Язык богослужений: церковнославянский
Собор открыт: пн-сб — с 7:00 до 19:00, вс — с 6:00 до 18:00
Расписание богослужений (кратко): в будние дни литургия — 8:00; вечерня — 16:00.
В воскресные дни и великие праздники ранняя литургия — 7:00; поздняя литургия — 9:00 вечерня в то же время.
Престольный праздник: Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября
Святыни: икона с частичкой мощей вмч. Пантелеимона Целителя; икона с частичкой мощей свт. Иоанна Златоуста; мощевик с частичками мощей: свт. Димитрия Ростовского, прп. Александра Санаксарского, блаж. Павла Таганрогского, прп. Амвросия Оптинского, муч. Меркурия, свщмч. Евпла, вмч. Пантелеимона, муч. Ореста, частица гроба прп. Сергия Радонежского, частица гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, прав. Феодора Ушакова, младенца от Ирода убиенного, муч. Мардария, равноапостольного князя Владимира.

История Покровского Кафедрального собора
История строительства православного храма относится к началу XX века, когда в городе Александровск-Грушевский (ныне г. Шахты) существовало две действующие деревянные церкви — Александро-Невская и Петропавловская. Маленькие церквушки не справлялись с большим потоком прихожан, по этой причине Донская духовная консистория приняла решение о строительстве нового каменного здания (соборного Петропавловского прихода), которое и было возведено на Церковно-Базарной площади города в 1899 году.
Деревянную церковку с тем же названием разобрали, а на Сенной площади города (ныне Советская улица) в 1902 году построили новый кирпичный храм, который освятили в честь Покрова Пресвятой Богоматери.

Историческая судьба
До 1920 года проводились Богослужения во вновь выстроенном храме, однако в 1920 году, когда город Александровск-Грушевский указом советской власти был переименован в Шахты, все имущество церкви было национализировано. В 1923 году православный собор по решению властей был закрыт. До февраля 1933 года в храме по просьбе прихожан размещалась православная религиозная община.
Впоследствии Покровский собор окончательно закрыли: колокола отправили на переплавку; купол и колокольню разрушили; у прихода изъяли всю церковную литературу и иконы. В здании бывшей церкви разместилось трамвайное депо, которое просуществовало до конца 1990-х годов.

Восстановление и реставрация
В 1997 году территорию бывшей обители посетил архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон и дал свое благословение на возрождение прихода. В этом же году прихожане и служители церкви начали восстановительные работы. Сначала проектно-изыскательские, а с 1999 — восстановительные. Возрождение собора Покрова Пресвятой Богородицы стало, поистине, общегородским делом, одним из самых значимых событий в жизни шахтинцев.
За несколько десятков лет, пока в помещении бывшей церкви находились трамвайные мастерские, здание оказалось почти полностью разрушенным и обезображенным. Чертежи со схемой первоначальной постройки не сохранились. Единственными документами, пригодными для нового строительства, были замеры бюро технической инвентаризации от 1924 года, а также старые фотографии 1912 года с изображением западной стороны здания и части стены каменной ограды бывшего прихода. Восстановительные работы проводились несколько лет, в результате соборный храм выстроили заново. Внешне он сильно отличается от первоначального сооружения.
В 1995 году молитвенный Свято-Покровский дом (так он именовался ранее в официальных документах и хрониках) по благословению тогдашнего Митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Котлярова) стал именоваться храмом.

Современное положение
Сегодняшняя деятельность Покровского собора неотделима от общественной и культурной жизни города. Собор является духовным центром Шахтинской епархии, где находится кафедра правящего архиерея Преосвященнейшего Симона (Морозова Александра Васильевича), епископа Шахтинского и Миллеровского.
Покровский кафедральный собор является одним из трёх крупнейших соборов Ростовской области. На площади перед храмом ежегодно принимают присягу воспитанники Шахтинского казачьего кадетского корпуса имени Якова Петровича Бакланова, русского генерала, героя Кавказской войны.

При соборе работают: духовно-просветительский центр; детская воскресная школа; библиотека; центр гуманитарной помощи; регентская школа; курсы по каллиграфии; студия церковного пения; студия фотографии и дизайна; мастерская церковной вышивки; киноклуб; клуб православных родителей «СемьЯ»; экологический проект «Божий мир»; молодёжный клуб.
Архитектура и убранство
Современный Покровский кафедральный собор в Шахтах — это православный однопрестольный храм, выстроенный в стиле эклектики.
Внутренние своды и стены собора расписал внучатый племянник А.М. Васнецова художник Алексей Абраменко. В соборе хранятся святыни (иконы, святые мощи), доставляемые из всех уголков России, а также из других стран.




Собор Петра и Павла в г. Александровске-Грушевском (Шахты).

Собор первоверховных апостолов Петра и Павла в г. Александровске-Грушевском (ныне Шахты) (разрушен)

Самая первая церковь, названная в честь памяти свв. первоверховных апостолов Петра и Павла, начата строительством 5 июля 1854 года по инициативе и на средства углепромышленников. Во время строительства храма, которое продолжалось семь лет, богослужения совершались во временном молитвенном доме. А первыми клириками Петропавловской церкви стали священник Федор Быстров и дьячок Антон Данилович Сербинов.

В 1861 году состоялось освящение однопрестольной Петропавловской церкви Грушевского горного поселения. По описанию клировых ведомостей, она выглядела таким образом: «Зданием деревянная на каменном фундаменте в столбах, с таковою же колокольнею, ошелёванная как снаружи, так и внутри, покрытая железом». Иконостас для этого храма заказывали в Москве.

К концу 1880-х годов деревянное здание Петропавловской церкви утратило свою примечательность для горожан, и был поднят вопрос о строительстве новой каменной церкви. К тому времени Грушевское горное поселение уже было преобразовано в город Александровск-Грушевский, а Петропавловская церковь стала центральным городским храмом.

Каменная Петропавловская церковь

Петропавловская каменная церковь была построена и освящена 11 ноября 1899 года рядом со старой деревянной церковью, которая была позже перенесена .

В новом храме было три престола: главный престол во имя свв. первоверховных апп. Петра и Павла, придельный престол во имя св. ап. Филиппа, освященный в честь этого святого «для увековечения памяти о бракосочетании ныне благополучно царствующего государя императора Николая Александровича», и другой придельный престол — в честь иконы Божией Матери «Одигитрия».

5 февраля 1913 года указом Святейшего Синода Петропавловская церковь г. Александровска-Грушевского была переименована в собор.

Петропавловский собор являлся центральным храмом богатого углепромышленного центра на Дону и был одним из самых богатых церквей во всей Области войска Донского.

В 1911 году к зданиям, принадлежащим Петропавловской церкви, относились: кирпичная лавка, крытая листовым железом, каменный пятиоконный дом, крытый железом для второй Александровск-Грушевской церковноприходской церкви. Еще два каменных домика, крытых соломой, пожертвованных вдовой Герасимовой, три церковных дома для священнослужителей (построенных и приобретенных частично на средства церкви и частично на средства жертвователей в 1973, 1883, 1899 и 1909 гг.). В библиотеке собора насчитывалось 156 томов.

Петропавловский собор был не только центром духовной жизни Александровска-Грушевского, но и центром образования. До установления советской власти на Дону в 1920 году, в приходе Петропавловской церкви в Александровске-Грушевском и на близлежащих рудниках было открыто и успешно действовало при участии священнослужителей и церковнослужителей этого храма 12 приходских училищ: Первое городское приходское мужское училище, Второе городское смешанное приходское двухклассное училище, городское женское приходское училище, Ремесленное училище, Мещанское смешанное приходское училище, приходское училище на руднике РОПиТ, женская гимназия, мужская гимназия, приходское начальное училище на руднике Кошкина, Власовское народное начальное училище на руднике Азовской угольной компании, приходское смешанное училище на руднике Грушевского Горнопромышленного Товарищества, пять церковноприходских школ и одна частная домашняя школа грамоты М.В. Камышевой. В 1907 году в г. Александровске-Грушевском была открыта церковно-учительская школа, для которой было выстроено собственное здание.

Последние годы Петропавловского собора

На Дону процесс национализации церковного имущества, называемый процессом отделения Церкви от государства, начался после окончательного установления советской власти в 1920 году. Договор «Об отделении церкви от государства» был подписан с общиной Петропавловского собора 23 апреля 1922 года. В договоре значилось:

«Мы, ниже подписавшиеся граждане г. Александровска-Грушевского Шахтинско-Донецкой губернии заключили настоящий договор с Шахтинским волостным советом рабочих и крестьянских депутатов в лице его уполномоченного представителя Черникова Федора Изосимовича в том, что 23 апреля 1922 года приняли от Совета рабочих и крестьянских депутатов в бессрочно-бесплатное пользование, находящийся в г. Шахты Петропавловский собор — богослужебное здание (с богослужебными предметами)…»

С 1922 года собор стал средоточием обновленчества. Первое время был в подчинении епископам Донской обновленческой епархии, центр которой находился в г. Новочеркасске, с 1926 года — Шахтинской обновленческой епархии .

В 1922 году из собора, как и из других храмов, были изъяты церковные ценности.

Закрытие Петропавловского собора и разрушение

В 1923 году исполком городского Совета депутатов принял решение о закрытии всех трех городских храмов: Петропавловского собора, Александро-Невской и Покровской церквей. Это вызвало волнения и беспорядки в городе. Предпринималась даже попытка самовольно возобновить богослужение в Петропавловском соборе. Позже Исполком горсовета отменил свое решение о закрытии городских церквей. Они могли возобновить свою деятельность, но теперь за церковью признавалось лишь право удовлетворять религиозные потребности верующих, но запрещались иные виды деятельности (экономическая, благотворительная и др.) .

В 1924 году началась «подготовка» к закрытию церквей в городе Шахты. Это выразилось в действиях лидквидкома при шахтинском окр. исполкоме, который в июне 1924 года начал проверку церковного имущества пяти шахтинских церквей. В Петропавловском соборе при проверке было обнаружено в несгораемом шкафу имущество, «скрытое от оценки и заприходования в опись церковного имущества». Каким образом комиссия поняла, что не вписанное в опись и хранящееся в несгораемом шкафу (который был открыт по требованию комиссии) церковное имущество было именно скрыто, остается неизвестным. Скорее всего, это был искусственно созданный со стороны комиссии прецедент для передачи дела в прокуратуру.

22 октября 1924 года на очередном заседании окр.ликвидкома слушался «материал по расследованию милицией о недостающем и излишествующем имуществе в трех религиозных общинах г. Шахты, согласно проверочных актов: Петропавловской, Покровской, Александро-Невской церквей». В результате слушаний этот материал был направлен окружному прокурору для привлечения виновных к ответственности. Акт об обнаружении скрытого имущества Петропавловской церкви был направлен окружному прокурору позднее, после 15 января 1925 года.

В ноябре 1929 года было принято решение о закрытии Петропавловского собора. Каким образом это решение обосновывалось, и явилось ли оно причиной закрытия найденное скрытое имущество в несгораемом шкафу храма, а также когда прекратились богослужения, остается непонятным. Сохранился лишь документ о том, что по данным городского отделения милиции, перед закрытием Петропавловского собора численность его прихода составляла 450 человек.

28 ноября 1929 года комиссия по приему имущества бывшего Петропавловского собора сдала принятое имущество Петропавловского собора Шахтинскому отделению госбанка для отсылки в Москву. По подсчету Правления Госбанка, среди изъятого имущества собора оказались следующие ценности:

  • лом серебра весом 21 395 граммов
  • серебро в изделиях весом 7 420 граммов
  • лом золота весом 33 грамма
  • две иконы с ценными камнями в футлярах, в коих один запаян и один под замком весом 16 725 граммов
  • риза с иконы из жемчуга весом 50 граммов.

Имущество Петропавловского собора, не предназначенное для отправки в Москву, было взято на учет как гос.фондовое 30 ноября 1929 года. Тогда же на хранение шахтинскому складу Рудметаллоторга «до особого распоряжения» было сдано «громоздкое» имущество Петропавловского собора: «цветной металл, покрытый позолотой, в количестве 22 кг, гробница деревянная с позолотой с трех сторон 63 кг, рамы, куски багет деревянные с позолотой в погонных метрах — 221 метр, 168 кг».

После закрытия собора в 1930 году и сдачи его имущества государству, встал вопрос об изыскании средств на переоборудование храма в музей. Но средств на эти цели найти новой власти не удалось. Оказалось, проще разрушить храм, что и было сделано в 1930-х годах. Кирпич из стен Петропавловского собора пошел на отмостку двора городской инкубаторской станции на ул. Шевченко.

На фундаменте собора было построено новое здание совнархоза. От собора осталась только алтарная часть здания, в которой сделан актовый зал . Ныне там располагается филиал Новочеркасского политехнического института.

Настоятели

  • Феодор Быстров
  • Митрофан Киреев
  • ….
  • Захария Лобов (1895 — 16 мая 1900)

В соборе служили замечательные священники, любимые и почитаемые народом пастыри: священники Симеон Пономарев, Николай Рукин, Антоний Махонин, Михаил Киреев, Петр Нектаревский, Гавриил Руднянский, Александр Куреннов, Дмитрий Серебрянский, Семен Соколов, Константин Гиляревский, Василий Иеремиев, Федор Шаповалов, прот. Василий Попов.

Использованные материалы

После освящения каменного здания Петропавловской церкви деревянное здание церкви, по сообщению донского дореволюционного историка А.А. Кириллова, было перенесено на Сенную площадь и ее стены были обложены кирпичом, которое и легло в основу церкви Покрова Пресвятой Богородицы (ныне являющейся кафедральным собором Шахтинской епархии).

«Из истории соборов и храмов города…», сайт Шахтинского краеведческого музея,

Страница Сергея Блохина в «Живом журнале»,

14 октября весь православный мир отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день Церковь и все верующие люди восхваляют Божию Матерь, как «Церкви чудное украшение», моля Ее покрыть нас «омофором милости».

Начало празднику Покрова положила история, произошедшая в X веке во время всенощной службы во Влахернской церкви, в Константинополе. Блаженному Андрею и его ученику Епифанию явилось поразившее их видение. В воздухе, над людьми они увидели Божию Матерь в окружении пророков, апостолов и Ангелов, склоненных в молитве об избавлении города от осады врагов. Богородица сняла с Себя блестящий омофор, то есть широкий покров, простерла его над молящимися и вознесла молитву Господу о спасении мира, об избавлении людей от бед и страданий. И в память об этом чудесном спасении мы молитвенно отмечаем праздник Покрова Пресвятой Богородицы.

Этот день стал в России одним из самых почитаемых и торжественных. В честь него строилось множество храмов, писались иконы. Покровским был назван и нынешний кафедральный собор Шахтинской епархии. В 2019 году настоятель и приход особенно постарались и сделали этот день праздничным как никогда.

Престольный день начался Божественной литургией. С самого утра православные жители города стали семьями приходить в собор, ожидая праздничного богослужения. Литургию совершили настоятель Покровского собора иерей Александр Теличикн, иерей Леонид Зацепилин, иерей Алексий Скосарев, иеродиакон Флавиан (Васильев) и диакон Вадим Ефимов.

В этот особенный день за богослужением молился глава Администрации города Шахты Андрей Владимирович Ковалев.

По завершении литургии духовенство и многочисленные прихожане прошли крестным ходом, прославляя Божию Матерь.

Торжество храмового праздника продолжилось насыщенной программой на Соборной площади. Здесь развернулась выставка школ города с казачьим компонентом, которые представили презентационные столы о себе, где делились опытом гражданско-патриотического воспитания, основанного на культуре и истории казачества. Далее состоялся концерт с участием творческих коллективов города Шахты; всех гостей ждала уха, горячий чай и сладкие угощения. Особенностью программы стали мастер-классы: «Мастер-класс по плетению русской косы», «101 способ как девушке повязать платок»; «Мастер-класс по фланкировке казачьей шашкой», «Мастер-класс по росписи Покровского пряника», «Мастер-класс по росписи гипсовых фигурок», «Мастер-класс по изготовлению тряпичных кукол», «Мастер-класс по каллиграфии».

Для всех желающих была обустроена фотозона «Казачий курень».

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *