Серафима Саровского. Перед ними всегда очередь из паломников – люди поклоняются мощам, чтобы помолиться о здравии, избавлении от уныния и добрых отношениях в семье.

Просят верующие и заступничества у Богородицы. Для этого в Дивеевской обители есть особое место – Святая Канавка. Сооружать её начал сам преподобный Серафим. Как-то к старцу явилась Божья Матерь и наказала вырыть вокруг храма канавку, которая защитит монастырь от любого зла, ведь даже Антихрист не сможет перейти через небольшой ров. Копать канавку должны были монахини, живущие в обители, а мирянам дозволялось лишь носить землю и насыпать вал. Сейчас на валу устроена тропинка, и, чтобы заслужить заступничество Царицы Небесной, нужно пройти по ней, прочитав молитву Богородице 150 раз.

Купальни на источнике преподобного Серафима Саровского. Фото: Commons.wikimedia.org

Неподалёку от монастыря расположены четыре святых источника. Самый почитаемый из них – источник преподобного Серафима. Считается, что вода в нём целебная. Около источников устроены купальни, можно набрать воду с собой.

Наша справка Дивеевский монастырь расположен в 169 километрах от Нижнего Новгорода и в 60 км от города Арзамас. Из Нижнего Новгорода до Дивеева ходят автобусы, которые отправляются от автовокзала. Также до Дивеева можно доехать от станции Арзамас‑2 на автобусе. Кстати, на этой станции останавливаются поезда из Москвы, следующие в Казань и Чебоксары.[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *