На севере Челябинской области, недалеко от границы со Свердловской областью, вдали от населенных пунктов посреди поля стоит старинная каменная церковь. За счет своего необычного местоположения и удаленности она обросла таинственными легендами. Среди любителей непознанного это место имеет славу аномального, а кладоискателям не дают покоя предания о спрятанных в тайных подземельях драгоценностях. Давайте же познакомимся с историей и особенностями этого удивительного места.

В прошлом здесь находилось подворье (заимка) Ново-Тихвинского женского монастыря из Екатеринбурга – одного из самых крупных и богатых на Урале.

В 1837 году состоятельная жена чиновника, Аграфена Федоровна Горбунова, завещала Ново-Тихвинскому женскому монастырю расположенный здесь участок земли. Площадь земельных угодий составила более 330 гектар. В 1850-х годах территория увеличилась за счет пожертвований статского советника Порфирия Карпова и его брата коллежского советника Авенира Карпова до 560 гектар.

В 1860-е году тут заложили подворье. Сначала появилась временная постройка, в которой проживало несколько монашек. Первое время главной была монахиня Елена Сыскова (в 1864-66 годы).

12 мая 1881 года тут заложили каменный Симеоновский храм, который строили на средства монастыря. Строительство велось до 1887 года. Каменный храм с колокольней имел два престола: во имя святого праведного Симеона Верхотурского Чудотворца (освящен 13 апреля 1884 года) и придельный с правой стороны – во имя святой равноапостольной Марии Магдалины (освящен 1 июня 1885 года).

После постройки жилых домов и хозяйственных помещений на подворье постоянно проживали до 30 сестер и 10 работников, а в летнее время количество проживающих удваивалось.

Согласно описи 1910 года, на территории подворья располагалось 52 строения, в том числе каменный храм, один деревянный дом с каменным подвалом и прирубом, каменный дом из кирпича для священника, двухэтажный каменный крытый железом дом, а также одноэтажный деревянный дом на 9 келий. Имелись четыре конюшни, два сарая (один для молотьбы зерна), навесы, два ледника, амбары для хранения зерна, погреб, две бани, два курятника, хлев для скота, прачечная и избы для наемных сотрудников из соседних деревень.

Краевед Всеволод Слукин писал, что Булзинское подворье было выстроено по той же схеме, что и Ново-Тихвинский монастырь: здесь был главный храм, жилые корпуса, хозяйственные постройки, глухая ограда. Монахини не только молились, но и занимались сельским хозяйством. Со временем на подворье открыли животноводческую ферму, разводили высокоудойный скот, занимались элитным семеноводством.

Сестры подворья Ново-Тихвинского женского монастыря курировали открывшуюся в селе Булзи сельскохозяйственную школу. В школе учились местные крестьянские дети, а монахини преподавали им азы сельскохозяйственной науки и пропагандировали православие. В наши дни здание сельскохозяйственной школы передано под келейный корпус для сестер открывшейся женской монашеской обители села Булзи.

Булзинское подворье просуществовало до 1920-х годов. Вскоре после установления советской власти монастырскую заимку закрыли. По народным легендам шестерых монахинь здесь расстреляли, выпытывая куда они спрятали церковные ценности. Однако никакого подтверждения этому нет. После закрытия монастыря монахинь распустили и некоторые из них осели в Булзях.

На бывших монастырских землях образовалась сельскохозяйственная коммуна под названием «Свобода». Именно под этим название данное место известно и в наши дни. Свобода отмечена на старых генштабовских картах советского времени.

Коммуну прикрепили к Щербаковскому спиртзаводу. Она обеспечивала его картофелем для производства спирта. Здесь построили еще несколько бараков. В бывшей церкви находись склад для сельскохозяйственной продукции и магазин. Церковную колокольню взорвали – на ее месте и сейчас хорошо виден холм из рассыпавшихся кирпичей.

Сельскохозяйственное предприятие проработало тут недолго. После аварии на ПО «Маяк» в 1957 году поблизости прошел Восточно-Уральский радиоактивный след. В то время последние жители покинули Свободу, часть домов разобрали и перевезли в Булзи, другие разрушили.

В наши дни из всех построек в урочище Свобода достаточно хорошо сохранился только храм, хоть он и лишен колокольни и куполов. Внутри гнездятся ласточки. Здание находится в аварийном состоянии, но планируется его реставрация. Если все удастся, вскоре вместо впечатляющей старинной церкви посреди поля засияет новодел.

В 2000-х годах церковь расчистили от мусора. Ежегодно 25 мая, в день празднования памяти второго обретения мощей святого Симеона Верхотурского, здесь проходит молебен.

Внутри сохранились три фрески. На одном из изображений до недавнего времени был виден необычный треугольный нимб. Сейчас он практически полностью утрачен.

По некоторым данным здесь могли быть подземные ходы, в которых по преданиям якобы спрятали церковные ценности. Эти слухи не давали покоя кладоискателям. Здесь все перерыто. Внутри церкви видны своды подземного хода, но он заканчивается тупиком.

А вот что пишет на эту тему В.М. Слукин в книге «Тайны уральских подземелий»:

«По заявке нынешнего монастырского руководства Ново-Тихвинской обители специалисты выполнили обмеры сооружения, сделали обследования технического состояние стен и сводов, оценили несущую прочность конструкций и узлов. Осмотрев территорию с оставшимися фрагментами зданий, сразу обратили внимание на сухие глубокие колодцы, положение которых укладывалось в некую систему. Колодцы в большинстве имели стены, выложенные из тесаного камня, а некоторые были обшиты деревянными толстыми плахами. Были найдены подземные скиты – куполообразные сооружения, выложенные внутри из каменных блоков. Наружу из сводов выходили отверстия, по-видимому для печных труб.

Геофизики со своими приборами вкупе с лозоходцами с их рамками обошли контуры собора и получили сигналы о наличии подземных галерей. На площадке перед апсидой провели детальные исследования. Оказалось, что из-под алтарной залы храма выходят под углом друг к другу два подземных хода. Их общее направление – в глубь густо застроенной когда-то монастырской территории. Это направление согласуется с расположением некоторых сухих колодцев, будто они, эти колодцы, являются либо вентиляционными устройствами, либо выходами из подземелий. Интересно, что после анализа геофизических данных была определена ширина этих ходов. Она оказалась классической – 70 см.

Симеоновский собор, несомненно, имел глубокий двухуровневый подвал. Вход в него заложен давно, вполне вероятно, в годы функционирования подворья. В фундаменте стены, отделяющей алтарную часть от основного объема собора, у самой поверхности слоя грунтовой засыпки, виден небольшой свод заложенного (и засыпанного) дверного проема».

Очень интересно и на территории рядом с церковью. Видны фундаменты бывших строений и загадочные подземелья: погреба, холодные склады, колодцы. Ходить тут нужно осторожно: среди травы можно не заметить глубокие ямы. Есть тут и остатки кирпичной башни над колодцем (сам колодец закрыт каменной плитой). Неподалеку, в начале леса, расположено заброшенное кладбище.

Любители непознанного утверждают, что в урочище Свобода якобы происходят труднообъяснимые явления: барахлят навигаторы, компас, телефоны, ломаются машины, происходят изменения психофизиологического состояния людей, появляются галлюцинации и т.д. А еще Свободу называют «местом силы». Однако это лишь плод богатого воображения – некоторые люди выдают желаемое за действительное.

В 2011 году почти 40 гектаров земли рядом с бывшим монастырем продали в частную собственность. По пути к Свободе слева от дороги видны домики. Судя по всему, тут возникло экопоселение.

Урочище Свобода находится на территории довольно обширного Шабуровского заказника. Он отличается эталонными лесостепными ландшафтами с высоким биоразнообразием. Встречается много живности, в том числе косули, лоси, кабаны и другие животные. Поблизости от урочища протекает речка Щербаковка.

Видео

Во время посещения этого интересного места сняли пару видео. Вот съемки с высоты птичьего полета.

А здесь — съемки с земли.

Как добраться до урочища Свобода?

Урочище Свобода находится в 10 км от ближайшего населенного пункта – села Булзи (Челябинская область). Чтобы сюда попасть, нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, затем повернуть по указателю на Багаряк. Примерно через 10 км свернуть налево – в село Булзи. Проехав через все село (стоит сделать остановку у Покровской церкви и расположенного рядом с ней необычного памятника), переехать по мосту реку Синару и в конце улицы Чапаева свернуть на уходящую вправо по полю грунтовую дорогу. Она приведет к церкви в урочище Свобода. После дождя по этой дороге лучше не ездить. Встречаются участки с колеями и ямами. По сухой дороге, правильно выбирая путь среди расходящихся и вновь соединяющихся дорог, можно доехать и на обычной легковушке. Но лучше оставить машину и прогуляться по природе.

Анищенко Елена. Воздух Свободы. – Челябинские епархиальные ведомости, № 1, 2018
Попов Н.Ю. Крестьянский род Поповых из села Булзи. – Екатеринбург, 2016.
Слукин В.М. Тайны уральских подземелий. – Екатеринбург, 2005.

Павел Распопов

Служба на Рождество 2020 в Челябинске: расписание служб в храмах.

Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН

После Нового года православных челябинцев ждет еще один важный праздник — Рождество Христово. В нашей стране его отмечают 7 января. И по этому случаю в храмах Челябинской митрополии пройдут особые службы. Представляем расписание богослужений в храмах Челябинска на Рождество в 2020 году.

Самые ранние службы начнутся утром в Рождественский сочельник, 6 января. А в ночь на 7 января храмы Челябинска ждут горожан на праздничную Божественную литургию. Митрополит Челябинский и Миасский Григорий обратится к пастве из Свято-Симеоновского кафедрального собора на улице Кыштымской, 32.

Владыка Григорий будет вести службу на Рождество 2020 в Челябинске в Свято-Симеоновском кафедральном соборе.

Ожидается, что владыка Григорий напомнит о важных событиях уходящего года. В частности, о строительстве Кафедрального собора в областном центре, о возрождении старинных храмов в Красноармейском районе. И обратится к православным с призывом принести в дар Спасителю искреннюю веру, заботу о ближнем, милосердие и праведную христианскую жизнь.

— В своем послании митрополит обязательно упомянет грядущий юбилей Великой Победы, которую мы отметим в 2020 году. Православные не должны забывать, какую цену за нее заплатили наши деды и прадеды. Владыка напомнит о важности духовно-патриотического воспитания молодых и о ценности православия, — замечают в епархии.

В крупных храмах Челябинска утром 7 января проведут еще одну литургию по случаю Рождества 2020. Она для тех, кто не сможет прийти в храмы ночью.

Кстати, в Рождество у православных заканчивается пост.

НА ЗАМЕТКУ

Служба на Рождество 2020 в Челябинске: расписание

Свято-Симеоновский кафедральный собор (Кыштымская, 32)

6 января

08.00 — Литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Литургия.

09.00 — Поздняя литургия.

Богоявленский мужской монастырь (Пятая Электровозная, 5 «а»)

6 января

8.30 — Литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Литургия.

Одигитриевский женский монастырь (Энергетиков, 21 «а»)

6 января

07.30 — Литургия.

16.45 — Вечернее богослужение.

22.30 — Исповедь.

7 января

Полночь — Литургия.

15.00 — Водосвятный молебен.

Свято-Троицкий храм (Кирова, 60 «а»)

6 января

08.30 — Поздняя литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Ранняя литургия.

08.30 — Поздняя литургия.

Александро-Невский храм (Алое поле, 1)

6 января

08.00 — Литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Литургия.

Храм Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» (Привокзальная площадь, 1)

6 января

08.00 — Литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

23.30 — Праздничная ночная Литургия.

Свято-Васильевский храм (проспект Ленина, 6)

6 января

08.00 — Литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

23.00 — Вечернее богослужение (в сокращении) и Литургия.

7 января

07.00 — Ранняя Литургия.

10.00 — Поздняя Литургия.

Свято-Георгиевский храм (Жукова, 30)

6 января

08.00 — Поздняя Литургия.

17.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Ранняя Литургия.

08.00 — Поздняя Литургия.

Свято-Сергиевский храм (пр. Победы, 338)

6 января

8.30 — Литургия.

17.0 — Вечернее богослужение.

7 января

01.00 — Ранняя Литургия.

09.00 — Поздняя Литургия.

Храм Преображения Господня (Новоградский тракт, 1/1)

6 января

23.30 — Ночная праздничная Литургия.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Свердловский тракт, 14 «а»; остановка «Ветлечебница»)

6 января

08.00 — Литургия.

16.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Литургия.

Храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (2-я Павелецкая, 36)

6 января

8.40 — Литургия.

21.00 — Всенощное бдение.

7 января

Полночь — Литургия.

Храм в честь священномученика Петра Крутицкого (ул. Салавата Юлаева, 38/1)

6 января

8.00 — Исповедь.

8.30 — Литургия.

22.00 — Исповедь.

23.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Литургия.

Храм в честь святого пророка Божия Илии и мученицы Татианы (Березовая, 1 «а»)

6 января

08.00 — Литургия.

16.00 — Вечернее богослужение.

7 января

Полночь — Литургия.

Храм Архистратига Михаила (ул. Чоппа, 12)

Наименование объекта культурного наследия:
Семёновская церковь (Симеоновская церковь)
Наименование акта органа государственной власти о постановке на государственную охрану:
Решение исполкома Челябинского областного Совета депутатов от 20.09.1977 г. № 371

Код памятника в Едином государственном реестре объектов культурного наследия России:
7400043000

Фотография до 1910 г.
Источник: Старый Челябинск в открытках и фотографиях. Ч.: Каменный пояс, 2008

Сентябрь 2013 г. Фото Ю. Латышева

Местонахождение: ул. Кыштымская, 32, г. Челябинск

В 1837 году в заречной части Челябинска было разбито второе в городе православное кладбище, где поставили деревянную часовню, приписанную к расположенному неподалеку Свято-Троицкому храму. К концу 1860-х годов часовня обветшала. По решению консистории от 24 января 1873 года было разрешено строительство на месте часовни каменной церкви. В 1883 году благодаря пожертвованиям «разных лиц» на уже упраздненном кладбище построили церковь с престолом во имя св. Симеона Верхотурского. Это был первый храм в Челябинске, посвящённый российскому святому.

Симеоновский храм строился как кладбищенский, для отпевания усопших, служения панихид и заупокойных литургий. Летом 1889 года колокольня рухнула во время бури, повредив обломками крышу. Восстановление было поручено мещанину П.М. Кутыреву, жертвователем выступил П.И. Ильиных, известный в Челябинске благодетель. Работы были полностью завершены к 14 мая 1890 года.

Каменное здание имело 3-частное продольно-осевое построение. Прямоугольный в плане объём храма с полукруглой апсидой был увенчан крупной главой на гранёном световом барабане. Боковые входы в церковь располагались на северном и южном фасадах (на поперечной оси храма), главный вход – на западном фасаде. Над притвором возвышался ярус звона шатровой колокольни, завершавшийся небольшой главкой. Скромный декор церкви был решён в формах эклектики с преобладанием черт «русского» стиля.

До начала 1920-х годов Симеоновская церковь своего причта не имела – была приписана к Свято-Троицкому храму, священники которого по очереди совершали необходимые требы. В 1863 – 1898 годах в Троицком храме настоятельствовал протоиерей Иоанн Днепровский, ставший и первым настоятелем приписной Симеоновской церкви. В апреле 1922 года храм был передан в аренду общине обновленческого направления. В августе 1930 года президиум горсовета принял решение о закрытии Симеоновской церкви. Здание предполагалось использовать «в связи с острым жилищным кризисом под государственные нужды». К этому времени в Челябинске были закрыты почти все храмы – либо разрушены, либо перестроены. Спасла Симеоновскуюцерковь неожиданно пришедшая секретная инструкция к постановлению ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». В документе предписывалось «не допускать изъятия молитвенных зданий из пользования религиозных объединений… если данное здание является единственным для того или иного культа».

Толкучий рынок вблизи Симеоновской церкви. 1933 г.
Источник: Графов Д. Мгновения истории. Ч.: Каменный пояс. 2013

Во второй половине XX века Симеоновский храм несколько раз реконструировался. В 1947 – 1960 годах появились небольшой Казанский придел, хозяйственные постройки и кирпичный забор.

В 1960 году государство закрывает храм Рождества Богородицы около железнодорожного вокзала. Симеоновская церковь в течение следующих 30 лет остаётся единственной в г. Челябинске.

В 1976 – 1977 годахбыли расширены притвор, алтарная часть и за счёт боковых пристроев – площадь храма. В 1986 – 1990 годах была произведена третья капитальная реконструкция, в результате чего единственная действующая в городе небольшая церковь превратилась в трёхпрестольный кафедральный собор. Реконструкция Симеоновского храма и подворья, во время которой были построены 2 придела (1988 год, во имя Всех Святых и Казанской Божией Матери) и вспомогательные здания, выполнена по проекту архитекторов В.И. Токарева и А.Г. Бурова. При этом объём старой церкви был полностью встроен в новое здание, за исключением сохранившейся в первозданном виде главы храма и яруса звона колокольни с шатровым завершением. Статус кафедрального храм получил в 1989 году, когда была воссоздана самостоятельная Челябинская епархия и появился правящий архиерей.

Москва. 1 мая. INTERFAX.RU — Челябинская епархия попросила всех участников пасхального богослужения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе Челябинска уйти на карантин.

В сообщении на официальном сайте епархии посетивших службу просят не посещать общественные места, в том числе другие храмы города и области.

Ранее со ссылкой на информированный источник сообщалось, что около десятка священнослужителей Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска во главе с митрополитом Челябинским и Златоустовским Григорием были госпитализированы с подозрением на заражение коронавирусом. В свою очередь, пресс-служба митрополии поясняла, что правящий архиерей в воскресенье с симптомами пневмонии обратился в больницу и до определения диагноза находится на изоляции.

Однако анализ митрополита и еще троих священнослужителей на коронавирус оказался отрицательным. Вместе с тем, у трех человек, в том числе одного священнослужителя, анализы выявили COVID-19.

В связи с эпидемиологической ситуацией митрополит принял решение о закрытии храмов для посещения верующими с 29 апреля. Богослужения будут совершаться только в присутствии священнослужителей. Для верующих будет организована трансляция в интернете. Ограничительные меры действуют до особого распоряжения правящего архиерея.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *