Мч. Евстратий Севастийский

Евстратий Севастийский (+ ок. 284-305), градоправитель и военачальник, мученик.

Память 13 декабря

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за Христа при императоре Диоклетиане в Севастии Армянской.

Евстратий был знатным и богатым человеком, носившим титул дукса и занимавшим должность советника и главы императорских нотариев города Саталион в Малой Армении. Он до времени хранил в тайне свою принадлежность к христианской Церкви. Но, видя непоколебимость христиан, все же решился на открытое исповедание веры. Cудья велел снять с Евстратия знаки его сана и, раздев донага, бить бичами, а затем привести к себе на допрос. После этого, подвешенный за руки над жаровней с раскаленными угольями, мученик был снова подвергнут бичеванию, а его кровоточащие раны были политы уксусом и посыпаны солью. В тот же вечер христианин чудесным образом получил исцеление.

Пораженный стойкостью мученика, один из его сограждан и подчиненных, по имени Евгений вышел к судье и в свою очередь изъявил желание пострадать вместе с Евстратием и прочими мучениками.

Когда рано утром всех узников повели в Никополь Армянский, Лисий, велел обуть Евстратия в сандалии, пробитые острыми гвоздями. Через два дня изнурительного пути мученики прибыли в Аравраку, родной город Евстратия. Там святого случайно узнал местный житель по имени Мардарий. Потрясенный столь великим самоотречением и ободряемый призывами жены, Мардарий попрощался со своими двумя детьми, вручил семью заботам одного из друзей и предал себя в руки стражников.

Первыми пострадали пресвитер Авксентий, Мардарий и Евгений.

Один из воинов по имени Орест также исповедал себя христианином. Немедленно взятый под стражу, он был затем отправлен вместе с Евстратием к правителю Севастии Агриколаю, поскольку Лисий опасался новыми казнями восстановить против себя многочисленное христианское население Никополя.

Прибыв в Севастию после пятидневного перехода, Евстратий предстал перед правителем, желавшим вызвать его на диспут. Агриколай, оставаясь непреклонным перед всеми доводами Евстратия, утверждал, что тот обязан безусловно повиноваться императору во всем и что, отказываясь поклоняться богам, признанным государственной религией, он заслуживает смерти.

После этого правитель велел привести Ореста и положить его на раскаленное железное ложе, дабы заставить Евстратия быть свидетелем жестокой казни. Устрашившись поначалу ожидавших его страшных мук, Орест, ободряемый Евстратием на подвиг, решительно шагнул навстречу мученической смерти, воскликнув: «Господи, предаю душу мою в руки Твои!»

Ночью, перед казнью, Евстратия тайно посетил в темнице епископ Севастийский Власий и обещал исполнить его последнюю волю и доставить мощи всех пяти мучеников в Аравраку. Помолившись вместе с Евстратием и преподав ему утешительную беседу, епископ совершил Божественную литургию. Когда Евстратий принимал Святое Причастие, мрачный застенок внезапно озарился ослепительным светом и глас с неба произнес: «Евстратий, ты мужественно сражался, прими же теперь свой венец!» Пав ниц, мученик вознес горячую молитву Господу, прося укрепить его дух и послать силы для последнего испытания. Предсмертная молитва святого Евстратия («Величая, величаю Тя, Господи…») читается на субботней полунощнице.

Поднявшись затем на ноги, он смело направился к пылающей печи, осенил ее крестным знамением и вошел внутрь. Мученик Евстратий скончался 13 декабря.

Собор Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию, Оресту праздновался в в храме Иоанна Богослова в Диипионе (ἐν τῷ Διϊπίῳ) в Константинополе, куда, видимо, были перенесены их мощи .

Тропарь Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту

Мученик всечестных светлость,/ пяточисленных страстотерпцев воспоем, / славу земных презревших, / солнца светлаго Евстратия, / премудраго витию со страдальцы, / на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа / и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных. / Тех молитвами, Христе Боже, / спаси души наша.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • «Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест» на портале «Православие.Ру»:

Пост состоит не в том только, чтобы есть редко, но в том, чтобы есть мало, и не в том, чтобы есть однажды, но в том, чтобы не есть много. Неразумен тот постник, который дожидается определенного часа, а в час трапезы весь предается ненасытному вкушению и телом и умом.

Преподобный Серафим Саровский

В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке не достойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воюющие члены плоти и дать свободу действиям духа.

Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему: Блажени алчущии… яко тии насытятся (Мф.5:6).

Подвигоположник и Спаситель наш Господь Иисус Христос перед выступлением на подвиг искупления рода человеческого укрепил Себя продолжительным постом. И все подвижники, начиная работать Господу, вооружали себя постом и не иначе вступали на путь крестный, как в подвиге поста. Самые успехи в подвижничестве измеряли они успехами в посте.

К строгому посту святые люди приступали не вдруг, делаясь постепенно и мало-помалу способны довольствоваться самой скудной пищей.

Преподобный Дорофей, приучая ученика своего Досифея к посту, постепенно отнимал от стола его по малой части, так что от четырех фунтов меру его ежедневной пищи низвел наконец до восьми лотов хлеба .

При всём том святые постники, к удивлению других, не знали расслабления, но всегда были бодры, сильны и готовы к делу. Болезни между ними были редки, и жизнь их текла чрезвычайно продолжительно.

В той мере, как плоть постящегося становится тонкой и легкой, духовная жизнь приходит в совершенство и открывает себя чудными явлениями. Тогда дух совершает свои действия как бы в бестелесном теле. Внешние чувства точно закрываются, и ум, отрешась от земли, возносится к Небу и всецело погружается в созерцание мира духовного.

Однако ж не всякий сможет наложить на себя строгое правило воздержания во всём или лишить себя всего, что может служить к облегчению немощей. Могий вместити да вместит (Мф.19:12).

Наложение на себя строгого правила воздержания во всём или лишение себя всего, что может служить к облегчению немощей, вместить не всякий сможет.

Пищи употреблять должно каждый день столько, чтобы тело, укрепясь, было другом и помощником душе в совершении добродетели, иначе может быть то, что при изнеможении тела и душа ослабеет. По пятницам и средам, особенно же в четыре поста, пищу по примеру отцов употребляй один раз в день – и ангел Господень прилепится к тебе.

Аудиофайл предоставлен библиотекой «Предание»

Пре­по­доб­но­му­че­ник Ев­стра­тий Пе­чер­ский ро­дил­ся в XI ве­ке в Ки­е­ве в бо­га­той се­мье. С воз­рас­том он при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в Ки­е­во-Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, раз­дав свое име­ние ни­щим. Пре­по­доб­ный Ев­стра­тий сми­рен­но про­хо­дил по­слу­ша­ние в оби­те­ли, стро­го ис­пол­няя мо­лит­вен­ное пра­ви­ло и про­во­дя дни в пост­ни­че­стве и воз­дер­жа­нии.

Ко­гда в 1096 го­ду на Ки­ев на­па­ли по­лов­цы и ра­зо­ри­ли Пе­чер­ский мо­на­стырь, ис­тре­бив мно­гих ино­ков, пре­по­доб­ный Ев­стра­тий был взят в плен и вме­сте с трид­ца­тью мо­на­стыр­ски­ми ра­бо­чи­ми и два­дца­тью ки­ев­ля­на­ми про­дан в раб­ство од­но­му иудею, жив­ше­му в го­ро­де Кор­су­ни. Бо­го­про­тив­ный ев­рей стал при­нуж­дать плен­ни­ков от­речь­ся от Хри­ста, угро­жая про­ти­вя­щих­ся умо­рить го­ло­дом в око­вах. Но му­же­ствен­ный инок Ев­стра­тий мо­лит­вен­но укреп­лял и по­учал сво­их бра­тий-хри­сти­ан ду­хов­ны­ми на­став­ле­ни­я­ми: «Бра­тие! Кто из вас кре­стил­ся и уве­ро­вал во Хри­ста, пусть тот не из­ме­ня­ет обе­ту, дан­но­му при Кре­ще­нии. Хри­стос воз­ро­дил нас во­дою и Ду­хом, ис­ку­пил нас от клят­вы за­ко­на Сво­ею Кро­вию и сде­лал нас на­след­ни­ка­ми Сво­е­го Цар­ствия. Ес­ли жи­вем — бу­дем жить для Гос­по­да; ес­ли умрем — умрем в Гос­по­де и вре­мен­ною смер­тью об­ря­щем веч­ную жизнь». Укреп­ля­е­мые сло­ва­ми пре­по­доб­но­го, плен­ни­ки пред­по­чли луч­ше уме­реть от недо­стат­ка вре­мен­ной пи­щи и пи­тия, но не от­речь­ся от Хри­ста, Ко­то­рый есть пи­ща и пи­тие веч­ной жиз­ни. Ис­то­щен­ные го­ло­дом и жаж­дой, все пять­де­сят плен­ни­ков через несколь­ко дней умер­ли. Толь­ко один пре­по­доб­ный Ев­стра­тий остал­ся жив, по­то­му что с юных лет при­вык к по­сту. То­ми­мый го­ло­дом, он уже в те­че­ние че­тыр­на­дца­ти дней не при­ка­сал­ся к пи­ще и во­де. Нече­сти­вый ев­рей, ви­дя, что из-за чер­но­риз­ца про­па­ли его день­ги, за­пла­чен­ные за плен­ных, ре­шил ото­мстить свя­то­му ино­ку.

При­бли­жа­лось Свет­лое Хри­сто­во Воскресение, и ев­рей-ра­бо­вла­де­лец во вре­мя празд­но­ва­ния иудей­ской пас­хи, со­брав сво­их дру­зей, рас­пял на кре­сте пре­по­доб­но­го Ев­стра­тия. Со­брав­ши­е­ся во­круг рас­пя­то­го свя­то­го же­сто­кие му­чи­те­ли по­но­си­ли стра­сто­терп­ца и пред­ла­га­ли вку­сить их пас­хи. На это пре­по­доб­но­му­че­ник от­ве­чал: «Ве­ли­кой бла­го­да­ти спо­до­бил ме­ня ныне Гос­подь. Он да­ро­вал мне ми­лость по­стра­дать за Имя Его на кре­сте по об­ра­зу Его стра­да­ний…». Услы­шав это, раз­гне­ван­ный ев­рей схва­тил ко­пье и прон­зил им при­гвож­ден­но­го ко кре­сту пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия. Свя­тое те­ло стра­даль­ца, сня­тое с кре­ста, бы­ло вверг­ну­то в мо­ре. Ве­ру­ю­щие хри­сти­ане дол­го ис­ка­ли свя­тые мо­щи му­че­ни­ка, но не смог­ли их най­ти. Про­мыс­лом Бо­жи­им нетлен­ные мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пе­ще­ре и ис­то­ча­ли мно­же­ство чу­дес. Впо­след­ствии они бы­ли пе­ре­не­се­ны в Ближ­ние пе­ще­ры Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря.

Пред­ска­за­ние свя­то­го му­че­ни­ка Ев­стра­тия о том, что кровь его бу­дет ото­мще­на, ис­пол­ни­лось тот­час по­сле его смер­ти. В тот же день при­шло по­ве­ле­ние гре­че­ско­го им­пе­ра­то­ра из­гнать из Кор­су­ни всех ев­ре­ев, ли­шив их иму­ще­ства, а ста­рей­шин из­бить за му­че­ние хри­сти­ан. Ев­рей, рас­пи­нав­ший пре­по­доб­но­му­че­ни­ка Ев­стра­тия, был по­ве­шен на де­ре­ве, по­лу­чив спра­вед­ли­вое воз­мез­дие за без­за­ко­ние.

См. так­же: «Жи­тие и стра­да­ние пре­по­доб­но­го от­ца на­ше­го Ев­стра­тия Пе­чер­ско­го» в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *