Добрый день хотелось бы начать свое повествование с общего начала .Ведь мы люди гости на этой богом данной земле изначально путешественники , душа наша путешествует в мирах нами непознанных обретает человеческую оболочку начинает свой путь по бренной земле.Сначала в утробе матери потом вместе с родителями , друзьями и знакомыми , познавая мир и получая знания из окружающего пространства определяется со своим направлениями и целью в жизни. Кто то мечтает побывать на вершине мира , другие окунутся в морские глубины , посетить другие интересные места познавая духовность мира.Человек определившийся в со своим вероисповеданием определят для себя места духовной благодати для мусульман это Мекка для буддистов храмы Будды для иудеев стена плача и в христианском мире есть места куда стремится каждый верующий человек в своих молитвах и надеждах и по возможности побывать там и прикоснуться к святыням сохраненным веками и дошедших до наших дней.
По приезду в Турцию осень этого года ваучер AY05097066 в Pegasus Club наш туроператор TUI предложил нам поездку в Иерусалим на один день.До этого мы в предыдущие годы пытались попасть но получали отказ , у нас ведь коляска дочь инвалид .Созвонились с принимающей стороной получили согласие на поддержку в путешествии и в путь . Утренний перелет прошёл успешно мы приземлились в аэропорту им.Бен Гуриона в Теля Авиве в 9.00 на спец машине нас доставили до места сбора туристов возле автобусов день только начинался было не жарко . Израиле приблизительно на 10 градусов выше чем в Турции .
Вот наконец мы разместились в автобусе по ближе к выходу что бы удобно было выходить( ведь ребенка мы переносим без коляски на руках ) коляска у нас стояла в багажном отсеке . По шум размещающейся на сидениях туристов и нашего гида Ноны из Одессы которая все спрашивала и доказывала что знает зачем мы приехали мы тронулись в сторону Иерусалима приблизительно растянув дорогу на два часа но дорога в несла свои коррективы на дороге были пробки это было 10.09 воскресенье а в Израиле первый рабочий день на улице жара набирала обороты а в салоне всех замораживало холодным воздухом .
Первая остановка в этом путешествии паломнический центр находящийся на землях принадлежавших в свое время Иосифу обручнику мужу Марии матери Иисуса Христа из за которых они прибыли в Вифлеем для переписи во время которой и произошло божественное рождение мессии в хлеву для загона скота.После паломнического центра где нам предложили иконы крестики свечи и другие канонические предметы христианства которые мы отели бы освятить в храме . Мы тронулись дальше в путь к Церкви Рождества Христова которая находится на закрытой для евреев территории в Вифлееме . Еще одна остановка в христианском центре где нас ждал вкусный завтрак после которого мы отправились на автобусе к первой святыне. В связи с коляской гид изменила маршрут без ступенек что бы легче было подняться под крутую гору. Членов группы попросили помочь мне на подъёме силы ещё были но жара конечно донимала.Гид просила не вступать в торговлю с арабами что бы не было проблем и не терять время . В храм мы вступили с вдохновением ,благословенное место где родился спаситель рода человеческого благоухало древней красотой о первой постройке напоминали останки древнего пола. Мы подошли к купели нас женой и дочерью провели в свята святых мы приложились месту таинства рождества где произошло чудо . Благословенные мы вышли из купели и ожидали группу осматривая иконостас и церковь внутри, прошли во внутренний дворик церкви ,он оборудован средневековом стиле лужайка посреди двора статуя монаха францисканца и статуя святой Екатерины .Также здесь находится конная фигура святого Георгия Победоносца поражающего змия , мы были восхищены увиденным но жара конечно была изнурительная что конечно выбивало из сил закончив осмотр церкви группа выдвинулась к автобусу . Пройдя по жаре путь по узким улочкам древнего города благополучно добрались до автобуса, так как подъехать близко к храму невозможно , мы выехали в сторону реки Иордан к границе с Иорданией так как граница проходит по реке к месту где по приданию Иисус крестился у Иоанна Крестителя и на него спустился дух Святой в виде голубя .
Дорога реке была долгой что дало возможность немного отдохнуть мы также ехали в сторону Мёртвого моря и все это находится на 400 метров ниже уровня моря каменистая местность пустыня указатели на скалах показывали насколько метров мы спустились , хотя это чувствовалось физически подымалось давление закладывало уши как будто в самолете .По дороге нам встречались стоянки пастухов бедуинов казалось что время в этих местах не двигается . Издали мы увидели город это был древний Иерихон но это палестинская территория он не входил в наш маршрут , также среди пустыни на камнях мы видели оазисы плантации финиковых пальм и других растений которые появились благодаря работника кибуц . На конец мы проехали КПП и устремились к месту где находится купель , там стояли кабинки для переодевания потом дорога и спуск к самой купели за нами наблюдали девушки пограничники . Мне пришлось взять ребенка на руки и спуститься к реке жена осталась возле коляски я вошёл с дочерью в купель по пояс опасаясь чтобы не упасть омыл её в водах реки три раз после этого мы поднялись в автобус что бы переодеться каждому кто окунался вручили сертификат паломника из нас троих его получила наша дочь Виктория 24лет обретя божественное омовение для нас это была большая радость ,жара на улице набирала обороты.
Дальше мы двинулись сторону Мертвого моря ,здесь нас ждал вкусный сытный обед , но к сожалению насладиться морскими косметическими процедурами нам в нашем случае не удалось но это не было нашей целью мы ведь приехали к святым местам .
Далее наш путь продолжился мы наконец двинулись в сторону Иерусалима хотя по сути проезжали через него и возле него целый день но так был проложен маршрут и мы двигались в старый город к основным святыням и цели нашего путешествия . Автобус привез нас к стенам старого города Давидова и мы прошли в его ворота и ступили на улицы которым было около пяти тысяч лет , по улицам которого ступал Иисус сначала на белой ослице под ликование толпы кричащей:» Осанна ,осанна » а потом под крики и издевательство толпы несшего на плечах свой крест взбираясь на Голгофу где и принял мученическую смерть и Воскрешение . Не знаю почем сам Иерусалим поделен на зоны и Святыни к которым мы устремились находятся на арабской территории города . Улочки как и любом древнем городе узкие больше пешеходные крутые вымощенные известняковыми плитами отполированные временем как будто покрыты лаком , самое главное что все уложено без погрешностей которые допускают современные строители улочки розсчитанны на повозки сей час там передвигаются на скутерах . Наш путь лежал к церкви святой Екатерины поэтому мужчины из группы помогали мне с коляской подняться на верх по ступеням а потом спуститься в церковь по крутым ступеням за что им большое человеческое спасибо , что помогли моей дочери приложится святыням. В церкви мы подали записки приложились иконе святой купили свечи для благодатного огня. Покинув церковь мы с помощью группы вышли на улицу продолжая путь к Храму гроба господнего , самое интересное что дальше дорога была уложена со съездами как будто древние строители знали о нашем приезде , и вот мы у святыни . Храм гроба господнего место где закончился земной путь и свершилось воскрешение господа нашего Иисуса Христа здесь находится и Голгофа место где стоял крест спасителя и трещина в скале образовавшаяся в момент землетрясения которое произошло во время кончины , пещера в которую было перенесено тело Спасителя до его Воскрешения а также миропомазанья камень на котором все паломники освящают крестики иконы свечи и другие атрибуты прикладываются каждый со своей мольбой просьбами и покаянием .Нам в виде исключения разрешили спустится к гробу господнему вне очереди чтобы наша дочь могла приложится к святыне я на руках внес ее пещеру приложил ее этому святому месту что бы она хоть немного почувствовала божью благодать на своем теле и почувствовать радость в душе от прикосновения к святыне ведь вера и надежда всегда остаются в нашей душе в каком бы теле она не находилась .На Голгофу я подымался сам лестница крутая и подъем трудный одно слово Голгофа место очень темное что бы делать снимки. Когда группа собралась мы двинулись к последнему месту нашего путешествия , к святыне иудеев к Стене плача . Это стена Второго Храма разрушенного римлянами во время захвата Иудеи . В щелках этой стены на верующие вкладывают свои просьбы и молитвы к всевышнему и я прислонялся этой стене ведь место где разговаривают с Всевышним свято и почитаемо верующим любой конфессии ведь мы Все просим бога здоровья для себя и близких а не о войне и смерти таков закон бытия .
Потом группа покинула городские стены разместилась в автобусе и отправилась в аэропорт по дороге мы проехали вход в ад место где Иуда предавший Христа за 30 серебряников повесился на осине осознавая что он сотворил. Мы прибыли аэропорт и отбыли в Анталию покидая Святую землю с ее тайнами и загадками но увозя в душе благодать божественного бытия я знаю оно есть я там был.
Конечно для нас в нашем положении это была непростая поездка и мы ее совершили вместе с нашей дочерью Викторией да хранит ее бог.

Места паломничества в Храме и режим «status quo»

На территории Храма Гроба Господня находятся шестнадцать мест поклонения и часовен, в большинстве своём связанных с Распятием, Погребением и Воскресением, и с другими святынями:

1. Камень Помазания — место, где Иосиф подготавливал тело Христа к погребению.

2. Место женщин, с которого святые женщины и Иоанн наблюдали Распятие.

3. Голгофа — место Распятия и нахождения Креста

4. Гробница Иисуса в центре ротонды. Гробница Иисуса включает две отдельные комнаты: вестибюль и погребальную камеру. Современный Балдахин позволяет сохранить этот план. Гробница же, изначально вытесанная в скале, затем была облицована мрамором архитектором Комниносом.

5. Могила Иосифа Аримафейского , вытесанная в скале, находится в задней части Балдахина.

7. Столб Бичевания, Католическая часовня, в центре которой сохранилась большая часть колонны, к которой, как считается, был привязан и претерпел муки Христос.


Совместная литургия православных архиереев в Храме Гроба Господня во время Православного конгресса, состоявшегося в Иерусалиме в июне 2000 года


Блаженный патриарх Иерусалимский Диодорос на церемонии в Св. Дворе


Церемония Омовения в Великую Пятницу

8. Тюрьма Иисуса и часовня Плача находится в глубине аркады Храма Гроба Господня, где, как считается, Христос был временно задержан и Его мучители сжали Ему ноги доской с двумя отверстиями.

9. Часовня центуриона (сотника) Лонгиноса, расположена в левой части коридора, окружающего католическую часть храма. По традиции, центурион Лонгинос, римский офицер, видевший Распятие, уверовал в Христа и мученически погиб.

10. Часовня Жребия. Здесь, согласно традиции, солдаты после Распятия, «… об одежде Моей бросали жребий «(Иоанн. 19 : 24).

11. Часовня Св. Елены и грот находки Животворящего Креста расположены в натуральной скале — крипте, в которую ведут 42 вырубленные ступени, где Св. Елена обнаружила Крест Христа, гвозди и кресты двух грабителей.

12. Часовня Бичевания и Тернового Венка. Под святым столом часовни сохранилась часть колонны, на которой, согласно традиции, надели на Христа багряницу и возложили на Его голову терновый венок (Матф. 27:27-29).

13. Часовня Адама. Находится под возвышением Голгофы. По древнейшей традиции, Христос крестился над могилой черепа первочеловека Адама и тем самым смыл первородный грех. Место крещения Христа получило название Черепное место, или Голгофа на иврите.

14.-16. Часовня 40 Мучеников и Брата Божьего Яакова , хотя и не связана со Страстями Иисуса, относится архитектурно к Храму Гроба Господня. Она находится на западе Святого двора и была присоединена к местам поклонения в годы правления императора Константина Мономаха (11 в.).


Надгробная Церемония в молитвенном зале Храма Гроба Господня


Греческий служитель Храма Гроба Господня с ключом от Храма


Церемония Святого Огня в Великую Субботу


Православные паломники, участвующие в одной из церемоний Храма Гроба Господня

Кроме шестнадцати часовен, описанных выше, существует в Храме и множество других, относящихся к различным христианским общинам, как, например, Коптская, Сирийская и Армянская часовни, посвященные истории Страстей Христовых и другим святым. В общем, Храм и места паломничества, находящиеся в нём, относятся к различным христианским общинам и патриархиям Иерусалима. Годы борьбы за владение Храмом и его местами паломничества, начавшиеся после ухода крестоносцев в 1187 г., являются тёмной и тяжелейшей главой в христианской истории Святых мест Палестины. Ненависть, соперничество, фанатизм и частые кровавые стычки между христианскими общинами использовали мамелюки и позднее оттоманцы, превратив святые места паломничества в выгодный торг, продавая их тому, кто давал больший выкуп. Такое положение продолжалась вплоть до середины девятнадцатого века, и лишь после вмешательства Сообщества европейских государств в 1857 г., соперничающие христианские общины пришли к соглашению, подписав знаменитый Договор режима мест паломничества, известный также, как «status quo».


Иудейские могилы, высеченные в скале позади священного Балдахина

Вход в Храм Гроба Господня и Святой двор перед ним

Согласно старохристианской традиции, первомученик Стефан был побит камнями за восточной стеной Иерусалима, вблизи местечка Гефсимания в долине Кедрон.

Современный монастырь Св. Стефана был построен кипрским монахом Храма Гроба Господня, архиепископом Аркадием.

Место паломничества в монастырь первомученика Стефана в долине Кедрон

Гефсимания

Гефсимания находится на востоке Иерусалима, в русле ручья Кедрон, известного также под библейским названием долина Иосафат. Начинаясь в Иерусалиме, он протекает через Иудейскую пустыню, огибает Лавру Св. Саввы и впадает в Мёртвое море. Согласно христианской традиции, в ручье Кедрон, именно в районе Гефсимании, произойдёт страшный суд. Эта традиция имеет отношение к имени Иосафат, происходящего от ивритского Яхве-Шафот, означающее бог судит (Иоил. 3, 2).

Гефсимания, согласно создателям Евангелия (Матф. 26, 36. Марк. 14,32. Лук. 22, 39. Иоан. 18) связывается с молитвой Христа перед крестом, предательством Иуды и арестом Иисуса. Другими словами, отсюда начались Страсти и Крестный путь Богочеловека.

В четвёртом веке события Страстей и Предсмертной молитвы Иисуса были зафиксированы топографически и признаны местами паломничества и культовыми центрами.

Местечко Гефсимания и его места паломничества

На месте предсмертной молитвы Иисуса в годы правления императора Феодосия Великого (378-395 гг.) была возведена христианская базилика, развалины которой можно видеть и сегодня внутри современной католической церкви Всех Наций (или Церкви Страстей Иисусовых).

Масличные деревья, окружающие район сегодня, существовали и в древности, откуда и произошло название Гефсимании, означающее на иврите перетирание маслин.

Существует поверье, что многие из сегодняшних масличных деревьев — ровесники времён Христа.

Грот Измены в Гефсимании

Гефсиманский сад последней молитвы

Могила Богородицы

Гефсимания связывается не только с предсмертной молитвой и Страстями Христа, но и с могилой Его Матери Богородицы.

Интерьер церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

После того, как Пятый Вселенский синод признал и узаконил догму божественности Богородицы, с середины 5 века её могила стала местом паломничества.

Фасад церкви Могилы Богородицы в Гефсимании

Современная огромная крипта, покрывающая могилу, — лишь остатки двухэтажной церкви, построенной императором Марцианом (450-457 гг.) и первым патриархом Иерусалима, Ювеналом.

Могила Богородицы в Гефсимании

Бассейны Силоам (Шилоах)

Бассейны Силоам, находящиеся на западной стороне ручья Кедрон, на территории современной одноимённой арабской деревни, начиная с библейской эпохи являлись для жителей Иерусалима, одним из важнейших резервуаров питьевой воды.

Вода из источника Гихон поступала в резервуары по подземному водопроводу, вытесанному в годы правления царя Хизкияху (Езекии). (2 Парал., 32:2-4).

Царь Ирод (37-4 гг до .н. э.) преобразовал район бассейнов, добавив общественные здания и мраморные колоннады. Воды бассейнов Силоам считаются целебными, и Христос послал к ним слепого, чтобы он обмылся и вылечился (Иоан. 9).

В 450 г. императрица Евдокия построила здесь трёхнефную христианскую базилику, развалины которой сохранились и сегодня. Хотя базилика была разрушена персами в 614 г., бассейны продолжали считаться местом паломничества на протяжении всех последующих веков и по сегодняшний день.

Овечий источник

Овечий источник расположен в мусульманском квартале Иерусалима, возле Львиных ворот и северного крыла разрушенного Иудейского Храма. Он был построен в период Маккавеев (2 в. до н. э.) в виде пятикамерного резервуара, воды которого использовались для нужд Храма. Поверье гласило, что воды источника являются целебными, благодаря чему его посещало большое число больных в надежде на излечение (Иоан. 5,13).

Овечий Источник Вефесды

Овечий источник с церковью крестоносцев Св. Анны.

После основания Адрианом Элии Капитолины в 136 г., место резервуара превратилось в идолопоклоннический культовый центр, посвященный богам Серапию и Асклепию. Построенные в честь этих богов храмы соединялись между собой сотнями лечебных ванн.

В византийскую эпоху, в середине пятого века, резервуар был признан местом паломничества, и над ним была построена трёхнефная базилика, посвященная Богородице, поскольку согласно традиции, здесь находился дом Её родителей, Иоакима и Анны.

В одиннадцатом веке над византийской базиликой крестоносцы построили новую церковь и посвятили её Св. Анне. Эта церковь сохранилась и поныне.

Вефесда с храмом Св. Анны эпохи крестоносцев

Преторий

Преторием, официальной резиденцией римского прокуратора в Иерусалиме эпохи Христа, являлась крепость Антония, находившаяся в северо-западном углу двора, относящегося к архитектурному комплексу Иудейского Храма. Здесь Пилат принял решение о казни Христа через распятие. В этом же дворе римские солдаты издевались над Ним, надели на Него терновый венок и дали Ему крест, — так начался Крестный Путь Страстей Господних.

Церковь Претория

Часть лисостратуса (мостовой), с вырезанным изображением римской игры

Тюремные камеры Римского Преториума

Графическая реставрация Претория эпохи Христа

Лисостротус в Претории.

Отдельные части лисостратуса.

Воробьиная цистерна под лисостратусом.

Развалины римского Претория рассеяны в сегодняшнем Иерусалиме по трём различным христианским монастырям.

Часть плиточного пола двора претория, известного как лисостротус (мостовая) (Иоан. 19 : 13), хранится во францисканском монастыре Ессе Homo. Ещё одна часть литостратуса, подземные цистерны, построенные для нужд Иудейского Храма и трёхдверная апсида, известная под названием «Се Человек» (Ekke Homo ), находятся в женском монастыре Сестёр Сиона. Согласно традиции, отсюда Пилат представил Христа Фарисеям, требовавшим Его осуждения. В третьем монастыре — Греческом Претории — сохранились различные гроты, высеченные в скале. Считается, что один из них использовался для временного задержания Христа в Претории, а другой, более низкий, служил тюрьмой грабителю Варраве.

Католическая церковь Претория с апсидой Се Человек.

Крестный путь

Кроме теологического значения Страстей и предсмертной молитвы Христа во время Распятия, Крестный Путь имеет хронологическое и топографическое значение. Он включает в себя все Страсти Иисуса в Иерусалиме, начиная с Его ареста и заканчивая погребением. Другими словами, Крестный путь должен был начаться с Гефсиманского сада и окончиться Голгофой и Гробницей.

Крестный путь в Великую Пятницу

Греко-православный патриарх на Крестном Пути в Великую Пятницу

Крестный Путь — Via Dolorosa

Однако, начиная с одиннадцатого века, иерусалимские христиане определили этот путь как начинающийся Его осуждением в Претории и кончающийся Святой Гробницей в Храме Гроба Господня. В современном Иерусалиме маршрут и продолжительность Пути, который не превышает и километра, не обязательно должен совпадать с тем, который проделал Христос две тысячи лет назад, поскольку планировка города претерпела коренные изменения во втором и пятом веках. Однако, общее направление Пути осталось почти без изменений. Крестный Путь (Via Dolorosa) на своём протяжении включает 14 остановок, которые связаны с событиями Мук и Страстей Господних. Первые две из них находятся на территории Претория, следующие семь — в городе, и остальные — на территории Храма Гроба Господня. 14 остановок включают:

1. Лисостротос и осуждение Пилатом Иисуса

2. Получение Креста

3. Первое падение Иисуса (согласно традиции)

4. Иисус, встречающий свою Мать (согласно традиции)

5. Крест, отданный Симону из Киринайки (согласно Евангельским свидетельствам: Матф. 27 : 32. Марк. 15 : 21, Лук. 23 : 26)

6. Вероника, вытирающая покрытое потом лицо Иисуса (древняя христианская традиция)

7. Второе падение Иисуса (средневековая традиция)

8. Иисус, утешающий иерусалимских дев (Лук. 23,18-27)

9. Третье падение Иисуса (средневековая традиция)

10. Иисус, раздеваемый для распятия (Иоан. 19 : 30)

11. Пригвождение Иисуса к Кресту

12. Иисус, отдающий Душу Свою (Иоан. 19 : 40)

13. Снятие с Креста и подготовка к погребению (Иоан. 19 : 40)

14. Погребение Иисуса (Иоан. 19 : 41-42).

Православная церемония с участием архиереев всего мира

Сион

В более поздней еврейской традиции то же название означает Иудейское Царство, всю землю Израиля, народ Израиля и, главное, Иерусалим и духовную связь с ним еврейского народа, где, как говорит пророк Михей,» … Он научит нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его, … «(Мих. 4, 2). Вместе с тем, существовала и древняя еврейская традиция, отождествляющая название Сион с западным холмом Иерусалима. Отцы церкви с первых христианских лет признали эту традицию и связали её со многими религиозными деятелями и событиями. Согласно христианской традиции, на холме Сион произошли следующие события:

Тайная вечеря и таинство Святого причастия, нисхождение Святого Духа на апостолов и создание первой христианской церкви (Деян. 2.). Другими словами, Отцы церкви видели, как сбываются на горе Сион слова пророка Михея об Учении Господнем.

Позднее, в 5-ом и 6-ом веках, Сион связывался с другими событиями, как то: Отречение Петра, Успение Богородицы, Погребение Яакова, брата Божьего, Погребение библейского царя Давида и т. д.

Гора Сион с христианскими местами паломничества

Патриархальная школа Сиона

Могила Давида на горе Сион

Католическое место паломничества «петух прокричал» на горе Сион.

Часовня Тайной Вечери и Нисхождения Святого Духа.

Важнейшим и древнейшим (2 в. н. э.) на Святой Земле христианским местом поклонения является горница Тайной вечери , двухэтажное здание, в котором состоялась Тайная вечеря и нисхождение Святого Духа на апостолов.

В четвёртом веке на вершине Сиона, на месте горницы Тайной вечери, была построена большая базилика, названная Церковью Св. Сиона. Сионская базилика была разрушена персами в 614 г., отстроена патриархом Модестом и снова разрушена мусульманами в 966 г. После ухода крестоносцев горница Тайной вечери была превращена мамелюками в мечеть и долгое время использовалась как мусульманский храм.

Хотя сегодня горница Тайной вечери принадлежит мусульманам, она доступна всем христианам как место паломничества и молитвы.

Панорама холма Сион и его христианские места паломничества

Масличная гора

Масличной горой (Хар-ха-Зейтим на иврите или Тжабаль-э-Тур на арабском) называется горная гряда высотой 730 метров над уровнем Средиземного моря, расположенная на востоке Иерусалима. Она упоминается как в Ветхом (Зах. 14,4), так и в Новом (Матф. 24. Марк. 13. Лук. 26. Деян. 1, 4 -12) Заветах. Её три вершины: северная — гора Скопус (Хар-Хацофим на иврите) с построенным на ней еврейским Университетом, средняя, на которой расположена больница Августа Виктория и южная э-Тур или вершина Вознесения, где сконцентрированы все христианские места паломничества, церкви и монастыри, связаны для христиан с двумя важными событиями в жизнедеятельности Христа: Нагорной проповедью (Матф. 24, Лук. 21) и Вознесением. В четвёртом веке на месте Нагорной проповеди Св. Елена построила большую базилику, которую назвали Элеонской Церковью. Развалины этой базилики находятся сегодня внутри католической церкви Отче Наш (Pater Noster).

В 387 г. на месте Вознесения была построена большая восьмиугольная церковь — часовня Вознесения, как называли её византийцы, светящийся крест которой был виден всему Иерусалиму. Церковь Вознесения была разрушена персами и восстановлена крестоносцами практически по тому же плану.

Православная Вербная церемония.

Православная Вербная церемония

Православный монастырь Св. Онуфрия в поле Акелдама

Базилика Элеони и окружающий её район. Базилика была построена Св. Еленой в 4 в. на гроте, в котором последний раз учил Христос.

Паломническое место-часовня Вознесения эпохи крестоносцев

Скала Вознесения с отпечатком ступни Иисуса.

В 1187 г. она была превращена в мечеть Саладдином, а места паломничества, находящиеся вокруг неё, розданы мусульманским семьям Иерусалима. Кроме этих двух важнейших паломнических мест в 5-6 веках на Масличной Горе были построены 24 других христианских учреждения, и среди них церкви, монастыри и гостиницы для паломников. Одними из важнейших паломнических мест, находящихся сегодня на северной вершине Масличной Горы, являются Греческая церковь Галилейских Паломников (Viri Galilei, место встречи Христа с Апостолами после воскресения (Матф. 28,10)), русский монастырь с церковью Св. Иоанна Крестителя, новопостроенная греческая церковь Вознесения, паломническое место Вознесения, находящееся и сегодня во владении мусульман, католические церкви Отче Наш (Pater Noster) и Плач Господа (Dominus Flevit), а также русский монастырь Кающейся Магдалины, расположенный на западе вершины.

Величественный православный храм в Малой Галилее на Масличной горе

Вифагия

Место паломничества Вифагия упоминается в Евагелии, как исходная точка триумфального входа Христа в Иерусалим (Матф. 21,12. Марк. 11,12) и находится в восточной части Масличной Горы. Со 2-го века до н. э. и на протяжении римской и византийской эпох на этом месте располагалась маленькая деревня, жители которой занимались земледелием и скотоводством.

Местечко Вифагия и её места поломничества

С 4-го века оно было освящено как христианское место паломничества. Первая церковь была построена в эпоху крестоносцев. Современная Греческая церковь Вифагии была построена недавно архиепископом Тверии Григорием.

Место паломничества Вифагия и построенная архиепископом Тивериады Григорием церковь.

Место паломничества к базилике побитого камнями первомученика Стефана

Св. Стефан, дьякон первой христианской общины Иерусалима, был первым христианином, наказанным побитием камнями за веру в Христа и христианство (Деян. 7). По этой причине он был причислен церковью к лику святых и назван Первомучеником. Место побития его камнями и его страдания (Бейт-Хаскела на иврите) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен , около скалы пророка Иеремии. Тело побитого камнями святого было погребено христианами, согласно традиции, в его родном городе Гамла. В начале пятого века, когда обнаружили могилу первомученика, его останки были перезахоронены на горе Сион в Иерусалиме. Пару лет спустя, епископ Ювеналий, будущий патриарх Иерусалима, перенёс кости святого в Гефсиманский сад и захоронил их в церкви, построенной в его честь. В 460 г. империатрица Евдокия, жена Теодора Второго, построила на традиционном месте побития камнями большую Базилику — Мартириум, в которой в третий раз были перезахоронены останки святого. Отцы доминиканцы, обнаружившие развалины этой базилики, в 1881 г. построили на них новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот. Православное место паломничества к первомученику Стефану в Гефсимании — это место, на котором архиепископом Ювеналием, была построена церковь, где были вторично захоронены останки Святого.

Древнехристианская базилика Св. Стефана в Иерусалиме (5 век)

Места паломничества: базилика, посвященная посещению Елизаветы Девой Марией; церковь Св. Иоанна Крестителя

Два этих места паломничества принадлежат Католической Церкви и находятся в западной части Иерусалима в маленькой деревне Эйн -Карем (Виноградный Источник). Этот холм, расположенный сегодня в черте города, в эпоху Христа назывался нагорная страна (Лук. 1:39). В пятом веке над этими двумя местами паломничества Иерусалимская Патриархия построила две величественные трёхнефные базилики с полом из цветной мозаики, одна из которых была посвящена Иоанну Крестителю, а другая — посещению Елизаветы Девой Марией. Позднее на развалинах этих двух базилик были построены новые католические церкви.

Место паломничества в русский монастырь Св. Иоанна Крестителя в горном районе

Древний христианский мозаичный пол византийской церкви святого Иоанна Крестителя в Эйн Кареме

В Эйн-Кареме находятся также Русский православный монастырь Св. Иоанна Крестителя и греческая церковь, посвящённая тому же

Монастырь Симеона праведника (Катамоны)

Монастырь Симеона праведника расположен на холме, называющемся Катамон (или Катамоны) (название, происходящее от греческого ката-монас (в стороне), так как холм этот находился далеко от центра города). Средневековая христианская традиция определяет нахождение могилы Симеона Праведника на холме Катамон. Его могилу, вытесанную в скале и находящуюся в здании монастырской церкви, показывают и сегодня.

Монастырь и церковь Симеона праведника в Катамонах

Согласно той же традиции, Симеон праведник участвовал в переводе Ветхого Завета с иврита на греческий (перевод известный как Septuaginta) и, зная о приходе Мессии, попросил Бога дать ему возможность увидеть Мессию прежде, чем умереть. Его просьба была исполнена, и это был именно он, который указал на Богородицу с младенцем Иисусом в Храме, говоря «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, Ибо видели очи мои спасение Твоё, Которое Ты уготовал перед лицом всех народов, …» (Лук. 2: 25-32). Первые монастырь и церковь в Катамонах были построены грузинскими монахами Святого Креста в двенадцатом веке. После их ухода из Иерусалима, монастырь был заброшен и опустел. В 1879 г. монах Авраамий восстановил его, присоединив могилу Симеона праведника к северному крылу церкви.

Иудейский Храм и Стена Плача

Знаменитый Иудейский Храм был построен на холме Мория, который расположен на востоке Иерусалима. История холма Мория как иудейского культового центра начинается с десятого века до н. э., когда царь Давид купил его у Орнана Евосейского для того, чтобы на этом месте построить алтарь-жертвенник Яхве (24:18-25). В 960 г. до н. э. царь Соломон на месте алтаря построил знаменитый Иудейский Храм, являющийся единственным культовым центром иудаизма. Этот первый Храм был разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э. и спустя несколько лет, в 520 г. до н. э., отстроен заново Зоровавелем (Езд. 3:8-9).

Царь Ирод (37- 4 гг. до н. э.) перестроил Храм и воздвиг новый, гораздо более внушительный. Новый Храм был построен на высоком и просторном ограждённом месте. Внешние стены Храмового комплекса — это то, что осталось сегодня от Храма Ирода. Стена Плача -священнейшее для евреев всего мира место паломничества — не что иное, как внешняя западная стена этого комплекса. Здание Храма в эпоху Христа состояло из собственно Храма, Святая Святых, большого алтаря для жертвоприношений, просторных крытых галерей и дворов, сооружений для очищения и многих вспомогательных помещений.

Стена Плача во время молитвы

Подземный переход вдоль Стены плача эпохи Христа

В восточном углу ограды Ирод построил большое здание в форме базилики, которое использовалось как центральный рынок и служило местом встречи паломников. Из галереи этой базилики изгнал разгневанный Христос менял и торговцев (Иоан. 2 :13). В 70 г. н. э. Храм был разрушен и сожжён легионерами римского императора Тита. С тех пор место, где стоял Храм, оставалось заброшенным и не использовалось вплоть до арабского завоевания Иерусалима.

Мечети Омара и Эль-Акса

Через шестьдесят лет после арабского завоевания Иерусалима, приблизительно в 643 г. н. э., халиф Маруан построил над развалинами ограды Иудейского Храма знаменитую мечеть, получившую название Мечеть Омара. В центре здания находится огромная скала, с которой, согласно мусульманской традиции, Магомет вознёсся на небо. Эта скала на самом деле была гумном Орнана Евосейского, которое купил царь Давид, чтобы построить алтарь Яхве.

Мечеть Омара во время молитвы

Христианская и иудейская традиции отождествляют эту скалу также и с жертвоприношением Авраама и с большим Алтарём-жертвенником Иудейского Храма.

Интерьер мечети Омара со скалой, с которой Магомет вознёсся на небо

Мозаика, украшающая интерьер мечети Омара

Семьдесят лет спустя, приблизительно в 710 г. н. э., другой халиф, Абед эль-Малик, построил над северной частью ограды Иудейского Храма большую мечеть Эль — Акса. Позднее считалось, что Эль-Акса была построена на христианской базилике, известной под названием Неа («Новая» по-гречески), построенная императором Юстинианом.

Сегодня, после того как были обнаружены развалины этой огромной христианской базилики в восточной части Еврейского Квартала, это предположение стало неактуальным.

Крестоносцы превратили мечеть Омара в церковь, посвящённую Господу (Templum Domini), а мечеть Эль-Акса переделали во дворец иерусалимских царей (Templum Solomonis или Palatium).

В 1118 г. в этом дворце крестоносцев был основан Орден тамплиеров (храмовников).

В 1187 г. Саладдин возвратил этим зданиям их начальное предназначение — мусульманских мечетей, которые после Мекки являются наиболее священными мусульманскими местами паломничества.

Интерьер мечети Эль-Акса

ЛЕХАИМ ЯНВАРЬ 2004 ТЕВЕС 5764 – 1 (141)

Еврейские святыни Семипалатинска

По ранее не известным источникам

Нина Крутова

Автор этой работы намерен вместе с читателем совершить «экскурсию» по местам, связанным с историей религиозной жизни семипалатинской еврейской общины. Таких мест немного, тем не менее, Семипалатинск – единственный город в Казахстане, где сохранилась еврейская синагога старинной постройки. Этого достаточно, чтобы сделать его достойным внимания и изучения. По ходу путешествия мы остановимся в трех пунктах. Каждый из них – отдельная страница истории казахстанского еврейства.

Рядом с еврейскими поселениями всегда находились кладбища, принадлежавшие общинам. В Казахстане таких погостов остались единицы. Кто знает, сколько их исчезло… Ведь процесс идет и сегодня, на наших глазах. Подтверждение тому – старое еврейское кладбище в Семипалатинске, что на окраине города, неподалеку от кинотеатра «Мир».

Местные исследователи «еврейской темы» часто задаются вопросом: с какого времени обосновались евреи на территории нынешнего Казахстана?

Пока бесспорен лишь тот факт, что в нашем степном крае они появились не позднее второй половины ХIХ века. Наличие еврейских кладбищ – одно из важных доказательств этого. Благодаря сохранившимся мацейвам – еврейским надгробьям, где на камне выбиты даты рождения и смерти, мы можем почти точно определить время проживания человека в городе. Большим подспорьем в сборе информации о еврейском кладбище Семипалатинска оказалась для нас старая кладбищенская книга, где сведения о первых захоронениях помечены 1892 годом. Сегодня это документальное свидетельство бережно хранится у жительницы Семипалатинска Анны Лазаревны Миндлиной. Досталась книга ей по наследству от деда, семипалатинского раввина Рувима Зосимовича Мостинского. Во время «экскурсии» мы еще не раз встретимся с этим человеком.

Следуя по маршруту дальше, попадаем на улицу Бейсеитова, бывшую Белинского. До 1938 года она называлась Дальней. Нас интересует здание под номером 51. Именно здесь, в эпоху, когда улица еще именовалась Дальней, находился первый еврейский молитвенный дом. Этими сведениями поделились с нами члены семипалатинской еврейской общины. А названный выше Р.З. Мостинский, по воспоминаниям его внучки «…жил где-то рядом с синагогой». Примерно с 40-х годов ХХ века в этом доме располагался туберкулезный диспансер; сейчас – банк. Нынешние владельцы здания подтвердили, что некогда в нем был молитвенный дом. При реконструкции из уважения к культовой постройке они постарались почти полностью восстановить ее первоначальный вид. С их слов мы знаем, что в здании была ниша для Арон Койдеша и лестница, которая вела на балкон для молящихся женщин. Сегодня здание представляет собой кирпичную постройку в два этажа с полукруглым выступом апсиды. Единственное, что смущает – его голубой купол. Деталь для синагоги не типичная. Хотя примеры того, что синагоги бывали и с куполами, есть. («Новая Бродская синагога …По углам здания возвышаются над главным карнизом четыре каменных барабана с куполами».) Возможно, на архитекторов повлияло, что Семипалатинская синагога строилась в тех местах, где преобладали мусульманские мечети.

Еще одно косвенное подтверждение, что уже в конце ХIХ века в городе был еврейский молитвенный дом, содержится в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона (том 57). Там сказано, что в 1895 году в Семипалатинской области на учете было 343 еврея и 248 из них проживали в областном центре. Кроме того, в Семипалатинске работала еврейская школа, где обучались 7 мальчиков. Еврейские школы обычно находились при синагогах, и это лишнее свидетельство того, что наши семипалатинские информаторы, скорее всего, правы. К сожалению, в музеях и архиве города пока не удалось найти официального подтверждения этой версии. Говоря о факте существования еврейского молитвенного дома в Семипалатинске в конце ХIХ века, мы опираемся лишь на устные источники.

Остановимся теперь на углу улиц Ибраева и Казбагарова (последняя называлась Локтевской , а затем Октябрьской ). Остановимся прямо перед зданием № 16. Именно здесь, судя по всему, находилась вторая семипалатинская синагога.

Перед нами двухъярусное здание красного кирпича с четырехскатной металлической кровлей. Все фасады украшены плоскими пилястрами, которые завершаются декоративными башенками разных размеров. Карниз декорирован кирпичным рисунком. Цоколь и ярусы отделены друг от друга тягами. С западной стороны расположен центральный вход. Входная дверь деревянная, двустворчатая, резная. Над дверями декоративные фигурные проемы. Окна в два яруса: нижние – более крупного размера с небольшой дугой в верхней части; верхние повторяют форму нижних, но они значительно меньше. С востока к зданию примыкает полукруглая апсида с арочными окнами.

В отличие от предыдущей синагоги, что на улице Бейсеитова 51, информация об этом молитвенном доме весьма обширна и подтверждена многочисленными документами. Основная работа при сборе их происходила в уникальном хранилище Восточно-Казахстанской области – Центре документации по новейшей истории (ЦДНИ) Семипалатинска.

В царской России нельзя было сооружать синагогу рядом с православным храмом. Поэтому место на Локтевской улице было выбрано не случайно. С давних пор в этом районе города, именовавшемся среди горожан «еврейским рядом», селилась основная масса еврейского населения.

В фондах историко-краеведческого музея Семипалатинска сохранились подшивки газеты «Семипалатинские областные ведомости»; на пожелтевшей странице одного номера напечатана телеграмма вице-губернатора, отправленная по случаю открытия синагоги самому императору.

Ливадия. Государю Императору

Семипалатинское еврейское общество, освятив вновь выстроенную синагогу… от лица общества всеподданнейше повергает к священным стопам обожаемого Монарха…чувства … любви, признательности и непоколебимой преданности.

Подпись: За Губернатора

Вице-губернатор Савримович.

И что немаловажно – в Семипалатинск пришел ответ, подтверждающий, что сообщение дошло до адресата.

ТЕЛЕГРАММА

Министра Императорского двора графа Фредерикса на имя за Семипалатинского Губернатора Вице-губернатора Савримовича, посланная 17 сентября 1913 года.

Государь Император… соизволил благодарить Семипалатинское еврейское Общество за вознесенные молитвы и выраженные в Вашей телеграмме чувства.

Министр Императорского двора граф Фредерикс.

Итак, синагога построена, заветная мечта семипалатинских евреев осуществилась. Теперь было куда прийти на субботнюю молитву, где совершить над младенцем обряд «брис-мила» (обрезание), причем по всем законам, предписанным Торой, а позже, когда мальчик достигнет 13 лет, совершить обряд «бар-мицва» (совершеннолетие). Но самое главное – в трудную минуту тут можно было посоветоваться с раввином.

Известно, что в 1914 году раввином в синагоге служил Кива Ицкович Рабинович. Этот факт официально засвидетельствован в «Памятной книжке по Семипалатинской области» за 1914 год, где в главе «Ведомство Иностранных вероисповеданий» названый выше К.И. Рабинович значится раввином при еврейском молитвенном доме г. Семипалатинска. Сведения об этом человеке можно обнаружить в статье М.В. Жилкина и Т.В. Жилкиной, опубликованной в сборнике «Из истории евреев в Казахстане». Опираясь на данные Центрального государственного архива республики, авторы статьи сообщают ценную для нас информацию.

«Кива Ицкович Рабинович родился 11 сентября 1870 года. Иудейского вероисповедания. От Испытательного Комитета при Оренбургском учебном округе им получено свидетельство от 19 ноября 1888 года за № 44 на звание аптекарского ученика. С 1888 –1892 г.г. работал в Оренбургской вольной аптеке провизора Розенберга. Получил свидетельство от Императорского Казанского университета от 30 марта 1892 года за № 826 на звание аптекарского помощника. В 1893 году временно управлял сельской аптекой в Оренбургском уезде, а также работал в Томской аптеке Приказа общественного призрения. В 1894–1898 г.г. работал в Читинской вольной аптеке А.Н. Френкеля.

Указом Правительствующего Сената от 16 января 1897 года ему присвоено почетное гражданство, в чем выдано свидетельство от 4 февраля 1897 года за № 448.

В 1901–1914 г.г. работал в семипалатинской нормальной аптеке провизора Шапиро. С декабря 1914 года зачислен в штат Семипалатинской аптеки товарищества «Медицина” аптекарского помощника Блюма, где проработал до июня 1915 года».

Из сказанного, можно сделать вывод, что К.И. Рабинович выполнял не только обязанности раввина, но и медика-фармацевта. Сведения о нем заканчиваются 1915 годом. Как сложилась его дальнейшая судьба и до какого времени он был раввином Семипалатинской синагоги, пока неизвестно.

История второй семипалатинской синагоги во времена советской власти типична практически для всех культовых построек, будь то православный храм, мусульманская мечеть или еврейская синагога. У всех была одна участь, один приговор – уничтожить! Но просто так, без объяснений, а главное – без принятия соответствующих постановлений, ликвидировать «оружие капитализма» пролетарское «справедливое» государство не могло. Уже через три месяца после свершения Великой Октябрьской социалистической революции, 23 января 1918 года, Совет народных комиссаров РСФСР принимает Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В декабре 1921 года издается Постановление ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквах и монастырях». В сентябре 1923 года – Постановление СНК «О порядке реализации церковных имуществ обиходного характера».

В начале 20-х годов началась перерегистрация приходов всех конфессий. Процесс регламентировался рядом административных декретов, указов, положений, некоторые из которых перечислены выше.

Еврейская община Семипалатинска первый раз прошла эту процедуру в 1921 году. А в апреле 1922 года из синагоги были изъяты три серебряных кольца со священных свитков Торы общим весом в пять золотников. Очевидно, это была деталь «короны», которой украшаются свитки Торы. По традиции при изготовлении «короны» используются драгоценные металлы. Вынос ценностей из культовых учреждений стал лишь началом мощной антирелигиозной кампании, которую контролировал сам В.И. Ленин. Под лозунгом помощи голодающим Поволжья в 1921 году в стране Советов повсеместно была проведена одна из широкомасштабных акций большевиков по изъятию церковных ценностей. Изымали, однако, не только материальные ценности – «изымали» также представителей духовенства.

«…Провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей… должно быть произведено с беспощадной решительностью… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше».

После реквизиции церковного имущества наступило относительное спокойствие (до конца 20-х годов). Однако затишье было лишь внешним, по сути оно напоминало «холодную войну». Городские власти не прекращали попыток найти любую причину для закрытия религиозного объекта. Это с одной стороны. Небольшая группа верующих, с другой, сопротивлялась как могла, но понимала, что придется идти на любые условия. Противостояние не прекращалось, но даже в этот период силовая ликвидация действовавших культовых учреждений все-таки была недопустима. Процесс ликвидации проходил строго по закону; основополагающим документом считалось Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях», подписанное председателем ВЦИК М.И. Калининым. Оно стало своеобразным практическим руководством к действию в деле уничтожения культовых учреждений. Суть документа читатель может представить себе по некоторым выдержкам.

…3. Религиозное общество есть местное объединение верующих граждан…в количестве не менее 20 лиц…

12. Общие собрания… верующих происходят с разрешения…в городских поселениях – административного отдела.

40. При ликвидации молитвенного здания культовое имущество распределяется следующим образом:

а) все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни подлежат зачислению в государственный фонд,

б) все предметы исторической ценности передаются органам народного комиссариата просвещения…

д) переходное имущество (масло, вино, дрова, уголь…) в случае сохранения общества после ликвидации молитвенного здания изъятию не подлежат.

К руководству Семипалатинска это Постановление пришло в положенный срок, и машина разрушения заработала. Претворение в жизнь Постановления ВЦИК началось с очередной перерегистрации. В июле 1930 года еврейская община Семипалатинска прошла положенную процедуру и предоставила городским властям необходимые документы. Центр документации сохранил материалы, содержащие переписку еврейской религиозной общины Семипалатинска и исполкома городского Совета депутатов трудящихся за 1930–1932 гг. Благодаря скрупулезной точности советских чиновников мы можем сегодня представить, как все это происходило.

Форма № 1

Заявление о регистрации религиозного

общества или группы верующих

Зарегистрировано в Адм. отделе 11/VI-1930 г.

под № 46 зав. ИНО: подпись…

В Сем окр. адм. отдел

Заявление

Для совместного удовлетворения религиозных потребностей мы, граждане, в числе 60 человек, принадлежащие к еврейской общине, решили образовать в г. Семипалатинске еврейскую верующую общину.

Район деятельности объединения будет распространяться на г. Семипалатинск.

В соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» и инструкцией НКВД от 1 октября 1929 года за № 328 «О правах и обязанностях религиозных объединений» просим зарегистрировать Семипалатинскую еврейскую верующую общину под названием «Еврейская община».

Приложение: список учредителей по установленной форме.

Подписи всех учредителей.

5 июня 1930 года

Староста общины К. Колесников.

Итак, перелистаем архивные страницы более чем 70-летней давности.

Приложение сохранилось; в нем перечислены 60 членов еврейской общины и указаны подробные сведения о них.

Список граждан

Семипалатинской Еврейской общины

1. Фабрикант Исак Давидович, 65 лет, Солдатская, 100

2. Вакс Исай Вольфович, 48 лет, извозчик, Дальняя, 19

3. Глуховский З.С., 74 года, инвалид, Больничная, 101

4. Зеленер Р.С., 85 лет, дом/хоз., Больничная, 101

5. М.Д. Либерман, 70 лет, служащий, Госпитальная, 15

6. Лотош З.Я. , 29 лет, торговля, Почтамская, 41

(………………………всего 60 фамилий).

Благодаря этому уникальному документу мы получили ценную информацию о евреях Семипалатинска. Узнали фамилии, имена, отчества, места службы, занимаемые должности или род деятельности; выяснили, выполнялись ли культовые обязанности по найму или по назначению; установили размер получаемого вознаграждения; наличие (или отсутствие) судимости; районы деятельности; подробные адреса… Сегодня мы знаем, что община Семипалатинска состояла в основном из рабочих, кустарей-одиночек, извозчиков, домашних хозяек, сапожников, плотников и служащих. Был в общине свой молодой фотограф (Д.И. Солодухо) и мастер шляпных дел, или «шапочник», как он сам себя называл, Моисей Шлосберг. Возраст членов общины колебался от 22 до 85 лет. Самой старшей была 85-летняя Раиса Савельевна Зеленер.

Заявление о регистрации еврейской общины подписано старостой – Кушелем Колесниковым, который в приведенном списке значится последним, под № 60. О нем сведений очень мало, известно лишь, что занимался торговлей. Очевидно, давление властей сыграло свою роль, возможно, какие-либо другие причины заставили К. Колесникова через год после регистрации общины добровольно отказаться от должности старосты. Это подтверждает его личное заявление в административный отдел Семипалатинска.

Семипалатинский Адм. отдел

Принять к сведению

Колесникова Кушеля, проживающего по Дальней ул. д. № 25

Заявление

Я в Семипалатинской Еврейской Религиозной Общине, в Синагоге, что по Локтевской ул., состою выборным старостой. Ныне от обязанностей этих я отказываюсь и прошу Адмотдел меня из списков исключить.

27 июля 1931 г.

Колесников, а за меня по личной просьбе расписался (подпись).

Не так просто верующему человеку, а тем более иудею, жилось в советском атеистическом государстве. Можно было принять очередное «постановление», закрыть храм, синагогу, мечеть; сжечь книги и иконы, а священника расстрелять. Все это, к сожалению и великому нашему стыду, имело место. Но что было поделать с человеческим сознанием, душой, которые невозможно «отменить» и сжечь?.. Человек, веривший в помощь и силу Всевышнего в течение всей своей жизни, не мог в одночасье отказаться от веры и страдал безмерно.

В апреле 1932 года общине Семипалатинска вновь было предложено пройти, уже в третий раз, перерегистрацию и указать все происшедшие там изменения.

Приходскому совету

Семипалатинской

еврейской общины верующих:

Вследствие происходящих изменений… с момента последней регистрации (июнь 1930 г.) предлагается в 3-х дневный срок…предоставить список всех служителей культа, а также убывших… с указанием, куда выбыли.

Вам предлагается немедленно заключить договор на пользование молитвенным зданием и культовым имуществом, в противном случае, по истечении семидневного срока Горсовет вынужден применить п.п. 33 и 34 указанного постановления ВЦИК и СНК РСФСР как за отказ от приема здания…

Ответ секретарь: /подпись/

Инструктор: /подпись/.

Очевидно, третья регистрация не состоялась. Это можно заключить по более поздним документам.

АКТ.

Июня, 28 дня, 1932 г.

Я, представитель Семгормилиции 1-го отд. 5-го участка в присутствии понятых и прихожан Совета еврейской общины синагоги составили настоящий акт в нижеследующем: …состава культа служителей не имеется, а также не избран приходской Совет и ревкомиссия, инвентарь описан и находится в порядке и цельности. Требуется незначительный ремонт. Посещается 8 раз в месяц в среднем по 15 человек, каждую субботу 2 раза. Договор имеется с 1921 года.

Предлоги для закрытия культовых зданий были самые разнообразные. Часто власти «при возникновении необходимости в закрытии церкви или мечети подготовительную работу вели так, что инициатива закрытия формально исходила не от председателя сельсовета… или иного представителя власти, а от самих граждан… путем ходатайства… групп бедноты, собраний избирателей, общих собраний граждан».

Убедительным подтверждением сказанного может служить, например, тот факт, что за день до составления «акта» в городском саду на собрании избирателей избирательного участка Семипалатинского гарнизона было выдвинуто предложение трудящихся о закрытии Никольского собора, синагоги и мечети по улице Советской.

«…Общее собрание в количестве 800 человек считают, что церкви, синагоги и мечети являются домами старой, гнилой религии, которые были оружием капитализма для обмана трудящихся и, принимая во внимание очень малую посещаемость, помещения пустуют. Общее собрание единогласно постановляет: поставить вопрос перед ВЦИК об их изъятии

Подпись: «.

Подобные же решения были приняты на общих собраниях Союза госторговли, Кустпромсоюза, жителей Казачьего района, Солдатской слободки. А собрание на станции Семипалатинск приняло решение изъять здание синагоги в пользу… Интернационала.

Из Постановления «О религиозных объединениях» от 8.04. 1929 года. П. 12 Общие собрания… верующих в городских поселениях происходят с разрешения… административного отдела». Очевидно, «просители-ходоки» следующего письма очень хорошо усвоили этот пункт, о чем свидетельствует следующий документ, датированный июлем 1932 года. (Орфография сохранена.)

Огор совет

заявленiе

Семипалатинская

Еврейская Община

Просит Вас дат разрешiне

На веденiе общей собранiя

В Еврейской Синагоги Семипалатинска Октябрьская 36

Который Состоится

6/VII в 6 чесов вечера.

Повестка дня

1. вибори Совета

2. вибори Рев Коми.

и текущiе дела.

Зам. Пред. А.з. Жезмер.

Поражает в этом документе то, что в «повестке дня» под п.2 записаны выборы Революционного Комитета. Исходя из условий типового договора 1921 г. между представителями власти и религиозной общиной можно предположить его функции:

«3…В принятых нами в заведование богослужебных помещениях мы обязуемся не допускать:

а) политических собраний враждебного Советской власти направления; б) раздачи или продажи книг, брошюр, листовок и посланий, направленных против Советской власти или ее представителей; в) произнесения проповедей и речей, враждебных Советской власти…»

Контроль за исполнением условий договора, скорее всего, и входил в обязанность Революционного Комитета.

На заявление «от июля 1932 года» с просьбой о разрешении провести собрание Горсовет г. Семипалатинска ответил следующим образом.

Разрешение от 4.VII/1932 г.

Настоящее выдано Семипалатинской Еврейской общине в том, что ей разрешается созыв общего собрания прихожан 6 июля с. г. в 6 часов вечера в помещении Еврейской синагоги по Октябрьской ул. д. № 36 с повесткой дня:

О выборе исполнительного комитета и революционной комиссии и текущие дела.

Ответсекретарь горсовета:/подпись/

ОРГО: /подпись/.

В августе 1932 года Горсовет ходатайствует перед президиумом Восточно-Казахстанского облисполкома о закрытии синагоги. Как ни странно, просьба Горсовета с первого раза не была удовлетворена. Председателю комиссии по религиозным делам было предложено заново проверить обоснованность материалов.

Через месяц, в сентябре 1932 года, Горсовет опять ходатайствует о закрытии синагоги и использовании ее для культурно-просветительных нужд, а именно «…считать целесообразным использовать здание синагоги под библиотеку».

2 октября 1932 года подписывается очередной «акт», гласящий: «…На основании Постановления Президиума Семгорсовета опечатать молитвенный дом по ул. Октябрьской, 36…»

В октябре отмечается традиционный еврейский праздник Йом Кипур. Единственный раз в году евреи в этот день молятся пять раз. В Горсовет Семипалатинска от общины верующих поступило заявление – опять-таки «просительного» характера. (Орфография сохранена.)

Горсовет

Г. Семипалатинска

Заявление

Мы нижеподсавсiяя

Старики г. Семипалатинска

просим Горсовет разрешить

в настоящем сего 10-го октября

собратся в кыком нибуд

помещенiе в этом ден

помолится так как

в ныс это дин ден

в году болшой пост

в чем м. Посписива

Рувин зысков Мостинский Аврам залманов Жезмер

В ноябре 1932 года подписано еще два судьбоносных для семипалатинской синагоги документа. Первый, от 3 ноября 1932 г., гласит: «Учитывая, что помещение, арендуемое еврейской общиной в количестве 29 человек, является бесхозяйственным… и до сего времени не производился ремонт здания, что еврейская синагога в силу своей малочисленности не может использовать огромных помещений… постановление Горсовета в части изъятия ценностей утвердить».

Второй документ датирован 20 ноября 1932 года В нем говорится: «…Для ликвидации еврейской синагоги создать комиссию… Предложить комиссии немедленно приступить к распределению культового имущества и ценностей синагоги. Поручить комиссии… провести сдачу здания синагоги… городской центральной библиотеке».

Не прошло и десяти дней, как объединенная комиссия Горсовета, Горфо, милиции, Гороно и библиотеки описала все имущество синагоги. Благодаря этому очередному акту мы сегодня знаем, что на момент сдачи здания городским властям в нем находилось следующее имущество:

«1. Шкаф (ковчег), выкрашенный в белую краску, резной, имеющий в себе 16 электрических лампочек. 2. Семисвечник медный, большого размера. 3. Парчовый занавес желтый. 4. Две деревянные тумбы выкрашенные (коричневые). 5. Возвышения с чугунными решетками. 6. Шесть люстр медных, покрытых мельхиором. 7. Четыре подсвечника в 20 гнезд для свечей, бронзовые. 8. Два подсвечника бронзовые с шестью гнездами. 9. 14 скамеек деревянных с сиденьями на 88 мест. 10. Стол простой. 11. Аналой…

Всего 29 наименований. Сдал: представитель от верующих Мостинский Р.З.»

В последующие 1935–1936 годы Горсовет принимает ряд решений о предоставлении бывшего здания синагоги под дом физкультуры, городской клуб и прочие культурно-просветительные учреждения. В итоге у здания появляется пристройка, и на долгие годы в нем располагается детская спортивная школа. В конце 90-х годов прошлого столетия здесь обосновался спортивный комплекс «Батыр».

Синагога, г. Семипалатинск. Вид с восточной стороны.

Вид с позднейшей пристройкой спортивного комплекса (сер. ХХ в.)

Мне бы очень хотелось начать рассказ с описания самого известного, пожалуй, города в мире, но… главным впечатлением от нынешнего посещения Израиля было то, как я туда проник.

Планируя поездку AirPano в Иорданию, я решил, что раз уж эти страны разделяет только река Иордан, глупо будет не посетить соседнее государство и не снять Иерусалим.

Еще два года назад мы предпринимали попытку договориться с израильтянами насчет разрешений на съемку с нашего радиоуправляемого вертолета. В первую очередь нас интересовал квартал Старого города. Заручившись поддержкой посольства в Москве и министерства туризма Израиля, мы были уверены, что это будет легко.

Но после нескольких месяцев переписки нам было отказано из соображений безопасности, чем так славится это государство. А без бумаг, зато со странной летающей камерой, мы не прошли бы даже таможенный контроль на въезде в страну.

«В этот раз все должно быть по-другому, — думал я. — Специфической техники с собой нет, и рано утром, прямо из столицы Иордании — Аммана — я доезжаю до границы на реке, пересекаю мост короля Хусейна (Алленби), и через час — уже в Иерусалиме».

Но не тут-то было! Пограничный контроль и полчаса расспросов о цели поездки. Затем у меня изъяли паспорт, усадили под зверский кондиционер и только через час вызвали в какую-то маленькую комнатку, где снова задали те же вопросы, а затем сказали ждать.

Через два часа (я уже нашел место, куда спрятаться от кондиционера, но все равно замерзал), подошел человек и попросил ответить на вопросы — на этот раз письменно. Я заполнил бумажку.

Прошло еще два часа, и я отправился вымаливать свой багаж, чтобы одеться: зуб на зуб не попадал. Сжалились, отвели к багажу. Он стоял нетронутым; то есть версия, что в нем нашли что-то подозрительное, провалилась.

За окном начало смеркаться; три намеченные встречи в Иерусалиме пришлось отменить. Меня вызвали и попросили заполнить еще одну бумажку… Наконец, когда я уже раздумывал, как мне удобнее устроиться на ночлег у паспортного контроля, меня опять позвали в маленькую комнатку. Уже в четвертый раз задали те же вопросы. И, о чудо, разрешили въехать в страну. 7 часов на безвизовый переход границы. Мой личный рекорд!

Поздно ночью я, наконец, заселился в отель у Яффских Ворот Старого города. Стакан свежего гранатового сока снял напряжение тяжелого дня.

И с этого момента, к моему удивлению, я уже никого не интересовал. Я гулял по узким улочкам, снимая с шестом, где мне захочется. В первую очередь я посетил святыню христиан: Храм Гроба Господня. Здесь кто-то неистово крестился, кто-то припадал к камню миропомазания, кто-то просто бродил из помещения одной конфессии в другую, кто-то стоял в очереди к «пещере». На удивление — священники Греческой православной церкви попросили у меня бумаги уже только после того, как я отснял практически все.

Следующим пунктом была Стена Плача или Западная Стена — главная святыня иудеев; все, что осталось от разрушенного римлянами Храма Соломона. Тут я был снова удивлен: меня не только ни о чем не спрашивали, но и пригласили пройти в синагогу прямо у Стены и пофотографировать там. Я остался ждать закат. За 10 шекелей мне разрешили подняться на крышу красивого здания с видом на площадь.

Это было странное зрелище — масса людей, молящихся у Западной Стены, а над их головами построен закрытый пешеходный мост, по которому арабы поднимаются к Мечети Скалы. Купол мечети, блестящий в закатных лучах над остатками разрушенного Храма… Снизу, с площади, этого было не видно.

Я очень благодарен всем, кто пишет нам с предложениями о помощи. В одном из таких писем был телефон Ильяса: пилота вертолета, который имеет право летать над Иерусалимом. Я созвонился и выслал ему свои данные для оформления разрешений.

Когда же он позвонил и сказал, что мне не разрешили — я даже не удивился, будучи готовым к какой-нибудь неприятности после истории на паспортном контроле. Впрочем, не все было так плохо: запрет распространялся на взлет из столицы, а также из любого места в Израиле, за исключением аэропорта Тель-Авива, где я мог пройти достойную проверку службой безопасности. Это означало оплату дополнительно получаса полетного времени… Да, неожиданно, но все же шанс.

Ильяс также сообщил, что нам нельзя приближаться к стенам Старого города ближе, чем на километр и опускаться ниже 300 метров. В назначенный день я обнаружил, что все небо покрыто тучами и накрапывает дождик… Полет перенесли на сутки — а это был мой последний день в Израиле. Проснувшись, я увидел, что до горизонта простирается белесая дымка, сквозь которую еле пробивало солнце. Все утро раз в 15 минут я проверял прогноз погоды. И вдруг мой айфон показал просвет часа через два. Это был последний шанс!

Я позвонил пилоту; он удивился моему оптимизму, но согласился на вылет. Секьюрити в аэропорту оказалось обычным и совсем не строгим, хотя я был готов даже к личному досмотру. Мы взлетели, а через 15 минут уже показались Яффские ворота и стены Старого города. Прогноз не обманул — над Иерусалимом было чистое небо. Солнце клонилось к горизонту, Западная Стена Храма уже была в тени, зато Мечеть Скалы сияла в вечерних лучах…

Мы успели сделать несколько кругов, солнце скрылось за холмами, окружающими Иерусалим… Почему-то вспомнился роман Мастер и Маргарита с описанием этого древнего города: «Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и залила крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван-сараи, переулки, пруды… Пропал Ершалаим — великий город, как будто не существовал на свете». Уже в сумерках мы вернулись в Тель-Авив…

Надеюсь, то, что мне удалось снять, стараниями волшебников AirPano превратилось в красивый тур про город с многотысячелетней историей. И может быть, увидев его, нас пригласят туда снова и разрешат взлететь над Иерусалимом без всяких ограничений.

А теперь расскажем несколько фактов об Иерусалиме.

Иерусалим — один из древнейших городов нашей планеты: он впервые упоминается еще в XIX-XIII веках до нашей эры. В разное время Иерусалимом владели Иудейское царство, империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, Иордания и Израиль.

«Сердцем» современного Иерусалима является Старый город — его историческая часть, окруженная крепостной стеной. Эти узкие мощеные улочки, величественные стены, римские колонны и древние здания хранят воспоминания множества легендарных событий, и именно в Старом городе находятся святыни трех крупнейших мировых религий: иудаизма, христианства и ислама.

Знаменитая на весь мир Стена Плача — это уцелевшая часть западной стены, ограждавшей некогда Второй Иерусалимский храм. Первый храм, возведенный царем Соломоном в 960 году до нашей эры, в 568 году до нашей эры был разрушен царем Вавилона Навуходоносором. Во время Иудейской войны в 70 году пострадал и Второй Иерусалимский храм. 156-метровая Стена Плача, сложенная из огромных, тщательно подогнанных каменных монолитов, — единственный оставшийся от него фрагмент.

Возле нее практически всегда можно встретить людей, которые молятся и вкладывают в щели между камнями записки. Сюда же приносят тысячи писем, которые верующие со всего мира присылают по почте в конвертах с простым адресом: «Богу в Иерусалим». Когда записок в стене становится слишком много, их достают и захоранивают: Талмуд запрещает уничтожать бумагу, на которой написано имя Бога.

Среди многочисленных достопримечательностей Иерусалима — цитадель Давида, построенная во II веке до нашей эры для обороны Старого города. Она неоднократно разрушалась и перестраивалась заново. До наших дней из трех башен, составлявших цитадель, сохранилась лишь башня «Фасаил», названная царем Иродом в честь его брата, покончившего жизнь самоубийством. А свое современное название Башня Давида получила от византийских христиан, которые полагали, что на этом месте был дворец библейского царя.

Важнейшая христианская святыня, Храм Гроба Господня, находится в северо-западной части Старого города, в центре Христианского квартала. Считается, что именно здесь был распят, погребен, а затем воскрес Иисус Христос. Как и другие древние достопримечательности Иерусалима, храм неоднократно перестраивался, и теперь это — внушительный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, несколько монастырей, церквей (в том числе — подземная), галерей и так далее.

Храм Гроба Господня разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. В прошлом это приводило к конфликтам, и чтобы между различными конфессиями не было никаких недоразумений, ключи от храма, как и право отпирать его, с 1192 года принадлежит «независимой стороне» — арабским семьям.

Северо-восточную часть Старого города занимает Мусульманский квартал, где также расположено немало достопримечательностей и святынь. Наиболее известна из них мечеть аль-Акса на вершине Храмовой горы; в ней одновременно могут молиться до 5000 верующих. Ислам связывает с этим местом ночное путешествие пророка Мухаммеда из Мекки в Иерусалим и его вознесение на небеса.

За пределами Старого города находится немало других достопримечательностей: Кедронская (или Иосафатова) долина с гробницами начала нашей эры, Гефсиманский сад, Гробница Богородицы, а также построенная российским императором Александром III церковь святой Марии Магдалины на Масличной (Елеонской) горе.

С Масличной горы открывается живописный вид на весь Старый город, его мощные крепостные стены с 34 башнями и 8 воротами, купола храмов, мечетей и синагог… А наши панорамы помогут не только увидеть, но и рассмотреть многочисленные достопримечательности Иерусалима.

Фото и текст: Дмитрий Моисеенко

Базилика Благовещения

Находится в Назарете (Галилея), в 100 км от Тель Авива.

Назарет – родной город родителей Иисуса, Иосифа и Марии. Здесь находится Базилика Благовещения. Эта относительно новая базилика расположена на месте других базилик, предшествующих ей, и она отмечает место, где, согласно традиции, произошло возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа.

Недалеко от Назарета расположены иные важнейшие для христианства достопримечательности, легко доступные всем желающим, которые стоить посетить, среди них церковь Георгия Победоносца в Акко (40 км), Табха (озеро Киннерет – 30 км), Каср аль-Яхуд (место крещения Иисуса Иоанном Крестителем – 30 км) и Капернаум (30 км).

Каср аль-Яхуд (место крещения Иисуса Иоанном Крестителем)
Расположено на берегу реки Иордан, в 100 км к востоку от Тель Авива.

Находящийся на берегу реки Иордан на территории Иудеи и Самарии, Каср аль-Яхуд (что по-арабски означает «Еврейский замок») является местом, которое, согласно Новому завету (Евангелие от Матфея, 3:13-17), почитают как место крещения Иисуса Иоанном Крестителем.

Это место является частью более крупного сооружения, часть которого расположена на Иорданской стороне реки. Доступ в Каср аль-Яхуд не всегда возможен и на сегодняшний день, множество паломников посещают место крещения Ярденит, находящееся на южном берегу озера Киннерет, где начинается течение реки Иордан, впадающее в Мёртвое море.

Капернаум

Расположен на северо-западном побережье озера Киннерет, около 150 км от Тель Авива. Капернаум был центром проповедования Иисуса в Галилее.

Именно здесь он изгонял нечистых духов из одного из прихожан, которым он проповедовал. Будучи в то время небольшой рыбацкой деревней с населением около 1,500 человек, Капернаум упоменается во всех Евангелиях и является местом множества совершённых Иисусом чудес.

На сегодняшний день, Капернаум (на иврите: «Кфар Нахум”) является национальным парком (вход свободный) где Вы сможете посмотреть некоторые останки археологических раскопок, включая развалины древней церкви и синагоги.

Особый интерес привлекают развалины того, что считается домом Святого Апостола Петра.

Эта местность богата множеством христианских мест, но мы особенно рекомедуем Вам прогуляться водль променада, простирающегося на протяжении 3.5 км на юг, и соединяющего Капернаум с Табхой (Эйн Шева).

Табха (Эйн Шева)

Расположено на северо- западном побережье озера Киннерет, около 150 км от Тель Авива.

Всего 3.5 км к югу от Капернаума, Табха является местом, где Иисус Христос накормил пять тысяч человек пятью ломтями хлеба и двумя рыбинами.

Место известно Церковью Умножения Хлебов и Рыб, а также четвёртым чудом Иисуса, после которого он приготовил трапезу своим приверженцам (евангелие от Иоанна 21:1-24).

Неподалёку находится Церковь Блаженств, где Иисус произнёс проповедь на Горе Блаженств. Церковь первенства Апостола Петра, где Иисус восстановил апостола Петра в апостольском звании и Tabgha Pilgerhaus, являющееся местом пристанища для христианских паломников.

Церковь святого Георгия (Победоносца)

Расположена в рыбацком порту Средиземного моря Акко, между Хайфой и Нагарией на севере, и примерно в 150 км к северу от Тель Авива.

Церковь святого Георгия является греческой православной церковью и считается первым христианским храмом, построенным в Акко во времена турецкого (османского) владычества. Церковь построена в честь Святого Георгия, христианского святого ранних времён, погибшего в 304 году н.э.

Другие интересные церкви, которые стоит посетить в Акко, включают церковь Святого Андрея, церковь Святого Франциска, Маронитскую церковь, а также церковь Иоанна Крестителя.

Церковь святого Андрея

Расположенную в старом городе Акко, обнесённом крепостной стеной, на расстоянии около 25 км к северу от Хайфы, мы находим церковь Святого Андрея.

Греческая православная церковь занимает здание, которое, по разным оценкам, построено ещё в 1765 году.

Согласно церковной традиции, названной в честь одного из12-ти апостолов, она находится на месте древней церкви крестоносцев, которая, в свою очередь, основана на месте когда-то сущестовавшей там ещё более древней синагоги.

Интерьер церкви включает толстые каменные столбы и украшенную стену, содержащую множество разноцветных икон и картин на религиозные темы. Церковь также имеет второй этаж, реставрация и обновление которого запланировано на ближайшее будущее. Церковь также включает изумительную колокольню, возвышающуюся над окружающими кровлями. Имеется возможность увидеть первоначальный колокол во внутреннем дворе перед башней.

Другие интересные церкви, которые стоит посетить в Акко, включают церковь Святого Андрея, церковь Святого Франциска, Маронитскую церковь, а также церковь Иоанна Крестителя.

Церковь Святого Иосифа

Расположена в Назарете (Галилея) в 100 км Тель Авива.

Церковь Святого Иосифа, находящаяся неподалёку от Базилики Благовещения, известна также как «Церковь питания”, потому что она построена над домом, общеизвестном как дом, в котором Иисус Христос жил и рос со своей семьёй, обучаясь ремеслу отца.

Под церковью находится пещера, которая была использована в период правления Римской империи для хранения пищи и воды.

В период Византийской империи, после того, как место стало иметь отношение к Иисусу, церковь служила пунктом поклонения и крещения. Церковь крестоносцев была построена на этом месте в 12-ом веке.

После разрушения мусульманами в 1263 году н.э, новая церковь была построена в 1745 году, и широко отреставрирована в 1914.

Особый интерес, наряду с восхитительными фресками, привлекает крестильная купель с семью ступенями. Значимость ступеней заключается в том, что они символизируют ступени к вере – что в особенности поразительно, так как церемонии крещения могли проводится здесь даже до того, как была построена первая церковь.

Недалеко от Назарета расположены иные важнейшие для христианства достопримечательности, легко доступные всем желающим и стоющие посещения, такие как церковь Георгия Победоносца в Акко (40 км), Табха (озеро Киннерет – 30 км), Каср аль-Яхуд (место крещения Иисуса Иоанном Крестителем – 30 км) и Капернаум (30 км).

Наим

Расположен неподалёку от горы Тавор в регионе Галилеи, всего лишь в 114 км от Тель Авива. Наим (также имеется вариант «Наин”) является одним из наименее посещяемых святых мест.

Согласно писаниям, относящимся к 4-му веку н.э, Наим является местом, где Иисусом был воскрешён в доме вдовы её мёртвый сын, и воссоединён со своей горюющей матерью. Этот эпизод упоминается лищь в евангелии от Луки (7:7-17).

В этой местности были найдены ранние христианские гробницы, обтёсанные твёрдым камнем, и крестоносцами впервые была выстроена церковь в 1100 году н.э.

Существующая в настоящеее время церковь была построена францисканскими монахами вопреки протестам со стороны местного населения в 1880 н.э.

Многие из святых для христиан мест, расположенных в Галилее, доступны всем желающим, и в особенности Назарет, находящийся всего лишь в 20 км к востоку и Тверия, в 30 км к северо-западу.

По близости, на вершине горы Тавор расположены монастырь Преображения и францисканский монастырь, последний из которых считается одним из самых великолепных храмов в Израиле.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *