Римский воин Христофор, замученный за веру в III веке, имел особую внешность: впервые увидев его, некоторые кричали от ужаса. На древних иконах его изображали с головой собаки или с лицом, как у лошади. Почему?

Есть греческое предание: от рождения мальчик был удивительно красив и, повзрослев, понял, что с такой внешностью сохранить целомудрие не удастся. Чтобы избежать греха, он стал молиться: «Боже, изуродуй моё лицо!» И Господь сделал так, что даже римский император при виде своего воина свалился с трона и потерял сознание. А потом приказал Христофору отречься от Христа. Воин не послушался. Его долго мучили, а потом казнили.

Христофора почитали как святого и католики, и православные. Его образ традиционно писали с «пёсьей главой», это никого не смущало. Но в эпоху Просвещения возникли сомнения. Выяснилось, что кинокефалов, то есть людей с головой собаки, в природе не существует. Философы-гуманисты называли средневековые представления плодом фантазии. Церковному начальству предстояло решить, как быть с обликом святого.

Появилась ещё одна версия: якобы Христофор в юности отличался особой свирепостью. То есть был словно зверь, что и нашло отражение в иконографии. А уверовав в Христа, преобразился. Но тогда возникал другой вопрос: почему же на иконах святой таков, каким был ещё до крещения? В итоге Христофора стали изображать с обычным человеческим лицом. Поначалу это вызвало недовольство верующих. Прихожанам не хотелось менять привычный образ. История о прекрасном юноше, не пожалевшем своей красоты ради сохранения целомудрия, очень нравилась. Без своего уродства мученик Христофор не вызывал прежних эмоций.

Поэтому категорического запрета на «пёсью главу» в Русской церкви не было. Но с середины XVIII века образ Христофора менялся. В храмах при ремонте замазывали фрески с лицом животного и поверх писали героический лик. Старые иконы переносили подальше, туда, где хранили облачения. Делалось это постепенно и не повлияло на почитание мученика. До сих пор Христофору молятся о помощи в трудных ситуациях, когда нужно проявить мужество и силу духа.

Анубис – древнеегипетский бог, связанный с кладбищами, могилами, мумификацией умерших. Он сопровождает покойников в загробный мир и определяет их посмертную участь, взвешивая сердца во время суда Осириса.

(Если вам нужны сжатые сведения по этой теме, прочтите статью Бог Анубис – кратко.)

Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых

Имя

«Анубис» – греческое произношение египетского имени этого бога. В период Древнего царства (с 2686 г. до н.э. с 2181 г. до н..) его имя передавалось как сочетание звуков inpw, за которым следовал иероглиф «шакала» над знаком htp (хотеп – букв. «мир ему»).

Однако в конце Древнего царства появилась новая форма записи этого имени – оканчиваемая знаком «шакала на высокой подставке». Она и осталась обычной в дальнейшем.

Бог Анубис

Автор изображения

Аккадская (месопотамская) буквенная транскрипции (в письмах Амарны) предавала имя Анубиса как «Анапа».

Читайте также статьи Боги Древнего Египта – список и описание и Религия древнего Египта

История культа

В начале династического периода египетской истории (ок. 3100 – ок. 2686 г. до Р. Х.), Анубис изображался целиком как животное, имея не только «шакалью» голову, но и такое же тело. «Бог-Шакал» (вероятно, Анубис) упоминается в надписях на камне времён царствований Хор-Аха, Джера и других фараонов первой династии. В додинастический период, когда египтяне хоронили мертвых в неглубоких могилах, шакалы и дикие собаки тесно ассоциировались с кладбищами, ибо эти падальщики вырывали тела умерших и ели их мясо.

Самый древнее из известных текстовых упоминаний имени «Анубис» встречается в Текстах пирамид эпохи Древнего царства (ок. 2686 – ок. 2181 г. до Р. Х.), в связи с погребением фараонов.

В период Древнего Царства, Анубис был самым важным из богов мертвых. Но во время Среднего царства (2000-1700 до Р. Х.) его оттеснил на второй план Осирис. В римскую эпоху (с 30 г. до н. э.) надгробные картины изображали Анубиса держащим мертвецов за руку и ведущим их к Осирису.

Сведения о «семейном происхождении» Анубиса также меняются в зависимости от времени и источников. В ранней египетской мифологии, он признавался сыном Ра. В Текстах саркофагов, написанных в Первый переходный период (с. 2181-2055 до Р. Х.), Анубис является сыном либо богини-коровы Хесат, либо кошачьеголовой богини Бастет. Еще одна традиция изображает сыном богини Нефтиды. Грек Плутарх (ок. 40-120 н. э.) утверждал, что Анубис считался незаконнорожденным сыном Нефтиды и Осириса, которого усыновила жена Осириса, Исида:

…Когда Исида узнал, что Осирис имел любовную связь с её сестрой Нефтидой, перепутав ту с нею самой, и когда она увидела доказательство этого в виде гирлянды клевера, оставленной им Нефтиде – она стала искать ребенка, от которого Нефтида отказались сразу после его рождения из опасения своего мужа Сета. Когда Исида после многих трудностей нашла ребенка с помощью собак, она взяла его, и он стал ее стражем и союзником, получив имя Анубиса…

Некоторые видят в этом рассказе «попытку включить независимого бога Анубиса в пантеон Осириса». Египетский папирус периода римского владычества (30-380 гг. н. э.) называет Анубиса «сыном Исиды».

В период Птолемеев (320-30 до н. э.), когда на престоле Египта утвердились фараоны-греки, Анубис был объединен с греческим богом Гермесом под именем Германубиса. У этих богов было то общее, что оба они сопровождали души умерших в загробный мир. Центром культа Германубиса был Кинополь (по-гречески – «город собак»). В «Золотом осле» Апулея (книга XI), есть свидетельство, что поклонение этому богу продолжалось в Риме по крайней мере до II века нашей эры. Позже Германубис фигурировал в алхимической и «герметической» литературе Средних веков и эпохи Возрождения.

Хотя греки и римляне обычно считали египетских богов с головами животных странными и примитивными, Анубис иногда ассоциировался у них с «собачьей звездой» Сириус на небесах, а также с Цербером и богом подземного царства Аидом. В диалогах Платона Сократ часто клянётся «собакой», «египетской собакой» и «собачьим богом египтян», как для выразительности, так и с целью обращения к Анубису как арбитру истины в подземном мире.

Религиозные функции

Защитник могил

Анубис был защитником могил и кладбищ. В египетских текстах к его имени прилагается несколько эпитетов, указывающих на эту роль. Один из них – «Хентиментиу» («первый из западных», «владыка обитателей Запада»). Смысл этого имени объясняется тем, что мертвых обычно погребали на западном берегу Нила. Другие эпитеты: «Сидящий на своей горе» (тепу-джу-эф) – неусыпный страж наверху могилы; «Владыка священной земли» (неб-та-джесер) – бог пустынного некрополя.

На большинстве древнеегипетских гробниц были высечены молитвы Анубису.

Бальзамировщик

Эпитет «Тот, кто находится в месте бальзамирования» отражает связь Анубиса с процессом мумификации. Этого бога называли также «Тот, кто председательствует над павильоном бога» (ханти-ше-неджер). Слово «павильон» могло относиться к любому месту, где проводилось бальзамирование, но в особенности – к погребальной камере фараона.

В мифе об Осирисе Анубис помогает Исиде бальзамировать Осириса. Здесь упоминается, что после убийства Осириса богом Сетом органы Осириса были подарены Анубису. Иллюстрации из Книги Мертвых часто изображают жреца в волчьей маске, который во время обрядов мумификации поддерживает вертикально вытянутое тело умершего.

Бог Анубис совершает ритуал «отверзания уст» мумии скульптора Нахтамона. Роспись из фиванской гробницы № 335 (эпоха Рамессидов)

Папирус Jumilhac излагает ещё один миф – о том, как Анубис защищал труп Осириса от Сета. Сет пытался разорвать тело Осириса, превратившись в леопарда. Но Анубис остановил и усмирил Сета, заклеймив его горячим железным прутом. Затем Анубис содрал с Сета кожу и носил её как предупреждение злодеям, оскверняющим могилы умерших. Священники, посещавшие покойников, в знак победы над Анубиса над Сетом носили шкуру леопарда. Легендой о клеймении Анубисом Сета древние египтяне объясняли наличие у леопарда пятен.

Поводырь душ

К концу эпохи фараонов (664-332 до н. э.) Анубиса часто изображали в виде поводыря умерших из мира живых в загробную жизнь. Хотя ту же роль иногда присваивали коровьеголовой богине Хатхор, Анубису она принадлежала чаще. За это греческие писатели именовали Анубиса психопомпом – «проводником душ». Греки прилагали то же прозвище к своему богу Гермесу, который в их религии отводил души покойников в царство Аида. Погребальное искусство того периода представляет Анубиса ведущим мужчин и женщин на суд Осириса.

Взвешивание сердца

Анубис именовался также «Стражем весов». По рассказу Книги Мертвых, во время суда Осириса Анубис определяет, достоин ли человек войти загробное царство (египетский подземный мир, Дуат). Анубис кладёт на одну чашу весов царства мёртвых сердце покойного, а на другую помещается богиня правды Маат в виде страусового пера. Душу, которая окажется тяжелее пера, немедленно пожирает страшное чудовище Амат (гиппопотам женского пола, с гривой и головой крокодила и львиными лапами). Душа, которая весит легче пера, вознесётся к небесному существованию.

Образ в искусстве

Анубис был одним из наиболее часто представляемых богов в древнеегипетском искусстве. В начале династического периода, он изображался в чисто животной форме ­– обычно чёрным волком. Характерный для Анубиса черный цвет не совпадал с истинной волчьей окраской. Он имел несколько символических значений. Сначала этот цвет символизировал обесцвечивание трупа после натирания его содой и смолистым веществом во время мумификации. Будучи также цветом плодородного нильского ила, чернота связывалась в глазах египтян с плодородием и возможностью посмертного возрождения.

Позже, в эпоху Среднего царства, Анубиса чаще представляли человеком с волчьей головой. Крайне редкое его изображение в полностью человеческой форме найдено в гробнице Рамсеса II (город Абидос).

Анубис часто изображается с лентой вокруг тела и держащим «цеп» (нехаха) на сгибе руки. Ещё одним атрибутом Анубиса был имиут – фетиш, сделанный из шкуры обезглавленного животного.

В погребальном искусстве Анубис изображался либо присутствующим при мумификации тела, либо сидящим, как защитник, сверху гробницы. На крышках гробниц эпохи Нового царства Анубис часто сидит поверх изображения девяти луков, что олицетворяет его господство над врагами Египта.

Для использования в других целях, см Сент-Кристофер (значения) .

Святой Кристофер

Святой Христофор, несущий младенца Христа , Иероним Босх (ок. 1485 г.)

Мученик

Родился

неизвестен
Ханаан (западные счета) или Мармарика (восточные счета)

Умер

c. 251
Малая Азия

Почитается в

Праздник

  • 25 июля ( Латинская церковь )
  • 9 мая ( Восточные церкви )
  • 2 Пармути ( Коптская церковь )

Атрибуты

дерево, ветка, как великан или людоед , несущий Иисуса, копье, щит, как человек с собачьей головой

Покровительство

легкая атлетика , холостяки , транспорт (водители, моряки и т. д.), путешествия (особенно для длительных путешествий), серфинг , штормы , Брансуик , остров Святого Христофора ( Сент-Китс ), остров Раб , Вильнюс , эпилепсия , садовники, зубная боль

Святой Христофор ( греч . Ἅγιος Χριστόφορος , Ágios Christóforos ) почитается несколькими христианскими конфессиями как мученик, убитый во время правления римского императора Деция III века (годы правления 249–251) или римского императора Максимина II Дайи (годы правления 308). –313). Похоже, возникла путаница из-за сходства имен «Деций» и «Дайя». Однако его почитание появляется только в поздней христианской традиции и не получило широкого распространения в Западной церкви до позднего средневековья , хотя церкви и монастыри были названы в его честь к 7 веку.

Его самая известная легенда гласит, что он перевез через реку неизвестного ему ребенка до того, как ребенок явил себя как Христос. Поэтому он является покровителем путешественников, и его маленькие изображения часто носят на шее, на браслете, носят в кармане или помещают в автомобили христиане.

«Татар-информ» проследил историю уникального изображения с XVI века до наших дней. В преддверии Светлой Пасхи рассказываем о загадках и невероятных обстоятельствах «биографии» фрески несущего Христа святого.

1. Чудо рукотворное – почерк неизвестен

Живопись в соборе Успения Пресвятой Богородицы Свияжска, внесенном летом прошлого года в список объектов ЮНЕСКО, датирована XVI веком и представляет собой подлинную уникальную роспись храма. Самая древняя часть собора построена при основании Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря в 1555 году одновременно с учреждением Казанской епархии. Обустройство обители напрямую связано с походом Ивана Грозного на Казань. Фрески, по мнению бригадира реставрационных работ в Свияжске, художника-реставратора I категории Межобластного научно-реставрационного художественного управления (МНРХУ, Москва – прим. Т-и) Валерия Косушкина, украсили храм в 60-е годы того же столетия.

«В левом верхнем углу фрески святого Христофора я оставил контрольный участок – темный квадрат, который свидетельствует о том, какие записи (слои позднейшей росписи поверх оригинала – прим. Т-и) были сняты. Эта фреска, как и все остальные, была под прописями конца XIX – начала ХХ века. На сегодняшний день подобных аналогов не обнаружено, документов о том, кто был автором, тоже не обнаружено. Но эти росписи на уровне чуда: художники были очень хорошие, очень крепкая была артель. У них уверенный рисунок, у них уверенная расколеровка – они экстра-класса мастера. Но при этом неизвестно, откуда они появляются, и неизвестно, куда уходят – исчезают, поэтому нет аналогов этих свияжских фресок. Но тут еще нужно говорить, что до нас из XVI века и дошло очень мало – многое погибло», – пояснил Косушкин.

Однако ученые и реставраторы не оставляют надежды установить мастеров свияжских фресок. Авторы или хотя бы художественная школа неизвестны, так пожар XVII века в Казанском кремле уничтожил архив края. Но сейчас проверяются гипотезы, что примерами аналогичной живописи и, соответственно, работой мастеров той же художественной школы могут быть росписи Собора Благовещения Пресвятой Богородицы в Сольвычегодске (Архангельская область) и Собора Рождества Христова в Александрове (Владимирская область).

Кроме того, свияжская живопись уникальна еще и тем, что половина используемых для ее создания красок была не местного происхождения – привозные. На первых фресках найдены остатки смальты – сваренного стекла синего цвета (позже выяснилось, что были и зеленый, желтый, оранжевый цвета), которое истирали в пудру, а затем наносили в качестве краски. Технологию придумали итальянцы в первой половине XVI века и стали активно внедрять.

2. Почему же именно Христофор?

К числу основных святых мучеников Христофор не относится, хотя почитается как в католичестве, так и в православии. Тем не менее, как подчеркнула заместитель директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск» Елена Карташева, даже после нескольких лет пристального изучения уникальной фрески Успенского собора и иконографии образа в христианском мире не все аспекты выявлены.

На Руси первые изображения Христофора появляются в самом конце XII века, затем на какое-то время перестают прослеживаться, но с конца XV века снова появляются. В основном это середина XVI – XVII век, начало XVIII века. Наибольшее число изображений с песьей головой или с лошадиной, то есть наибольшая популярность святого приходится на середину XVI – конец XVII века.

Согласно отголоскам истории, до Крещения этого мощного, рослого, великаноподобного человека, обезглавленного за христианскую веру в III–IV веках, звали Репрев. По одной версии легенды, он был из племени киноцефалов – людей с песьими головами, но исповедовал христианство. Воин изобличал преследователей христиан и обращал их в религию. Был захвачен римлянами, которые считали киноцефалов свирепыми дикарями, в плен и казнен.

По другой версии, рожден Репрев был, наоборот, очень красивым и сам попросил Бога обезобразить его внешность, устав от внимания женщин.

В католицизме распространена версия, что сильный Репрев был римлянином. По совету отшельника, чтобы быть полезным Христу, он стал переносить на своей спине через реку людей. И однажды, переправляя мальчика, великан вдруг почувствовал небывалую тяжесть – он нес Христа. Отсюда и имя святого Христофор, в дословном переводе означающее «несущий Христа». Но и в этой легенде святой погибает мученической смертью – заточенный в тюрьму за массовое вовлечение римлян в христианство.

Елена Карташева обратила внимание, что за рубежом изображения святого Христофора получают широкое распространение в XV–XVII веках. В католичестве больше популярны образы в человеческом облике. Единичные лики с песьей головой относятся к более древнему времени, впрочем, сохранялись они и позже в среде старообрядцев.

К слову, исследователи в изображении Святого Христофора с головой животного видят связь с религией Древнего Египта. Считается, что таким образом копты (православные египтяне – прим. Т-и) совместили с христианством образ бога Анубиса. Причем не только Христофор, но и еще несколько святых довольно долго, до XVIII века, существовали в иконографии коптской церкви с собачьими головами – например, святые Ахракс и Аугани (о древнеегипетских традициях, перенятых иконописью, читайте также здесь).

Западная версия легенды о великане, переносящем на своих плечах людей через брод, изображена на одной из известнейших картин нидерландского художника Иеронима Босха (XV век). Девятиметровая фреска Христофора во всю стену находится в кафедральном соборе испанского города Толедо, где одно время находились его мощи, затем перевезенные в аббатство Сен-Дени во Франции.

На Руси считалось, что Христофор защищает от моровых поветрий (болезней). Появление этой фрески у нас в соборе, с одной стороны, объясняется тем, что в то время это было распространенное изображение, а с другой – именно тогда нередки были эпидемии, в том числе здесь, в Свияжске. Но есть и еще одно предположение. Это житие самого Христофора, когда сначала он был язычником и производил устрашающее впечатление своим звероподобным образом, а затем произошло его духовное преображение после принятия христианства и связанные с этим чудеса. Конечно, эта история могла быть поучительной именно в Казанском крае – после удачной кампании Ивана Грозного по присоединению территории Казанского ханства с его мусульманским и языческим населением», – рассказала Елена Карташева.

3. Укрытая за мощами первого настоятеля

Со времени строительства и росписи Успенского собора Свияжска в XVI веке к моменту начала реставрационных работ в 2010 году в негодность пришло лишь около 5 процентов фресковой живописи. Значительная часть росписей дошла до наших дней, несмотря на отчаянный период богоборчества в советской истории. Фреске Святого Христофора истребление грозило еще задолго до 1917 года.

Впервые, как рассказала Елена Карташева, писать Христофора с головой животного было запрещено церковью еще в ХVII веке. Затем уже в синодальный период истории Русской церкви, веком позже, запрет был повторен, и теперь официально было разрешалось писать святого только в человеческом облике. Тем не менее параллельное существование двух видов иконографии продолжалось.

«Когда Петром I было отменено патриаршество и появился священный Синод, начали приводить в порядок изображения в церквях, на иконах. Был введен запрет на Христофора с собачьей или конской головой, потому что считалось, что он вводит в соблазн, что недопустимо. Такие изображения в храмах почти везде были уничтожены или переписаны. Иконы со звероподобными ликами сохранялись у старообрядцев.

Свияжской фреске случайно повезло: раньше мощи первого настоятеля здешнего монастыря Германа стояли между западной стеной храма и колонной с изображением Христофора, а над мощами возвышалась сень (деревянная конструкция из четырех арок на четырех колоннах – прим. Т-и), которая закрывала его. Так как к тому времени живопись была уже достаточно сильно загрязнена, закопчена и выглядела неброско, грубо говоря, ее пропустили, ну, или связываться не стали. Это чудо, которое помогло этой композиции спастись», – пояснил Валерий Косушкин.

4. Под покровительством гуаши

Еще веком позже, со времен Николая I, в России началась охрана памятников. Теперь местные власти не могли на свой вкус и лад вмешиваться в древнюю живопись. Окончательное разрешение на реставрацию и поновление давало отныне только Министерство императорского двора и уделов. Оно же приставляло людей для наблюдения за реставрационными работами.

«Для работ в Свияжске был выбран Дмитрий Айналов – довольно известный искусствовед, знаток древнерусской живописи, возглавлявший археологическое общество. Он и контролировал художников, не позволив прописать живопись масляной краской, как хотели заказчики. Фрески были поновлены клеевыми красками – аналогом современной гуаши. Поскольку фрески пишутся на желтке, если бы их прописали сверху масляной краской, то со временем масло краски впиталось бы в оригинал и исказило бы его цвет – он бы потемнел. Тогда говорить об идентичности цвета XVI века и цвета, который был бы после масляной краски, уже не приходилось бы. Так случилось с живописью в Успенском соборе Кирилло-Белозерского монастыря (Вологодская область – прим. Т-и). Вот и было придумано, что свияжские фрески надо поправить, осветлить гуашью. Живопись укрепили желтком куриных яиц, сверху заново прописали. Когда мы пришли, мы ее не размывали даже – работали щетинными кистями, обрезав ворс на разную длину, снимали эту наслоившуюся краску», – вспоминает начало реставрационных работ на объекте ЮНЕСКО Валерий Косушкин.

К моменту первой реставрации собора в начале XX века поменялся сам подход к подобным объектам. В это время, как обратил внимание Косушкин, у церкви уже было понятие «памятники истории и культуры», открывались церковные музеи, появлялись церковные археологические общества, поэтому уничтожить официально запрещенное Православной церковью изображение «ни у кого уже рука не могла подняться». К 1911 году некоторые фрески собора уже осыпались, реставрацию пригласили выполнить иконописца-реставратора Николая Сафонова.

5. Когда тюрьма – охранная грамота

После Октябрьской революции, когда монастырь был закрыт, стараниями казанских активистов Главнауки (государственный орган координации научных исследований теоретического профиля и пропаганды науки и культуры в РСФСР в 1921–1930 годах – прим. Т-и.), Успенский собор смогли взять под охрану местные власти. Свинарник, который успели к тому времени устроить в подвале здания, разогнали. Некоторое время подвалы использовались как холодильник для хранения льда.

В помещениях собора до Отечественной войны действовал музей. Позже территорию отдали колонии: с отходом к НКВД сюда уже не мог попасть никто. Одна из стен и нижняя часть другой были закрашены в синий цвет, помещение использовали как склад готовой продукции, которую изготавливали заключенные – корзинки, табуретки и т.д. При советской власти собор переходил от одного охранного обязательства под другое, благодаря чему, можно сказать, не пострадал.

Борцы с религией не добрались в храм – это тоже, конечно, чудо. Он остался на территории тюрьмы. Даже иконы в иконостасе сохранялись до 1960-х годов. Когда возникла угроза, что иконостас могут растащить, иконы перевезли в Музей изобразительных искусств в Казани. А вот исторические паникадила (висячие люстры. – Ред.), тем не менее, были утеряны в 90-е годы ХХ века. Когда уже мы сюда пришли, живопись была цела, но, правда, закопчена и практически не видна», – вспоминает Валерий Косушкин, первый раз выполнявший реставрацию фресок Успенского собора Свияжска в 70-е годы ХХ века.

6. Под колпаком ЮНЕСКО

Начатые в 2010 году реставрационные работы, продолжались семь лет и позволили включить Успенский собор Свияжска в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Бригада реставраторов в разные периоды насчитывала до 16 человек. Как одно из самых главных изображений храма фреску святого Христофора бригадир группы Валерий Косушкин, первый раз работавший в соборе еще в 1970-е годы, реставрировал лично. Реставраторы протонировали фрески, деликатно выполнив цветовые акценты, делающие изображения более четкими и красочными, но сохраняющие их историческую ценность.

«У команды разная степень квалификации, а с разной степенью квалификации у них разные допуски к определенным работам. Трогать уникальную композицию, тем более что у святого здесь лик песье-конский, очень опасно: по моему опыту, человек неопытный мог бы просто стряхнуть верхний слой краски, не разобраться. Так что ребята фона раскрывали, антисептиком все пропитывали с ваточки – выполняли технические задачи. Самые важные работы я делал сам», – пояснил Косушкин.

Для завершения реставрации специалистам потребуется еще один сезон. В этом году работы коснуться верха четверика собора (основной части храма – прим. Т-и).

«Но здесь надо понять, что из этого времени (семи лет – прим. Т-и) мы по факту работали с живописью всего примерно год и три месяца. Храм не отапливается, поэтому работать можно было только летом, когда подсохнут стены – это июль, август, сентябрь. Сказать конкретно, сколько мы работали именно с этой фреской, сложно. Постоянно леса стояли по всему объему собора. Поэтому мы поочередно выполняли то один процесс, то другой. Только расчистка фресок длилась целый сезон – в течение двух с лишним месяцев, потому что все это делалось кисточкой, а потом живопись укреплялась довольно сильно разведенным куриным желтком, чтобы избежать разрушения. Затем кое-где, как написано в реставрационном задании, «строго в местах утрат», сделали тонировки акварельными красками, потому что, например, у святого Христофора были сильно потерты ноги», – рассказал реставратор.

По словам собеседника, росписи в нижней части собора были затерты любопытными и суеверными туристами. В народе стали говорить, что если прикоснуться именно к Христофору, то сразу спишется 40 грехов. В связи с этим реставраторы просят запретить посещение Успенского собора Свияжска вне организованных групп. Но, по мнению Валерия Косушкина, Успенский собор может не выдержать туристического потока, ожидаемый в Свияжске на уровне 300–400 тыс. человек за сезон, поэтому, по рекомендациям климатологов, в соответствии с требованиями к объектам ЮНЕСКОразрабатываются регламенты посещения храма.

«Еще в советское время в соборе Святой Софии в Киеве (построен в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым на месте победы над печенегами в 1036 году – прим. Т-и), который посещало гигантское количество туристов, проводились замеры. Оказалось, что от выдыхаемого людьми во время экскурсий воздуха набиралось почти целое ведро воды. От этого сильно повышалась влажность. Так что с открытыми дверями он стоять не будет – это можно гарантировать», – пояснил Косушкин.

В настоящее время решается вопрос о передаче Успенского собора Свияжска в совместное пользование Русской Православной церковью и историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником «Остров-град Свияжск», на которые будут возложены обязательства по его сохранению.

7. Христофорово многообразие

Свияжский музей с 2015 года начал собирать коллекцию икон и иных предметов, персонажем которых стал Святой Христофор. Исследователи искали и изучали его образы в монументальной живописи российских храмов и на иконах. Тогда с участием нескольких десятков музеев была организована выставка «Святой воин Христофор». Сейчас помимо уникальной фрески в Успенском соборе в Свияжске хранится еще с десяток музейных экспонатов, на которых изображен мученик. Причем на некоторых иконах он предстает с человеческой головой, на некоторых – с головой животного. Собачьей или лошадиной, к слову, не всегда можно достоверно сказать.

Грань между песьей головой и лошадиной не всегда очевидна, даже по поводу нашей фрески в Успенском соборе иногда ставится такой знак вопроса. Но есть образы, где это более очевидно. Например, на иконе из нашей коллекции Божией Матери «Всех скорбящих Радости» к ней обращаются молящиеся, и среди стоящих слева – святой Христофор в своем зверином облике», – пояснила Елена Карташева.

На четырехчастной иконе (состоит из четырех отдельных сюжетов внутри одной иконной доски – прим. Т-и) наряду с Богородицей «Всех скорбящих Радость», «Усекновенной главой Иоанна Предтечи», Ангелом-хранителем изображены святые Улита и Кирик и Христофор в человеческом обличии. Здесь его образ прописан в традиции изображения воинов-мучеников: в стилизованном воинском римском одеянии и с крестом в руках – символом мученичества.

Еще одной, наиболее древней иконе, на которой изображены святая София с дочерьми Верой, Надеждой, Любовью и святой Христофор, предстоит реставрация. По словам заместителя директора по научно-исследовательской работе Музея-заповедника «Остров-град Свияжск», такая иконография тоже имела место. Причем если музей располагает иконой, где святой изображается с человеческой головой, то известны образцы, где он с песьей головой.

«Это более старая икона, поэтому пока у нее предположительно датировка более широкая – ориентировочно начала XIX века. Более точно будет определено о время реставрационного исследования, где будут изучаться и материалы, и техника», – сообщила Елена Карташева.

Все собранные в коллекции иконы святого Христофора не местные. Они находились в среде бытования (в народе) Волжско-Камского края, Среднего Поволжья или Урал. Из антикварного салона в собрание попал непривычный для православных, а потому редкий в России предмет, связанный с западно-европейским, католическим его почитанием. Это накладка на автомобиль: в ХХ веке святой Христофор стал считаться и покровителем автомобилистов.

Как пояснила собеседница, это связано с тем, что издавна католическая церковь считала мученика заступником путешественников и мореплавателей (в православной традиции им покровительствует Николай Чудотворец – прим. Т-и).

«Здесь мы видим уже совершенно другую иконографию, чем на православных иконах. В католической иконографии святой Христофор всегда изображается в виде великана, который идет по реке и несет на своем плече младенца Христа, который несет на себе все тяготы мира», – обратила внимание Елена Карташева.

Летом этого года в Свияжске вновь планируется открыть тематическую выставку, посвященную образу святого Христофора.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *