Представления восточных славян

У восточных славян Параскева Пятница — персонифицированное представление дня недели. Иначе называлась Льняницей, другие прозвища Параскева-Пятница, Параскева-Льняниха, Ненила-Льняница. Параскеве Пятнице были посвящены 14 и 28 октября по ст. стилю — в церкви на эти дни приходится память Параскевы Сербской и Параскевы Иконийской, соответственно. В эти дни не пряли, не стирали и не пахали, чтобы «не запылить Параскеву и не засорить ей глаза». Считалось, что в случае нарушения запрета она могла наслать болезни. Осуждению подобных суеверий посвящено одно из постановлений Стоглавого собора (1551):

Да по погостам и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы стростив и распустя, трясутся и убиваются. А сказывают, что им являются святая Пятница и святая Анастасия и велят им заповедати хрестияном каноны завечати. Они же заповедают крестьяном в среду и в пятницу ручного дела не делати, и женам не прясти, и платья не мыти, и каменья не разжигати.

Отзвуком славянских дохристианских верований являются сохранявшиеся в некоторых местах ещё в XIX — начале XX веках «идольские» скульптурные изображения святых. Чаще других встречалась скульптура Параскевы Пятницы — и не только у русских, но и у соседних с ними народов. Раньше в часовнях в инородческих местностях «ставились изображения из дерева грубой работы св. Параскевы и Николая Угодника… Все резные изображения святых Параскевы и Николая носят общее название пятниц». У русских широко были распространены скульптуры — «деревянная раскрашенная статуя Пятницы, иногда в виде женщины в восточном одеянии, а иногда в виде простой бабы в панёве и лаптях». Статую Параскевы «ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом».

У восточных славян деревянные скульптуры Параскевы Пятницы ставились на колодцах, ей приносились жертвы (в колодец бросали ткани, кудель, нитки, овечью шерсть). Обряд назывался мокрида (ср. Мокошь).

Рыбьей чешуйкой серебрятся на дне колодцев серебристые гривенники и пятиалтынные… передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенца на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденые готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) («Угоднице на чуловки!», «Матушке-Пятнице на передничек!» — кричат в таких случаях бабы).

В честь Параскевы Пятницы в древние времена на перекрёстках и распутицах дорог ставили особые столбы с изображением святой, которые назывались её именем. Памятники эти были похожи на придорожные часовни или кресты и считались священными местами.

Параскеве Пятнице древнерусский народ молился о сохранении от падежа скота, в особенности от коровьей смерти. Святая считалась также целительницей человеческих недугов, в особенности дьявольского наваждения, лихорадки, зубной, головной боли и других болезней. В честь святой Параскевы существовали особенные молитвы, которые носились на шее и считались предохранительным средством от различных болезней. Цветы, травы и другие привески к образу Параскевы-Пятницы также почитались одним из самых действенных врачебных средств и потому сохранялись из года в год как важное целебное пособие. В случаях какой-либо болезни крестьяне варили их в воде и этим отваром поили при различных болезнях.

Также у славян существовало апокрифическое сказание о двенадцати «главных» пятницах (Пятничный календарь), когда требуется строгий пост. Считалась «бабьей святой».

Типологически Параскева Пятница имеет параллели с таджикской Биби-Сешанби («госпожа Вторник»), и мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы (древнегреческие мойры, древнеисландские норны, хеттские искусные ткачихи).

Образ

Каноническое изображение святой Параскевы. Икона XV в., Вологодский музей Икона «Пресвятая Богородица Умиление и Святая Параскева Пятница», XVII в.

Образ Параскевы Пятницы по народным представлениям заметно отличается от иконографического, где она изображается аскетического вида женщиной в красном мафории. Народное воображение наделяло её демоническими чертами: высокий рост, длинные распущенные волосы, большие груди, которые она закидывает за спину, и другие, что сближает её с женскими мифологическими персонажами типа Доли, Смерти, русалки. Существовал обряд «вождения Пятницы» зафиксированный в XVIII веке: «В Малой России, в полку Стародубском, в день уроченный праздничный водят жонку простовласую под именем Пятницы, а водят в ходе церковном и при церкви честь оной отдает народ с дары и со упованием некоей пользы». В былинках Параскева Пятница прядёт оставленную хозяйкой недопряденную кудель (подобно домовому, кикиморе, маре), наказывает женщину, осмелившуюся вопреки запрету заниматься прядением, мотанием ниток, шитьём: путает нитки, может содрать кожу с нарушительницы, отнять зрение, превратить в лягушку, бросить в окно сорок веретён с приказанием напрясть их до утра и т. п.)

Согласно поверьям, Параскева Пятница контролирует соблюдение и других пятничных запретов (стирка белья, отбеливание холстов, расчёсывание волос и пр.).

По украинским поверьям, Пятница ходит исколотая иглами и веретенами нерадивых хозяек, не почтивших святую и её дни. До XIX века на Украине сохранялся обычай «водить Пятницу» — женщину с распущенными волосами.

В быличках и духовных стихах Параскева Пятница жалуется, что её не почитают, не соблюдая запретов по пятницам, — колют её веретенами, прядут её волосы, засоряют ей глаза кострой. По поверьям, на иконах Параскева Пятница изображена с торчащими из груди спицами или веретенами (ср. образы Богоматери Семистрельной или Умягчение злых сердец).

В народном календаре

У южных славян повсеместно празднуется день 14 (27) октября: болг. Петковден, св. Петка, Петки, Пейчинден, макед. Петковден, серб. Петковица, Петковача, Света Параскева, Света Петка, Пеjчиндан и т. п. В некоторых регионах Сербии и Боснии празднуют также день 26 июля (8 августа), называемый Петка Трновска, Петка Трновача, Трнова Петка, Млада Петка, Петка Водоноша. В Болгарии (Фракия) св. Петке посвящают пятницу после Пасхи (Лятна св. Петка, Пресвета Петка, Петка Балъклия), а в Сербии (Пожега) — пятницу перед днём св. Евдокии (1 (14) марта).

Девятая пятница

У русских было широко распространено празднование девятой пятницы после Пасхи. В Соликамске в этот день вспоминали чудесное избавление города от нашествия ногайцев и вогулов в 1547 году.

В Никольском уезде Вологодской губернии в девятую Пятницу существовал обычай «строить обыденную пелену»: девушки сходились, теребили лён, пряли и ткали пелену за день.

У коми-зырян, живущих по реке Вашке, девятая пятница называлась «Заветным днём больных» (коми Заветной лун висьысьяслӧн). Считалось, что в этот день чудотворная икона Параскевы Пятницы (коми Параскева-Пекнича) из часовни в деревне Кривой Наволок может принести исцеление больным. До сих пор сохранилась традиция проведения крестных ходов к речке Кер-ю, где пожилые женщины и девочки омывают храмовые и домашние иконы в водах, освящённых иконой Параскевы Пятницы. Вода считается святой в течение трёх дней после праздника, её набирают и уносят с собой. Опускать иконы в стоячую воду считается грехом.

Литература

  • Буранок О. М. Проблемы современного изучения русского и зарубежного историко-литературного процесса. — Самара: Изд-во Самгпу, 1996. — 462 с. — ISBN 9785842800841.
  • Пять // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1905. — Т. 2. Всенародная агрономия. — 528 с.
  • Иванов Вяч. Вс. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т. 4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. — М.: Языки славянских культур, 2007. — 792 с. — (Язык. Семиотика. Культура). — ISBN 5-9551-0207-8.
  • Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Эксмо, 2008. — ISBN 978-5-699-27691-2.
  • Колесо времени: традиции и современность / Янка Крук, Оксана Котович. — Мн.: Беларусь, 2003. — 350 с. — ISBN 985-01-0477-5.
  • Лавров А. С. Колдовство и религия в России: 1700—1740 гг.. — М.: Древлехранилище, 2000. — ISBN 5-93646-006-1.
  • Параскева Пятница / Левкиевская Е. Е., Толстая С. М. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 631—633. — ISBN 5-7133-0703-4, 978-5-7133-1312-8.
  • Мадлевская Е., Эриашвили Н., Павловский В. Параскева Пятница // Русская мифология. Энциклопедия. — Эксмо, Мидгард, 2007. — С. 692–706. — 784 с. — ISBN 5-699-13535-9.
  • Максимов С. В. Параскева Пятница; Вода-Царица // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — С. 516—518, 225—250.
  • Можаровский. Отголоски старины и народности. — Тамбов, 1903.
  • Святский Д. О. Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. — Орел, 1908.
  • Чичеров В. И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI – XIX веков. — М.: Издательство Академии Наук СССР, 1957. — 237 с.
  • Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв. — М.: Индрик, 2003. — 528 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-176-7. Архивировано 1 мая 2016 года. Архивная копия от 1 мая 2016 на Wayback Machine
  • Воропай О.. Звичаї нашого народу (неопр.). — Мюнхен: Українське видавництво, 1958. — Т. 2. — 289 с. (укр.)
  • Збірник Харківського історико-філологічного товариства : сборник. Т. 2. — Харків: Око, 1994. — 160 с. — ISBN 5-7098-0019-8. (укр.)

Параскева Пятница – бабья заступница

Мученица Параскева жила в III веке на территории Малой Азии. Отцом девушки был богатый сенатор. Поэтому с детства она жила в роскоши и могла ни в чём себе не отказывать. Однако Параскева предпочла вести аскетический образ жизни и посвятить себя Господу. Она дала обет безбрачия.

Император Диоклетиан организовал гонения, направленные на сторонников христианского учения. Во время них арестовали и Параскеву. Её подвергли мучениям и заставляли отказаться от веры. Так как девушка не согласилась это сделать, её обезглавили.

У православного народа святая Параскева Пятница всегда пользовалась особой любовью. В её честь в древности возводили храмы, которые называли Пятницами. Также такое наименование получали на Руси небольшие часовни, расположенные у дороги.

В народе иконы святой Параскевы почитались и украшались. В старину их можно было встретить в каждом доме. Наши предки верили, что святая защищает семейное счастье. Также мученице молятся о сохранении здоровья домашних животных, об исцелении от душевных и физических недугов.

О чем молиться Параскеве Пятнице

Икону святой мученицы можно встретить практически в каждом доме. Православные христиане уверены, что в образе Параскевы Пятницы заложена сила и могущество Свыше. Ее икона считается одним из самых сильных и мощных оберегов, защищающих дом и семью от различного рода несчастий. В день памяти, 10 ноября, люди приносят в церковь свой урожай и лен, чтобы освятить их. Плоды оставляют до следующего года. Это считается добрым знаком, привлекающим счастье, благополучие и плодородие. Льном же покрывают икону Параскевы, а также используют его в создании оберега.

Прежде всего Параскева Пятница считается заступницей женского счастья. Сама она отдала свою жизнь и сердце на волю Сына Божьего. Поэтому и для каждой девушки желает только лучшего и помогает найти достойного мужа. Есть огромное количество молитв Параскеве Пятнице, которые читают женщины, мечтающие о замужестве и счастливой семейной жизни. Священнослужители говорят, что если читать молитвы с верой и открытым сердцем, то Параскева услышит ваши просьбы и дарует все, о чем вы просите.

Заговор на замужество

Чтобы поскорее встретить свою вторую половинку и выйти замуж, воспользуйтесь этим заговором, прочитайте его в день поминовения преподобной Параскевы:

«Параскева Пятница, святая мученица,
Пошли к моему двору мужску бороду,
Хоть бы за вдовца, лишь бы в девках не остаться.
Кланяюсь тебе, Параскева-мать,
Вели мужскому роду-племени
Меня замуж взять,
А я девица (вдовица), раба Божья (имя),
Буду пост держать,
Все пятницы прославлять.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь.».


Родник освященный в честь явленной иконы великомученицы Параскевы Пятницы расположен на берегу реки Увядь, в 900 м северо-восточнее села Салаур Шиловского района Рязанской области.
Святой источник хорошо обустроен. На святом источнике вновь отстроена часовня купальня с купелью, написана и освящена храмовая икона Святой Великомученицы Параскевы Пятницы с частицей ее мощей.
По преданию, несколько веков назад, один крестьянин села Салаур, проходя по лесу, увидел необыкновенный свет. Подойдя, ближе он разглядел в столпе чудесного света большую икону необыкновенной красоты. Это образ святой великомученицы Параскевы Пятницы. Крестьянин сообщил о чудесной находке односельчанам, и они, с трепетом и благоговением взяв образ, поместили его в сельской приходской церкви. Наутро иконы в церкви не оказалось, её нашли на месте чудесного явления. Крестьяне до трёх раз переносили святой образ в свою приходскую церковь, но каждый раз, придя наутро, при нетронутых запорах иконы в церкви не обнаруживали. Она чудесным образом оказывалась на месте своего явления. В то же время на месте явления иконы забил святой чудотворный источник. Наконец, уразумев во всём происшедшем Промысел Божий, крестьяне соорудили на святом месте часовню и установили в ней чудесный образ. В годы советской власти чудотворная икона великомученицы Параскевы Пятницы была утрачена, но остался родник, святой источник Божией благодати.

Часовня простояла до 1967 года и в годы советской власти была сожжена, а чудотворная икона Параскевы Пятницы утеряна. Человек, поджёгший её, покончил жизнь самоубийством. Здесь растет чудесная сосна, у которой шесть стволов, а ведь пятница — это шестой день недели (по церковному календарю неделя начинается в воскресенье). На святом источнике Параскевы Пятницы происходили и по сей день происходят исцеления.
Однажды ранним утром учительница русского языка Свинчусской школы Сетяева Любовь приехала с мужем на источник. На источнике никого не было, и она сказала: «Мы сегодня здесь самые первые». И вдруг они увидели женщину в необычном одеянии, прошедшую на источник. «Ну вот, опоздали, кто-то нас опередил», — сказала мужу учительница. Подойдя ближе к источнику, они там никого не обнаружили, женщина таинственным образом исчезла. Тогда они поняли, что им явилась сама Параскева Пятница.
В настоящее время, у святого источника регулярно проводятся богослужения, верующие в любое время могут придти поставить свечи и погрузиться в купель со святой родниковой водой.
Вода в источнике очень чистая, прозрачная, как стекло. Она обладает целебными свойствами, в частности, исцеляет детские болезни, помогает в скорбях и заботах семейной жизни. Вода хранится очень долго и не портится. Мы года три назад набрали банку воды и забыли про неё, а когда нашли, то пили, как свежую, никакого запаха не было. Мощный поток воды бьёт из земли и затем стекает по крутому склону в речку. Поток шумит, как бы гремит, отчего некоторые люди называют его Гремячий ключ. Источник обустроен, вокруг него растут цветы. В 2001 году на источнике была построена купальня из соснового сруба с резьбой по дереву, а также часовня. При построении купальни была взята за образец древнерусская традиция покрытия деревянным лемехом, которого ушло 1000 штук. Освящение купальни состоялось 22 июня 2001 года, в день 60-летия начала Великой Отечественной войны. На освящении присутствовал один из старейших священников Рязанской епархии протоиерей Николай Соколов, настоятель храма села Санское, и другие священники шиловского благочиния.
И зимой жизнь на источнике не замирает, вода не замерзает. На праздник Крещения Господня здесь ночью совершается великое освящение воды, собирается множество народа со всех окрестных сёл и деревень Шиловского, Касимовского и других районов.
Источник возобновлён стараниями нынешнего директора свинчусской школы Хавронина Сергея Викторовича и его товарищей: Ситяева Павла Дмитриевича, Ермакова Алексея Трофимовича и других, а также при помощи местного лесничества. Впервые я попал на этот источник благодаря моему сыну Серёже. Однажды летом я приехал на выходные дни в деревню. И вот сын подходит и с восторгом рассказывает о чудесном событии, святом источнике, на освящение которого ему посчастливилось попасть с бабушкой Анной. «Некогда ездить, дел много», — отмахнулся я от сына. Но тот начал мне рассказывать, какой это чудесный источник, и в конце концов я понял важность этой поездки, ведь сын просит! «Ну ладно, купаться будешь, собирайся!». «Конечно, буду», — ответил он мне. Мы поехали, и по дороге сын мне рассказал об освящении и чудесном восстановлении часовни и купели. Эта первая поездка на источник была очень важной и, я считаю, промыслительной: с этого источника мы начали наши краеведческие изыскания по истории Шиловского района и изучение святых источников. Сын внёс лепту в эту книгу, и я ему благодарен. И по сей день источник является самым почитаемым и любимым.
Доброе имя директора школы С. В. Хавронина я часто слышал из уст других людей, и мне захотелось познакомиться с ним, что и произошло через год. На праздник Святой Троицы мы с сыном поехали на службу в село Наследничье в храм апостолов Петра и Павла. После службы решили съездить к Сергею Викторовичу. Подъехав к селу Свинчус, находящемуся на берегу красавицы Оки, мы зашли в калитку дома, который поразил меня живописной аркой у входа и обилием многочисленных растений, несколькими сортами винограда, ореха, весело жужжащими пчёлами в ульях. Сергей Викторович нас очень радушно встретил и сразу пригласил попить чаю. Мы переглянулись с Серёжей: как-то неудобно. Вместо чая хозяева предложили нам хороший обед. За столом велась беседа об истории родного края.
После этого он показал нам Покровский храм, рассказывал о его восстановлении, потом мы прошли в школу, где он нам поведал о старинном дворянском роде Олениных, живших в селе Салаур. Я был удивлён простотой и гостеприимством Сергея Викторовича. Особенное впечатление эта встреча произвела на сына, учащегося седьмого класса. С той поры мы с Сергеем Викторовичем общаемся и дружим. Недавно он был в Рязани и заезжал в гости, мы с ним долго беседовали о жизни, об истории Шиловской земли.
Чувство патриотизма и любви к родине Сергей Викторович Хавронин воспитывает у своих учеников, которые воочию видят достойный для подражания образец жизни православного гражданина своей страны.
При всей своей занятости в школе Сергей Викторович находит время для восстановления православных святынь наших предков. Когда строили купальню, он пошутил: «Подожди, народу ещё соберется, в очереди будем стоять». Слова оказались пророческими: однажды мы с ним заехали на святой источник, и пока стояли в очереди, чтобы окунуться в целебной воде, он мне рассказал историю восстановления источника. Сейчас С. В. Хавронин восстанавливает Покровский храм села Свинчус, уже освящен придел святителя Николая Чудотворца, но нет священника. Службы изредка проводит батюшка храма села Борки иеромонах Иоасаф.
В настоящее время написана и освящена икона святой великомученицы Параскевы Пятницы с частицей её мощей, которая находится в храме села Занино-Починки, что в двух километрах от святого источника. В Занино-Починках ведется строительство нового православного храма, главный престол которого будет освящен в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы.

Чудесные исцеления, милостью Божией происшедшие на чудотворном источнике святой великомученицы Параскевы Пятницы
Алфёров И.А., пос. Сапожок, Рязанская область:
— Несколько лет страдал от болезни поджелудочной железы. Искупавшись в святом источнике, сразу почувствовал облегчение и, набрав воды из источника, уехал домой. Пока пил воду, болей не было. Закончилась вода — начались боли. Снова поехал на источник и уже запас много воды, со временем болезнь совсем ушла.
Игнаткин Валентин Борисович, 1968 г. р., г. Москва:
— На глазах много лет была пелена. Лечился у врачей — безрезультатно. Впервые приехав на святой источник великомученицы Параскевы Пятницы и умывшись, был несказанно удивлен и поражён — пелена исчезла. Окружавшие меня люди от такого чуда находились в оцепенении. Исцеление произошло 5 мая 2007 года.
Цветков Дмитрий Викторович, 1983 г. р., г. Москва:
С юности моё тело покрывала короста. Девушки шарахались как от прокаженного. Мать, глядя на это, горевала. Это была неизлечимая болезнь кожи, возникающая у людей от неправильного обмена веществ в организме. Родители, испробовав все доступные средства и поняв, что медицина здесь бессильна, повезли меня на источник святой великомученицы Параскевы Пятницы. Уже после первого купания в источнике моё тело начало очищаться. Сейчас я счастлив — исцелился от псориаза. Регулярно приезжаю на святой источник с букетом цветов.
Овчинникова Наталья, 1963 г. р., р.п. Шилово:
— Заболели ноги, не могла ходить, от назначенного лечения мне становилось только хуже. Знакомые посоветовали искупаться на святом источнике великомученицы Параскевы Пятницы. После трёх купаний боли в ногах прекратились. Исцелилась в 2005 году.
Мыльникова Галина Петровна, г. Москва:
— В 2005 году, искупавшись на святом источнике великомученицы Параскевы Пятницы, исцелилась от бесплодия.
Ерымова Наталья Викторовна, г. Раменское, Московская область:
— После семи лет бесплодия в 2006 году по Божьей благодати зачала сына Алексия после одного купания в святом источнике великомученицы Параскевы Пятницы.
Додонов Денис Александрович, пос. Прибрежный Шиловского района:
— В течение нескольких лет два раза в год болел тяжёлой формой ангины. После купания в чудотворном источнике святой великомученицы Параскевы Пятницы полностью исцелился.
Клещева Людмила Борисовна, г. Касимов:
— Долгое время страдала от артроза коленного сустава. После нескольких купаний в чудотворном источнике святой великомученицы Параскевы Пятницы боли ушли, и я милостью Божией получила исцеление от этой болезни.
Ксенофонтова Ольга, г. Гусь-Хрустальный Владимирской области:
— В возрасте 24 лет я вышла замуж и в течение 10 лет не могла иметь детей. Обращались за помощью ко многим врачам, но они ничем не могли нам помочь. В 2003 году по совету моей подруги Натальи из с. Великодворье Владимирской области мы приехали на святой источник великомученицы Параскевы Пятницы. Вместе вошли в часовню, прочитали молитву, пропели кондак и тропарь святой великомученице. По очереди окунулись в святые воды купели и снова, помолившись, уехали домой. Через 9 месяцев, в возрасте 34 лет, по неизреченной милости Божией я родила сына Арсения, а моя подруга Наталья, в 48 лет имевшая уже 2-летнего внука Серафима, которая наказывала мне, совсем невоцерковленной женщине, как надо молиться, родила промыслом Божиим дочь Иларию.
Однажды главный врач Занино-Починковской больницы Александр Григорьевич Миловидов серьёзно заболел (болезнь почек), и даже его знакомые врачи не могли ничем ему помочь. Хотели везти его в Москву, но он как опытный врач знал, что медицина ему не поможет. Однажды комната, в которой спал врач, наполнилась ярким светом. Во сне он услышал голос: «Ты исцелишься после купания в источнике Параскевы Пятницы, а когда выздоровеешь, сделаешь дубовый крест и установишь его на источнике». Он воодушевился, изготовил большой дубовый крест и установил его у источника. После этого крест исчез. Его нашли в лесу и установили снова на то же место, но его снова кто-то выкопал, его снова вернули на место. Так повторялось три раза. После этого главврач полностью исцелился. Это было более семнадцати лет назад. Он отработал в Занино-Починковской больнице четверть века. И ныне он жив и здоров, вышел на пенсию и продолжал до недавнего времени работать в Шиловской районной больнице. А крест этот стоит у источника и поныне, люди возлагают к нему цветы. С этого креста и началось восстановление и устроение святого источника. Мы привыкли к тому, что к помощи святых прибегают обычные люди, не имеющие медицинских знаний. А когда исцеление по молитвам святых получает главный врач больницы, это достойно особого удивления и уважения.
Однажды брат Николай из Дивеево просил меня привезти ему воды из источника села Салаур. Я удивился — зачем ему нужна эта вода, ведь в Дивеево много своих источников. Привёз ему воды из источника. У него были проблемы со зрением, он лечился этой водой, закапывая её в глаза. Когда я к нему приехал в другой раз, он сказал мне, что начал читать без очков.
Воистину этот источник чудотворный, ведь здесь предстательством святой великомученицы Параскевы совершаются такие дивные чудеса и исцеления.
Возле речки, где берег крутой,
Бьёт веками родник Параскевы —
Знаменитый источник — святой!
Мы живём все по Божьим законам,
Бог по жизни нам всем — проводник.
Здесь кому-то явилась икона,
В честь её и был назван родник!
Здесь в трескучий мороз и метели,
Тут по праздникам, будням — весь год,
У святой, благодатной купели Ежедневно толпится народ…
Каждый здесь со своею бедою,
Заняв очередь, тихо стоит.
И омывшись святою водою,
Всяк на чудо надежду таит!..
К роднику все приходят с любовью —
То совсем не какая-то блажь —
Он известен всему Подмосковью,
Здесь в Крещение — толпы стоят!..
И воды нет в округе полезней.
Были многие здесь и не раз.
Помогает от многих болезней,
Исцеление многим он даст!
Всяк прохожий водой причастится,
Будь он молод иль вовсе уж стар.
Если некуда вам торопиться,
Ощутите вы здесь Божий дар!
И хочу я сказать, чтобы знали,
Родники — Божий дар, свет земной.
Если тут вы хоть раз побывали —
Возвратитесь, конечно, ещё!
По пути на Починки он слева
В первозданной природной красе!
Мы все молим тебя, Параскева!
Сохрани нам источник Святой!
Пётр Жидков, 04.03.2012

В старину в каждом домашнем иконостасе обязательно была икона Параскевы Пятницы, особо почитаемая девушками и женщинами, к которой они направляли свои молитвы о самом важном в жизни. Какой же подвиг пред Господом совершила та, кого являет нам икона «Святая Параскева»?

Житие св. Параскевы

Житие св. Параскевы пришлось на один из самых тяжелых периодов раннего христианства – III век, правление императора Диоклетиана, яростного ненавистника всех исповедавших Истинную Веру.

Параскева родилась в городе Иконий (ныне на территории Турции), в благочестивой семье, где свято чтили заветы Иисуса: молились, постились, почитали среду и пятницу, поминая в эти дни Страсти Христовы. Они и дочь свою нарекли Параскевой (Пятница в переводе с греческого, на Руси это имя превратилось в Прасковью, одно из самых распространенных женских имен).

Девушка выросла, соблюдая Божьи заповеди, и отличалась благочестием и редкой красотой. Уже в молодом возрасте она осталась сиротой, но продолжала богоугодное служение своих родителей. Хорошее наследство, оставленное родителями, Параскева тратила на еду и одежду для нищих и убогих, на себя же – самую малость. Ее не привлекали ни красивые наряды, ни украшения, ни развлечения, всю свою жизнь она посвятила Господу и проповедь Христова учения, хотя это и грозило ей преследованием.

Параскева отвергала всех женихов, ибо считала своим единственным женихом Иисуса. Ее проповеди подвигли немало людей обратиться в веру Христову, но ей постоянно напоминали об опасности такой открытой проповеди.

Мученичество св. Параскевы

Тем временем император Диоклетиан разослал своих посланцев по всем городам и весям Римской империи, чтобы они выявляли христиан, заставляли их отступиться от своей веры, а в случае отказа подвергали пыткам и казнили. Один из них прибыл и в Иконий, родной город Параскевы. Это был эпарх Аэтий. Ему сразу же доложили о девушке Параскеве, исповедующей веру Христову и отвергающую идолопоклонство.

По приказу Аэтию девушку доставили к нему. Он был потрясен ее красотой, а особенно радостью, от которой она словно светилась. Параскева не стала скрывать своей веры, и перед Аэтием стал сложный выбор: она настолько восхитила его, что он предложил ей выйти за него замуж, если Параскева отречется от своего Бога и принесет языческое жертвоприношение, в противном случае ему придется отдать ее в руки палача.

Но и Аэтию Параскева заявила, что у нее есть единственный жених – Иисус, ради которого она готова пожертвовать жизнью. Аэтий впал в ярость, приказал палачам раздеть ее и бичевать воловьими жилами. Во время бичевания Параскева молилась, а когда Аэтий, не вынеся вида ее истязаний, еще раз предложил ей поклониться языческим богам, она ничего не ответила, стиснув зубы. Аэтий разразился яростными проклятиями и оскорблениями всех, кто верует во Христа, и тогда Параскева плюнула ему в лицо.

Этого эпарх простить не мог. Он отдал приказ своим палачам, и они подвесили девушку вниз головой и стали терзать ее тело острым железом. Из тела Параскевы на землю текли потоки крови, а она продолжала молиться. Палач увидел, что пытку нужно заканчивать, иначе девушка умрет, и по приказу Аэтия ее бросили в темницу, обрекая на долгую мучительную смерть.

Чудеса святой Параскевы

На следующий день стражники, ожидавшие увидеть Параскеву мертвой, были потрясены ее здоровым видом, вернувшейся красотой и радостью, с которой она славословила Господа. Эпарх приказал привести ее и заявил, что она исцелилась благодаря языческим богам. Он сам повел ее в капище. Параскева не сопротивлялась, но, когда она вознесла в языческом храме молитву Иисусу, земля содрогнулась, а статуи богов обратились в прах. Многие свидетели этого чуда потом обратились в христианство, Аэтий же обрек ее на новую пытку.

Параскеву подвесили к столбу и стали жечь ее факелами, но, вняв ее молитве, Господь отвел от девы пламя и обратил его на палачей. Тогда Аэтий, осознав свое бессилие, приказал отрубить ей голову. Душа же ее отлетела в Царствие Небесное. Но святая не осталась неотмщенной: Аэтий, чтобы развеяться, отправился на охоту, по дороге конь сбросил его, и мучитель погиб на месте.

Многие христиане пришли к Истинной Вере благодаря проповеди Параскевы и ее чудесам. Они схоронили ее тело, а впоследствии мощи святой Параскевы явили много чудесных исцелений.

За свой подвиг во славу Христа Параскева была возведена в ранг святых великомучеников; икона «Параскева» представляет ее в виде прекрасной девушки с крестом в правой руке и свитком с Символом веры в левой, а ангелы Господни держат над ее головой корону.

Обычаи, связанные со святой Параскевой Пятницей

В православной традиции Параскева пользуется огромным почитанием и считается заступницей и помощницей во многих делах, часто связанных с ведением домашнего хозяйства. В крестьянских хатах икона «Прасковья» всегда была нарядно украшена; в день ее памяти, 10 ноября, крестьяне приносили в храм плоды для освящения и хранили их в доме до следующего урожая. Освящали также спряденную из льна ткань, благодаря чему в народе Параскеву называли еще и Льняницей.

В деревнях св. Параскеве молились, чтобы скот был здоров, особенно коровы-кормилицы. Ее образ часто ставили у источников и колодцев для обретения водой целительной силы. Св. Параскева считается еще и покровительницей тех, кто занимается торговыми делами. Поскольку в прежние времена торговать в субботу было запрещено, все покупки делались заранее, в пятницу. Появилось даже название «Пятницкие ярмарки».

Параскева также считалась хранительницей пятницы, когда следовало соблюдать пост и откладывать домашние дела: стирку, шитье и пр. В некоторых деревнях этот обычай чтут до сих пор.

Молитва

О святая и преблаженная мученице Христова Параскево, красото девическая, мучеников похвало, чистоты образе, великодушных зерцало, премудрых удивление, веры христианския хранительнице, идольския льсти обличительнице, Евангелия Божественнаго поборнице, заповедей Господних ревнительнице, сподобльшаяся приити ко пристанищу вечнаго покоя и в чертозе Жениха твоего Христа Бога светло веселящаяся, сугубым венцем девства и мученичества украшенная! Молим тя, святая мученице, буди о нас печальница ко Христу Богу.

Его же преблаженнейшим зрением присно веселитися; моли Всемилостиваго, иже словом очи слепым отверзе, да избавит нас от болезни очес наших, телесных вкупе и душевных; разжени твоими святыми молитвами темный мрак прибывший от грехов наших, испроси у Отца Света свет благодати душевным и телесным очесем нашим; просвети нас, омраченных грехми, светом Божия благодати, да твоих ради святых молитв дастся безочесным сладкое зрение. О великая угодница Божия! О мужественнейшая дево! О крепкая мученице святая Параскево!

Святыми твоими молитвами буди нам грешным помощница, ходатайствуй и молися о окаянных и зело нерадивых грешницех, ускори на помощь нам, ибо зело немощны семы.

Моли Господа, чистая девице, моли Милосердаго, святая мученице, моли Жениха твоего, непорочная Христова невесто, да твоими молитвами пособствоваши, мрака же греховнаго избывше, во свете истинныя веры и деяний Божественных внидем во свет вечный дне невечерняго, во град веселия приснаго, в немже ты ныне светло блистаеши славою и веселием безконечным, славословящи и воспевающи со всеми Небесными Силами Трисвятительное Единое Божество, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Житие Параскевы Пятницы

Параскева родилась в азиатской христианской семье. Её родители настолько чтили святую пятницу, в которую распяли Иисуса Христа, что даже дочери дали греческое имя, которое переводится как пятница – Параскева.

Дело в том, что главным христианским центром в то время считалась Византия, расположенная на современной греческой территории. Именно из этой страны и пришло христианство в Россию.

Параскева рано потеряла родителей и ради христианства поклялась посвятить себя богу и не выходить замуж. Во времена ее юности, правил языческий император, который пытался заставить Параскеву принести жертву языческим богам. Она отказалась это сделать, за что подверглась истязаниям и большим мучениям.

После издевательств Параскеву бросили в тюрьму, однако христианский бог пощадил её и после того, как к ней заглянули язычники, на ней уже не было ни одной раны и Параскева полностью была здорова. Однако император не поверил в это чудо и убил Параскеву, обезглавив и зажигая факелами.

Тело Параскевы было погребено по-христиански и от него шли исцеления больным. Затем её призвали к лику святых.

При жизни Параскевы совершались удивительные чудеса – когда её истязали перед тем, как отправить в тюрьму едва живую, она продолжала молиться и к утру ни одной раны на её теле не осталось и она была жива и здорова.

Тогда император приказал её сжечь факелами, если она не согласится помолиться языческим богам, но пламя всё шло на язычников, а статуи богов тут же обратились в прах. Тогда император отрубил ей голову и на этом земные мучения Параскевы кончились.

Но даже мощи её давали чудесные исцеления. А сам император после казни погиб во время охоты – его растоптал собственный конь.

О чем молятся и в чем помогает икона Параскевы

На Руси имя Параскева было любимым у крестьян. Считалось, что молитва Параскеве помогает взойти посевам и предохраняет урожай от всякой нечисти. Поэтому в день памяти Параскевы приносили к её иконе фрукты и плоды, которые удалось сохранить до ноября (день памяти Параскевы – 10 ноября).

Сегодня Параскеве молятся для здоровья и благополучия в семье, для появления детей и об удачном замужестве. Параскева помогает и при домашних ссорах, негативных отношениях с родственниками мужа и свекровью.

Вот о чем молятся перед иконой святой Параскевы:

  • о хорошем урожае, посевах, появлении плодов;
  • об удачном замужестве, поиске хорошего человека в жизни;
  • о целомудрии взрослеющих детей, что в современном мире особенно важно;
  • о прекращении ссор в семье;
  • о появлении детей, если их не было долгие годы;
  • если муж или жена страдают от пьянства, развратничают и ведут себя не как семейные люди;
  • от пожаров;
  • земной опасности, бандитов и нападения;
  • о налаживании отношений со свекровью и родственниками мужа.
Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *