4.4 / 5 ( 54 голоса )

  • молитва об исцелении от недугов
  • молитва при раке

Молитва чудотворцу Нектарию Эгинскому об исцелении

«О, мироточивая главо, Святителю Нектарие, Архиерею Божий! Во времена великаго отступления, нечестию мир пленившу, благочестием просиял еси и главу прегордаго Денницы, уязвляющаго нас, сокрушил еси. Сего ради дарова ти Христос врачевати язвы неисцельны, за беззакония наша нас поразившия. Веруем: возлюби тя Бог праведнаго, да тебе ради нас, грешных, помилует, от клятвы разрешит, от недуг избавит, и по всей вселенней страшно и славно будет имя Его, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

Молитва святому Нектарию Эгинскому при онкологии

«О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый!
Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, велий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши. Слышахом об иерее, тебе тезоименитем и храм во имя твое созидавшем со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте, дела же своего святаго не оставляше. Внезапу ты, Святителю многомилостиво, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же непщуя тя собрата едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую Литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде и умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит». Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, абие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне, и чудеса твои аки море преизливающееся умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостью за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да совершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему. Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков!
Аминь.»

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Дни памяти: 9(22) ноября , 9(22) июня , 21 августа (3 сентября) (Перенесение мощей)

Первые шаги на пути к монашеству и священству

Святитель Нектарий Эгинский (мирское имя: Анастасий Кефалас) родился в многодетной бедной семье, недалеко от Константинополя, в Селибрии Фракийской, 1 октября 1846 года.

Несмотря на многочисленные трудности материального характера его родители чтили и славили Бога, благодарили Его за ниспосылаемые милости, уповали на Его волю и соблюдали заповеди.

Анастасий был пятым ребёнком у Димоса и Василики Кефалас. Между тем, родительской ласки, любви и внимания хватало на всех. Дети с малолетства приучались к духовной литературе и к молитве, в том числе — к молитвенным песнопениям.

Сам Анастасий, будучи ребёнком, любил слушать проповеди в храме, которые, затем, придя домой, старательно записывал. Кроме того он любил читать Жития святых. Он хотел получить хорошее религиозное образование, но по недостатку средств семья не могла отправить его для учебы в город, и поэтому, окончив начальную школу, он какое-то время продолжал оставаться в селе.

Когда Анастасию было 14 лет, ему удалось упросить капитана корабля, направлявшегося в Константинополь, взять его на борт. Прибыв в Константинополь, он сумел устроиться на работу в табачную лавку. Зарплата была невысокой: денег едва хватало на скудную еду. Анастасий много молился, и это удерживало его от отчаяния.

Однажды, когда и одежда, и обувь пришли в совершенную негодность, он решился написать и отправить послание Самому Христу. Сообщив Искупителю о своих нуждах, на конверте, где надлежало назвать адресата и адрес, он указал: Господу Иисусу Христу на Небеса. Один из торговцев, встретив его по дороге на почту и взглянув на его босые ноги, взялся лично отправить письмо. Но когда, немного спустя, он взглянул на конверт и увидел, Кому именно предназначалось послание, весьма удивился, не удержался и ознакомился с его содержанием. Сжалившись над Анастасием, он от имени Бога сам отправил ему денежные средства.

Через какое-то время Анастасий трудоустроился при подворье Храма гроба Господня, на должность смотрителя в школе. Здесь он смог продолжить своё обучение.

В 1866 году он решил посетить своих родных. Во время путешествия на корабле порыв сильного штормового ветра надломил мачту и едва её не сломал. В продолжении шторма Анастасий усердно молился Богу о спасении. Путешествие закончилось благополучно.

Некоторое время спустя Анастасий получил место школьного учителя в селе Лифи, располагавшемся на острове Хиос. Он проработал там несколько лет, сочетая учительство с Евангельской проповедью. За время пребывания на острове он сформировал из учеников неплохой хор, с которым, затем, пел в местном храме.

В этот период он всё больше склонялся к мысли о монашестве.

Монашеская жизнь

В 1875 году Промыслом Божьим Анастасий поступил в обитель Нео Мони. Пройдя испытание и искус, был пострижен во иноческий образ, получил новое имя: Лазарь. Какое-то время исполнял, в рамках монастырского послушания, обязанности секретаря.

В 1877 году Лазарь был пострижен в мантию с именем Нектарий и возведен в сан иеродиакона.

Вскоре, содействием одного состоятельного благодетеля, отец Нектарий познакомился с Патриархом Александрийским, а затем, с его благословения, поступил в Афинский университет на богословский факультет. Он успешно окончил его в 1885 году.

Жизнь в Александрии

После окончания факультета отец Нектарий отправился в Александрию. Труд и молитва способствовали его духовному восхождению; близость же к Александрийскому Патриарху — восхождению по иерархической лестнице.

В марте 1886 года Нектарий был рукоположен во священника и определен на служение в собор святого Саввы. Через несколько месяцев удостоился возведения в звание архимандрита.

Какое-то время он трудился в Патриаршем Секретариате, а затем был назначен на место представителя Патриарха в Каире.

Епископское служение

В январе 1889 года отец Нектарий, будучи избранным из числа нескольких кандидатов, удостоился посвящения во епископа Пентапольского.

Как это часто случается в жизни, возвышение Нектария встретило со стороны ряда его оппонентов активное сопротивление.

Кому-то казалось, что благодаря использованию связей он слишком резво строит свою карьеру, кто-то считал, что на его месте должен был быть именно он, кто-то просто завидовал. Так или иначе, но против епископа Нектария стали интриговать. Не брезговали даже и клеветой. Патриарх Софроний был к тому времени стар, и ему было трудно справляться с наплывом бесконечных обвинений, организованных в отношении его подопечного.

В конце концов, в 1890 году епископ Нектарий был освобожден от занимаемой должности и удален со своей кафедры.

В качестве уступки ему дозволялось жить на прежней квартире, разделять общую священническую трапезу, совершать требы, однако запрещалось без специального разрешения посещать города, находившиеся под окормлением Патриарха.

Опала

В скором времени, согласно очередному распоряжению сверху, святитель всё же покинул Египет, приняв изгнание со смирением.

Перед самым отъездом он получил отрадное письменное обращение, под которым стояли подписи более чем девятисот верующих. Они с благодарностью отзывались о его деятельности на митрополичьей кафедре, горячо сожалели о случившемся и просили поминать их, грешных, в молитвах.

Деятельность в Афинах

Первое время по приезде святителя в Афины, к нему, как к опальному священнослужителю, да к тому же и не имевшему греческого гражданства, относились с большой настороженностью, если не сказать большего. По этой причине он не только не мог найти для себя надлежащего применения, но часто — и хлеба насущного.

После многократных попыток достучаться, если не до сердца, то хотя бы до двери служебного кабинета министра по делам религии, тот всё-таки обратил на это дело внимание и сделал соответствующий запрос в греческое консульство в Каире. Ответ заключал положительный отзыв о святителе, в тоже время свидетельствовал о нём как о жертве интриг.

В свою очередь сам святитель Нектарий, до того предпочитавший отмалчиваться и не искать публичных оправданий, написал Патриарху и разъяснил ему своё видение ситуации.

В конце концов, при личном вмешательстве мэра, узнавшего об этой истории, он сумел обрести для себя место проповедника.

Правда, первое время и на этом месте он встречал недоброжелательно настроенных к нему людей: сказывалось влияние слухов, формировавшихся на основе всё той же клеветы. Святитель даже подумывал отказаться от должности: так высоко было выказываемое ему недоверие. Но в дальнейшем, помощью Божьей, положение изменилось. Народ увидел в нём ревностного и добродетельного служителя. И это живое, сердечное впечатление граждан уже не могло быть испорчено ложными сплетнями.

Вскоре молва о благочестивом проповеднике получила широкое распространение и дошла до ушей власть имущих людей. Как результат, ему доверили возглавить богословскую школу, находившуюся в центре Афин.

К тому времени как владыка Нектарий возглавил это учебное заведение, оно пребывало в состоянии упадка. Хорошие организаторские качества, наличие творческой инициативы, высокое чувство ответственности святителя позволили переломить ситуацию к лучшему, повысить общий уровень дисциплины, наладить учебный процесс.

Попытка возобновления отношений с Александрийской Церковью

В 1899 году, по смерти Александрийского Патриарха Софрония, владыка Нектарий предпринял попытку урегулирования давнего вопроса. В Греции его принимали за временного епископа, тогда как Православные Египта готовы были видеть его на месте почившего Софрония. Сам Нектарий не стремился занять осиротевшую кафедру, но хотел ясности в определении своего канонического статуса.

Когда в 1902 году на Александрийский Патриарший Престол взошёл Фотий, святитель Нектарий обратился к нему с посланием, выражая надежду на содействие в разрешении давнего вопроса. Но Патриарх Фотий ему так и не ответил. Тогда святитель обратился к Константинопольскому Патриарху Иоакиму, прося его рассудить дело. Но и это не помогло.

Эгинская обитель

В 1904 году святитель прибыл на Эгину. К этому времени под его пастырским руководством было несколько девушек, желавших принять монашество, однако не хотевших выходить из-под его духовного окормления. И святитель желал подобрать место для организации монашеской общины.

В Ксантосе, недалеко от Эгинского порта, он обнаружил древние монастырские руины, где, по преданию, подвизалась святая Анастасия Эгинская. Помимо руин он обнаружил там одинокую набожную старушку, которая присматривала за храмом и которая сообщила ему, что перед тем видела его во сне как восстановителя обители.

На средства благотворителей, к которым он, конечно, добавил и свои скудные сбережения, владыка Нектарий выкупил развалины, восстановил церковь, отстроил обитель, посвятил её Пресвятой Троице. Строительство длилось несколько лет и завершилось в 1914 году.

Оставаясь в Афинах, и продолжая руководить богословской школой, святитель Нектарий постоянно переписывался со своими духовными чадами, послушницами монастыря. Кроме того он заботился и об их повседневных нуждах, помогая, чем мог.

В 1908 он окончательно переселился в Эгинский монастырь. После подачи в отставку владыка был освобожден от обязанностей руководителя школой в Афинах и ему была назначена месячная пенсия в размере трехсот драхм.

С этого времени он проводил для послушниц и инокинь регулярные занятия по Догматике, Аскетике, Этике. По мере необходимости отвечал на их частные вопросы, утешал, вдохновлял, духовно укреплял.

Под конец жизни святитель Нектарий страдал от болезни. Когда его доставили в больницу, он был положен в более чем скромную палату среди бедняков. Последние дни земной жизни он много страдал, но при этом благодарил Бога. Его смерть наступила 8 ноября 1920 года.

Тропарь святителю Нектарию Эгинскому, глас 4

Преподобнически пожив, яко мудрый иерарх,/ прославил еси Господа/ добродетельным житием, Нектарие преподобне./ Темже, Утешителя прославлен силою,/ Божественными мощми твоими,/ демоны отгониши и болящия исцеляеши,// верою приходящия ти.

Тропарь, глас 1

Силиврии отрасль и Эгины хранителя, в последняя лета явльшагося, добродетели друга искренняго, Нектария почтим, вернии, яко божественнаго служителя Христова: точит бо цельбы многоразличныя благочестно вопиющим: слава Прославльшему тя Христу, слава Давшему ти чудес благодать, слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак,глас 2

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Нектарие, со Ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Молитва святителю Нектарию, Эгинскому чудотворцу

О, Святителю Нектарие, отче Богомудрый! Приими, блюстителю веры православныя, исповедание устен людей христоименитых, собранных днесь в храме благодатию Божиею, в тебе живущею. Весть бо достиже до предел Российских, яко ты, великий во святых угодниче Христов, во всех концех вселенныя призывающим имя твое являешися и от раковыя болезни исцеление даруеши.

Слышахом об иерее, тебе тезоименитом и храм во имя твое созидавшем, со скорбьми велиими. Раковою убо язвою грудною поражен бе, крови на всяк день точащейся, и страждаше люте; дела же своего святаго не оставляше.

Внезапу ты, Святителю многомилостиве, с небесе сшед, ему во храме предстал еси в видимом образе. Он же, непщуя тя собрата, едина от смертных быти, прошаше молитв твоих и рече: «Боляй есмь вельми, обаче хощу святый олтарь наздати, да поне единожды святую литургию вкупе с прихожаны совершу; послежде н умрети готов есмь, смерть бо мя не страшит».

Ты же, отче, безплотен сый, слезами лице свое орошаше! и объем страдальца, лобызаше и, глаголя: «Не тужи, чадо мое, яко, болезнию испытан, здрав будеши. Вси убо о чудеси сем ведати имут». Он же, исцелен быв, асбие разуме, с кем беседоваше, тебе невидиму бывшу. О, великий угодниче Христов Нектарие! Храм оный свершен есть ныне и чудеса твои, аки море преизливающееся, умножишася! Мы же познахом, яко молитве праведника должно поспешествуемой быти усердием нашим к службе Божией и решимостию за Христа умирати, да здрави обрящемся. Молят тя, отче праведный, болящая чада твоя: да свершается с нами воля Божия, благая, угодная и совершенная, не хотящи смерти грешнику, но еже обратитися и живу быти ему.

Ты же, провозвестниче воли Божией, исцели ны благодатным явлением своим, да велик будет Бог на небеси и на земли во веки веков! Аминь.

Святой Нектарий, чудотворец Эгинский родился во Фракийской Силиврии (Село в Восточной Фракии, недалеко от Константинополя) 1 октября 1846 года. Мальчик, которого при крещении нарекли Анастасием, был пятым ребенком в бедной греческой семье Кефаласов. Уже с малых лет он испытывал огромную радость, когда можно было рано утром пойти в церковь, присутствовать на богослужении, просто находиться в храме, прислуживая священнику. В то время, как другие дети, как им и положено, играли в свои игры, он из бумаги мастерил «облачения» и представлял себя священником. Взбирался на стул, словно поднимался на амвон, чтобы провозгласить слово божие.

Анастасий очень хотел выучиться грамоте, постичь священную науку – богословие, стать проповедником слова Божия. Однако семья его была настолько бедна, что родители не могли ему купить даже тетради. В 14 лет он уезжает в Константинополь, где в те времена процветала греческая диаспора. Анастасий находит работу в табачном магазине и одновременно посещает школу. Но на деньги, которые ему платят в лавке, юноша не в состоянии ни купить себе что-либо из одежды, ни, самое главное, помочь своим отцу и матери. Однако он настолько сильно верит Отцу Небесному, что решается написать ему письмо и рассказать о своих нуждах. На конверте он пишет адрес: «Господу Иисусу Христу на Небеса». По дороге на почту, он встречает соседа – хозяина расположенного поблизости магазина, который знал и любил мальчика. «Куда это ты идешь, Анастасий?», — спрашивает тот. «Иду на почту, чтобы отправить письмо», — отвечает мальчуган. «Давай отнесу», я как раз иду в ту сторону, а в другой раз ты окажешь мне услугу».

Анастасий отдал письмо. Сосед не смог сдержать любопытства и взглянул на адрес, чтобы узнать, кому это он пишет письма. Каково же было его удивление, когда он увидел на конверте: «Господу Иисусу Христу на Небеса». То же самое любопытство заставило его вскрыть конверт, чтобы понять, с чем мальчишка обращается к Богу. И когда, можно сказать, Промыслом Божиим лавочник узнает, что тот просит денег на одежду, обувь и фартук для работы, то дает ему эти деньги. И вот парень появляется в обновках. Это видит его хозяин (а он знал, что на те гроши, которые он платит, невозможно купить даже самую простую еду) и, решив, что эти деньги украдены из его магазина, сильно бранит и безжалостно бьет мальчишку, не подозревая, что поднял руку на будущего Святителя. Но сосед, услышав шум, все объясняет: «Анастасий не вор, он дитя Бога. Я дал ему деньги и купил то, в чем он нуждался». Тогда хозяин оставил своего молодого помощника в покое. Правда, позже Анастасий поменял работу.

Когда ему исполнилось двадцать два года, он покинул Константинополь и устроился учителем в школу на острове Хиос, в селе Лифи. Сельчане отзывались о нем с восхищением. Он прикладывает огромные усилия, чтобы выпестовать из своих учеников настоящих граждан. Анастасий часто собирает христиан и учит их Закону Божиему. Его слова воспринимаются поистине как небесная роса. «Стремишься посеять мир, — говорил он, — возлюби!»

Через семь лет он оставляет школу и становится насельником и поныне известной обители на острове Неа Мони (о. Хиос).

В 1877 году он принимает постриг в мантию с именем Нектарий и рукоположение в иеродиакона. Имя Нектарий станет со временем известно всему миру, и с этим именем он сподобится святости.

Между тем, сокровенное желание учиться именно богословскому делу, зародившееся когда-то в душе Анастасия, не исчезло, а со временем лишь усилилось. Понимание того, что он беден, не отпугивает его. С этим чувством он отправляется в Афины.

Господь не оставляет его. Нектарий знакомится с одним состоятельным благочестивым человеком – Иоанном Хоремисом, и тот, узнав о намерениях молодого монаха, становится его покровителем на новом жизненном этапе.

При финансовой поддержке Хоремиса он окончил гимназию, и в 1882 году при посредничестве митрополита Хиосского Григория отцу Нектарию удалось получить каноническое разрешение и рекомендации для занятий на богословском факультете Афинского университета. Учится он блестяще, о чем свидетельствует и стипендия А.Г. Пападакиса (благотворитель, жертвовавший средства на обучение студентов), которую ему платили как студенту, получающему на экзаменах только отличные оценки. Молодой монах становится настоящим приверженцем церковной науки. В Афинах он сохранил твердость характера и непорочность сердца.

В 1885 году Нектарий получает диплом об окончании университета, который сегодня можно видеть в его монастырской келье на острове Эгина. Его заветные желания с Божьей помощью исполняются.

Получив богословское образование, он вернулся в Александрию. В 1889 году уже архимандрит Нектарий Кефалас в возрасте 43 лет возводится в сан архиерея и назначается митрополитом некогда славной Пентапольской митрополии. Владыка Нектарий благодарит и славит Бога за этот новый дар: «Господи, почему Ты возвел меня в столь высокое достоинство? Я просил Тебя сделать меня всего лишь богословом, а не митрополитом. С малых лет я просил о возможности получить образование и стать простым тружеником на ниве Твоего божественного слова, Ты же меня испытываешь бренными и суетными искушениями этого мира. Взрасти во мне смирение, Господи, как только Ты это можешь, и удостой меня прожить согласно словам апостола Павла, сказавшего: «Уже не я живу, но живет во мне Христос».

На своем новом послушании святитель работал с огромным усердием и самоотверженностью. Его вклад в укрепление Александрийской Церкви был огромен, но интриги собратьев измучили владыку Нектария. Митрополита обвиняли в том, что он замышляет заговор и трудится с одной лишь целью – завладеть патриаршим престолом Александрии. В конце концов, наветы и зависть оказались сильнее, и святитель получил приказ освободить свой пост, а чуть позже и покинуть землю Египетскую.

Так он вступает на путь новых испытаний.

Покинув Александрию в 1890 году, святитель Нектарий пребывает в Афины. Отовсюду изгнанный, он испытывает страшные лишения. Часто голодает, вечерами мерзнет от холода, пребывает в нужде. Нектарий просит, чтобы ему позволили служить проповедником. Все напрасно. Ледяное молчание. Оставалось только уповать на волю Божию, о чем он знал еще ребенком.

Наконец через год ему удается получить назначение в округ Эвбею – служить проповедником. Так великий митрополит, украшение Александрийской Церкви, становится простым проповедником. Исполненный небесной радости, приступает он к исполнению своего долга. Его, всецело поглощенного своим делом (служением Богу священно проповедью), ставшего отцом для бедных, больных, гонимых, очень скоро полюбил народ.

В марте 1894 года владыка Нектарий становится директором Духовной семинарии имени братьев Ризари в Афинах, которую он возглавлял 14 лет, до весны 1908 года.

Испытывая сильную привязанность к своим ученика, когда те нарушали дисциплину, Нектарий, чтобы не наказывать их, наказывал себя. Однажды на именины к святителю пришел один бедный студент в изношенной обуви. Тогда владыка снял свои единственные ботинки и отдал юноше. Когда ему сказали: «Ваше преосвященство, зачем Вы их отдали, ведь у Вас нет других? В тапочках будете встречать людей, которые придут с поздравлениями?», то в ответ услышали: «Мне не нужны ботинки, а этому парню нужны, и я должен ему помочь, чтоб он выучился и стал полезным и себе самому, и своей семье, и всему обществу».

Чтобы один из служащих семинарии не лишился из-за болезни своего места, святитель сам убирает подсобные помещения. Когда однажды утром пришла жена этого служащего, чтобы заменить своего мужа и увидела владыку Нектария, который, засучив рукава, делал уборку, очень удивилась: «Вы, Ваше преосвященство, выполняете такую работу?» — «Никому ничего не говорите, — прервал ее директор, — важно, чтобы ваш муж выздоровел, не потерял место и чтоб ваши дети не голодали».

За годы работы в семинарии отец Нектарий воспитал блестящих служителей Церкви, ученых, общественных деятелей.

Ученики чувствовали его святость. С благоговением приходили каждый день на занятия. Их поражали его простота, кротость, глубокое смирение, прекрасное образование, его добродетельная жизнь. После кончины владыки его знаменитые ученики рассказывали об этом и в устной и в письменной форме.

В храме святого Георгия при семинарии владыка выходил на проповедь каждое воскресенье и как магнит, притягивал к себе людей. Там с ним познакомились и его духовные дочери, с которыми со временем он основал на острове Эгина монастырь (1904 г.).

В монастыре владыка руководит духовной жизнью монахинь, занимается богословием, пишет книги; как заправский сапожник, чинит сестрам обувь. Да, митрополит, директор духовной школы латает обувь бедным монахиням, потому что глубоко чувствует важность смирения.

«Дорогие мои, — говорил он, — счастье, внутренняя радость проистекают от смирения».

В своем монастыре старец мог утешить одним своим видом, он излучал доброту, был прост, давал мудрые советы.

В монастырь на Эгине отовсюду стекались больные, страждущие и исцелялись. Неверующие и настроенные враждебно обретали веру. Клеветники и обвинители переставали быть таковыми. Святитель творил чудеса еще при жизни. Во время засухи он вставал на молитву, и Бог посылал на остров благодатный дождь. Ему достаточно было помолиться, чтобы пришла помощь. Однажды, когда море страдало от какой-то неизвестной местным жителям болезни, ловцы морских губок возвращались с пустыми руками и их семьи претерпевали нужду и голод. Тогда они отправились к отцу Нектарию и попросили его о помощи. Молясь всю ночь, наутро старец указал им место, где они найдут губки. В указанном месте, на дне моря ловцы нашли настоящее чудо — множество губок, на каждой из которых чудесным образом просматривался отчетливый рисунок креста. Часть из них до сих пор хранится при монастыре, в келье святого Нектария.

В 1920 году, пребывая в мучениях от болезни, которую владыка Нектарий скрывал полтора года, потому что не хотел никого беспокоить, он, в конце концов, дает согласие, чтобы его перевезли в афинскую больницу для бедных, как неимущего.

— Кто этот больной? – спрашивали врачи монахинь, которые сопровождали своего старца.

— Митрополит Пентапольский, — отвечали те.

— Первый раз видим митрополита без панагии и жезла, — удивлялись больничные сестры.

Прикованный к постели, тяжело больной святитель очень страдал. «Спасибо, — благодарил он всех, — за вашу любовь».

Вечером 8 ноября 1920 года в полном сознании в возрасте 74 лет святитель Нектарий отошел в иной мир. Сильное благоухание наполнило больничную палату. В тот момент, когда его переодевали, снятое с владыки белье коснулось больного на соседней койке, и тот совершенно исцелился. (Известно, что сосед владыки Нектария по палате был парализован и прикован к постели. Как только одежда святителя коснулась его, он тут же встал на ноги). Это было первое из множества чудес, которые продолжают происходить после смерти святителя, и по сей день.

В течение 48 часов, пока проходило прощание с владыкой, его останки непрестанно источали аромат, и благоухание распространялось без какой-либо фальсификации. Никогда еще на Эгине не было таких похорон. Святитель собрал вокруг себя своих почитателей. Священнослужители, выпускники Ризарийской семинарии, рыбаки, ловцы губок – все оплакивали кончину своего чудотворного заступника.

После смерти святого и двух первых вскрытий захоронения, его священные останки оставались нетленными и источающими благоухание. Тело старца имело все признаки святого.

Церемония обретения святых останков митрополита Нектария состоялась 3 сентября 1953 года. Незадолго до этого дня он явился во сне одной из монахинь и попросил о вскрытии захоронения со словами «Теперь я должен разойтись по всему миру». Разложение священных останков владыки произошло по произволению Божиему, как это бывало в других случаях со святыми, чтобы частицы мощей разошлись по всему миру, неся с собой благословение святителя.

День памяти святого отмечают ежегодно 9/22 ноября. При крещении дают детям имена Нектарий и Нектария, носят на груди образки святителя как обереги. Молятся святителю Нектарию об исцелении болезней и помощи в тяжелых жизненных обстоятельствах.

Среди тех, кто со всего света приезжает на греческий остров поклониться святым мощам благодатного старца, все чаще можно увидеть русских людей. Живут в монастыре и русскоговорящие монахини, которые с охотой рассказывают о жизненном пути и чудесах, совершенных как при жизни, так и после смерти их почитаемым святым.

За свою жизнь святитель Нектарий прошел сквозь многие искушения. Он был убежден, что «любая скорбь с терпеливым ожиданием переносимая, становится ступенью, приближающей к совершенству». На дощечке, которая до сих пор сохранилась в его келье, начертано: «Распятие – это часть моей жизни».

Память 9/22 ноября


Святитель Нектарий Пентапольский, Эгинский Чудотворец

В неостановимом потоке времен святые — эти сияющие звезды Церкви — всегда освещали и согревали души православных христиан. Наша Церковь была богата святыми не только в первые, обагренные кровью века своего восхождения, они появлялись и на более поздних этапах развития христианства. Святые живут среди нас и своей истинно христианской жизнью восходят по тому же пути, по которому первым прошел Господь; по пути, который Он освятил своею добровольной жертвой; по пути, которому с тех пор следовало великое множество людей. Их сонм, по благодати Божией, не перестает пополняться.
Они продолжают возвышающий человека трудный путь, отдавая свою душу — самое ценное, что имеют, — во имя соединения с Творцом.

Такой личностью, сконцентрировавшей в себе все свои духовные силы, посвятившей себя делу внутреннего совершенствования и соединению с Богом, была личность святого отца нашего Нектария — чудотворца, митрополита Пентапольского, подвизавшегося на Эгине.

Святитель Нектарий — тот святой, которого прославил Господь уже в наше время. Он явил собой новую яркую звезду на небосклоне Православия.
Его жизнь, с первых шагов и до благословенной кончины, оставила по себе заметный след в христианских душах Ближнего Востока и Греции. Он стал неугасимым маяком на Эгине, источая свою благодать и благословение на весь мир. Жизнь этого человека была непрестанной борьбой во имя достижения истинного знания и добродетели. Это был трудный путь, но он проходил его победоносно. Житие святого Нектария — это осуществление непоколебимого желания обрести то, к чему так стремилась всеми силами его душа, обрести Бога Истинного.

Он стал победителем в духовной брани, и потому уже через довольно короткое время с момента его кончины слава о нем распространилась повсюду. Святитель Нектарий — крупный иерарх в плеяде отцов нашей Церкви, одна из высочайших ее вершин, столп святости.

Он родился 1 октября 1846 года в селе Силиврия, в Восточной Фракии, крещен 15 января 1847 года с именем Анастасий. Его родители — Димос и Василики Кефалас были простыми бедными людьми, но по-христиански сердечными, благочестивыми, добродетельными. Они имели множество достоинств, и благодатным духовным плодом всего этого стал Анастасий Кефалас, впоследствии — святитель, чудотворец Нектарий мироточивый. Благочестивые родители растили Анастасия, пятого из шестерых детей, «в традициях и духе заповедей Господних».

Мать учила его песнопениям, молитвам и часто заставляла читать и петь различные тропари. Особенно старалась она, чтобы мальчик запомнил 50-й псалом Давида «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Этот умилительный псалом, волнующий всякую христианскую душу, производил особое впечатление на благословенное чадо. Мальчик читал его часто и, как он сам позже рассказывал сестрам своего монастыря и другим ученикам, когда доходил до слов: научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся, — то останавливался и множество раз повторял этот стих, чем будущий святитель как бы предугадывал свое миссионерское служение.

С юного возраста мальчик чувствовал зов Божий и свое священническое призвание. Он очень любил церковь, с радостью посещал все службы и сколь можно долго оставался в храме — прислуживал священникам. Особо он внимал проповедям. Возвратясь домой из храма, мальчик повторял наизусть целые отрывки из проповеди и приводил тем самым в изумление всех домашних. Будучи еще совсем крохой, он мастерил из бумаги «облачения» и совершал со своими сверстниками всевозможные «службы». Когда Анастасию исполнилось семь лет, он где-то раздобыл белые листы бумаги и стал старательно их сшивать нитками. На вопрос матери, что он делает, Анастасий ответил: «Я хочу сделать книгу и записывать туда Словеса Божии». В Силиврии мальчик получил начальное образование. Особенно он любил читать книги религиозного содержания. Но продолжать учебу он не мог, потому что ни средней школы в его родном селе не было, ни денег, чтобы поехать куда-то учиться. Препятствия были большие, но еще большими были его вера и желание. Он весь пребывал во власти мечты получить христианское образование, с тем, чтобы учить других творить волю Божию. Так Анастасий принимает трудное решение уехать на чужбину. По благословению родителей, он отправляется в Константинополь. Сохранилось предание о том, что четырнадцатилетний Анастасий добрался до порта, чтобы подыскать корабль, на котором можно было бы пуститься в плавание. Он подошел к какому-то судну и стал упрашивать капитана взять его с собой. А тот, посмотрев на подростка, лишь ухмыльнулся: «Иди, погуляй, малыш. А потом приходи, мы тебя возьмем». Анастасий понял иронию как отказ капитана и со слезами смотрел, как готовили корабль к отправлению.


Икона свт. Нектария

Вот уже капитан отдает команды машинистам, заработали двигатели, а судно — ни с места. Поступил приказ набрать обороты, но судно стояло, как привязанное. В недоумении капитан встретился взглядом с печальными глазами Анастасия, стоявшего на причале, и, пожалев подростка, сделал ему знак подняться на корабль. И — о, чудо! Лишь только Анастасий вступил на палубу, корабль сам отошел от берега! В Константинополе его первым рабочим местом стал табачный магазин. Но труд там оплачивался очень низко, потому юноша и ходил унылый, одетый в лохмотья, часто совсем голодный. Единственным его утешением была вера Христова: он беспрестанно молился. Днем трудился не покладая рук, а ночью изучал Священное Писание. Стремясь к миссионерской деятельности, он на кисетах и обертках табачных брикетов писал различные изречения святых отцов, чтобы духовно помогать своим клиентам.
Об этом вспоминал сам святой Нектарий в предисловии к книге «Ученых сокровища».

Молодой человек продолжал жить в страшных лишениях. Как-то, совсем отчаявшись, он задумал испросить у Самого Бога то, в чем испытывал нужду. Он всегда это делал в молитве, но в простоте своего искреннего сердца решил обратиться к Богу… с письмом.

Мальчик хотел изложить свою жалобу и попросить Господа укрепить его. Он взял ручку, бумагу и простосердечно написал то, что чувствовал. Заклеил конверт и подписал: «Господу Иисусу Христу на Небеса». А потом отправился на почту. По дороге повстречался хозяин соседнего магазина, который хорошо знал этого доброго мальчика и видел, какие испытания выпадают на его долю. Сосед тоже шел на почту и предложил отправить письмо Анастасия вместе со своими. На почте торговец увидел адрес на конверте и пришел в изумление. Не веря своим глазам, он открыл письмо и прочитал. Господь помог ему понять всю драму, переживаемую Анастасием. Этот человек тут же взял чистый конверт, вложил деньги и по-отечески написал, как этими средствами распорядиться. Запечатав конверт, он отправил его по адресу Анастасия, который, получив такое послание, не знал, куда и деваться от радости. В жизни мальчика наступил настоящий праздник, праздник в честь «ответа» от Господа. Он тут же купил себе одежду, обувь, продукты. А хозяин табачной лавки, завидев столь разительную перемену, сразу подумал, что все это куплено на краденные у него деньги. Он обругал мальчика, избил и выгнал его. Напрасны были слезы и объяснения. Конфликт разрешился лишь после вмешательства благодетельного соседа. Очень скоро Анастасию нашли новое, более подходящее для юноши занятие — он стал смотрителем в школе при подворье храма Гроба Господня. Здесь ему можно было и самому учиться.

В Константинополе он прожил шесть лет. В возрасте двадцати лет в канун Рождества Христова, в 1866 году, тоскуя по дому, юноша решается поехать на праздник к своим. Во время плавания поднялась страшная буря. Кораблю грозило крушение. В какой-то момент мачта надломилась. Анастасий тут же снял с себя пояс, привязал к нему крест, который дала ему его добрая бабушка, и скрепил поясом сломанную мачту. Держа ее одной рукой, другой он совершал крестное знамение, произнося слова: «Господи, спаси нас. Дай мне, Господи, получить богословское образование, чтобы затворять уста оскверняющим божественное имя Твое!» И свершилось чудо! Корабль благополучно прибыл в порт.

В тот же год Анастасий перебирается на остров Хиос. Здесь ему предлагают место учителя в селе Лифи, где он и проработал более семи лет. Сельчане несказанно любили своего учителя, ценили то, что он не ограничивал свою деятельность лишь рамками школы, а проповедовал в храме слово Божие, проводил обширную духовную работу, занимался благотворительностью. Сам учитель жил чрезвычайно скромно, почти аскетически. По воскресным и праздничным дням он приходил в скит святых отцов на острове Хиос и слушал поучения старца Пахомия о началах монашеской жизни.

7 ноября 1876 года Анастасий принимает монашеский постриг с именем Лазарь. Его записывают в насельники знаменитого Нэа Мони (Нового Монастыря), построенного еще в 1045 году императором Константином Мономахом. Инок Лазарь получает послушание секретаря. Братия монастыря питала особую любовь к молодому монаху, ценя его покладистость и исключительно смиренный нрав. Через год после пострига многочисленные дарования инока были оценены по заслугам, и 15 января 1877 года, в день своего крещения, митрополитом Хиосским Григорием в кафедральном соборе святых Минаса, Виктора и Викентия Лазарь рукополагается в сан диакона. Он получает новое имя — Нектарий. Это имя станет позже известно всему миру. Призывая его, многие люди по вере своей сподобятся милости Божией.

В непрестанной молитве и посте провел отец Нектарий в Нэа Мони три года, готовя себя к тому высокому служению, на которое его подвигал Господь.
Благодать Божия щедро изливалась на диакона Нектария. Величие его души проявлялось во всем. Молодой монах жаждал учиться, а средств не было. Но Господь не оставлял его! Он внушил одному благочестивому и богатому христианину, по имени Иоанн Хоремис, обратить внимание на диакона Нектария из Нэа Мони и помочь ему стать благословенным орудием Промысла Божия. Этот человек и взял на себя затраты по переезду отца Нектария в Афины для продолжения учебы. Возрадовался отец Нектарий, видя, как начинает воплощаться его мечта, И славил имя Преблагого Бога. Молясь за своего благодетеля, он с головой окунулся в учебу.

После завершения образования, по рекомендации Хоремиса, он переезжает в Александрию к Патриарху Софронию IV, занимавшему эту кафедру с 1870 по 1899 год. Патриарху нравились молодые люди, обладавшие истинно христианским нравом и любившие науки. Он особо оценил диакона Нектария, посоветовал ему вернуться в Афины, чтобы продолжить учебу и получить высшее богословское образование. В 1882 году отец Нектарий поступает на богословский факультет Афинского университета. Учится он блестяще, получает даже стипендию имени А. Пападакиса. Диплом выпускника богословского факультета отец Нектарий получает 13 ноября 1885 года и возвращается в Александрию. В соборе Святого Саввы 23 марта 1886 года Патриарх рукополагает его во священника. Через пять месяцев, в августе того же года, его возводят в сан архимандрита в храме Святителя Николая в Каире. Параллельно он назначается проповедником и патриаршим секретарем, а затем и патриаршим наместником в Каире. Архимандрит Нектарий проявил великое рвение в выполнении своих высоких обязанностей. Он заботился прежде всего об умножении числа клириков в своей епархии, проповедовал и вразумлял людей, направлял деятельность храмов. За его трудами пристально следил Патриарх Софроний и принял решение вознаградить его усердие. Так Нектарий получил титул верховного архимандрита Александрийской Церкви. Через три года, 15 января 1889 года, верховный архимандрит Нектарий Кефалас рукополагается во архиерея и назначается митрополитом когда-то славной Пентапольской митрополии. Хиротония совершалась в патриаршем соборе Святителя Николая в Каире Патриархом Софронием и архиереями — бывшим епископом Керкирийским Антонием и Порфирием, епископом Синайским.

Митрополит Пентапольский Нектарий, славя Господа, начинает прилагать еще большие усилия для воситания своих духовных чад. Слава о нем идет по всему Египту и распространяется далеко за его пределами.

Но ненавидящий добро диавол устроил так, что у Владыки Нектария объявляется непримиримый враг в лице правящего архиерея. Все предполагали, что митрополит Пентапольский станет в будущем Патриархом Александрийским и с этого возвышения сможет наносить удары по главным центрам сатанинской державы. И это мнение, возможность осуществления такого, хотя митрополит Нектарий об этом никогда не думал, сатана делает темой пересудов, сплетен, домыслов. Завистливые и злобные люди стали убеждать Патриарха в том, что митрополит Пентапольский замышляет заговор и трудится лишь для того чтобы достичь одной цели: завладеть патриаршим престолом Александрии. Коварные доклады не замедлили оказать воздействие на более чем 90-летнего Патриарха, и через некоторое время благочестивый, смиренный и безобидный Нектарий очутился я роли гонимого. Его жизнь в Патриархии стала невыносимой. Поначалу с него сняли все обязанности, освободили от должностей, которые он занимал, наконец, Патриарх без всяких объяснений его уволил.
Зло и зависть восторжествовали. Святитель Нектарий был удален с поста патриаршего Местоблюстителя, а через два месяца его изгоняют из пределов Патриархии с такой вот бумагой: «Наше недостоинство настоящим патриаршим отпустным письмом заявляет, что податель сего Преосвященный Митрополит славной Пентапольской епархии Владыка Нектарий Кефалас, не ужившийся в климате Египта, отсылается в земли иные и призывается исполнять свои архиерейские обязанности, где бы он ни находился, по разрешению местных церковных властей. В подтверждение сего выдается сие отпустное письмо для предъявления его во всех необходимых случаях, Александрия, 11 июля 1890 г. Патриарх Александрийский Софроний».

Святой Нектарий терпеливо переносит выпавшее на его долю испытание. Он уезжает из Египта в скорби, ибо оставляет здесь свою паству и все, что сделано его трудом. Около тысячи его духовных чад из греческой общины в Каире обратились к нему со скорбным прощальным письмом, в котором благодарили его за труды и за святость жизни. И вот он уже в Афинах.

Более семи месяцев святой Нектарий живет в Афинах в страшных лишениях. Но все свои духовные и материальные нужды, всю свою жизнь он вверяет Самому Господу. Он верил, что Господь и на сей раз позаботится о нем. Так и случилось. 15 февраля 1892 года ему предоставляется место проповедника во Фтиодитской и Фокидской епархиях. В марте 1894 года его приглашают возглавить Духовную школу имени братьев Ризари. Это была огромная ответственность. Он должен был готовить к служению способных богословов, проповедников, епископов, иереев. В этой должности святой оставался 14 лет. Период работы в Ризарийской школе был продуктивным и необыкновенно плодотворным. Вклад святого Нектария и здесь невозможно было переоценить. Как раз в период работы святителя на посту директора школы опустел патриарший престол Александрии и, как свидетельствуют печатные материалы того времени, мысли всех обратились к митрополиту Пентапольскому.

Но он предпочел уединенную жизнь. К этому времени он посещал уже Святую Гору и желание следовать по монашескому пути все более укреплялось в нем. В 1904 году, будучи еще директором Ризарийской школы, святой Нектарий основывает женский монастырь Святой Троицы на острове Эгина.
Там поселяются первые инокини — его ученицы, которых он часто посещал, укреплял их духовно и материально. В 1908 году он уходит с должности директора школы по состоянию здоровья и поселяется на острове Эгина. Сохранились многочисленные воспоминания о его святой жизни там, о необычайных чудотворениях, когда он, подобно древним подвижникам мог низводить дождь в засуху, или изгонять саранчу, или исцелять тяжелых больных, даже слепых. В монастыре Святой Троицы он в большом смирении проводит остаток своей земной жизни, непрестанно молясь, служа Богу, создавая богословские труды, проповедуя, исповедуя, наставляя, духовно укрепляя людей до того самого дня, когда 8 ноября 1920 года в 10.30 вечера Господь призвал его к Себе. Пастырь оставил сей мир в возрасте 74 лет в Афинах и больнице «Аретэо» после двухмесячного лечения по поводу острейшего воспаления предстательной железы.
Сразу же по преставлении Владыки началось приготовление тела к погребению. С усопшего сняли рубашку и положили ее на рядом стоящую кровать, где лежал парализованный. Как только одежда коснулась тела больного, он тут же встал на ноги, славя Господа. В тот же миг вся комната наполнилась благоуханием. Без вскрытия тело подготовили к погребению и переправили на остров Эгина. А там с великим благоговением инокини и местные жители предали его земле на территории монастыря.

В апреле 1921 года, с целью возведения мраморной гробницы, захоронение было раскрыто, и тело усопшего оказалось нетленным. Свежими были даже цветы, положенные во время погребения. Само тело источало удивительный аромат. Его перенесли на 48 часов в игуменские покои, затем облачили в новые одежды и вновь захоронили.

Через три года после преставления тело опять было обнаружено нетленным и благоухающим. В 1927 году, по инициативе Хризостома I, архиепископа Афинского, в третий раз были обретены мощи. Тело святого оставалось нетленным и источало аромат.

3 сентября 1953 года гробницу раскрыли вновь. На этот раз мощи святого, лишь Господу ведомо почему, были найдены истлевшими. 5 ноября 1961 года в монастыре и в городе Эгине прошли торжества по случаю официального причисления к лику святых Православной Церкви Нектария Кефаласа, митрополита Пентапольского (Патриарший указ за № 260 от 20 апреля 1961 г.). Труды, которые оставил после себя святитель Нектарий, многочисленны и представляют для всех нас, православных христиан, огромную духовную ценность. Но и сам святитель постоянно подает свою помощь всем, кто к нему обращается со смиренной верой. Известны случаи явления святого, предупреждение им опасностей, исцелений.

Сегодня 22 ноября Церковь воспоминает святителя Нектария Эгинского, современного подвижника и чудотворца.

Святитель Нектарий (в миру Анастасий Кефалас) родился в бедной многодетной семье в селе Силиврии Фракийской, неподалеку от Константинополя. При жизни он перенес много скорбей, ему пришлось столкнуться с завистью, ненавистью, клеветой и познать, что воистину везде и во все времена «желающие благочестиво жить о Христе Иисусе гонимы будут».

Святитель стяжал дары Духа Святого: непрестанной молитвы и духовного рассуждения, исцеления, прозорливости и пророчества. Когда он служил Божественную Литургию, находясь в молитвенном состоянии, лицо его излучало свет, который был виден окружающим.

Святитель Нектарий Эгинский

В основанном им на Эгине монастыре святитель Нектарий занимался физическим трудом, иногда весьма тяжелым. Он сам копал грядки и ухаживал за садом, носил воду для полива, перетаскивал огромные камни для строительства келий и даже чинил и мастерил обувь.

Жители Эгины стали свидетелями многочисленных чудес, совершенных по молитвам святителя Нектария. Благодаря молитвам святителя Нектария на острове прекратились разбой и грабежи и даже изменился климат – он стал более благоприятным для земледелия.

Во время войны солдаты с Эгины перед отправлением на фронт шли за благословением к святителю. Сестры обители записывали их имена. Список клали потом на престол в алтаре, и святитель молился за них. Все, кто получил благословение святого старца, вернулись с войны целыми и невредимыми без единого исключения.

Мощи Святителя Нектария

Однажды, когда святитель Нектарий молился в сокрушении, на сердце его опустился удивительный мир. Ему явилась Сама Пресвятая Богородица в сопровождении сонма ангелов, поющих особым напевом знаменитую песнь «Агни Парфене». Его можно услышать и на службах в России, а в Греции вообще трудно найти человека, который бы его не пел.

Вот её слова на русском:

Марие, Дево Чистая, Пресвятая Богородице,
Царице Мати Дево, Руно всех покрывающее,
Превысшая Небесных Сил, Нетварное Сияние.
Ликов девичьих Радосте, и Ангелов Превысшая,
Небес Честная Сило, и Свете паче все светов,
Честнейшая Владычице всех Небесных Воинств,

Всех праотцев Надеждо, пророков Исполнение,
В подвизех Ты — Помоще, Кивоте Бога Слова,
И девам — Ликование, и матерем — Отрадо,
Целомудрия Наставнице, душ наших Очищение,
Покрове ширший облака, и страждущих Пристанище,
Немощных Покров и Заступнице, Надеждо ненадежных,

Марие — Мати Христа — Истиннаго Бога,
Ааронов Жезле Прозябший, Сосуде тихой радости,
Всех сирых и вдов Утешение, в бедах и скорбех — Помоще,
Священная и Непорочная, Владычице Всепетая,
Приклони ко мне милосердие Божественнаго Сына,
Ходатайце спасения, припадая взываю Ти:
Радуйся, Невесто неневестная.

Поклониться мощам святителя Нектария можно во время посещения женского монастыря Святой Троицы (им же основанного на острове Эгина) в ходе паломнической поездки «Православные святыни Греции». Кроме того гостеприимные монахини проведут в келию святого, которую они хранят в таком же виде, что и при его жизни.
Ознакомиться с программой можно на странице нашего сайта ГРЕЦИЯ

Гробница Святителя Нектария Эгинского

Наставления святителя Нектария Эгинского

«Любая скорбь, с терпеливым ожиданием переносимая, становится ступенью, приближающей к совершенству».

«Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это».

«Пост, бдение и молитва сами по себе не приносят желанных плодов, потому что они не являются целью нашей жизни, а составляют средство для достижения цели».

«Помните, что после искушения следует духовная радость и что Господь наблюдает за теми, кто претерпевает искушения и страдания ради Его любви. Итак, не малодушествуйте и не бойтесь».

«Доверьте Господу все заботы ваши: Он промышляет о вас».

«Просите каждодневно любви у Бога. Вместе с любовью приходит и всё множество благ и добродетелей».

«Не налагайте на себя более, чем можете понести. Помните, что Бог не по принуждению подает дары Свои, но когда Сам того хочет. Всё, что Он дает вам, вы получаете незаслуженно, по Его милосердию».

Монастырь Святой Троицы на острове Эгина

Составлено с помощью Православие.ру.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *