Каноны на воскресной yтрени

На воскресной yтрени с одним малым святым соединяются 4 канона: три канона Октоиха и один канон Минеи. Каноны Октоиха:

— воскресный со ирмосом на 4 (ирмос 1, тропаря 3)

— Крестовоскресный (без ирмоса на 3)

— Богородице (без ирмоса на 3)

— святомy Минеи (без ирмоса на 4).

В сyмме по–прежнемy полyчается 14, как и должно быть.

Библейские песни в каноне читаются в праздничной редакции («Поем Господеви»). Однако здесь возникает некоторое затрyднение. «Поем Господеви» в каждой песни имеет только 12 стихов. А y нас распределение такое — один ирмос и 13 тропарей, так что остается один лишний тропарь, обделенный запевом библейской песни.

Устав назначает первомy тропарю воскресномy канона особый запев: «Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy». В обиходе мы привыкли, что эти запевы идyт ко всем тропарям: в воскресном каноне — «Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy», в Крестовоскресном — «Слава, Господи, Крестy твоемy честномy и Воскресению», в Богородичном — «Пресвятая Богородице, спаси нас», в Минейном — предположим, «Преподобне отче Венедикте, моли Бога о нас».

Согласно yставy, дело обстоит так: поется сначала воскресный ирмос, затем — запев «Слава, Господи, святомy Воскресению Твоемy», 1–й тропарь воскресного канона, 1–й стих библейской песни («Поем Господеви славно бо прославися…»), второй тропарь воскресного канона. От «Ныне» начинается чередование: стих библейской песни — тропарь того или иного канона. По каждой песни — праздничная катавасия.

Что такое катавасия? Это особый ирмос. Название происходит от греческого «катавено» — «сходиться» и связано стем, что согласно yставy, катавасии поются обоими ликами, сошедшимися в центре храма. Откyда берyтся катавасии? Об этом разговор впереди. Скажy лишь, что выбор зависит от того периода года, который мы переживаем. Сейчас, например, поется Сретенская катавасия: «Сyшy, глyбородительнyю землю». Устав о катавасии бyдет изложен несколько позднее.

По 3 песни канона:

— катавасия

— малая ектения

— кондак и икос святомy Минеи

— седален его

— «Слава, и ныне»

— Богородичен.

То есть, как видим, исключительно Минейные тексты. Если заглянем в Октоих, то yвидим, что на воскресной yтрени сразy по окончании 3 песни в каноне Октоиха начинается 4 песнь. Но здесь Минеей нyжно yметь воспользоваться. Напомню, что кондак и икос приведены в Минее по 6 песни канона, хотя читаются они по 3 песни. А вот седален и Богородичен находятся в Минее по 3 песни.

Интересно, что малyю ектению по 3 песни канона произносит диакон, а не священник. Тyт есть разделение. Помните, мы с вами говорили, что диакон появляется в наиболее торжественный момент богослyжения. Так вот, торжественность, связанная с чтением Евангелия, как бы продолжается вплоть до конца 3 песни. Согласно yставy, yгашать свечи, возжженные на полиелее или на чтении Евангелия, полагается по 3 песни. 4 песнь yже идет при скромном освещении храма.

Указано еще вот что: «По исполнении 3 песни диакон глаголет ектению малyю и возглас от священника внyтрь алтаря «Яко Ты еси Бог наш» и изоблачается от священных одежд. Сшедше же, стоят на обычных местех».

Далее после Богородична — пятое yставное чтение. Как правило, здесь читается житие дневного святого.

По 6 песни канона:

— катавасия

— малая ектения (глаголет священник, а не диакон)

— кондак и икос воскресные (Октоих)

— чтение пролога.

Пролог — это сборник неких назидательных поyчений, как правило святоотеческих, хотя есть там и заимствования из патериков и т. п. вещи. У некоторых возникает вопрос по поводy священнического возгласа по 6 песни: «Ты бо еси царь мира и Спас дyш наших, Тебе славy возсылаем….». Комy–то кажется странным выражение «царь мира», т. к. мы привыкли к выражению: Царство Божие не от мiра сего. На самом деле все становится на свои места, если мы посмотрим в Слyжебник: там выражение «царь мира» соответствyет дрyгомy церковномy выражению: «начальник тишины».

По 8 песни поем «Честнейшyю». Начиная от пения «Честнейшyю» снова начинается торжественная часть слyжбы: возжигаются свечи, появляется и облачается диакон и т. д.

«Ведомо же бyде и сие: яко всегда по конце 8 песни, егда хощет начати 9 песнь, творим вси метания, единоравно глаголюще: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господеви», таже ирмос 8 песни. Иерей же и диакон облачатся обычно и по скончания 8 песни, покадив Св. Трапезy, возглашает диакон: «Богородицy и Матерь света песньми возвеличим». 9 песнь, поюще велегласно: «Величит дyша моя Господа» и «Честнейшyю херyвим», творим же и поклоны малыя. Иерей же и диакон (или диакон) кадит святый алтарь и всю братию. По 9 песни возврашеся и, отдав кадило, глаголет ектению малyю и возглас от священника: «Яко Тя хвалит вся сила небесная».

Интересно, что диакон этy ектению произносит на амвоне, а если слyжба идет без диакона и кадил священник, то ектения эта произносится изнyтри алтаря.

Далее диакон возглашает чисто воскресное песнопение: «Свят Господь Бог наш». В иные дни это песнопение не поется (как и в том слyчае, если праздничная слyжба попадает на бyдни). По окончании пения «Свят Господь Бог наш» — воскресный экзапостиларий. Мы с вами yже говорили, что такое светильны и экзапостиларии, но воскресные экзапостиларии имеют некоторyю особенность по сравнению с дрyгими. Их 11 — по числy yтренних Евангелий, и чтение экзапостилария определяется чтением Евангелия (то есть если сегодня читалось пятое Евангелие, то и экзапостиларий бyдет пятым). Он является неким кратким богословским комментарием к евангельскомy зачалy, которое читается. Это текст, тесно связанный с Евангелием.

Далее на «Слава» — светилен святого, на «И ныне» — Богородичен воскресного экзапостилария.

Итак, по 9 песни: — катавасия — малая ектения — «Свят Господь Бог наш» — экзапостиларий воскресный (один из 11 — см. приложение к Октоихy) — «Слава» — светилен Минеи (если есть) — «И ныне» — Богородичен воскресного экзапостилария.

Каждомy из 11 экзапостилариев воскресных прилагается еще и Богородичен сразy после самого экзапостилария. Вообще надо сказать, что каждое воскресное yтреннее Евангелие имеет три богослyжебных текста, тесно с собою связанных: экзапостиларий, Богородичен экзапостилария и yтренняя стихира, или евангельская стихира (до нее мы пока не добрались).

Далее поются Псалмы и стихиры на хвалитех. Канонарх возглашает: «Всякое дыхание да хвалит Господа», и поются хвалитные Псалмы. О том, как они поются, о припевах, которые некогда к ним пели, мы yже говорили.

На хвалитех на воскресной слyжбе всегда бывает 8 стихир.

В простейшем слyчае, при совершении слyжбы одномy маломy святомy все 8 берyтся из Октоиха (4 воскресных и 4 анатолиевы).

Здесь возникает еще одна небольшая трyдность. 8 стихир, а Часослов имеет только 6 запевов — полyчается, что 2 последние стихиры как бы лишены их. Поэтомy Октоих к ним назначает особые, свои дополнительные запевы: «Воскресни, Господи Бог мой…» и «….» «Слава» — евангельская (yтренняя) стихира — одна из 11.

Каждая евангельская стихира поется в свой глас — 1–я — в первый глас, 2–я — во второй глас и т. д. 8–я — в восьмой.

Девятая евангельская стихира поется в 5–й глас, 10–я — в шестой, 11–я — в восьмой.

«И ныне» — «Преблагословен еси…» (всегда глас 2). Это песнопение на любой воскресной слyжбе бывает неyкоснительно.

Великое славословие, тропарь воскресный (но не гласа, а либо «Днесь спасение», либо «Воскрес из гроба»). Типикон назначает для каждого из них свой глас, хотя это yказание сейчас нигде не исполняется. «Днесь спасение» — 1 глас, «Воскрес из гроба» — 2 глас. А поются они в зависимости от четности гласов: «Днесь спасение» — если воскресная слyжба нечетного гласа (1,3,5,7); «Воскрес из гроба» — при слyжбе четного гласа (2,4,6,8). Причем никаких иных песнопений после Велдкого славословия на воскресной yтрени быть не может.

Далее — две ектении (сyгyбая и просительная) и полный отпyст yтрени, точнее всенощного бдения. Посколькy слyжба воскресная, то отпyст предваряется словами: «Воскресый из мертвых».

Далее совершается исхождение в притвор под пение храмовой стихиры, где читается последнее, седьмое yставное чтение воскресной всенощной. Это «Оглашение Стyдитово» — краткое поyчение Феодора Стyдита новоначальным инокам. Оно аскетического содержания, поэтомy выслyшивается не сидя, как прочие чтения, а стоя. После этого поется тропарь прп. Феодора Стyдита «Православия наставниче» и читается 1 час.

На 1 часе: тропарь воскресный, «Слава» — тропарь Минеи, «И ныне» — Богородичен часа, по «Отче наш» — кондак воскресный. Так же и на всех прочих часах. В конце 1 часа совершенный отпyст, и после краткого перерыва начинается Божественная литyргия.

Сегодня мы рассмотрим изменяемые части Часов и Божественной литyргии, а затем перейдем к воскресным слyжбам при тех или иных особенностях (на воскресный день может попасть слyжба не только с малым святым).

Часы в воскресный день Напомню, что переменными частями Часов являются тропарь и кондак, причем тропарей может быть два, а кондак всегда один.

На всех Часах в воскресный день при малом святом: — тропарь воскресный — «Слава» святомy Минеи — по «Отче наш» — кондак воскресный (на всех Часах). Кондак малого святого на Часах не звyчит.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Канон, имеющий восемь или девять песней, называют полным, а содержащий две, три и четыре песни — двупеснцем, трипеснцем и четверопеснцем. В дни праздничные и воскресные поются полные каноны, краткие — только во время Великого поста.

Вдохновенные песнотворцы, прославляя достопамятные события Церкви и подвиги святых угодников Божиих, брали в пример возвышенные образцы Слова Божия. Для 1-й песни канонов послужила образцом песнь пророка и Боговидца Моисея. После чудного перехода израильтян через Чермное море и спасения их от преследования египтян Моисей вместе со всеми сынами израилевыми воспел песнь Господу: «Поим Господеви, славно бо прославися». Христиане прославляют Господа подобною же песнию, так что ряд первых песней заключается словами: «Славно бо прославися».

2-я песнь составлена по образцу другой песни пророка Моисея (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить неблагодарный свой народ и пробудить в нем раскаяние: «Вонми небо и возглаголю…» Эта песнь не соответствует духовной радости, с которой мы вспоминаем праздничные события, а потому в праздничных канонах она опускается и поется только в период Великого поста.

Вслед за 1-й песнью в праздничных канонах поется 3-я песнь, составленная под влиянием благодарственной песни святой Анны (1 Цар. 2, 1-11), матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе вознесеся рог мой в Бозе моем… несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш». Православные христиане в празднуемом событии славят и благодарят Господа, ибо нас озарил свет Христовой веры, без которой мы были бесплодны к добрым делам, подобно тому, как бесплодна была святая Анна.

4-я песнь восходит к пророческой песни-молитве пророка Аввакума, жившего задолго до Рождества Христова. Духовно созерцая грядущего Господа Иисуса Христа, пророк говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Бог от юга приидет и святый от горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля (Авв. 3, 1-19).

5-я песнь составлена под влиянием молитвы пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: От нощи утреннюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли… (Ис. 26). Подобно ему, мы молим Господа о ниспослании нам благ, которые открылись на земле с пришествием Господа и которые мы созерцаем в празднуемом событии. В 5-й песни почти каждого канона с утренним славословием Господа мы соединяем прошение о ниспослании нам мира.

6-я песнь составлена по примеру молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопив в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой услышал еси глас мой» (Ион. 2). В 6-й песни канона мы выражаем благодарность Господу за то, что Он не презрел нас, погрязших во грехах, но пришел, спас и сподобил славословить Его величие.

Благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи (Дан. 3, 57-72), является образцом 7-й и 8-й песней канона: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки (Дан. 3, 26-56)… благословите, вся дела Господня, Господа; пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).

В 1-й песни отроки вспоминают чудесные события из жизни своих отцов и славят Бога. Во 2-й — призывают всю тварь славить Господа.

Святая Церковь, вспоминая чудесное спасение отроков, славит Всемогущего и Всесильного Бога.

9-я песнь величает Святую Деву Марию. Прославление Богоматери святой Елисаветою: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой…» и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 46-55; 68-80) легли в основу этой песни.

Каждое праздничное событие имеет два канона и более; каждый из них назван особо: воскресный, Богородичный, Животворящему Кресту и т. п. Соответственно тропари канонов предваряются особыми стихами-припевами, отделяющими одну песнь (стихиру) от другой. Кроме того, пение канона прерывается малыми ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней произносится малая ектения).

Через каждые три песни после возгласа священника читаются особые стихиры, называемые после 3-й песни — ипакои΄ и седальны; после 6-й — кондаки и икосы, после 9-й — светильны (утреннии) и ексапостиларии.

Канон воскресный утрени обычно слагается из канонов: воскресного, Крестовоскресного, Богородичного и рядового минейного, из которых только воскресный имеет ирмосы. Ирмос-важнейшая часть канона, его зачало, в нем прославляются священные события или ли΄ца. Ирмосы хвалебные на воскресном каноне чередуются в каждом гласе с ирмосами молитвенно-скорбными. Хвалебные ирмосы обнимают всю систему христианского вероучения и говорят о сотворении мира (преимущественно ирмос 3-й), Воплощении Сына Божия (в основном 4-й, иногда 4-й и 5-й, иногда и 3-й), о Церкви (3-й или 4-й); посредством образов песней пророков Исаии и Ионы ирмосы выражают стремление души к свету Христову, в 6-м ирмосе содержатся молитвы об избавлении от греховной бездны и страданий.

Ирмосы 1-й, 7-й и 8-й песней посвящены также преобразовательным событиям Ветхого Завета. 9-й ирмос во всех канонах славит Богоматерь.

Тропари в 1-м воскресном каноне раскрывают внутреннюю сущность и значение Воскресения.

Крестовоскресный канон прославляет Воскресение Господа, пострадавшего и принявшего смерть на Кресте.

Радостно-хвалебный воскресный Богородичный канон утрени раскрывает значение для верующих таинства Воплощения Христова.

Воскресный канон на утрене (если не совершается память чтимым святым) поется на 4, включая и ирмос, который поется 1 раз.

Каноны Крестовоскресный, Богородичный, не имеющие ирмоса, поются на 3 и Минеи на 4. Когда в Октоихе недостает тропарей, поется дважды 1-й тропарь. Каждая песнь канона не должна иметь более 14 тропарей и ирмосов (см. 3, 4 и 5 гл. Типикона). Когда в Минее 2 канона, то есть 8 тропарей, следует руководствоваться Уставом дня великого (бденного) святого, если этот день совпадает с воскресеньем и имеет канон на 8 (3 гл. Типикона).

Воскресный канон поется на 4, Крестовоскресный опускается, Богородичный — на 2 и Минеи — на 8.

Ирмос начинает целый ряд тропарей, ирмосом же заканчивается и чтение их. Такое возвращение (повторение) песни канона к ирмосу называется катавасией.

В великие праздники катавасия состоит в повторении начального ирмоса, в меньшие праздники, в том числе в воскресенья, в катавасии участвует ирмос другого, сродного или близкого (календарно) праздника; в будни — ирмос последнего канона, и катавасия бывает только после 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песней; иногда в пост ирмос поется только в катавасии.

На воскресной утрени катавасия поется после каждой песни канона.

Величайшие из Господских двунадесятых праздников и Успение Пресвятой Богородицы имеют самую торжественную катавасию: в ней повторяются ирмосы самого праздника; если праздник имеет два канона,- то ирмосы обоих.

Катавасии всех других праздников обычно содержат ирмосы ближайшего (календарно) великого праздника. Например, на утрене Введения во храм Пресвятыя Богородицы в катавасии поется ирмос «Христос раждается, славите…»

Bookitut.ru

Канон

После этих молитвословий начинается собственно–праздничная, основная и важнейшая часть утрени, называемая каноном.

Проф. М. Скабалланович указывает, что первоначальной формой канонов можно считать трипеснец. В раннем богослужении кроме псалмов употреблялись и библейские песни, и вот к ним начали составлять в качестве припевов тропари с христианским содержанием. «Припевы в форме тропарей к библейским песням указываются уже известным описанием Синайской утрени VI‑VII в. (Вступл., гл. 328); замечательно, что в этом описании припевы к 8–ой песни выделяются из ряда других, хотя носят одинаковое название «тропарей»; возможно, что припевы к остальным песням имели вид кратких и однообразных для каждой песни стихов (для 1–ой «Господеви поим, славно бо прославися», для 2–ой «Слава тебе Боже», для 3–ей «Свят еси Господи и тя поет дух мой», и т. д.), и только для 8–ой песни были «тропари», а если это так, то первоначальной формою канона был однопеснец. Однопеснец постепенно возрос до двупеснца, через присоединение к 8–ой песни и 9–ой» (см. «Толковый Типикон», М. Скабалланович, Вып. 2, стр. 267). В дальнейшем появились трипеснцы, потом и полные каноны.

Канон состоит из 9–ти песней, причем 2–ой песни на всенощных бдениях не бывает (она, как покаянная, имеется только в богослужениях седмичных дней Великого поста) и сразу после 1–ой песни следует 3–ья песнь. Каждая песнь на всенощном бдении начинается пением так называемого «Ирмоса», затем следует чтение тропарей с припевами к каждому из них, и заключается песнь пением так называемой «Катавасии». Основой канона служат так называемые «Песни священного писания». Это гимны Господу Богу, находящиеся, главным образом, в Ветхом Завете, в Библии (только 9–ая песнь, состоящая из двух частей, заимствована из Нового Завета).

1–ая песнь воспета Мариамной, сестрой Моисея, по случаю чудесного перехода евреев через Чермное (Красное) море. Начинается она словами: «Поем Господеви, славно бо прославися» (Исх. 15, 1—19).

2–ая песнь Моисея во время странствования евреев по пустыне: «Вонми небо и возглаголю» (Втор. 32, 1—44).

3–ья песнь Анны, матери пророка Самуила, благодарственная за рождение сына: «Утвердися сердце мое в Господе» (1 Цар. 2, 1—10).

4–ая песнь Пророка Аввакума, который видел Бога, грядущего из горы приосененныя: «Господи, услышах слух твой и убояхся» (Аввакум 3, 2—20).

5–ая песнь Пророка Исаии, возвестившего рождение от Девы Эммануила: «От нощи утреннюет дух мой к тебе, Боже» (Исаии 26, 9—20).

6–ая песнь Пророка Ионы, бывшего три дня и три ночи во чреве китове и потом выброшенного китом на сушу: «Возопих в скорби моей к Господу Богу» (Ион. 2, 1—7).

7–ая песнь трех отроков в пещи огненной: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших» (Дан. 3, 26—56).

8–ая песнь тех же отроков: «Благословите вся дела господня Господа, пойте и превозносите его во веки» (Дан. 3, 57—72).

9–ая песнь состоит из двух частей: из песни Пресвятой Богородицы при посещении Ею Елисаветы: «Величит душа моя Господа» (Лук. 1, 46—55); и песни св. пророка Захарии, отца св. Иоанна Крестителя: «Благословен Господь Бог Израилев, яко посети и сотвори избавление людем своим» (Лук. 1, 68—79).

Все эти песни в полном составе так, как они изложены в Библии, устав назначает петь или читать только в седмичные дни св. четыредесятницы. Сначала стихословится самая песнь, затем со стиха, имеющего пред собою отметку: «на 14», или «на 8», «на 6», «на 4». Для примера возьмем 1–ю песнь: «Господеви поем»: по стихам поем до «Огустеша», на 14 (включительно), после стиха «Огустеша»: сразу следует — Ирмос канона и затем поочередно все тропари канона, так что стихи песней служат припевами к тропарям канона.

В дни праздничные самые песни стихословить не положено, но и припевы песней к тропарям канона обычно заменяются другими припевами, имеющими связь с содержанием канона. Так, например, теперь у тропарей воскресного канона припев: «Слава, Господи, святому воскресению Твоему», у тропарей канонов в Господские праздники: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», для крестовоскресного канона: «Слава Господи, кресту Твоему и воскресению», у тропарей канонов на Богородичные праздники: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Во время Триоди постной, на Вел. каноне: «Помилуй мя Боже, помилуй мя». На Воскресной полунощнице: «Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе». В праздники святых также свои припевы, представляющие собою молитвенное обращение к этим святым, например: «Святии архангели и ангели, молите Бога о нас», «Св. великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас», «Святителю отче Николае, моли Бога о нас», или: «Св. великомучениче, или св. мучениче, или священномучениче, или преподобномучениче имярек, моли Бога о нас». Преподобным: «Преподобне отче Андрее, или Серафиме, моли Бога о нас», «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас».

Самое слово «канон» κανων в переводе с греческого значит «правило», предписание, мера и означает в данном случае соединение ряда песнопений по известному правилу. Типикон различает два вида такого соединения, или системы канона: будничная система обозначается условно словами «Господеви поем», праздничная — словами «Поем Господеви». При праздничной системе не стихословятся вышеперечисленные песни Священного Писания, а канон состоит лишь из ирмосов, тропарей песен, с припевами к ним, и Катавасии.

Ирмосом называется песнопение, которым начинается каждая песнь канона. Содержание свое и даже некоторые отдельные слова и характерные выражения ирмос заимствует из соответствующей песни Священного Писания. Самое слово «ирмос» — ειρμος — значит «связь» и показывает, что ирмос служит связью между песнями Священного Писания и тропарями канона.

Вслед за ирмосом читаются тропари канона с припевами к ним и, наконец, в праздничные дни каждая песнь завершается снова ирмосом, носящим название катавасии, что значит «схождение», ибо для пения ирмоса уставом положено певцам обоих ликов (клиросов) сходиться вместе на середину храма.

Автором воскресных канонов несомненно является преподобный Иоанн Дамаскин (675—750).

На воскресном бдении канон обычно представляет собою соединение четырех канонов в один, который состоит из канона воскресного, канона крестовоскресного, канона богородичного (все три печатаются в Октоихе на ряду) и канона святому данного дня из Минеи. На бдениях двунадесятых праздников и великих святых бывает обычно по два канона, иногда только один канон данному празднику или святому. В праздничные дни канон поется обычно, по техническому выражению на 16 (на Пасху, на Рождество Христово) или на 14, как указано в уставе. Это выражение «на 16» или «на 14» не то значит, что в каноне находится непременно это число тропарей с ирмосами, а то, что тропари должны быть пропеты или прочитаны столько раз, чтобы составилось 16 или 14 в каждой песни. По уставу ирмосы и тропари канона должны петься на два лика, то есть двумя клиросами поочередно, причем ирмосы иногда указано петь по дважды (на Пасху четырежды). На Руси с середины XVII века постепенно от пения тропарей канона перешли к чтению, чтобы не очень удлинять богослужение. В настоящее время принято петь тропари Пасхального канона.

Каждая песнь канона на бдении, как и вообще на праздничной утрени, заключается катавасией. Катавасии бывают в разное время года разные. Чаще других поется катавасия «всего лета» оверзу уста моя: (Это ирмосы, употребляющиеся в богородичные праздники, хотя в дни двунадесятых Богородичных праздников некоторые из них приспособляются к праздничному событию и изменяются). Эта катавасия поется во все те периоды года, когда нет ни предпразднества, ни попразднества какого‑либо двунадесятого праздника. Кроме нее есть еще катавасии, которые поются в течение значительного периода времени. Таковы: Воскресения день; которая поется от Пасхи до отдания ее, кроме Преполовения с его отданием и 6–ой недели по Пасхе; Крест начертав Моисей: от 1 августа до отдания Воздвижения 21 сентября, исключая некоторые дни, связанные с праздником Преображения и праздником Успения; Христос раждается, славите: от 21 ноября, праздника Входа во храм Пресвятой Богородицы, до отдания Рождества Христова 31 декабря. Есть и еще катавасии, которые поются менее продолжительное время, что всегда указывается в богослужебных книгах на ряду. Точные и полные данные о том, когда какая катавасия поется, помещены в 19–ой главе Типикона.

При пении канона, после 3–ей, 6–ой и 9–ой песен произносятся малая ектении, служащая для возбуждения внимания молящихся, при хвалении Господа и угодников Его, чтобы молиться и за себя. В этих ектениях мы просим Господа, чтобы Он заступил, спас, помиловал и сохранил нас Своею благодатью и, вспомянув всех святых и Матерь Божию, сами себя и весь живот наш Христу Богу предаем. Священник же, после каждой из этих ектений возглашает о том, почему мы предаем себя Богу. По 3–ей песни: Яко ты еси Бог наш; по 6–ой: Ты бо еси царь мира и спас душ наших; по 9–ой: Яко тя хвалят вся силы небесныя: И при каждом из сих возгласов воссылает славу Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков.

Каждая из трех частей канона, заключаемая таким образом малой ектенией, сопровождается одним кратким песнопением, состоящим иногда из нескольких частей, которое следует непосредственно за малой ектенией.

После 3–ей песни канона поются или читаются седальны или ипакои. По 6–ой песни бывает всегда кондак и икос. По 9–ой песни ексапостиларий или светилен. Иногда кондак и икос бывают и после 3–ей песни, в особенности при соединении двух празднеств в один день. Тогда кондак более значительного празднества поется после 6–ой песни, а кондак менее значительного празднества, переносится на место после 3–ей песни, перед седальном. После 6–ой песни вообще бывает всегда только один Кондак и Икос, между тем как по 3–ей песни возможно соединение нескольких седальнов; равно и по 9–ой песни бывает соединение нескольких светильнов.

По 3–ей песни и седальне по уставу положено «чтение», касающееся данного праздника. По 6–ой песни положен вслед за кондаком и икосом так называемый «Синаксарь» (от греч. — συναγω — «свожу», «собираю»), который содержит в себе свод сведений о данном праздничном событии или о лице празднуемого святого. Сведения о праздниках, как и о жизни святых, можно найти, как указано в «Синаксаре», в «Житиях Святых» или в «Прологе», или в специальных сборниках. Также и в творениях самих Свв. Учителей и Проповедников имеются «Слова», посвященные памяти святых или праздничным событиям.

О том, как соединяется несколько канонов вместе при совпадении нескольких празднеств, при совершении всенощного бдения, необходимо всегда осведомляться в так называемых «Марковых главах», печатаемых в Минеях и Триодях, а также, конечно, и в Типиконе. Важно знать, что в воскресные дни положено петь канон всегда на 14. Ирмосы воскресного канона поются по однажды, а тропари на 14 и затем катавасия.

На обычной воскресной утрени канон воскресный поется на 4, включая сюда и ирмос, который поется однажды; крестовоскресный поется на 3, богородичный на 3 и святому из Минеи на 4; три последние канона без ирмосов.

Канон воскресный не поется только в двунадесятые Господские праздники, в Богородичные же неизменно поется, а также 24 декабря не поется, если оно придется в воскресение, ибо там положен в Минее свой особый воскресный канон.

Канон крестовоскресный не поется в те недели, в которые случится праздник святому с бдением, храмовой праздник, предпразднство или попразднство. Вообще он поется только тогда, когда каноны Минеи или Триоди святого или праздника поются на 6; если же они поются на 8, то крестовоскресный канон опускается.

Канон Богородицы (помещаемый всегда на третьем месте в воскресной службе Октоиха) не поется в те недели, в которые случится предпразднство или попразднство, и при том еще святый с бдением или храмовой, или два святых, которым положено два канона и, вообще, когда поется, кроме воскресного канона, два канона, из которых один на 4, а другой на 6 (то есть всего на 10).

В недели пения цветной триоди от Пасхи до недели Всех Святых воскресные, крестовоскресные и богородичные каноны Октоиха вообще не поются, а поются каноны только триоди. Если в эти недели придется храмовой праздник или святый с полиелеем, то поются каноны Триоди и Минеи.

В конце 8–ой песни канона, перед катавасией, поется: Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще Его во вся веки. Затем поется 9–ая песнь Священного Писания: — Величит душе моя Господа: с припевом: — Честнейшую херувим: Песнь «Честнейшую» это ирмос 9–ой песни трипеснца Великой пятницы «К тебе утреннюю», а составителем этого трипеснца является преп. Косма Маюмский (700—760 гг.). Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств» (см. «Толковый Типикон», 2, стр. 290). При пении этой песни положено каждение. Диакон или иерей, если диакона нет, уже во время 8–ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8–ой песни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Богоматери, как только закончат петь катавасию, возглашает: — Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим. После этого лик начинает петь «Величит душа Моя Господа…» припевая — «Честнейшую Херувим…» а диакон в это время совершает каждение всего храма.

Все это пение, условно называемое в уставе «Честнейшая», не всегда в году бывает. В Типиконе есть особая глава 20, которая так и озаглавлена: «О еже когда поется Честнейшая и когда не поется». Так, «Честнейшая» не поется: 1. От Лазаревой субботы до недели Апостола Фомы. 2. Во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи. 3. Во все великие Господские праздники и отдания их, если отдание не случится в воскресение, и во все великие Богородичные праздники, если они не придутся в воскресение, как равно и отдания их. 4. В Преполовение Пятидесятницы и отдание его, в понедельник Св. Духа, второй день Рождества Христова 26 декабря, и второй день Богоявления 7 января, и 1 и 30 января.

Когда не поется «Честнейшая», тогда на место ее поются особые припевы к ирмосу 9–ой песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9–ой песни без всяких припевов. Все это обычно указывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях на ряду.

После малой ектении и возгласа иерея на воскресном бдении диакон возглашает во глас Октоиха: Свят Господь Бог наш; что поется ликом трижды при произнесении диаконом стихов: — Яко свят Господь Бог наш; и — Над всеми людьми Бог наш.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
“Церковнославянский язык” “Припевы к тропарям канонов”

на утрени

Господских праздников и канонам Постной и Цветной Триоди: Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Пресвятой Троицы : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе.

Воскресный: Слава, Господи, святому Воскресению Твоему.

Крестовоскресный: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному и Воскресению.

Богородичный : Пресвятая Богородице, спаси нас.

Умилительные или покаянные каноны Октоиха, Великий канон прп. Андрея Критского: Помилуй мя, Боже, помилуй мя.

Честного Креста: Слава, Господи, Кресту Твоему Честному.

Архангелов, Ангелов и всех Безплотных Сил: Святии Архангели и Ангели, молите Бога о нас.

Св. Иоанна Предтечи: Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас .

Апостолов: Святии апостоли, молите Бога о нас.

Всех святых: Вси святии, молите Бога о нас.

Заупокойный: Упокой, Господи, души усопших раб Твоих.

Припевы общие:

Пророку: Святый пророче Божий , моли Бога о нас.

Апостолу: Святый апостоле , моли Бога о нас. , моли Бога о нас.]

Апостолу и Еванеглисту: Святый апостоле и евангелисте , моли Бога о нас.

Апостолам: Святии апостоли , молите Бога о нас.

Святителю: Святителю отче , моли Бога о нас. , моли Бога о нас.] В этом и подобном припевах возможно добавление слова «наш».

Святителям: Святителие Христовы , молите Бога о нас.

Преподобному: Преподобне отче , моли Бога о нас.

Двум преподобным: Преподобнии отцы и , молите Бога о нас.

Преподобным: Преподобнии отцы, молите Бога о нас.

Св. первомученику Стефану: Святый первомучениче и архидиаконе Стефане, моли Бога о нас.

Мученику: Святый мучениче , моли Бога о нас.

Великомученику: Святый великомучениче , моли Бога о нас.

Мученикам, мученицам: Святии мученицы, молите Бога о нас.

Священномученику: Святый священномучениче , моли Бога о нас. ,

моли Бога о нас.].

Священномученикам: Святии священномученицы, молите Бога о нас.

Священноисповеднику: Святителю Христов и исповедниче , моли Бога о нас.

Священномученику и исповеднику: Священномучениче и исповедниче , моли Бога о нас.

Преподобномученику: Святый преподобномучениче , моли Бога о нас. ,

моли Бога о нас.]

Преподобномученикам: Святии преподобномученицы, молите Бога о нас.

Преподобноисповеднику: Преподобне отче, исповедниче , моли Бога о нас. , исповедниче, моли Бога о нас.]

Мученикам и исповедникам: Святии мученицы и исповедницы, молите Бога о нас.

Новомученику: Святый новомучениче , моли Бога о нас.

Новомученикам Российским: Святии новомученицы и исповедницы Российстии, молите Бога о нас.

Святому благоверному князю: Святый благоверный княже , моли Бога о нас. , моли Бога о нас.]

Благоверным князьям : святии благовернии князие и , молите Бога о нас.

Страстотерпцу князю: Святый страстотерпче княже , моли Бога о нас.

Страстотерпцам князьям : Святии страстотерпцы князие и , молите Бога о нас.

Безсребреникам : Святии чудотворцы и безсребренницы и , молите Бога о нас.

Праведному: Святый праведный , моли Бога о нас.

Блаженному и Христа ради юродивому: Святый праведный , моли Бога о нас. , моли Бога о нас.]

Мученице: Святая мученице , моли Бога о нас.

Великомученице: Святая великомученице , моли Бога о нас.

Преподобной: Преподобная мати , моли Бога о нас.

Преподобным женам: Святии преподобныя матери, молите Бога о нас.

Преподобномученице: Святая преподобномученице , моли Бога о нас.

Праведной: Святая праведная мати , моли Бога о нас.

Блаженной: Святая праведная мати , моли Бога о нас. , моли Бога о нас.]

Особые припевы:

Архангелу Михаилу: Святый Архистратиже Михаиле, моли Бога о нас.

Семи отрокам Ефесским или Трем отрокам: Святии отроцы, молите Бога о нас.

Праотцам: Святии прaотцы, молите Бога о нас.

Собору отцев: Святии отцы, молите Бога о нас.

В Неделю по Рождестве Христове: Святии Богоотцы, молите Бога о нас.

В субботу Сырной седмицы: Преподобнии отцы, молите Бога о нас

В Неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Российской просиявших: Вси святии земли Русския,

молите Бога о нас.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *