Успенская Святогорская лавра

Дата создания: XV в. Описание:

История

Первые монахи на месте будущей Лавры поселились в XIV или XV вв. (по некоторым данным, в XI в.). Первое письменное упоминание о местности «Святые горы», в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, относится к 1526 г.

В 1787 г. по указу императрицы Екатерины II Святогорский монастырь был упразднен, а принадлежавшие ему деревни, земли и угодья отобраны в казну. В 1790 г. новым владельцем Святогорья стал князь Таврический Григорий Потемкин. По указу Святейшего Синода монастырские храмы Успения Божией Матери и святителя Николая на скале были обращены в приходские, а прочие разобраны и увезены. В упраздненном состоянии обитель находилась почти 57 лет.

В 1844 г. по указу императора Николая I Святогорский монастырь был восстановлен по чину и уставу Глинской пустыни Курской епархии. За следующие 70 лет он достиг небывалого расцвета, став одним из крупнейших в Российской империи. В этот период не раз поднимался вопрос о присвоении Святогорской обители статуса лавры. Монастырь имел кирпичные мастерские, мельницы, разные мастерские, торговые лавки, был известен замечательными видами и притягивал много богомольцев. Перед Первой мировой войной в монастыре подвизались около 600 монахов.

События 1917 г. и приход Советской власти трагично отозвались на дальнейшей судьбе Святогорского монастыря, разграбление которого началось с января 1918 г. В 1922 г. монастырь был ликвидирован, а на его месте образован Дом отдыха для трудящихся Донбасса. Наступило время окончательного разорения монастыря.

Святогорская обитель была вновь открыта в 1992 г. — монастырю отдали разграбленный и оскверненный Успенский собор, превращенный в кинотеатр.

8 сентября 2000 г. Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир в сослужении митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, архиепископа Горловского и Славянского Илариона, наместника Киево-Печерской лавры епископа Вышгородского Павла, епископа Изюмского Онуфрия совершил освящение Успенского собора — главного храма Святогорской обители.

К концу 2003 г. Святогорскому монастырю были окончательно переданы находившиеся в ведении Славяногорского историко-архитектурного заповедника и санатория «Святые горы» жилые и хозяйственные строения.

9 марта 2004 г. Синод Украинской Православной Церкви принял решение о присвоении монастырю статуса лавры.

12 июля 2008 г. состоялось прославление Собора святых отцов, во Святых Горах на Донце просиявших. В Собор святогорских отцов вошли 17 святых: один святитель, 11 преподобных, 4 преподобноисповедника и один Христа ради юродивый. Решение о канонизации 16 из них было принято на заседании Синода УПЦ 8 мая 2008 г. (журнал № 38). Преподобный Иоанн, затворник Святогорский, был прославлен 24 августа 1995 г.

Храмы и часовни, расположенные на территории Святогорской лавры

Храмы и часовни, расположенные за территорией Святогорской лавры

  • храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Святогорске;
  • скит прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских;
  • Всехсвятский скит;
  • скит в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Богородичное Донецкой области;
  • Георгиевский скит в с. Долина Донецкой области;
  • скит свт. Иоанна Шанхайского в с. Адамовка Донецкой области;
  • Николо-Феодосиевский скит в с. Кармазиновка Луганской области.

Святыни

Чудотворная Святогорская икона Божией Матери, иконы Божией Матери «Казанская», «Троеручица», чтимые иконы святителя Николая Чудотворца, образ Архангела Гавриила, икона великомученицы Варвары и мученицы Татианы, мощи преподобного Иоанна Затворника, мощи преподобных отцов Святогорских, мироточивая глава мученика Евникиана Критского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 6.00. Вечернее богослужение накануне в 17.00.

***

Наместник — митрополит Святогорский Арсений.

Страна: Украина Город: Святогорск Адрес: 84131, Донецкая область, г. Святогорск, ул. Заречная, д. 3 Телефон: +38 (06262) 5-30-24 (дежурный, с 6.00 до 22.00) Web-сайт: http://svlavra.church.ua E-mail: svyatlavra@mail.ru Наместник: Арсений, митрополит Святогорский, викарий Донецкой епархии (Яковенко Игорь Федорович)

Анжела 24-11-2015
Отдых в Святогорске — тишина, дождь и свежий воздух Так меня встретил Святогорск Останавливались в Роше Рояле. Непогода в отеле не страшна. Наверное это лучший вариант для осени и зимы. Все под крышей. Тапочки можно не снимать. Как дома, только желания семьи выполняешь не ты, а великолепный персонал. Сделала мужу подарок на день рождения. Он оценил мой выбор. Сказал подарок в 10ку. Желаю всем хорошего отдыха в Святогорске.

Юлия 16-04-2014
Сейчас, в неспокойное для Украины время, Святогорск является единственным тихим и спокойным местом. Здесь нет ни намека на военные действия, никаких военных, танков или выстрелов, что еще хуже. Все работает в обычном режиме, совсем другая обстановка нежели в близлежащих городах. Собираемся семьей сюда приехать на Пасхальные праздники и надеемся хоть как-то отвлечься от нынешних событий.

Олеся 25-10-2013
(Продолжение)Действительно, лес стал чище, это видно, и это не может не радовать. Поэтому хочу обратиться к отдыхающим в Святогорске: «Уважаемые и дорогие наши туристы и отдыхающие! Будьте людьми! Уберите мусор хотя бы за собой! С фантиками от конфет просто катастрофа! Они мелкие и их настолько много, что не успеваешь разгибаться. Как говорится, «Берегиете природу — мать Вашу!»

Олеся 25-10-2013
Цены и мусор — это злободневная тема! Приезжаем с мужем третий год весной и осенью, и каждый раз приходится селиться по самым низким ценам, потому что они все растут и растут. Каждый раз приезжаем в надежде пособирать грибочки, а когда их нет, то собираем… мусор в лесу. Пришли к этому совершенно случайно, когда отобедав в лесу и собрав свой мусор, прихватили чужой, а через пару метров еще подобрали (его ведь из глубины леса вряд ли кто-то заберет). Так и шли, собирая кучу за кучей и оставляя возле просек. А этой весной мы уже запаслись мусорными пакетами. Вот приехали две недели назад опять в Святогоск и сразу бежать по GPS смотреть забрали наши пакеты в лесу или нет. Оказалось, что забрали!!! Это очень и очень радует! Значит, интересуются еще чистотой леса местные власти.

Оля 17-09-2013
Праздновали с мужем свадьбу в Святогорске. Были ошарашены ценам Роше Роял. Они меня просто до истерики довели! За 100000 они обещали нам устроить хороший вечер! Спасибо, за 100000 я могу себе устроить раскошную жизнь! Утрирую конечно, но таких цен мы и в Киеве не нашли! (сейчас живем в Киеве). Праздновали в Монархе. Цены хороши. Отель супер, но тоже дороговато. Очень хороший там мальчик админ — сделал все супер-пупер!

Елена 03-09-2013
Хочу тоже немного поделиться впечатлениями от отдыха в этом году,то что цены кусаются это точно и очень неприятно удивил такой комерческий подход Лавры,хотя и поразили такие грандиозные преобразования,до этого были в 2003 вообще ужас сплошной.А место необыкновенное,одни вековые дубы чего стоят,земляники было море,и красивейшие цветы на полянах!

Лиза 22-07-2013
Ну Святогорск с каждым годом поражает все больше! И это в отрицательном плане. Самое чистое место-это Лавра и все! Друзья мои,ну надо же и убирать свой город,а не только бабки стричь)))А про биотуалеты вы слыхали когда-нибудь? Про урны,про обслуживание и чистоту в кафе? А цены на жилье,это что? Я понимаю,конечно,что это «маленькая Швейцария»,тогда где сервис как в Европе? Цены то да-соответствуют европейским,а качество? А про эконом-жилье вообще молчу,совдеповщина аж прет,вперемешку с ортопедическими матрацами на страшных кроватях. Блин,учитесь,господа,как надо вести гостинично-ресторанный бизнес и люди ,возможно, потянутся не только в Лавру)))

Вероника Харьков 23-09-2012. 24-09-2012
Посетили Святогорск,Там время замирает и немножко начинаешь понимать,монашеский образ жизни, жить в таком необыкновенном месте!Эти горы, воздух, а вид на Донец с высоты птичьего полёта, дух захватывает,да,там можно увидеть Бога и прикоснуться к вечности,немножко пугает комерция монастыря, но …живём в интересное время, а в Святогорск я ещё вернусь и не раз:ощущения,как после исповеди.спасибо Святогорск.

Ольга 29-07-2012
На протяжении 8ми лет ездиим каждый год.В основном из-за посещения лавры.И больно смотреть,как с каждым годом все грязнее становится город.Львиная доля мусора,конечно же оставляется несознательными приезжими.Оба озера грязные,как и пляжи и сам лес.Большой минус городским властям.Цены на жилье вообще отдельная тема.

виктория 26-07-2012
Много лет отдыхаю в Святогорске, еду туда ради Святых мест, но и покупаться хотелось бы, а купаться то негде, озеро заросло, в августе весь город заростает амброзией, к озеру вообще не подойдёшь. Почему не благоустаивается город, власти выезжают за счет Лавры, ведь основная масса людей едет именно туда.

Валерий 14-07-2012
Начал отдыхать в Славяногорске,ещё в детские годы и годы юнности… Сейчас по прошествию многих лет,не упускаю возможности побывать там и насладится незабываемой,неописуемой красотой этих мест… Живу в Израиле в 200м от моря,но такого духовного,физического удовлетворения,какое я получаю в Славяногорске я не испытывал и не испытываю нигде..Мёртвое,Красное ,Средиземное моря,озеро Кинерет,-всё это красиво и впечатляюще…-но это не СЛАВЯНОГОРСК!!!!

арина 13-06-2012
места здесь хорошие,но в 2011году за проживание заплатили чуть меньше чем в этом в Ялте,я считаю один раз приехать можно,поплавать на лодке,посмотреть святые места,так как по моему больше чем неделю там делать нечего, иначе можно сойти с ума…но каждый решает сам

Юлия 26-04-2012
Да-да-да! Цены как в Эмиратах, простите. Не умеют ещё наши люди бизнес делать. Не привлекают туристов, а отпугивают. Место конечно, красивое и очень живописное, но если оно не будет доступно для простых посетителей — семей и молодёжи, то останетесь вы в жадном одиночестве. Обуздывайте свой аппетит. Кайтесь в сребролюбии, в Святом месте живёте.

Жора 30-03-2012
Ребята, умерьте свой аппетит в 2012 году, цены выросли у Вас в 2-2,5 раза. Кто к Вам поедет, вы хотите урвать один раз а потом всю жизнь на эти деньги жить?:) Будьте бизнесменами а не хапугами, у ВАС цены выше чем в Крыму в СЕЗОН …..На сайты ваши смотреть смешно:)

(Друкуємо мовою оригіналу)

Пасхальное богослужение в Святогорской лавре на Донбассе закончилось скандалом. Кадры с множеством людей – священников и прихожан – облетели всю Украину. У президента сообщили, что надо готовиться к вспышке коронавируса в Святогорске. Полиция открыла уголовное дело.

А жители Святогорска уже подсчитывают убытки от репутационных потерь и задают резонный вопрос: о событиях в лавре все службы знали заранее, но заверили, что справятся – почему же не предотвратили скопление верующих? Кстати, в полиции их насчитали около трех сотен.

За пять дней до Пасхи руководитель Донетчины Павел Кириленко собрал представителей духовенства и полицейских. Обсуждали, как люди будут отмечать праздник во время карантина.

Отец Сергей Капитоненко, представитель Украинской православной церкви Московского патриархата, тогда сказал, что священники принимают «все необходимые меры, которые от нас требует правительство».

По возможности во всех храмах дезинфицируется, все в масках, все на разном расстоянии Сергей Капитоненко

Отец Сергей заявил: «Стараемся, как уж там получается. Вы уж нас простите. По возможности во всех храмах дезинфицируется, все в масках, все на разном расстоянии… Мы хоть призываем людей, объясняем, что если ты заболел, – сиди дома. Если уж кто-то придет, мы найдем возможность сделать так, и даже пасочку освятить, чтобы не нарушать санитарных норм и требований».

Важно для нас не просто по телевизору посмотреть богослужение Арсений

А за неделю до этого Арсений, наместник Свято-Успенской Святогорской лавры (это Московский патриархат), в проповеди, посвященной в том числе и коронавирусу, так обратился к верующим:

«Сегодняшний день – не время, чтобы мы бежали от Бога. Я удивляюсь, когда говорят: на базар ходить можно, ломбард открыть нужно, а вот церкви надо бы позакрывать. Как будто в церкви настолько все грязно и нечисто, что в церкви источник заражения чем-то, – в церкви источник исцелений… Господь волен исцелить в одно мгновение и душу нашу, и тело наше. Поэтому и собираемся в храмы божьи. Поэтому и важно для нас не просто по телевизору посмотреть богослужение, но участвовать в таинствах исповеди, в таинствах причастия. А это через телевизор невозможно… А утверждение, что через причастие можно заразиться, является богохульным и кощунственным, потому что через причастие мы принимаем тело и кровь Христову».

«Все знали, что лавра будет открыта» – Рыбалкин

Всю Украину облетели кадры пасхальной службы в лавре. Стрим службы вел сам храм, а показывал его телеканал NewsOne.

Пасха в Святогорской лавре

Владимир Рыбалкин, житель Святогорска и участник общественной организации «Стоп коррупции», записал в своем городе видео, чтобы уточнить информацию по пасхальным событиям.

Рыбалкин участвует в работе комиссии по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям при исполкоме Святогорска. Эта комиссия занимается всеми мероприятиями по противодействию коронавирусу.

По словам Владимира, недели полторы назад комиссия, зная, что лавра не будет закрыта, обратилась в штаб ООС. Ведь на территории Святогорска, уточняет Владимир, есть воинские части, и военные посещают лавру. Не надо рисковать их здоровьем.

Также были обращения в областную полицию и к руководству Донецкой области.

Ожидали волевое решение со стороны области. Ведь для чего военно-гражданская администрация? Владимир Рыбалкин

«Просили, чтобы областная администрация, и руководители ведомств сделали мероприятия по закрытию города на день проведения Пасхи – поставить какие-то блокпосты, не допустить массового посещения лавры. Фактически, ожидали волевое решение со стороны области. Ведь для чего военно-гражданская администрация? У нее есть ресурсы это сделать. В ответ получили отписки фактически, что есть постановление Кабинета министров, и его надо соблюдать, рекомендации и все прочее», – сообщил нам Рыбалкин.

Достаточно будет правоохранителей для того, чтобы обеспечить исполнение карантинных мероприятий Николай Семенишин

Также на его обращение лично ответил на брифинге руководитель полиции области Николай Семенишин: «Мы увеличили количество нарядов. Мы на соответствующие праздники предоставляем Славянскому отделу полиции еще приданные силы из области. Я думаю, что достаточно будет правоохранителей для того, чтобы обеспечить исполнение карантинных мероприятий».

Николай Семенишин, начальник главного управления Нацполиции в Донецкой области

Что было на Пасху

Владимир говорит, что в ту пасхальную ночь был дома. А в 5 часов утра вышел посмотреть, что же происходит.

И людей было совершенно немного Владимир Рыбалкин

«Посмотрел, что много полиции, перекрыты дороги на лавру: въезд на мост и въезд на Татьяновку. При входе в лавру людям выдают маски. Каждому заходящему руки обрабатывали санитайзером. И людей было совершенно немного».

Владимир говорит, что такой малолюдной Пасхи в Святогорске еще не было.

Если Пасха была малолюдной, то откуда же взялись те триста человек, которых в лавре насчитали полицейские?

С 2014 года на территории лавры 320 внутренне перемещенных лиц Владимир Рыбалкин

«С 2014 года на территории лавры 320 внутренне перемещенных лиц. Они живут в одном корпусе и кушают в одной столовой большой. Так уже 6 лет подряд. Можно писать хоть сейчас протокол за нарушение карантина», – говорит Рыбалкин.

По мнению Владимира, скандала можно было избежать, если бы и руководство лавры, и силовики приложили все усилия, чтобы обезопасить людей.

На ее глазах онлайн происходит нарушение, а полиция на это не реагирует Владимир Рыбалкин

«Я говорю, не защищая лавру: почему говорят, что виновата лавра? Почему не говорят про бездеятельность полиции, которая обещала контролировать и не допускать нарушений. Ведь на ее глазах онлайн происходит нарушение, а полиция на это не реагирует», – говорит Владимир Рыбалкин.

«Город Святогорск – это не Лавра»

Общественник раздосадован, ведь обвинения больно ударили по репутации самого Святогорска как центра туризма на Донбассе.

Очень сложно будет потом доказать, что Святогорск – это не есть Святогорская лавра Владимир Рыбалкин

«Я вижу, что всей Украине очень сложно будет потом доказать, что Святогорск – это не есть Святогорская лавра. Сейчас кинули грязь на вентилятор, и забрасывают весь город этим. Хотя в большинстве своем горожане, 90 процентов, находились дома. Были улицы пустые», – уверяет Владимир.

Всем, кто заходил в лавру, давали маски, но разве кто-то контролировал ношение этих масок? На сайте лавры опубликовали фото, на некоторых и взрослые, и дети выглядят так, будто и карантина никакого нет вообще.

Пасха в Святогорской лавре

Последствия

Полиция отчиталась, что открыла уголовное производство по статье 325 УКУ (нарушение санитарных правил и норм касательно предотвращения инфекционных заболеваний и массовых отравлений). Максимальное наказание по этой статье – 8 лет тюрьмы.

А пресс-секретарь президента Юлия Мендель написала, что надо быть готовыми к вспышке коронавируса в Святогорске уже через неделю.

Мы связались со Святогорской лаврой. Там сообщили, что все заняты в связи с Пасхой, и прокомментируют ситуацию не раньше, чем через неделю.

ПОСЛЕДНИЙ ВЫПУСК РАДИО ДОНБАСС.РЕАЛИИ:

(Радіо Донбас.Реалії працює по обидва боки лінії розмежування. Якщо ви живете в ОРДЛО і хочете поділитися своєю історією – пишіть нам на пошту Donbas_Radio@rferl.org, у фейсбук чи телефонуйте на автовідповідач 0800300403 (безкоштовно). Ваше ім’я не буде розкрите)

Святогорский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Святогорский монастырь в Пушкинских Горах был основан в 1569 г. царём Иваном IV. В то время он стоял на самой государственной границе. Это сказалось на истории монастыря: в конце 16 века его частично разрушили поляки. В последующие века вокруг монастыря наросла слобода, которая впоследствии превратилась в село. Оно и стало нынешними Пушкинскими Горами (современное название заменило историческое «Святые Горы» в 1925 г.).

С 18 века значение монастыря как укреплённой цитадели и форпоста пошло на спад, но культурное и религиозное — сохранились. Он стал центром общественной жизни и оставался таким фактически вплоть до закрытия в 1924 г. В военные годы монастырским постройкам был нанесён значительный ущерб, но их довольно быстро восстановили. Начиная с послевоенных лет в монастыре располагался Государственный мемориальный музей-заповедник А. С. Пушкина.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г. в родовом склепе.

Святогорский монастырь известен еще и как место последнего упокоения А. С. Пушкина. Великий поэт был похоронен здесь в 1837 г.

Современный облик монастыря представляет собой комплекс построек, обнесенный старой оградой из камня. Попасть внутрь можно через одни из двух ворот: Пятницкие, близ которых стояла ныне разрушенная одноименная церковь, и Анастасьевские, у которых находилась одноимённая часовня (тоже уже не существующая). Сейчас у них можно увидеть небольшую каменную привратницкую. Близ Пятницких (или Святых) ворот расположен дом наместника начала 20 века. Ещё одни названные в честь утраченной сегодня церкви ворота, Никольские, соединяют святой и торговый дворы монастыря.

Главные достопримечательности монастыря — это Успенский собор и фамильная усыпальница Ганнибалов-Пушкиных. В приделе первого был установлен гроб с телом Пушкина накануне отпевания.

Имя А. С. Пушкина, жившего в Михайловском, тесно связано и с монастырем, который он часто посещал. В период работы над «Борисом Годуновым» поэт проводил много времени в монастырских архивах, изучая старинные летописи и исторические труды, чтобы сделать свою драму максимально достоверной. Кроме того, при монастыре проходили знаменитые на всю округу ярмарки, на которых поэт тоже часто бывал в поисках типажей.

Главная историческая ценность Святогорского Свято-Успенского мужского монастыря — икона Богородицы Одигитрия — в настоящее время перевезена в городище Воронич.

Святогорский Успенский мужской монастырь был возвращён РПЦ в 1992 г., и в этом же году возобновились службы в Успенском соборе. Собор действует и сегодня, как и монастырь, где постоянно живут около 25 человек. В настоящее время монастырь причислен к государственным памятникам как часть музея-заповедника Пушкина.

Свято-Успенский Святогорский монастырь

Практическая информация

Адрес: Псковская область, пос. Пушкинские Горы, ул. Пушкинская, 1.

НАЧАЛО МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ НА СОЛОВКАХ

По монастырскому преданию, в 1428 г. на карельском берегу Белого моря в поисках пустыннического жития появился уроженец г.Тотьмы Авва Герман. В 1429 г. к нему присоединился некий Савватий, принявший постриг в 1396 в Кирилло-Белозерском монастыре и живший после того вначале в Валаамском монастыре, а затем «по указанию Божию» направившийся к Белому морю. Вместе с Германом он поселился на Секирной горе (северо-западнее бухты Благополучия) построив там скит. С водружением деревянного креста на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия и началась история заселения этого уголка Русского Севера.

После смерти Савватия в 1435 г. подвижнической деятельностью в этом крае вместе с Германом стал заниматься родившийся в Прионежье сын богатого новгородца Зосима. Вдвоем они и основали в 1436 г. общежительный монастырь – «дом Николы и Спаса» на Большом Соловецком острове. К концу 30-х XV в. монастырь официально признали духовные и светские власти Великого Новгорода, при этом они передали ему все побережье Белого моря и ряд островов Соловецкого архипелага.

Энциклопедия «Кругосвет»

ОСНОВАНИЕ И ИСТОРИЯ СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ

В XV веке православные подвижники Зосима, Савватий и Герман избрали для молитвенного уединения и пустынножительства Соловецкие острова, расположенные в Белом море в 165 километрах от северного полярного круга.

В 1429 году иноки Савватий и Герман после трехдневного морского путешествия на лодке пришли на берег Большого Соловецкого острова. Недалеко от берега Сосновой губы, в удобном для жительства месте у озера они воздвигли крест и построили келью. Так было положено начало иноческой жизни на Соловках, где преподобные Савватий и Герман прожили шесть лет «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом ко Всевышнему». Однажды преподобный Герман отправился за припасами на материк к реке Онеге. Некоторое время преподобный Савватий находился на острове один. Предчувствуя свою кончину и желая причаститься Святых Христовых Тайн, он преодолел дальний путь через море и прибыл в селение Сорока на реке Выг. Преподобный Савватий, повстречав в Сороке едущего к больным игумена Нафанаила, причастился Святых Христовых Тайн, и 27 сентября 1435 года отошел ко Господу.

Устроителем Соловецкой обители стал преподобный Зосима. В Поморье он встретил преподобного Германа, от которого узнал о начале монашеской жизни на Соловках. В 1436 году иноки прибыли на Большой Соловецкий остров и поселились вблизи моря. Текст жития повествует о чудесном видении. Преподобному Зосиме явилась прекрасная церковь в небесном сиянии на востоке. На месте дивного видения был сооружен деревянный храм в честь Преображения Господня с приделом во имя Святителя Николая и трапезой. Построена также церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Так был основан монастырь. Преосвященным Ионой, архиепископом Новгородским и правителями Новгородской республики дана обители грамота на вечное владение Соловецкими островами. Впоследствии права монастыря неоднократно подтверждались московскими государями.

Преподобный Зосима стал игуменом обители, после того, как три игумена, поставленные Новгородским архиепископом, не понесли тягот жизни на пустынном острове. В 1465 году братия направились к месту погребения преподобного Савватия на реку Выг в селение Сорока и перенесли его святые мощи в Соловецкий монастырь, где они были положены за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы в особо устроенной часовне…

Устное повествование преподобного Германа о первых соловецких подвижниках записал в конце XV — начале XVI века иеромонах-книжник, а позже игумен Досифей, ученик преподобного Зосимы. Рукопись легла в основу текста жития первоначальников Соловецких, Савватия и Зосимы, составленного в 1503 году бывшим митрополитом Киевским Спиридоном-Саввой, который находился в то время в Ферапонтовом монастыре.

В XVI веке Соловецкий монастырь, оставаясь в епархиальном управлении Новгородских архипастырей, после подчинения Новгорода Московскому престолу пользовался особым покровительством московских государей. На картах Московии первой половины XVI века, при отсутствии на них некоторых известных городов, посреди моря изображался Соловецкий монастырь — форпост Православия в Северной Руси….

В конце XVI века монастырь становится «великой государевой крепостью». При игумене Иакове в 1582 — 1594 годах были построены из природного камня мощные стены и башни. Очертания стен обители напоминают корабль.

Сайт научно-исторического отдела Соловецкого монастыря

ЖИТИЯ ЗОСИМЫ И САВВАТИЯ СОЛОВЕЦКИХ

Увидели же это люди, живущие на побережье, что поселились иноки на острове Соловецком; и те, что селились напротив того острова, начали им завидовать и захотели изгнать их с острова, говоря так: «Мы самые близкие в Карельской земле кровные наследники острова этого. Будем же владеть им как своим отцовским наследием — себе и детям нашим и в будущие лета родов наших, а этих пришельцев прогоним с места того». И, посовещавшись, послали на остров одного из карельских жителей с женой и детьми.

Он же пришел на остров по совету своих соседей; и начали они строить себе дома, чтобы было где жить, и стали по озерам рыбу ловить. Преподобный же Савватий не знал об их приходе на остров, так же как и друг его Герман.

Случилось же, в один воскресный день, когда рассветало, а святой пел заутреню, — когда он вышел покадить у Честного Креста, который водрузил вблизи своей келии для поклонов, услышал он возглас и громкий вопль, взывающий с мольбою. Удивился он и пришел в ужас от того вопля, и позвал Германа из келии, и сказал: «Что это? Как будто слышу вопль человеческий?» Тот же ответил: «Откуда бы мог слышаться этот голос, если здесь никто не живет, кроме нас?» И, осенив себя крестным знамением, пошли они в келию, удивляясь и говоря: «Что это было? Откуда мог быть этот крик?» И, помолившись, закончили утреню. И снова услышали возглас, еще более громкий. Тогда Герман получил от святого благословение и пошел на тот крик.

Придя, нашел он женщину, лежащую и плачущую навзрыд. И спросил ее Герман о причине ее плача: «Жена, что случилось с тобой? Отчего ты плачешь и кричишь?» Она же, с многими восклицаниями, стала рассказывать ему следующее: «Господине отче! Когда я шла на озеро к своему мужу, встретили меня два грозных юноши со светлыми лицами и стали бить меня прутьями, говоря: «Уходите скорее с этого острова, ибо не дóлжно вам жить здесь! Но благоволил Бог устроить это место для жизни иноков! Вы же уходите скорее отсюда, да не погибнете здесь злою смертью! Отныне на этом месте будет обитель иноческая и да соберется здесь множество монахов, и имя Божие да прославляется ими на месте этом, и храм во имя Иисуса Христа воздвигнут будет!” И сказав так, невидимыми стали».

Герман же, услышав это, оставил ее и скорее возвратился к старцу Савватию и рассказал ему обо всем по порядку, о чем услышал. И так они узнали, что по воле Божией пребудет на том острове благодать.

Библиотека литературы Древней Руси. Том 13. Жития Зосимы и Савватия Соловецких

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *