Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Карта-схема

Архитектурный ансамбль Свято-Троицкой Сергиевой Лавры формировался на протяжении шести столетий. О древнейшем облике монастыря известно очень мало. Епифаний Премудрый, составивший в начале ХV века жизнеописание Сергия Радонежского, рассказывал о том, что в глухом лесу, на холме Маковец, у слияния речки Кончуры с лесным ручьем Вондюгой, в середине XIV века основатель монастыря Сергий вместе с братом построили келью и маленькую церковку в честь Троицы. Каждый вновь приходивший монах рубил себе келью и вел свое хозяйство.

В 1355 году в монастыре было введено «общинножитие» — порядок, предусматривавший совместное ведение хозяйства, одинаковое участие в общих работах. Новые условия вызвали перестройку всего монастыря. Он получил вид строго распланированного городка, состоящего из прямоугольника келий, обращенных окнами на площадь, где возвышалась церковь, трапезная и поварня. Все здания были обнесены тыном (оградой) с церковью над главным входом. В 1408 году при преемнике Сергия Никоне деревянный монастырь был дотла сожжен татарским ханом Едигеем. Восстановленный после пожара монастырь сохранил прежнюю планировку. Сохранил он ее и в течение всего последующего времени.

Адрес: г.Сергиев Посад, Лавра Режим работы: с 05:00 до 21:00

Вряд ли среди русских монастырей можно найти хотя бы один более известный, чем Троице-Сергиева Лавра, расположенная примерно в 80 км от Москвы, в городе Сергиев Посад, который с 1920 по 1992 года назывался Загорском.

История Сергиевой Лавры кратко

Монастырь был основан в середине 14 века святым Сергием Радонежским. Авторитет этого человека был поистине огромен. Он оказал очень серьезное влияние на духовную жизнь России как своего века, так и последующих времен. По мере того, как последователи преподобного Сергия развивали и распространяли его учение, монастырь пользовался все большим влиянием. Вплоть до 18 века включительно, он все время рос и застраивался. Практически все разновековые постройки сохранились до сегодняшних дней.

Цари и бояре частенько покидали свои роскошные дворцы и совершали пешее паломничество в Троицкий монастырь. Среди них был «ужасный и великий» Иван Грозный и Петр Первый и многие другие. Самая известная сторожевая башня называется «утичьей». Когда Петр Великий во время борьбы за власть со своей сестрой Софьей тайно находился в монастыре, он стрелял отсюда уток.

В 1920 году монастырь был закрыт. Монахи вынуждены были скрываться, многие из них были убиты. Некоторые нашли убежище в Черниговском скиту, находящемся неподалеку (Лавре тогда принадлежали многочисленные пустыши и небольшие обители, расположенные поблизости). После Второй Мировой войны религиозная жизнь в Троице-Сергиевой Лавре возобновилась.

Подробная история Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры

Архитектурно-исторический вид Лавры, создаваемый в течение 15-19 веков, охраняется и нашим государством и ЮНЕСКО. Хотя кроме Лавры в Сергиевом Посаде есть и другие памятники, достойные созерцания и восхищения, но Лавра остается сердцем и основным ядром притяжения посетителей города.

Комплекс архитектурных строений Лавры расположен на довольно большой территории, обнесенной мощными кирпичными стенами, длина которых составляет 1,5 км. Высота же их доходит до 14 метров, ширина – до шести.

Здания, строившиеся здесь в течение целых четырех столетий, неоднократно видоизменялись: они разрушались и восстанавливались, менялся внешний облик их отдельных частей. Сегодня архитектурный ансамбль Лавры, приведенный реставраторами к общему знаменателю – восхищает туристов своей монументальностью, красотой и гармоничной соразмерностью.

Троицкий собор

Древнейший объект монастыря, который обязательно надо посетить — это Троицкий собор, сооруженный в самом начале 15 века при Никоне, продолжателе дела святого Сергия. До того времени здесь стояла деревянная церковка обители, которую соорудил сам Сергий, и в которой он впоследствии и был похоронен. Собираясь созидать каменный собор, открыли могилу Преподобного и обрели его мощи, которые не подверглись тлению. Впоследствии эти святые мощи были перемещены в богатую раку, прикоснуться к которой сегодня стремятся многочисленные верующие.

Троицкий собор – одна из вершин раннемосковского стиля древнерусского зодчества, которое соединяет в себе традиции Византии и особые качества русского мышления – поэтичность, образность, стремление к совершенству. Невысокий, четырехстолпный, белокаменный, с одной главой и тремя апсидами храм чем-то схож с богатырем из русской былины в золотом шлеме, мужественно стоящим на защите своего народа.

Внешний вид храма скромен и лаконичен, а все его богатство — росписи и украшения сосредоточены внутри. Иконостас в пять ярусов для Троицкой церкви расписывал сам Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным. Специально для него была создана знаменитая рублевская «Святая троица», являющаяся на сегодня величайшим произведением православной иконописи и хранящаяся в Третьяковской галерее.

Время было безжалостно к внутренней росписи храма и, кроме иконостаса, почти вся она была уничтожена. Основная святыня храма — рака с мощами Преподобного Сергия.

Церковь Преподобного Никона Радоженского

Если посмотреть на юг от Троицкого собора, то перед вами предстанет, возведенная в начале 17 века, Церковь преподобного Никона Радонежского. Под основанием церкви находится захоронение продолжателя дела Сергия. Архитектурно храм являет с Троицким собором как бы единое целое. Внутри он оформлен фресками.

Церковь Сошествия Святого Духа

Духовную церковь, или же Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов, можно увидеть в направлении на северо-восток от Троицкого собора. Построена она при Иване Третьем во второй половине 15 века псковскими мастерами. Это не просто церковь, а церковь-звонница, которая удивляет своей красотой и гармонией. Функционально в средние века она служила сторожевой башней. В оконных арках видны колокола, которые при угрозе нападения предупреждали братию об опасности.

Успенский собор

Успенский Собор — одно из значимых сооружений Лавры, начал строиться при Иване Грозном в 1559 году, после одержанных побед над Казанью и Астраханью, а окончание строительных работ пришлось на время правления Федора Иоанновича, т.е. спустя целых 26 лет. Храм, являющийся самым крупным на территории Лавры, превышает по габаритам московский Успенский собор, повторяя при этом его архитектурные формы. Для украшения строгих наружных стен храма использовался характерный элемент владимиро-суздальского зодчества — аркатурно-колончатый пояс.

Внутреннее убранство – богато и величественно. Оформление фресками за 3 месяца выполнила артель иконописцев, состоящая всего из 35 человек. Свод поддерживается прямоугольными пилонами, характерными для русских храмов. На пилонах – изображения святых в полный рост. Считается, что оформление Царских врат иконостаса, где изображены Святая Богородица и четыре евангелиста, выполнено Симоном Ушаковым. Основная святыня собора — первая рака Преподобного Сергия, которая была сооружена просто из дерева.

Западнее Успенского собора — усыпальница членов семьи и самого Бориса Годунова в виде низенького сооружения из белого камня.

Надкладезная часовня

Эта небольшая и аккуратная часовня, в которой бьет целительный источник, находится около Успенского собора. Сооружение часовни напоминает игрушечный четырёхъярусный храм, для декорирования которого использована цветная роспись и каменная резьба.

На фоне белокаменных стен монументального Успенского собора красно-белая часовня выглядит очень легкой и нарядной.

Больничная церковь

Это церковное сооружение с палатами сооружено во имя преподобных Зосимы и Савватия (основателей Соловецкого монастыря). Об этом нам напоминает шатровый купол храма, повторяющий такой же купол Соловецкого Преображенского собора. Наличие множественного декора делают внешний вид церкви и палат нарядными, что является отличительной чертой архитектуры 17 века.

Здесь доживали свою жизнь старые и больные монахи, а также тяжелораненые и искалеченные во время боев с польскими захватчиками. Позже церковь стала домовым храмом Наместника. В бывших больничных палатах ныне расположены библиотека, наместнические покои и Соборная палата.

Трапезная церковь

Грандиозная Трапезная церковь во имя Преподобного Сергия была сооружена к 300-летию его смерти при Петре Первом во второй половине 17 века. Это прекрасный образец модного тогда стиля русского барокко или, как его еще называли, «нарышкинского».

Такого нарядного внешнего оформления церковных строений в допетровской Руси еще не было. Внутренний интерьер также изобилует роскошной лепниной и росписью, выполненной, правда, только в 19 веке.

Храм занимает восточную часть здания, а западная его часть – это очень представительный трапезный зал, в котором после богослужений проходили торжественные обеды для царей и приближенных к ним лиц во время их паломничества в монастырь.

Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери

Также во второй половине 17 века возводятся Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери – здание из двух этажей для размещения знатных лиц на время их пребывания в Лавре.

В декоре здания использован белый камень и полихромные изразцы. По своим формам и шахматной раскраске оно повторяет Трапезную церковь, и создает вместе с ней законченную композицию. Позднее это здание было занято Духовной академией.

Церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи

Вместе с Трапезной церковью и Царскими Чертогами, и с такими же элементами декора, возводится надвратный храм Рождества Иоанна Предтечи. Нижняя часть Предтеченского храма — это въездные, так называемые, Святые врата. Над аркой находится Красная башня с пятью многогранными купольными главками в стиле барокко, очень небольшими по размеру.

Церковь явления Пресвятой Богородицы

Во времена правления Анны Иоанновны перед Трапезной церковью в 30-е годы 18 века была сооружена Церковь явления Пресвятой Богородицы Преподобному Сергию. Дело в том, что Преподобный часто молился о спасении созданной им обители. Иногда молитвы его были обращены к Пресвятой Деве Марии, которая однажды и явилась праведному старцу, обещая не оставлять своим вниманием этого святого места. Свидетелем этого чудесного явления был преподобный Михей, чьи мощи теперь покоятся под церковью и дают ей второе название — Михеевская.

Это самая маленькая церковь Лавры. Небольшие ее размеры и скромный внешний вид оттеняют праздничность расположенной сзади Трапезной церкви.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери Одигитрии

Эта очень оригинальная церковь расположена позади колокольни. Она воздвигнута вместо бывшей поварни, стену которой ранее украшала эта чудотворная икона. Согласно легенде, одному увечному монастырскому псаломщику с иссохшими руками, было видение этой иконы, после которого наступило исцеление. О произошедшем чуде доложили Анне Иоанновне, и она приказала поварню преобразовать в церковь чудодейственной иконы. Но это сооружение простояло недолго, а существующее сейчас, построено была уже позже — в середине 18 века — графом А.Г.Разумовским (арх. Д.В. Ухтомский).

Это круглая церковь, созданная в стиле елизаветинского барокко и очень гармонично вошедшая в храмовый ансамбль Лавры. Очень примечательно внутреннее убранство храма, где присутствует и мрамор, и роспись голубой краской, и множество жемчужных, золотых и серебряных украшений, и даже несвойственные русской церкви скульптурные изображения святых.

Колокольня

В начале 40-х годов 18 века, при Елизавете Петровне, началось возведение величественной колокольни (арх. Д.В. Ухтомский), которая знаменита своей высотой (почти 90 метров) и красотой.

Она выше колокольни Ивана Великого, что стоит в Московском Кремле. Ранее эта колокольня имела более 40 колоколов, среди которых выделялся «Царь-колокол» — он был самым тяжелым из действующих колоколов (67 тонн). Его голос слышали даже в Мытищах. После революции «Царь-колокол», в числе многих других, был уничтожен большевиками. От первоначальной звонницы время уберегло до сегодняшнего дня только тринадцать колоколов, а всего их насчитывается более 30, среди которых новый «Царь-колокол», воссозданный на литейном заводе Петербурга в начале 21 века (более 70 тонн).

На центральной площади, именуемой Соборной, вы можете подойти к обелиску с солнечными часами и овальными досками, стороны которых заполнены текстами, рассказывающими о роли Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в событиях истории нашей страны, и еще раз с ними ознакомиться.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *