Святые – покровители учащихся

Святая мученица Татиана – покровительница студенчества

Святая мученица Татьяна Римская родилась в начале III века в семье бо­га­то­го рим­ля­ни­на, воспитавшего дочь в хри­сти­ан­ской ве­ре.

Ко­гда Та­ти­а­на до­стиг­ла со­вер­шен­но­ле­тия, она ста­ла рав­но­душ­на к бо­гат­ству и иным бла­гам и воз­лю­би­ла всем серд­цем ду­хов­ный об­раз жиз­ни. Она решила нести подвиг девства и за добродетельную жизнь бы­ла на­зна­че­на диа­ко­нис­сой Рим­ской церк­ви. В этой долж­но­сти она с усер­ди­ем уха­жи­ва­ла за боль­ны­ми, по­се­ща­ла тем­ни­цы, по­мо­га­ла неиму­щим, ста­ра­ясь постоянно уго­ждать Господу мо­лит­ва­ми и доб­ры­ми де­ла­ми.

При им­пе­ра­то­ре Алек­сан­дре Се­ве­ре свя­тая Та­ти­а­на за ис­по­ве­да­ние Иису­са Хри­ста при­ня­ла му­че­ни­че­ское стра­да­ние от рим­ско­го гра­до­пра­ви­те­ля Уль­пи­а­на.

Свя­тую Та­ти­а­ну по­сле раз­ных ис­тя­за­ний бро­си­ли на аре­ну Ко­ли­зея, чтобы сви­ре­пый лев растерзал её для за­ба­вы зри­те­лей. Но вме­сто это­го лев стал крот­ко лас­кать­ся к ней. То­гда святую мученицу Та­ти­а­ну усек­ли ме­чом. Во­семь слуг гра­до­пра­ви­те­ля, му­чив­ших свя­тую, уверовали в Господа Иису­са Хри­ста, ви­дя над ней си­лу Бо­жию, – и они то­же бы­ли казнены.

Таким образом, святая гораздо более отличалась делами милосердия и твёрдостью в вере, чем склонностью к наукам. Почему же её считают покровительницей учащихся?

Всё просто. Память святой, если считать по новому стилю, приходится на 25 января. Именно в этот день в 1755 году русская императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета, созданного благодаря великому русскому учёному Михаилу Ломоносову.

Когда Московский университет был уже построен, в нём в честь мученицы Татианы был открыт храм. Позже, при императоре Николае I, день учреждения МГУ официально слал днем всего российского студенчества. Так святая мученица Татьяна стала покровительницей образования.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – епископ, хирург, учёный

Святитель и исповедник, архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) жил в XX столетии. Помимо пастырской деятельности и своих церковных сочинений, святой прославился также художественными талантами, а также врачебной практикой и научной работой.

В годы Великой Отечественной войны святитель-хирург участвовал в работе 150 военных госпиталей и оказывал медицинскую помощь раненым бойцам, направлявшимся для лечения в тыл.

Его труды “Региональная анестезия” и “Очерки гнойной хирургии” стали настольными книгами для поколений анастезиологов и хирургов. Свой научный вклад он внёс в лечение костного туберкулёза, воспалительных процессов суставов и сухожилий, а также глазных заболеваний. За научные труды святой был удостоен Сталинской премии 1 степени.

Святителю-эрудиту об успехах в профессии молятся не только студенты-медики, но и вообще все учащиеся.

Преподобный Сергий Радонежский, получивший дар постижения наук

Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) известен не только, как монах-отшельник, чудотворец, создатель самого знаменитого в России монастыря и вдохновитель русского воинства в Куликовской битве.

Он стал воспитателем и учителем для целой плеяды святых, занимавшихся просвещением жителей Руси. Среди его учеников: учёный и писатель Епифаний Премудрый, иконописцы Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, преподобные игумены Павел Обнорский, Авраамий Галицкий, Кирилл Белоозёрский, Сергий Нуромский, Савва Сторожевский, Григорий Голутвинский, Никита Костромской и другие. Племянник преподобного, святитель Фёдор, занимал Ростовскую кафедру.

Сам святой в детском возрасте долгое время не мог постигнуть грамоту, за что претерпевал насмешки от товарищей и наказания от учителя. Варфоломей со слезами молился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, склонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего тот желает.

Варфоломей ответил: “Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту”. Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: “Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников”. При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры.

Варфоломей упросил старца посетить его дом и родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь.

Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. С тех пор святой отрок без труда читал и хорошо усваивал содержание книг. Благодаря этому он достиг больших успехов в образовании. Сегодня, ученики просят преподобного о своём преуспеянии в науках.

Святые просветители славян и создатели славянской азбуки Кирилл и Мефодий

До принятия монашества святых равноапостольных братьев звали Михаил (в мон. Мефодий) и Константин (в мон. Кирилл). Родились они в IX столетии в городе Фессалоники в семье друнгария (старшего армейского офицера) Льва, имевшего знатных предков.

Михаил был старшим сыном Льва, а Константин – младшим. Оба получили великолепное образование и, по всей видимости, с детства хорошо знали не только греческий, но и славянский язык. Возможно, славянкой была их мать или кто-либо из близкого окружения.

Михаил сделал военно-административную карьеру, достигнув поста стратига (высшего армейского офицера) в Славинии. Константин, по прозвищу Философ, больше сил отдавал наукам. Он, обучаясь вместе с сыном тогдашнего императора у патриарха Фотия и знаменитого учёного Льва Математика, освоил иврит и арамейский язык, риторику, грамматику, диалектику, арифметику, астрономию, геометрию, музыку, а также многие другие науки.

По окончании обучения Константин Философ, согласно дошедшим до нас источникам, занял пост патриаршего секретаря (или патриаршего библиотекаря). Позже он преподавал в первом в мире университете – Магнаврской высшей школе, открытой его учителем Львом Математиком.

Позднее, оба брата приняли монашество. Кирилл всю жизнь оставался простым иноком, а Мефодий в конце жизни принял сан архиепископа Моравии и Паннонии.

Кириллу удалось удачно выполнить поручения императора и патриарха. Вначале, он победил в диспуте с еретиком-иконоборцем Аннием, а затем – в диспуте с сарацинами (мусульманами) о Святой Троице. После этого, братья были направлены с посольством к Хазарам.

В ходе путешествия, святые чудесным образом обрели в Крыму мощи священномученика Климента, папы Римского, и нашли Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами» (вероятно, “чертами и резами”). Дипломатическо-богословская миссия к хазарам также оказалась весьма успешной для братьев.

По прошению моравского князя Ростислава, император и патриарх отправили братьев в Моравию, чтобы перевести Евангелие, богослужение и церковные книги на славянский язык, а также помочь в обращении в христианство местных жителей.

С помощью Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра, Кирилл в 863 году составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы.

В споре с немецкими епископами о том, кому подобает вести проповедь на территории Моравии, Кирилл и Мефодий обратились к римскому папе Адриану, которому принесли в дар часть мощей святого папы Климента. Папа был так тронут подарком и интеллектом святых братьев, что в споре полностью встал на их сторону.

В Риме святой Кирилл занемог и скончался в возрасте 42 лет и передал брату их общее дело по просвещению славянских народов. После кончины святого Кирилла папа рукоположил Мефодия во архиепископа Моравии и Паннонии, где святой продолжил распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.

В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).

Предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет.

Святые братья, всю жизнь занимавшиеся просвещением и науками, являются одними из самых почитаемых подвижников среди учащихся.

Преподобный Иоанн Дамаскин – великий визирь, учёный и богослов

Преподобный Иоанн Дамаскин жил в VII-VIII веках в Дамаске, который тогда являлся столицей молодого Арабского халифата. То были годы Первого иконоборческого периода.

В те времена арабы были хорошими воинами — их государство быстро ширилось, но настолько плохими администраторами, что любой грамотный человек был в халифате на вес золота.

Именно поэтому христианин Сергий Мансур, отец будущего святого, занял должность великого визиря — второго человека в государстве после самого халифа. Эта должность перешла по наследству и к самому Иоанну, человеку исключительной честности, образованности и мудрости.

Обучал святого Иоанна инок из Калабрии, выкупленный из плена Сергием Мансуром. Монах обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии, которые все без остатка передал святому Иоанну.

Когда в соседней Византии возникла ересь иконоборчества поддержанная императором Львом Исавром (717–741) и начались гонения на Православие, праведный Иоанн не смог остаться безучастным и выступил на защиту святых икон.

Христианский интеллектуал написал три богословских трак­та­та «Про­тив по­ри­ца­ю­щих свя­тые ико­ны», которые настолько подробно и аргументированно изничтожали иконоборческие заблуждения.

Позднее, Иоанн оставил занимаемую должность при правителе и удалился в монастырь преподобного Саввы Освященного в Палестине, где продолжил заниматься творчеством во славу Божию и стяжал дар сердечной молитвы.

Его руке пренадлежит огромное количество богослужебных гимнов и канонов, а также знаменитое догматическое сочинение “Точное изложение православной веры”. Также преподобный Иоанн Дамаскин написал “Филоофские главы”, “О ста ересях вкраце”, “Источник знания”, “Беседу сарацина с христианином” и целый ряд иных сочинений практически во всех областях церковного знания.

Преподобный Иоанн Дамаскин также считается покровителем поэтов, писателей, учёных и постигающих науки.

Преподобный Нестор, создатель “Повести временных лет”

Преподобный Нестор Летописец родился в Киеве в середине ХI века. В возрасте 17 лет он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником, а затем иноком в Киево-Печерской обители. Позже святой принял сан иеродиакона.

Преподобный Нестор всегда глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием и в монастыре нёс послушание летописца.

“Великая бывает польза от учения книжного. Книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами”, – говорил он.

В 80-х годах он написал “Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба”. Главным же подвигом жизни преподобного Нестора стало составление к 1112-1113 годам “Повести временных лет” – одного из величайших творений мировой письменности.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года и был погребён в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского.

Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид “Повести временных лет”, игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года и, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших “Повесть” преподобного Нестора (“Лаврентьевскую летопись”).

Соответственно житию, святой считается покровителем писателей, учёных (в особенности историков) и учащихся.

Андрей Сегеда

Интересно знать Иконы, помогающие в учебе.

Издавна православные люди возносили молитвы к Святым покровителям, помогающим детям в учебе, а учителям в их нелегком труде. Существует множество икон-покровителей учеников и учителей. Помимо Всевышнего, в учении школьникам и студентам помогают Его угодники – православные святые. Кроме того, существует несколько икон Пресвятой Богородицы, за которыми закрепилась слава чудотворных: по молитвам перед этими образами матери испрашивали разумения и успехов в учёбе для своих детей.

Мы расскажем Вам об основных иконах Богородицы и Святых, покровительствующих ученикам.

Существуют три главные иконы Божьей Матери, перед которыми молятся об успехах в учёбе и удаче на экзаменах.

Первая из них — «Ключ разумения». Эта икона Божьей Матери помогает детям в учении, а также тем детям, у которых за­ме­ча­ет­ся сла­бое раз­ви­тие ум­ствен­ных спо­соб­но­стей. По­се­му-то она и име­ну­ет­ся «Клю­чом ра­зу­ме­ния».

Еще одна икона Богородицы — заступница детей, получила название «Воспитание», так как молящиеся перед ним получали помощь в воспитании детей. Икона «Воспитание» прославилась по всей России своими чудотворениями. Перед ней родители молятся за своих детей, прося Богородицу взять их под свой покров, послать разум и наполнить сердце мудростью.

Следующая икона Богоматери, помогающая ученикам, называется «Прибавление ума». Икона Божьей Матери «Прибавление ума» («Подательница ума») помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении. Также родители просят пред иконой «Прибавление Ума» о нравственном наставлении своих детей и обогащении их юных неокрепших умов христианской мудростью.

Переходя к иконам Святых, помогающих школьникам, студентам и учителям, нельзя не отметить образы Татьяны Римской, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадского, Матроны Московской, Николая Чудотворца, Ксении Петербурской, Иоанна Рыльского, Кирилла и Мефодия, Наума Проповедника.

Святая Татьяна Римская почитается в России как небесная покровительница студентов. День памяти Святой совпадает с днем учреждения Московского Государственного университета и Днём студента в нашей стране. При первом здании МГУ – факультете журналистики на улице Моховой – устроен небольшой храм в честь мученицы Татианы. Помолиться ей накануне экзаменов часто приходят как студенты журфака, так и ученики других учреждений.

Святой Преподобный Сергий Радонежский приступил к изучению наук в 7 лет. Однако с первых же дней в школе он понял, что не обладает талантом к учению: ребёнок даже не мог прочесть Святое Писание. Родители его ругали, а друзья и старшие браться подшучивали над несчастным школяром. Он каждый день молился Господу Богу о том, чтобы тот помог ему овладеть грамотой и чтением. И чудо однажды свершилось: Сергий встретил благородного старца, под ликом которого скрывался Ангел Господень. Мальчик излил незнакомцу душу, и тот пообещал ему, что мечты обязательно исполнятся – Сергий не только освоит Святое Писание, но и превзойдёт в учении всех своих знакомых. В тот же день мальчик впервые смог прочесть строки из Евангелие правильно, причём он сделал это настолько красиво и проникновенно, что больше никому и в голову не приходило шутить над ним. Впоследствии и другие науки давались ему легко, однако он предпочёл вечное служение Господу. За горячую веру и праведную жизнь Бог наградил святого даром чудотворений. За помощью к Сергию обращаются в самых разных случаях, и особенно охотно он откликается на молитвы об успехе в учёбе. Существуют многочисленные свидетельства священнослужителей о том, как во время обучения в семинарии или на пути иночества святой помогал им духовной поддержкой. Получают светлую помощь Сергия Радонежского и обычные студенты.

Иоанн Кронштадтский начал учиться в школе в 6 лет, но знания ему давались с огромным трудом. Это очень сильно печалило ребёнка – ведь на его обучение родители отдали все имеющиеся средства. Сам святой об этом периоде своей жизни вспоминал так: «Я не мог никак усвоить тождество между нашей речью и письмом, между звуком и буквою». Иоанн часто вставал ночью, чтобы помолиться Богу и в своём духовном диалоге просил Его о капли разумения, которая помогла бы понять науки и освоить грамоту. Чаяния маленького Иоанна были услышаны – потихоньку дела в школе пошли на лад, и в итоге выпускался святой уже лучшим учеником, а впоследствии блестяще окончил Архангельскую семинарию и был за счёт государства зачислен в Духовную Академию Санкт-Петербурга. Иоанн Кронштадтский всегда советовал искать утешение в искренней молитве и вере в Бога. А теперь он сам откликается на призывы страждущих и особенно – на молитвы об успешной учёбе.

Блаженная Матрона Московская прославилась ещё в свои земные годы – она никогда не отказывала людям в помощи и сотворила множество чудес. Значительная их часть была связана с помощью в вопросах образования. Зинаида Жданова – ближайшая подруга святой – всегда восхищалась удивительной прозорливостью матушки. Однажды святая даже помогла ей защитить диплом. Девушка училась в архитектурной академии и очень боялась защиты – руководитель открыто сообщил ей, что экзамен она не сдаст. В надежде на чудо студентка пришла в Матроне. И хотя у святой не было никакого образования, она прикрыла глаза и внезапно начала перечислять имена известных архитекторов, названия улиц и даже номера домов в итальянском городе Флоренция. Создавалось впечатление, что Матрона видит всё это наяву – она подсказала Зинаиде, как надо усовершенствовать проект. Всю ночь девушка переделывала чертежи, а утром, на защите, получила отличную оценку! Откликается Матрона Московская и на молитвы о помощи в учёбе и в наши дни.

Николай Угодник – великий чудотворец, которого чтят не только христиане, но и буддисты, и мусульмане. Святой охотно откликается на каждую добрую просьбу, в том числе и на молитвы о помощи в учёбе. О небесном покровительстве Николая успешной сдаче экзаменов или освоении наук существует множество свидетельств.

Православные также часто обращаются к Ксении Петербургской за помощью в делах образования и учебы.

Икона Иоанна Рыльского помогает детям, страдающим слабостью ума или испытывающим трудности в учении, оберегает слабых детей и наставляет их на путь истинный.

Икона равноапостольных Кирилла и Мефодия помогает в просвещении ума и ограждении души от искушений иноверием и лжеучениями. Если в семье или среди близких и друзей есть учащиеся или студенты, или другие, кто сейчас находится на обучении, молитва перед их иконой помогает в приобретении знаний и иных навыков. Они покровительствуют всем, кто прибегает к их молитвенной помощи в делах просветительских по отношению и к себе, и к другим.

Предки наши имели обычай отдавать своих детей в научение со дня Святого Наума и 1 декабря обращались к пророку с молитвой о его содействии и помощи всем начинающим учиться. В старое время на день пророка Наума отцы семейств начинали учить своих детей грамоте. Для этого заранее условливались с приходским дьячком или другим лицом. Все семейство отправлялось в церковь, где после обедни служили молебен, испрашивая благословение на отрока. Учитель являлся в назначенное время в дом родителей, где его встречали с почетом и ласковым словом, сажали в передний угол с поклонами. Тут, держа сына за руку, отец передавал его учителю с просьбами научить уму-разуму и за леность угощать побоями. Ученик, приближаясь к учителю, обязан был сотворить ему три земных поклона. После этого учитель ударял осторожно своего ученика по спине три раза плеткой. Мать сажала своего сына за стол, вручала ему узорчатую костяную указку, учитель развертывал азбуку, и начиналось велимудрое учение: аз-земля-ер-аз. Учителя после трудов угощали чем Бог послал и дарили подарками. Обычай этот объясняется тем, что месяц декабрь есть самое сподручное и свободное в сельскохозяйственном быту для занятий сельских детей книжным делом, а первый день этого месяца наша церковь посвящает памяти Святого Наума. Естественно также, что при мысли о занятии наукою — делом умственным — кто-либо из наших простодушных начетников мог подумать, что самое имя пророка — Наум имет отношение к образованию ума. Русские крестьяне говорили о Науме: “Батюшка Наум наводит на ум” — и верили, что хорошо начинать учить детей не только со дня Святого Наума, но и во всякое время года с молитвою к нему.

Оставить комментарий Товары в статье Воспитание. Икона Божьей Матери на холсте. Материнство. Четырехчастная икона Божьей Матери в серебряном окладе. Прибавление ума (Подательница ума). Икона Божьей Матери на холсте. Подательница ума (Прибавление ума). Икона Божьей Матери. Ключ Разумения. Икона Божьей Матери на холсте. Сергий Радонежский. Маленькая серебряная икона. Сергий Радонежский. Икона в серебряном окладе. Матрона Московская Святая блаженная. Икона в серебряном окладе. Икона Святой Матроны Московской на холсте. Ксения Петербургская. Маленькая серебряная икона Ксения Петербуржская. Икона в серебряном окладе. Николай Чудотворец Угодник Божий. Ростовая икона в серебряном окладе с позолотой. Николай Чудотворец (Угодник). Икона в серебряном окладе. Николай Чудотворец. Маленькая серебряная икона в бархатном футляре. Иоанн Рыльский преподобный. Икона на холсте. Наум Грамотник Святой пророк. Икона на холсте. Кирилл и Мефодий Святые равноапостольные учители Словенские. Икона на холсте. Татиана Римская дева мученица. Икона на холсте.

Сергий Радонежский

Один из великих заступников русской земли Святой преподобный Сергий Радонежский является, наверное, главным святым, к которому следует обращаться за помощью при затруднениях в учебе. Согласно Житию семилетний Варфоломей – так звали будущего Святого в детстве, – имел серьезные проблемы в науках и никак не мог научиться самому простому – чтению.

Будучи уже тогда очень набожным, мальчик стал прилежно молиться Богу о даровании ему знаний. Однажды в лесу под родным селом Радонеж, где жили его родители, Варфоломей искал пропавших лошадей и встретил на лугу под дубом старца-черноризца, который усердно молился. Предание гласит, что ребенок дождался окончания молитвы монаха и попросил его помолиться Богу о том, чтобы Тот даровал ему способность к обучению.

После молитвы черноризец протянул мальчику просфорку, которую тот съел; после этой странной встречи ребенок получил ясность ума и способность к наукам.

Известно, что Варфоломей рос спокойным и скромным, а после смерти родителей оставил имение младшему брату, а сам, вместе со старшим братом Стефаном, удалился в скит.

Поскольку святой сам имел трудности с обучением, после смерти он являл множество чудес – по просьбам родителей дети начинали понимать науки.

Молитва, читаемая пред иконой Божией Матери «Прибавление ума»
1. О, Пресвятая Дево! Ты — Невеста Бога Отца и Матерь Божественного Его Сына Иисуса Христа!
Ты — Царица Ангелов и спасение людей, обличительница грешников и наказательница богоотступников.
Помилуй и нас, тяжко согрешивших и не исполнивших заповедей Божиих, нарушивших обеты крещения
и обеты монашества и многие другие, которые обещали исполнять. Когда Дух Святый отступил от царя
Сеула, тогда боязнь и уныние напали на него, и тьма отчаяния и безрадостное состояние души мучили его.
Теперь и мы за грехи наша все лишились благодати Духа Святаго. Ум осуетился суетою помышлений,
забвение о Боге омрачило души наша, и теперь теснят сердце всякаго рода печали, скорби, болезни,
ненависть, зло, вражда, мстительность, злорадство и прочие грехи. И, не имея радости и утешения,
зовем к Тебе, Мати Бога нашего Иисуса Христа, да умолиши Сына Твоего простить нам все наши
согрешения и послать к нам Духа Утешителя, как послал Он Его на апостолов, да утешенные и
просвещенные Им воспоем Тебе благодарственную песнь: радуйся, Пресвятая Богородице, ко спасению
прибавившая нам ума. Аминь.
2. Матерь Божия, родненькая! Ты, именуемая прибавление ума, даруй нам разум Божественный,
чтобы мы духовно рассуждали, Сына твоего, Бога нашего, достойно прославляли, души свои тем
спасали и тебя — Владычицу Мира — славили.
3. Царице моя Преблагая, надежда моя Пресвятая, приятелище сирым и странным заступнице,
бедствующим помоще и озлобляемым покрове, зриши мою напасть, зриши мою скорбь,
отовсюду искушением одержим есмь, а заступающаго несть, Ты убо Сама помози ми яко
немощну, окорми мя яко странна, настави яко заблуждаша, уврачуй и спаси яко безнадежна.
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты нам помози,
на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыди мя.
Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не презри в скорбех, но
от бед избави нас, едина чистая и благословенная. Аминь.
4. Богородице Пречистая, Доме, егоже созда Себе Премудрость Божия, даров духовных
Подательнице, от мира к премирным ум наш возводящая и всех к познанию разума
приводящая! Приими молебное пение от нас, недостойных раб Твоих, с верою и
умилением покланяющихся пред пречистым образом Твоим. Умоли Сына Твоего
и Бога нашего, да дарует властем нашим мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие,
пастырем мудрость духовную, ревность и бдение о душах наших, наставником смиренномудрие,
чадом послушание, всем же нам дух разума и благочестия, дух смирения и кротости, дух чистоты
и правды. И ныне, Всепетая, Вселюбимая наша Мати, подай нам ума прибавление, умири,
соедини во вражде и разделении сущия и положи им соуз любве неразрешимый, всех заблуждших
от неразумия к свету истины Христовы обрати, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави,
слово премудрости и душеполезное знание просящим даруй, осени нас вечною радостию,
Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. Мы же, славная дела и многоразумную
премудрость Божию в мире и жизни нашей видяще, устранимся земныя суеты и излишних житейских
попечений, и ум, сердце наше на Небеса возведем, яко да Твоим заступлением и помощию славу,
хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице славимому Богу и всех Создателю возсылаем,
ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Святая мученица Татиана Римская

Имя Татиана, имеющее греческое происхождение, сегодня воспринимается большинством как исконно русское — так полюбилось оно русскому человеку (с легкой руки поэта). Римскую святую Татиану знают не только как раннехристианскую мученицу, но и как покровительницу студенчества. В честь нее освящено множество христианских храмов, а кроме того, ее именем назван один из любимых праздников молодежи — Татьянин день.

Святая Татиана родилась в Риме, в знатной семье консула. Несмотря на высокую должность, отец ее втайне исповедовал христианство и дочери своей также с самого детства привил любовь к Богу. Конечно, дочь консула была завидной невестой, однако, достигнув совершеннолетия, она отказалась выходить замуж и посвятила себя служению Церкви. За благочестие и праведность, а также за многочисленные дела милосердия она была поставлена диаконисой при одном из храмов.

В 222 году во главе Рима встал молодой император Александр Север. Это имя связывают с ужесточением гонений на христиан. Огромное влияние на 16-летнего правителя имел префект Ульпиан, всем сердцем ненавидевший последователей христианской веры. В те годы кровь мучеников за Христа лилась рекой. Среди схваченных оказалась и Татиана.

Христиан ждали страшные мучения, однако их можно было избежать, отрекшись от Христа и принеся жертву языческим богам. С этой целью Татиану привели в храм Аполлона. Переступив порог капища, святая стала молиться. Внезапно началось сильное землетрясение. Статуя божества упала с постамента и разбилась вдребезги. Часть храмовой постройки также рухнула и погребла под собой многих присутствующих. Люди заметили, что от статуи метнулась в сторону выхода некая тень — это был бес, всё время пребывавший внутри идола.

Стражники в ярости схватили Татиану и ослепили ее. Однако она продолжала молиться и просить Бога, чтобы у ее мучителей открылись внутренние, духовные, глаза. И вдруг все увидели четырех ангелов, стоявших вокруг мученицы и отражавших удары палачей. Все восемь мучителей тут же упали на колени и стали просить Татиану простить злодейства, причиненные ей. Они все исповедовали Христа и были казнены.

На второй день мучения святой продолжились. Какие только пытки ни выдумывали ожесточенные гонители! Но вновь произошло чудо: из ран Татианы потекло молоко, а воздух наполнился неземным благоуханием. В какой-то момент палачи сами начали ощущать, как будто кто-то незримый наносит им побои. В изнеможении они опускали руки с орудиями пыток, многие из них падали замертво.

На третий день Татиана предстала перед судом. За ночь на ее теле не осталось ни следа мучений, и вся она светилась неземным светом. Сделав вид, что согласна принести жертву, Татиана в сопровождении стражи отправилась в храм богини Дианы. Внезапно раздался оглушительный раскат грома, сверкнула молния и сожгла статую богини.

На четвертый день деву бросили на арену цирка, где голодный лев должен был растерзать ее. Однако хищное животное, подобно ласковому котенку, склонилось перед святой и стало лизать ее стопы. Зверя попытались загнать обратно, но он набросился на одного из стражников и разорвал его.

После Татиану хотели сжечь на костре, но огонь не опалял ее. Язычники подумали, что эта христианка, должно быть, чародейка, и остригли ей волосы (считалось, что, лишившись волос, колдунья лишается и своей магической силы). После этого мученицу закрыли на три дня в храме, посвященном главному греческому божеству. Через три дня жрецы с толпой народа вошли в храм. Там они увидели Татиану рядом с разбитой статуей Зевса. Святая с радостью восхваляла Господа. Видя, что никакие пытки не вредят ей, мучители схватили деву и отсекли ей голову. Вслед за святой диаконисой мученический венец принял и ее отец.

Жившая в такие отдаленные времена святая сегодня кажется нам очень близкой. Ее подвиг запечатлен в житии, а образ отражен в иконах. В середине XVIII века, в день памяти мученицы Татианы, по указу Елизаветы I, дочери Петра Великого, был открыт Московский университет. 25 января стал праздноваться как день рождения университета, а позже и как праздник студенчества.

День памяти: 25 января (12 января по ст. ст.)

Подготовила Юлия Гойко

Жизнеописание

Источником о Татьяне в России является житие святой, написанное Дмитрием Ростовским в XVII веке. По Дмитрию Ростовскому Татиана жила в III веке, родилась в Риме в богатой и знатной семье (отец трижды был консулом). Её родители были христианами и воспитывали свою дочь в благочестии. Достигнув совершеннолетия, Татиана решила не выходить замуж. Димитрий Ростовский сообщает, что за свою добродетельную жизнь она была поставлена диакониссой.

Дмитрий Ростовский пишет что при императоре Александре Севере (царствовал с 222 по 235 годы) Татиана была схвачена и приведена в храм Аполлона, где её пытались заставить поклониться статуе этого бога. По словам Дмитрия Ростовского, Татиана вознесла молитву Иисусу Христу, и произошедшее землетрясение разрушило статую Аполлона и обрушило часть храма, под которой погибло много людей.

После этого Татиану подвергли пыткам, но следы мучений исчезали с её тела. Во время пыток по молитве святой мучителям явились четыре ангела и голос с небес, обращённый к Татиане. Эти чудеса заставили мучителей уверовать во Христа. Житие Татианы повествует, что после обращения её мучители сами были казнены.

«Судья стал убеждать святую деву, чтобы она принесла жертву идолам, но старания его оставались тщетными.

Судьи, решив, что Татиана занимается волхвованием с помощью своих волос, остригли их и заперли её на два дня в храме Зевса. На третий день жрецы, придя в храм, чтобы принести жертву Зевсу, обнаружили его статую разбитой, а Татиану живой. После этого ей был вынесен смертный приговор и вместе со своим отцом была усечена мечом (иначе говоря, им отрубили головы). Мученическая смерть Татианы произошла 12 января 226 года.

Святая Татьяна, как мученица первых веков христианства, почитается и в Православной, и в Католической церквях, однако широко её почитание распространилось только среди восточных христиан. На западе имя Татьяна считается русским и употребляется только в некоторых, по большей части славянских, странах.

Откуда взял информацию о Татьяне Дмитрий Ростовский?

Про Александра Севера и его религиозные взгляды кратко написано в Православной энциклопедии.

В православной энциклопедии сказано: «В отличие от склонного к деспотизму предшественника А. С. стремился к восстановлению престижа и компетенции рим. сената. Характерный для правления Северов религ. синкретизм достигает при А. С. своего апогея, выразившись, в частности, в терпимом отношении к иудеям и христианам (Scr. Hist. Aug. Vita A. S. XXII 4).

Евсевий Кесарийский сообщает о многих христианах при дворе и в семье А. С. (Euseb. VI 28). Юлий Африкан посвятил А. С. свои «Вышитые пояса» (Κέστοι), а св. Ипполит — труды о воскресении. В Антиохии аудиенции у А. С. и Юлии Маммеи удостоился Ориген. В домашнем храме А. С., возможно, находилось изображение Христа наряду с изображениями Аполлония Тианского, Авраама, Орфея и др. (Vita A. S. XXIX 2).

В Палатинском дворце и в общественных сооружениях он повелел поместить изречение, услышанное им от христиан: «Не делай другому того, чего не хочешь самому себе» (Vita A. S. LI 7-8; cр. Мф 7, 12; Лк 6, 31). В свете подобных свидетельств маловероятны сообщения поздних актов о мученичестве святых Цецилии, пап Урбана I, Каликста I, Калопеда и Астерия, Мартины именно в правление А. С. В войне с Персией (232) А. С. лично руководил войском, остановив продвижение Сасанидов в Месопотамию. Во время похода в Германию (234 — нач. 235) он вместе с матерью пал жертвой мятежа, поднятого буд. имп. Максимином».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *