§ 86. Удаление и низложение патриарха Никона

По характеру своему Никон пользовался своим влиянием и властью очень решительно и круто. По словам современников, он начал «стоять высоко и ездить широко». Он любил проявлять свою мощь, требовал почтения и повиновения ото всех, скоро и жестоко наказывал ослушников. «Какая тебе честь, владыко святый, что всякому ты страшен? — говорил Никону один из его прежних друзей. — Государевы царевы власти уже не слыхать, от тебя всем страх и твои посланники пуще царских всем страшны!» Хотя Никон деятельно управлял церковными делами и устроил для церкви и духовенства много полезного, однако духовенство не любило его за его властолюбие и крутой нрав. Не любили его и придворные. Они должны были поневоле терпеть его вмешательство в государственные дела и его высокомерное отношение к боярам; но они хорошо понимали, что Никон пользуется таким значением не по праву, а только по государевой любви и милости. Естественно было среди придворных желание отнять у патриарха эту милость, а вместе с тем уничтожить его влияние и силу. Поэтому против Никона легко возникали интриги; против него была настроена даже царская семья.

Понемногу и сам царь начал освобождаться от слепого подчинения Никону. Этому много содействовали путешествия молодого царя в Литву и Ливонию на театр войны. Во время походов он увидел много нового как на Руси, так и за границею. Он возмужал, развился и приобрел некоторую самостоятельность ума и характера. Выйдя из-под влияния привычной московской обстановки, он сознательнее стал относиться к московским делам и людям; ему стало не нравиться открытое величание Никона. Правда, царь Алексей не изменил сразу дружественного обращения с патриархом; однако между ними стали происходить короткие размолвки, и царь не раз сердился на патриарха за его самовольство. С течением времени эти размолвки становились чаще и сильнее. Наконец, в 1658 г. последовал окончательный разрыв дружеских отношений. Никона перестали призывать во дворец на придворные торжества и церемонии. Однажды во время такой церемонии у дворца побили палкою посланного Никоном во дворец патриаршего чиновника. Виновный в этом (окольничий Хитрово) остался без наказания; мало того, на жалобы Никона по поводу этого дела царь прислал ему сказать, что сам он гневен на патриарха за то, что тот держит себя самовластно и именуется «великим государем». Получив такое извещение от царя, не желавшего лично видеться с патриархом, Никон решил оставить патриаршество на Москве. Отслужив последний раз литургию в Успенском соборе (10 июля 1658 г.), он снял с себя патриаршее облачение и, несмотря на просьбы бывшего в церкви народа, уехал из Москвы в «Новый Иерусалим», иначе Воскресенский монастырь, который он сам себе устроил (в 40 верстах от Москвы) на личные средства.

С отъездом Никона наступила смута в русской церкви. Вместо ушедшего со своего престола патриарха надобно было избрать нового. Но поведение Никона не допускало до этого: хотя он сам торопил с избранием патриарха, однако о себе самом давал понять, что, оставив московскую кафедру, он не снял с себя патриаршего сана. Выходило так, что Никон оставался патриархом, только не в Москве. Понятно, что, имея уже одного патриарха, русская церковь не могла избирать другого. Это можно было сделать, только сняв с Никона патриаршество. Об этом и поднят был вопрос на соборе русского духовенства в 1660 г. Большинство собора было против Никона и постановило лишить его сана; но меньшинство (в том числе знаменитый ученый монах Епифаний Славинецкий) доказывало, что поместный собор не имеет такой власти над патриархом. Царь Алексей согласился с доводами меньшинства, и Никон сохранил сан. Но это так запутало дело, что оно могло быть разрешено только междуцерковным советом. В особенности хлопотал о том, чтобы завязать сношения по делу Никона с греческими патриархами, бывший тогда в Москве ученый грек Паисий Лигарид (митрополит Газский). Сношения эти были начаты и велись несколько лет. Они привели к тому, что восточное патриархи изъявили свое согласие на устройство в Москве собора греческих и русских иерархов. Два патриарха лично приехали в Москву (Александрийский и Антиохийский), а два другие (Цареградский и Иерусалимский) прислали свои грамоты и представителей. В конце 1666 г. составился в Москве «великий собор» для суда над Никоном; на нем присутствовало до 30 архиереев, русских и греческих, от всех главных церквей православного востока.

В ожидании соборного суда над собою Никон держал себя очень неспокойно и этим раздражал государя. Он вздумал было самовольно приехать из своего монастыря в Москву и снова занять патриарший престол; но его тотчас же отправили назад в монастырь, не позволив и дня остаться в Москве. Он пытался далее сам вступить в сношения с патриархами и писал им послания, в которых, не стесняясь, жаловался на бояр и на самого царя, обличал в ереси Паисия Лигарида и бранил московские порядки, установленные Уложением. Послания Никона были перехвачены и на соборе послужили тяжкою уликою против него же. Собор сначала познакомился с делом в отсутствие Никона. Затем позвали самого Никона, чтобы выслушать его объяснения и оправдания. Никон держал себя гордо и неуступчиво, вступал в споры с обвинителями и самим царем, который в слезах и волнении жаловался собору на многолетние провинности патриарха. Собор единогласно осудил Никона и лишил его патриаршего сана и священства. Обращенный в простого инока, Никон был сослан в Ферапонтов монастырь близ Белаозера. Почти пятнадцать лет провел он в заточении и только в 1681 г. был отпущен в свой Воскресенский монастырь. Но по дороге туда, на Волге, около Ярославля, 76-летний Никон скончался под стенами Спасского монастыря на том струге (большой лодке), на котором его везли.

Никон действовал властолюбиво и высокомерно не только по своей энергичной и властной натуре, но и по своим взглядам на значение церковной власти. «Священство выше царства, — говорил он. — Священство от Бога, помазание же на царство от священства»; «Господь Бог, когда сотворил землю, повелел двум светилам светить ей, солнцу и месяцу, и через них показал нам власть архиерейскую и царскую, солнцем — власть архиерейскую, месяцем — царскую»; в вещах мирских «царь и архиерей не выше один другого»; «в вещах же духовных архиерей великий выше царя». Говоря так, Никон не мог смотреть на себя иначе как на «великого государя» и не мог одобрять Уложения, которое ограничивало права духовенства и подчиняло духовенство в некоторых случаях «мирскому» светскому суду. Но притязания Никона не имели почвы в русском быту, так как на Руси духовенство никогда не ставило себя выше князей и царей и не искало мирской власти и прямого влияния на государственные дела. Поэтому Никон не нашел себе сочувствия не только в светском обществе, но даже и в духовенстве. Его стремление к особому возвышению патриаршеского авторитета приписывали его личной гордости и заносчивости, и собор согласно осудил Никона. Но когда греческие патриархи, составив по-гречески приговор над Никоном, поместили в его тексте утверждение о том, что патриарх должен быть во всем «послушлив» царю, то русские архиереи стали против такой мысли, как раньше стояли против притязаний Никона. Они находили, что истинный порядок должен быть таков, чтобы царь имел преимущество в государственных делах, а патриарх — в церковных. На этом, после споров, и решил собор. Однако мнение греческих иерархов о неправоте Никона и об общем превосходстве царской власти над патриаршеской было усвоено московскими государями; оно навсегда лишило церковную власть на Руси возможности в чем бы то ни было равнять себя с властью царской и подготовило в будущем полное подчинение церкви государству.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Первым императором на российском троне был:
1) Алексей Михайлович
2) Петр I
3) Павел I
4) Александр I
С каким из названных событий связано понятие
«кондиции»?
1) Восшествием на престол Екатерины I
2) Реформами Петра I
3) Реформами Павла I
4) Восшествием на престол Анны Иоанновны
В результате Северной войны Россия получила:
1) Выход в Балтийское море
2) Новгородские земли
3) Смоленские земли
4) Финляндию
В годы Смуты переворот 1610 г., в результате которого
был свергнут Василий Шуйский, привел к власти:
1) Правительство из семи бояр – «семибоярщину»
2) Бориса Годунова
3) Лжедмитрия I
4) Михаила Романова
Утверждение «Священство выше царства» связано с:
1) Борьбой иосифлян и нестяжателей
2) Событиями конфликта царя Алексея
Михайловича и патриарха Никона
3) Реформами Избранной Рады
4) Ликвидацией патриаршества в России в начале
XVII в.
Какие из названных понятий связаны с эпохой
дворцовых переворотов в России в XVIII в.?
А) верховники
Г) кондиции
Б) Земский собор
Д) Новоторговый устав
В) Кабинет министров Е) Приказ Тайных дел
Укажите верный ответ:
1) АБВ
2) АВГ
3) БВД
4) ВГД
Кто из названных лиц связаны с развитием
художественной культуры XVIII в.?
А) С. Дежнев
Г) М. Казаков
Б) В. Баженов
Д) А. Сумароков
В) Е. Канкрин
Е) И. Ползунов
Укажите верный ответ:
1) АБВ
2) БГД
3) БГЕ
4) ГДЕ
Какие из названных событий произошли в XVIII в.?
А) Семилетняя война
Б) Секуляризация церковных земель
В) Национально-освободительное движение на
Украине
Г) Раздел Речи Посполитой
Д) Смоленская война
Е) Учреждение в России патриаршества
Укажите верный ответ:
1) АБВ
2) АБГ
3) БВД
4) ВГД
Что было условием получения Анной Иоанновной
российского престола?
1) Ликвидация Верховного Тайного совета,
восстановление роли Сената
2) Сосредоточение в руках императрицы
командования гвардейскими полками
3) Совместное правление императрицы с
Верховным Тайным советом
4) Освобождение дворян от обязательной военной
службы.
И. Мазепа, Карл XII, Август II были современниками
царя:
1) Павла I
2) Петра I
3) Ивана Грозного
4) Бориса Годунова
В 1722 г. Петр I принял Указ о престолонаследии, в
результате которого государь получил право:
1) Лично выбирать и назначать наследника
2) Выбирать наследника вместе с Сенатом
3) Передавать престол строго по наследству
4) Передавать престол только по мужской линии.
Расположите в хронологическом порядке следующие
события. Запишите буквы в правильной
последовательности в таблицу.
А) воцарение Романовых
Б) церковный раскол
В) пугачевский бунт
Г) Смута
1
2
3
4
Г
А
Б
В
Установите соответствие между именами вельмож и
именами государей, при которых вельможи
прославились.
А) А. Ордин-Нащокин
1) Петр I
Б) Ф. Лефорт
2) Алексей Михайлович
В) Н. Панин
3) Екатерина II
Г) Э. Бирон
4) Анна Иоанновна
5) Борис Годунов
А
Б
В
Г
2
1
3
4
Прочтите отрывок из именного указа от 18 января
1721 г. и напишите, как назывались крестьяне, о
которых идет речь.
«…Позволяется сим нашим указом для
размножения… заводов, как шляхетству, так и
купецким людям, к тем заводам деревни покупать
невозбранно с позволения берг- и мануфактурколлегии, токмо под такою кондициею, дабы те
деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».
Ответ: посессионные
Из работы историка Н.И. Павленко.
«Нам остается ответить на вопрос, волновавший как современников,
так и потомков: почему намерение верховников ограничить
самодержавие потерпело неудачу, почему надорванные кондиции стали
кульминацией в победе самодержавия? Причин несколько, но главная из
них кроется в отсутствии консолидации среди господствующего
сословия – она наступила несколькими десятилетиями позже.
Волею случая Верховный Тайный совет был укомплектован
выходцами из аристократии, причем представителями двух фамилий:
Долгоруких и Голицыных. Составленные ими кондиции отражали
прежде всего интересы этих двух фамилий. Вчитайтесь в кондиции и их
преамбулу, состоявшие из 12 пунктов, и вы обнаружите только два, в
реализации которых были заинтересованы широкие круги дворянства:
обязательство императрицы заботиться об укреплении и расширении
православия и лишении императрицы возможности распоряжаться без
суда жизнями и имениями дворян. Остальные же десять пунктов были
нацелены на удовлетворение интересов двух аристократических
фамилий и имели в виду не изменение политического строя в стране, а
ограничение власти конкретного монарха в пользу конкретных
фамилий.
Сказанное дает основание считать «затейку» верховников
олигархической, удовлетворяющей притязаниям всего двух фамилий.
Отсюда брали начало все последующие ошибочные действия
верховников».
Под каким названием вошел в историю период,
описанный в документе? Кем были составлены
кондиции, и кому было предложено их подписать?
Ответ:
Период вошел в историю под названием «дворцовых
переворотов».
Кондиции были составлены Верховным Тайным
советом.
Их подписание было предложено Анне Иоанновне.
Используя текст документа и свои знания по курсу истории,
ответьте, какова была цель кондиций и почему ее не удалось
реализовать (укажите не менее трех причин).
Ответ:
Цель кондиций – ограничение абсолютной власти российского
монарха.
Эту цель не удалось реализовать из-за:
отсутствия консолидации среди господствующего сословия;
наличие противоречий между приверженцами ограничения
монархии и сторонниками незыблемости принципа
самодержавия4
поддержка гвардией идеи неограниченной монархии;
неготовности основной массы дворянства к радикальным
политическим переменам.
Как оценивает автор «затейку» верховников? Какие
доводы он приводит для обоснования своей оценки?
Укажите не менее двух доводов.
Ответ:
Автор оценивает «затейку» верховников как
олигархическую.
Доводы автора:
десять пунктов кондиций из 12 были нацелены на
удовлетворение интересов представителей
аристократии;
кондиции предусматривали ограничение власти

монарха в пользу конкретных фамилий: Долгоруких и
Голицыных.
Назовите не менее трех народных выступлений,
произошедших в XVIII в., и укажите их причины (не
менее трех).
Ответ:
восстание 1705-1706 гг. в Астрахани
восстание на Дону под руководством К. Булавина (17071708 гг.)
выступления работных людей на мануфактурах
религиозные выступления старообрядцев в первой
четверти XVIII в.
крестьянско-казацкое восстание под
предводительством Е. Пугачева 1773-1775 гг.
Причины народных выступлений:
ужесточение крепостного права;
рост повинностей крестьян и посадских людей;
тяжелое положение тяжелых людей;
указы Петра I о приписных и посессионных
крестьянах;
наступление государства на казачьи вольности;
преследования старообрядцев.
Гевуркова Е.А. История России. Подготовка к ЕГЭ 2010.
Вступительные испытания. – М.: издательство
«Экзамен», 2010 г.
Данилов А.А. Краткий исторический словарь. – М.:
Проспект, 2010 г.
ЕГЭ 2010. История: сборник экзаменационных
заданий/ авт.-сост. Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина и др.. –
М.: Эксмо, 2010 г.
Уткина Э.В. История России. Единый государственный
экзамен. Анализ исторического источника (задания
типа С). – М.: Айрис-пресс, 2006 г.

Деятельность первых русских патриархов оставила заметный след в истории XVII века, который часто называют Бунташным. Тем не менее самодержавная власть все-таки подмяла под себя власть духовную. В итоге патриаршество в Московской Руси просуществовало всего лишь сто с небольшим лет – с 1589 по 1700 год

Русская церковь с ее огромным нравственным авторитетом и экономической мощью играла значительную роль в конце XVI – XVII веках. Были для этого как объективные, так и субъективные причины. Вероятно, значение московских патриархов в политической жизни страны, их влияние на принятие государственных решений и послужили едва ли не главным основанием для упразднения патриаршества Петром Великим.

Детище Бориса Годунова

Идея о создании патриаршего престола в Москве витала с середины XV столетия, с момента захвата Константинополя турками. Русское государство с тех пор воспринималось как основной центр и оплот вселенского православия.

Константинопольские патриархи, ставшие подданными турецких султанов, постоянно ощущали на себе давление правителей-иноверцев. Московское царство приобрело для них особое значение: отсюда они могли получить как политическую поддержку, так и материальную помощь для элементарного физического выживания. Восточные церковные иерархи зачастили в Москву за «милостыней» от русского царя.

Приездом константинопольского патриарха Иеремии и воспользовалось правительство царя Федора Иоанновича для учреждения патриаршества на Руси. Главная роль в процессе долгих переговоров принадлежала царскому шурину – боярину Борису Годунову. В январе 1589 года был наречен и поставлен патриархом московский митрополит Иов, который, по словам историка Церкви Антона Карташева, «был обладателем выдающихся качеств как священнослужитель». Один из современников писал об Иове: «Прекрасен бяше в пении и во чтении, яко труба дивна, всех веселя и услаждая». Подчеркнем, что обретение главой Русской церкви патриаршего сана стало возможным исключительно благодаря мощной поддержке светских властей.

Первый московский патриарх Иов. Миниатюра из «Царского титулярника» 1672 года / Предоставлено М. Золотаревым

Будучи ставленником Бориса Годунова, Иов был твердым его приверженцем. А потому после смерти Федора Иоанновича в 1598 году на Земском соборе, призванном избрать нового государя, он произнес следующие слова: «У меня, Иова патриарха, и у митрополитов, архиепископов, епископов и всего Освященного собора, которые при преставлении царя Федора Ивановича были, мысль и совет у всех один, что нам мимо Бориса Федоровича иного государя никого не искать и не хотеть».

Не отступил патриарх от линии поддержки новой династии Годуновых и после появления самозванца, объявившего себя чудесным образом спасшимся царевичем Дмитрием, сыном Ивана Грозного. Иов неустанно рассылал по городам и весям специальные обличительные грамоты, в которых говорил об обманщике, предписывал в церквах петь ему анафему. И все же после скоропостижной смерти Бориса Годунова в апреле 1605 года Лжедмитрий I восторжествовал, потребовав убрать из Москвы всех своих политических противников. Сын Бориса Федор и его мать были тогда убиты, а патриарха Иова сторонники «царя Дмитрия» жестоко избили и притащили на Лобное место. Низложенный глава Русской церкви был сослан в Старицкий Успенский монастырь, где он и скончался спустя два года.

Глашатай национальной независимости

Деятели Церкви, как и представители других сословий, проявляли себя в годы Смуты по-разному. Но подлинным героем сопротивления польско-литовским интервентам стал Гермоген, избранный патриархом в июле 1606 года при царе Василии Шуйском. Когда московские бояре решили призвать на русский престол польского королевича Владислава, даже без гарантий его перехода в православную веру, Гермоген решительно этому воспротивился. Один из современников отмечал: «Патриарх внушает всем: если королевич не крестится в христианскую веру и все литовские люди не выйдут из Московской земли, королевич нам – не государь».

Памятник патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве. Скульптор С.А. Щербаков / Legion-media

Позиция патриарха имела большой вес. Начался сбор народного ополчения. В переписке между казанцами и ярославцами, касавшейся организации сопротивления интервентам, можно найти такие строки: «Мы все отчаялись, ибо в Москве все предались на сторону поляков; не было нам заступника. Но, видно, не до конца прогневался на нас Господь. Ермоген стал за веру и православие и нам всем велел до конца стоять. Ежели бы он не сделал сего досточудного дела – погибло бы все».

Патриотизм патриарха стоил ему жизни. В Москве, управляемой Семибоярщиной, он оказался фактически под арестом. Гермоген скончался в феврале 1612 года, не дождавшись освобождения столицы от поляков. В народе ходили упорные толки, что под стражей в Чудовом монастыре он умер от голода. Брошенный же им призыв к борьбе за сохранение национальной независимости поднял против интервентов самые широкие слои населения.

Два государя

Окончанием Смутного времени считается избрание на царство Михаила Федоровича Романова в феврале 1613 года. Между тем место патриарха оставалось незанятым с того момента еще в течение шести лет, пока из польского плена не вернулся «нареченный» патриарх Филарет, отец избранного царя.

Царь Михаил Федорович и патриарх Филарет. Миниатюра из «Описания в лицах свадьбы царя Михаила Федоровича». Список XVIII века

Поставлению его на патриаршество предшествовала сложная история. Боярин Федор Никитич Романов, племянник царицы Анастасии, первой жены Ивана Грозного, был, по выражению одного из историков, «чисто светским государственным человеком». В острой политической борьбе он и его родственники проиграли Борису Годунову. Исходом той борьбы для Романовых стала опала, последовавшая в 1600 году, а для Федора Никитича – насильственное пострижение в монахи с именем Филарет.

По мысли Годунова, постриг должен был навсегда лишить Федора Романова политических амбиций. Однако в годы Смуты Филарет вновь оказался в гуще событий. В 1605 году Лжедмитрий I освободил «родственника» из Антониево-Сийского монастыря, и вскоре тот был возведен в сан митрополита Ростовского. В 1608 году Филарета захватили сторонники Лжедмитрия II и привезли его в Тушинский лагерь. Там он был наречен патриархом при новом самозванце, несмотря на то что в Москве патриархом оставался Гермоген. Позже Филарет, освобожденный из «тушинского плена», отправился к королю Польши Сигизмунду III в составе русского посольства, миссия которого состояла в приглашении на царство королевича Владислава. «Нареченный» патриарх отстаивал позицию об обязательности принятия претендентом на русский трон православия и потому был заточен поляками в тюрьму.

Вернуться в Москву он смог только в 1619 году. Церковный собор признал Филарета достойным занять патриарший престол как «мужа во учениих божественных… зело изящна и в чистоте жития и благих нрав известна». Особо же подчеркивалось: «…яко по плоти той царев отец, и сего ради да будет царствию помогатель и строитель, и сирым заступник и обидимым предстатель». 22 июня 1619 года состоялось торжественное наречение, а 24 июня – поставление Филарета патриархом по чину, установленному со времени Иова.

Сложилась уникальная ситуация. Царь и патриарх были ближайшими родственниками. Филарет стал официальным соправителем сына, получив титул великого государя. В российской, да и, пожалуй, в мировой истории непросто найти примеры такого тесного переплетения светской и духовной власти.

Опыт патриарха Филарета в его значении для дел государственных был очень соблазнителен для его преемников. И впоследствии патриарху Никону почти удалось повторить этот опыт. «Собинный друг» царя Алексея Михайловича, Никон долгое время пользовался почти неограниченным влиянием на государя. Проведенные патриархом реформы породили раскол Русской церкви, обусловивший появление мощного старообрядческого движения.

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ Новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита Московского. Худ. А.Д. Литовченко. 1886 год / FAI/Legion-Media

При этом Никон стал настойчиво проводить мысль о том, что духовная власть выше светской. Однако он переоценил свои силы. Позже в вину ему было поставлено, в частности, то, что он величал себя «великим государем», тогда как «у нас един великий государь – царь». Конфликт между царем и патриархом завершился оставлением Никоном патриаршей кафедры в июле 1658 года: предстоятель покинул столицу и отправился в основанный им Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь. А два года спустя Церковный собор осудил Никона, предложив лишить его архиерейства и священства. Для окончательного решения вопроса были привлечены восточные патриархи. И в 1666 году Никон был извержен из патриаршества и священства и стал простым монахом.

Кому быть на царстве?

В 1674 году патриархом стал Иоаким, происходивший из дворянского рода Савеловых. Старообрядцы, с которыми предстоятель активно боролся, утверждали, что в молодости он редко бывал в церкви, любил охотиться и будто бы был даже неграмотен. Савелов исполнял военную службу, как и все дворяне того времени, и только в 35 лет, уже овдовев, принял постриг и стал быстро продвигаться по ступеням церковной иерархии. Он пользовался покровительством патриарха Никона, но впоследствии оказался в стане его противников. Иоакиму суждено было сыграть выдающуюся роль в политической жизни страны. Ведь при нем несколько раз менялись правители, а позиция главы Церкви в придворной борьбе была отнюдь не последней.

В 1676 году, когда скончался Алексей Михайлович Тишайший, на престол вступил старший из его сыновей Федор, рожденный от первого брака царя с Марией Милославской. Короткое правление третьего русского царя из династии Романовых стало временем проведения реформ как в политической сфере (среди них – отмена местничества, устаревшей системы выявления старшинства при служебных назначениях), так и в культурной. Окружение Федора Алексеевича явно тянулось к польским образцам. Такое, пусть и внешнее, «латинство», естественно, не могло прийтись по душе консервативному Иоакиму.

Вот почему, когда в апреле 1682 года царь Федор скончался, не оставив прямых наследников, именно патриарх стал одним из инициаторов избрания нового государя из числа его братьев – старшего Ивана, также сына Марии Милославской, и младшего Петра, сына от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной. Для этого нужно было вновь созвать Земский собор. Состоявшийся практически сразу же после смерти Федора, этот Собор, безусловно, был импровизированным. Представителями от разных чинов и сословных групп Московского царства выступали люди, находившиеся на тот момент в Кремле. По всей видимости, Собор был необходим для легитимизации уже принятого большинством придворных решения.

Венчание на царство Ивана и Петра Алексеевичей 25 июня 1682 года. Гравюра по рисунку К.О. Брожа

Патриарх Иоаким сообщил присутствующим на Земском соборе о кончине царя Федора и задал вопрос: кому теперь быть на царстве? Источники расходятся в оценке мнений, выраженных тогда участниками Собора. Одни однозначно указывают на то, что голосов за Петра было больше, а за Ивана раздались лишь единичные выкрики. Так, по свидетельству Андрея Матвеева, сына Артамона Матвеева, в мае 1682 года убитого на глазах царской семьи во время стрелецкого бунта, только дворянин Максим Сумбулов с несколькими товарищами дерзко кричали, что «по первенству надлежит быть на царстве государю царевичу Иоанну Алексеевичу». Другие же наблюдатели, как, например, автор «Гистории о царе Петре Алексеевиче» князь Борис Куракин, рисовали картину широкого противостояния: «…стало быть несогласие как в боярах, так и в площадных: одни – одного, а другие – другого. И по многом несогласии того же дня избрали царем царевича Петра Алексеевича».

Понятно, что в такой ситуации особое значение приобретал тот, кто выступал в роли своеобразного «шумомера», то есть кто по гулу массового одобрения или недовольства должен был определить мнение большинства по столь важному для страны вопросу. Инициаторы Собора, и в первую очередь Иоаким, вынесли общее решение о победе Петра. Вернувшись затем во дворец, патриарх благословил младшего царевича на царство.

Однако единоличным властителем тот пробыл недолго. В результате вспыхнувших уже в мае выступлений стрельцов вместе с ним царем был провозглашен Иван Алексеевич, потом объявленный к тому же старшим из царей, а позднее к этому дуумвирату прибавилась в качестве регента и сестра царевичей Софья. Конечно, это было поражением тех политических сил, на которые ориентировался патриарх Иоаким, рассчитывавший на консервативный поворот в управлении страной, ослабление европейского влияния и усиление позиций Церкви.

Гиря на политических весах

Энергичный патриарх был вынужден на время смириться с этой ситуацией, тем более что тогда возникли и серьезные проблемы собственно церковного характера. Воспользовавшись общей атмосферой неповиновения властям, когда решение важнейших вопросов достигалось с помощью бунтующих стрелецких полков, вожди старообрядчества решили вернуть «старую христианскую веру». Опасность была вполне реальной. Лидер старообрядцев суздальский протопоп Никита Добрынин, получивший позднее от официальных властей прозвище Пустосвят, приобрел поддержку в стрелецких слободах. Старообрядцы сумели добиться немыслимого – публичного состязания в вере с церковными иерархами.

Оно состоялось 5 июля 1682 года в Грановитой палате Московского Кремля. На вопрос патриарха Иоакима, чего добиваются инициаторы прений, Никита Пустосвят заявил: «Мы пришли бить челом об исправлении веры, ибо введена новая вера». Бурные дебаты, естественно, не завершились согласием сторон. Старообрядцы покидали Кремль, подняв руки с двуперстием, выкрикивая: «Препрехом, победихом! Тако слагайте!» В этих условиях только объединение «священства» и «царства» гарантировало установление порядка. Правительство царевны Софьи, которому к тому времени уже порядком надоело своевольство приведших его к власти стрельцов, поставило ультиматум, требуя от них поддержки официальной веры и выдачи вождей старообрядчества. Стрельцы покорились, схватили протопопа Никиту и наиболее активных его сторонников и передали их властям. Вскоре лидер старообрядцев был казнен, а остальные оказались в заточении в монастырских тюрьмах.

Впрочем, совместная борьба со старообрядцами не сделала Иоакима искренним приверженцем царевны Софьи. К тому же в самой политической конфигурации, сложившейся в 1682 году, было заложено явное противоречие, которое так или иначе должно было дать о себе знать, ведь младший царь Петр Алексеевич подрастал и рано или поздно ему все равно предстояло выйти на большую политическую сцену. Кризис разразился летом 1689 года. В село Преображенское, резиденцию Петра, в ночь на 8 августа прискакали два стрельца и сообщили, что стрелецкие полки собираются «постращать» двор молодого царя. В одной сорочке, босой Петр вскочил на коня, а затем, переодевшись в соседней роще, помчался в Троице-Сергиев монастырь. Так образовались два центра власти – в Москве и в Троице. Несколько недель продолжалось противостояние. Постепенно члены Боярской думы, чины Государева двора, стрелецкие полки потянулись в Троицкую обитель, тем самым укрепляя власть Петра и ослабляя позиции Софьи.

Перелом наступил, когда в монастырь прибыли царевны Анна и Татьяна Михайловны, тетки молодых царей, и патриарх Иоаким. Последний, как и многие в те дни, отправился в Троицу по просьбе Софьи, чтобы уговорить Петра вернуться и примириться с сестрой. Но патриарх, приехавший в обитель 21 августа, словно позабыл о данном ему поручении и остался при младшем царе. Князь Борис Куракин писал: «И так, по приезде патриарха Иоакима и бояр и всех знатных, уже двор царя Петра Алексеевича пришел в силу и тем начало отнято правлению царевны Софии и осталось в руках царя Петра Алексеевича и матери его, царицы Наталии Кирилловны».

Несомненно, роль патриарха Иоакима в том, что Петр оказался на вершине власти, трудно переоценить. Ведь формально в 1682 году престол должен был занять Иван Алексеевич, а в случае его единоличного воцарения младший царевич мог и не увидеть трона. Болезненный Иван имел детей, и его потомки (Анна Иоанновна, Иоанн Антонович) еще будут правителями России. Да и процесс перехода реальной власти от регентши Софьи и старшего царя Ивана к будущему первому российскому императору не был стопроцентно запрограммирован.

Очевидно, что Петр, для которого бурные события, произошедшие в его детстве и юности, стали своего рода сильнейшей психологической травмой, всегда помнил о решающей роли патриарха Иоакима. И конечно, понимал, что, если бы предстоятель занял другую позицию, его собственная судьба могла бы сложиться совершенно иначе. Помнил Петр и о том политическом весе, который имели патриархи в предшествующие годы. И потому, проводя реформы, он постарался изменить структуру церковного управления.

После смерти в 1700 году патриарха Адриана, сменившего Иоакима и оказавшегося последним патриархом в досинодальный период, Петр I более двух десятилетий не проводил выборов главы Русской церкви, а затем, в 1721-м, ввел коллегиальное церковное управление, сделав Духовную коллегию (вскоре переименованную в Святейший синод) одним из органов государственной машины.

ЧТО ПОЧИТАТЬ?

КАРТАШЕВ А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 2 (любое издание)

БОГДАНОВ А.П. Русские патриархи. 1589–1700. Т. 1–2. М., 1999

Духовная коллегия всея Руси

Синодальный период в истории Русской церкви занял два с лишним столетия, продлившись с 1700 по 1917 год. Что представляла собой созданная Петром Великим система государственного управления церковной жизнью?

Петр Первый и Святейший синод. Худ. И.Ф. Тупылев. 1801 год / Предоставлено М. Золотаревым

Появление Святейшего правительствующего синода (первоначально он именовался Духовной коллегией) в 1721 году было одним из шагов Петра I по созданию новых имперских органов управления. Синоду были переданы властные полномочия, принадлежавшие ранее патриарху и Поместному собору. По своей структуре он напоминал другие петровские коллегии. В его состав тогда входило 12 членов (президент, 2 вице-президента, советники и асессоры), которые назначались императором. Отличие от остальных коллегий состояло лишь в том, что члены Синода были не военными или гражданскими чиновниками, а представителями черного (архиепископы, архимандриты, игумены) и белого духовенства.

От местоблюстителя до обер-прокурора

Первый президент Духовной коллегии (Синода) митрополит Стефан (Яворский) / Предоставлено М. Золотаревым

Первым и единственным президентом Духовной коллегии (Синода) стал митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который в течение многих лет до этого был местоблюстителем патриаршего престола. После его смерти в 1722 году президент больше не назначался. Уже в XVIII веке постепенно исчезло разделение членов Синода на вице-президентов, советников и асессоров: все они стали именоваться синодальными членами. Обычно единовременно их было семь-восемь человек. Негласно первым среди равных считался митрополит Санкт-Петербургский. Именно он оглашал общее мнение на заседаниях, председательствовал в различных комитетах и комиссиях по церковным вопросам, с ним согласовывались все важнейшие перемещения внутри церковной иерархии.

Полномочия Святейшего синода были довольно широкими. Он осуществлял управление церковными епархиями, ведал присвоением духовных санов, открытием монастырей, надзирал за церковным хозяйством, утверждал бюджеты церковных учреждений, назначал пенсии духовным лицам и их вдовам. Синод руководил духовными учебными заведениями (церковно-приходскими школами, семинариями, академиями), занимался цензурой религиозной литературы, следил за изданием и распространением церковных книг, курировал распространение христианского учения и миссионерскую деятельность. Имел он и судебные полномочия, касающиеся вопросов преступлений против нравственности, нарушений законодательства о браке, должностных преступлений церковнослужителей и т. д. Только Синод наблюдал за общим порядком церковной жизни и богослужений, за религиозным поведением духовных особ и мирян, производил свидетельствование мощей и икон. В его компетенцию также входили вопросы, связанные с разрешением на развод, вступлением в брак при наличии родства и др.

В 1722 году была учреждена должность обер-прокурора Синода. На этот пост назначались светские лица, призванные надзирать за деятельностью Синода. В подчинении обер-прокурору находился штат чиновников (обер-секретарь, регистраторы, актуариусы, нотариусы и простые подьячие), организованный по образцу канцелярии Сената. По сути, вся эта структура, функционирование которой определялось Генеральным регламентом (1720), представляла собой обычное бюрократическое учреждение. Обер-прокурор контролировал ведение синодального делопроизводства и расходы в соответствии с законодательством, имел право приостанавливать решения Синода, а также доносить о них императору. Чиновник мог предлагать свои варианты решения обсуждаемых вопросов, самостоятельно отдавать распоряжения.

С атеистами во главе

Порой на должности обер-прокурора Синода оказывались весьма далекие от религии люди. Так, Екатерина II, отдавшая дань модным просветительским течениям в первые годы своего правления, назначила на этот пост Ивана Мелиссино (1763–1768). Он считал необходимым обуздать «религиозное мракобесие» и «упростить» церковную жизнь. В 1767 году Мелиссино составил проект наказа для депутата, направляемого от Синода в Уложенную комиссию. Этот документ, в частности, включал в себя предложения «ослабить и сократить посты», «очистить Церковь от суеверий и «притворных» чудес», «прекратить содержание монахам», разрешить духовенству носить «более приличное платье», а также позволить епископам жениться. Синодальные члены не стали обсуждать данный проект, а составили свой собственный. Вскоре Мелиссино был отстранен от должности обер-прокурора.

Его преемником оказался военный – бригадир Петр Чебышёв (1768–1774), еще более резкий в своих высказываниях и поступках. При малейшем несогласии с ним синодальных членов он бранил их «гнилым словом», то есть попросту разражался грубыми, оскорбительными ругательствами. Мог высказывать публично атеистические воззрения. Сохранились свидетельства о том, что Чебышёв неоднократно выкрикивал в толпе народа: «Да никакого Бога нет!» Впрочем, конец его карьеры был незавидным: он потерял свой пост, когда вскрылась крупная растрата казенных денег. Впоследствии пережившая ужас пугачевского бунта Екатерина II больше не назначала на должность обер-прокурора Синода столь радикальных чиновников.

В XIX веке функции обер-прокурора заметно расширились. Фактически он превратился в министра православного исповедания. В 1836 году при обер-прокуроре Николае Протасове (1836–1855), любимце Николая I, охотно посещавшем балы и светские приемы, была учреждена специальная канцелярия Синода. Позднее, уже в конце XIX века, один из современников писал: «Весь центр тяжести не в Синоде, а в канцелярии его. Что захочет сделать управляющий, то и будет. Он хочет дело доложить – докладывают; не хочет – по его приказанию составляется от имени Синода определение, подписывается членами и приводится в исполнение». Кроме того, были созданы хозяйственное и духовно-учебное управления со штатом светских чиновников. Со временем Синод все больше напоминал обычное министерство.

Неудивительно, что чиновники, воспитанные в бюрократических канцеляриях, имели специфический взгляд на роль духовенства и задачи церковной жизни. Например, обер-прокурор граф Дмитрий Толстой (1865–1880) заявлял: «Я смотрю на духовенство не более и не менее как на силу, которая должна находиться в подчинении правительству и которою умное правительство может искусно пользоваться для своих целей».

Упущенный шанс?

Константин Победоносцев – обер-прокурор Святейшего синода с 1880 по 1905 год / Предоставлено М. Золотаревым

Огромным влиянием на церковные дела обладал обер-прокурор Синода Константин Победоносцев (1880–1905). В отличие от многих своих предшественников он был глубоко верующим человеком, регулярно посещал церковь, совершал паломничества. Победоносцев выступал и как религиозный писатель, опубликовав свои переводы Нового Завета, сочинений Блаженного Августина и Фомы Кемпийского, а также собственные произведения, посвященные истории Церкви.

По словам знаменитого юриста Анатолия Кони, Победоносцев производил «впечатление человека не только глубоко верующего, но и понимающего Церковь вовсе не в узком ортодоксально-административном смысле». Однако, попытавшись усилить роль Церкви в общественной жизни, разбудить активность духовенства, обер-прокурор Синода понял, что столкнулся с тяжелой задачей. Основная масса духовенства, привыкшая находиться под государственной опекой, отвечала на его инициативы пассивно и даже с неудовольствием. В конце концов Победоносцев вынужден был пойти по привычному пути бюрократического администрирования.

По мнению многих историков, государственное управление делами Церкви в синодальный период оказало скорее негативное влияние на ее развитие, привело к падению авторитета духовенства, особенно среди представителей образованной части общества. В итоге в начале ХХ века Церковь не смогла стать силой, которая была бы способна противостоять разрушительным революционным процессам.

Александр Самарин, доктор исторических наук

(Фото: предоставлено М. Золотаревым, Legion-media, FAI/Legion-Media)

МОУ «Суксунская средняя общеобразовательная школа № 2».

Урок-размышление. Учитель истории: Гимранова В.Х.

Тема: «Священство» и «царство».

Цель: — Систематизировать и обобщить знания уч-ся о

церковном расколе ХVII в.

— Определить смысл конфликта между светской и

церковной властью.

Оборудование: тема, эпиграф:

«Ветхий Рим пал от ересей, вторым Римом – Константинополем завладели агарянские внуки, турки. Твое же великое Российское царство – третий Рим – всех превзошло благочестием».

(В.О.Ключевский)

Портреты А.М.Романова, Никона;

Картина «Боярыня Морозова».

I. Вступление.

Шел 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: «звонят к церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют…» Что же случилось в Москве? К чему это колокола изменили себе?

Тогда только-только закончился Церковный собор, созванный царем Алексеем Михайловичем якобы для рассмотрения дел насущных, на самом же деле – для устранения ставшему ему ненавистным патриарха Никона. Низложить зарвавшегося патриарха, но увековечить его церковную реформу – решил собор… Так, с тревожных звонов, начиналась новая русская церковь.

Однако, прежде чем продолжить разговор о соборе, обратимся к событиям предшествовавшим. В конце концов, решения собора были лишь этапом в жизни страны, звеном в длинной цепочке событий.

Действительно, ли главное то, как стали осенять себя христиане после собора – двоеперстным или троеперстным крестным знамением? Только ли из-за этого горели страсти? В чем была суть происходящего?

В 1589 г. при царе Федоре Иоанновиче в присутствии константинопольского патриарха была учреждена Московская патриархия.

Обращаясь к царю Фёдору, константинопольский патриарх произнёс слова, глубоко запавшие в царскую душу, их с тех пор передавали в Кремле по наследству. В воспроизведении В.О. Ключевского слова эти звучали так: (зачитать с доски).

События, способствовавшие утверждению третьего Рима, происходили и во время правления Алексея Михайловича.

— А какой он был этот царь?

(Краткое сообщение уч-ся о А.М.)

— Какое влияние оказало Соборное уложение?

(Централизация гос. власти, усиление самодержавия, окончательное закрепощение крестьянства).

Русская православная церковь тоже играла значительную роль в жизни России. Она, с одной стороны, поддерживала царскую власть, с другой, противостояла ей, и не по маловажным причинам. Казна и дворяне пытались присвоить огромные церковные владения и богатства: церковь пыталась оказать влияние на гос. дела. Поэтому на Руси постоянно существовала проблема: что выше «священство» или «царство».

Таким образом, в XVII в. церковь обладала значительной властью.

— Почему же в XVII в. произошёл такой факт как раскол церкви?

Тема нашего урока «Священство» и «царство».

(В церковных книгах накопилось много неточностей, одновременно священник читал свою молитву, дьячок — пел псалмы.

В это время в Москве сложился Кружок ревнителей благочестия, в который вошли известные деятели церкви: Никон, Аввакум, царский духовник Вонифатьев и др. Их возмущали нравы, царившие в среде духовенства: невежество, пьянство; они выступали за «исправление» церковных служб.

Иерусалимский патриарх Паисий потребовал от царя Алексея привести все церковные книги и обряды в соответствие с греческими образцами. Царь и часть духовенства поддержали Паисия. Но многие священники считали, что исправления надо вносить согласно древним русским рукописям. Ещё со времён Стоглавого собора 1551 г. незыблемая верность «старине» в обрядах и нравах считалось опорой истинного православия.

При изучении рукописей выяснилось, что в них много ошибок и исправлений. Тогда решили обратиться к греческим церковным книгам. Реформатором православной церкви выступил патриарх Никон.)

Новгородский митрополит Никон был избран патриархом в 1652 г. Историк Платонов отозвался о нём: «один из самых, могучих русских деятелей XVII в.»

(Характеристика Никона уч-ся)

По поручению Алексея Михайловича в 1653 г. Никон начал проводить в жизнь церковную реформу.

— К чему сводилось основное содержание реформы?

1. Вводилось крестное знамение тремя перстами, двуперстие было предано проклятью;

2. земные поклоны заменялись поясными;

3. во время крестного хода теперь двигались навстречу солнцу;

4. иначе стали писать имя Христа — Иисус, вместо старого Исус;

5. «Алиллуйя» стали произносить трижды, а не дважды;

6. для богослужения допускались иконы только греческого письма.

Таким образом, фактически реформы Никона не затронули каноны Русской церкви, вводились лишь уточнения, единообразие. Изменились лишь обряды.

-Всех устраивала эта реформа? Если нет, то почему?

(Многочисленные противники из разных слоёв общества. Одни были недовольны не столько содержанием реформы, сколько формой и методами её проведения. Их раздражало высокомерие, жестокость и непримиримость Никона ко всем непослушным. Многочисленную группу недовольных составили малограмотные и неграмотные служители церкви. Они с трудом разбирались в старых книгах и тем более не были готовы для работ с новыми исправленными книгами. Были и идейные противники – упорные блюстители старины вообще, они требовали исправлений по старорусским книгам. Крестьяне хотели белой свободы, бояре – главенства Боярской думы.)

Главным идейным противником Никона стал протопоп Аввакум.

(Краткая характеристика Аввакума — учитель)

— Почему Никон и Аввакум вначале входили в один кружок, а потом оказались врагами?

— Что общего в их хар-ре?

— Почему царь превозносит Никона на такую высоту, а потом между ними возникает конфликт?

(Главной целью всей жизни Никона было осуществление первенства «священства над царством», что означало подчинение царской власти власти патриаршей. Боярская оппозиция поссорила царя с патриархом. А.М. перестаёт посещать службы, которые вёл патриарх, не приглашал его на приём во дворец. В1658 г. Никон отказывается от патриаршества и уезжает в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь на реке Истре. Он рассчитывал вернуть расположение царя. Этого не произошло. Царь выжидал более 8 лет. Личные кач-ва Никона.)

В 1666-1667 гг. по инициативе царя в Москве заседал собор с участием вселенских патриархов. На нём обсуждался вопрос о соотношении «царства» и «священства». В результате горячих прений было принято решение: «царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в делах церковных». Церковный собор вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в Белоозерский Феропонтов монастырь.

Через 15 лет при Федоре, ему было разрешено вернуться в Воскресенский монастырь, но Никон был тяжело болен и по дороге скончался под Ярославлем.

В 1667 г. церковный собор проклял всех защитников старых обрядов – старообрядцев. Собор официально признал, что реформа не есть личное дело Никона, а дело царя, гос-ва и церкви. Поэтому все, кто выступал против реформы, стали врагами царской власти. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры. Они жестоко преследовались, их сжигали на кострах. Так произошел раскол в Русской православной церкви.

Сторонники старой веры бежали на север, в Заволжье, создавали свои общины. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных соц. слоев. В их числе и сестры – боярыня Морозова и княгиня Урусова.

(Работа по картине Сурикова «Боярыня Морозова»)

Оставшись вдовой к 30 годам, она считалась одной из самых богатых женщин Руси. Единственная наследница громадного состояния обоих братьев Морозовых. По ногам, переодевшись в простое платье, бродила по темницам, подавала щедрую милостыню, кормила, лечила. Прошла ч/з дыбу, подземелья. Их посадили в яму и подвергли голоду и холоду. Урусова умерла ч/з 2,5 месяца, Морозова выдержала до ноябрьских заморозков.

Епархиальный миссионер И.Жаров: «Эта Морозова и подобные раскольнические тогдашние мученицы в глазах правительства того времени были то же самое, что грозные современные боярыни с пенсне на носу, бомбометальщицы в верных слуг царя, которых за то подвергают заслуженной каре – ссылке в Сибирь и даже смертной казни… «.

Гонения продолжались до XX в. и были признаны ошибочными на церковном соборе 1971 г.

-Т.о., в чем политический смысл раскола?

(Москва, мечтавшая о лаврах Третьего Рима – о собственной империи получила свободу действий. Руками Никона церковь подчинилась и стала служить светской власти, а на старую свободную – устроили гонения.)

СПРАВКА.

Аввакум родился в 1621 г. в семье священника. Женился на глубоковерующей девушке Насте, которая стала единомышленницей и другом. Сначала дьякон, потом протопоп. Строго соблюдал все правила церковной службы, публично изобличал пороки своих прихожан, чем вызывал их гнев. Они неоднократно разоряли его дом.

В кружке «ревнителей благочестия».

Осенью 1653 г. сослан в Сибирь. Но в царской семье ценили его искренность и убежденность, по настоянию царя сослан сохранив священный сан. В 1662 г. – в Москве, не убедили отречься от убеждений. В 1664 г. – на Мезень, 1667 г. – Пустоозерский острог, 15 лет в земляной тюрьме. 14 апреля 1682 г. сожжен на костре.

Россия в 17 веке

Какое из названных событий произошло позже других:

правление Василия Шуйского

«Угличская драма»

Правление Лжедмитрия 1

Воцарение династии Романовых

Понятие «церковный раскол» возникло в царствование:

Фёдора Алексеевича

Алексея Михайловича

Петра 1

Екатерины 2

Что из названного было одной из главных причин городских восстаний в 17 в:

введение подушной подати

ухудшение положения городских низов из-за введения новых налогов

преследование старообрядцев

введение в городах цехов и гильдий

Одним из следствий принятия Соборного уложения 1649 г. было:

установление бессрочного сыска беглых крестьян

продление сроков поиска крестьян до 15 лет

упразднение правила » с Дона выдачи нет «

разрешение помещикам ссылать крестьян в Сибирь

Утверждение «Священство выше царства» связано с:

борьбой иосифлян и нестяжателей

событиями конфликта царя Алексея Михайловича и патриарха Никона

реформами Избранной Рады

ликвидацией патриаршества в России в начале 17 в.

В каком году Земский собор избрал царём Михаила Романова:

1549 г. 2. 1613 г 3. 1682 г 4. 1711 г

Какие из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича:

А) принятие Соборного уложения

Б) Северная война

В) разделы Речи Посполитой

Г) Медный бунт

Д) Семилетняя война

Е) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина

Укажите верный ответ.

1) АБД 2) АГЕ 3) БВЕ 4) ВДЕ

8. Какая дата связана с образованием Второго ополчения и освобождением Москвы в

годы Смуты:

1) 1589 г. 2. 1612 г 3 1662 г 4. 1701 г

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

1) воцарение Романовых

2) церковный раскол

3) пугачёвский бунт

4) Смута

10 . Прочтите отрывок из сочинения современного историка и напишите имя

патриарха, о котором идёт речь.

«Сосланный в Ферапонтов монастырь на Белоозеро в чине монаха, он на пять лет пережил своего «собинного друга» Алексея Михайловича. Все годы, проведённые в монастыре, он надеялся на возобновление былой дружбы царя, который по-человечески переживал разрыв и гонения на него, неоднократно испрашивал благословления для себя и своей семьи. В 1676 г. умер царь Алексей Михайлович, а в 1681 г. Патриарху разрешили вернуться в Ново-Иерусалимский монастырь, но смерть помешала этому».

Ответ: _______________.

11.Какие из названных социальных движений относятся к 17 в:

А) восстание И. Болотникова

Б) Медный бунт

В) восстание под руководством Е. Пугачёва

Г) Соляной бунт

Д) Чумной бунт

Е) восстание военных поселенцев

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *