Содержание

Бывают случаи, когда встает вопрос об усыплении домашнего питомца.

Эвтаназия для страдающего питомца — грех или милосердие?

Например, если он тяжело, неизлечимо болен или опасен для людей. Иногда применить эвтаназию советует ветеринар. У хозяев могут возникнуть вопросы: не грех ли это? Не считается ли убийством? Каково отношение православия к усыплению животных?

Православный взгляд на вопрос

На это Церковь не дает однозначного ответа. Эвтаназия людей запрещена как убийство, но в отношении животных равным по тяжести грехом не может считаться.

Тут отдельно рассматривается каждый случай, многое зависит и от мнения конкретного священника. Есть батюшки, которые считают усыпление питомца грехом в любом случае.

В каких случаях усыпление не грех?

  • Если питомец сильно мучается, а вылечить его нельзя. Однако если есть возможность облегчить эти страдания обезболивающими, то лучше его оставить до естественной смерти.
  • Когда животное несет серьезную опасность людям. Например, собаки, больные бешенством.

В каких случаях усыплять нельзя?

  • Бывает, что хозяева таким способом желают избавить себя от проблем, связанных с питомцем. Например, усыпляют кота, «потому что гадит». Это бессовестный поступок и, конечно, греховный.
  • Известны случаи, когда люди, находясь в материальных затруднениях, усыпляли питомца, поскольку не могли его содержать. Это тоже грех. Священники говорят, что лучше бросить животное на улице или подкинуть кому-то, чем отнимать у него жизнь.

Почему убийство животных и людей — не одно и то же

В христианском понимании, человек выше целого космоса. Чтобы там ни говорилось в теории Дарвина, у людей особый уникальный статус в этом мире.

Только человека Бог творил «своим дыханием» («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» Быт.2-7), по своему образу и подобию («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1-27).

Человек не является частью Вселенной, скорее это космос — часть человека. Наши тела из мира материи, а души и дух от Самого Бога. Животные же всего лишь порождения земли. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1-24).

Поэтому Церковь не запрещает есть мясо, разрешает охоту и животноводство.

Администратор

Собака и церковь

Лучший друг человека, безусловно, собака. Веками, она идёт рядом с человеком, готовая служить и даже, отдать за него жизнь. Пожалуй, это единственное создание на планете, которое любит человека больше себя. Говорят: «Бог сотворил собаку, чтобы человек понял, что такое верность».

В мире имеется много памятников, установленных этим верным друзьям. В Нью-Йорке и в Номе (Аляска) есть монументы ездовой собаке по имени Балто. В 1925 году на Аляске случилась эпидемия. В городе Ном заболело 30 детей, вакцина находилась в 1000 км, в соседнем городе. При температуре в минус 50 и глубоко заснеженной местности надежда оставалась только на собачью упряжку. И они привезли лекарство, чуть ли ценой собственных жизней. При переходе через пролив, упряжка провалилась под лед в воду. Вожак упряжки – Балто, вытащил всех и ящик с вакциной был доставлен в город.

Собака и церковь.

Православное христианство – одна из самых нетерпимых религий мира. Взять хотя бы отношение церкви к собакам. Например, в католический храм не только можно заходить с собакой, мало того, у этих животных есть свой святой – Франциск Ассизский. В православной церкви, в числе прочего, можно часто услышать от верующих людей, что собака – от дьявола, потому что в Священном Писании Ветхого Завета сказано, что собака – нечистое животное.

Это утверждение является ещё одним ярким примером того, что Писания, как и Библию можно трактовать абсолютно по-разному. Почему церковь не признаёт собак и чем же самое преданное и верное человеку существо заслужило столь резкое отрицание? Считается, что Моисей, выводя израильский народ, бывший долгое время в услужении у египтян, пытался таким образом оградить людей от остатков египетской веры.

Египтяне любили обожествлять животных, особенно собак и котов. До сих пор существует порода египетской лысой кошки и собака фараона.

Фрески и статуэтки этих животных – неотъемлемая часть культуры, истории и религии Египта. Моисей же, создавая новую религию, считал, что возвышать следует только нечто богоподобное. Поэтому он и разделил животных на чистых и нечистых. Собаки попали в категорию нечистых только потому, чтобы израильтяне не вздумали им поклоняться по примеру египтян, а вовсе не потому, что нечистая слюна или животное связано с бесами.

Почему собак не пускают в церковь

Почему собакам нельзя заходить в церковь. Большинство самих священнослужителей толерантно относятся к собакам, многие даже держат собак у себя во дворе. Запрет на то, почему собаке нельзя в церковь, который, кстати, прописан в каноне Русской Православной церкви, объясняют тем, что животное беспокойно ведет себя в храме, может залаять, редко сидит на одном месте, и своим поведением вообще может сорвать службу. Не говоря уже о том, что не каждая собака достаточно ухожена в плане гигиены.

Но тут возникает резонный вопрос, почему собаку не пускают в церковь, а кошку пускают? Это послабление сделано для кошки потому, что она ловит мышей, ведь храм – это чистое и святое место, и там, ни в коем случае, не должно вонять мышами. К тому же, почему-то принято думать, что кошка намного чистоплотнее собаки. Пёс же своим присутствием «оскверняет» церковь, и после него следует обязательно проводить новый ритуал освящения.

Отношение церкви к собаке в доме. Многие православные священники лояльно относятся к любым домашним животным, опираясь на 49-ый Псалом, в котором сказано, что все животные – это Божьи животные, и как они могут быть нечистыми, если сотворены Богом?

Есть даже свидетельства, когда священник одной небольшой церкви в Ленинградской области подобрал на перроне бездомного щенка, и тот стал охранять храм. А когда священнику приходилось читать службу в одиночестве, пёс сидел в церкви и слушал. А в Коломне, в Свято-Троицком женском монастыре вообще содержится собачий питомник, которым занимаются матушки.

Но по-прежнему наличествуют и церкви, которые придерживаются жёстких канонов по отношению к этим существам. Священники в таких церквях проповедуют, что собаку в доме держать нельзя, так как уходит благодать. Дескать, жить рядом с собакой означает жить по-собачьи. Батюшки в таких церквях даже не освящают квартиры, в которых обитают собаки, ссылаясь на строки в Священном Писании.

Как церковь относится к собакам

Ни для кого не секрет, что вероисповедание, в какой-то мере, формирует общественное мышление. И, исходя из того, как церковь относится к собакам, так к ним будут относиться и прихожане.

Эвтаназия животных (усыпление)

Есть истории из жизни, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно ненормальными, и, тем не менее, они абсолютно реальны.

Факты, которые потрясли. Католичество. На Западе вообще существует большое количество ресторанов и даже кинотеатров, куда можно заходить с собаками. Но в последнее время участились случаи, когда одинокие богатые хозяева оставляют в наследство своим любимым питомцам огромные суммы денег. А был даже ошеломляющий эпизод, когда хозяин официально женился на своём лабрадоре.

Православие. Одна глубоко религиозная женщина, комната которой полностью уставлена иконами и свечками, поющая в церковном хоре и проводящая в молитвах добрую половину дня, повесила на огороде собаку на глазах своей пятилетней внучки. Спокойно наблюдая смерть несчастного животного, она аргументировала перед ребёнком своё поведение так: «Он грядки потоптал, да и к тому же, собака – от дьявола!»

Вывод: человеку, конечно, необходима вера, вера – это тот духовный стержень, без которого он сломается под тяжестью жизненных ударов. Но спровоцированный религиозный фанатизм – это серьёзный психический перекос, и об этом должны помнить и нести ответственность все священнослужители, которые несут Божье слово в народ.

Читайте также:

Как усыпить кошку в домашних условиях

Как усыпить собаку в домашних условиях

Нужно ли усыплять животных

Можно ли хоронить во дворе животных

Комментарии

Можно ли усыплять животных

Многие люди имеют дома питомца. Они спасают от одиночества, учат дисциплине и ответственности, приносят огромное количество радости и позитивных эмоций. Но, к сожалению, срок их жизни намного меньше, чем у человека, они стареют и болеют. Бывает такое, что лечение не помогает или недуг настолько серьезен, что не поддается терапии. В подобных случаях перед хозяевами встает дилемма: оставить любимца жить, но обречь на страдания и боль, или подвергнуть его эвтаназии (усыплению).

Можно ли усыплять больных животных

Владельцы питомцев часто задают вопрос: «Можно ли усыплять животных?». Ответить на этот вопрос нельзя однозначно. Бывают разные обстоятельства и причины. Скорее, это моральный аспект, а иногда и сделка с собственной совестью.

Можно ли усыплять здоровых животных

Ведь далеко не всегда усыпляют больных животных, случается, что любимец попросту надоел или нужно переезжать, а искать новых хозяев нет времени и желания.

Можно ли усыплять собаку? Можно ли усыплять кошку?

Нужно выяснить, гуманно ли усыплять животных вообще. Конечно, если питомец здоров, а дело только в недобросовестности владельца и его неуважительном отношении к жизни, то этого делать категорически нельзя. Нужно потратить несколько минут и просто поместить объявление на специальных сайтах, отдать животное знакомым или в приют. Это не займет много времени, зато спасет невинную жизнь.

Случается такое, что эту манипуляцию не совершают не из жалости к четвероногому другу, а из-за того, что не знают грех ли усыплять животных. Как ни странно, но такие причины довольно распространены. Люди больше заботятся о собственном наказании, чем о жизни беззащитного создания.

Можно ли усыплять животных по православию

Верующих интересует, можно ли усыплять животных по православию. Об этом нигде не упоминается в священных книгах. В Библии говорится, что животные не имеют бессмертной души, а это значит, что их умерщвление не является грехом. С другой стороны, нигде нет ответа на этот же вопрос, если животное больно. Возможно, избавить его от перспективы умереть в муках, это наоборот, праведный поступок.

Помогите советом по вопросу усыпления кошки

Сложно однозначно определить, нужно ли усыплять больных животных.

Скорее всего, немаловажную роль в отношении церкви к процедуре эвтаназии питомцев играет и тот способ, какой выбирается для ее проведения. Это должно быть проявлением милосердия и сострадания, но не эгоизма и безответственности. Хозяин обязан выяснить у врача, не больно ли животному, когда его усыпляют. Избавление от мучений не должно стать новой болью.

Современная ветеринарная медицина располагает массой препаратов, после введения которых у животного даже не появится никаких неприятных ощущений и оно не поймет, что с ним произошло.

Видео грех ли усыплять кошек и собак

Грех ли усыплять больное животное

На вопрос: «Грех ли усыплять больное животное?» ответ священника был таков, что грешно убивать здорового питомца, но если он безнадежно болен и страдает, то это допускается. Однако, все равно стоит в церкви покаяться о совершенном поступке, так как это произошло по воле человека, а не Бога.

Трудно однозначно определить какой из вариантов правильный: дать животному, которое больно и страдает, умереть природной смертью в муках или избавить его от этого, проведя процедуру усыпления. Это личный выбор каждого, который кроме того имеет и моральный аспект. Питомцы становятся настолько близки владельцам, что их воспринимают практически как членов семьи: за ними ухаживают, любят их, лечат и ласкают. Невозможно себе представить, чтобы в обществе было принято умерщвлять людей, которые неизлечимо больны, ведь за их жизнь борются до последнего, даже когда нет никакой надежды на исцеление. Однако, животных это не касается, для них есть усыпление. Возможно, что это проявление большей любви и сострадания, чем к людям. Ведь невыносимо знать многие месяцы, а бывает и годы, что любимое и дорогое существо сходит с ума от боли и не быть в состоянии хоть чем-то облегчить страшные муки.

Читайте также:

Собака и церковь

Нужно ли усыплять животных

Можно ли хоронить во дворе животных

Утилизация трупов животных

Комментарии

К животным нужно относится с любовью

Сегодня мне хочется поделиться с читателями журнала своими чувствами и эмоциями по поводу братьев наших меньших. Может быть, кому-то и покажется, что я преувеличиваю, дескать, у домашних животных нет ни ума, ни чувств, одни лишь условные рефлексы. Я в корне не согласна с таким мнением. Уверена, если человек жестоко обходится с обитателями домашнего подворья, то и результатов от такого хозяйствования не будет никаких.

К тому же с домашними животными нельзя быть грубыми хотя бы потому, что они находятся в полной зависимости от нас. И добрый человек никогда не воспользуется властью во вред слабому. Конечно, наши питомцы не понимают смысла оскорбительных слов, но они прекрасно чувствуют интонацию голоса хозяина. Спокойный и ласковый их успокаивает, а грубый и резкий — пугает.

Как-то мне довелось с ужасом наблюдать следующую картину. Хозяин животного схватил палку поувесистей, привязал несчастную корову к стойлу и жестоко избил из-за того, что она случайно выбила из рук ведро. Кто в такой ситуации выглядит зверем: животное или человек? И после перенесенного коровой стресса вы хотите получить от нее много молока?

А ведь корова — ласковое и преданное животное. Как она жалеет своего теленка! И дитя человеческое может позавидовать. Если корова отелилась на пастбище, ее там и оставляют. Хоть убейте, а от теленка она не отойдет ни на шаг. За приплодом приходится приезжать на телеге и укладывать теленка на мягкое сено, только тогда корова-мама покорно пойдет следом. Ее не придется подгонять и даже не нужно оборачиваться, чтобы посмотреть, не потерялась ли по дороге. Только дома корову необходимо подоить. Теленок маленький, все молоко из вымени матери не высосал. Ты ее доишь первый раз после отела, а она лижет твое плечо или голову. Просит, значит, чтобы ты ее ребенка не обижала.

Животные не умеют говорить по-человечески, но это вовсе не значит, что они между собой не общаются. Какой шум поднимают коровы в первый день пастьбы! Но совсем другое мычание (более мягкое и нежное) вы услышите от них, если они отстали от стада или заблудились в лесу. Дескать, откликнитесь, подружки. А те в долгу не остаются. Останавливаются, поворачивают головы и отвечают заблудившимся: "Мы здесь, идите сюда". Те же на радостях бегом возвращаются к стаду.

Теленка к себе мама подзывает негромко, протяжно, ну прямо как колыбельную поет. И на лугу постоянно следит за малышом. А он на поле обычно не один, еще несколько пасутся. Дети они и есть дети, сбиваются в группы, бодаются маленькими рожками, задрав хвостики, играют в догонялки.

И характер у каждой коровы свой. И дружат они между собой, как люди, и ненавидят так же. Жила у меня на подворье корова, Зорькой звали. И была у нее верная подружка в деревенском стаде.

Православная церковь об усыплении животных: отношение, мнение и ответы на частые вопросы

Если не успевала я вовремя забрать свою Зорьку с пастбища, безобразницы на пару отправлялись "шкодить" на совхозное поле. Вот сижу я на лавочке вечером возле палисадника и жду беглянку. Вижу, тянутся обе. Ничего не говорю, даже не шелохнусь, просто наблюдаю. Зорька свой двор твердо знает, а вторая корова разворачивается и идет к себе домой на соседнюю улицу. Тут уж я не выдерживаю, говорю: "Явилась, не запылилась". Корова подходит ко мне с повинной и нежно тычется мордой в ладони, хлеб ищет. Найдя его, стоит и с наслаждением жует, как малое дитя конфетку. Я иду к дому, открываю калитку, Зорька за мной.

А бывало, и не приходила она ночевать вовсе. Тогда я утром пораньше вставала, садилась на велосипед и ехала искать пропавшую. Уж каких только "благодарных" слов за время поисков я мысленно не произносила. Но как только найдешь свою любимую Зорьку, сердце сразу и отходит. А добро оно всегда добром окупается. Молодую корову надо для начала приучить к себе. Ну побегает, пока не повзрослеет. Остепенится и будет за вами следом ходить, как нитка за иголкой.

Ждете свою кормилицу с пастбища? Не поленитесь воду подогреть до такой температуры, чтобы не обжечь руку. Ведь корове обязательно нужно обмыть вымя. Иногда животные возвращаются с выпаса с горячими, обветренными сосками, а порой и потрескавшимися. После обмывания горячей водой соски распарятся и с них сойдет потрескавшаяся кожа. Воды и времени не жалейте.

Припомните трещины на пятках у себя. Как вы от них избавляетесь? Распариваете в горячей воде, а затем втираете питательный крем. Здесь то же самое. После необходимой водной процедуры нужно соски коровы смазать вазелином. И еще, возьмите за правило холодной или летней водой вымя не обмывать!

Напоследок хочу еще раз сказать: "Не обижайте своих животных. Живите с ними в мире и согласии. Присматривайтесь, делайте свои выводы и заключения, и вы всегда откроете для себя что-то новое и интересное".

М.Г. Сидоренко.

Другие статьи на эту тему читайте здесь.

Наверное, каждый православный христианин хотел бы, чтобы его домашний любимец получил жизнь вечную. Появляется логичный вопрос: могут ли животные попасть в Царство Небесное? Для начала стоит изучить комментарии богословов по этому поводу и понять, есть ли душа у животных вообще.

Душа у животных и человека: в чем отличие

Не стоит забывать, что все живое в этом мире создано Господом Богом. Изначально человек был венцом творения и пребывал со Всевышним в гармонии и любви. Как известно, человек был создан по подобию Божьему.

Пребывание человека в Раю было самым лучшим и благим временем. Из библейских рассказов и описаний можно понять, что и животные населяли Эдемский Сад. Они жили в гармонии с первыми людьми, Адамом и Евой. Сам Адам давал имена этим животным, а они были в его власти. Не существовало смерти и страданий, но все это закончилось, когда праотцы совершили грехопадение. Вместе с природой человека повредилась и природа животных. Теперь все живое было подвластно физической и духовной смерти.

Человек столкнулся с грехом, который ему предстояло побороть, чтобы вернуть утерянный Рай. В Писании говорится об обновленной природе человека после второго пришествия Спасителя и о Рае, населенном различными животными. Следовательно, животные тоже имеют душу. Вот только душа эта отличается от человеческой, так как она тленна. По Писанию, душа животного находится в его крови. А кровь — не что иное, как плоть. Плоти свойственна смерть, тление. Душа человека бессмертна, так как сам человек был создан по образу Божьему.

Тем не менее природа души животного не полностью раскрыта. Богословы пытались трактовать слова из Священного Писания по этому поводу, но однозначных мнений нет и по сегодня. Неизвестно, каким образом войдут обновленные животные в Царство Небесное. Некоторые богословы считали, что такими животными станут те, которые когда-то при земной жизни повстречали человека. Святитель Феофан Затворник считал, что для каждого животного и растения Господь создаст одну душу, будто один идеальный собирательный образ пса, кошки и т.д.

Например, если человеку его домашний любимец важнее собственных родственников или друзей, то можно смело говорить о неправильной духовной жизни такого человека.

Куда попадает душа животных после смерти

Как и было сказано раньше, душа животного смертна, так как изначально животные были созданы для службы человеку. Господь даже заповедал Ною употреблять животных и растения в пищу, приносить их в жертву, но запретил употреблять кровь, так как в ней душа животного.

Христианские богословы так и не пришли к одной точке зрения насчет загробной жизни у животных:

  • одни ожидают встретить своих питомцев в раю;
  • другие настаивают на том, что встретят всего лишь обновленный образ животного.

Тем не менее только будущая жизнь приоткроет эту завесу неведения. Что же касается земной жизни, то здесь все немного яснее. Оказывается, что за домашних животных можно молиться.

Усыпление кошки

Не о прощении грехов или упокоении души, ведь животные по природе своей не согрешили, но были вынуждены последовать за человеком после его грехопадения. Да и душа животного умирает вместе с его телом.

Молитвенно можно обращаться к Богу тогда, когда животное заболело или потерялось. Есть святой покровитель кошек. В истории Церкви известны и другие святые, которые без всякого страха жили бок о бок с дикими животными и даже кормили их с рук. Каждый человек должен относиться к животным с любовью, ведь эти существа вынуждены страдать за грехопадение рода человеческого.

Администратор

Церковь о животных

Вот некоторые выдержки на эту тему.

Автор: Иеромонах Серафим( Параманов)

Один из самых распространенных вопросов задаваемых священнику, — можно ли держать в доме или квартире, собаку? Этот вопрос возможно потому и возникает столь часто, что на него отсутствует прямой ответ, как положительный, так и отрецательный. Случается, что некоторые священники вменяют прихожанам во грех содержание собаки в доме, ссылаясь при этом обычно на «традиции» или мнение «отцов»… Другие священники, напротив, не видят в этом ничего плохого, на том основании, что имеющиеся в нашем распоряжении догматические и символические тексты, выражающие веру и учение Православной Церкви, не выносят никакого запретительного суждения о собаках.
Предание о недопустимости нахождения собак в квартире и иных помещениях, где находятся иконы и другие святыни, относится к «околоцерковным». Возникает вполне резонный вопрос: а в чем же виновата собака и каким образом она может помешать благодати Божией? Видимо людям, придерживающимся такого мнения, недостаточно Господних слов, сказанных апостолу Петру, а именно:» Что Бог очистил, не почитай нечистым»(Деян.10,9-15), постановления Апостольского собора, отменившего необходимость соблюдения христианами ветхозаветного закона, в том числе, делящего животных на «чистых» и » нечистых» ( Деян. 15, 24-29).
Святая Церковь за всю свою двухтысячилетнюю историю не посчитала нужным внести прямым образом такой запрет. А что не запрещено, то, как известно, разрешено.

Комментарий Святейшего Патриарха Кирилла на вопрос о том, действительно ли собака является нечистым животным:

«Я хорошо отношусь к животным и очень люблю собак. У меня есть три собаки в Москве и две в Смоленске. Никогда Церковь не считала собак нечистыми животными, никогда не запрещала им входить в помещение. Очень многие выступают против того, чтобы собака заходила в храм, но не по богословским мотивам, а по причинам чисто традиционного, исторического характера, укорененным, как мне кажется, в представлениях о гигиене. Хочу сказать, что запрет на то, чтобы собаки входили в храм, не зафиксирован в каноническом праве. Это просто часть традиции, и та же традиция распространяется, наверное, и на лошадей, поросят, кур, гусей и других животных. Но не распространяется на кошек. Почему? Да потому, что они всегда ловили мышей. И кошек запускали в храм именно с этой целью. Тем более, что кошка — очень чистоплотное, почти стерильное существо, домашнее в полном смысле этого слова. Она не создает гигиенических проблем для пространства, в котором находится. Я думаю, что проблема заключается только в этом, и никакой мистики, связанной с собаками, нет, и тем более не существует никакого «антисобачьего» богословия. Надо любить животных, потому что, проявляя любовь к животным, мы тренируем наши человеческие эмоции, становимся более человечными.»

Протоиерей Максим КОЗЛОВ, настоятель храма св. мц. Татианы при МГУ:

«Собаки очень хорошие животные, и они, как и все животные, сотворены Богом, поэтому каждый человек может держать дома любое количество собак, если только это не становится для него страстью. Но встречаются случаи, когда священники отказываются из-за собак освящать квартиры. А также иногда можно столкнуться с тем мнением, что собака «плохое» животное, и в нее может вселиться бес. Надо сказать, что подобные заявления носят личный характер, то есть они никогда Церковью не догматизировались. С точки зрения православного богословия собака не лучше и не хуже кошки. Скорее всего, кошку допустили в дом и храм лишь потому, что там водились мыши. Например, русский проповедник после эмиграции жил в Индии. Он был священником, и, живя на чужбине, построил себе храм. Построил специально на какой-то священной языческой горе, чтобы его никто не беспокоил. Однажды, войдя в храм, он увидел, что на престоле спит кобра. Тогда он спокойно взял ее и выбросил. Что взять с животного, оно ведь не знает что такое престол. Но если следовать существующему мнению, то кобра страшнейший зверь, а священнику вообще надо было немедленно уезжать? Он даже переосвящать ничего не стал. Такое же отношение должно быть и к собакам. Никакая тварь не может выгнать Бога ни из нашей квартиры, ни из храма. А ведь сколько раз собаки спасали людей! Взять хотя бы воспо-минания митрополита Нестора — «Моя Камчатка». Он описывает множество случаев, когда эти животные помогали, отогревая, и вытаскивая из воды, и выводя из тундры. Многие северные народы живут вместе с собаками в юртах, но при этом же они не перестают быть людьми. Они к собакам относятся как к членам семьи. Иначе там просто нельзя. Наверняка владыка Нестор и освящал эти жилища, и молился вместе с этими людьми. «

Святой праведный Иоанн Кронштадтский:http://hamburg-hram.de/ioann
Слово 307
Не дыши злобою, мщением, убийством даже на животных, чтобы твою собственную душу не предал смерти духовный враг, дышащий в тебе злобою даже на бессловесных тварей, и чтобы тебе не привыкнуть дышать злобою и мщением и на людей. Помни, что и животные призваны к жизни благостью Господа для того, чтобы они вкусили, сколько могут, в короткий срок жизни радостей бытия. Благ Господь всяческим . Не бей их, если они, неразумные, что-либо и напроказят или пострадает от них какая-либо из твоей собственности. Блажен, иже и скоты милует.

.Блажен, иже и скоты милует(Псалом)

http://www.ecoethics.ru/b01/55.html
Православное христианство
Православное христианство основывает свои нравственные принципы на учении Христа, изложенном в Новом Завете Библии — Евангелии. Исходные положения христианского учения — о доброте, ненасилии, самосовершенствовании — развивались в соответствии с общим нравственным уровнем человечества и в последующие эпохи получали все новое преломление, которое отвечало более высокому культурному уровню общества. Идеи доброго, милостивого отношения к животным получили развитие и в русском христианстве. Один из известнейших, особо чтимых русских святых Сергий Радонежский приручал диких животных, приходивших к монастырю из лесов.
Один из любимейших святых позднейшего времени (XIX век) Серафим Саровский изображается с медведем, которому он дает кусок хлеба. Появление животного на иконе многозначительно. Это изображение не символично, но автобиографично, и иконописец желает подчеркнуть, что святой был столь милостивым, что это чувствовали даже дикие звери и подходили к нему, не боясь и не нападая. В этой сцене изображается не только слияние святого с миром живого, его приятие всех тварей, но и доброту, выходящую за рамки долга перед человеком, доброту к животным, которую они чувствовали, которая была так велика, что заставляла животных забыть свой вековечный ужас перед человеком. Эти святые были вегетарианцами, Серафим Саровский, например, питался крайне скудно — «снытью» (вид травы).
Хотя русская православная церковь немного говорила об этике отношения к животным, тем не менее, в начале этого века в ее поучениях содержалась и тема доброго отношения к животным. В 1912 г. Московское общество любителей духовного просвещения выпустило небольшую брошюру «О кротком и жалостливом обращении с животными». Автор книги называет грубое и жестокое обращение с животными пороком, который «тем более заслуживает порицания и осуждения, что ничем не может быть извиняем». Автор продолжает, что только «неудержимое раздражение и жестокость сердца» заставляют людей бить животных, плохо ухаживать за ними, и называет тех людей, которые вступаются за животное, «добрыми образованными христианами». Автор рекомендует с раннего детства учить детей кроткому обращению с животными; как аргументы при воспитании детей предлагаются беседы о красоте всех творений, о пользе животных для человека, а также рекомендуется возбудить интерес к миру живого рассказами о жизни животных, их повадках. Автор брошюры ссылается на тексты Псалмов, говорящих о том, что Господь в своем промысле не забывает животных, и это должно направлять людей на путь доброго отношения к ним также. Жалостливость, сострадание и любовь автор называет дарами любви Божьей и призывает беречь в себе эти чувства.
В 1915 году в Троицко-Сергиевской Лавре была опубликована небольшая проповедь «Блажен иже и скоты милует», заголовком которой было выбрано известное изречение. Эта проповедь явно предназначена для крестьян, державших скот, написана простым языком.

Является ли грехом усыпление домашних животных, которые безнадежно больны?

В ней содержатся призывы «не бранить, и не клясть свой скот», «не бить, не изнурять его непомерными работами, голодом и холодом, но миловать его, оберегать его от всего недоброго». Более того, людей призывают молиться за скот, как это делает Церковь. Автор проповеди ссылается на священное писание и называет прямой заповедью Божией наказ быть милостивым к животным; он приводит слова Писания: «не презри вола работающего», а также: «блажен, иже и скоты милует». Автор призывает не только быть добрым к своему животному, но вступаться за чужую скотину и отговаривать хозяина не бить ее.
Раздел о религиях мира хочется закончить таким размышлением известного борца за Права животных Тома Ригана:
«После всего, что сказано и сделано, невольно возникает вопрос, почему в нашем так называемом цивилизованном обществе сегодня жестокость человека к животным все возрастает. Почему так трудно изменить отношение человека к животным? Организованные религиозные институты могли бы сыграть важную роль в воспитании людей. Почти 90% населения мира исповедуют одну из главных религий. Каждая из этих религий имеет нравственную платформу, с помощью которой можно было бы влиять на массы, воспитывать их. Но никто никогда не слышал с амвонов проповедей, доносящих до людей слово Божие, о животных. Завет «Возлюби своего ближнего» включает всех ближних и животных тоже».

Рубрики: Разное

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *