ДилетантИстория

Штука

«Воины, помимо моей доли добычи, пусть достанется мне эта чаша», — сказал король. Из рядов вышел один особо суровый франк, нечесаный и немытый. «Не должно тебе нарушать обычаи наши!» — сказал он, занося секиру, и разрубил драгоценный сосуд. Король смолчал, но затаил обиду.

Сергей Бунтман

Примерно так в VI веке историк Григорий Турский описывает инцидент, произошедший 1 марта 487 года, через несколько месяцев после победы короля франков Хлодвига над римским наместником Сиагрием. Тот оказался достойным противником, и привыкшие к легким успехам франки изрядно потрудились, чтобы взять Суассон, последний форпост Империи на галльской земле. Город и окрестности были тщательно и со вкусом разграблены, как и полагалось согласно не только варварским, но и позднеримским обычаям.

Противиться этому было невозможно, однако к Хлодвигу явилась делегация христианских священников во главе с епископом (по одной из основных версий рассказа — святым Ремигием). Делегаты смиренно просили вождя язычников-франков вернуть им из всего награбленного только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии и ответственным за благоденствие ее жителей, не хотел ссориться с местными жрецами. Он пообещал, что, если при разделе добычи чаша достанется ему, она тут же вернется христианам.

После громкого открытия пивоваренного завода «Белый Кремль» этим летом производитель алкоголя выходит на новый для себя рынок

На полках магазинов появились бутылки «Святой Чаши», которая разливается на мощностях Мамадышского спиртового завода. Ранее вода пошла бутылями в сегменте B2B — ресторанам, автосалонам, банкам. У ТСП амбициозные планы — в 2020 году он намерен занять 10–15% рынка в Казани, продавая треть своих объемов. Однако уже сейчас понятно, что занять лидирующие позиции будет непросто: придется серьезно «потолкаться локтями» с конкурентами, считают опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты.

В Татарстане стартовали розничные продажи питьевой воды «Святая Чаша», которая разливается «Татспитпромом» на мощностях Мамадышского спиртового завода Фото: tatarstan.ru

ВОДА ДЛЯ РЕСТОРАНОВ И ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР В ЧЕЛНАХ

В Татарстане стартовали розничные продажи питьевой воды «Святая Чаша», которая разливается на мощностях Мамадышского спиртового завода. Как ранее рассказывал «БИЗНЕС Online» гендиректор АО «Татспитпром» Ирек Миннахметов, проектная мощность производства составляет 2 млн дал (или 20 млн л) в год. Объем инвестиций в проект — 80 млн рублей, срок окупаемости — 5 лет. У компании амбициозные планы: в 2020 году ТСП намерен занять 10–15% рынка в Казани, продавая треть своих объемов.

В компании нам сообщили, что первые поставки «Святой Чаши» в бутылях объемом 18,9 л начались еще в августе. Позиционирование воды в целом строится в сегменте «премиум», поэтому основную ставку делают на продажах в канале В2В. Это касается воды как в больших, так и в малых тарах. Среди крупных клиентов ТСП — заведения «Татарская усадьба», «Старый Амбар», «Лето», управляющая компания «Кремлевская набережная», а также такие крупные компании, как «Ак Барс Банк», «ТрансТехСервис», «КАН Авто», «Планета Фитнес» и другие. В ноябре своим корпоративным клиентам ТСП поставил 17 тыс. бутылей, в планах — выйти на 100 тысяч. Помимо канала продаж бизнес-потребителям, в ТСП ставят задачу постепенно «достучаться» и до населения, которое заказывает воду домой.

Интересным находит ТСП и Закамский регион, где в октябре компания открыла логистический центр. «Сейчас мы продаем воду в больших бутылях только в Казани, но и Закамская зона нам очень интересна. Там и территория большая, и людей активных там много. В планах начать работать с местными крупными предприятиями», — рассказывает заместитель генерального директора ТСП Ильшат Камалов.

Позиционирование воды в целом строится в сегменте «премиум», поэтому основную ставку делают на продажах в канале В2В. Это касается воды как в больших, так и в малых тарахФото: Елена Афонина/ТАСС

ПОВОЛЖЬЕ — ОДИН ИЗ САМЫХ «ТЕСНЫХ» РЫНКОВ ВОДЫ В РОССИИ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты сдержанно реагируют на запуск нового производства. По мнению президента союза производителей бутилированных вод Алены Кондратьевой, желание ТСП вывести свою воду в лидеры рынка похвальное, но трудновыполнимое. «На насыщенном рынке это почти невозможно сделать, так как лидеры тоже не будут сидеть без дела. А около 80 процентов клиентов достаточно консервативны и предпочитают не менять свои предпочтения, если их устраивает качество товара и услуги», — указывает она.

Слова Кондратьевой подтверждают данные маркетинговых исследований, предоставленных компанией. 80% продаж воды в Казани приходится на 13 брендов. Они реализуют в общей сложности 4,5 млн дал воды. В топ-5 крупнейших брендов входят «Раифский источник» (примерно 1 млн дал и 22% рынка), «Волжанка» (765 тыс. дал и 17%), Private label (529 тыс. дал и 12%), «Хотнинская» (307 тыс. дал и 7% рынка), «Живой Ключ» (157 тыс. дал и доля 3,5% рынка).

В Волжском регионе емкость рынка — свыше 61 млн дал, которые приходятся на 45 брендов. 13 из них в Казани вообще не представлены, а некоторые лидеры из Волжского региона в Казани занимают более слабые позиции. В пятерку брендов с наибольшей долей рынка входят Private label, «Волжанка», «Красный Ключ», «Святой Источник» и «Кубай».

Очевидна разница в предпочтениях казанцев и жителей других городов Приволжья. Так, «Раифский источник», лидирующий в Казани, во всем регионе Волги занимает 2,4% рынка. Очевидно, что воду, отсылающую нас к ассоциации с источником в Раифской обители, лучше всего знают именно вокруг Казани. «Хотниниская» с объемом продаж в 460 тыс. дал в Волжском регионе имеет долю всего 0,8%. «Красный Ключ» в Казани не продается. На долю кавказского «Кубая» в столице РТ приходится 0,2%.

«В компании, похоже, несколько переоценивают возможности административного ресурса и демпинга. Возможно, конечно, маркетологам и продавцам «Чаши» известны какие-то сверхэффективные инструменты продвижения. Время покажет» — добавляет Кондратьева.

С ее мнением соглашается и владелец завода по производству воды «Тарханская» Тимур Бердников. «Этот рынок недостаточно отрегулирован, и зайти на него несложно: это больше вопрос масштаба рекламной кампании. В связи с тем, что выход на рынок не составляет труда, он, конечно, перенасыщен», — считает он.

Основным своим преимуществом в ТСП называют то, что компания предлагает потребителю воду в двух категориях — «первой» и «высшей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПЕРВАЯ» И «ВЫСШАЯ»: ПРАВДА ИЛИ МАРКЕТИНГ?

Основным своим преимуществом в ТСП называют то, что компания предлагает потребителю воду в двух категориях — «первой» и «высшей». Как утверждают представители ТСП, в республике именно в сегменте «высшей» категории очень маленькая конкуренция. Такую воду предлагают не более пяти производителей.

Пытаясь разобраться, в чем разница между этими категориями, мы попросили экспертов разъяснить ситуацию. Правда, их мнения расходятся и в этом вопросе. «Первая» категория воды может быть взята из поверхностных источников: неглубокие скважины, озера, даже отфильтрованная водопроводная вода. «»Высшая» получается из защищенных природных источников: артезианские скважины, родники, и требования по чистоте у нее выше. В результате ее состав более близок к физиологии организма. Вода «первой» категории в бутылях (обычно 18,9 л) подходит для кулеров, кофемашин, чайников. А «высшую» воду лучше не кипятить — она хороша в природном виде», — объясняет главный технолог ТСП Лейсан Кутдусова.

«Вода как «первой», так и «высшей» категорий безопасна и полезна. Иммунитет плюс современные антибиотики решают задачки и посложнее, — шутит Кондратьева. — Понятие «высшая категория» чаще используется в маркетинговых целях, и покупают ее более состоятельные граждане. Также эту воду любят покупать различные организации, в том числе бюджетные, через тендеры».

Как говорят в ТСП, компания не собирается останавливаться только на воде, и уже думает над расширением ассортимента. В дальнейших планах — производство детской воды и лимонада Фото: ©Константин Чалабов, РИА «Новости»

По мнению производителя воды «Тарханская» Бердникова, разница все-таки есть, но многие потребители просто ее не понимают. «Сегодня на рынке представлены три основные категории воды: «первая», «высшая» и «минеральная и лечебно-столовые воды». Воду «первой» категории можно получить из любого источника водоснабжения — из реки, из моря, из водопровода, что делают очень многие производители. Вода «высшей» категории — это совсем другая история. Она добывается из хорошо изолированных водных месторождений, таких как артезианские и родниковые. Для такой воды устанавливают не только предельно допустимое, но и предельно малое количество микро- и макроэлементов», — заключает эксперт.

Тем не менее, как говорят в ТСП, компания не собирается останавливаться только на воде и уже думает над расширением ассортимента. В дальнейших планах — производство детской воды и лимонада.

Персоны: Миннахметов Ирек Заудатович Предприятия: Татспиртпром

В Татарстане наравне с историческими и культурными объектами достаточно мест для паломничества туристов. Одним из таких является святой родник, расположенный неподалеку от Мамадыша. Сюда за целебной водой желающие стекаются на протяжении нескольких веков.

За свое местоположение, историю и способ выхода воды на поверхность родник получил название «Святая Чаша». Кажется, сама природа благоволит этому месту – оно окружено холмами. Совсем недавно территорию облагородили. Каких-либо сельскохозяйственных работ в непосредственной близости не ведется.

СВЯТОЕ ЯВЛЕНИЕ

Первые упоминания о роднике датированы концом XVII века.

— Вода в этом источнике всегда была мягкая и чистая. Очень многие находили себе излечение от различных болезней. Первые упоминания об источнике связаны с обретением иконы Николая Чудотворца, — рассказывает научный сотрудник Мамадышского краеведческого музея Гуляндам Давыдова.

Так, по преданию, неподалеку от родника, который бьет из-под земли фонтанчиком, находился старинный дуб. Обхватить его могли только несколько человек сразу. Со временем дерево сгнило, а в полости обнаружили икону Николая Чудотворца. С этого момента людская молва разнеслась по округе и за исцелением к роднику, получившему название «Святая Чаша», стали стекаться все больше людей. Из документов следует, что специально к источнику приезжали жители не только близлежащих деревень, но и Вятских полян, Елабуги, Кирова.

Долго икона в Мамадыше не оставалась. Ее перевезли в Никольскую церковь Елабужской епархии купцы.

На месте обретения местные жители хотели построить часовню и даже стали собирать на эти цели деньги. В специально установленный котел пожертвования оставляли и православные, и мусульмане. Поскольку Николай Чудотворец является также покровителем купцов и моряков, местные жители перед тем, как отправиться в путешествие по воде, оставляли свой посильный вклад в общую идею. На собранные средства икону ежегодно привозили из Елабуги крестным ходом по реке, а встречали ее соборным хором.

В течение нескольких дней икону носили по домам жителей Мамадыша и близлежащих деревень, на день ее возвращали к роднику. В исторических документах говорится, что в последний раз образ был на родине в 1918 году.

— Куда только не обращались, ни в архивах, нигде информации об иконе нет. Она, к сожалению, утеряна, — рассказывает Гуляндам Давыдова.

Несмотря на это, для местных жителей и для туристов это место остается привлекательным.

В 2012 году территорию облагородили: обнесли металлической изгородью, источник расчистили от мусора и закрыли надежным колодезным срубом из лиственницы. Если прислушаться, то слышно, как из-за надежных деревянных стен слышно журчание воды. Набрать воду можно чуть ниже – здесь она вытекает из трубы. Также все желающие могут окунуться в этот родник – тут же построена крытая купель. Вода постоянно циркулирует, ее температура круглогодично держится на отметке 6 градусов выше нуля. Несмотря на то, что источник по преданиям связан с православной религией, окунаются в воду и мусульмане.

— Окунаемся здесь каждую неделю уже лет пять, когда начали заниматься спортом. Зимой, например, сначала пробежимся с единомышленниками на лыжах километра три, а потом сразу приезжаем сюда. Особенно в святой месяц Рамазан, — рассказывает имам-хатыйб центральной мечети Мамадыша Наиль Вахитов.

ОДОБРИЛ САМ МЕНДЕЛЕЕВ

В конце 1870-х годов на одной из конференций в Санкт-Петербурге об источнике с необычными характеристиками от мамадышского купца Корнелия Щербакова узнал химик Дмитрий Менделеев. Исследовав качества воды, он признал ее годной для изготовления водки. Так с 1883 года воду стали использовать на открывшемся Мамадышском спиртзаводе. Родник и производство соединяла шестикилометровая труба, выполненная из стволов пихты и дуба.

— Трубопровод выполнен необычным способом – ствол был цельный, а сердцевина выдолблена. В обычной же практике ствол обычно разделяли и убирали середину, а затем скрепляли смолой, — рассказывает работник музея.

Посмотреть на деревянную трубу сейчас можно в местном музее. Трехметровый фрагмент обнаружили в начале 2000-х годов при проведении земляных работ. Находку разделили на три части: одну оставили на хранении в краеведческом музее, одну часть передали в дар спиртзаводу, а еще одну часть, как «процент от найденного клада», забрал себе экскаваторщик.

В начале XX века из-за неизвестных проблем воду на завод стали доставлять круглосуточно на конных повозках. В 1912 году деревянные трубы заменили на чугунные, а после – на современный пластик.

НА СТОЛ КАЖДОМУ

Совсем скоро, попробовать эту воду сможет любой желающий. Для этого вовсе не обязательно будет ездить к самому роднику. В ближайшее время на Мамадышском спиртовом заводе заработает цех по розливу этой воды. Благо коммуникации от «Святой чаши» до предприятия подведены уже давно.

— Исходя из особенностей источника и уникальных свойств воды было принято решение разливать эту воду. Продукция «Святой Чаши» будет широкого спектра: от бутилированной различного объема и до стеклянной тары, — поделился планами главный инженер завода Алексей Шахаев.

По его словам, вода добывается с 80-метровой высоты, что позволяет получить воду оптимального уровня минерализации. Причем пить ее с пользой для здоровья смогут не только взрослые, но и дети – небольшие правки в минерализацию позволят получить соответствующую воду требованиям.

Планируется, что сначала вода будет доступна жителям республики, а позже – и за ее пределами.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *