В десяти минутах езды от Ставрополя, в лесном массиве близ села Татарка, расположен уникальный целебный святой источник (в народе прозванный Татарским родником). На днях ему исполнилось 140 лет. При роднике сейчас достраивается небольшой монашеский скит иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость».
В последние 10 лет территория вокруг источника стремительно облагораживается, а число посетителей увеличивается. Сюда возят туристов. Слава целебного источника уже вышла за пределы Ставрополя. Дело в том, что даже если не верить в чудотворную силу родниковой воды, то не отметить умиротворяющую атмосферу этого места просто невозможно. Вот как выглядел Татарский родник в конце октября этого года. Красота! Тишина! Чистый воздух! А вокруг реликтовый лес:

Признанный чудотворным источник стал известен в 1872 году. По легенде, местной казачке Елена Бабичевой приснилось во сне, будто искала она в лесу свою корову и у колодца встретила старца с крестом в руках.

Старец наказал ей, чтобы колодец тот огородили, ибо он святой. Этот же старец наказывал отслужить молебен с Водосвятием у колодца. О своем сне Елена рассказала многим людям, множество верующих стало приходить к источнику и получать исцеления. Настоятель церкви во имя иконы Казанской Божьей Матери отец Мефодий отслужил молебен с Водосвятием. Позже при архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре источник был признан чудотворным.

До революции источник далеко славится своими целебными свойствами. В народе он иногда именовался как «жилка Иерусалима». Есть мнение, что он сопряжен с водами Иерусалима:

По слухам, в 1995 году житель Ставрополя Руслан Савченко залазил в нишу, откуда вытекает вода Татарского источника. Он нашел продолжение этой пещерки. Но дело не в этом, а в том, что на стенах он обнаружил остатки мозаики византийской иконы. Если это так, то выходит, что источник был знаменит задолго до того, как он официально был «открыт».
Еще бытует предание, что жители села Татарки раньше входили в эту пещеру и двигались под землей, где ползком, где на карачках, по другую сторону асфальтированной дороги Ставрополь — Невинномысск, где находился еще один выход в лесной балке. К сожалению, теперь это сделать невозможно из-за оползневых процессов:

Но вернемся к проверенным фактам. В начале XX века у источника была построена часовня, каменные купели, родник был каптажирован в каменный грот. Вода высеребренными медными трубам попадала в восьмигранный бассейн, а уже из него в купальни. Но в 1959 году все постройки были разрушены, родник засыпан мусором, место постепенно пришло в запустение. Однако источник все равно пробился и сегодня около него уже построен комплекс монастыского скита — храм, часовня и купальня. Родник вновь дарит людям надежду и днем, и ночью:

Набирать воду удобно. Дебет родника приличный, 5-литровая бутыль заполняется примерно за минуту:

Усилиями верующих территория у родника выглядит чистой, уютной и ухоженной. Тут есть где посидеть, переодеться, сходить в туалет:

В 1995 году Татарский источник вошел реестр памятников архитектуры и градостроительства Ставропольского края. В 2004 было начато строительство храма и купели. Много помогали меценаты. Три года спустя храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» обрел статус архиерейского подворья. Настоятель подворья – иеромонах Афанасий:

Как видно, территория монастыря достаточно благоустроена. Однако главная проблема — газификация, пока еще не решена. Также не мешало бы сделать более удобными подъездные пути. После дождя на легковой машине добраться сюда весьма проблематично:
Удивительная красота для поздней осени:
А это купель так выглядела прошедшим жарким летом. Желающих искупаться в прохладной чистой воде — всегда полным полно. Однако, большинство из них забывают о том что находятся на территории монастыря, и ведут себя недостойно:
Поэтому настоятель и повесил воззвание следующего содержания:
Родниковая вода изливается по склону вниз и по трубе поступает в село Татарка:

Еще 10 лет назад ничего этого здесь не было:

Рядом с источником стоит дерево на стволе которого образовался срез коры, напоминающий силуэт Богородицы:
А этот крест стоит у входа в лес. Он является хорошим ориентиром (в левом углу кадра виден ЖК «Белый город»). Здесь можно оставить машину и спуститься по лестнице к Святому источнику. Путь этот займет не более 5 минут:
Богослужения идут регулярно. Число прихожан растет. Но настоящий аншлаг здесь, благодаря оборудованной купели, на Крещение:
Еще мои фото святых мест и окрестностей Ставрополя тут: http://fotki.yandex.ru/users/in4stavropol/

В десяти минутах езды от Ставрополя, в лесном массиве близ села Татарка, расположен целебный святой источник.
В народе его прозвали Татарским родником. В этом году ему исполнится 145 лет!

При роднике с 2006 года действует мужской монастырь в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радость». За последние 15 лет территория вокруг источника стремительно облагораживается, а число посетителей увеличивается. Сюда возят туристов, здесь всегда много паломников.
Слава целебного источника уже вышла далеко за пределы Ставрополя. Дело в том, что даже если не верить в чудотворную силу родниковой воды, то не отметить умиротворяющую атмосферу этого места просто невозможно. Красота! Тишина! Чистый воздух! А вокруг реликтовый лес:

В этом посте я расскажу об истории, современности и легендах, окружающих этот родник…
Первые официальные сведения о Святом источнике относятся к 1872 году. Крестьянка Елена Васильевна Бабичева поведала сельскому старосте Абраму Беседину и всему миру о череде сонных видений.
Будто в поисках своей коровы в лесу она повстречала у колодезя старца с медным крестом в руках. Старец наказал ей огородить колодец, поскольку вода в нем святая. Несколько месяцев спустя, ночуя в Иоанно-Мариинском женском монастыре в Ставрополе, Бабичева увидела сон, в котором трое неизвестных ей людей (один из них в священнической ризе, с крестом в руках) наказывали отслужить три молебна над этим колодцем.
Елена обратилась с просьбой отслужить молебны к священнику ставропольской Свято-Георгиевской церкви отцу Алексею Семенову, прикомандированному к Татарскому селению. К ее просьбе присоединились староста и жители селения. Источник был расчищен селянами и приведен в наилучший вид. Священник Алексей Семенов три раза ходил с крестным ходом и служил молебны с водосвятием. Над святым источником поставили сруб с крышей и большой деревянный крест с двумя иконами и лампадой. Множество верующих стали приходить к источнику и получать исцеления:

Епископ Кавказский и Екатеринодарский Герман, человек строгих нравов и острого ума, вначале был против «вымышленного» святого места. По его указанию были сняты крест, иконы, лампада у источника и переданы на хранение сельскому старосте. Был остановлен сбор пожертвований на возведение часовни у Святого источника, а собранные средства в размере 96 рублей 38 копеек серебром также переданы на хранение старосте до особого распоряжения. Народ же продолжал верить в целебность и святость места, посещал его, надеясь на исцеление своих телесных и душевных недугов. Людская молва о живительном источнике все более распространялась по Кавказу.
Свое признание и расцвет Святой источник получил при архиепископе Кавказском и Ставропольском Агафодоре. Источник был признан чудотворным.
В начале XX века у Святого источника построили часовню, каменные купели. Родник был каптажирован в каменный грот, закрываемый дубовой, окованной железом дверью. Дверь в грот находилась в центре каменной стены, украшенной карнизами и многочисленными нишами для икон. Над дверью располагался большой каменный крест. Вода из грота по глиняной трубе попадала в каменную башенку, украшенную портиком, полуколоннами, карнизами. В одной из ниш находилась скульптура Иисуса Христа. Далее по двум трубам вода сначала попадала в восьмигранный бассейн, а уже из него — в каменные купели. Каменными плитами была выложена площадка у каптажа и часть ведущей к источнику дороги. В церковные праздники здесь собирались тысячи верующих.

До революции источник далеко славится своими целебными свойствами. В народе он иногда именовался как «жилка Иерусалима». Есть мнение, что он сопряжен с водами Иерусалима:


Молитвы на Святом источнике возносились и в годы Первой мировой войны, и после революции. Несмотря на запреты безбожной власти, простые люди шли к святому месту за утешением. Набирали родниковую воду в разнообразную тару, окунались в купели, молились за страну и своих близких. Богослужения шли на источнике вплоть до 1930-х годов.
Служил в это сложное время священник татарской Казанской церкви отец Михаил Ксенофонтов (1882 года рождения). В 1933 году он был арестован по обвинению в том, что проводил среди верующего населения контрреволюционную работу по организации кулацкого саботажа. Отец Михаил заявил на следствии: «…деньги собирались для посылки на поддержку нашего ссыльного духовенства, о котором мы должны беспокоиться». Батюшка был расстрелян 2 апреля 1933 года.
Святой источник постигла общая печальная участь других православных мест. Часовню закрыли, богослужения запретили, иконы и церковную утварь изъяли. После военного лихолетья последовала новая волна гонений на Церковь. В конце 1950-х очередной виток антирелигиозной борьбы сказался и на Татарском источнике. Все постройки при роднике были разрушены, а сам источник засыпан мусором.
В начале 1990-х годов Святой источник пробился сквозь толщу земли, и люди захотели его восстановить. По рассказам старожилов, с большим трудом был обнаружен засыпанный землей каменный грот. Началось возрождение святого места силами казаков и верующих. Сделали простенький каптаж, улучшили подъездную дорогу. Было сделано несколько проектов по восстановлению Святого источника. Необходимо было сохранить природный ландшафт, остановить расширение оврага. Материалом для строительства был выбран желтый кирпич, соответствующий по цвету местному ракушечнику:

На средства благотворителей в первую очередь был обустроен каптаж источника, построены купель, храм, дом для священника. Затем появились строения корпусов для монашествующих. Сегодня территория Святого источника является мужским монастырем в честь Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»:

Сейчас территория монастыря хорошо благоустроена. За последние годы построена часовня, здания для монахов, оборудована купель. Усилиями верующих территория у родника выглядит чистой, уютной и ухоженной:

Колокольный звон хорошо слышен в лесной глуши:
Благодать:
Богослужения идут каждый день:
По слухам, в 1995 году житель Ставрополя Руслан Савченко залазил в нишу, откуда вытекают воды Татарского источника. Якобы он нашел продолжение этой пещерки, а также остатки мозаики византийской иконы. Если это так, то источник был знаменит задолго до того, как он официально был открыт:
Еще бытует предание, что жители села Татарки раньше входили в эту пещеру и двигались под землей, где ползком, где на карачках. А выходили уже по другую сторону нынешней автодороги «Ставрополь-Невинномысск”. Учитывая особенности рельефа, теоретически такой сценарий возможен, но проверить гипотезу невозможно из-за оползневых процессов:

Желающих летом искупаться в прохладной чистой воде — всегда полным полно. Однако, не стоит забывать что находитесь на территории монастыря:
Набирать воду удобно. Дебет родника приличный, 5-литровая бутыль заполняется примерно за минуту:
Мало кто знает о том, что в храме находится ковчег с 33 частицами мощей, принадлежащих особо почитаемым святым на Руси — святителю Николаю Чудотворцу, великомученику и целителю Пантелеимону, благоверным князьям Петру и Февронии. Главной святыней ковчега считается частица пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна:
Число прихожан растет. Но настоящий аншлаг здесь приходится на большие церковные праздники, например, Крещение:
Красота:
Настоятель подворья – игумен Афанасий:
На этом снимке, сделанном с квадрокоптера Михаилом Пушилиным, хорошо просматривается вся территория монастыря:
Эту картину я увидел в галерее Паршина. Автор — Алина Лушина:
Добраться до источника довольно просто. Красными стрелками обозначен путь с улицы Доваторцев, который можно проехать на авто. Синими — путь, доступный как на авто, так и на общественном транспорте. Но в этом случае пешком через лес пройти все же придется (обозначено синим пунктиром):
У входа в лес есть хороший ориентир — вот такой крест:
Бетонированная дорожка к источнику ведет через густой лес:
Необходимо спуститься, а потом соответственно подняться по ступенькам. Весь путь от креста до родника занимает не более 5-6 минут:
Кликнув по ссылке можно пройти виртуальную экскурсию по монастырю:
Кстати, в преддверии 145-летия источника, проводится конкурс фотографий и рисунков. О требованиях к участникам можно :

На Северном Кавказе христианские церкви появились много столетий назад. Здесь, в одном из самых древних уголков цивилизации, проповедовал когда-то один из любимых учеников Иисуса Христа апостол Андрей Первозванный. В отдаленных местах пока еще можно полюбоваться каменными храмами, построенными в IX — XI вв. Правда, большинство из них — разрушены. Как и первые величественные православные соборы XVIII — XIX вв., порушенные в первые годы советской власти. Многие из них сейчас восстановлены и составляют бесценный фонд архитектурного богатства не только Ставропольской и Владикавказской епархии, но и всей России. Каждый год храмы посещает множество паломников. Причем поклониться святыням стремятся не только православные, но и верующие других религий. Многие из них считают, что православные святые — одни из самых сильных. А легенды об исцелении от святых мощей или чудотворных икон передаются из поколения в поколение.

«Комсомолка» составила список, в котором лишь малая часть святых мест Северного Кавказа. Очертить весь круг, где происходят чудесные исцеления, довольно трудно. Даже в тех церквах, что построены недавно, могут мироточить иконы и исполняться просьбы прихожан, произнесенные во время молитвы. Главное — не растерять веру в Бога и надежду на спасение.

Святой образ Феодосия Кавказского

Рядом с городом Минеральные Воды на кладбище поселка Ленинский был погребен старец Феодосий. Родившийся в Пермской губернии, он долгое время был послушником в монастыре на Афоне. Затем служил в Иерусалиме. В Россию вернулся до революции. Был репрессирован. В 30-е годы прошлого века вернулся из ссылки и стал жить в Минеральных Водах. Старец скрывал свою святость, приняв на себя подвиг юродства. До самой своей смерти в 1948 году преподобный помогал и верующим, и неверующим. Советовал, как поступить в трудных ситуациях, исцелял, спасал. Сельское кладбище, где он похоронен, стало местом паломничества. В 1996 году мощи преподобного были перенесены в храм Архангела Михаила в поселке Ленинский. А в 1998-м — во вновь отстроенный храм Покрова Божией Матери в Минводах. Здесь же есть и икона с ликом преподобного. Помолиться и попросить помощи у святого старца приезжают верующие со всей России.

Икона Владимирской Божией Матери в Железноводске

В городе-курорте до революции работали две церкви. Обе разрушили в 30 — 40-х годах прошлого столетия. И только в 1996 году в старинном здании бывших ванн обустроили храм Покрова Божией Матери. В примыкающей к нему часовне Священномученика Пантелеймона находится икона Святителя Игнатия Брянчанинова с частицами мощей. Ее привезли в январе 2005 года из Толгского монастыря. Святитель Игнатий, служивший епископом Ставропольским и Кавказским в 1858 — 1861 гг., был канонизирован за праведную жизнь, а также за большое количество написанных им богословских трудов. Книги Игнатия Брянчанинова считаются азбукой, которую обязательно должен прочитать каждый начинающий православный христианин. Они помогут бороться со страстями, сориентируют в жизни.

В самом храме Покрова Божией Матери можно помолиться и иконе Владимирской Божией Матери из дореволюционного храма. Образ сохранила одна из прихожанок. После ее смерти икона долго лежала на чердаке. Затем ее нашли и поставили в святой угол, где заметили сияние возле образа. И сразу же передали в храм. Этой иконе обычно молятся во время нашествия врагов, просят защиты от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани, о сохранении России, о наставлении в православной вере.

Кстати, при храме работает православная гостиница на 35 мест.

Русский Афон на Бештау

Второ-Афонский Свято-Успенский Бештаугорский мужской монастырь был заложен еще в начале XX века. Построенная в труднодоступном месте между двух вершин Бештау обитель стала одной из самых известных в России.

Бештаугорский монастырь — один из самых известных в России.

В нее входили каменный Успенский храм, большое здание для келий, гостиница для паломников, дом настоятеля, трапезная. Все это было разрушено после революции. Восстановление монастыря началось в 1997 году. Одним из первых воссоздали храм Георгия Победоносца. Сейчас в нем можно помолиться святыням, привезенным с Афона. Например, иконе Иверской Божией Матери. Считается, что она избавляет от разных жизненных напастей и утешает в бедах, спасает от пожаров. Здесь есть образ апостола Иоанна Богослова, пророчицы Анны и Параскевы Пятницы. А также ковчег с мощами Киево-Печерских святых.

Чудотворная икона Николая Угодника в Кисловодске

Крестовоздвиженский храм был построен в Кисловодске в канун 1000-летия крещения Руси.

Кисловодский Крестовоздвиженский храм — одно из самых посещаемых верующими мест. Он был построен еще в Советском Союзе к знаменательной дате — тысячелетию крещения Руси. Его святыни — чудотворные иконы Божией Матери «Скоропослушница» и Николая Угодника. Образу Божией Матери молятся с просьбой о духовном прозрении, в растерянности и недоумении, когда не знают, как лучше поступить, при возможных тяжелых родах, с просьбой об исцелении от тяжелых болезней. А к чудотворной иконе особо почитаемого в России Николая Угодника обращаются за помощью в самых неразрешимых делах — как духовных, так и житейских. Святой помогает всем, кто терпит лишения и бедствия, защищает от врагов. В храме хранится чудотворная икона Святого великомученика и целителя Пантелеймона с вмонтированной капсулой со святыми мощами. Врачеватель помогает излечиться от тяжелых недугов.

Собор Святого Апостола Андрея Первозванного

Сначала главный храм Ставропольской и Владикавказской епархии возвели в краевом центре из дерева. Было это в 1847 году. Затем его разобрали и на том же месте в 1897 году поставили каменный собор. В годы советской власти в храме разместили архив. Примечательно, что во время Великой Отечественной войны в храме проходили службы.

Главная святыня Андреевского храма — малая частица Животворящего древа Креста Господня, вложенная в крест и запаянная в особую прозрачную капсулу. Есть частица нетленных мощей святого апостола Андрея Первозванного, считающегося небесным покровителем нашего края. Она вложена в икону апостола. Почитают прихожане и созданную в женском Иоанно-Мариинском монастыре Ставрополя икону Святой Троицы. Недавно эта икона пережила чудесное обновление. Есть здесь мощи святого преподобного Сергия Радонежского, святые мощи Александра Невского, ковчежец с частицами мощей святителя Игнатия Кавказского (Брянчанинова).

КСТАТИ

Знакомство с православными святынями Кавказа можно начать под руководством профессионалов из паломнической службы Ставропольской и Владикавказской епархии Русской Православной Церкви. Здесь организуют как длинные, так и однодневные экскурсии. Можно съездить к Святыням Нижнего Архыза и полюбоваться на Лик Христа Спасителя (наскальный образ относят к VIII — X векам и считают наиболее древним архетипом иконы «Спаса Нерукотворного» на территории России). А также побывать в древних храмах Зеленчукского монастыря. Или, например, отправиться в поездку по святым источникам, куда входит посещение источника при храме Преподобного Серафима Саровского, а также источника Иверской иконы Божией Матери возле села Татарка.

Вода из источника Серафима Саровского придает силы многим…

Фото: Игорь ЧАБАНЕНКО

Телефон паломнической службы епархии 89187799439. Правда, ближайшие туры начнутся только с марта. Одно- и двухдневные поездки обойдутся вам в сумму от 750 до 1000 рублей с человека (в эту стоимость входит одноразовое питание).

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *