«Святой Вацлав, князь земли чешской», — этими словами начинается самый прославленный старочешский гимн, Святовацлавский Хорал, возникший в 13-м веке. Во времена гуситов Святовацлавский Хорал был дополнен следующей строфой: «Наследник чешской земли, вспомни о своем народе, не дай погибнуть нам и нашим потомкам»… Кем же исторически являлся этот легендарный «князь земли чешской»? Об этом мы расскажем Вам в нашей сегодняшней передаче вместе с протопресвитером кафедрального собора Кирилла и Мефодия, отцом-настоятелем Ярославом Шуварским и заведующим туротдела Пражского Града, доктором исторических наук Франтишеком Кадлецем.

Исторических данных о св. Вацлаве сохранилось немного. Совсем недавно некоторые ученые даже пытались доказать, что князь Вацлав никогда не существовал. Распространению данного мнения еще в большей мере способствовало причисление его к лику святых.

О святом Вацлаве рассказывает господин Кадлец:

— Святой Вацлав или, скорее, Князь Вацлав, является одним из самых известных представителей чешской правящей династии Пржемысловичей. Жил он в начале 10-го века, во время самостоятельного развития и расцвета Чешского государства, и надо сказать, что он сыграл очень важную роль в том, как он укреплял самостоятельное государство чешское.

Ныне существует намного больше церковных текстов и легенд о святом Вацлаве, чем достоверных исторических источников. О его судьбе упоминается на старославянском и латинском языках в так называемых «старовацлавских легендах»… Интересно то, что культ св. Вацлава, или святого Вячеслава, был известен и на Руси. Вот что говорит об этом отец Ярослав Шуварски:

— Христианство было на великой Моравии и в Чехии на сто лет раньше, чем была крещена Русь. Само собой, что и ученики, можно сказать, Кирилла и Мефодия могли появиться и на Киевской Руси.

Судьба князя Вацлава тесно связана с исторической ролью его семьи. Выдающейся личностью был дед святого Вацлава – Борживой. Князь Борживой, первый Пржемыслович, о котором существуют исторические доказательства, правил во второй половине 9-го века. Он был первым чешским князем, который принял христианство. Согласно легенде, произошло это при довольно бурных обстоятельствах.

Государство Пржемысловичей граничило тогда с выдающейся державой – Великой Моравией, и было, по всей вероятности, ей подчинено. Ее правитель, князь Святоплук, уже будучи христианином, пригласил Борживоя к себе в гости. Однако чешского князя и его дружину он приветствовал несколько странным образом, приказав угощение для них подать не на стол, а как собакам, на пол. Удивление князя Борживоя превысило его гнев, и он спросил о причинах этого оскорбления. В ответ на это Святоплук сказал ему, что христианский князь не может сидеть за одним столом с язычником. Князь Борживой ознакомился с основными принципами христианства, и вместе со своей женой, княгиней Людмилой, бабушкой святого Вацлава, принял крещение от епископа Мефодия, находящегося в то время на территории Великой Моравии… С исторической точки зрения, речь идет не больше, чем о легенде. Однако, в ней отражено, насколько языческий мир уступал миру христианскому.

У князя Борживоя было шестеро детей, но в историю вошли лишь двое сыновей – Спытигнев и Вратислав. Оба они побывали на княжеском престоле. Младший Вратислав, отец св. Вацлава, женился на княгине Драгомире, происходившей из славянского рода Стодоранов. По традиции, ее считали язычницей, однако, некоторые историки от такого изложения отказываются. Христианский князь вряд ли бы женился на язычнице. Но литературные обработки нередко противоречат действительности. В каждом случае Драгомира была в весьма враждебных отношениях со своей свекровью Людмилой, усердной христианкой. Но причиной их раздоров скорее был вопрос, кто будет править чешским государством.

Князь Вратислав умер довольно молодым, историки считают, что ему было около 35 лет. Его сын, Вацлав, был еще слишком мал, чтобы управлять государством. Власть сосредоточила в своих руках княгиня Людмила, известная своим энергичным характером. Она же взяла на себя воспитание внука. Мать князя Вацлава, Драгомира, оказалась не у дел. Историки не вполне уверены в том, что именно она приказала убить княгиню Людмилу. Они даже высказывают мнения, что княгиня Людмила добровольно удалилась в принадлежащую ей крепость Тетин, чтобы уступить невестке. В каждом случае, княгиня Людмила была задушена двумя убийцами собственной вуалью. Историки утверждают, что впоследствии князь Вацлав нередко ссорился со своей матерью, и даже временно сослал ее в крепость Будеч. Однако, легенда говорит о том, что после организованного ею преступления княгиня Драгомира провалилась вместе со своим экипажем сквозь землю перед градчанской «Лореттой» неподалеку от Пражского града.

Молодой князь Вацлав вырос в крепости Будеч, где он воспитывался в духе христианства и готовился к тому, чтобы править государством. Историки предполагают, что к моменту вступления на княжеский престол ему было около 18 лет. Князь отличался необыкновенным благочестием, в тоже время государством он правил разумно и со всей ответственностью. Период правления князя Вацлава был временем значительного расцвета чешского государства. В то же время, о нем упоминается как об усердном христианине, который освобождал заключенных, подавал милостыню бедным и утешал больных.

С личностью князя Вацлава связано одно историческое событие, которое до сих пор ученые полностью не растолковали. В тоже время, оно является наиболее важным за время его правления. События эти происходили около 929 года. Из единственной сохранившейся и частично искаженной записи следует, что по неизвестным причинам чешский князь сразился с немецким королем Генрихом Первым по прозвищу «Птицелов». Вацлав завоевал мощи святого Вита для пражской церкви, но при этом попал в зависимость от немецкого короля, которому должен был платить ежегодно дань – 120 волов и 500 гривен серебра. Возникает вопрос: был ли князь побежден?

Историки до сих пор не знают точного ответа… Однако младший брат князя, Болеслав, воспринял положение вассала немецкого королевства в качестве позора для чешского государства. И он решил отомстить Вацлаву за его нерешительность. Чтобы его убить, он пригласил своего брата на инсценированные крестины новорожденного сына. Непонятно, почему князь Вацлав не догадался о том, что это — ловушка. Намек на нее содержался уже в имени мнимого племянника – «Страхквас». Тем не менее, князь Вацлав приехал в город Стара Болеслав, находящийся приблизительно в 20 километрах от Праги. После пира Болеслав набросился на него с ножем. Князь Вацлав оказался сильнее, и легко одержал верх над Болеславом. Будучи искренним христианином, он не смог убить собственного брата, а лишь оттолкнул его и хотел спрятаться в церкви. Однако у самых ворот его настигли двое убийц. Они прокололи князя Вацлава копьем в тот момент, когда он схватился за дверную ручку.

В наше время не существует единой точки зрения на то, когда был убит святой Вацлав. В 1929-ом году чехи пышно отметили тысячелетие смерти святого Вацлава, поскольку в то время историки придерживались мнения, что князь был убит 28-го сентября 929 года. Однако сегодня более вероятным годом его смерти считается 935-й год, поскольку из записей немецкого летописца Видукинда следует, что в 929 году чешский князь Вацлав только-только стал вассалом Генриха Птицелова.

Настоящая популярность и уважение ожидали князя Вацлава посмертно. Его похороны были великолепны. Тело Вацлава торжественно перевезли в Прагу и похоронили в

склепе собора святого Вита. На каждом месте по дороге из Старой Болеслави в Прагу, на котором похоронная процессия останавливалась, чтобы отдохнуть, построили немного спустя по часовне. Большинство из них сохранилось до наших дней, и их можно видеть по дороге в город Стара Болеслав, который расположен приблизительно в 20 км от Праги.

Вскоре после смерти князь Вацлав был провозглашен «Мартыром». Это греческое слово обозначает человека, который своей собственной пролитой кровью присягает на правдивость учения Иисуса Христа. Главной причиной убийства церковь назвала благочестие Вацлава, c которым не смог смириться его брат Болеслав. Церковые летописцы позабыли, очевидно, что и младший брат был христианином, и что убийство, скорее всего, имело политические причины. Кроме того, окончательно князя Вацлава провозгласили мучеником лишь полвека спустя. Чешской церкви тогда был нужен чешский святой, чудотворец, который одновременно был бы связан с правящей династией. В 972 – 975 гг. в Праге было основано епископство, и для этого такой святой был необходим. Ведь кому-то ведь надо ходатайствовать в небе о чешском народе перед Богом. Выбор пал на Пржемысловича. Его потомкам это обеспечило власть, освященную «божьей милостью».

С другой точки зрения, покорностью и безропотностью святого Вацлава часто злоупотреблялось. То, что Вацлав покорно платил Генриху Птицелову налог 120 волов и 500 гривен серебра часто воспринимали как символ пораженчества под прикрытем христианской покорности. Святовацлавскую традицию нередко ставили в противовес традиции гуситской, которая представляла собой символ воинственного сопротивления. Однако, и ее нельзя было полностью назвать положительной, поскольку гуситы совершили много насилия. Самым отвратительным образом святовацлавской традицией злоупотребили немецкие оккупанты во время Второй мировой войны. Святого Вацлава они провозгласили символом немецких претензий на чешский престол. Ими был даже создан особый орден «Святовацлавской орлицы», которым они награждали чешских предателей и коллаборационистов. Кажется, что только в наши дни может удастся дать Святовацлавской традиции такую оценку, которая ей действительно соответствует.

Сегодня можно воспринимать святого Вацлава как символ чешского патриотизма и национального самосознания. Историки уверяют, что традиционное растолкование таинственной битвы 929-го года не полностью соответствует истине. Святой Вацлав сразился с немецким королем еще несколько раз, и согласно другой легенде, немецкий король, который перед битвой увидел Вацлава во главе чешской армии, сошел с коня и покорился ему. Когда Вацлав удивился, почему он сдается без боя, немецкий король ответил: «Разве я могу с тобой сражаться, если за твоей спиной стоят два ангела в таких пышных доспехах?» Как ни странно, ни один чешский воин ничего такого тогда не заметил».

Так или иначе, культ св. Вацлава жив до сих пор. И о том, как культ св. Вацлава повлиял на то, что День чешской государственности приходится именно на годовщину, связанную с его именем — 28-е сентября, мы попросили рассказать заведующего туротдела управления Пражского Града, господина Франтишека Кадлеца:

конная статуя св. Вацлава на Вацлавской площади Праги, фото: Ales Tosovsky, CC BY-SA 3.0

Его изображают не только в рыцарском облачении, но и с бочкой винограда, поскольку он делал вино для причастия, а для просфор своими руками сеял хлеб. Он воевал с первым королем Германии Генрихом Птицеловом и от него же получил первые мощи святого Вита, над которыми позже вырос главный храм страны. Любой чех знает основные вехи жития святого Вацлава – образцовый христианин и миролюбивый владыка, злодейски убитый на ступенях храма по приказу брата, превратился в небесного покровителя Чехии и защитника народа, на помощь которому придет в трудную минуту с рыцарями, спящими в недрах горы Бланик.

Ежегодно 28 сентября по городу Стара Болеслав торжественно движется длинная процессия, во главе которой священник несет череп князя из династии Пржемысловичей, чья кровь пролилась здесь в 935 году.

Пролитая княжеская кровь, скрепившая государственный фундамент

св. Вацлав и св. Людмила на богослужении, Ф. Ткадлик, из собрания Национальной галереи Ключевыми событиями в создании чешской государственности стали убийства двух святых – Людмилы, приходившейся Вацлаву бабкой, и самого князя. Удушить ненавистную свекровь приказала мать Вацлава Драгомира, которую часто называют язычницей. При этом ее старший сын, воспитанной бабушкой, остался верен христианству.

Почему же именно князь Вацлав, самостоятельно правивший всего около десяти лет и не доживший и до тридцати, стал символом чешской государственности? На этот вопрос отвечает специалист по истории средних веков, сотрудник Института истории Академии наук Эва Долежалова:»Вацлав относится к первым Пржемысловичам – это третье известное нам поколение князей – и именно его имя связывают с переходом чешского общества к христианству, под эгидой которого был объединен чешский народ, – в духе этой идеологии было затем создано государство Пржемысловичей».

День гибели Вацлава не вызывает у историков сомнений – 28 сентября было зафиксировано для поминовения в календаре. А вот годом смерти ранее считался 929 – именно в 1929 году в независимой Чехословакии торжественно отмечалось тысячелетие мученической смерти князя. К этой годовщине также завершили строительство храма святого Вита в Пражском Граде, полное название которого – кафедральный собор святых Вита, Вацлава и Войтеха.

Молодой лидер

св. Вацлав и св. Людмила, витраж в храме свв. Кирилла и Мефодия в Оломоуце, фото: Michal Maňas, CC BY 3.0 Предположительной датой рождения Вацлава считается 907 год, хотя и здесь уверенности нет. Какой была Чехия в Х веке? «Вацлав появился на свет в эпоху, когда формировалось протогосударство – первоначальное княжество Пржемысловичей. Их доминион распространялся только на Центральную Чехию, то есть тут нельзя говорить о какой-то крупной стабильной державе или единой династии. Наоборот, на этой территории властвовали и другие князья, которые мерились силами с Пржемысловичами. С другой стороны, Вацлав родился в семье, которая уже приняла христианство, – его дедом и бабкой были Борживой и будущая святая Людмила. Они стремились, если так можно выразиться, сделать христианство, государственной религией. И Вацлав принял и продолжил эту традицию», – рассказывает историк.

Считается, что Вацлав был хорошо образован – читал и писал по-латыни, что тогда было большой редкостью. При этом он был человеком своего времени – князем, который должен был вести себя достаточно жестко, а не только читать Библию. У него как правителя должна была быть жена, а некоторые источники сообщают о сыне от наложницы. Однако сквозь толщу веков рассмотреть точные детали биографии будущего святого почти невозможно.

Когда Вацлав вступил в княжеские права, ему было около четырнадцати лет – этот возраст в ту эпоху считался совершеннолетием, достаточным для принятия власти, – хотя, разумеется, у юноши были многочисленные советники, и до шестнадцатилетнего возраста он не выносил единоличных решений.

«Вацлаву приходилось нелегко, поскольку он вступает на престол после регентства своей матери, конфликтовавшей со свекровью, что закончилось убийством святой Людмилы. С христианством дело тоже обстояло непросто – еще звучало эхо Великоморавской миссии святых Кирилла и Мефодия, но в Чехию уже проникали миссионеры из германоязычных регионов, из Регенсбурга и Пассау. Кроме того, Вацлаву приходилось доказывать свои права на княжеский престол и мериться силами с немецкими владыками, чье положение было гораздо устойчивее. Очевидно, что германцы хотели продвигаться на восток, захватывая земли, заселенные на тот момент славянами. Это была проблема, которую Вацлаву приходилось решать, и самый крупный конфликт произошел в 929 году», – рассказывает историк.

В этот год первый король Германии Генрих Птицелов и герцог Баварии Арнульф вторглись в Чешские земли и осадили Прагу. Вацлав был вынужден сдаться и возобновить выплату германцам дани.

Между религией и политикой

Убийство св. Вацлава (миниатюра из манускрипта Гумпольдовой легенды, открытый источник) Однако вернемся к канонической легенде о гибели князя. Вацлав отправился в замок брата Болеслава – сейчас это город Стара Болеслав, расположенный прямо на границе Праги – на крестины сына, который вошел в историю под именем Страхквас, и на празднование дня святых Космы и Дамиана.

28 сентября Вацлав собрался к заутрене. Встретив брата, он расцеловал его и вновь поблагодарил за приглашение на торжество. В этот момент Болеслав коварно выхватил меч и нанес старшему брату ранение в голову. Однако более сильный Вацлав сумел голой рукой отвести оружие, повалил брата наземь и, не желая проливать его крови, бросился к храму. Одержимый дьяволом священник закрыл двери, а приспешники Болеслава догнали и убили Вацлава, а потом якобы даже расчленили его тело. Дверное кольцо, обагренное княжеской кровью, стало впоследствии одним из священных предметов святовацловского культа.

Историк Эва Долежалова считает, что в действительности все было куда прозаичнее, и Вацлав не принес себя в жертву – просто политические разногласия братьев, которые оба были яркими лидерами, оказались слишком острыми. Возможно, Болеслав считал, что Вацлав должен был биться с Генрихом Птицеловом до последнего. Спор привел к тому, что зазвенели мечи.

храм св. Вацлава в г. Стара Болеслав на месте церкви Космы и Дамиана, где по преданию был убит князь Вацлав, фото: Милош Турек «Вероятно, после празднования дня Космы и Дамиана между братьями вспыхнула ссора, и стычка их дружин переросла в вооруженное столкновение, во время которого жизнь князя Болеслава оказалась под угрозой, и ему на помощь пришли его телохранители. В этой схватке князь Вацлав и был убит», – полагает специалист по истории средневековья.

Можно сказать, что ключевым событием жизни князя стала именно его мученическая смерть – княжеским и королевским фамилиям требовались собственные святые. Над могилой святого Вацлава начали происходить чудеса – слепые прозревали, парализованные начинали ходить. Князь превратился в покровителя невинно осужденных – тот, кто ему молился, волшебным образом выходил из узилища на свободу.

«Сразу после смерти брат переносит останки Вацлава в Прагу, появляется его почитание, зарождается культ, однако постепенно начинает формироваться что-то еще более значимое – фигура князя Вацлава как вечного правителя Чешских земель – того, кто охраняет чешское государство и управляет им, фактически, по сей день. Примерно с середины XII века святого Вацлава именно так и воспринимают – того, кто позволяет королю править. Интересно, что все правители это принимали и пытались оказаться ближе к святому Вацлаву», – считает Эва Долежалова.

Небесный хозяин Святовацлавской короны

череп св. Вацлава, увенчанный Святовацлавской короной, фото: ЧТ24 Большую роль в укреплении святовацлавской традиции сыграл Карл IV. В 1346 году он получил от Папы Клемента VI специальную грамоту на изготовление новой чешской короны, которую посвящает святому Вацлаву. «Создаются наши знаменитые святовацлавкие коронационные регалии и Святовацлавская корона. Эта корона не принадлежит ни Чешскому государству, ни королю, а только небесному покровителю страны – князю Вацлаву», – объясняет историк.

Во время религиозных и государственных торжеств корону возлагали на череп князя, который выставляли в соборе святого Вита. Вплоть до середины XIX столетия ею короновалось большинство чешских монархов – помимо Карла IV, двадцать один король и семнадцать королев.

Чешские коронационные регалии, фото: Филип Яндоурек, Чешское радио Существует поверье, что человек, надевший корону, не имея на то права, умирает в течение года. Говорят, что в 1941 году ее «примерил» нацистский наместник Гейдрих и вскоре был убит в результате покушения. Документальных доказательств этого эпизода, впрочем, не обнаружено…

Святого Вацлава высоко чтили литовские Ягеллоны, а Габсбурги называют себя «Familia sancti Vencezlai», то есть семья святого Вацлава. Вообще, практически все правящие династии Чехии считали князя своим небесным покровителем. Русской православной церковью святой Вацлав почитается как благоверный Вячеслав Чешский.

В Чехии нет никого, кто мог бы сравниться с князем Вацлавом, уверена историк Эва Долежалова: «Вацлав является самым значимым в иерархии чешских святых и первым святым, принадлежащим к местной княжеской династии, – Людмила была признана святой позже, уже после того как культ Вацлава утвердился. А поскольку он – «Вечный князь», то он и повелитель Чешских земель, и самая значимая фигура всей чешской истории».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *