Содержание

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь

Дата создания: 1397 г. Описание:

История

Основан в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана. Главный храм построен заново в 1677 г. и освящен во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, c юго-востока пристроен придел Рождества Иоанна Предтечи. Хорошо сохранились фрески — последний шедевр древнерусского искусства в Москве (1707 г.). В дни празднования Сретения Владимирской иконы Божией Матери из Успенского собора Кремля в монастырь совершались ежегодные крестные ходы.

Сретенский монастырь сыграл активную роль в избрании на царство Михаила Феодоровича — первого царя династии Романовых. Практически каждое богомолье царей, патриархов, митрополитов, князей, простых паломников всегда начиналось с молитв в Сретенской обители. В XIX веке первосвятительская кафедра временно находилась именно в Сретенском монастыре.

После октябрьского переворота 1917 г. Сретенский монастырь стал одним из главных центров борьбы с безбожной властью за Православие. Настоятелем обители в те годы был сподвижник Святейшего Патриарха Тихона сщмч. архиепископ Иларион (Троицкий), выдающийся богослов и проповедник. В 1922 г. Сретенский монастырь был захвачен «обновленцами», но усилиями священномученика Илариона в 1923 г. монастырь был возвращен Православной Церкви, а его собор — переосвящен великим чином.

4 декабря 1925 г. здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.

В конце 1925 г. Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 гг. большая часть храмов и сооружений монастыря были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись рассстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи гонений на Церковь. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием II.

До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы.

В 1991 г. сохранившийся собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм. В 1993 г. открыто подворье Псково-Печерского монастыря, в 1995 г. преобразованное в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.

9-10 мая 1999 г. в монастыре состоялось прославление сщмч. Илариона, епископа Верейского (†1929 г.).

Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария. Ныне в Сретенском монастыре живут и подвизаются более сорока насельников. При монастыре органи­зованы катехизические курсы, которые посещаются глав­ным образом недавно вступившими в церковную жизнь людьми. В настоящее время на курсах обучается около че­тырехсот человек.

Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в со­временной России. Издательство выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни.

У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области. Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям. При монастыре действуют Сретенское высшее православное монастырское училище, Российский центр по изучению Туринской Плащаницы, воскресная школа, издательство и интернет-журнал Православие.ru. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». В 2003 г. кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».

Храмы

Собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи (1677 г.). Храм Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской (2017 г.).

Храм прп. Марии Египетской (1385 г., возобновлен в 1784 г., ныне не существует). Храм свт. Николая (ныне не существует).

Святыни

Мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преподобного Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.

Наместники

  • 1995-2018 гг. — Преосвященный Тихон (Шевкунов)
  • с 19 мая 2018 г. по 30 августа 2019 г. — иеромонах Иоанн (Лудищев) (и.о. наместника)
  • с 30 августа 2019 г. по 25 августа 2020 г. — архиепископ Верейский Амвросий
  • с 25 августа 2020 г. — иеромонах Иоанн (Лудищев)

Страна: Россия Город: Москва Адрес: 107031, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 19 Телефон: +7 (499) 490-12-23 Web-сайт: https://monastery.ru E-mail: info@monastery.ru

Тихон (Шевкунов) — руководитель издательства Сретенского монастыря, главный редактор портала Православие.Ру.

Георгий Александрович Шевкунов родился 2 июля 1958 года в Москве в семье медиков.

В 1982 закончил ВГИК, сценарно-киноведческий факультет. После учебы принял решение стать послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Его духовником становится Иоанн (Крестьянкин).

Будучи послушником, Георгий занимается переизданием Древнего Патерика и святоотеческих книг. В 1991 принимает монашество в Донском монастыре Москвы с именем Тихон.

С 1991 года — возведен в сан игумена. С 1998 года — архимандрит, с 2015 — епископ Егорьевский.

Имеет антилиберальные взгляды, публикует статьи на сайтах Православие.Ру, Русская Линия. Основные темы — государственность, Царская Россия, духовная жизнь.

Тихон (Шевкунов) сопровождал Владимира Путина во время важных поездок. Есть мнение, что епископ Тихон является советником Президента по духовным вопросам.

Творческая деятельность

В 1986 году, после окончания ВГИКа снял документальный фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Фильм рассказывает о сохранившемся старчестве монастыря, который никогда не закрывался, даже в советский период. Особый интерес представляет собой чудо монастыря — пещеры, в которых похоронены тысячи людей, однако отсутствует запах тления. Объяснения этому феномену не найдено до сих пор.

В 2008 году снял фильм «Гибель империи. Византийский урок» — о падении Византии и параллелях с современной Россией. Империи падают, по мнению автора, когда теряется стабильность государственной системы.

В 2011 выходит первое издание книги «Несвятые святые», которая стала бестселлером. Книга посвящена подвижникам, с которыми довелось познакомиться Тихону (Шевкунову). Читатели отмечают простоту языка и откровенность, с которыми рассказаны истории о людях.

Вслед за книгой «Несвятые святые» последовала зеленая серия «Надежды», в которую вошли книги других православных авторов: Олеси Николаевой, Ольги Рожневой, Мирии Сараджившвили, прот. Андрея Ткачева, Ярослава Шипова и др.

Ссылки

Статьи Тихона (Шевкунова) на сайтах Православие.Ру, Русская Линия

Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель»

Фильм «Гибель империи. Византийский урок»

Сообщество Вконтакте

Тихон, митрополит Псковский и Порховский (Шевкунов Георгий Александрович)

Дата рождения: 2 июля 1958 г.

Дата хиротонии: 24 октября 2015 г. Дата пострига: 1991 г. День ангела: 7 апреля

Страна: Россия Биография:

Родился 2 июля 1958 г. в Москве в семье служащих.

В 1982 г. окончил сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии по специальности «Литературная работа». В том же году поступил в Псково-Печерский монастырь трудником, затем послушником.

В августе 1986 г. митрополитом Волоколамским и Юрьевским Питиримом переведен в Издательский отдел Московского Патриархата, для работы по подготовке празднования тысячелетия Крещения Руси.

В июле 1991 г. в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Московского. В том же году Святейшим Патриархом Алексием II рукоположен во иеродиакона и во иеромонаха.

В 1993 г. назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, которое расположилось в стенах бывшего Сретенского монастыря.

В 1995 г. возведен в сан игумена и назначен наместником Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

В 1998 г. возведен в сан архимандрита.

В 1999 г. назначен ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, преобразованного в дальнейшем в Сретенскую духовную семинарию.

С марта 2001 г. ― председатель монастырского хозяйства ― сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском р-не Рязанской обл.

В 2004 г. экстерном закончил Сретенскую духовную семинарию.

Решением Священного Синода от 31 марта 2009 г. (журнал № 29) назначен сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы.

Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. (журнал № 7) назначен ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре.

Распоряжением Президента РФ Д.А. Медведева от 16 марта 2010 г. включен в состав Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству.

С 31 мая 2010 г. — руководитель Комиссии по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом.

С 22 марта 2011 г. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

29 февраля 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл совершил чин поставления архимандрита Тихона во игумена Сретенского монастыря и вручил ему игуменский посох.

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 63) избран викарием Московской епархии с титулом «Егорьевский».

Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 24 октября за Божественной литургией в Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской пустыни в Шамордино. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

С октября 2015 г. по июль 2018 г. — управляющий Западным викариатством г. Москвы.

Решением Священного Синода от 15 июля 2016 г. (журнал № 57) назначен председателем Патриаршего совета по культуре.

Решением Священного Синода от 14 мая 2018 г. (журнал № 20) назначен Преосвященным Псковским и Порховским, главой Псковской митрополии, с сохранением должности председателя Патриаршего совета по культуре.

17 мая 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

19 мая 2018 г. распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла освобожден от обязанностей наместника Сретенского монастыря и ректора Сретенской духовной семинарии.

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 64) назначен священноархимандритом и игуменом Успенского Псково-Печерского монастыря г. Печоры и священноархимандритом Благовещенского Никандровского монастыря с. Любовец Дубровенской волости Порховского района Псковской области.

***

Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Председатель Общественного совета при Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Член Общественного совета при Министерстве культуры РФ (с июля 2012 г.).

Место работы: Комиссия по взаимодействию Русской Православной Церкви с музейным сообществом (Руководитель) Место работы: Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы (Сопредседатель) Место работы: Успенский Псково-Печерский мужской монастырь (Наместник) Епархия: Псковская епархия (Правящий архиерей) Место работы: Псковская митрополия (Глава митрополии) Место работы: Патриарший совет по культуре (Председатель) Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Тихона (Шевкунова) при наречении во епископа Егорьевского.

Автор фильмов:

  • «Псково-Печерская обитель», получившего в ноябре 2007 г. на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при;
  • «Гибель империи. Византийский урок», получившего премию Российской киноакадемии «Золотой орел» за 2009 г.

Награды:

Церковные:

  • 2008 г. ― орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2008 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст. «во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью»;
  • 2010 г. — орден прп. Нестора Летописца (УПЦ);
  • 2017 г. ― орден св. блгв. кн. Даниила Московского I ст.;
  • 2019 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.

Светские:

  • 2003 г. ― национальная премия им. П.А. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села»;
  • 2006 г. ― премия «Лучшие книги и издательства года» «за издание религиозной литературы»;
  • 2007 г. ― орден Дружбы «за заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства»;
  • 2008 г. ― премия «Лучшая книга года-2007»;
  • 2008 г. ― премия газеты «Известия» «Известность»;
  • лауреат национальной премии «Человек года» за 2008 и 2009 гг.

E-mail: info@pskov-eparhia.ru Web-сайт: http://pskov-eparhia.ru

Публикации на портале Патриархия.ru

Митрополит Псковский Тихон: В России проходит самая тихая и успешная антиалкогольная кампания — цифры впечатляют!

Интервью епископа Егорьевского Тихона «Российской газете»

Епископ Егорьевский Тихон: «Наша задача — сделать историю актуальной»

Епископ Егорьевский Тихон: Мы должны вместе сохранить Европу христианской

Стереотипы прошлые и нынешние

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Книга для меня — часть священнического дела»

Архимандрит Тихон (Шевкунов): О воле Божией, современных монастырях, роскоши и скуке

Архимандрит Тихон (Шевкунов): «Любая книга священника — это часть его дела, его пастырского послушания»

02.07.1958, Запрещенное искусство

Тихон (Шевкунов), архимандрит

Священнослужитель РПЦ, архимандрит. С 16 июля 1996 — наместник московского Сретенского монастыря. По некоторым сведениям — духовник Путина, а также других известных персон — «православного банкира» Сергея Пугачева, депутатов ГД, высокопоставленных сотрудников ФСБ.

В миру — Георгий Александрович Шевкунов, бывший киносценарист. Развивает жанр «православного документального кино». Автор многих церковных фильмов.

Родился 2 июля 1958 в Москве, в семье медиков.

В 1982 окончил сценарный факультет ВГИКа по специальности «литературная работа».

По окончании вуза стал послушником Псково-Печерского монастыря, духовным сыном «старца» Иоанна (Крестьянкина), которого в дальнейшем посещали Путин и Пугачев.

С августа 1986 внештатно (в статусе «послушника Псково-Печерского монастыря») работал в Издательском отделе Московской Патриархии, возглавляемом митрополитом Питиримом (Нечаевым) — в рамках подготовки празднования 1000-летия Крещения Руси. Нечаев — агент КГБ под оперативным псевдонимом «Аббат»; прототип «отца Звездония» в «Москве-2042» Владимира Войновича. Шевкунов рассказывал, что в 1988 КГБ его пытался завербовать, но он отказался.

С 1990 известен как идеолог и один из лидеров державно-фундаменталистского крыла РПЦ. В одной из первых своих статей — «Церковь и государство» — утверждал, что «демократическое государство неизбежно будет стараться ослабить наиболее влиятельную Церковь в стране, приводя в действие древний принцип «разделяй и властвуй» («Литературная Россия», № 45, 1990).

В июле 1991 рукоположен в иеродиакона, в августе 1991 — во иеромонаха; служил в Донском монастыре Москвы.

Активист движения за канонизацию Царской семьи. На этой почве сблизился с идеологом движения протоиереем Александром Шаргуновым.

В 1991 сгорело одно из зданий Донского монастыря, где проживал Шевкунов. По версии следствия, виновником пожара стал пьяный монастырский сторож, уснувший с зажженной папиросой. Но в интервью «Комсомольской правде» Тихон обвинил в «злонамеренном поджоге» агентов западных спецслужб в лице верующих Русской Православной Церкви За рубежом. Правда, назвать их поименно отказался: «Есть такое слово, — напомнил он, — удобиемолчание».

В 1993 назначен настоятелем московского подворья Псково-Печерского монастыря, в которое был преобразован приход Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря; первая служба была совершена им в соборе в праздник Сретения 1994 — совместно с продолжавшим занимать собор братством кочетковцев «Сретение», которое впоследствии было насильно выдворено.

В 1994 активно участвовал в выселении общины священника Георгия Кочеткова (которого считает «жидовствующим обновленцем») из Владимирского собора Сретенского монастыря. Кочетков и его приверженцы не хотели покидать храм, несмотря на решение о его передаче возобновленному Сретенскому монастырю. В кампании по изганию «кочетковцев» участвовали криминальный казачий атаман Московской городовой заставы, спецназовец Михаил Филин и лидер «Черной сотни» Александр Штильмарк.

С 1995 — игумен.

По некоторым сведениям в это время генерал-лейтенант КГБ СССР в отставке Николай Леонов познакомил Тихона с Путиным.

С 16 июля 1996 — наместник Сретенского монастыря. Поддерживает тесные отношения с членом Совета Федерации, «православным банкиром» Сергеем Пугачевым — одним из основных благотворителей Сретенского монастыря.

Сретенский монастырь выпускает православную литературу общим тиражом более чем в один миллион экземпляров в год и контролирует интернет-портал «Православие-2000».

С … — член редколлегии журнала «Русский дом» (главный редактор — Александр Крутов); был постоянным участником одноименной телевизионной программы (ведущие — Александр Крутов и Николай Леонов, отставной генерал КГБ). Журнал печатается на базе издательства Сретенского монастыря. о. Тихон является духовником обоих проектов — и телепередачи, и журнала. Финансирует эти проекты, как и Сретенский монастырь, Сергей Пугачев.

С 1997 — архимандрит.

Выступал против введения индивидуального номера налогоплательщика (ИНН) в связи с тем, что в его коде зашифровано «число Зверя» — 666. Прекратил эти выступления после того как с кодом согласилось руководство РПЦ (2000).

В августе 2000 сопровождал Владимира Путина в частной поездке в Псково-Печерский монастырь.

В … доставлял в Грозный гуманитарный груз.

С 2000 — ректор московской закрытой Сретенской Духовной семинарии (ранее, с 1999, Сретенское высшее православное монастырское училище). Курс в семинарии соответствует курсу МДС. Среди преподавателй: ген-майор Николай Леонов, академик Игорь Шафаревич, Владимир Вигилянский, Максим Козлов, Андрей Кураев, зав. кафедры философии МГУ Майоров (?).

С марта 2001 — председатель сельскохозяйственного производственного кооператива «Воскресение» в Михайловском районе Рязанской области, находящегося под опекой Сретенского монастыря.

2003 — Национальная премия имени П. А. Столыпина «Аграрная элита России» в номинации «Эффективный собственник земли» и особый знак «За духовное возрождение села» (учреждена «Союзом правых сил», движением «Аграрная Россия» и «Российским аграрным движением — РАД».

В сентябре 2003 сопровождал Путина в США, где Президент РФ передал приглашение посетить Россию от Патриарха Алексия II первоиерарху Русской православной церкви за рубежом митрополиту Лавру.

В мае 2006 участвовал в работе IV Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви Заграницей (Сан-Франциско)

2006 — Премия «Лучшие книги и издательства года», за издание религиозной литературы

В 2007 получил Орден Дружбы народов за заслуги в сохранении духовных и культурных традиций, большой вклад в развитие сельского хозяйства.

В ноябре 2007 фильм Тихона «Псково-Печерская обитель» получил на XII Международном фестивале православного кино и телепрограмм «Радонеж» (Ярославль) гран-при.

30 января 2008 фильм Тихона «Гибель империи. Византийский урок» был показан на канале «Россия» и вызвал бурные споры. В этом фильме в картинках и как бы на примере Византии рассказывается о краеугольных камнях идеальной имперской государственности — Православии, Самодержавии и Народности.

По мнению священника Якова Кротова, в этом фильме «Византия оболгана и превращена в аллегорию Россию. Россия же в фильме изображена империей, которую евреи и Запад хотят «ограбить и захватить», а потом отдать на растерзание Востоку. Чтобы этого не произошло, ведущий – архим. Тихон (Шевкунов) – предлагает следующую программу:

Все жители России объявляются единым этносом – православными.

Кто ещё не влился, те должны «принять православную веру и подтвердить свою веру делами».

Государству возвращается «тысячелетняя идеологическая функция воспитания народа». Остатки недобитого нэпа вычищаются. Капитализму свойственна «генетическая жажда наживы», он есть «продолжение военного грабежа».

Восстанавливается «государственный контроль над финансами». «Стабилизационный фонд <…> предназначен для армии».

Цель воспитания – чтобы «народ ощущал государство как одно из своих личных ценностей». Рассогласование родов делает эту фразу таки одесской, но претензии – к о. Тихону.

Из перенаселённой Москвы люди отправляются заселять опустевшие провинции и там начинают так рожать, что демографический кризис преодолевается.

Прекращаются всякие контакты с Западом – особенно важно запретить молодёжи учиться заграницей.

«Внутренние враги» — интеллигенция, которая увлеклась «неоязычеством» и последние годы «сознательно разрушала в народе основы христианской веры». Врагов рекомендуется кастрировать (хотя, возможно, это аллегория и благословят просто посадить?).

Кажется, рекомендуется сухой закон, во всяком случае, алкоголизму объявлен бой в духе Лигачёва.

Цитируется (от себя) лигачёвская Нина Андреева с её «не поступиться принципами». Только принципы – не коммунистические. «Православие как государственная идеология».

2008 Тихон награжден Орденом преподобного Сергия Радонежского II степени — во внимание к усердному служению и в связи с 50-летием со дня рождения

2008 — Орден святого равноапостольного великого князя Владимира III степени — во внимание к трудам в деле восстановления единства с Русской Зарубежной Церковью.

2008 — Премия газеты «Известия» «Известность»

С 31 марта 2009 — сопредседатель Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, автор идеи социального антиалкогольного проекта «Общее дело».

Сам о.Тихон в рамках «Общего дела» занимается производством рекламно-пропагандистской теле- и видео-продукции. Конкретику же этого грандиозного церковно-государственного, или, если угодно, священного народного проекта, разворачивает главный «православный врач» России Александр Недоступ, глава Общества православных врачей Москвы и сопредседатель Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

В рамках этой программы требуется прежде всего

— ввести соответствующую цензуру — «законодательно запретить прямую и косвенную рекламу пьянства и наркомании в СМИ и произведениях искусства». РПЦ, естественно, будет руководить практическим осуществлением такой цензуры.

Кроме того, от главного партнера РПЦ (государства) требуется:

— обеспечить финансировать настоятелей приходов РПЦ, которые борются с алкоголизмом

— ввести принудительное лечение алкоголиков в реабилитационных центрах, где будут трудиться врачи рука об руку со священниками

— обложить дополнительным налогом производителей и продавцов алкоголя, а полученные средства направить на финансирование строительства новых лечебно-церковных заведений

— создать специальные отделы пропаганды трезвого образа жизни, в которых так же будут задействованы священники

— ввести право местного, на уровне регионов, запрета на торговлю спиртным

— восстановить общероссийское попечительство о народной трезвости под руководством видных политических и церковных деятелей

— ввести празднование общероссийского Дня трезвости в день Усекновения главы Иоанна Предтечи

— признать пиво алкогольным напитком

— запретить производство и продажу «энергетических» напитков.

В октябре 2009 о. Тихон участвовал в освящении восстановленного Успенского храма на территории Посольства РФ в Пекине.

Академик РАЕН.

С 5 марта 2010 — ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре.

С марта 2010 — член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

2010, УПЦ МП — Орден преподобного Нестора Летописца, за заслуги перед Украинской Православной Церковью в деле развития православного информационного пространства, реализацию совместных церковных информационных и издательских проектов

В октябре 2012 московские правоохранительные органы обнаружили на территории Сретенского монастыря действующий подпольный бордель.

Архимандрит Шевкунов и запрещенное искусство

***

Архимандрит Тихон, кажется, единственный священник в РПЦ, который выступает против простейшей формы светской культуры — цирка.

В сентябре 1997 он предостерегал православных от присутствия на шоу иллюзиониста Дэвида Копперфильда, так как лицедейство этого человека сопровождают не только фокусы, но и «серьезные элементы оккультизма и магии».

***

Архимандрит Тихон с 5 марта 2010 является ответственным секретарем Патриаршего совета по культуре, и с того же времени — членом Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Более высокопоставленного церковного чина в области культуры в РПЦ нет. Вопросы, возникающие у церкви к сфере современного искусства, так же находятся в ведомстве Шевкунова. Т.о. официальное мнение архимандрита Тихона по этим вопросам является официальным мнением РПЦ.

Первые в своей карьере заявления на темы современного искусства Тихон сделал через три месяца после вступления в новые «культурные» должности — в связи с выставкой «современного православного искусства «Двоесловие», проходящей в притворе храма св. Татианы, а через несколько дней — в связи с судом по делу кураторов выставки «Запретное искусство».

***

31 мая 2010 Тихон Шевкунов торжественно открыл выставку современного искусства «Двоесловие/Диалог» в притворе храма св. Татианы. Позже, в ходе духовной полемики, он заявил, что «высказывать восторги по поводу ее проведения, а тем более на территории храма, я не имею никаких оснований». Шевкунов указал на ряд работ выставки, которые кажутся ему неприемлемыми в разной степени:

А.Сигутин. «Спасайся, кто может»

Г.Чахал. Имена Бога

Н.Алексеев. Черная троица

Евангельский проект Д.Врубеля и В.Тимофеевой поначалу показался Тихону интересным, но, по ходу более близкого знакомства с творчеством этих художников, его отношение к ним изменилось («отбирать и устраивать экспозицию из таких работ было, мягко говоря, опрометчиво»).

***

2 июня 2010 архимандрит Тихон так же побывал на судебном заседании по выставке «Запретное искусство», де представил официальное заявление в суд от Патриаршьего Совета по культуре, который возглавляет.

Это была впервые изложенная официальная реакция профильной организации в руководстве РПЦ на проходящее судебное заседание. В заявлении говорилось:

«Представленные на выставке «Запретное искусство – 2006” экспонаты, которые содержат религиозные символы, с точки зрения христианства можно охарактеризовать как богохульство и кощунство, а с точки зрения правовой – как действия, сознательно оскорбляющие чувства верующих. Иконографические образы, лик и фигура Христа, распятие и другие христианские символы намеренно используются для глумления.

В данном контексте особенно знаменательны слова организатора выставки Юрия Самодурова: «Для меня, в отличие от Андрея Ерофеева, речь идет не только об искусстве, но и о вызове Русской Православной Церкви”.

На данной выставке христианские и религиозные символы с откровенным издевательством помещаются рядом с непристойными картинками и нецензурными выражениями, что глубоко оскорбляет чувства верующих».

Заявление РПЦ, однозначно признающего выставку «Запретное искусство» преступной, прозучало весьма неожиданно: ранее пресс-секретарь РПЦ Владимир Вигилянский публично высказывался за помилование обвиняемых.

После вынесения приговора кураторам «Запретного искусства», в интервью «Интерфаксу» Тихон Шевкунов продемонстрировал свое органическое неприятие современного искусства, как такового: «То, чем они занимаются, это отвратительная мышиная возня, и она будет продолжаться. Для них обвинительный приговор – это в каком-то смысле даже подарок, следующий этап для тех же скверных забав».

  • [ad01]

  • Рубрики: Разное

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *