В столице Крыма, на улице Одесской, уже издалека можно заметить купола красивой православной церкви. Официальное ее название — Свято-Троицкий собор, находящийся на территории действующего одноименного женского монастыря. Но для многих жителей города, да и приезжих он известен как Храм Святого Луки, в Симферополе это место очень почитаемо прихожанами.

  • Где находится храм в Симферополе?
  • История появления сакрального места
  • Троицкий собор: под знаком святителя
  • Чем интересен Храм Святого Луки?
  • Как добраться до церкви?

Где находится храм в Симферополе?

Троицкая церковь находится в самом центре крымской столицы. Пройдя квартал на северо-восток, вы окажитесь у Петропавловского собора. Направившись же на северо-запад, по ул. Одесская, можно выйти к гостинице «Валенсия».

Церковь на карте Крыма

История появления сакрального места

Как и многие старинные церкви, Храм Святого Луки в Симферополе выглядит сейчас совсем не так, как в начале своего существования, да и «жизнь» его была насыщена разными событиями. На том месте, где он сейчас возвышается, небольшая деревянная церквушка была возведена еще в 1796 г., принадлежала она греческой церкви. Кстати, это сослужило ей хорошую службу в годы гонений на веру в советские времена: власть с некоторой опаской относилась к таким церквям – дабы не портить отношения с другими государствами.

В начале XIX века весь район, где располагался Свято-Троицкий собор, был заселен греками, поэтому в здании храма открыли греческую гимназию. Но маленькое деревянное строение не было приспособлено к длительной и активной эксплуатации. В середине века его разобрали, чтобы выстроить на освободившемся месте новый храмовый комплекс, более просторный и каменный. Автором проекта стал архитектор И. Колодин.

Зодчий использовал для своего проекта классические архитектурные формы. В плане церковь крестообразная, увенчанная посредине восьмигранным куполом, слева от которого имеется невысокая колокольня. Обращает на себя внимание изысканность фасада, украшенного пилястрами, колоннами, обилием мозаичных картин. Внутри она разделена на два придела: один посвящен собору Крымских святых, второй — святым Елене и Константину.

Тяжело пережила православная община Симферополя советские времена. В городе были взорваны все главные храмы, уцелел только этот. Долгое время он оставался Кафедральным собором Крымской епархии. Были угнаны в лагеря и расстреляны два священнослужителя, возглавляющие его. В 1946 г. здешним настоятелем стал архиепископ Крымский Лука, именем которого и называют сейчас Троицкую церковь.

Троицкий собор: под знаком святителя

Архиепископ Лука — личность поистине уникальная. Его мирское имя — Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Чтобы хоть немного отметить его необычность и масштаб, стоит перечислить только некоторые факты биографии:

  • Войно-Ясенецкий был дипломированным хирургом; даже получив сан священника, монаха, он не забросил врачебной практики. Для этого у него, в виде исключения, имелось разрешение Патриарха Тихона. Хирург оперировал до 1955 г., пока полностью не ослеп. Преподавал в медицинском университете.
  • Его не обошли репрессии советской власти, он трижды находился в лагерях, в общей сложности отсидел 11 лет.
  • В 1944 г., едва вернувшись из концлагеря, получил Сталинскую премию за выдающуюся работу «Очерки гнойной хирургии».
  • В своей врачебной практике совмещал прекрасный профессиональный уровень с даром ясновидения, мог интуитивно ставить диагнозы.
  • Имел степень доктора богословия, доктора медицинских наук, профессора медицины. Находился в чине Архиепископа Симферопольского и Крымского.
  • Написал несколько значительных философских трактатов, главный из которых — «Дух, душа и тело». В нем святитель продвигает идею единства науки и религии.

Чем интересен Храм Святого Луки?

Так как Свято-Троицкий собор был Кафедральным, то святитель Лука связал с ним последние полтора десятка лет своей жизни. Умер он в 1961 г., был канонизирован церковью, а в марте 1996 г. его мощи перенесли в храм, которому он отдал так много своих сил. Сейчас они хранятся в главном зале, в серебряной раке, являются одной из главных здешних ценностей. А справа от входа приютилось маленькое здание – Музей Святителя Луки.

Вторая важная святыня Храма Святого Луки в Симферополе – икона Божией Матери «Скорбящая». Она появилась здесь уже в новейшее время как дар прихожанки: тусклая, не имеющая оклада, почти с неразличимым изображением. Но вскоре, во время богослужения на Успение Богородицы, икона чудесным образом обновилась, засияв красками. Воистину это привлекло к ней внимание общественности.

Как добраться до церкви?

Добраться до храма Святого Луки несложно, от автовокзала Симферополя ходит маршрутка №114, выходить нужно на остановке «Площадь Ленина». От аэропорта ехать нужно на автобусе №98 или троллейбусе №9, конечная та же.

Доехать на машине или дойти пешим ходом также можно, от центра маршрут по карте выглядит так:

Туристу на заметку

Сегодня храм Симферополя, где хранятся мощи Святого Луки, вошел в состав женского монастыря, он не рассматривается епархией как Кафедральный, но по-прежнему всегда полон прихожанами, да и туристами, интересующимися удивительной личностью Войно-Ясенецкого! Мы же предлагаем в завершении посмотреть небольшое видео об этой святыне православия.

В храме святителя Луки состоялись праздничные богослужения в день Крещения Руси

17:42 29.07.2020 —

Вчера в день Крещения Руси в храме Святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского в Зюзине, возведенного на месте строительства храма в честь Священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси состоялись праздничные богослужения, совершил которые клирик храма иерей Самуил Мнацаканов.
В 988 году князь Владимир, приняв Крещение, дал людям духовную опору, а держава обрела единую веру православную.
Также в память Дня Крещения Руси по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в 12.00 был совершен колокольный звон-благовест.

теги: Церковь
ПРОСМОТРОВ: 61

День Крещения Руси в Конькове отметили колокольным звоном

14:41 29.07.2020 —

28 июля Россия отмечала праздник — День Крещения Руси. В православном церковном календаре эта дата — день памяти великого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси.

В честь годовщины Крещения Руси Святым равноапостольным князем Владимиром во всех православных храмах звучали колокола. Праздничный звон — благовест прокатился по всей стране ровно в полдень. Не стал исключением и храм Священномученика Василия, протоиерея Московского, в Конькове.

В храме Священномученика Василия, протоиерея Московского звонил юный алтарник храма Максим Старостин. Об этом сообщили в пресс-службе храма.

теги: Церковь

День Крещения Руси отпраздновали в храме Державной иконы Божией Матери

10:05 29.07.2020 —

Настоятель храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове Северном игумен Митрофан поздравил прихожан с Днем Крещения Руси.

В группе храма ВКонтакте к этому празднику публиковали видео жителей Чертанова, которые декламировали стихи и исполняли песни о вере, надежде и дружбе. Дети вместе со взрослыми активно откликнулись на предложение прислать свои поздравления. Напоминаем, ранее мы писали о запуске интернет-проекта «День Крещения Руси — вместе!».

Кроме того, на странице храма Державной иконы Божией Матери ВК разместили несколько видео, на которых зрители могут услышать праздничный звон колоколов. В том числе, есть видеообзор прямо из колокольни.

теги: Церковь

Десятилетия не смогли стереть из памяти людей страшные подробности уничтожения целой деревни, на месте которой ныне вспаханное поле. Не осталось даже фундаментов, зарыты колодцы, только храм святого Луки и скромный памятник на холме напоминают о том, что здесь, в деревне Лаки, издревле жили греки. Трудились, влюблялись, растили детей пока в их дома не пришла беда…
Трагедия, подобная беларусской Хатыни, случилась и в Крыму. Произошла она ровно за год до сожжения Хатыни — день в день — 23 марта 1942 года.

Фото при клике увеличиваются.

История этой долины известна археологам с первых веков нашей эры. В ранний византийский период эта местность входила в страну Дори, а в более поздние период эти земли находились в границах княжества Феодоро. В 15 км от поселения Лаки находилась столица княжества Мангуп-Феодоро. В окрестностях деревни сохранились остатки церкви св. Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее — развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Представьте себе, как выглядела эта местность веков 6-7 назад. На вершинах гор, у подножий холмов, возле родников видны купола храмов. Это потрясающий факт: на пространстве не более четырех километров было 14 православных храмов. Известны названия одиннадцати из них: св. Троицы, Успения Богородицы, святых Козьмы и Дамиана, Федора Стратилата, Ефимия, Иоанна Предтечи, Максима, Ильи, Луки, две во имя Федора Тирона. Какой же мощный колокольный звон разносился по окрестностям во время великих праздников! Наиболее почитаемой была церковь святых Козьмы и Дамиана, из-под алтаря которой бил чудотворный источник. Источник этот местное население считает священным и сейчас. Называют его Ай-Кузьма и говорят, что там самая лучшая вода в округе.

Почему это место удостоилось такой концентрации православных церквей? Ведь ничего подобного больше нигде в Крыму не известно. Что это – центр средневекового православия юго-западного Крыма? Может сюда, подальше от глаз крымских ханов, в дни великих праздников стекался весь окрестный православный люд? Или же это было подобие крымского Афона созданное повелением Мангупского князя? Похоже, эти вопросы так и останутся без ответа. И ни древние греческие могилы, ни развалины некогда сияющих храмов, ни вода святого источника не раскроют своей тайны.
Лаки(Лака) – в переводе с греческого — это долина, окруженная со всех сторон горами. На старых картах 19 века это село называется Лака. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, строили храмы. Всю деревню составляло несколько династий, живших тут с незапамятных времен. Мелодичные греческие фамилии Спаи, Лели, Арваниди происходят из этих мест. Перед войной в деревне проживали 240 греков, 17 русских, 2 армянина и 1 украинец. Лаки — греческая деревня удивительной и героической истории.

23 марта в течении получаса село было уничтожено. Каждый сгоревший дом стал семейной могилой. Священника расстреляли прямо в церкви. Нельзя писать, нельзя говорить об этой деревне без глубокой душевной боли.
23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы — крымские татары из карательного батальона, — рассказывает Юрий Михайлович Спаи. — Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Тетю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля. Огонь уничтожил все 87 дворов. Немецко-фашистские мерзавцы и их подлые наймиты сожгли дотла всю деревню, разрушили клуб, школу, здание сельсовета, магазин, жилые постройки колхозников и даже церковь…
«Так умирала Лаки, деревня-партизанка, крымская Хатынь» (Б. Серман. «Горянка». Газета «Крымская правда», 26.09.1963).

Почему сожгли именно эту деревню? Почему именно к ее жителям фашисты были столь беспощадны? Историк Пантелеймон Кесмеджи в книге «Греки Крыма» приводит слова командира Бахчисарайского партизанского отряда того же Михаила Андреевича Македонского. Он рассказывает, что его отряд своим существованием был обязан жителям Лаки, которые оказывали партизанам помощь едой, одеждой, а в морозы устраивали на постой. Вокруг было много других сел, но в каждом из них жили hхотя бы несколько предателей, а в Лаках предателей не было. Жители Лак с первого дня оккупации Крыма активно помогали партизанам. За эту непокорность греки и были преданы огню…

Фашисты старались полностью стереть с лица земли эту деревню, но каратели так и не смогли разрушить до основания церковь. Греческий народ чтит память погибших. Ежегодно, 23 марта, в это место съезжаются греки , отдают дань памяти погибшим, возлагают цветы.
В мае 2004 года на средства греческой общины в Лакской долине был установлен обелиск невинно убиенным. На гранитной плите много свободного места – сюда будут вписывать фамилии по мере того, как их установят.
В последние годы ведутся работы по восстановлению храма св. Евангелиста Луки. Лука — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний святых апостолов. Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. Нигде в Крыму нет храма подобного этому. Он индивидуален не только своей архитектурой. Он индивидуален своим духом.
Восстановление православного монастыря на этом месте это вечная память всем тем кто жил и погиб, защищая родину Живет монастырь, живет молитвенная память о погибших а значит будут жить Лаки в наших сердцах.

Как найти, добраться. Недалеко от Бахчисарая, в Качинской долине, между селами Баштановка и Машино поворот по указателю — «Лаки 8 км». Через примерно 500 м по асфальтированной дороге свернуть влево на грунтовую дорогу (указатель есть) и 8 км вверх. Дорога с глубокой колеей, местами заболочена, поэтому в влажное время года труднопроходима. Чем выше поднимаетесь, тем живописнее виды.
На общественном транспорте проехать до указателя можно из Бахчисарая на автобусе идущему по маршруту Бахчисарай — Предущельное — Баштановка — Машино… до села Синапное. За селом Баштановка будет поворот с главной дороги направо. Далее пешком.
И вот за очередным поворотом — в лакской долине виднеется силуэт белоснежного храма святого Луки в византийском стиле. Слева гора святого Ильи, на вершине которой расположены остатки часовни святой Троицы, справа – гора Татар-Ялта.

На главную
Достопримечательности Крыма
Путешествуем по Крыму
Отдых в Крыму
Города Крыма
Ваши истории, отзывы
Контакты

Свято-Троицкий женский монастырь

Неподалеку от Петропавловского собора вознес в небо свои главы Свято-Троицкий женский монастырь. Обителью он стал недавно, в начале 2003 года, до этого был кафедральным собором.

Улица Одесская, на которой возвышается Свято-Троицкий монастырь, стала так называться с 1946 года. До этого времени, примерно с 1839 года, она известна под именем Греческой, и название это вполне оправдывала. Здесь издавна жили греки. До наших дней с XVIII века сохранились торговые ряды — несколько колонн под черепичной крышей.

Первую деревянную греческую церковь построили в 1796 году. С 1826 года в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. В 1868 году старую церковь разобрали и на том же месте построили новое, более просторное здание по проекту архитектора И.Ф. Колодина: крестообразное в плане с восьмигранным световым барабаном, возвышающимся посредине, и невысокой колокольней над входом. Свет проникает в храм через арочные окна. Внешние стены украшают декоративный узор, тонкие пилястры с капителями коринфского ордера, легкая аркатура, мозаичные изображения. Купола колокольни и храма окрашены в голубой цвет, их венчают ажурные кресты. Все это делает его особенно ярким, нарядным. Недавно в обители построили новую просторную крещальню.

Великолепно и внутреннее убранство храма: на парусах изображения четырех евангелистов, в куполе — образ Господа. В соборе два придела: один посвящен святителю Николаю Мирликийскому, второй — святым равноапостольным Константину и Елене. Храм освятили в честь одного из важнейших двунадесятых христианских праздников — дня Святой Троицы.

В Свято-Троицком соборе в 30-е годы служили замечательные священники, совершившие подвиг святых мучеников и исповедников. В 1935—1937 годах здесь служил преосвященный Порфирий (Гулевич), епископ Симферопольский и Крымский (1864—1937). Он возглавил Крымскую кафедру в самое трудное и роковое для Православной Церкви время с 1931 по 1937 год. Владыка привлекал к себе священнослужителей, верных Православной Церкви, боролся с обновленцами, призывал верующих претерпевать до конца все унижения и невзгоды лихолетья. С прихожанами епископ Порфирий (Гулевич) был смиренным, кротким, относился ко всем со вниманием и любовью. Особенно хорошо и легко было с ним молиться, архипастырь преображался, всем своим существом возносясь к Господу. Аресты, допросы, ссылки он переносил мужественно, смиренно неся свой крест любви к Христу. 20 ноября 1937 года Владыку, находившегося в ссылке в Казахстане, арестовали вновь и, обвинив в «антисоветской пропаганде и дискредитации Советской власти», приговорили к расстрелу.

Ближайшим помощником епископа Порфирия (Гулевича) был протоиерей Николай Мезенцев (1863—1938). Протоиерей Николай Мезенцев родился в селе Красная Слободка Трубчевского уезда Орловской губернии в малоимущей семье псаломщика. Он рано лишился родителей, духовное образование получил за казенный счет. В 1891 году приехал в Симферополь и был принят преподавателем в Таврическую духовную семинарию. В 1903 году отец Николай стал настоятелем храма Рождества Богородицы при больнице Таранова-Белозерова и оставался им до своего ареста в 1923 году.

Установление Советской власти повлекло немало трагических событий как в личной, так и в церковной жизни отца Николая. Его старший сын Сергей Николаевич — офицер Добровольческой армии — прятался некоторое время в Симферополе, затем уехал в Севастополь, где был арестован и расстрелян. В 1922 году началась кампания по изъятию церковных ценностей для борьбы с голодом в Крыму. Отец Николай старался сохранить серебряные утварь и сосуды, необходимые для совершения богослужений, икону Тихвинской Божией Матери, пожертвованную при учреждении больницы, и иконы, оставленные прихожанами в храме на хранение. Собрание прихожан решило выдать в помощь голодающим лом серебра и восемь риз с икон. Но властям казалось, что священник укрывает огромные церковные богатства, поэтому отец Николай был арестован. Ему предъявили обвинение в расхищении, сокрытии и небрежном хранении церковных ценностей, а также в оказании сопротивления при их изъятии. Протоиерея Николая Мезенцева осудили на три года концлагерей и отправили в нижегородскую тюрьму, откуда его выпустили досрочно спустя десять месяцев. По возвращении в Симферополь отец Николай служил в Петропавловском соборе, затем перешел в Свято-Троицкую греческую церковь, ставшую позже кафедральным собором. Свято-Троицкий храм закрыли в феврале 1933 года, отца Николая вновь арестовали, обвинив в сокрытии ценностей теперь уже Петропавловского собора. Несколько месяцев он провел в тюрьме, заплатил 640 рублей штрафа, после чего его отпустили.

Греческая община под руководством Анастаса Ксенитопуло встала на защиту Свято-Троицкого храма, который уже начали перестраивать под интернат для детей. Прихожане отправили ходатайство в греческую миссию в Москве. Раньше, по совету и с благословения отца Николая, они обратились к греческому консулу, с помощью которого общине удалось отстоять колокольный звон. Властям пришлось вернуть храм в 1934 году верующим, ведь большинство членов общины были греческими подданными, поэтому властям приходилось обращаться с ними корректно. Настоятелем храма был отец Митрофан Василькиоти, 85-летний старец, он совершал литургии, но выйти за пределы церковного двора ему уже не доставало сил. Отцу Николаю запретили совершать службы, но он помогал престарелому настоятелю исполнять требы и службы, читать и петь на клиросе. 15 декабря 1937 года протоиерея Николая Мезенцева арестовали в последний раз, обвинив в том, что он помогал сыну, белому офицеру, скрываться от Советской власти; в том, что священник принимал активное участие в возвращении Свято-Троицкого хромо и, «будучи в курсе деятельности контрреволюционной греческой националистической организации, скрывал это от Советской власти». Отец Николой и в этот роз не признал себя виновным, несмотря но преклонный возраст и болезни, держался мужественно, сохранял душевный покой и остался верным Христу и Его Святой Церкви. 14 февраля 1938 года священник Николай Дмитриевич Мезенцев был приговорен к расстрелу. Определением Священного Синода Украинской Православной Церкви в 1997 году священномученик Порфирий (Гулевич) и протоиерей Николай Мезенцев причислены к лику местночтимых крымских святых.

В Свято-Троицком монастыре покоятся мощи святителя Луки. Архиепископ Лука (1877—1961) — личность замечательная, даже уникальная: выдающийся врач, хирург, священник. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию. В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет на медицинский факультет, из всех учебных предметов он предпочитал анатомию. После окончания университета собирался стать участковым земским врачом, чтобы помогать бедным людям. Но судьба распорядилась иначе. Россия вступила в войну с Японией, и В. Войно-Ясенецкий в 1904 году отправился на Дальний Восток. Там началось практическая деятельность молодого хирурга и началась очень успешно: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, проходили безупречно. Здесь же он встретил свою будущую жену Анну Васильевну Ланскую, которая работала медицинской сестрой. Войно-Ясенецкого заинтересовала проблема обезболивания при операциях, поэтому он уехал в Москву в клинику известного ученого Петра Ивановича Дьяконова. Там он собрал материал по региональной анестезии. А в 1915 году вышла книга Войно-Ясенецкого «Региональная анестезия», за которую Варшавский университет присудил ему премию имени Хойнацкого.

Но заниматься только научной работой Войно-Ясенецкий не мог. Чтобы содержать семью, он работал хирургом в разных селах и городах. В 1917 году семья Войно-Ясенецких переехала в Ташкент из-за болезни жены, у которой обнаружился туберкулез легких. После ее смерти Войно-Ясенецкий с головой ушел в работу, но, как и прежде, посещал церковь, выступал на богословских собраниях, его речи всегда оказывали большое впечатление на прихожан. Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий (Пустынский) сказал: «Доктор, вам надо быть священником!», и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». В смутное время, когда многие отказывались от веры, он не побоялся принять сан священника и служить Богу. Отец Валентин удачно совмещал свое священство с деятельностью ученого и хирурга. Он занимал должность главного хирурга Ташкентской городской больницы, накопив богатый опыт, делился им с коллегами. В рясе с крестом на груди профессор медицины Войно-Ясенецкий читал лекции студентам.

В 1923 году священник Валентин принял важное решение стать монахом. Постриг тайно совершил ссыльный епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский), назвав его именем апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году он стал архиереем. За свою веру архипастырь Лука трижды был арестован и отправлен в ссылку. Но и находясь в отдаленных деревеньках, архиепископ Лука лечил больных. В 1934 году в свет вышел научный труд «Очерки гнойной хирургии», важность которого не утрачена и в наши дни, перед именем автора стояло его духовное звание «епископ». Несмотря на пытки и издевательства, примененные во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. Он помогал раненым воинам и после окончания срока ссылки в 1942 году. В том же году епископ Лука был возведен в сан архиепископа. Служение на Красноярской кафедре он совмещал с напряженной работой хирурга. Не была забыта и научная деятельность: в 1943 году вышло дополненное второе издание «Очерков гнойной хирургии», в 1944 году — книга «Поздние резекции инфицированных огнестрельных ранений суставов». За эти работы ученый был удостоен Сталинской премии I степени.

На Крымскую землю архиепископ Лука прибыл в 1946 году. Здесь его встретили различные проблемы: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыка, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию храмов, старался открыть новые, особенно в сельской местности, от священников архиепископ Лука требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью и сектантством. Архиепископ Лука не оставлял, несмотря на преклонный возраст, медицинскую практику. Он был консультантом в Симферопольском военном госпитале, в тяжелых случаях нередко сам оперировал больных. Владыка обладал бесценным даром: с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова, 1) архиепископ Лука бесплатно принимал заболевших людей, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его. Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужений пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг. Архиепископ Лука хотел передать свой богатый опыт врачам и студентам. Он часто читал лекции, выступал с докладами, но делал это неизменно в рясе с панагией.

Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление. 22 ноября 1995 года решением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых. 20 марта 1996 года при огромном стечении народа мощи святителя были торжественно перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор, где они покоятся и поныне, совершая чудеса исцеления. В 2000 году на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к новомученикам и исповедникам. Ныне мощи святителя Луки хранятся в серебряной раке, которую в 2002 году подарили Свято-Троицкому монастырю греческие священнослужители архимандрит Элладской церкви Нектариос (Андонопулос) и отец Михаил.

Святитель Лука оставил богатое научное и духовное наследие: 55 трудов по хирургии и анатомии, 10 томов проповедей, богословский труд «Дух, душа и тело». Ежегодно 11 июня Крымская епархия торжественно отмечает день памяти исповедника Луки. В доме, где он жил, на месте бывшей домовой церкви построена часовня. Еще одна часовня во имя святителя Луки заложена летом 2001 года на территории Симферопольского медицинского университета имени С. Георгиевского. В начале улицы имени Розы Люксембург установлен памятник святителю Луке. Пастырь в полном архиерейском облачении правой рукой благословляет всех нас, торопливо бегущих мимо по своим делам. У памятника всегда, и зимой и летом, букеты цветов. Так люди выражают свою любовь и благодарность святому исповеднику Луке.

В Свято-Троицком соборе хранится одна из крымских святынь: обновившаяся чудесным образом икона Божией Матери «Скорбящая». Есть иконы — покровительницы городов или целых регионов. Когда-то и наш полуостров осеняла икона Божией Матери, именуемая Бахчисарайской, Мариупольской, Одигитрией, Панагией. Но в 1778 году, когда греки-христиане переселялись в Приазовье, икона ушла вместе с ними, и долгое время, вплоть до своего исчезновения в годы Великой Отечественной войны, находилась в Мариуполе. С самого конца XVIII века в Крыму не было святыни равной той, которую забрали с собой на новые земли переселенцы. И вот, спустя двести двадцать лет, явился образ, почитание которого мгновенно охватило всю крымскую землю.

В 1998 году Феодосия Денисенко, прихожанка Иоанно-Предтеченской церкви села Первомайское Кировского района, пожертвовала в храм икону Божией Матери — тусклое, темное, слабо различимое изображение на небольшой доске без оклада. Настоятель храма о. Александр Козак поставил подаренную икону в алтарь. Прошло две недели, наступил праздник Успения Богородицы. Во время праздничной службы, через распахнутые Царские врата, бывшая хозяйка иконы увидала свой подарок и не узнала его — таким ярким было изображение. Еле дождавшись конца службы, она поспешила к батюшке с расспросами — где да когда так хорошо отреставрировали темную икону. Священник был удивлен не менее — он и не прикасался к образу.

Правящему архиерею была подана докладная записка о случившемся, и архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь благословил создать специальную комиссию, куда вошли священнослужители и миряне — художники, ученые, краеведы. Даже неискушенному взгляду было ясно — рука реставратора иконы не коснулась. В некоторых местах красочный слой стерт до основания, кое-где доска тронута шашелем, но краски сияют, они сочны и ярки. Богоматерь одна, без Богомладенца. Она молитвенно сложила руки, огромные глаза Ее печальны, на лице нежнейший румянец. Живопись безыскусна, даже можно сказать — наивна, но изображение умилительно, трогательно и проникновенно. Икона небольшая — 20х16 см, на дереве, провинциальной живописи (предположительно киевской школы), начала XX века. Аналоги этой иконы неизвестны, четко проступившая надпись гласит: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». Такого названия в списках Богородичных икон нет…

Комиссия единодушно пришла к выводу: икона обновилась. В симферопольском Свято-Троицком кафедральном соборе был отслужен благодарственный молебен с акафистом, а вскоре Священный Синод Украинской Православной Церкви благословил церковное почитание этой иконы, празднование ей установлено 24 октября/6 ноября, в день, когда чтится память иконы «Всех скорбящих Радосте».

В 1999 году чудесно обновившаяся икона крестным ходом обошла весь полуостров, став поистине всекрымской святыней. Во время крестного хода были случаи, когда икона мироточила, источая чудное благоухание. Сейчас она находится в Свято-Троицком монастыре в Симферополе, для нее изготовлен красивый оклад. Почитание обновившейся иконы велико: поклониться к ней приезжают издалека, для ее оклада жертвуют драгоценности и сочиняют о ней стихи… Увидев этот образ однажды, его уже не забудешь и не спутаешь с другими.

Е. М. Литвинова. «Крым: православные святыни. Путеводитель.»

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *