• Перевод
  • Ассоциации
  • Анаграммы
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Гиперонимы
  • Морфологический разбор
  • Склонения
  • Спряжения

Перевод слова святотатство

Мы предлагаем Вам перевод слова святотатство на английский, немецкий и французский языки.
Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь»

  • На английский
  • На немецкий
  • На французский

  • sacrilege — кощунство, богохульство
  • sacrilegious — кощунство, богохульство
  • Sakrileg — кощунство
  • Gotteslästerung — кощунство
  • Sakrilegium — осквернение святыни
  • Frevel — кощунство
  • sacrilège — кощунство

Гипо-гиперонимические отношения

хищение святотатство

Каким бывает святотатство (прилагательные)?

Подбор прилагательных к слову на основе русского языка.

подобным ужасным страшным неслыханным большем простым чудовищным гнусным настоящем непростительным величайшем неким прямым мстительным великим двойным небольшим новым несказанным сущем совершенным немыслимым возможным преднамеренным содеянным чистым откровенным истинным политическим полным меньшем эким творящем случайным худшем невиданным маленьким положительным взаимным недавним сплошным безумным этаким невероятным любым злостным невообразимым детским беспримерным мерзейшем мелким бесчисленным невольным оправданным форменным мерзким виртуальным главным древним вопиющем омерзительным человеческим типичным публичным

Что может святотатство? Что можно сделать с святотатством (глаголы)?

Подбор глаголов к слову на основе русского языка.

свершиться смутить совершиться заставить совершаться привести поставить наложить ужаснуть иссушить подавлять объяснять резануть заключаться иметь считать сорваться произойти придтись передаваться занадобиться возыметь изгладиться приидтись напугать казаться позволить перехватить случиться

Ассоциации к слову святотатство

отношение глаз храм убийство точка стена сравнение жизнь волшебник ранг город дом предлог царствующая воровство святотатство мыс богиня день пир тенар фанатик присутствие большинство неимение форма божество гробница покой чистилище создатель иегова сожжение могила стая

Синонимы слова святотатство

богохульство грязь кощунство слякоть

Гиперонимы слова святотатство

  1. хищение
  2. нарушение осквернение
  3. оскорбление

Сфера употребления слова святотатство

Юридический термин Общая лексика Религия Дипломатический термин

Морфологический разбор (часть речи) слова святотатство

Часть речи: существительное Род: средний Число: единственное Одушевленность: неодушевленное Падеж: именительный

Склонение существительного святотатство

Падеж Вопрос Ед.число Мн. число
Именительный (кто, что?) святотатство святотатства
Родительный (кого, чего?) святотатства святотатств
Дательный (кому, чему?) святотатству святотатствам
Винительный (кого, что?) святотатство святотатства
Творительный (кем, чем?) святотатством святотатствами
Предложный (о ком, о чём?) святотатстве святотатствах

Предложения со словом святотатство

Пожалуйста, помогите нашему роботу осознать ошибки. Их пока много, но с вашей помощью их станет гораздо меньше. Вот несколько предложений, которые он сделал.

1. Гнусное святотатство незаметно привело к троянской войне плохо 0 хорошо 0 2. Любое святотатство естественно привело в прекрасного дома плохо 0 хорошо 0 3. Гнусное святотатство угодно случилось с любой темы плохо 0 хорошо 0

Глава восемнадцатая

Начальство действительно «осмелело», выползло и приступило к распорядкам.

Мокрого и едва дышащего Данилку переодели в сухую арестантскую свиту и стали серьезно допрашивать. Он винился, что с голоду и холоду, всеми брошенный и от всех за свое беспутство гонимый, он ходил и скитался, и надумался, наконец, одеться чертом, и так пугал ночами народ и таскал, что откуда попало, продавал жиду и тем питался. Ахилла все это внимательно слушал. Кончился допрос, он все смотрел на Данилку и ни с того ни с сего стал замечать, что Данилка в его глазах то поднимется, то опустится. Ахилла усиленно моргнул глазами, и опять новая притча. Данилка теперь становится то жарко-золотым, то белым серебряным, то огненным, таким, что на него смотреть больно, то совсем стухнет, и нет его, а меж тем он тут. Следить за всеми этими калейдоскопическими превращениями больно до нестерпимости, а закроешь глаза, все еще пестрее и еще хуже режет.

«Фу ты, что это такое!» – подумал себе дьякон и, проведя рукой по лицу, заметил, что ладонь его, двигаясь по коже лица, шуршит и цепляется, будто сукно по фланели. Вот минута забвения, в крови быстро прожгла огневая струя и, стукнув в темя, отуманила память. Дьякон позабыл, зачем он здесь и зачем тут этот Данилка стоит общипанным цыпленком и беззаботно рассказывает, как он пугал людей, как он щечился от них всякою всячиной и как, наконец, нежданно-негаданно попался отцу дьякону.

– Ну, а расскажи же, – спрашивает его опять Захария, – расскажи, братец, как ты это у отца протоиерея вверх ногами по потолку ходил?

– Просто, батюшка, – отвечал Данилка, – я снял сапоги, вздел их голенищами на палочку, да и клал по потолку следочки.

– Ну, отпустите же его теперь, довольно вам его мучить, – неожиданно отозвался, моргая глазами, Ахилла.

На него оглянулись с изумлением.

– Что вы это говорите? как можно отпустить святотатца? – остановил его Грацианский.

– Ну, какой там еще святотатец? Это он с голоду. Ей-богу отпустите! Пусть он домой идет.

Грацианский, не оборачиваясь к Ахилле, заметил, что его заступничество неуместно.

– Отчего же… за бедного человека, который с голоду… апостолы класы восторгали…

– Да что вы это? – строго повернулся протопоп. – Вы социалист, что ли?

– Ну, какой там «социалист»! Святые апостолы, говорю вам, проходя полем, класы исторгали и ели. Вы, разумеется, городские иерейские дети, этого не знаете, а мы, дети дьячковские, в училище, бывало, сами съестное часто воровали. Нет, отпустите его, Христа ради, а то я его все равно вам не дам.

– Что вы, с ума, что ли, сошли? Разве вы смеете!..

Но дьякону эти последние слова показались столь нестерпимо обидными, что он весь побагровел и, схватив на себя свой мокрый подрясник, вскричал:

– А вот я его не дам, да и только! Он мой пленник, и я на него всякое право имею.

С этим дьякон, шатаясь, подошел к Данилке, толкнул его за двери и, взявшись руками за обе притолки, чтобы никого не выпустить вслед за Данилкой, хотел еще что-то сказать, но тотчас же почувствовал, что он растет, ширится, пышет зноем и исчезает. Он на одну минуту закрыл глаза и в ту же минуту повалился без чувств на землю.

Состояние Ахиллы было сладостное состояние забвенья, которым дарит человека горячка. Дьякон слышал слова: «буйство», «акт», «удар», чувствовал, что его трогают, ворочают и поднимают; слышал суету и слезные просьбы вновь изловленного на улице Данилки, но он слышал все это как сквозь сон, и опять рос, опять простирался куда-то в бесконечность, и сладостно пышет и перегорает в огневом недуге. Вот это она, кончина жизни, смерть.

О поступке Ахиллы был составлен надлежащий акт, с которым старый сотоварищ, «старый гевальдигер», Воин Порохонцев, долго мудрил и хитрил, стараясь представить выходку дьякона как можно невиннее и мягче, но тем не менее дело все-таки озаглавилось. «О дерзостном буйстве, произведенном в присутствии старогородского полицейского правления, соборным дьяконом Ахиллою Десницыным».

Ротмистр Порохонцев мог только вычеркнуть слово «дерзостном», а «буйство» Ахиллы сделалось предметом дела, по которому рано или поздно должно было пасть строгое решение.

Каждый день безбожный мир тестирует христиан на твердость духа и верность своим убеждениям. Фильмы «Последнее искушение Христа», «Код да Винчи» и «Последняя гробница Иисуса», концерты каббалистки Мадонны, печально известная панк-выходка в храме Христа Спасителя, визит сатанинской группы «Бегемот» и многое другое. Реалии таковы, что со всем этим приходится сталкиваться чуть ли не каждый день.

Как же реагировать на кощунство? Промолчать в надежде на то, что «само рассосется», что не следует поднимать излишний шум и привлекать внимание к подобным выходкам? В этом случае, действительно, кощунство может пройти незамеченным, а может случиться так, что о нем всё равно станет известно, мы же окажемся предателями веры. Или, наоборот, подключить все доступные связи и средства массовой информации, чтобы открыто противостать кощунникам? В этом случае налицо будет наша борьба, однако и вероятность того, что это создаст дополнительную рекламу безбожникам и их выходкам, также весьма велика. Может быть, есть какой-то третий путь, учитывающий особенности каждого такого случая? Своими мыслями об этой проблеме поделились священники Димитрий Шишкин и Святослав Шевченко, а также диакон Валерий Духанин.

***

Основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки,
а собственные положительные действия

Диакон Валерий Духанин Диакон Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор Николо-Угрешской духовной семинарии:

– Православному человеку всегда больно видеть кощунственные выходки или выпады против Церкви. Ведь всё, что связано с Господом, для нас дорого и сокровенно. Поэтому кощунство – то же самое, как если бы кто-то оскорбил нашу маму. Это одно из самых болевых наших мест. Конечно, очень хочется как-то этому противостоять. Но что мы можем реально сделать? Здесь есть несколько проблем и несколько возможных вариантов.

Во-первых, каждый христианин находится на каком-то конкретном месте, на конкретной работе, погружен в сферу взаимоотношений, где он может четко заявить о своей позиции. Уже миновало время откровенного безбожия, когда люди безнаказанно смеялись над христианскими ценностями, а верующие были вынуждены молчать. Поэтому я считаю, что в случае с известной панк-акцией в храме было принято правильное решение обратиться в суд и добиться соответствующего наказания. Вспомним, что Господь Иисус Христос решительно изгонял из храма тех, кто нарушал святыню храма своим поведением. У нас есть союз православных граждан, который способен выступать с соответствующими заявлениями. Общественное движение способно добиваться многого.

Если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу

Во-вторых, христианин не должен бояться действовать и в одиночку. Допустим, если ты трудишься в СМИ или в структурах власти, то должен предпринимать усилия к противодействию пропаганде греха. Пусть даже за это придется чем-то поплатиться. Ведь если Господь дал тебе какие-то полномочия, то ты обязан использовать это для служения Богу. Иметь возможность повлиять и не повлиять – это уже согрешить. Если ты учитель в школе, офицер армии или врач городской больницы, то и на этих местах возможно свидетельство веры и разумное противостояние кощунствам. Главное здесь – активность и четко, аргументированно высказанная позиция. Если же всё свидетельство веры сводится к сплетням в узком кругу подружек: «Вон посмотрите, что творится», то мало будет от этого толку.

В-третьих, надо бы трезво понимать, что мы не можем исправить вокруг себя всё совершающееся зло. Не надо изводить себя из-за чьего-то безумия. Как говорил об этом святитель Игнатий (Брянчанинов), не покусись остановить тайну беззакония своею немощной рукой. Греховный мир, естественно, пропагандирует грех. Наивно думать, что всё будет чистым и светлым. Грешить всегда было легче, чем освобождаться от греха. А когда человек лишен чувства святыни, ему ничего не стоит посмеяться над святыней, то есть кощунствовать. Но главная беда наша в том, что мы подчас весьма неумело проповедуем добродетель, не умеем передать это чувство святыни окружающим нас людям. То есть надо стараться делать доступное нам и не впадать в уныние от того, что мы не смогли исправить вокруг себя всё.

Мир всегда будет нести свое, а христианин призван нести свое свидетельство – о Христе. Поэтому всё же самым основным оружием христианина должно быть не реагирование на чьи-то нелепые выходки, а собственные положительные действия, проповедь веры доступными средствами, попытки всё более плотного вхождения в современные СМИ и преображение их изнутри. Ведь исконная причина обсуждаемой нами проблемы – невоцерковленность нашего общества. Человек, живущий искренней верой во Христа, не нуждается в товаре развращенных артистов. Когда никто не обращает на шоу внимание, оно теряет свой смысл. Так что это проблема ценностей общества и значения для него веры во Христа.

Стоит помнить, что совершающий кощунство человек вредит не Богу, а самому себе, лишает себя вечной участи со Христом, и в этом смысле кощунник – самый несчастный человек на свете, в какой-то мере он достоин сожаления.

***

«Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием»

Священник Святослав Шевченко Священник Святослав Шевченко, руководитель пресс-службы Благовещенской епархии, клирик Благовещенского кафедрального собора г. Благовещенска:

– Современный мир, действительно, бросает православным христианам вызовы. И здесь важно, на мой взгляд, помнить слова святителя Василия Великого, который недвусмысленно сказал, что кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Такова эволюция греха в поврежденной природе человека. Но по другую сторону от духовной теплохладности находится еще одна крайность – человеконенавистничество, когда верующие готовы даже избивать. Оба пути – тупиковые и никогда не принесут результата.

Наш Спаситель дал нам хороший совет для таких ситуаций: «Итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10: 16). И если попытаться сформулировать рецепт в русле святых отцов, то он будет вот каким: мы должны хорошо продумывать ответные гражданские акции, но планировать их в незлобии и любви к тем, против действий которых протестуем. И тогда всё встанет на свои места.

Можно поучиться этому у Самого Христа в тех евангельских эпизодах, когда Его пытались спровоцировать. Ведь Он не всегда молчал. Но Его ответы всегда были мудры и просты – одновременно. Самый яркий пример: «Иисус, видя лукавство их, сказал: …покажите Мне монету, которою платится подать. Они принесли Ему динарий. И говорит им: чье это изображение и надпись? Говорят Ему: кесаревы. Тогда говорит им: итак отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22: 18–21). По сути Господь провел публичную акцию, в которой поставил провокаторов на место. Более того, Его ответы по большей части адресовались не тем, кто Его вопрошал, а окружающим слушателям.

Как информационщик, я бы посоветовал писать спокойные выверенные посты в блогах и соцсетях, оставлять выдержанные комментарии на форумах. В отстаивании позиции подойдут неоскорбительные демотиваторы, подготовленные видеоролики и другой медийный контент. Православной молодежи можно донести свою точку зрения в каком-нибудь добром творческом флешмобе, красочными плакатами, раздачей флайеров и буклетов. Пригодится, мне кажется, в этом деле и добрый юмор. То есть на антикультуру всегда нужно отвечать культурой. И самое главное: активно пользоваться своими демократическими правами: собирать подписи, составлять обращения в учреждения охраны закона и порядка, выступать с законотворческими инициативами.

***

«Осеним себя крестным знамением и попросим: «Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!”»

Священник Димитрий Шишкин Священник Димитрий Шишкин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в пос. Почтовое Бахчисарайского района (Симферопольская и Крымская епархия):

– Каждое высказывание Священного Писания имеет исключительную силу и глубину… Мы помним пример Павла Препростого, которого одна только фраза из псалма Давидова: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» – вдохновила на великие подвижнические труды. Так вот, в Священном Писании мы читаем: «Начало премудрости – страх Господень» (Притч. 9: 10)… Тут нам придется остановиться, чтобы по возможности яснее понять, о чем идет речь. Страх Господень – это чувство, отличное от повседневного нашего понимания того, что такое страх. В одной из так называемых «светильничных молитв» есть удивительные слова на церковнославянском языке, которые перевести на современный русский язык практически невозможно. Это обращение к Богу, и звучит оно так: «Возвесели сердца наша, во еже боятися имене Твоего Святаго». Совершенно непонятный «обычному» человеку текст. Как же это можно возвеселиться сердцем для того, чтобы испытать страх? А дело всё в том, что страх Господень – это особенное, ни с чем не сравнимое чувство, в котором присутствует и благоговение перед величием Божиим, и благодарность, и радость от осознания того, что Бог жив и что мир существует по Его неизменным законам. И вот когда человек твердо усваивает себе это понимание – жизнь его становится иной, исполненной премудрости, каким бы простым и безыскусным ни был сам человек. Потому что премудрость Божия проявляется в нашей жизни не тогда, когда мы философствуем и рассуждаем о «высоких материях», а тогда, когда поступаем, живем по-Божески, храня чистоту православной веры.

Если человек удаляется от веры, этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был

Но этот закон имеет и обратное действие. Если человек удаляется от веры, не воспринимает со всей серьезностью призыв строить свою жизнь по заповедям Божиим – этот человек попросту глупеет, каким бы умным и образованным он ни был. И глупость эта проявляется, прежде всего, в противлении Богу, и такое противление разрушает жизнь самого человека. А что может быть глупее, чем разрушение собственной жизни? Несомненно, такой человек заслуживает и сострадания, и молитвы о вразумлении, потому что Сам Господь не хочет смерти грешника, «но еже обратитеся ему и жити» (Иез. 18: 32).

Но кроме молитвы существует и дар слова, возможность беседы. Священное Писание предлагает нам говорить с такими людьми, пытаясь их по-доброму вразумить, внушить мысль о необходимости скорейшего примирения с Богом. Но эти увещевания не должны продолжаться до бесконечности. Так, Господь говорит:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18: 15–17).

Обличение от Церкви есть последняя мера, дальше уже должен действовать закон

То есть – обличение от Церкви есть последняя мера, так сказать согласительная, а дальше уже должен действовать закон административный или уголовный, смысл которого (если можно так сказать – карантинный) заключается в том, чтобы здоровое большинство оградить от «больного и заразного» в духовном, нравственном отношении меньшинства. Значение действия закона чрезвычайно важно. Но и сам закон должен соизмеряться с Законом Божиим, а иначе он, напротив, может чумного назвать здоровым, а всех остальных – больными и даже еще обязать их к распространению болезнетворных бактерий, с тем чтобы все поскорее и окончательно стали чумными… Звучит как откровенный бред? Совершенно верно! А разве мы не видим всё чаще в последнее время, что откровенный бред становится нормой и даже нормой, закрепленной законодательно? Происходит это именно по причине пренебрежения Законом Божиим, от неверия и отсутствия страха Божия. Но конец всех таких дел известен – это страдание, отчаяние и погибель, если, конечно, человек не одумается и не покается.

Так что при встрече с любым видом кощунственного безумия первым долгом остановимся и во внешнем, и во внутреннем своем движении, осеним себя неспешно крестным знамением и от всего сердца попросим: «Господи, даруй мне утвердиться во страсе Твоем!» А уж потом, если это возможно, попытаемся объяснить кощунникам, что они разрушают свою жизнь и служат соблазном для других. А если кощунники нас не поймут – призовем на помощь общественность и Церковь, чтобы и она возвысила голос. Ну а если безумцы и Церкви не послушают – пусть закон пресечет их богохульную деятельность ради сохранения от духовной пагубы всех остальных.

СВЯТОТАТСТВО

ВВОДНАЯ СТАТЬЯ

Святотатство – это поругание, оскорбление заветного, святого, того, что считается однозначно одобряемым в обществе. При святотатстве оскорбляется святость как совокупность добродетельных качеств, обретенных человеком в знак благодати. Добродетельные качества человека выражают идею веры, образ идеального человека воплощается в святом. Святотатство – крайняя степень поругания заветных святых истин в конкретной культуре.

К святотатству отрицательно относятся прежде всего мужчины, люди средних лет (25-44 лет), лица со средним образованием, работающие (включая бизнесменов), студенты вузов, люди с высоким уровнем социального самочувствия (те, у кого есть проблемы, но кто их успешно решает).

Поругание церковной святыни, кощунство, богохульство. В переносном смысле — оскорбление чего-либо глубоко чтимого. Имущественное посягательство, направленное на священные или освященные предметы, заключает в себе два момента: корыстную цель, свойственную имущественные посягательствам вообще, и оскорбление религиозного чувства верующих. Отсюда проистекает различие взглядов на святотатство — как на действие, относимое к области религиозных посягательств, и как на разновидность имущественных посягательств, выделяемую по особым свойствам объекта и места совершения преступления. В Русском государстве XV XVIII вв. название особо тяжкого преступления, направленного против церкви. Наказывалось смертной казнью.

Кощунство, богохульство, поругание церковной святыни (первонач. кража церковных вещей; церк.). Оскорбление чего-н. заветного, особенно дорогого, святого. Поругание, оскорбление чего-н. заветного, святого . Хищение церковного имущества, денег.

I. Семантические компоненты содержания ценности святотатство в энциклопедических источниках

Посягательство на священные предметы

· Приступ случился дней через десять после того, как ее обокрали: она была на обычной вторничной лекции в народном университете, и бездомные югославы ― их поймали, а украденного, конечно, не нашли ― разбили окно в ванной, обшарили квартиру, забрали все драгоценности ― и подаренные отцом, и доставшиеся по наследству, то есть совершили святотатство, и никакая страховка тут не врачует.

· «Считаю сверхкощунством поставить памятник так близко к храму Христа Спасителя. Это святотатство», ― пишет Борис Григорьевич Михно. Наши читатели, высказав мнение по поводу памятника Петру и дав оценку всему творчеству скульптора, не останавливаются на этом и много пишут об архитектурном облике столицы в целом, отмечая, что центр Москвы не стоит «украшать» новыми монументами и постройками.

Оскорбление религиозных чувств верующих

· Само по себе такое высказывание, приписывающее антисемитизм Творцу, есть чудовищное святотатство.

· Святотатство было настолько ужасающим, что дело кончилось ничем: мудрый батюшка решил замять дело, дабы неизбежный громкий скандал не опорочил его доброго имени.

Кощунство

· Если под нездешними воителями, основываясь на выражении сила небесная, разуметь ангелов, в позднейшем, то есть в христианском, смысле, то восстание богатырей против них, как страшное святотатство, и наказывается страшной казнью.

· Посягать на жизнь разума и слова в человеке ― значит не только совершать святотатство божьих даров, но посягать на божественную сторону человека, на самый дух божий, пребывающий в человеке, на то, чем человек ― человек, и без чего человек ― не человек!

Нарушение неприкосновенности и достоинства священных мест

· И чтобы даже у тугодума не было сомнений в том, что организуется святотатство, диктор ТВ объявил: «Будем танцевать на самом престижном кладбище страны».

· Ты откидываешь фату с лица, вытаскиваешь пистолет, стреляешь, бежишь к выходу в развевающемся подвенечном платье, надо, кстати, его продать, больше, видимо, не понадобится, (флердоранж падает на пол), ― и порог не можешь переступить, потому что это, видимо, святотатство, в церкви людей убивать, особенно за деньги.

Осквернение святыни

· Кощунство и святотатство, издревле воспринимаемые нашим народом как наитягчайшие грехи, были превращены коммунистами в обыденную работу «для пользы дела».

· Из-под Москвы. Покушение на святотатство 15 мая, в шестом часу вечера, проживающие в Сергиевом посаде крестьяне Постнов и Скорняков проникли в Успенский собор Троицко-Сергиевой Лавры, где решили обломать серебряные украшения с ценного подсвечника около амвона.

II. Семантические компоненты содержания ценности святотатство в лексикографических источниках

Поругание

· В них он осмеивал святыни верхнего мира, и главное его святотатство было в том, что он оплевывал мумию главного фараона, а заодно высмеивал и его самого.

· Ящик с Ицковым ставят на курган, и оканчивают отпевание ― бессознательное святотатство ― и возвращаются домой.

Оскорбление религиозных чувств верующих

· По радио и телевидению вы не услышите русской песни, не увидите сцены из русского спектакля, не увидите чтеца, читающего отрывки из замечательной русской классики, проповедующей добро, святость, служение Отечеству Вместо этого на народ выливают ядовитые разноцветные помои современной развлекательной буржуазной культуры, в недрах которой лежат зло, насилие, секс, равнодушие к святыням, святотатство.

· ― Ты, как потом, покрыт преступлением (tu sues le crime)», и затем перечислял преступления: Бомарше продал себя министрам, он враг свободы печати и прав народа, словом, человек, само существование которого ― святотатство…

Кощунство

· Временами ему уже казалось, что он совершает святотатство, в последние минуты жизни Жюля Мартэна думая не о нем, а о каком-то опыте…

· Это святотатство ― клясться именем Бога по пустякам.

При сопоставительном анализе семантических компонентов содержания ценности святотатство, представленных в энциклопедических и лексикографических источниках, становится очевидным, что значение данной ценности, во-первых, более детально репрезентировано в энциклопедических источниках, а, во-вторых, некоторые компоненты ее значения совпадают в энциклопедических и лексикографических источниках (оскорбление религиозных чувств верующих, кощунство), в-третьих, что данная ценность в сознании носителей русской культуры ассоциируется с поруганием, оскорблением чего-л. святого, кощунством.

Семантические компоненты содержания ценности святотатство в энциклопедических источниках

Семантические компоненты содержания ценности святотатство в лексикографических источниках

поругание

оскорбление религиозных чувств верующих

оскорбление религиозных чувств верующих

кощунство

кощунство

посягательство на священные предметы

нарушение неприкосновенности и достоинства священных мест

осквернение святыни

III. Компоненты содержания ценности святотатство в ассоциативном словаре

· Речевые синонимы и антонимы:

богохульство 17; оскорбление 13; надругательство 5; осквернение 4; кощунство 2; насмехательство 2; насмешливое 2.

· То, над чем совершается святотатство (предметы религиозного почитания):

бог 11; вера 10; религия 9; крест 6; святыня 4; икона 3; иконы 3; святое 2; святой 2.

· Религиозный аспект:

· Личностные характеристики:

ложь 4; невежество 4; бездушие 3; свобода 3; аморальность 2; беспринципность 2; глупость 2; грубость 2; дерзость 2; жестокость 2; лицемерие 2; невежа 2; невоспитанность 2.

· Отношение к святотатству и его оценка:

грех 16; неуважение 4; провокация 4; нарушение 3; безобразие 2; выбор 2; глупое отношение к Богу 2; зло 2; мракобесие 2; наказание 2; неоправданность 2; предательство 2; шутка 2.

· Место, где происходит святотатство:

церковь 27; храм 12; храмы 2.

евреи 2; поляки 2.

· Известные личности, совершившие святотатство:

Pussy Riot 2; Толоконникова 2;

· Предмет, которым совершается святотатство:

нож 2.

· Реакции, выражающие личностные смыслы испытуемых:

бледность 2; застой 2; кровь 2; максимализм 2; самозванец 2; самосуд 2.

IV. Семантические компоненты содержания ценности святотатство в паремиологическом фонде русского языка

· Невежество

У бога и без нас дел много.

Нужно рассчитывать не на бога, а на свои силы.

Без бога — шире дорога.

Неверие в бога дает больше возможностей.

· Агрессия

Взял бы боженьку за ноженьку, да и об пол.

Пословица, выражающая негативное и даже агрессивное отношение к религии.

· Оскорбление

Бог с бедного последнее сдирает да богатого одевает.

Пословица, выражающая негативное отношение к религии

· Богохульство

Деньга попа купит и бога обманет.

Деньги важнее, чем религиозность.

· Неуважение

Святой боже пахать не поможет.

Нужно рассчитывать не на бога, а на свои силы.

· Насмехательство

Богу пятак, да в кабак четвертак.

На алкоголь человек тратит больше денег и времени, чем на религиозные обряды.

· Отношение к Богу

В тревогу — и мы к богу, а по тревоге — забыли о боге.

Ироничная пословица о том, что к богу прибегают только в случае проблем.

Господи, господи! Убей того до смерти, кто лучше нашего живет (или: у кого денег много да жена хороша).

Ироничная пословица о том, что к богу прибегают с греховными просьбами.

На бога надейся, а сам не плошай.

Бог-то бог, да и сам не будь плох.

Нужно рассчитывать не на бога, а на свои силы.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *