Каждому человеку снятся сны. Психологи относят сны к области скрытых желаний, влечений, страхов и тревог. Они утверждают, что сновидения являются бессознательным отражением действительности, указывают на слабые места и проблемы человека.

Есть люди, придающие излишнее значение своим снам, даже пытающиеся толковать сны по сонникам.

Стоит ли верить снам? Этим вопросом люди задавались на протяжении многих веков.

Святые отцы Православной Церкви также не обошли вопрос сновидений стороной. Предлагаем вам ознакомиться с некоторыми святоотеческими высказываниями на эту тему.

Свт. Игнатий Брянчанинов: «Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение. Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него. В теле кровь продолжает свое движение, желудок варит пищу, легкие отправляют дыхание, кожа пропускает испарину; в душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение… Иногда сновидение носит на себе несвязный отпечаток произвольных размышлений и мечтаний, а иногда оно бывает последствием нравственного настроения».

Блаженный Августин: «Душа и во сне не утрачивает способности ни чувствовать, ни понимать. Ибо она и тогда имеет перед своими глазами образы чувственных предметов, причем зачастую их нельзя даже отличить от тех предметов, чьими образами они являются; и если душа при этом что-либо постигает, то оно одинаково истинно и для спящего, и для бодрствующего. Например, если кто-нибудь во сне увидит себя рассуждающим и будет в состязании утверждать что-либо на основании истинных положений, то положения эти и по пробуждении останутся такими же истинными, хотя и окажется ложным все остальное, например место, где, как ему снилось, он вел свои рассуждения, лицо, с которым они велись, и тому подобное, что, впрочем, нередко проходит бесследно и забывается даже бодрствующими».

Преподобный Симеон Новый Богослов считал, что на характер сновидений влияет образ мыслей и занятия человека: «Чем душа занята и о чем разглагольствует наяву, о том мечтает или философствует она и во сне; или, проведши весь день в заботах о делах человеческих, об них же суетится она и в сновидениях; или, поучавшись все время в вещах божественных и небесных, в видение их входит и во время сна и умудряется видениями, по пророку: “Юноши ваши видения узрят” (Иоил. 2: 28; Деян. 2: 17). И не прельщается ложными сновидениями, но видит во сне истинное и поучается откровениями».

Святитель Григорий Двоеслов: «Впрочем, святые мужи в наваждениях и откровениях некоторым внутренним чувством различают сам голос и образ видений, так что узнают, что воспринимают от доброго духа и что претерпевают от наваждения диавольского. Если ум не будет осторожен в отношении к снам, то чрез духа-обольстителя впадет во многие мечтания: он имеет обыкновение предсказывать много истинного, чтобы после опутать душу какой-нибудь ложью».

Святитель Феофан Затворник: «В письме великопостном вы спрашиваете, можно ли верить снам? Лучше не верить, потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то, по сбытии, благодарите Господа за милость. И за приятные и назидательные сны благодарите. От снов соблазнительных скорее очищайте, по пробуждении, душу свою и память. Самое хорошее к тому средство – молитва и приведение на память добрых событий, особенно из евангельской истории».

И завершаем подборку цитат высказыванием святителя Игнатия Брянчанинова: «Сколько безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Естество, обновленное Святым Духом, управляется совершенно иными законами, нежели естество падшее и коснящее в своем падении. Правитель человека обновленного — Святый Дух. «На них же осияла Божественного Духа благодать, — сказал преподобный Макарий Великий, — и во глубине ума их водворилася: сим Господь яко душа есть» (Слово 7, гл. 12). И в бодрствовании и во сне они пребывают в Господе, вне греха, вне земных и плотских помышлений и мечтаний. Помышления и мечтания их, находящиеся во время сна вне управления разумом и волею человеческими, действующие в прочих человеках бессознательно, по требованию естества, действуют в них под водительством Духа, и сновидения таких людей имеют духовное значение. Так праведный Иосиф во сне был научен таинству вочеловечения Бога-Слова; во сне повелено ему бежать в Египет и возвратиться из него (Мф., гл.

Подписаться

1 и 2). Сновидения, посылаемые Богом, носят в самих себе неотразимое убеждение. Это убеждение понятно для святых Божиих и непостижимо для находящихся еще в борьбе со страстями».

Современные психологи и святые отцы сходятся во мнении, что сон – это продолжение мыслительной деятельности человека. Однако святые отцы настойчиво предупреждают об опасности вверяться сновидениям, отчего могут быть беды. Возможно, стоит прислушаться к многовековому опыту христианской Церкви и к снам относиться именно как к снам, то есть фантазиям, получаемым посредством нашего воображения. И пусть всем нам снятся хорошие, добрые и красивые сны.

Слава Богу! Благодарю Вас за Ваши ответы и низкий Вам поклон. Сегодня я хочу задать следующий вопрос: как относятся Святые Отцы к сновидениям?

Уважаемый Сергий!

Сновидение есть движение ума при недвижимости тела. Посему кто верит снам, тот подобен человеку, который бежит за своею тенью и старается схватить ее ("Лествица", гл. 3, 25-26). Святые отцы крайне категорично отзывались о сновидениях: "Кто верит снам, тот вовсе не искусен, а кто не имеет к ним никакой веры, тот любомудр". Святые отцы предостерегают: "В снах бесы многократно преобразуются в ангелов света и в образ мучеников и представляют нам в сновидении, будто мы к ним приходим; а когда пробуждаемся, то исполняют нас радостью и возношением. Сие да будет тебе знаком прелести; ибо ангелы показывают нам муки (адские), страшный суд и разлучения, а пробудившись исполняют страха и сетования". ("Лествица", гл. 3, 28).

Большинство снов происходит от естества, когда в мечтаниях отражается работа ума и сердца, и тех впечатлений, которые человек получил за день.
Есть сны, происходящие от бесов, которые имеют целью осквернить или погубить человека, ввернув его в самомнение и гордость. Про сны, бывающие от ангелов, говорилось выше. Святые отцы вооружались не просто от сновидений, но и от многого сна: "Многий сон есть нерадивый сожитель, похищающий у ленивых половину жизни", восхваляли бдение и бодрость: "Бодрственное око очищает ум; бодрый инок — враг блуда". ("Лествица", гл. 20, 3, 4, 11). Надо максимально остерегаться пророчеств, бывающих во снах: "Бесы тщеславия — пророки во снах. Кто верит бесу, для тех он часто бывает пророком, а кто презирает его, пред теми всегда оказывается лжецом" ("Лествица", гл.

Православное отношение к сну и сновидениям. Часть 1

3, 27).

В Вашем случае, уважаемый Сергий, мы советуем обратиться за помощью к любому благочестивому православному священнику по месту жительства, а снам никогда не верить, чтобы не погибнуть: "Когда бес гордости утвердится в своих служителях, тогда, являясь им во сне или наяву, в образе светлого Ангела, или мученика, преподает им откровение таинств, и как бы дар дарований, чтобы  сии окаянные, прельстившись, совершенно лишились ума". ("Лествица", гл. 23, 19).

В ответах "Преподобных отцев Варсануфия Великого и Иоанна руководство и духовной жизни" читаем: "Ни самого Владыку Христа (ни Матерь Божия), ни Святого Причастия показать он (диавол) не может, но лжет и представляет образ какого-либо человека и простого хлеба… Владыку Христа (и Матерь Божию и др. святых) мы не можем узнать по плоти, почему диавол и покушается лживо уверить нас, что это Он, дабы мы, поверив обольщению как истине, погибли (стр. 413). Тогда-то и надобно наиболее отвращаться от лукавства и обольщения демонов и проклинать оныя".

Мир Вам и благословение нашей святой обители.

Список тем.
Список вопросов.

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *