Жизнеописание

Димитрий Прилуцкий родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево ныне Переславского района Ярославской области). В Горицком Успенском монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.

Димитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с преподобным Сергием Радонежским, приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Недалеко от Вологды, в излучине реки Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились оказать помощь. В 1371 году воздвигнут был деревянный Спасский собор, и начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля. Углублённая молитва и строжайшее подвижничество сочетались у прилуцкого игумена с милосердием: он кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Преподобный любил молиться наедине. Постоянной пищей его была лишь просфора с тёплой водой, даже в праздники не принимал он разрешённые уставом вино и рыбу. Зимой и летом носил один и тот же старый тулуп, до глубокой старости ходил вместе с братией на общие работы. Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших. Житие сообщает о прозорливости преподобного Димитрия.

Особенною добродетелию, коею отличался Святой Димитрий, было необыкновенное смирение, побуждавшее его скрывать от взоров людей не одну красоту душевную, но и самое благообразие лица его.

Скончался преподобный в глубокой старости 11 февраля 1406 года и был погребён у южной стены деревянного Спасского храма.

Чудеса от мощей святого Димитрия начались в 1409 году, в течение XV века почитание его распространилось по всей Руси, а в конце столетия иконописец Дионисий написал его житийную икону (см. иллюстрацию).

Святые с именем Дмитрий

Святой благоверный князь Димитрий Донской (1350–1389)

Великий князь московский и владимирский родился в семье великого князя Ивана Ивановича Красного (1326–1359). Будущий святой воспитывался при святителе Алексие, митрополите Московском. Святитель не только наставил будущего князя в христианской жизни, но и обучил его тонкостям государственной и дипломатической политики. Впоследствии Димитрий по многим важнейшим политическим и духовным вопросам обращался за советом к Церкви. Известно, например, как было дорого для московского правителя общение со святителем Феодором, архиепископом Ростовским, и преподобным Сергием Радонежским.

В 1359 году, после кончины отца, девятилетний Димитрий стал великим князем. Поначалу регентом при еще совсем юном правителе был митрополит Алексий.

Перед московским князем стояла сложнейшая государственная задача — обеспечить покой и стабильность на русской земле, которая вот уже больше века находилась в зависимости от Орды. При этом не только произвол захватчиков расшатывал благополучие населения. Дело было еще и в том, что единая сейчас карта европейской части России в те времена представляла из себя лоскуты различных княжеств, ладивших между собой скверно. Между удельными князьями то и дело разгорались конфликты. Часто они выливались в кровопролитные столкновения. В условиях такого недоверия и разобщенности о свержении татаро-монгольского ига не могло быть и речи.

Все свое правление святой посвятил продолжению политики своих предков — скреплению русских земель вокруг Московского княжества. Дипломатическими договорённостями, гибкой и разноплановой внутренней политикой, иногда и суровой военной рукой князь укреплял свой удел, расширял его границы, задавая динамику грядущему освобождению от тяжелейшего ига и окончательному оформлению Московского государства, которое произошло при царе Иване III (конец XV века). В это же время был возведен белокаменный московский Кремль, а также Симонов и Андроников монастыри.

Сам Димитрий Донского был щедрым благотворителем. Многие современники отмечали за ним христианское великодушие и благочестие.

Кульминацией правления Димитрия Донского стала знаменитая Куликовская битва (1380), в которой сам святой был тяжело ранен. Впервые за многие годы произошло, казалось бы, невозможное: русские князья сумели объединиться, выступить против непобедимых татар и одолеть их. Именно благодаря этому грандиозному событию, которое ознаменовало начало освобождению от ига, святой Димитрий получил свое историческое прозвище Донской. Особенным было и то, что перед битвой московского князя благословил преподобный Сергий Радонежский. Пример уникальный — до этого духовенство не поддерживало открытого сопротивления татарам, оберегая так княжества от кары могучего захватчика.

Умер святой Димитрий Донской по-христиански — мирно, причастившись, простившись со всеми. Его тело похоронили в Архангельском соборе в московском Кремле. Князь был причислен к лику святых на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году.

Другие известные святые с именем Димитрий:

Великомученик Димитрий Солунский (кончина 306)

Родился в семье тайных христиан. Его отец был римским проконсулом в Фессалониках (Греция) и после его смерти Димитрий был назначен на эту должность. Но святой Димитрий занимался не столько своими прямыми государственными обязанностями, сколько искоренением местных языческих обычаев и проповедовать христианство. Через некоторое время об этом доложили императору. Вскоре Димитрий был арестован. Темничная стража по приказу императора умертвила проконсула копьями. Уже при императоре Константине (324–337) над могилой великомученика Димитрия построили храм, а его мощи были обретены нетленными.

Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь (1259–1289)

Происходил из древнего рода Багратионов. За время своего правления он много заботился о процветании народа. Святой проводил мудрую политику в отношениях с воинственным соседом — Персией, благодаря которой некоторое время предотвращал военное столкновение с опасным противником. Однако новый султан разорвал дипломатические отношения с Грузией и, собрав огромное войско, подошел к границам. Святой Димитрий, отправившись в стан противника, всеми силам пытался склонить султана к миру. В конце концов царь сказал тирану: «Пожертвую жизнию для спасения своих поданных». Он был казнен, а персидская армия отошла от границ. За спасение Грузии ценой своей жизни святой Димитрий получил в народе прозвище Самопожертвователь.

Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709)

Автор всем известного сборника Четьи Минеи («Жития святых»), получил образование в Киево-Братской коллегии (впоследствии — знаменитая Киево-Могилевская академия). После игуменства в Батуринском Николаевском монастыре он поселился в Киево-Печерском монастыре, где начал работать над «Житиями святых» (было издано четыре книги). В 1701 году святитель был хиротонисан во епископы и назначен на Ростовскую кафедру, где и прослужил до конца жизни. На месте своего служения святой заботился о просвещении и нравственности верующих, в частности боролся с невежеством и пьянством, основал славяно-греческое училище.

Великие и известные люди с именем Дмитрий:

Дмитрий Лаптев (1701–1771)

Знаменитый путешественник и географ, родился в семье мелкопоместных дворян в Псковской губернии. С 1736 года встал во главе отряда Великой северной экспедиции, которая изучала побережья на востоке от реки Лены. Вернувшись из путешествия, Дмитрий продолжил службу в Балтийском флоте. Исследователь оставил ценные сведения, в которых содержатся этнографическое, историческое и хозяйственное описания малых народностей на северо-востоке России. В честь него назван пролив (пролив Дмитрия Лаптева).

Дмитрий Менделеев (1834–1907)

Знаменитый ученый-химик родился неподалеку от Тобольска в многодетной семье (он был 14-м ребенком). Блестяще окончив Главный педагогический институт в Москве, Дмитрий стажировался в университетах Франции и Германии. В 1869 году Менделеев совершил одно из своих главных открытий — периодический закон химических элементов. Кроме того великий ученый внес свой вклад в такие отрасли знания, как метрология, физика, экономика, воздухоплавание, педагогика.

Дмитрий Шостакович (1906–1975)

Один из крупнейших композиторов XX века, автор 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок. Помимо академического репертуара, знаменитый композитор написал музыку ко многим кинофильмам и театральным спектаклям.

Дмитрий Лихачев (1906–1999)

Филолог, историк культуры и литературовед. В 1928 году Лихачев был арестован и осужден на пять лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Во время отбывания наказания в Соловецком лагере ученый опубликовал в местной газете свою первую научную работу — «Картежные игры уголовников». В 1932 году был досрочно освобождён, вернулся в Ленинград и продолжил свою научную деятельность. Лихачев — автор целого ряда фундаментальных работ об истории древнерусской литературы и культуры. Многие его труды были переведены на иностранные языки.

Святой великомученик Димитрий Солунский, дата памяти 8 ноября

Его отец был римским проконсулом в Фессалониках. И он, и его супруга тайно исповедовали христианство, поэтому Димитрий рос в атмосфере благочестия. Святое Крещение он принял в домовой церкви.

Когда Димитрий достиг совершеннолетия, его отец умирает, а юношу император Галерий Максимиан назначает на место почившего родителя. Правитель поставил две главных задачи перед новым проконсулом: защищать город от набега варваров и бороться с христианами.

После прибытия в Фессалоники Димитрий открыто объявил всем гражданам, что он христианин. Он стал учить людей основам христианской веры, искоренять язычество во всех его проявлениях. В скором времени об этом узнает император, наверное, не нужно объяснять, что его гневу и злости не было предела, ведь очень многие римляне стали принимать Святое Крещение.

В это время правитель держал путь домой, возвращаясь с Причерноморского похода, после такого известия, он решил провести войска через Фессалоники и расправиться сам с христианами в этом городе. Узнав об этом, святой Димитрий раздал все свое имение беднякам и стал усиленно молиться, наложив на себя строгий пост, дабы подготовиться к мученической кончине. После того, как Максимиан зашел в город, он повелел немедленно привести к нему проконсула. Димитрий смело исповедал себя перед язычником христианином и обличил его нечестивые поступки. В результате святого заточили в темницу.

Чтобы немного развлечься император повелел организовать гладиаторские бои. Он упивался тем, как знаменитый силач Лий сбрасывал на копья с помоста христиан. Очередным мучеником должен был стать юноша Нестор. Он также, как и Димитрий, находился в заключении. Нестор попросил благословить Димитрия Солунского на бой с Лием. По молитвам святого угодника, он одолел силача и сбросил его самого на копья. Максимиан вновь пришел в ярость и повелел казнить Нестора, а также Димитрия, который его благословил.

Так принял мученическую кончину святой Димитрий Солунский. Его тело хотели отдать на съедение диким зверям, но христиане тайно забрали его и предали земле.

Икона Святого великомученика Димитрия Солунского

Святой князь Димитрий Донской, дата памяти 1 июня

Он родился в 1350 году и очень рано (в 9 лет) остался без своего отца (князя Иоанна Красного). Его воспитанием занимался святитель Алексей Московский, а также преподобный Сергий Радонежский. С юных лет в Димитрии стали проявляться способности не только к христианской жизни, но также и к управлению государственными делами. Так, в 12 лет, он занял великокняжеский престол и самой главной своей задачей считал объединение русских земель и освобождение от татаро-монгольского ига.

В 1380 году, испросив благословения у преподобного Сергия, Димитрий отправился для сражения с ханом Мамаем. Множество чудес и знамений совершилось в то время. Одно из них открытие мощей прадеда Димитрия Донского — Александра Невского. В ночь перед сражением он горячо молился. Наутро когда грянул бой, он сам наряду с рядовыми воинами бился в великой сече. За Победу на Куликовом поле его, Димитрия, прозвали Донским. В память о погибших воинах князь Димитрий совершил всенародное поминовение и приказал делать это и впредь. Так появились Димитриевские родительские субботы.

Но впереди его ждали тяжелейшие испытания. Так, хан Тохтамыш двинулся с полчищами на Москву. Они спалили город дотла, убивали всех, кто вставал на их пути. Не было предела скорби Димитрия Иоанновича, он рыдал на руинах города. Чтобы хоть как-то помочь своему народу, он повелел похоронить всех убиенных за свои собственные деньги. В скором времени он почувствовал близость своей кончины и пригласил преподобного Сергия Радонежского для совершения необходимых Таинств. Едва достигнув 40 лет, он мирно отошел ко Господу.

Икона Святого князя Димитрия Донского

Православные святые с именем Димитрий

Даты указаны по новому стилю.

  • Димитрий (Вдовин), мч. 8 февраля, 23 апреля
  • Димитрий (Волков), мч. 8 февраля, 4 марта
  • Димитрий, мч. 15 июня
  • Димитрий (Власенков), мч. 8 февраля, 5 мая
  • Димитрий, мч. 9 февраля
  • Димитрий, прп., скевофилакс 7 февраля
  • Димитрий, прп. 31 января
  • Димитрий (Спиридонов), мч. 8 февраля, 29 ноября
  • Димитрий (Воробьев), мч. 8 февраля, 17 августа.
  • Димитрий (Морозов), мч. 8 февраля, 8 сентября
  • Димитрий (Гливенко), сщмч. 8 февраля, 22 марта
  • Димитрий (Добросердов), сщмч., архиепископ, Можайский 8 февраля, 21 октября
  • Димитрий (Троицкий), сщмч., диакон 8 февраля, 16 мая, 22 сентября
  • Димитрий (Шишокин), сщмч., иерей 8 февраля, 10 октября
  • Димитрий (Троицкий), сщмч., иерей 8 февраля, 3 ноября
  • Димитрий (Плышевский), сщмч., иерей 8 февраля, 21 января
  • Димитрий (Неровецкий), сщмч., иерей 8 февраля
  • Димитрий (Миловидов), сщмч., иерей 8 февраля, 20 августа
  • Димитрий (Легейдо), сщмч., иерей 8 февраля, 23 марта
  • Димитрий (Крючков), исп., иерей 8 февраля, 9 сентября
  • Димитрий (Казанский), сщмч., иерей 8 февраля, 5 июня, 17 июля
  • Димитрий (Овечкин), сщмч., иерей 8 февраля, 14 ноября
  • Димитрий (Рудаков), сщмч., иерей 8 февраля, 27 ноября
  • Димитрий (Беляев), сщмч., иерей 8 февраля, 10 декабря
  • Димитрий (Спасский), сщмч., иерей 8 февраля, 19 сентября
  • Димитрий (Касаткин), сщмч., иерей 8 февраля, 28 октября
  • Димитрий (Розанов), сщмч., иерей 8 февраля, 31 марта
  • Димитрий (Вознесенский), сщмч., иерей 8 февраля, 17 октября
  • Димитрий (Смирнов), сщмч., иерей 8 февраля, 13 сентября
  • Димитрий (Розанов), сщмч., иерей 8 февраля, 25 ноября
  • Димитрий (Кедроливанский), сщмч., иерей 8 февраля, 17 февраля.
  • Димитрий (Благовещенский), сщмч., иерей 8 февраля, 15 декабря
  • Димитрий, прмч., инок, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля, 25 августа
  • Димитрий (Смирнов), сщмч., прот. 8 февраля, 26 июня
  • Димитрий (Русинов), сщмч., прот. 8 февраля, 22 ноября
  • Димитрий (Павский), сщмч., прот. 8 февраля, 14 августа
  • Димитрий (Куклин), сщмч., прот. 8 февраля, 2 декабря
  • Димитрий (Розанов), сщмч., прот. 8 февраля, 9 октября
  • Димитрий (Киранов), сщмч., прот. 8 февраля, 4 января
  • Димитрий (Игнатенко), сщмч., прот. 8 февраля, 28 сентября
  • Димитрий (Беневоленский), сщмч., прот. 8 февраля, 27 ноября
  • Димитрий (Лебедев), сщмч., прот. 8 февраля, 27 ноября
  • Димитрий (Неведомский), сщмч., прот. 8 февраля, 17 декабря
  • Димитрий (Остроумов), сщмч., прот. 8 февраля, 30 августа
  • Димитрий (Воскресенский), сщмч., прот. 8 февраля, 22 мая
  • Димитрий (Чистосердов), сщмч., прот. 8 февраля, 8 января
  • Димитрий (Рождественский), сщмч., прот. 8 февраля, 19 февраля
  • Димитрий (Казамацкий), мч., псаломщик 8 февраля, 17 февраля
  • Димитрий (Ильинский), мч., псаломщик 8 февраля, 17 февраля
  • Димитрий (Митра), мч. 10 июня
  • Димитрий Басарбовский (Бассарабовский), Болгарский, прп. 21 июля, 8 ноября
  • Димитрий Дабудский, мч. 28 ноября
  • Димитрий Донской, великий князь 1 июня
  • Димитрий Казанский, мч. 15 октября
  • Димитрий Константинопольский, мч. 22 августа
  • Димитрий Прилуцкий, Вологодский, прп., игумен 16 июня, 24 февраля
  • Димитрий Ростовский, митрополит 5 июня, 1 августа, 10 ноября, 4 октября
  • Димитрий Саламинский см.: Димитриан (Димитрий) Саламинский (Кипрский), сщмч., диакон 3 июля
  • Димитрий Самопожертвователь, Иверский, мч., царь 25 марта, 8 ноября
  • Димитрий Скепсийский (Геллеспонтийский), мч., князь 24 сентября
  • Димитрий Солунский (Фессалоникийский), Мироточивый, вмч. 8 ноября
  • Димитрий Торнарас, мч. 1 апреля
  • Димитрий Трисхалей 14 декабря
  • Димитрий Угличский и Московский, царевич 5 июня, 16 июня, 28 мая, 1 ноября
  • Димитрий Хиосский, мч. 11 февраля
  • Димитрий Цилибинский, прп. 8 ноября

Благоверный великий князь ДИМИТРИЙ ДОНСКОЙ (†1389)

Благоверный Великий князь Димитрий Донской, сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Иоанна Калиты, родился 25 октября 1350 года и воспитывался в любви к Богу и святой Церкви под руководством святителя Московского Але́ксия. В воспитании князя святителю много содействовал преподобный Се́ргий Радонежский. С ранних лет Димитрий, внимая рассказам отца о славных предках – Александре Невском, Данииле Московском и других благоверных князьях, укрепился в ответственности за свое происхождение.

В 1359 году умер его отец, когда Дмитрию было 8 лет, и он стал Великим князем владимирским и московским. Святитель Але́ксий на долгое время фактически заменяет ему отца, до самой смерти в 1378 году. 9-летним мальчиком Димитрий отправился в Орду и получил от хана разрешение наследовать отцовское княжение.

Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современни­ки связывали с его личностью. Он был крепок, высок, плечист и грузен, имел черную бороду и волосы, притягательный взгляд. Житие сообщает, что Дмитрий отличался благочестием, незлобивостью и целомудрием. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с талантом выдающегося государственного деятеля.

В 1365 году в Москве случился великий Всесвятский пожар, названный так, потому что начался в церкви Всех Святых. За 2 часа огонь уничтожил Кремль, Посад, Загородье и Заречье. Кремль тогда был деревянный. Это привело к тому, что князь Дмитрий начал белокаменное строительство.

Московский Кремль при Дмитрии Донском. А.М. Васнецов

При нём в 1367 году был построен первый каменный Кремль в Москве и поставлены на стены пушки — новейшее оружие того времени.

Уже на заре своего правления князь Дмитрий начинает работу по объединению русских земель под главенством Москвы. В 1366 году он укрепил союз с Суздалем, завершивший­ся браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны. У Дмитрия и Евдокии было 12 детей:

  • Даниил (1370- 15 сентября 1379)
  • Василий I (30 сентября 1371 — 27 февраля 1425)
  • Софья (†1427 г.) — в 1402 году вышла замуж за Федора, сына Олега Рязанского
  • Юрий Звенигородский (26 ноября 1374 — 5 июня 1434)
  • Мария (†15 мая 1399) — вышла замуж за великого князя Литовского, Лугвения, сына Ольгерда
  • Анастасия — вышла за Ивана Всеволодовича, князя Холмского
  • Симеон (†11 сентября 1379)
  • Иван (†1393)
  • Андрей Можайский (14 августа 1382 г. — 9 июля 1432)
  • Пётр Дмитровский (29 июля 1385 — 10 августа 1428)
  • Анна (род. 8 января 1387) — вышла замуж за Юрия Патрикеевича, стародубского боярина
  • Константин (14 мая 1389 г. – 1433)

Постоянная трудность положения великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме посто­янного противостояния Руси держав внешних — Орды и Литвы, великий князь должен был неусыпно помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества: Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.

Благодаря каменным стенам Кремля в 1368 и 1370 годах Москва смогла отразить нападения огромного литовского войска князя Ольгерда.

Во время войны с Тверью Дмитрий Донской в 1375 году принудил тверского князя к признанию своего старшинства и союзу в борьбе с Золотой Ордой.

В 1376 году Московское княжество утвердило своё влияние в Булгарии Волжско-Камской, в 1378 году его рать разбила под Скорнищевом рязанского князя.

Кириллов. Дмитрий Донской

Дмитрий Донской первым из московских князей возглавил вооружённую борьбу народа против татар: летом 1378 года московское войско нанесло поражение татаро-монголам в битве на р. Вожа, которая стала генеральной репетицией сражения на Куликовом поле. После этого темник (командир татаро-монгольского войска, в подчинении которого находится 10 000 воинов), фактический правитель Золотой Орды, Мамай начал готовиться к большому походу на Русь.

Битва на Воже

Летом 1380 года войско Мамая, в состав которого также входили наемные отряды из половцев, аланов (осетин), касогов (черкесов), кавказских евреев, армян и крымских генуэзцев, переправилось через Волгу и пошло на Русскую землю. Мамай нашел поддержку также у литовского князя Ягайло и рязанского князя Олега. Литва была старинным врагом Москвы. Олег же пристал к татарам потому, что Рязанская земля лежала на пути татар, и, чем бы ни кончилось дело, он одинаково опасался и Орды, и Москвы. По заключенному между ними договору золотоордынская и литовская армии должны были соединиться на р. Ока для дальнейшего совместного наступления на Русскую землю.

Куликовская битва (1380)

Куликовская битва — сражение между русским войском во главе с московским князем Дмитрием Донским и армией темника Золотой Орды Мамая, состоялась 8 сентября 1380 года на территории Куликова поля между реками Дон, Непрядва и Красивая Меча (Тульская область), на площади около 10 км².

Московский князь Дмитрий, готовясь к решительной борьбе, известил всех русских князей о нависшей опасности и призвал их объединить усилия для отражения врага. Кроме князя Тверского, непримиримого врага Москвы, а также князя Рязанского, который вступил в тайные отношения с Мамаем, все русские князья и все русские земли выразили готовность участвовать в предстоящей борьбе русского народа с татарами.

Борьбу с врагом возглавило Московское великое княжество. Сбор всех военных сил был назначен в Коломне. Русские люди, конные и пешие, разными путями стекались к Москве. Ополчение состояло из князей, бояр, духовенства, купцов, ремесленников и вооруженных холопов, то есть из всех слоев населения. Конница по численности не уступала пехоте. В ее состав уже входили отдельные ударные соединения тяжелой кавалерии — «кованая рать».

Московское войско состояло из 20—25 тысяч человек. Из других княжеств пришло свыше 30 тысяч ратников. Позже к ним присоединились псковские и брянские дружины. По разным причинам не было полков смоленских, нижегородских, новгородских и рязанских. Мобилизация сил Московского и других княжеств дала возможность князю Дмитрию создать небывалую до того русскую рать (по некоторым оценкам, 60-90 тысяч человек).

На все свои деяния великий князь получал благословение Церкви. Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий посетил обитель Живоначальной Троицы и проведал преподобному Сергию о своих сомнениях ввиду малочисленности своих дружин (в сравнении с войском мамаевым, в котором было около 100-150 тыс.человек).

А. Кившенко. Прп. Сергий Радонежский благословляет св. бл. великого кн. Димитрия Донского на Куликовскую битву

Преподобный вознес молитвы к Богу и благословил князя, предсказав победу его христианскому воинству. Старец воодушевил князя и его ратников, направив им в помощь двух Троицких схимников – Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).

Рыженков. Пересвет

Перед сражением святой Димитрий горячо молился Богу и обратился к воинам, сказав: «Братья, пора нам испить нашу чашу, и пусть это место станет нам могилой за имя Христово…».

Битва произошла на Куликовом поле, между реками Доном и Непрядвой, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, 21 сентября 1380 года. Перед выступлением русских против татар были открыты во Владимире мощи святого благоверного князя Александра Невского. Димитрий Иоаннович узнал об этом еще до битвы и был укреплен незримой помощью от своего великого предка.

Битва началась поединком монаха Александра Пересвета, который принял вызов на бой татарского богатыря Челубея. Воины сшиблись и упали замертво.

В. Васнецов. Поединок Пересвета с Челубеем

Великий князь участвовал в сражении наравне с простыми ратниками. Сбылось предсказание преподобного Сергия: Господь не оставил русское воинство. Многие видели над Куликовым полем Ангелов, Архистратига Михаила, страстотерпцев Бориса и Глеба, княжеского покровителя Димитрия Солунского.

Куликовская битва

Вступление в сражение засадного русского полка под командованием воеводы Димитрия Боброка и князя Владимира Андреевича Храброго решило исход битвы. Татары бежали, побросав обозы. Русские воины захватили ханскую ставку и почти на протяжении 50 километров преследовали и уничтожали остатки войск Мамая. Потери с обеих сторон были огромны.

Политические результаты победы на Куликовом поле трудно переоценить. Куликовская битва явилась первым шагом к освобождению русских земель от ордынской зависимости. И хотя Московская Русь вследствие битвы освободилась от ордынского ига лишь на 2 года, Куликовская битва привела к ментальному объединению Руси и положила начало формированию великорусской нации – если на Куликово поле шли, будучи москвитянами, владимирцами, можайцами, серпуховчанами и новгородцы, то возвращались оттуда русскими.

За эту победу великий князь Димитрий стал именоваться Донским. В благодарность Богу и Пресвятой Богородице святой Димитрий устроил Успенский монастырь на реке Дубенке и создал храм Рождества Пресвятой Богородицы на могилах павших воинов. Тогда же в Троицкой обители святой князь начал всенародное поминовение убиенных воинов (так возникла Димитриевская родительская суббота).

Кончина и почитание

Перед смертью великий князь составил духовное завещание, заповедав своим детям чтить их мать – великую княгиню Евдокию (в иночестве Евфросинья; † 20 июля 1407 года; причислена к лику святых), а боярам жить по заповедям Божиим, утверждая мир и любовь.

Умирая, Дмитрий Донской передал великое княжение Василию I, своему старшему сыну, без согласования с ханом Золотой Орды

Святой Димитрий умер 1 июня 1389 года, и похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покро­витель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.

Великий князь московский Димитрий Донской канонизирован в 1988 году как святой благовер­ный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.

Итоги правления благоверного князя Дмитрия Донского

За своё 30-летнее правление Дмитрий Донской сумел стать собирателем русских земель («всех князей русских привожаше под свою волю») и признанным главой антиордынской политики на Руси. Дмитрий также добивался признания независимости русской православной церкви от Константинополя. При нем были возведены монастыри-крепости (Симонов, Андроников), которые прикрывали подступы к центру Москвы. Дмитрий впервые в русской военной истории ввел взамен старого принципа комплектации войска новый (территориальный) принцип формирования. При Дмитрии Донском в Москве была введена чеканка серебряной монеты — ранее, чем в других русских княжествах и землях.

Много храмов России выстроено в честь святого благоверного князя Димитрия Донского. В Москве это храм Димитрия Донского в Садовниках. В храме Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове есть престол в честь благоверного князя Димитрия Донского. Кроме икон святого там можно увидеть немало других святынь. Мощи благоверного князя хранятся в Архангельском соборе Кремля.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Молитва благоверному князю Дмитрию Донскому
О святый угодниче Божий, праведне Димитрие! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Доне Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость.

Кондак, глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие, страну нашу Бог сохрани, Давый тебе непобедимую. И ныне, предстателю крепкий, соблюдай молитвами святыми град твой Москву невредим от всех навет вражиих.

>Закон Божий. Святой Благоверный князь Дмитрий Донской

святые покровители 

Житие благоверного князя Дмитрия Донского

Икона Святого Димитрия Донского,
благоверного великого князя Московского

Благоверный великий князь Московский Димитрий, прозванный Донским за победу в Куликовской битве, родился в 1350 году.
О детстве будущего великого князя, сына Иоанна Красного и великой княгини Александры, известно совсем немного. «Воспитан же был он в благочестии и славе, с наставлениями душеполезными, — говорится в «Слове о житии… князя Димитрия Иоанновича», — и с младенческих лет возлюбил Бога. Еще юн был он годами, но духовным предавался делам, праздных бесед не вел, непристойных слов не любил и злонравных людей избегал, а с добродетельными всегда беседовал».
Детство святого Димитрия прошло под непосредственным влиянием святого митрополита Алексия, бывшего другом и советником отцу Димитрия, Иоанну Иоанновичу.
Великий князь Иоанн Иоаннович скончался в 1359 году и митрополит Алексий на долгое время заменил отца девятилетнему Димитрию. Воспитание Алексия помогло еще больше развить собственные высокие качества Димитрия.
С ранних лет великий князь должен был учиться терпению и мужеству, преодолевать себя, глядеть в лицо смертельной опасности, действовать в обстановке совершенно неизвестной.
После кончины Иоанна Иоанновича великокняжеский титул отходит от Москвы: малолетнему князю московскому Орда предпочла суздальского Димитрия Константиновича.
В Орде царили междоусобия, русские князья вынуждены были жить в Орде среди этой смуты, добиваясь великокняжеского престола. В 1359 (или в 1361 по другим предположениям) году малолетний Димитрий вынужден был предпринять путешествие в Орду, это было связано с двумя совпавшими событиями — кончиной русского великого князя и очередной переменой на ханском престоле. Поездка Димитрия в Орду сопровождалась смертельной опасностью, но она была и крайне полезной ему, будущему главе государства, видимо, об этом думал святитель Алексий, благословивший Димитрия на нее.
Димитрий должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв по трем русским рекам, увидеть Русскую землю, которой ему надлежало править.
Но в 1362 году в результате очередного переворота в Орде пришел к власти хан Амурат. Сочтя действия своих предшественников беззаконными, он направил великокняжеский ярлык с послом в Москву Димитрию. Суздальский князь не мог с этим смириться. Со своими войсками он занял Переяславль, не желая пропустить Димитрия Московского во Владимир, куда тот, сопровождаемый своею ратью, шел венчаться на великое княжество. Надлежало решить спор оружием. Тринадцатилетний Димитрий Иоаннович выступил в свой первый поход. Увидев полки Москвы, суздальский князь в страхе бежал и затворился в Суздале, Димитрий же, достигнув Владимира, прошел здесь через древний обряд вокняжения.
Здесь хочется отметить черту умеренности и миролюбия в юном князе Димитрии. Он оставил своего соперника Димитрия Константиновича мирно княжить в его родном уделе — Суздальском, хотя осторожнее было бы совсем лишить его всякой власти и силы… И в самом деле, суздальский князь, договорившись с ханом Амуратом, опять, почти немедленно занял Владимир. Опять поход, опять изгнание соперника из великокняжеской столицы… Димитрий Иоаннович осаждает Суздаль, но снова — верный своему неизменному миролюбию, щадит суздальского князя, оставляет его на удельном княжении и только берет с него присягу в верности.

Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня
Фрагмент иконы «Собор Московских святых».
Успенский собор. Троице-Сергиева лавра

Великий князь-отрок постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью. Завоевав доверие народа, Димитрий уже на заре своего правления начинает работу по объединению Московской земли. Москва возвышалась. Она укрепила союз и с Суздалем, завершившийся в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны.
Тем не менее постоянная трудность положения великого князя Димитрия Иоанновича состояла в том, что практически на протяжении всей жизни ему приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси державам внешним — Орде и Литве, великий князь должен был помнить о противниках внутрирусских, сильнейшими из которых были княжества: Нижегородское, Рязанское и особенно Тверское.
1368 год был ознаменовал концом сорокалетнего относительного спокойствия на Руси: через Русскую землю к Москве шли войска Ольгерда Литовского, все уничтожая на своем пути. Великий князь, митрополит Алексий, князь Владимир Андреевич, двоюродный брат Димитрия Иоанновича, затворились в Москве.
Ольгерд начал осаду, но вид каменного Кремля смутил его, за новыми постройками просматривалась уверенность в своих силах и в своем праве, сосредоточенная мощь, и, постояв около Москвы три дня, Ольгерд снял осаду и ушел в Литву. Страшным нашествием литовцев Московская земля была опустошена.
Но Димитрий Иоаннович вовсе не собирался отказываться от своей широкой объединительной политики. В вечевые республики Новгород и Псков был послан — ради заключения союза с ними — ближайший друг, князь Владимир Андреевич.
В 1371 году тверской князь Михаил отправился к Мамаю просить ярлыка для себя. Мамай, который уже давно наблюдал за действиями московского князя Димитрия, давно не выплачивавшего ему дани, охотно дал ярлык Михаилу. В Москву же был направлен посол Сары-хожа с оскорбительным приглашением Димитрию Иоанновичу во Владимир на венчание Михаила. И здесь великий князь поступил как свободный человек, истинный хозяин положения: «К ярлыку не еду, а в землю на княжение Владимирское не пущу, а тебе, послу, путь чист».
Главным в этом поступке было неповиновение Орде в очень важном деле. Димитрий Иоаннович действительно перекрыл путь Михаилу во Владимир, введя свои войска в Переяславль: ордынский же посол, прибывший в Москву, был встречен великим князем прекрасно. Задобренный, Сары-хожа в Орде походатайствовал за московского князя, чем в какой-то мере подготовил и дальнейший его успех.

Икона Святителя Алексия,
митрополита Московского

Вскоре, в этом же году, Димитрий Иоаннович отправился в Орду, чтобы прекратить происки Михаила, на этот поступок — как и на прочие свои важные политические действия — великий князь имел благословение митрополита Алексия.
Практически ни одного значительного государственного решения великий князь не принял без благословения Церкви. Три фигуры, облеченные духовным саном, оказались ключевыми для его жизненного пути — это святитель Алексий, преподобный Сергий и Феодор Симоновский, впоследствии архиепископ Ростовский, каждый из них имел особенное влияние на великого князя.
Руководство митрополита Алексия, соответствующее личности святителя, было для Димитрия Иоанновича школой не только духовной жизни, но и управления страной. Великий князь вернулся в Москву с нужным ярлыком. Михаилу же от Мамая пришло послание, в котором содержалось отрицание права на великое княжение.
Дело возвышения Москвы требовало решения и задач созидательных – устроения собственного дома. В основе жизненного уклада великокняжеского дома находился христианский брак. Среди примеров личного благочестия святого Димитрия этот следует выделить особо. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена.
Этот пример оказался особенно важен для Руси, где долгое время не было своего идеала христианской семьи и единственным образцом благочестия считалось монашество.
Автор «Слова о житии…» особо подчеркивает, что Димитрий сохранил себя в чистоте до брака и в семейной жизни был верен супруге и целомудрен. Он находит удивительные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались».
В качестве же основной личной черты великого князя автор «Слова о житии…» называет необыкновенную любовь к Богу: «С Богом все творящий и за Него борющийся». «Царским саном облеченный, жил он по-ангельски, постился и снова вставал на молитву и в такой благости всегда пребывал. Тленное тело имея, жил он жизнью бесплотных». «Землею Русскою управляя и на престоле сидя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багряницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира принимал, а крест Христов на плечах носил. Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приобщался. С чистейшей душой перед Богом хотел он предстать, поистине земной явился Ангел и небесный человек».
События из истории освобождения Руси

Икона Святого преподобного
Сергия Радонежского

Приближался час освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Народ, сто лет привыкший дрожать при имени татарина, собрался наконец с духом, встал мужественно на поработителей.
В 1370-е годы и великий князь Димитрий Иоаннович включился в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко развивалось среди порабощенного народа.
В 1376 году состоялся поход на Волжскую Болгарию. Русские осадили болгар и, несмотря на наличие у города пушек — невиданного по тому времени оружия, — вынудили его к сдаче. Это был значительный успех Москвы, ее первая наступательная победа в борьбе с татарами.
В 1378 году Мамай послал на Русь большое войско, во главе которого стоял воевода Бегич, в июле татары вторглись в рязанские земли. Поход этот имел целью не только ограбление Рязанского княжества, но, судя по размерам обозов, Бегич не исключал возможности дойти и до самой Москвы. Навстречу врагу выступил Димитрий Иоаннович, полки которого разбили татар.
Выигранная битва на реке Воже была генеральной репетицией сражения на Куликовом поле. Приближался грозный 1380 год. Напрасно великий князь Димитрий Иоаннович пытался умилостивить хана дарами и покорностью: Мамай и слышать не хотел о пощаде. Как ни тяжело было великому князю после недавних войн с литовцами и другими беспокойными соседями снова готовиться к войне, а делать было нечего: татарские полчища надвигались, подобно грозовой туче, к пределам тогдашней России.
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел своим долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Осеняя преклонившегося перед ним великого князя святым крестом, богоносный Сергий воодушевленно произнес: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя»…

Святитель Феодор Ростовский (Симоновский)
Фрагмент иконы «Собор Радонежских святых».
Успенский собор. Троице-Сергиева лавра

Преподобный Сергий повелел идти с Димитрием двум инокам обители Пересвету и Ослябе (до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле) и, взамен лат и шлемов, возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное», — говорил при этом преподобный.
Благословив крестом и окропив еще раз освященной водой великого князя, своих иноков-витязей и всю дружину княжескую, преподобный Сергий сказал великому князю: «Господь Бог да будет твой помощник и заступник: Он победит и низложит супостатов твоих и прославит тебя!» Тронутый до глубины души пророческими речами старца, великий князь отвечал ему: «Если Господь и Пресвятая Матерь Его пошлет мне помощь противу врага, то я построю монастырь во имя Пресвятой Богородицы».
Между тем быстро пронеслась по Русской земле молва о том, что великий князь ходил к Троице и получил благословение и ободрение на бой с Мамаем от великого старца, Радонежского пустынника. Светлый луч надежды блеснул в сердцах русских людей, а те, которые готовы были встать против великого князя Московского заодно с Мамаем, задумались.
Одним из них был старый рязанский князь Олег. Он уже готовился соединиться с Мамаем, чтобы поживиться на счет московского князя, со стороны коего не ожидал большого сопротивления такому сильному врагу. Но, получив известие, что московские силы уже переправились через Оку, что инок-подвижник по имени Сергий благословил московского князя идти против Мамая, князь Олег очень встревожился. Так высоко ставили благословение преподобного Сергия даже сами враги Московского князя. Благословение святого старца даже в их глазах считалось уже достаточным ручательством победы великого князя московского. И Олег отложил мысль идти на помощь татарам против московских полков.
Как раз перед выступлением великого князя против татар произошло Божественное знамение — чудесное событие: во Владимире были открыты мощи благоверного князя Александра Невского, прадеда Димитрия Иоанновича. Инок-пономарь той церкви, где находилась гробница князя, ночью спавший на паперти, внезапно увидел, что свечи, стоящие перед иконами, сами собой загорелись, и к гробу подошли два старца, вышедшие из алтаря. Обратившись к лежащему там князю, они воззвали к нему, понуждая встать и выйти на помощь правнуку, идущему на бой с иноплеменниками. Князь встал и вместе со старцами сделался невидимым. Наутро гроб был выкопан и были обнаружены нетленные мощи. Видимо, об этом событии Димитрий Иоаннович узнал еще до битвы, оно было достоверным свидетельством незримой помощи ему со стороны его великого предка.

Икона Святого благоверного князя
Александра Невского

8 сентября 1380 года с раннего утра войска Димитрия стали в боевой порядок между реками Дон и Непрядва, готовые встретить врага. В это самое время является перед великим князем инок Нектарий, посланный с другими братиями от преподобного Сергия, неся мир и благословение ему и всему христолюбивому его воинству. Святой старец хотел еще раз укрепить мужество великого князя перед самой битвой.
Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице их великий печальник Русской земли как бы сам посетил и благословил русское воинство, и это посещение в такую важную и решительную для всех минуту было сколько неожиданно, столько же и своевременно. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждой на молитвы великого старца, бесстрашно шел на битву, готовый положить душу свою за святую веру православную, за своего князя любимого, за дорогое свое Отечество.
При мысли, что многие тысячи храбрых витязей падут через несколько часов как усердные жертвы любви к Отечеству, Димитрий Иоаннович преклонил колени и, простирая руки к златому образу Спасителя, сиявшему вдали на великокняжеском знамени, в последний раз горячо молился за христиан и Россию. Потом благоверный князь Димитрий сел на коня, объехал все полки, воодушевляя их словами: «Отцы и братья мои! Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры ради христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная; и ни о чем, братья, земном не помышляйте, не отступим, ведь и тогда венцами победными увенчает нас Христос Бог и Спаситель душ наших».
Наступил час битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. Над Куликовым полем стоял туман, когда же он рассеялся, то обнаружились две рати, самим своим видом знаменующие противостояние мрака и света. Татарские полчища виделись темными, как замечает летописец, «доспехи же русских сынов будто вода, что при ветре струится, шлемы золоченые на головах их, словно заря утренняя в ясную погоду, светятся, яловцы же шлемов их, как пламя огненное, колышутся», посреди войска развивалось алое великокняжеское знамя с изображением Нерукотворного Спаса.

Икона Спас Нерукотворный

Вдруг с татарской стороны выехал вперед Челубей – богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности. Жутко было смотреть на этого великана. И хотя было среди русских воинов немало храбрых, но никто не решался сам добровольно вызваться на такой подвиг.
Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот выступил один из Сергиевых иноков — его усердный послушник схимонах Александр Пересвет. Все были тронуты до слез самоотвержением инока, все молили Бога, да поможет ему. А он, в одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии устремился на своем быстром коне против татарина — оба богатыря пали мертвыми на землю!
Тогда-то «закипела битва кровавая, заблестели мечи острые, как молнии, затрещали копья, полилась кровь» — повествует святитель Димитрий Ростовский. Не выдержал и великий князь: он сошел с коня великокняжеского, отдал его своему любимому боярину (Михаилу Бренко), повелел ему вместо себя быть под знаменем, а сам достал крест с частицами Животворящего Древа, поцеловал его и ринулся в битву с татарами наравне с простыми воинами…
Самым горячим стремлением князя было желание принять участие в битве, им руководила готовность сразиться за веру и пострадать за Христа. Он пренебрег своим привилегированным положением и, в своем порыве слиться с воинской массой явил свое великое смирение. Свидетели видели его, переносящегося на коне от полка к полку, твердо бьющимся с татарами, выдерживающим порой атаку нескольких воинов.
«И была сеча лютая и великая, и битва жестокая, и грохот страшный, — повествует летописец, — от сотворения мира не было такой битвы у русских великих князей, как при этом великом князе всея Руси». Люди гибли не только от мечей, копий и под копытами коней — многие задыхались от страшной тесноты и духоты. «Куликово поле как бы не вмещало борющейся рати, земля прогибалась под их тяжестью», – пишет один из древних авторов. Особо чутким в эти часы открывалось духовное существо происходящего. Видели ангелов, помогающих христианам, — во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых мучеников и с ними — святые воины Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, святые князья Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Видели же, как над русским войском явилось облако, из которого на головы православных воинов опустилось множество венцов.
Когда Мамай со своими полками позорно бежал, побросав обозы, князь Владимир Андреевич, вернувшись на Куликово поле, покрытое теперь мертвыми телами, принялся расспрашивать всех о великом князе.

Свидетельствовали о том, то он сражался в первых рядах, что бывал окружен множеством врагов, кто-то говорил о его ранении — последний, видевший его, утверждал, что князь брел с поля битвы, шатаясь от ран. Принялись искать князя среди мертвых, наконец он был найден в роще неподалеку, лежащим без сознания. Бог хранил князя, несмотря на многочисленные удары, принятые им от врагов, он остался невредимым от серьезных ранений. Услышав голоса, он пришел в себя, известие же о победе окончательно вернуло ему силы.
Возвратясь в Москву и распустив по домам воинов победителей, великий князь Димитрий Иоаннович, прозванный за эту победу Донским, снова прибыл в обитель Живоначальной Троицы, чтобы воздать благодарение Господу, лично поведать великому старцу о победе. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой.Последние годы жизни великого князя Димитрия Иоанновича были, вероятно, самыми трудными для него. Осенью 1380 года, свидетельствуют летописи, Димитрий Иоаннович тяжело заболел — сказалось нечеловеческое напряжение великого боя. В изнеможении была и вся Русская земля. Не успела она оправиться от страшных потерь в Куликовскую битву, как явился новый враг, 1382 год ознаменовался нашествием Тохтамыша, разорением Москвы. Это бедствие было еще тяжелее после блестящей победы. Великий князь из-за разногласий среди бояр, как говорит древний автор, не смог собрать достаточного для отпора татарам войска. Тогда, чтобы найти людей, он отправился в Переяславль, а затем в Кострому. В Москве остался митрополит Киприан — он не смог противостоять начавшимся здесь беспорядкам.
Митрополит решил уйти из Москвы, также и великая княгиня с детьми. С трудом удалось им выйти за городские стены. Митрополит направился в Тверь, княгиня — к мужу в Кострому. Началась осада Москвы, и три дня город держался, но на четвертый воины Тохтамыша ворвались в город. Страшен был учиненный погром в Москве, город был в конце концов подожжен. Когда великий князь вернулся в Москву, он застал город разоренным и опустевшим. И только храбрый Владимир погнался за татарами и поразил 6000 врагов и отнял много пленных и обозы. По преданию, Димитрий Иоаннович плакал на развалинах Москвы и велел похоронить убитых на собственные деньги.
События из истории объединения Руси
Другим большим горем для великого князя было возобновление старой вражды с Тверью: несмотря на письменные обещания 1375 года, князь Михаил отправился к новому хану просить ярлыка на великое княжение. В 1383 году великий князь Димитрий был вынужден отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия, для отстаивания великокняжеского ярлыка. Ценой возобновления ежегодной дани Москве удалось оставить ярлык за собой — Михаил потерпел неудачу, но Василий был на два года задержан в Орде заложником.

А. Воснецов. Белокаменный Кремль Москвы при Дмитрии Донском

Другим беспокойным соседом московского князя был Олег, князь рязанский. Хитрый и вероломный, он не раз нарушал договоры. Великий князь не раз посылал к нему доверенных лиц с мирными предложениями, но Олег не хотел слышать о мире. Тогда великий князь призвал преподобного Сергия и лично просил его принять на себя труд побудить упрямого князя рязанского к примирению.
Поздней осенью 1385 года смиренный старец отправился, по своему обыкновению пешком, в Рязань. Олег уже много слышал о Радонежском игумене: еще пять лет назад он не решился присоединиться к полчищам Мамая только потому, что московский князь получил от преподобного Сергия благословение на битву с Мамаем, и теперь рад был видеть святого старца своим гостем и благословиться у него.
Кроткие увещания богомудрого Сергия смягчили сердце сурового князя рязанского, и он чистосердечно открылся преподобному в своих замыслах и «взял с великим князем Димитрием вечный мир и любовь в род и род». Этот мир впоследствии скреплен был семейным союзом: сын Олега Феодор взял за себя дочь великого князя Софию Димитриевну.
Так, при неусыпном попечении и отеческом руководстве святителя Алексия и благодаря деятельному участию игумена Радонежского, преподобного отца Сергия, стала постепенно объединяться и Русская земля, обессиленная раздорами удельных князей.
Великий князь продолжал свое трудное дело: восстанавливал разрушенную Москву и держал наготове меч, храня интересы Московского княжества. Образ действий великого князя оставался все тот же: он сначала устрашал и разил врагов и ослушников, потом миловал и прощал их.
Мало-помалу эти князья свыклись с мыслью о необходимости подчиниться власти московского князя, а в народе пробуждалось желание сплотиться, чтобы общими силами сбросить с себя татарское иго. Бог знает, мог ли бы достигнуть какого-нибудь успеха в этом великом деле великий князь Московский, предоставленный самому себе, без содействия Церкви в лице таких святых мужей, исполненных Духа и силы, каковы были митрополит Алексий и Сергий, игумен Радонежский.

Николо-Угрешский монастырь

Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за преподобным Сергием. Преподобный, наблюдавший все течение жизни великого князя, не только был главным свидетелем при составлении его духовного завещания, но и преподал Димитрию Иоанновичу все необходимые ему христианские таинства.
Древний источник воспроизводит если не самые предсмертные слова великого князя в их исторической буквальности, то общий дух его назидания ближним. «Вы, дети мои, — говорил благочестивый князь, — живите заодно, а матери своей слушайтесь во всем… Который сын не станет слушаться мати своей, на том не будет моего благословения… Вот я отхожу к Богу, и вас поручаю Богу и матери вашей: под страхом ея будьте всегда… Бойтесь Бога; бояр своих любите, будьте приветливы ко всем своим слугам. А вы, бояре, знаете мой обычай и нрав — я родился у вас на глазах, при вас я возрос, с вами ходил на врагов, с вами свою отчизну защищал… Я любил вас и детей ваших, с вами делил и радость, и горе… Вспомните, что говорили вы мне всегда: на службе тебе и детям твоим мы должны сложить и свои головы… Будьте же верны слову своему, послужите княгине моей и чадам моим, повеселитесь с ними в их радости, не оставьте их и во время скорби»…
В своей духовной грамоте Димитрий навсегда заповедал своим детям и всему потомству, чтобы после отца наследовал великокняжеский престол старший сын, помимо других лиц, старших в роде, и таким образом установил новый порядок престолонаследия, укрепляющий единую самодержавную власть.
Княжение Димитрия Донского за редким исключением не знало случаев ухода от него служивых людей, на его духовном завещании стоит самое большое число боярских подписей. 19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покровитель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.
Итоги правления бл. князя Дмитрия Донского
За своё 30-летнее правление Димитрий сумел стать признанным главой антиордынской политики в русских землях, собирателем русских земель. Великое княжество Владимирское окончательно перешло под власть Москвы, тем самым сделав процесс московского возвышения необратимым. Территория Московского княжества расширилась. Поддерживая дружеские связи с православной Византией, Димитрий добивался признания независимости Русской православной церкви от Константинополя.

Икона Святого Димитрия Донского,
благоверного великого князя Московского

С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов. По благословению преподобного Сергия он заложил в 1378 году Успенский Стромынский монастырь, предполагалось в преддверии решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.
Другой, также Успенский, монастырь великий князь построил в благодарность Богу за победу в Куликовской битве. Его называют монастырем на реке Дубенке. На самом Куликовом поле был построен монастырь Рождества Богородицы: победа произошла именно в этот праздник. Также после победы Димитрий Иоаннович построил Николо-Угрешский монастырь под Москвой и с помощью преподобного Сергия выстроил Голутвинский монастырь, а также каменный Успенский собор Симонова московского монастыря.
Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского, оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Имя Дмитрия Донского за несколько столетий стало символом русской воинской славы. В 2002 году учреждён орден «За служение Отечеству» в память святого великого князя Дмитрия Донского и преподобного игумена Сергия Радонежского.
Значение иконы
Память святого благоверного князя чтут и верующие, и светские люди. Мы прославляем его как героя и защитника Отечества. Победа в Куликовской битве для нашей страны имела огромное значение. Но можно ли чтить память Димитрия Донского только как выдающегося полководца? Прежде всего, он был глубоко верующим человеком. Именно вера и молитва, окрыленные любовью к родной земле и людям, помогли князю одержать победу. Об этом мы должны вспоминать, глядя на икону Святого благоверного князя Димитрия Донского.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *