10 мая 1999 года в Московском Сретенском монастыре за Божественной литургией было совершено прославление в лике местночтимых святых архиепископа Илариона (Троицкого) – современника и сподвижника Святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.

В истории Русской Православной Церкви XX века священномученик Иларион занимает особое место. Его жизненный путь был во многом типичен для русского духовенства. Он родился 13 сентября 1886 года в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. Окончил Духовное училище, Московскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию. За скупыми строками биографии трудно увидеть, как духовно зрела душа будущего подвижника. Однако именно тогда Иоанн Троицкий выбрал путь пастырского служения Церкви Христовой, решив принять монашество. 28 марта 1913 года в Зосимовой пустыни Троице-Сергиевой Лавры он принял постриг с именем Иларион в честь подвижника VIII века преподобного Илариона Нового, игумена Пелекитского. 2 июня того же года святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, совершил его иерейскую хиротонию. В том же году уже архимандрит Иларион (Троицкий) становится экстраординарным профессором Московской Духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета.

Наступает краткий период научной деятельности в тесном сотрудничестве с профессорами Академии, в числе которых в те годы были выдающиеся русские богословы. Одаренный проповедник, автор многих церковно-научных и публицистических работ, оказавших значительное влияние на развитие отечественной богословской мысли, отец Иларион в то же время обладал подлинным талантом руководителя.

В марте 1917 года он был назначен ректором Московской Духовной академии, затем принимал активное участие в подготовке Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов. Ректор Академии энергично и решительно выступил в поддержку восстановления Патриаршества на Руси, а после избрания на Первосвятительский престол митрополита Московского и Коломенского Тихона стал его ближайшим помощником.

Активная последовательная позиция архимандрита Илариона, твердо хранившего верность Православию, его неустанные труды на ниве церковной в сложных условиях послереволюционных лет обратили на себя внимание Священноначалия – он был призван к архипастырскому служению.

12 мая 1920 года состоялась его хиротония во епископа Верейского, викария Московской епархии. В 1920-е годы Владыка Иларион внес значительный вклад в борьбу с обновленчеством. Он разработал чин покаяния для обновленцев, при его личном участии в лоно Церкви возвратились многие уклонившиеся в раскол московские приходы.

«Старшее поколение верующих москвичей еще помнит Владыку – его чисто русскую внешность, богатырскую фигуру, его глубокое человеческое обаяние, смиренный и вместе с тем веселый нрав, его пламенную пастырскую ревность, близость к своим пасомым, особенно к молодежи. Но эти же самые достоинства восстановили против него советскую власть. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 20 декабря 1923 года он был осужден к трем годам заключения.

1 января 1924 года епископ Иларион прибыл на пересыльный пункт на Поповом острове близ Кеми, а в июне был отправлен в Соловецкий лагерь».

В нечеловеческих условиях ГУЛАГа архиепископ Иларион с твердостью и достоинством совершал свой крестный путь, вызывая невольное уважение даже у своих палачей. Вот как пишет о нем в своей книге «Неугасимая лампада» другой соловецкий узник тех лет писатель Борис Ширяев: «С первого же дня его соловецкого жития имя Владыки окуталось легендой силы и славы… Легенда возникла и жила, потому что люди хотели видеть реальное воплощение духовной силы Церкви, ее несокрушимой твердыни, и самым подходящим объектом для этого воплощения был Владыка Иларион. Огромная внутренняя сила его проявилась с первых же дней по прибытии на каторгу. Он не был старейшим из заточенных иерархов, но разом получил в их среде признание высокого, если не первенствующего авторитета. Среди верующих мирян эта авторитетность его достигла еще большей высоты… Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого Владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над «опиумом». Нередко охранники как бы невзначай называли его Владыкой. Обычно – официальным термином «заключенный». Кличкой «опиум», попом или товарищем – никогда никто.

Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте (особая рота заключенных СЛОН, состоявшая из священнослужителей, которой были поручены работы на кухнях и продовольственных складах), получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность. Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Остричь же стариков священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям.

Устраивая других – и духовенство, и мирян – на более легкие работы, Владыка Иларион не только не искал должности для себя, но и не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком…

Летом 1925 года архиепископа Илариона временно перевели из Соловков в Ярославский политизолятор: советская власть решила склонить авторитетного и любимого народом архиерея к поддержке возникшего в те годы нового, григорианского раскола. Попытка «завербовать» Владыку завершилась неудачно: архипастыря вернули на Соловки, а в ноябре 1926 года он был осужден на новый трехлетний срок. Многотрудный и скорбный путь Владыки Илариона завершился в ленинградской пересыльной тюрьме: 15/28 декабря 1929 года он скончался от брюшного тифа. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) добился разрешения взять тело для погребения. Отпевание Владыки Илариона состоялось в Петербургском Новодевичьем монастыре, на кладбище которого он был затем похоронен.

Несмотря на долгие десятилетия господства богоборческой власти, православные люди помнили пламенного архипастыря, чтили его имя, свято храня память о мученике за веру Христову.

Главная / Все авторы

Книги автора:

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

А.С. Хомяков и древнецерковные полемисты

Богословские сочинения А.С. Хомякова, знаменитый второй том полного…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Богословие и свобода Церкви

Среди тяжелых и горестных обстоятельств переживаемого времени блестит…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Ветхозаветные пророческие школы. Библейско-исторический этюд

Пророческие школы встречаются в исторических книгах Ветхого Завета…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Воплощение

«Другие не придают никакого значения снисшествию Сына Божия и домостроительству…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Воплощение и смирение

При современном охлаждении церковного общества к храму Божию едва…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Воплощение и Церковь

«Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста,…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Грех против Церкви

«Заходит солнце, заливая пурпуром стволы берез и золотистую листву.…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Да не будут тебе бози инии!

Быша гласи и молния и облак мрачен на горе Синайстей, глас трубный…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Духовная школа должна быть церковной!

О реформе духовной школы говорят много. Для всех ясно и несомненно,…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Единство идеала Христова. Письмо к другу

Год тому назад, мой дорогой Друг, в одном из писем к Тебе я коротко…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Единство Церкви и Всемирная конференция христианства

С большим удовольствием получил я присланные Вами брошюры: по ним…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

История плащаницы

Господь Иисус Христос, устанавливая Таинство причащения, а вместе…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Лев Толстой и воскресение Христово

Иисус сказал громким голосом: Кончено! Отец, в руки Твои отдаю дух…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Наука и жизнь

В глубокой древности один ученик с восторгом рассказывал своему учителю…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

О жизни в Церкви и о жизни церковной

В этом письме преосвященный автор говорит о миссии среди сектантов…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

О мудрости. Размышление над двумя тропарями Великого канона Андрея Критского

Перед взором всех веков стоит один общепризнанный образ еврейского…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Пасха нетления

Прислушайтесь к торжествующим напевам Церкви! Не во дни только Святой…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Письма о Западе

Нам с Тобою, мой дорогой Друг, пришлось жить в тяжелое, но вместе с…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины

С самого начала своего исторического существования христианская…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Правда ли, будто ученые люди в Бога не веруют

Мудрая русская пословица говорит, что для того, чтобы узнать хорошенько…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Прогресс и война

Переживаемые тяжелые дни ужасной войны задают всякому вдумчивому…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Прогресс и преображение

Сто лет назад догорал костер европейского пожара, и тогда начала существовать…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Религия и политика

«Кризис, всколыхнувший всю русскую жизнь до самого дна, не мог, естественно,…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Священное Писание и Церковь

У Церкви нет скрижалей, на которых были бы начертаны письмена Божественным…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Слово при монашеском постриге

Возлюбленный брат, инок Петр! Судил Господь мне, грешному и недостойному,…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Христианства нет без Церкви

Но едва ли можно указать иной член Символа веры, который столь мало…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Христианство и социализм. На современные темы

Эта истина остается всегда и всюду неизменной. Какая-либо одна или…

священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Церковь гонимая и Церковь господствующая. К празднованию 1600-летия со времени Миланского эдикта

Когда Моисей пас овец Иофора, тестя своего, священника мадиамского,…

Св. Иларион, в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 г. в семье священника села Липицы Каширского уезда Тульской губернии. Детство будущего архиерея прошло в благочестивой атмосфере. Окончив с отличием Тульское духовное училище, а затем и Тульскую семинарию, он поступил в Московскую духовную академию. Там он был признан лучшим учеником за последние пятьдесят лет Основной темой научных исследований и богословско-публицистических работ св. Илариона стало учение о Церкви. «Христианства нет без Церкви» – эта мысль, давшая название одной из его работ, красной нитью проходит через всю литературную деятельность служителя Божия и через саму его жизнь.
В 1910 г. он окончил Московскую духовную академию и остался в ней преподавателем, затем стал инспектором и, наконец, проректором. Через три года он был пострижен в монашество и вскоре рукоположен в священный сан.
В 1917 г. архимандрит Иларион принимал участие в Поместном Соборе Русской Православной Церкви. Святой выступил в пользу восстановления патриаршества с вдохновенной речью, которая сыграла большую роль в принятии этого решения. «Не восстановить самого патриаршества мы не можем, мы не имеем на это права, если не желаем сомнительной славы решительных реформаторов Церкви, если не желаем порвать с вековечным Преданием вселенской Христовой Церкви», – подчеркивал отец Иларион.
При новоизбранном патриархе Тихоне архимандрит Иларион занимал должность секретаря и главного консультанта по богословским вопросам, что на деле означало и защиту церковных интересов перед большевистским режимом. Именно поэтому в 1919 г. последовал его арест и трехмесячное заключение в Бутырской тюрьме. А уже в 1920 г. состоялась хиротония св. Илариона в епископа Верейского, викария патриарха.
После хиротонии жизнь владыки Илариона оказалась связанной с московским Сретенским монастырем, настоятелем которого он был назначен. Активная церковная деятельность, яркие проповеди, публичные диспуты с большевиками – все это стало причиной второго ареста и ссылки епископа в Архангельск.
В 1923 г. владыка Иларион вернулся и с присущей ему энергией начал активную борьбу с обновленческим расколом, инспирированным советской властью. Св. Иларион много проповедовал, убеждал отпавших и колеблющихся, разработал чин покаяния обновленцев и присоединения их к Церкви. Патриарх Тихон называл его своим ближайшим помощником, возвел в сан архиепископа и включил в состав Временного патриаршего Синода.
Такая деятельность владыки Илариона не осталась без внимания безбожной власти. В конце 1923 г. священномученика осудили на три года Соловецкого концлагеря. Его обвинили в «распространении ложных слухов и агитации против советской власти под религиозным флагом». Попав на Соловки и оценив весь ужас положения заключенных, владыка Иларион сразу сказал: «Живыми мы отсюда не выйдем».
В лагере архиепископ Иларион трудился лесником, сторожем, вязальщиком сетей, рыбаком, выполнял и другие тяжелые работы. Летом 1925 г. его перевели в Ярославскую тюрьму. В это время его пытались склонить к участию в обновленческом движении, обещая свободу и сан митрополита, – настолько велик был авторитет владыки в церковном мире. Св. Иларион категорически отказался и был возвращен на Соловки, а в 1926 г. последовал новый срок – очередные три года в Соловецком лагере.

В конце 1929 г. последовало новое осуждение: три года ссылки в Казахстане, но владыка Иларион был уже полностью истощен физически и морально. В Ленинграде, в пересыльной тюрьме, священномученик заболел тифом и после тяжелых страданий отошел ко Господу. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру будущий священномученик митрополит Серафим (Чичагов) добился разрешения взять тело для погребения. Отпели и похоронили почившего архипастыря в Новодевичьем монастыре.
Десятого мая 1999 г. состоялась канонизация архиепископа Илариона как местночтимого святого, а его святые мощи были перенесены из Санкт-Петербурга в Москву, в Сретенский монастырь. На Архиерейском Соборе 2000 г. свщмч. Иларион был прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Его память совершается 15 декабря, в день кончины, и 28 апреля, в день перенесения мощей.
Память священномученика Илариона, Архиепископа Верейского из «Синаксаря», составленного афонским иеромонахом Макарием из обители Симонопетра

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

27 декабря 2018 г.

28 декабря 1929 г. в Петроградской тюремной больнице скончался от сыпного тифа крупный ученый-богослов, вдохновенный проповедник, мученик за веру Христову архиепископ Верейский Иларион (Троицкий). Вся его жизнь без остатка была посвящена служению Богу и Его Церкви.

Митрополит Ленинградский и Гдовский Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя Илариона в соответствии с его саном, организовал отпевание и погребение. Тело архиепископа Илариона владыка Серафим облачил в свои архиерейские ризы, а на главу его возложил свою митру, словно предвидя, что самому ему не уготовано погребение по церковному чину.

Священномученик Иларион (Троицкий), в миру Владимир Алексеевич Троицкий, родился 13 сентября 1886 г. в селе Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье священника. В 1906 г. по окончании Тульского духовного училища и Тульской семинарии, он поступил в Московскую духовную академию (МДА). В 1910 г. окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен здесь профессорским стипендиатом. С этого времени началась преподавательская деятельность священномученика Илариона в стенах московских духовных школ. В 1912 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «Очерки из истории догмата о Церкви», а 28 марта 1913 г. состоялся его монашеский постриг. 11 апреля того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 2 июня — в сан иеромонаха. 5 июля 1913 г. он был возведен в сан архимандрита и в том же году стал экстраординарным профессором МДА по кафедре Нового Завета. Один за другим выходят его богословско-догматические труды, в которых он описывает идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. Эти взгляды оказали влияние на дальнейшее развитие православного учения о Церкви.

Священник Алексей Троицкий с детьми, крайний слева Владимир, будущий святитель Иларион

Круговорот событий 1917 г. захватил Московскую духовную академию. Уже 13 марта смещен ректор епископ Феодор, временное исполнение обязанностей ректора было поручено инспектору Академии архимандриту Илариону (Троицкому), который на Поместном Соборе 1917-1918 г. был инициатором восстановления патриаршества, а после — правой рукой святителя Тихона, Патриарха Московского.

С приходом большевиков к власти наступил период жесточайших гонений Русской Православной Церкви. В марте 1919 г. архимандрит Иларион был арестован. Три месяца он провел в заключении в Бутырской тюрьме.
25 мая 1920 г. в храме Троицкого Патриаршего подворья архимандрит Иларион (Троицкий) был хиротонисан Святейшим Патриархом Тихоном во епископа Верейского, викария Московской епархии.

Архимандрит Иларион (Троицкий)

За первый год своего архиерейского служения в приходах Московской епархии владыка Иларион отслужил 142 литургии, более 142 всенощных и произнес 330 проповедей, и это притом, что в тот год он два месяца проболел тифом. Эта болезнь сказалась на сердце и серьезно подорвала здоровье епископа.

В сентябре 1921 г. владыка Иларион был подвергнут кратковременному аресту. Это было связано с тем, что он добился у директора Третьяковской Галереи и одного из руководителей Главмузея Наркомпроса И.Я. Грабаря разрешения на праздник Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (26 августа/8 сентября) взять чудотворный образ в Сретенский монастырь, но за этим последовал арест святителя. Произошел суд, но состава преступления опять не нашли. Однако и после этого святитель находился под пристальным вниманием ВЧК. 26 ноября 1921 г. уполномоченный Секретного отдела Московской ЧК Михаил Шмелев составил список лиц, входящих в состав Священного Синода и Московского епархиального управления, которые должны были быть арестованы. В этот список входил и епископ Илларион.

Святитель Иларион, тюремное фото

22 марта 1922 г. Епископ Иларион был арестован на квартире, где проживал (ул. Сретенка д.9. кв.1), и до отправки в ссылку в Архангельский край содержался во Внутренней тюрьме ГПУ на Лубянке. Не прошло и двух лет со дня его хиротонии, как он оказался в ссылке в Архангельске. Целый год епископ Иларион был в стороне от церковной жизни.

В Москву епископ Иларион прибыл 5 июля 1923 г. и сразу же направился в Донской монастырь к Патриарху Тихону. По возвращении из ссылки епископ Иларион был возведен Святейшим Патриархом Тихоном в сан архиепископа. Отныне и вплоть до своего последнего ареста в ноябре 1923 г. епископ Иларион был ближайшим помощником Патриарха, начался короткий, но чрезвычайно насыщенный период в жизни святителя Иллариона.

На Соловках, крайний слева святитель Иларион

Летом 1923 г. святитель Иларион прибыл в Сретенский монастырь и изгнал из него обновленцев. При этом он совершил беспрецедентное святительское деяние: заново, великим чином освятил престол и собор Сретенского монастыря. Этим он показал, что грех и нечестие отступничества от Церкви требуют особого очищения. Молва об этом сразу разнеслась не только по Москве, но и по всей России. Обновленцы целыми приходами и общинами каялись и возвращались в Церковь.

Ни лидеры обновленчества, ни их покровители-чекисты не могли простить святителю Илариону своего поражения. В ночь с 15 на 16 ноября 1923 г. владыка снова был арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагере. Этапом он был доставлен на Соловки, где стал сетевязальщиком и рыбаком.

В середине лета 1925 г. из Соловецкого лагеря архиепископа Илариона отправили в Ярославскую тюрьму. В тюрьме его пытались склонить к присоединению к новому расколу Русской Церкви, спланированному ОГПУ, — григорьевщине (раскол существовал до начала 1940 гг.). К архиепископу Илариону явился к нему агент ОГПУ и стал склонять его к присоединению к расколу. Архиепископ Илларион решительно отверг это предложение, и к его сроку было добавлено еще три года, основанием для чего послужило «разглашение» святителем среди заключенных содержания разговора с агентом в тюрьме.

Святитель Иларион, крайний слева, в Соловецком лагере

Весной 1926 г. архиепископ Иларион был возвращен на Соловки, где принял участие в составлении «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов с Соловецких островов), определяющего положение Православной Церкви в новых исторических условиях. В декабре 1929 г. архиепископа Илариона направили на поселение в Среднюю Азию, в Алма-Ату, сроком на три года. На этапе владыка заболел сыпным тифом и скончался в тюремной больнице в Ленинграде 28 декабря 1929 г.
Митрополит Серафим (Чичагов) добился у властей разрешения похоронить святителя Илариона в соответствии с его саном. Когда ближайшие родственники и друзья увидели его тело, святителя с трудом узнали: в гробу лежал изможденный старец с обритой головой… Священномученику было 43 года.

Святитель Иларион (Троицкий) был похоронен в Ленинграде на кладбище Новодевичьего монастыря у Московской заставы, в 1990-е годы его могила была местом почитания. В 1999 г. состоялось обретение мощей владыки Илариона и перенесение их в Москву, в Сретенский монастырь. В том же году 10 мая святитель Иларион был прославлен в лике местночтимых московских святых. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. он был причислен к Собору новомучеников и исповедников Российских.

[ad01]

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *